Влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста
p align="left">19. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ. высш. уч. Заведений. - М.: Академия, 2003. - С. 23.

20. Луначарский А.В. О социальном воспитании// Луначарский А.В. О воспитании и образовании/ Под ред. А.М. Арсеньева и др. - М.: Политиздат, 1976. - С. 42.

21. Мардахаев А.В., Матейчек З. Родители и дети: Книга для учителя: Пер. с чеш. - М.: Просвещение, 1992. - С. 37, 40; 228-233.

22. Могилевская Г.Л. Семейный климат. - М.: Педагогика, 1973. - С. 53.

23. Особенности психического развития детей 6-7- летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.П. Венгера; Науч-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССр. - М.: Педагогика, 1988. - С. 48.

24. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение// Избр. пед. соч./ Под ред. М.Г. Данильченко. - М.: Знание, 1985. - С. 38.

25. Пинт А.О. Это вам, родителям. Книга вторая. Размышления над письмами. Изд. 2-е. - М.: Знание, 1979. - С. 57,58;65;173.

26. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. - М.: Педагогика, 1967. - С. 27.

27. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - С. 325-330.

28. Психологический словарь/ Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др.; Науч.- исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. - С. 86, 374.

29. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Е.И. Арматова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. - 3-е изд. - М.: Академия, 2005. - С. 89-94.

30. Психология семьи: учебный практикум для студ. сред. проф. пед. учеб. заведений / Авт. - сост. О.Н. Неклюдова / Под ред. к.п.н., доц. А.А. Огарков - Тотьма, 2007. - С. 25-26.

31. Сатир В. Как строить себя и свою семью/ Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. - С. 8-9, 41.

32. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка/ Н. Листратенко// Социальная педагогика №2. Технология и практика. - М, 2006. - С. 88.

33. Семья в современном социуме (конец 20 - начало 21 веков). Монография в 2-х частях: Часть 1/Под общ. Ред. Т.В. Лодкиной. 2-е изд. - Вологда: ООО ПФ Политиздат, 2007. - С. 9-11.

34. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - С. 27.

35. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). - М.: Педагогика, 1986. - С. 8.(Педагогика родителям).

36. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Политиздат, 1987. С. 62.

37. Теплов Б.М. Психология: Учебник для средней школы. Изд. 8-е. - М.: Просвещение, 1954. - С. 27.

38. Фромм А. Азбука для родителей. - СПб.: Лениздат, 1991. - С. 246;289-290.

39. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учеб. пособие для учащтхся ст. классов/ Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. - М.: Просвещение, 1987. - С. 8-12;197,200.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Тест «Методика изучения родительских установок» PARI Е.С. Шефер, Р.К. Белл

Инструкция родителям: «Прочтите каждое утверждение, данное ниже, и оцените каждое из них следующим образом: С - полностью согласен; с - почти согласен; н - скорее не согласен; Н - полностью не согласен.

Здесь нет правильных и неправильных ответов, поэтому Вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы Вы ответили на все вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах».

1. детям можно не соглашаться с мнением родителей, если они чувствуют, что их суждения более верные.

2. хорошая мать должна оберегать ребенка даже от незначительных жизненных трудностей.

3. для хорошей матери дом - это самое главное.

4. некоторые дети настолько плохи, что страх перед взрослыми может только послужить их благу.

5. дети должны знать, что родители ради них вынуждены отказаться от многого.

6. нужно крепко держать ребенка во время купания, потому что в какой-то момент он может выскользнуть.

7. люди, которые думают, что могут прожить в браке не ссорясь, не знают жизни.

8. со временем дети будут благодарны за строгое воспитание.

9. дети раздражают любую женщину, если она вынуждена быть с ними целый день.

10.гораздо лучше для ребенка , если он никогда не усомнится в правоте матери.

11. большинству родителей следовало бы воспитать в детях умение прислушиваться и принимать мнение родителей.

12.ребеной должен быть воспитан так, чтобы избегать драк в любых ситуациях.

13.самое ужасное для женщины в ведении домашнего хозяйства - это чувство, что она не сумеет сделать все сама.

14.родителям следовало бы приспосабливаться к детям. Вместо того, чтобы ждать, что дети приспособятся к ним.

15. поскольку ребенку в жизни предстоит многое освоить, непростительно, чтобы он просто так тратил время.

16.если Вы позволите свом детям жаловаться, то они будут жаловаться чем дальше, тем больше.

17.матери лучше бы справлялись с детьми, если бы отцы были добрее.

18.маленькому ребенку не следует слушать разговоры о сексе.

19. если мать не сумеет создать дома хорошие домашние традиции, то и у детей, и у мужа будут лишние сложности.

20.матери следовало взять за правило знать все, что думает ребенок.

21.дети были бы более счастливы и лучше бы себя вели, если бы родители проявляли интерес к их делам.

22.больштнство детей должны быть приучены к туалету к 15 месяцам.

23.нет ничего хуже для молодой матери, чем воспитывать своего первого ребенка без помощи.

24. у детей следовало бы поощрять стремление высказаться, если они считают, что какие-то правила в семье неразумны.

25.матери следует делать все, чтобы оградить ребенка от разочарований.

26.женщина, которая увлекается вечеринками, редко становится хорошей матерью.

27.часто можно предотвратить плохой поступок ребенка, устранив возможную причину этого плохого поступка.

28. мать должна быть готова отдать свое счастье ради счастья её ребенка.

29.все молодые матери боятся быть неловкими при уходе за свом ребенком.

30.бывают ситуации. Когда женщине надо прямо и резко поговорить с мужем, чтобы укрепить свое положение.

31.строгая дисциплина развивает сильный характер.

32.у матерей часто возникает чувство, что они больше ни минуты не могут выносить своего ребенка.

33.родители никогда не должны выглядеть в глазах ребенка в дурном свете.

34. детей нужно научиться считаться с родителями больше, чем со всеми остальными взрослыми.

35.ребенка следует воспитывать так, чтобы в случае конфликтов он обращался к родителям и учителям, а не дрался.

36.женщина, отдающая ребенку все свое время, испытывает чувство, что у нее «подрезали крылья».

37. родителям следует заслужить уважение детей своими поступками.

38.дети, которые не прилагают усилий для достижения успеха, позже поймут, как много они упустили.

39.родители, которые поощряют ребенка к тому. Чтобы он говорил о своих проблемах, не понимают, что иногда лучше оставить его одного.

40.мужья могли бы активнее выполнять свою часть работы по дому, если бы были менее эгоистичны.

41.очень важно не разрешать маленьким мальчикам и девочкам видеть друг друга полностью раздетыми.

42.для детей и для мужа лучше, когда мать в состоянии сама справиться с большинством трудностей.

43.ребенок никогда не должен иметь секретов от родителей.

44.если смеяться детским шуткам и шутить с детьми, это многое облегчает в семье.

45.чем быстрее ребенок научится ходить, тем легче его будет обучить.

46.несправедливо, если женщина вынуждена нести одна все бремя воспитания ребенка.

47.ребенок имеет право на собственную точку зрения, и ему должно позволено её высказать.

48.ребенка нужно оградить от работы, которая должна была бы слишком утомительной и тяжелой для него.

49.женщина должна выбирать: либо она будет хорошей хозяйкой, либо будет общаться с соседями и приятелями.

50.умные родители рано дадут понять ребенку, кто в семье принимает решения.

51.мало женщин получают ту благодарность, которую заслуживают за то, что они сделали для своих детей.

52.мать всю жизнь будет упрекать себя, если с её ребенком произойдет несчастный случай.

53. даже если муж и жена любят друг друга, все равно они могут раздражать друг друга и ссориться.

54.дети, которых воспитывают в строгих правилах, вырастают очень хорошими людьми.

55.редкая мать может быть ласковой с ребенком весь день.

56.детям не следовало бы узнавать вне дома что-нибудь такое, что ставило бы под сомнение взгляды родителей.

57.ребенок рано начинает понимать, что нет большей мудрости, чем мудрость его родителей.

58.нельзя оправдать ребенка, который бьет другого.

59.большинство молодых матерей более всего тяготятся тем, что привязаны к дому.

60.несправедливо, что детей слишком часто принуждают к компромиссам.

61.родители должны воспитать детей так, чтобы они поняли, что для того, чтобы достичь чего-либо, нужно заниматься делом, а не тратить время даром.

62.родители должны сразу сделать так, чтобы дети не докучали своими проблемами.

63.если мать не справляется с ребенком, то это потому, что отец не помогает ей по дому.

64.дети, которые интересуются сексуальными проблемами, став взрослыми совершают сексуальные преступления.

65. планировать домашнее хозяйство должна мать, поскольку она одна знает, что делается в доме.

66. тревожные родители пытаются узнать все, что думает их ребенок.

67.родители, которые с интересом слушают рассказы детей об их вечеринках, влюбленностях, шутках, облегчают их взросление.

68.чем раньше родители ослабляют свои эмоциональные связи с ребенком, тем легче ему будет решать свои собственные проблемы.

69.умная женщина сделает все возможное, чтобы кто-нибудь был с ней рядом до и после рождения ребенка.

70.принимая какое-либо решение, родителям следует всерьез считаться с мнением своих детей.

71.родители должны сделать все возможное, чтобы их ребенок не попал в трудную ситуацию.

72.многие матери забывают, что место матери дома.

73.детям нужно, чтобы им помогли избавиться от их естественных дурных наклонностей.

74.дети должны быть более внимательны к своим матерям, так как матери очень многое переносят ради них.

75.большинство матерей боятся, что могут повредить младенца, ухаживая за ним.

76.в семье могут быть конфликты, которые мирно уладить невозможно.

77.от большинства детей нужно требовать большей дисциплинированности, чем это обычно делают.

78.воспитание детей - разрушительная работа для нервов.

79.ребенку не следует спрашивать, о чем думают его родители.

80.родители заслуживают высочайшей оценки и уважения своих детей.

81.детей не надо поощрять драться и бороться, так как это часто приводит к неприятностям и травмам.

82.одна из неприятных сторон в воспитании ребенка та, что у вас нет достаточно свободного времени, чтобы делать то, что вам нравится.

83.в определенных пределах родители должны обращаться с ребенком как с равным.

84.ребенок, с которым у родителей установлены неформальные отношения, чаще всего бывает счастлив.

85.если ребенок чем-то расстроен, то лучше не придавать этому серьезного значения, а оставить его одного.

86.если бы матери могли осуществить свое самое заветное желание, то скорее всего они попросили бы своих мужей быть более чуткими.

87.секс - одна из самых сложных проблем воспитания.

88.всей семье будет лучше, если всю ответственность и заботу о ней возьмет на себя мать.

89.мать имеет право знать все, что происходит в жизни ее ребенка, потому что ребенок - часть ее.

90.если родители будут иногда шутить с детьми, то дети более охотно примут и их советы.

91.матери нужно приложить много усилий, чтобы приучить ребенка к туалету как можно раньше.

92.большинству женщин необходимо больше времени, чем им дают сейчас, для того, чтобы оставаться дома после рождения ребенка.

93.если у ребенка неприятности, лучше, чтобы он знал, что он не будет наказан, если расскажет об этом своим родителям.

94.детей нужно ограждать от непосильной работы, чтобы не лишать их уверенности в себе.

95.хорошей матери вполне достаточно общения внутри семьи.

96.иногда необходимо, чтобы родители сломили волю ребенка.

97.матери жертвуют почти всеми своими удовольствиями ради детей.

98.мать больше всего боится, как бы по ее вине с ребенком что-нибудь не случилось.

99.ссоры естественны, если в брак вступили два человека, каждый из которых имеет собственное мнение.

100.при строгом воспитании дети более счастливы.

101.еси ребенок эгоистичен и требователен, это, естественно, выводит мать из себя.

102.нет ничего хуже, чем критиковать мать при ребенке.

103.в детях важнее всего воспитать умение прислушиваться и принимать мнение родителей.

104.большинство родителей предпочитают спокойных детей.

105.для молодой матери обязанности по воспитанию ребенка в тягость, так как они не позволяют ей реализовать себя в других сферах жизни.

106.нет никаких оснований, чтобы родители жили так, как они хотят, а детям запрещали это делать.

107.чем раньше ребенок поймет, что попусту потраченное время есть потерянное время, тем лучше для него.

108.если вы проявляете интерес к детским проблемам, то дети обычно сочиняют кучу историй, чтобы этот интерес поддержать.

109.мало кто из мужчин понимает, что их женам, воспитывающим детей, также хочется развлечься.

110.с ребенком что-то неладно, если он задает много вопросов о сексе.

111.замужняя женщина знает, что она должна взять на себя инициативу в ведении семейных дел.

112.маь должна быть уверена, что она знает все сокровенные мысли своего ребенка.

113.если вы делаете что-то вместе с детьми, то они чувствуют себя ближе к вам, и им будет легче общаться с вами.

114.ребенка следует, как можно раньше отлучать от груди и то бутылочки.

115.забота о маленьком ребенке доставляет столько хлопот, что нельзя ожидать, чтобы женщина справилась с этим одна.

Приложение 2

Шкала проявления тревожности Т.А. Немчина

Цель: измерение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста

Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.

Инструкция: «Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, ответьте «да», либо «нет» - если не согласны. Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ.

Вопросы

1. обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.

3. у меня редко бывают запоры.

4. у меня редко бывает головная боль.

5. я редко устаю.

6. я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. я уверен в себе.

8. практически я никогда не краснею.

9. по сравнению со своими друзьями, я считаю себя вполне смелым человеком.

10. я краснею не чаще, чем другие.

11. у меня редко бывает сердцебиение.

12. обычно мои руки достаточно теплые.

13. я застенчив не более, чем другие.

14. мне не хватает уверенности в себе.

15. порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16. у меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17. мой желудок сильно беспокоит меня.

18. у меня не хватает духа вынести все предстоящие тревоги.

19. я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21. мне нередко снятся кошмарные сны.

22. я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23. у меня чрезмерно беспокойный и прерывистый сон.

24. меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда точно знал, что мне ничто не угрожает.

26. мне трудно сосредоточиться на работе.

27. я работаю с большим напряжением.

28. я легко прихожу в замешательство.

29. почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или чего-либо.

30. я склонен принимать все слишком в серьез.

31. я часто плачу.

32. меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

33. раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты