Влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста
p align="left">Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится.

Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения.

Как мы знаем, дети 7-11 лет, в отличие от взрослых, постоянно находятся в движении. Для них движение - столь же сильная потребность, как и необходимость в еде, родительской любви. Поэтому к их стремлению двигаться нужно, относиться как к одной из физиологических функций организма. Иногда требования родителей сидеть практически неподвижным бывают столь чрезмерными, что ребенок практически лишается свободы движения.

У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться.

Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера, и грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом. Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.

У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Родители сверстников обычно ставят их в пример своим сорванцам: «Смотри, как хорошо ведет себя Саша. Он не балуется на прогулке. Он каждый день аккуратно складывает игрушки. Он слушается маму». И, как ни странно, весь этот перечень добродетелей бывает правдой - эти дети ведут себя «правильно».

Но некоторых родителей волнует поведение своих детей. «Люба очень нервная. Чуть что - в слезы. И не хочет играть с ребятами - боится, что они поломают ее игрушки». «Алеша постоянно жмется к маминой юбке - не оттащишь. Таким образом, тревожность младших школьников может быть вызвана как внешними конфликтами, исходящими от родителей, так и внутренними - от самого ребенка. Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Подготовка и проведение исследования

Цель практической части заключается в выявлении уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. Также необходимо определить какие родительские установки влияют на проявление тревожности в младшем школьном возрасте.

Задачи:

1. Выявить уровень тревожности у детей младшего школьного возраста;

2. Выявить родительские установки и реакции, влияющие на развитие тревожности у детей младшего школьного возраста;

3. Разработать рекомендации по профилактике проявления тревожности у детей младшего школьного возраста.

Этапы практического исследования:

1. Подбор диагностического инструментария;

2. Подбор испытуемых для проверки гипотезы исследования;

3. Проведение обследования;

4. Написание выводов и разработка рекомендаций.

Выборка: в исследование приняли участие 29 семей: дети младшего школьного возраста - 29 человек и их родители. Социально-демографические характеристики: возраст родителей составляет 28-32 года, возраст детей - 7-12 лет. Детей женского пола - 21 человек, мужского - 8 человек. Родителей женского пола - 29, мужского - 29 человек. Все родители состоят в законном браке и занимают определенную должность в различных сферах услуг.

Диагностический инструментарий:

а) для выявления родительских установок использовался тест «Методика изучения родительских установок» PARI Е.С. Шефер, Р.К. Белл. Цель: изучение отношения родителей к разным сторонам семейной жизни.

б) для выявления уровня тревожности у детей младшего школьного возраста использовался тест «Шкала проявления тревожности» Т.А. Немчина.

Цель: выявление уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.

в) Беседа - метод психолого-педагогического исследования и воспитательного воздействия на основе вербальной коммуникации.

Цель: - установление контакта с испытуемым;

- выявление социально-демографических характеристик.

В ходе беседы были заданы следующие вопросы:

1. Ваш возраст?

2. В каком классе Вы учитесь?

3. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное от уроков время?

4. Вам нравится учиться?

5. Вы живете с родителями или с другими родственниками?

6. Расскажите о своей семье?

7. Как Вы считаете, на Вас положительно или отрицательно влияют Ваши родители?

2.2 Анализ результатов и выводы

Результаты, полученные в ходе проведения тестов «Методика изучения родительских установок» PARI Е.С. Шефер, Р.К. Белл., и «Шкала проявления тревожности» Т.А. Немчина размещены в сводной таблице результатов обследования.

Таблица 2.1 Сводная таблица результатов обследования

Уровень тревожности

Процентное соотношение (%)

Родительская установка (мама/папа)

Процентное соотношение (%)

Высокий

21%

Гиперопека

20%

Средний

72%

Демократичность

Диктат

Гипоопека

55%

6%

10%

Низкий

7%

Демократичность

55%

Таблица 2.2 Сводная таблица результатов беседы

Уровень тревожности

Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное от уроков время?

Вы живете с родителями или с другими родственниками?

Как Вы считаете, на Вас положительно или отрицательно влияют Ваши родители?

Вам нравится учиться?

Высокий

35 % - просмотр телевизора 65 % - подготовка к урокам

100 % - живут с родителями

90 % - положительно влияют 10 % - отрицательно

88 % - нравится 12 % - не нравится

Средний

90 % - подготовка к урокам 10 % - просмотр телевизора

100 % - живут с родителями

100 % - положительно

100 % - нравится

Низкий

60 % - подготовка к урокам 40 % - просмотр телевизора

100 % - живут с родителями

95 % - положительно 5 % - отрицательно

87 % - нравится 13 % - не нравится

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных детей младшего школьного возраста характеризуются средним уровнем тревожности (21 человек) - это 72 %. С высоким уровнем тревожности - 6 человек (21 %), с низким - 2 человека (7 %).

В большинстве случаев у родителей проявлялась такая родительская установка, как демократичность (32 человека - 55 %). У родителей обоего пола, данная родительская установка и проявлялась равнозначно - 16 проявлений. Демократичность характеризуется следующими признаками: родители предоставляют ребенку возможность высказаться, считаются с ним, общаются на равных, стараются участвовать во всех его делах, разделяют и поощряют его интересы, преобладают товарищеские отношения, равенство родителей и ребенка.

Представители данной выборки реже используют диктат в воспитании (4 человека - 6 %), из них 2 родителя женского пола и 2 - мужского. Такая родительская установка характеризуется следующими признаками: подавление воли ребенка и строгость родителей; они предполагают в ребенке дурные наклонности, которые необходимо переломить. В этом случае выполнение родительских обязанностей сопровождается раздражительностью, чувством их обременительности. Супружеские конфликты и осуществление диктата в воспитании является показателями общего неблагополучия семьи.

Можно заметить, что часть родителей прибегают к гипер и гипоопеке: 12 родителей с гиперопекой в воспитании (20 %), из них 7 родителей женского пола и 5 - мужского. И 6 родителей - с гипоопекой (10 %), из них 3 родителя женского пола и 3 - мужского. Первая родительская установка характеризуется тем, что родители стремятся все знать о ребенке, ограждать его от жизненных сложностей, от забот, которые могли бы утомить ребенка. Дети должны во всем слушаться родителей, понимать, что мудрость их родителей есть высшая мудрость, причем родители стремятся ограничить постороннее влияние на ребенка, подчеркивая свою собственную роль и наоборот.

Анализируя полученные данные, можно сказать о том, что чаще всего при проявлении высокого уровня тревожности у ребенка младшего школьного возраста наблюдается такая родительская установка, как гиперопека. С низким и средним уровнями тревожности - демократичность.

Данные беседы говорят нам о том, что дети с высоким уровнем тревожности страдают от излишней опеки со стороны родителей, они хотят свободно выражать свое мнение и перед одноклассниками выглядеть взрослыми и самостоятельными. Дети со средним уровнем тревожности довольны отношениями с родителями и лишь иногда переживают за успеваемость в школе. А детям с низким уровнем тревожности хотелось, чтобы родители в большей степени проявляли внимание и заботу по отношению к ним. Также можно отметить, что все дети с различными уровнями тревожности проживают совместно со своими родителями и, причем большинство из них положительно влияют на воспитание ребенка. На вопрос нравится ли учиться, дети со средним уровнем тревожности отметили 100 % положительный ответ; у детей с низким и высоким уровнями тревожности присутствует нежелание учиться. И, наконец, можно отметить, что все дети в свободное от уроков время в большинстве случаев предпочитают заниматься подготовкой к урокам, лишь небольшая часть времени занимает просмотр телевизора.

Рекомендации:

1. родителям обоих полов стараться прибегать к одной и той же родительской установке и реакции;

2. родителям, воспитывающих детей с высоким уровнем тревожности, стараться уходить от гипер и гипоопеки;

3. расширить знания родителей в области стилей воспитания детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что проблема воспитания детей и проявление у них тревожности интересовала и интересует многих исследователей в области психологии и педагогики. В современных науках существует множество понятий «тревожность», мы останавливаемся на определении А.Н. Прихожан, на наш взгляд оно более полно раскрывает смысл понятия «тревожность».

Ребенок воспитывается многими обстоятельствами. Эффективное воспитание, отвечающее нуждами общества и самой личностью, возможно тогда, когда воздействия обстоятельств, взятых под контроль, будут управляемы.

Родительские установки и влияют на социализацию ребенка. И от того, как относятся родители к нему, зависит его поведение, отношение к сверстникам, окружающим.

Развитие и формирование личности младшего школьника - процесс социальный: ребенок занимает социальную позицию школьника; развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника; с поступлением ребенка в школу учение становиться видом деятельности. В отличие от игры оно носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематический характер; деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями с взрослыми и сверстниками. Основные психологические отличия младшего школьника от дошкольника - развитие произвольной регуляции деятельности и осознание своих изменений, произошедших в ходе учебной деятельности.

Таким образом, тревожность младших школьников может быть вызвана как внешними конфликтами, исходящими от родителей, так и внутренними - от самого ребенка. Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

Подводя итоги исследования, хотелось бы отметить полученные результаты. В ходе исследования было выявлено, что дети младшего школьного возраста действительно характеризуются разными уровнями тревожности и на проявление определенного уровня тревожности влияют как личностные особенности, так и влияние определенной родительской установки. Можно сделать вывод о том, что большинство детей младшего школьного возраста характеризуются средним уровнем тревожности (21 человек) - это 72 %. Их отношения в семье удовлетворяют необходимые потребности, иногда лишь переживают за успеваемость в школе. С высоким уровнем тревожности - 6 человек (21 %). Такие дети обеспокоены взаимоотношениями с родителями, им не хватает либо резкого слова одного из родителей, либо самостоятельности в принятии каких-либо решений. С низким уровнем тревожности - 2 человека (7 %). Такие дети абсолютно не волнуются за свою жизнь. Они твердо уверенны, что их всегда поймут родители и дадут нужный совет. Чаще всего такие взаимоотношения характеризуются демократичностью в отношениях, что у нас и получилось.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что гипотеза не подтвердилась.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы. - М.: Просвещение, 1993. - С. 13.

2. А папа мне разрешил! Как дети нами манипулируют. Что делать?/И. Кадльберт - Шмидт; [пер. с нем. Ю. О. Бема]. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - С. 44, 46-47.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: ЮНИТИ, 1984. - С. 37.

4. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003. - С. 142.

5. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2005. - С. 3.

6. Воспитание школьника в семье./Под ред.Т.А.Маркова. - М.: Народная асвета, 1979. - С. 16.

7. Гребенников И.В. Школа и семья. - М.: Педагогика, 1985. - С. 53.

8. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 4, 8-9, С. 43.

9. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте Возр. И пед. психология/ Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. - С. 38.

10. Джаймотт Х.Д. Родители и дети. - М.: РИПОЛ классик, 1986. - С. 63.

11. Каппони В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок и родитель. - СПб.: Питер, 1995. - С. 26.

12. Климов Е.А. Психология: Учебник для средней школы. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - С. 200,202;251-252.

13. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. - Минск: Нар. Асвета, 1980. - С. 46.

14. Корчак Я. Как любить детей. - Минск: ЮНИТИ, 1980. - С. 60.

15. Краткий психологический словарь/под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - С. 202.

16. Кэмпбелл Росс. Как на самом деле любить детей. М.Максимов. Не только любовь. - М.: Знание, 1992. - С. 48, 49.

17. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Культура и спорт, 1991. - С. 35.

18. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М.: Классик, 1978. - С. 17.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты