Ценности и ценностные ориентации современной молодежи
олодежь - явление конкретно-историческое, то есть продукт истории и определенной культуры и в то же время их движущая сила и фактор изменений. Современная жизнь требует кардинального изменения векового самосознания общества как следствия кардинальных изменений в экономике и производстве под влиянием научно-технической революции, изменения стиля и характера во всех сферах общественной жизни. Необходимо новое понимание молодежи как группы, находящейся на определенной стадии возрастного духовного и социального развития. Молодость - не служебно-подготовительная фаза возрастного развития, как считалось столетиями, а главный источник сегодняшних изменений. Правильное понимание сути молодежи, грамотная молодежная политика - это условие прорыва общества в будущее. Где молодежь и грамотная работа с ней - там успех. "Наоборот, "взрослость" сегодня нередко более убыточна, нежели молодость, поскольку отягощена догмами вчерашнего дня, устаревшим опытом, потерей к восприимчивости нового" [9].

Молодежь - своего рода социальный аккумулятор тех трансформаций, которые всегда постепенно (день за днем, год за годом) и потому незаметно для общего взгляда происходят в глубинах общественной жизни, ускальзывая от внимания большинства. Это критические взгляды и расположение духа относительно существующей действительности, новые идеи и энергия, которые в особенности нужны в момент коренных реформ. Как носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству (повышенные чувственность, восприятие, образность мышления, и т.п.), молодежь - ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни, так как по природе она неприятель консерватизма и застоя. Ценность молодости в современном мире увеличивается и в связи с расширением сроков образования, профессиональной подготовки, необходимой в условиях научно-технической революции. В молодости человек легко приобретает основные знания, умения и навыки.

Молодежь - эта наиболее здоровая физически часть населения, это жизненная сила общества, сгусток энергии, концентрации интеллектуальных и физических сил, которые требуют выхода. За счет этих сил жизни общество может быть сильнее. Нельзя не отдавать себе отчета и в том, что принципиально новые типы машин и оборудования, новейшие технологии, системы управления, которые составляют основные факторы интенсификации экономики, могут быть созданы только людьми нового, нетрадиционного типа мышления.

Процесс жизнедеятельности молодёжи происходит во всех основных сферах жизнедеятельности личности, реализуясь посредством обучения и воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений. Основными социально-психологическими регуляторами этого процесса и одновременно показателями положения молодёжи в обществе и в структуре исторического процесса развития выступают ценностные ориентации, социальные нормы и установки. Они определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения. Молодость - это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

2.2 Базовые ценности современной молодежи

На всех исторических этапах существования человечества важную роль в его развитии играла молодежь. На глазах современного поколения молодежи происходят колоссальные перемены, затрагивающие все сферы жизнедеятельности общества, влияющие на весь уклад жизни современного человека. Она осуществляет свою жизнедеятельность на основе базовых ценностей и ценностных ориентаций.

Под базовыми ценностями понимаются основные жизненные смыслы, которыми индивиды, включенные в различные формы социальной активности, руководствуются в своей повседневной жизни, смыслы, которые в значительной степени определяют отношение индивидов к окружающей их действительности и детерминируют основные модели социального поведения.

Ценностно-нормативная система стабильного общества регулирует социальное поведение членов общества как непосредственно через ролевые экспектации к поведению людей, занимающих тот или иной социальный статус, так и опосредованно, - формируя сознание (ценностные ориентации, установки, жизненные цели), которые позволяют мысленно подготовиться к успешному выполнению социальных ролей.

Психологическое состояние человека в стабильном обществе в основном зависит от того, насколько его поведение соответствует социальным требованиям.

Нестабильное общество характеризуется тем, что разрушается ценностно-нормативная система как всеобщая основа социальной интеграции. Такое состояние общества называется аномией.

Для эмпирической оценки тенденций развития украинского общества на основе анализа динамики морально-психологического состояния молодежи как основы формирования новой ценностно-нормативной системы Институт социологии НАН Украины проводит ежегодный опрос.

Результаты исследования показывают, что у молодежи Украины актуальность потребности и ее напряженность не всегда совпадают. Так, например, потребность в сфере межличностных отношений, личностных социальных качеств и здоровья среди молодежи достаточно распространены в качестве актуальных ценностей, в тоже время напряженность этих потребностей относительно невысока. Наиболее высокий уровень напряженности вызывает недостаточность в обеспечении таких ценностей, как "государственная защита от снижения уровня жизни" (81%), "стабильность в государстве и обществе" (75%), "экологическая безопасность" (74%), "подходящая работа" (68%), "социальный оптимизм" (67%). Недостаточность обеспечения этих потребностей отметили более двух третей молодежи страны. Более половины указали на нехватку таких социальных благ, как "возможность полноценно проводить отпуск" (65%), "соблюдение в стане прав человека" (65%), "руководители способные управлять государством" (63%), "автомобиль" (61%), "возможность подрабатывать" (60%), "возможность питаться со своими вкусами" (59%), "защита от преступности" (52%), "модная и красивая одежда" (52%) [29]. Напряженность именно этих ценностей приводит к существенному снижению общего уровня социального самочувствия молодежи.

Что касается картины морально-психологического состояния украинской молодежи, то следует отметить неблагоприятные показатели морального здоровья, тогда как психологическое и психическое здоровье находится на относительно приемлемом уровне.

Следует подчеркнуть, что в условиях отказа от старой ценностно-нормативной системы (социалистической) и декларирования новой (демократической) в обществе необходимо было последовательное создание соответствующей законодательной базы и государственной политики. Поскольку этот процесс затянулся, общество оказалось в состоянии тотальной аномии. Аномия приводит к ухудшению морального состояния молодежи, тогда как именно моральное состояние является психологической основой формирования ценностно-нормативной системы.

Украинская молодежь подвержена аномической деморализованности, авторитаризму и социальному цинизму. В результате аномической деморализованности у молодежи не формируется устойчивая система ценностей, отвечающая перспективе демократического развития общества.

Также, хотелось обратить внимание на динамику базовых ценностей молодежи Беларуси. Анализ динамики базовых ценностей молодежи Беларуси проводился на основе данных двух общенациональных социологических опросов. В иерархии ценностных приоритетов у белорусской молодежи традиционно доминирует семья. Кроме того, число молодых людей, считающих, что семья занимает очень важное место в их жизни, увеличилось с 76% (2000) до 84% (2006). Как показало социологическое исследование 2000 года, молодые люди считают, что для счастливой семейной жизни необходимо, прежде всего, взаимное уважение (82%), взаимопонимание и терпение (78%), а также наличие детей (75%). При этом большинство респондентов считают, что и женщине (61% в 2000-м, 78% в 2006-м), и мужчине (58% в 2000-м, 73% в 2006-м) необходимо иметь детей, чтобы выполнить свое предназначение. Следующую по значимости группу ценностей (63-67%) образуют такие, как супружеская верность, гармоничные сексуальные отношения, готовность обсуждать вместе возникающие проблемы. Третью группу составляют ценности, которые самыми важными называют 34-49% молодых людей Беларуси: наличие хорошего жилья и возможность жить отдельно от родителей, высокий доход, совместное ведение домашнего хозяйства, наличие общих интересов и возможность проводить много времени вместе. Малозначительными (менее 10%) для семейной жизни считаются единство социального и этнического происхождения, а также единство религиозной веры и политических взглядовх [10, c. 100].

Одной из главных функций семьи является социализация ее членов, их воспитание в соответствии с принятыми в обществе нормами. Как показало социологическое исследование 2000 года основными качествами, развитие которых у детей обязательно должно поощряться дома, являются трудолюбие (85%), чувство ответственности (75%), терпимость и уважение к другим людям (68%). Около половины молодых людей Беларуси, в первую очередь, хотят видеть своих детей хорошо воспитанными (67%), решительными и настойчивыми (54%); третья часть -- независимыми (39%) и примерно столько же -- послушными (31%), а также бережливыми и экономными (39%). Наименее популярными качествами оказались такие, как бескорыстие (19%), воображение (16%) и религиозность (6%) [10, c. 100].

В жизненном самоопределении молодежи важную роль играет ее включенность в трудовую деятельность, поэтому для определения особенностей ценностных ориентации в трудовой сфере существенное значение приобретает мотивация выбора места работы. В связи с этим система ценностных ориентации молодежи Беларуси в мотивации трудовой деятельности сочетает в себе черты, свойственные национальной ментальности белорусов (коллективизм); характеристики, обусловленные современной экономической ситуацией в стране (когда на первый план выдвигается ценность высокой заработной платы); демократические ценности (приоритет интересной, престижной работы с возможностями карьерного роста, самореализации, проявления инициативы).

Потребность в общении, дружбе -- одна из базовых потребностей каждого человека, о чем свидетельствует увеличение ее значимости: число молодых людей, считающих, что друзья занимают очень важное место в их жизни, увеличилось за период наблюдений с 40% (2000) до 56% (2006). Возрастает также роль досуга как своеобразной формы воплощения свободы. Это связано, с одной стороны, с возможностью уйти от социальной регламентации, обязанностей и ответственности, а с другой -- со стремлением найти нишу для свободной самореализации и самоидентификации [10, c. 102].

Политика как одна из базовых ценностей занимает далеко не лидирующее место в системе аксиологических приоритетов молодых белорусов. Однако значимость данной ценности возрастает: в 2000 году примерно треть (28%) молодых людей, имеющих право участия в выборах, отмечали, что политические проблемы занимают важное место в их жизни, а в 2006-м -- уже 47% [10, c. 104].

Сохранение и укрепление здоровья является важной составляющей (86% в 2006-м) системы базовых ценностей молодежи. Малоподвижный образ жизни, большая информационная нагрузка, распространение вредных привычек, неправильное питание негативно сказываются на здоровье молодого поколения. Несмотря на то, что молодые люди отмечают здоровье в качестве приоритетной ценности, сами они не проявляют должной активности в этом отношении, в частности, совсем незначительная часть молодежи (3% в 2000 году) состояла в спортивных обществах; только треть из них регулярно занималась физической культурой и спортом, большинство -- от случая к случаю, а 14% молодых людей не занимались спортом вообще.

Как показали данные социологических исследований, примерно четвертая часть молодых людей считают, что, только меняя свою жизнь кардинальным образом, можно достичь многого, и среди возможных перемен наиболее положительно оцениваются следующие: "уделять все больше внимания развитию личности" (87% -- 2000.90% -- 2006), "развитие новых технологий" (83% - 2000. 87% - 2006), "рост доверия к власти" (64% - 2000, 71% -- 2006), "образ жизни должен становиться более простым и естественным" (67% - 2000, 79% - 2006) [10, c. 106].

Таким образом, анализ данных социологических исследований показал, что ранговая структура базовых ценностей молодежи не изменилась, однако значимость базовых ценностей в целом увеличилась.

Сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки? Как показывает проведенное российскими социологами исследование, они справедливы.

Прежде всего, следует отметить, что у подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались) [42]. На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в таблице 1.

Таблица 1 - Распределение главных жизненных целей российской молодежи

Жизненные цели

% ответивших

иметь хорошую семью

11,3

получить хорошее образование

13,9

устроиться на хорошую работу

12,0

иметь свою квартиру

6,3

заработать много денег

3,4

обеспечить будущее детям

6,9

открыть свой бизнес

2,0

жить в достатке

9,6

приобрести дорогие вещи

21,3

Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

А также по результатам исследования видно, какие ценностные суждения являются более значимыми: "свобода -- то, без чего жизнь человека теряет смысл" (70,5%), "человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем" (67,6%), "мое материальное положение в настоящем и будущем зависит, прежде всего, от меня" (64,9%), "выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все" (60,7%), "только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни" (59%), "я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы" (56,2%) [42].

Менее значимыми для российской молодежи являются следующие суждения: "материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно -- это справедливо" (53,9%) "в жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру" (53,6%), "для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс" (49,4%), "надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел" (46,1%), "современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали" (43,8%) [42].

Для молодого поколения наименее значимыми ценностными суждениями являются следующие: "от меня мало что зависит -- важно, какая экономическая ситуация будет в стране" (35,1%), "надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены" (32,4%), "главное в жизни -- материальное благополучие, а свобода второстепенна" (29,5%) [42].

Следует подчеркнуть, что российская молодежь ориентирована в большей степени на интересную работу, чем на заработок, предпочитают свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых россиян, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели "непотребительского" плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.).

Однако убеждение молодых россиян в том, что бедность -- справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем дело с явлением более глубокого порядка -- сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания -- человек, "сам себя делающий", а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий.

Также хотелось обратить внимание на ценностные ориентации первокурсников Харьковского гуманитарного университета "Народной украинской академии". Для определения ценностных предпочтений респондентам была предложена дополненная шкала терминальных ценностей М. Рокича.

Среди выбранных студентами 1 -го курса в качестве наиболее значимых ценностей: на 1-м месте -- "любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)" (этот ответ выбрали 58% респондентов), на 2-м -- "здоровье (физическое и психическое)" (57%), на 3-м -- "материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)" (54%), на 4-м -- "наличие хороших и верных друзей" (51%), на 5 -м -- "служебный и профессиональный рост, карьера" (42%) [22, c.7].

Достаточно значимыми являются также:

- "активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)" (33%);

- "интересная работа" (32%);

- "уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) (32%);

- "счастливая семейная жизнь" (28%).

Заметим, что такая ценность как "познание (возможность расширения своего кругозора общей культуры, получения образования, интеллектуальное развитие) (19%), "творчество (возможность творческой деятельности)" (4%) и "развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование)"(13%) - являются менее значимыми по сравнению со "служебным и профессиональным ростом, карьерой" (42%) и "интересной работой" (33%), что свидетельствует о преобладании прагматической ориентации в ряду тех ценностей, которые непосредственно связаны с образовательным процессом [22, c.8].

Наименее значимыми для студентов - первокурсников оказались следующие ценности:

- "свобода как независимость в поступках и действиях" (11%);

- "развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)" (11%);

- "счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего человечества в целом)" (5%);

- "самостоятельность как независимость суждений и оценок" (5%)

- "красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве" (4%);

- "творчество (возможность творческой деятельности" (4%);

- "равенство - равные возможности для всех" (1%) [22].

Распределение ценностей в определенной иерархии можно интерпретировать как неоднородное. Однако заметна некоторая тенденция доминирования ценностей личностного характера над социально ориентированными, ценностей материальных над духовными.

Респонденты достаточно активно откликнулись на открытый вопрос, касающийся их политических ориентаций ("Программные положения каких политических партий и движений Украины заслуживают наибольшего доверия?").

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты