Характеристика основных достижений в развитии американской социологии на рубеже 20-21 века

Характеристика основных достижений в развитии американской социологии на рубеже 20-21 века

2

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Социологический факультет

Курсовая работа

Характеристика основных достижений в развитии американской социологии на рубеже 20-21 века

Самара 2010

Содержание

  • Введение
  • Глава 1 Причины появления и развитие американской социологии
    • 1.1 Причины появления и этапы развития современной американской социологии
    • 1.2 Особенности развития современной американской социологии на различных этапах
  • Глава 2 Американская социологическая мысль на рубеже XX-XXI вв.
    • 2.1 Основные направления американской социологической мысли на рубеже XX-XXI вв.
    • 2.2 Изменение направления американской социологической мысли на рубеже XX-XXI вв.
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы
  • Введение
  • Актуальность. «Американская социология развивалась как наука, потому что была избавлена от необходимости предоставления немедленных практических результатов или рекомендаций. Ее история -- это история разделения теории и практики, что стало возможным благодаря ее институционализации в университетах. Там социологии была предоставлена достаточная автономия от спонсоров. Чикагский университет в 1920--30 г г. первым вывел социологию на путь превращения в академическую профессию. После второй мировой войны школа структурного функционализма под руководством Т. Парсонса навязала американской социологии беспрецедентные единообразие и сплоченность. Функцией социологии тогда, как и прежде, было выдвижение альтернативы марксизму, которая имела параллельные научные стремления, но вместо осуждения капитализма должна была возвеличивать его основные ценности. Однако успех структурного функционализма обеспечил и его гибель. Установив монополию, он ликвидировал сам марксизм, который дал социологии основание для се существования» [1, с.74].
  • Из-за своего грандиозного и абстрактного каркаса социология потеряла связь с обществом, которое она стремилась понять, а в результате не смогла уловить изменения в американском обществе конце 60-х годов.
  • В 70-е годы марксизм, а затем феминизм придали социологии более критический заряд. Недавнее ослабление марксизма стимулировало тяготение социологии к неоклассической экономике как источнику новых идей.
  • Степень разработанности проблемы. Для написания работы была использована методическая, научная и учебная литература, статьи периодической печати. Методом исследования является монографический метод изучения и анализа научной литературы и метод обобщения отечественной и зарубежной литературы.
  • Основными теоретическими работами, на которых базируется настоящее исследование, являются труды отечественных авторов, интересующиеся проблемами истории социальной психологии, а именно, Г. М. Андреевой [2], Б. Д. Парыгина [3], К.А.Будиловой, Н.Н.Богомоловой, Е.А.Шороховой, М.Г.Ярошевского, М.А.Рейснера.
  • Одной из книг. На корорые оприаетс наше исследование явлется книга Н.Валлерстайна «Конец знакомого мира. Социология XXI века» [4]. В этой книге, получившей широкую международную известность, крупный американский социолог анализирует социальные процессы, характерные для современного мира. Автор показывает, что сложившаяся историческая система вступила в критическую фазу, когда неизбежны нарастание неопределенности и накопление кардинальных перемен, означающих, по сути, «конец знакомого мира». Вместе с преобразованиями в привычном «мире капитализма» должен измениться и «мир знаний» об обществе. Одна из центральных идей книги состоит в том, чтобы открыть всемирную дискуссию о будущем человечества, привнести в его постижение большую рациональность и тем самым конструктивно объединить знание, мораль и политику.
  • Еще одной книгой, на который мы опирались при подготовке курсовой работы стал труд Р.Арона «Этапы развития социологии» [5].
  • В своей книге Р.Арон постоянно проводит сравнение между позициями различных ученых, вполне оправдывая по отношению к себе ту характеристику, которую он дал А. де Токвилю; сам Арон был в значительной мере компаративистом.
  • Объектом исследования является развитие американской социологии.
  • Предметом исследования является достижение развития американской социологии на современном этапе.
  • Целью работы является проведение анализа дистижений развития американской социологии к XXI веку.
  • Для достижения данной цели в работе были решены следующие задачи:
  • 1) изучить причины появления и этапы развития американской социологии;
  • 2) проанализировать основные достижения развития американской социологии к настоящему моменту.
  • Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, одной двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
  • Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, проводится постановка целей и задач исследования.
  • Первая глава состоит из двух параграфов и отражает причины зарождения американской социологии и особенности ее развития на различных этапах.
  • Вторая глава также состоит из двух параграфов и отражается особенности развития американской социологической мысли на рубеже XX-XXI веков.
  • В заключении делая выводы по проделанной работе. Оно содержит выводы по каждой теоретической части работы и общий итог исследования.
  • Список использованных источников состоит из 15 наименований.
  • Глава 1 Причины появления и развитие американской социологии
1.1 Причины появления и этапы развития современной американской социологии

Исследуя причины зарождения американской социологии М.Буровой отмечает, что «социология родилась с большой мечтой. Огюст Конт, французский философ начала XIX в., провозгласивший себя отцом социологии, рассматривал появление этой науки какпоказатель кульминации мировой истории, переход общества от теологической стадии через метафизическую в последний -- научный (или позитивный) период. Все отрасли знания прошли через эти стадии: математика и физика -- первыми, социология -- последней. Открывая универсальные законы человеческого поведения, Конт расчитывал на то, что он вводит политическое правление социологии. Управление согласно социологическим принципам беспечивало бы всеобщий порядок и прогресс. Демократия была бы не только не нужна, но подрывала бы правление социологии» [1, c.74-75].

Отличительной чертой ранней американской социологии является то обстоятельство, что очень многие из ее основателей были священниками либо сыновьями священников.

В развитии американской социологии можно выделить три основных этапа.

Первый из них, охватывающий период с начала ХХ в. до 1950-х гг., характеризуется отсутствием единой социологической теории, которая выступала бы в качестве общепризнанной парадигмы.

Второй этап (50-60-е гг.) связан с преобладанием структурного функционализма, претендовавшего на роль такой парадигмы.

Третий этап (с конца 60-х гг.) отличают распад «ортодоксального консенсуса», опиравшегося на теорию Парсонса, и выдвижение нескольких конкурирующих теоретических подходов. Вместе с тем с середины 80-х гг. наметилась все более усиливающаяся тенденция к теоретическому синтезу, которая получила выражение, в частности, в формировании социологической теории неофункционализма. Развитие американской социологии права как раздела общей социологии также прошло через указанные этапы.

Если обратить внимание на различия в условиях возникновения социологии в Америке и в Европе в общих чертах, то можно - впрочем, в сильно упрощенном виде - указать на некоторые отличия американской социологии от европейской.

Прежде всего, следует указать на отсутствие феодальных традиций. Хотя мигранты из Европы прибывали в Америку с бременем социальных структур и институтов своей старой родины в сознании, мышлении и поведении, но в Новом Свете все это быстро утрачивало свою реальность перед лицом требований жизни в этой стране. Многообразие европейских традиций, сплетавшихся здесь, снижало значение каждой отдельной из них. Структуры и институты в новом окружении не имели больше того значения, которое они имели в европейских обществах. Представление о социальных фактах как «предметах особого рода», которые существуют помимо и сверх человеческого сознания и поведения, не могло здесь возникнуть.

С этим тесно связано также отсутствие питательной почвы для марксистских идей. Хотя в США существовали и существуют социалистические идеи и движения, но их коллективистская ориентация, их лозунга классовой борьбы с трудом пробивались в этом окружении. Тот факт, что элита и верхний слой сформировались уже в Новом Свете, послужили основой для возникновения мифа об успехе и достижениях отдельного человека, идеологии «Self-Help». Социал-дарвинизм, экономический индивидуализм и либерализм господствовали в США в представлениях об обществе в XIX веке. Успех как сравнимое достижение отдельного человека переместил внимание на поведение вместо структур.

Говоря об индивидуализме американского мышления XIX века, нельзя забывать, что этот индивидуализм имел пуританские истоки, а не романтическое представление об индивиде. Индивидуальность и равенство не вступили здесь в противоречие, поскольку функцией равенства было обеспечение сравнимости.

Здесь плохо приживались не только социалистические идеи и движения, но и все общие теоретические конструкции, суть которых явно не соответствовала потребностям и условиям практической жизни. Прагматизм был следствием и выражением этой позиции, и он пронизывает все мышление американцев. Пуританизм, утилитаризм и деловой прагматизм стали этическими основами поведения в Америке ХIХ века, однако они сохраняют свою действенность и сегодня.

Прагматизм был основным направлением американского мышления задолго до философских систем Пирса, Джемса и Дьюи. Поэтому прагматизм для Америки -- это нечто намного большее, чем философское направление.

«В конце XIX века центром американской социологической мысли становится Гарвардский университет. Словом, Гарвард представлял собой место, где почти все противоречия новой социальной науки были впервые обнаружены и где разгорелись философские баталии, имевшие своей целью их разрешение» [2, c.65].

Институциональный этап развития американской социологии начинается в 1892 г. с образованием при Чикагском университете первого в истории социологического факультета. Первый курс по методам социального исследования в Америке предложил в Чикагском университете бывший священник Ч. Хендерсон.

Считается, что именно в Соединенных Штатах родилась традиция систематических “обзоров” общества с помощью анкетирования, различного рода опросов, деловой статистики, исследований, проводившихся с сугубо практическими целями.

Мы рассмотрели причины зарождения и этапы развития современной американской социологии. В следующем параграфе мы остановимся на особенностях развития американской социологии на каждом из этих этапах.

1.2 Особенности развития современной американской социологии на различных этапах

Ранняя американская социология, возникнув в конце XIX в., была движима контовским стремлением развить науку об обществе, которая сделает политику ненужной. Это, например, было бы верно в отношении самого раннего курса по социологии -- Динамика социологии Уорда. Но амбиции социологии были подрезаны, когда был основан первый факультет социологии (Чикаго, 1892 г.). Многие из его ранних лидеров были из религиозной среды. Они надеялись использовать социологию как средство социальных реформ. Социальное обследование использовалось как способ привлечения внимания к болезням общества.

Становление, институционализация и развитие социологии в Соединенных Штатах на рубеже веков связаны прежде все го с Чикагской школой социологии. Ее центральной фигурой с полным основанием считается Роберт Эзра Парк. Правда, не он был основателем социологического факультета в Чикаго (это заслуга А. Смолла и У. Томаса), но именно ему этот университет обязан появлением еще одной из многочисленных своих школ в области социальных наук - социологической. Для появления собственно «школы» в науке необходимы не только новый взгляд на социальную реальность (новая парадигма), но и идейный вдохновитель, интеллектуальный лидер, способный собрать во круг этой парадигмы единомышленников, организовать их работу, соединить теоретизирование с фактическим материалом в единой исследовательской программе. И до Р. Парка американская социология знавала оригинальных теоретиков (Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, Э. Росс, Ч. Кули и А. Смолл), но ни одному из них не удалось создать своей социологической школы, способной развиваться и оказывать идейное влияние на протяжение десятилетий, воспитать многочисленных учеников. В этом смысле Р. Парк был основоположником первой американской социологической школы, продвинувшим «фронтир» социологии на Средний Запад и закрепившим за Чикагским университетом роль социологического центра вплоть до 1930 г.

Социология в США с самого начала складывается как прикладная опытная наука. Уже в 1910 г. в стране было проведено более 3 тысяч исследований. Правительство и предприниматели США рассматривают социологию, как важный инструмент преодоления социальных конфликта и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. Благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии, использованию математического и статистического аппарата, моделирования и эксперимента социология в США превратилась в точную науку [2, с.59].

Опытные социологические исследования диктовались общественными нуждами. Большое место в них занимают темы социализации разнообразных социальных групп, приспособление к новым для людей социальным и культурным условиям.

Среди социологических научных школ США в 1915-1935 гг. большую роль сыграла Чикагская школа социологии. Именно здесь, в Чикагском университете, на базе первого в мире факультета были развернуты многоцелевые прикладные исследования, которые ознаменовали возникновение и расцвет эмпирической социологии. В Чикаго был основан первый социологический журнал и Американское социологическое общество. Отличительными чертами Чикагской школы является органическое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные и практические цели программы Философско-гносеологическая ориентация социологов была разнообразной и необязательно строго позитивистской. Но все они стремились основывать свои выводы на эмпирическом материале. Чикагцы создали экологическую социологию (Р. Парк), открывшую социально-психологические, культурные и биологические законы развития городов; внедряясь в городские молодежные банды, они изучали преступное и отклоняющееся поведение. Ими был разработан метод личных документов, усовершенствован бихевиористский подход [2, c.60].

А.Г. Здравомыслов отмечает, что «американская культура - представляет собою наиболее динамичное образование и динамичность эта обусловлена не только стремлением строительства новой нации, но и прагматизмом как базовым элементом ценностного сознания американцев. Этот прагматизм прежде всего обнаружился в Чикагской школе, которая во многом определила тип социологического мышления в США - его союз с грязекопателями в журналистике, и ориентацию на исследования проблем иммиграции и трущоб. На этой основе сформировался союз В. Томаса и Ф. Знаниецкого (10-е годы). В. Томас дал определение важнейшей категории американской социологии . Это было не «общество», не «прогресс с его стадиями» и не «борьба классов и идеологий», а «социальная ситуация», данная каждому человеку в его собственном опыте. При этом «если ситуация воспринимается как реальная, то и последствия ее станут реальными». Весьма реалистическая философия, включающая в себя бесспорный оптимизм» [6].

Окультуривание американской социологии было связано с деятельностью Т. Парсонса, который включил в структуру социологического образования в Гарварде М. Вебера, Э. Дюркгейма, А. Маршалла и В. Парето. Заметим, что такой отбор означал включение именно европейских мыслителей из четырех стран, наиболее полно разрабатывавших то направление социальной мысли, которая оказалась близким самому автору «Структуры социального действия» (1937). И хотя в этой работе содержатся ссылки и на П. А. Сорокина, но он не попадает в число предшественников классиков не только в силу личных причин, но и главным образом в силу иной мировоззренческой установки.

В настоящее время в США социология - официально признанная доминирующая дисциплина социального мышления, наука, представляющая некие рамки интерпретации коренного мировоззренческого вопроса о соотношении Я и Общества, индивидуума и социума. Содержание интерпретаций различно, но сам этот вопрос поставлен вместе с вариантами ответа:

1) структура, стратификация, ролевые предписания - социализация, освоение заданных ролей, адаптивность, девиантность, социальный контроль - (AGIL);

2) социальность как восприятие другого, сложная структура Я и его презентации, моего взаимодействия с Другим, конструирование собственного микромира; 

3) становление моего Я через систему групповых конфликтов и идентификаций [6].

Но смысл состоит в том, что комбинация структурно-функционалистских параметров и параметров символического взаимодействия предлагает рамки практического разума, обоснования выбора вариантов поведения в море разнообразных ситуаций макро-, мезо- и микро-уровня.

Само понятие социального действия становится теперь главной категорией социологической теории (социальная ситуация - снята в нем как момент) и в этом качестве методологическим основанием всей совокупности общественных наук. 

Наиболее влиятельным теоретическим направлением в западной социологии 50-60-х годов выступал структурный функционализм Т. Парсонса. В рамках данного направления сложился своеобразный подход к анализу эволюции правовых институтов. С точки зрения Парсонса, эволюция общества сопровождается процессом структурной дифференциации. В социальной системе постепенно формируются подсистемы, специализирующиеся на исполнении определенных функций. В их числе Парсонс выделяет социетальное сообщество как подсистему общества, обеспечивающую его целостность и интеграцию. Американский социолог определяет право как «общий нормативный кодекс, регулирующий действия коллективных и индивидуальных членов общества» [7, c.61]. Парсонс осуществляет анализ ряда правовых систем, существовавших в традиционных обществах и в современную эпоху. Он отмечает, что возникающая в рамках социетального сообщества генерализованная правовая система разрушает все традиционно сложившиеся статусы и обеспечивает универсальную систему прав и обязанностей, что составляет «наиболее важную отличительную черту современного общества».

Парсонс и неопарсонсианцы выделяют при анализе этой категории компонент смысла. Современная критика указывает на недостаточность этого подхода и обращает внимание на необходимость уяснения причин социального действия [8, с.127]. Можно было бы продолжить анализ этой неисчерпаемой темы, но я обращаю внимание на концепцию разделения явных и латентных функций и, в особенности, на необходимость социологического анализа непредвиденных последствий реализуемых социальных действий, высказанную Р. Мертоном.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты