Формирование личности в процессе преподавания социологии
p align="left">Охарактеризуем основные особенности социально-прикладного характера методики преподавания социологии. Первая из них - отказ от традиционной формы занятий и перевод их в интерактивный режим. Это означает, что, завершив изучение курса социологии, каждый студент публично защищает в группе разработанную им в течение семестра «Программу социологического исследования».

Вторая особенность методики - отказ от «классической» схемы проведения семинара, когда основная цель сводится лишь к закреплению знаний, полученных на лекциях. Принята другая модель - с акцентом на развитие у студентов навыков самостоятельного анализа научных статей, раскрывающих социальную сущность проблем, и вопросов, рассмотренных на лекциях.

Третья особенность - тесная связь научных работ студентов с учебным процессом по курсу социологии.

Четвертая особенность - использование социологических исследований при подготовке дипломных работ по специальности.

Пятая особенность - лонгированная (в течение двух-трех лет) индивидуальная работа со студентами: с начала знакомства с курсом социологии до написания дипломной работы и даже подготовки к поступлению в аспирантуру.

Шестая особенность - контроль эффективности преподавания, действенности применяемых технологий.

В течение семестра студенты, изучая теоретический курс социологии, одновременно участвуют в практических занятиях, где под руководством преподавателей овладевают навыками социологического анализа. Поэтому в лекционном курсе рассматриваются не только теоретические проблемы социологии, но также раскрывается ее прикладной аспект. Именно с этих позиций анализируются социальная структура и стратификация общества, власть как социальное явление, социальный механизм развития экономики. При этом подчеркивается необходимость учета междисциплинарного характера социологического знания.

Будущее образования неразрывно связано с современными информационными технологиями. Информатизация позволяет накопить и сделать доступными преподавателям и учащимся огромные объемы знаний, обеспечить наглядность и доступность учебного материала; осуществить работу учащегося вне зависимости от его удаления от учебного заведения; наконец, обеспечить индивидуальное направление программам обучения для каждого отдельно взятого студента. Именно поэтому становится реальной столь важная для дальнейшего процесса совершенствования сфер и уровней образования в стране технология дистанционного обучения.

В качестве форм контроля в дистанционном образовании используются специальные экзамены, собеседования, практические, курсовые работы, интеллектуальные тестирующие системы и т.п. Следует особо отметить, что решение проблемы контроля качества образования, его соответствия образовательным стандартам имеет особое значение для успеха системы дистанционного образования. Именно поэтому для осуществления контроля должна быть создана единая государственная система тестирования с учетом региональных и национальных особенностей.

Дистанционное образование, демонстрируя положительные моменты, связано с рядом трудностей, препятствующих его широкому распространению. Одной из них является высокая стоимость средств обучения и средств связи, требующихся для процесса обучения. Не каждое высшее учебное заведение может приобрести такие средства. Весьма актуальным является и осознание важности компьютерного и сетевого образования со стороны преподавателей высшей школы. Не все они психологически готовы к этому.

Дистанционная технология образования включает в себя учебные видеофильмы, спутниковые телелекции, аудиокурсы, обучающие компьютерные программы, обучение в среде Интернет, электронное тестирование, информатизацию административных процессов, в том числе автоматизированное ведение электронных учебных досье студентов и др. Здесь необходим мощный центр в виде НИИ компьютерного обучения, оснащенный современным оборудованием и имеющий структурные подразделения по основным функциям: разработка сценариев обучающих компьютерных программ (ОКП); исследований в области применения последних достижений информационных технологий в учебном процессе; программирования и массового производства ОКП.

Дистанционная образовательная технология основана на индивидуальном подходе - обучающийся усваивает знания и умения через множество индивидуальных форм работы - от персональных видеолекций, самостоятельного изучения учебных тем по специально разработанным учебным пособиям, их углубления с помощью обучающих компьютерных программ с обратной связью до различных видов активных семинаров (деловых и операционных игр, дискуссий и пр.).

Преподаватели социологии вынуждены постоянно решать дилемму: как «уложить» растущий объем изучаемого материала в небольшое число часов, которое имеет тенденцию к сокращению. Неоценимую помощь преподавателям могут оказать информационные технологии.

Пользователь имеет дело с электронной книгой, которую можно не просто листать, но и просматривать вдоль ее ассоциативных связей в любых направлениях, быстро переходя к расшифровкам терминов или участкам текста раскрывающим смысл понятий. Компьютерные технологии позволяют организовывать общение с пользователем: предложить ему, не прекращая сеанса работы, заполнить анкету, ответить на вопросы, получить дополнительную информацию.

На основе данной технологии построены многие учебные программы на CD-Rom. Они включают несколько самостоятельных блоков, например: краткий конспект лекций с блок-схемами и графиками, учебный материал в полном объеме, тесты с ответами и тесты с оцениванием, примеры, факты, комментарии, деловую игру, словарь, алфавитно-предметный указатель. Данный материал дает возможность пользователю работать в удобном для него режиме - от быстрого ознакомления до глубокого изучения и контроля знаний. Все блоки имеют сообщение друг с другом, а также функцию «вывод на печать». Пользователь может при помощи принтера получить печатную копию интересующих его материалов.

Применение информационных технологий при преподавании социологии сопровождается новой организацией труда. Необходимы определенные изменения в учебных программах по социологии, методах и дидактических приемах обучения. Требуется разработка, экспериментальная проверка и организация эффективного использования современных средств поддержки образовательных процессов (экспертных систем, тренажеров, систем тестов, игр, имитационных моделей и т.п.), а также подготовка организационно-методического сопровождения. В целом представление материала лекций в электронном виде, проведение семинарских занятий с помощью информационных технологий требует серьезной подготовительной работы, больших дополнительных затрат как денежных, так и времени. Происходит реструктуризация аудиторного и внеаудиторного времени, существенно увеличивается время на подготовку к занятиям и на осмысление и обсуждение результатов работы на компьютере.

При использовании компьютерных технологий возникает и проблема коммуникационной компетентности, появляется реальная опасность переноса технического обращения с компьютером на отношения с людьми. Только при общении в группе (команде) на семинаре вырабатывается не просто умение говорить, а вести диалог, не просто спорить, а объяснить и доказать, убедить или переубедить, грамотно сформулировать вопрос и также корректно, в случае необходимости, ответ.

При электронном представлении лекционного материала пропадают чисто эмоциональные моменты воздействия: мимика, жесты, интонация. Поэтому невозможно исключить преподавателя из учебного процесса. Необходимо многообразие форм преподавания, гибкое сочетание традиционных форм обучения с новейшими информационными технологиями.

3. Влияние преподавания социологии на формирование личности

Задаваясь вопросом, в чем смысл преподавания социологии, ответить на него можно следующим образом. Первый подход базируется на общегуманистическом пафосе - изучение социологии в ряду других гуманитарных дисциплин воспитывает в студентах особое отношение в человеку. Другой - социология формирует гражданскую позицию молодого человека. Еще одна позиция основана на том, что в каждой профессии есть аспекты, в которых социологическое знание может стать полезным, и задача преподавателя социологии - найти этот аспект и связать таким образом свою дисциплину с будущей профессией студентов.

Социология в том виде, как она представлена в системе научного знания, насчитывает уже полтора столетия. Она стала востребованной в относительно цивилизованном обществе, озабоченном состоянием и возможностями своего развития. Социология становится необходимой, когда общество стремится осознать свое устройство, потребности, условия нормального функционирования, перспективы. И она предлагает социуму не только абстрактные рассуждения, но достоверное знание, опирающееся на надежные факты, добытые научным исследованием.

Российская общественная мысль всегда чутко реагировала на достижения науки. Уже с середины XIX в. работы классиков социологии Огюста Конта, Карла Маркса, Герберта Спенсера и др. были предметом дискуссий российской интеллигенции. Наши великие соотечественники Н.И. Кареев, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин не только пропагандировали социологию, но и внесли вклад в социологическую теорию. В развитии и использовании социологии была заинтересована российская передовая интеллигенция, но не политическая власть России. Социология преследовалась царскими властями вместе с социалистическими теориями, а советской властью - как «буржуазная теория, противостоящая научному социализму».

Лишь к концу 80-х годов в процессе «перестройки» были сняты цензурные и административные препоны, и отечественная социология получила возможности более или менее свободного развития. Следует признать, что плацдармом нынешнего развития российской социологии послужили прикладные социальные исследования 60-80-х годов. Однако ключевым фактором институционализации социологии призвано было стать профессиональное социологическое образование. До этого времени в России оно находилось в состоянии «подполья», лишь в качестве едва заметных очагов социологического просвещения. Вполне очевидно, что только профессионально подготовленные специалисты способны грамотно и полноценно использовать достижения науки и развивать ее.

Слово «социология» ассоциируется, в основном, с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах респондентов, высказавших свое отношение к тому или иному событию. Как следствие этого, социология в вузах, где она является непрофилирующей дисциплиной, была интерпретирована главным образом как курс, готовящий к сбору и анализу эмпирического материала. Но главной целью обучения социологии как непрофилирующей дисциплины должно стать развитие у студентов способности видеть и выявлять общие черты в социальных явлениях и процессах, предвидеть социальные последствия своей деятельности.

Нынешний статус курса социологии своим приоритетом ставит практическую полезность изучения социальных проблем студентами. Наряду с базовыми стандартными темами отбираются такие, которые могут помочь студентам более грамотно решать жизненные и профессиональные проблемы.

При освещении этих тем акцент делается не только на получение новых знаний, но и на преодоление зачастую свойственных молодежи поверхностных взглядов на социальные явления и процессы.

Следует выделить и такой аспект курса, как расширение и обогащение лексикона студентов. Устойчивая мода на социологию, растущий спрос на социологические исследования ввели специальные социологические термины в разговорную речь, публицистику. Усвоение «социологического языка», обучение правильному применению терминов «социальный статус», «престиж», «выборка», «репрезентативность» и др. - одна из задач курса социологии.

Главная задача социологического практикума - формирование социологической грамотности потенциальных пользователей социологической информации, потенциальных заказчиков социологических и маркетинговых исследований. Умение сделать «заказ» (правильно сформулировать проблему, цели и задачи исследования), осознать специфику (возможности и ограничения) социологических методов, оценить качество информации - главные ориентиры практических занятий по социологии. Кроме того, апробация логики социологического исследования - один из способов дисциплинировать аналитическое мышление студентов. В процессе разработки программы учебного социологического исследования демонстрируются и осваиваются универсальные аналитические алгоритмы, используемые в исследовательских проектах разного уровня - от написания курсовых работ до дипломного и диссертационного проектов. Темы учебных исследований связаны с анализом молодежных студенческих проблем. Спектр их очень широк - проблемы девиации, профессиональные и жизненные ориентации, организация и содержание учебного процесса и т.д. С одной стороны, это позволяет наполнить теоретическое содержание курса практической проблематикой, рефлексией по поводу способов получения теоретического социологического знания, с другой - помогает овладеть навыками анализа реальных социальных проблем, конкретных жизненных ситуаций.

Задача формирования грамотного заказчика, конечно, важна, но она частная, т.к. только несколько десятков сотен выпускников станут руководителями и смогут сделать заказ на социологическое исследование. Задачу преподавания социологии в том, чтобы дать студентам научное знание об обществе, в котором мы живем, выявляя его тенденции и закономерности. Учитель вряд ли может стать заказчиком, но его нужно научить использовать социологическое методы в оценке и диагностике педагогической деятельности. Полученный им материал будет иметь «местный» характер и может не отличаться глубиной анализа. Учитель не должен владеть профессиональным знанием социолога-прикладника, но если он усвоил, что анкета - не просто «энное число» произвольных вопросов, что есть определенные требования к программе и инструментарию, если он получил навыки обработки эмпирических данных, узнал, какая социологическая информация может считаться достоверной, это уже немало.

В условиях экономической и социальной нестабильности снижение уровня предпринимательского риска для коммерческих структур и социального риска для некоммерческих организаций требует полной, оперативной, точной информации о нуждах и запросах потребителей товаров и услуг, идей, программ. Востребованные сегодня маркетинговые исследования суть не что иное, как разновидность социологических исследований. Это повышает спрос на специалистов, способных грамотно провести такое исследование. Экономисты чаще всего пользуются данными количественного анализа рынка (емкость, потенциал и т.п.). При этом в подавляющем большинстве они удовлетворяются официальной статистикой, мало обращают внимания на изучение интересов и ценностных ориентаций потребителей. Сегодня растет спрос на качественные маркетинговые исследования (формирование портрета среднего потребителя услуги, оценка имиджа организации, тестирование восприятия рекламы), качественные методы сбора информации. Востребованность социологов и социальных психологов для решения этих задач - в сравнении с экономистами - возрастает.

Нынешний специалист в любой сфере практики нуждается в социологическом знании, оно помогает ему анализировать свои действия в системе социальных факторов, прогнозировать социальные риски, выстраивать личную стратегию поведения в зависимости от социальной ситуации. Тем более это знание необходимо специалистам высшей квалификации.

Формирование социологического мышления - требование времени: картина мира в условиях глобализации социальных процессов в значительной мере социологизируется. Социология приобретает как методологический, так и мировоззренческий аспект. Причем это методология и мировоззрение особого рода, динамично трансформирующиеся в повседневной жизни, профессиональной и иной практике человека.

Есть еще один важный аспект развития социологической науки и подготовки специалистов. Социология за последнее десятилетие все более прочно укореняется в системе развивающихся специальностей. Импульс от социологической науки и методологии социологического исследования получили различные области социальной работы, службы демоскопии, связи с общественностью (пиар), специалисты маркетинговых, консалтинговых служб, социальных технологий, социального управления и др.

В этой связи следует отметить следующее. Во-первых, вырастает потребность в углубленной практической, прикладной подготовке социологов. Вместе с тем, нередко из конъюнктурных соображений в угоду ориентации на модные специальности в вузах, в том числе в классических университетах, происходит вымывание из учебных планов разделов о фундаментальной подготовке студентов и о подготовке специалистов по фундаментальным направлениям. Во-вторых, по новым социологическим специальностям (связи с общественностью, работа с персоналом, организационное управление, политология, культурология, антропология, конфликтология и пр.) складываются параллельные профильные структуры. Потребность в углубленной специализации объективно обусловлена; необходима также координация усилий в обучении кадров по этим специальностям. Однако нельзя допустить распыление методического руководства по частным направлениям, удаления их от социологического образования. Если подготовка по новым социальным профессиям обособится, выйдет из-под опеки общей социологии, то она утратит корни обществоведческого, гуманитарного знания, превратится в манипулятивную технологическую рутину.

Социология входит в блок социально-гуманитарных дисциплин, без знания которых в настоящее время немыслим специалист в любой области народного хозяйства. Она несет мощный герменевтический заряд, выявляя в общественной системе закономерности функционирования и развития социальных связей и отношений. Научить студента социологическому анализу - это означает дать прежде всего добротную теоретическую подготовку, цельный и стройный взгляд на общество и место человека в нем. Это тем более важно, если учесть, что за последние годы изучение теоретических проблем общества было ослаблено (что в немалой степени связано с кризисом общественных наук). Но определить свое место в обществе, стать полноправным гражданином и грамотным руководителем (в том числе и компетентным заказчиком исследования) выпускник любого вуза может только тогда, когда наряду с теорией он освоил и методику проведения социологического исследования.

Перед социологами страны стоит общая генеральная цель - формирование социологической культуры общества. Достижение этой благородной цели предполагает: развитие социологической науки, социологических исследований и институциональных практик, основанных на знаниях, внедрении их результатов в жизнь; социологическое образование в форме подготовки профессиональных социологов, осуществляемое на высоком уровне преподавания фундаментальных, прикладных дисциплин в сочетании с формированием культурного кругозора и гражданской позиции; всеобщее социологическое образование, дифференцированное по категориям населения; постоянную просветительскую миссию социологов, включая публицистику в средствах массовой информации; формирование социологического мышления руководителей, организаторов, специалистов всех отраслей хозяйства, широких слоев населения; консолидированные усилия социологов в решении социальных проблем, в достоверной, объективной, научной оценке фактов, в диагнозе недугов нашего общества и выдвижении стратегии и тактики избавления от них. Социологическое сообщество нуждается в заинтересованном отношении общества к результатам своей деятельности, поддержке социологической науки и социологического образования в России.

Заключение

Все вышесказанное, на наш взгляд, позволяет прийти к выводу, что в условиях трансформации основ нашего общества социология намного больше подходит на роль базовой учебной дисциплины, обязательной для каждого студента, чем какая-то другая наука. Перечислим некоторые аргументы в пользу социологии.

Социология является одновременно и социальной и гуманитарной дисциплиной.

Социология обладает различными теоретическими подходами, которые развивают критическое мышление на основе анализа социальных проблем, которые близки и понятны студентам.

В отличие от политологии и культурологии, социология дает более общие знания, не ограничиваясь отдельными сферами общественной жизни, и потому потенциально вызывает интерес у более широкого круга студентов.

Необходимость использования информационных технологий в преподавании социологии диктуется временем. Фундаментальные цивилизационные изменения, начавшиеся в последней трети XX в., поставили на повестку дня вопрос о разработке и использовании новых технологий приобретения знаний, навыков, умений, которые соответствовали бы науке, ценностям и отношениям информационного общества. В эпоху развития общества, основанного на информации, многократно умножающего возможности доступа к данным и фактам, образование должно помочь каждому индивиду пользоваться этой информацией, отбирая, упорядочивая, накапливая и управляя ею. В процессе образования происходит отход от стандартизации и подражания в пользу индивидуализации, дифференциации.

Поиск новой системы (концепции) образования ведется в стремительно изменяющихся условиях. Перед студентами-социологами стоит задача научиться приобретать знания в условиях быстрых изменений, связанных с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности, необходимо сочетать достаточно широкие культурные знания с возможностью глубокого постижения неограниченного числа дисциплин. Преподаватели социологии в этих условиях должны вести постоянный информационный мониторинг, следить за литературой и т.п. Изменения в технологии образования являются не только технической необходимостью, но и ответом на определенный социальный запрос.

Главная задача преподавания социологии - научить студента социологическому анализу, или, что более точно, - помочь развитию социологического мышления. Так как есть опасность сведения содержания социологического анализа к анализу социологической информации, тогда как анализ в науке - это не просто изучение данных, это выявление общих черт, стремление к интеграции и комплексности в исследовании социального объекта. И в этом в какой-то мере заключается специфика социологии как науки.

Список литературы

Банникова Л.Н., Боронина Л.Н. Проблемы и перспективы кафедры социологии в техническом вузе // Социс. - 2000. - № 8. - С. 123-126.

Бурлуцкая М.Г. Какому социологическому анализу мы учим студентов // Социс. - 2000. - № 8. - С. 126-132.

Выборнова В.В., Варбузов А.В., Орлрва Л.А. Инновационные методики в преподавании социологии // Социс. - 2001. - № 3. - С. 123-126.

Головенко И.А. Преподавание социологии: историческая справка и вариант курса // Социс. - 1992. - № 8. - С. 38-47.

Гущина Е.Н. Преподавание социологии в университете // Социс. - 2005. - № 1. - С. 115-118.

Добреньков В.И. Социологическое образование и социологическое сообщество // Социс. - 2004. - № 4. - С. 113-116.

Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология: Курс лекций. - М., 2001.

Константиновский Д.Л., Овсянников А.А., Покровский Н.Е. Программы национального фонда подготовки кадров и обновление социологического образования в России // Социологический журнал. - 2004. - № 3-4. - С. 138-142.

Крухмалев А.Е., Орлова Л.А., Варбузов А.В. Инновационные образовательные технологии и методы в преподавании социологии («Круглый стол») // Социс. - 2001. - № 10. - С. 125-133.

Кудряшов Ю. Информационные технологии - важный ресурс развития //Высшее образование в России. - 2007. - № 5. - С. 45-49.

Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // Социс. - 2002. - № 2. - С. 120-123.

Морозова Е.И. Социология и маркетинг // Социс. - 1991. - № 7. - С. 92-94.

Овсянников В.Г., М.Ф. Шурупова Социологическое образование в России: проблемы и перспективы // Социс. - 1993. - № 11. - С. 28-38.

Социология: Основы общей теории / Под ред. А.Ю. Мягкова. - М., 2003.

Титаренко Л.Г. Методические аспекты совершенствования преподавания социологии с учетом зарубежного опыта // Социс. - 2000. - № 8. - С. 132-137.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты