Формирование личности в процессе преподавания социологии

Формирование личности в процессе преподавания социологии

27

Содержание

Введение

1. Понятие формирования личности в процессе социализации

1.1 Социологическое понятие личности

1.2 Формирование личности в процессе социализации

2. Преподавание социологии как фактор формирования личности

2.1 Проблемы социологического образования в России

2.2 Инновационные методы в преподавании социологии

3. Влияние преподавания социологии на формирование личности

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы. Человек в социальной структуре занимает особое место. Он является ее основным, изначальным элементом. Без него не может быть социальных связей и взаимодействий, социальных отношений, социальных общностей и групп, социальных институтов и организаций. Таким образом, человек -- субъект и объект общественных отношений. Он -- продукт развития общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, потому что объединяет людей. Следовательно, человек -- один из важнейших факторов, определяющих общество.

В современной социологии имеются различные концепции личности. Все они признают личность как специфическое образование, сформированное под воздействием тех или иных социальных факторов. Многомерная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и взаимоотношений определяют множество теоретических подходов к пониманию личности» создают целый ряд различных моделей, образов человека в современной социологии.

Социальный мир, в котором живут и трудятся люди, активно конструируется ими самими в ходе их социальной деятельности. Это происходит по преимуществу неосознаваемо для них. С другой стороны, общество с помощью самых разнообразных средств социализирует индивида, формирует из него личность, приспособленную к жизни в определенной социальной среде.

Изучение социологии в ряду других гуманитарных дисциплин воспитывает особое отношение к человеку, формирует гражданскую позицию молодого человека. Существует еще и чисто прикладная сторона данной проблемы: в каждой профессии есть аспекты, в которых социологическое знание может стать полезным, и задача преподавателя социологии - найти этот аспект и связать таким образом свою дисциплину с будущей профессией студентов. Социологические исследования выявляют усиление прагматических настроений у современных студентов относительно получения знаний, которые им пригодятся в условиях рыночной конкуренции. Добиться достаточно высокого уровня удовлетворенности студентами процессом преподавания социологии, равно как и других гуманитарных дисциплин, можно только при настойчивом внедрении инновационных методик обучения студентов.

Новые формы преподавания предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной и общетеоретической компетентности преподавателя. Все определеннее на первый план выступают личные качества преподавателя, его собственная позиция, культура, умение общаться с современной молодежью.

Целью данной работы является изучение формирования личности в процессе преподавания социологии. В связи с поставленной целью мы должны решить ряд задач, а именно:

Рассмотреть как трактуется личность в социологии и какие факторы влияют на ее формирование.

Проанализировать методы и технологии преподавания социологии в высшей школе.

Выявить, каким образом преподавание социологии влияет на формирование личности молодого человека.

Объектом изучения в данной работе является формирование личности в процессе социализации. Предмет изучения - влияние преподавания социологии на формирование личности.

Основными первоисточниками для данной работы явились публикации журналов «Социологические исследования», «Социологический журнал», а также учебные пособия по социологии.

1. Понятие формирования личности в процессе социализации

1.1 Социологическое понятие личности

Одной из фундаментальных междисциплинарных проблем является проблема человека, личности. С древних времен она занимает умы мыслителей и ученых. И хотя накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, эта проблема и сегодня остается одной из самых сложных, самых непознанных. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.

Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Люди являются элементами любых социальных систем. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации и культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, но и сам представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Именно это -- взаимодействие индивида и общества -- рассматривает социология, а отношение «общество -- личность» -- это базовое социологическое отношение.

Теоретическая обоснованность и практика показывают, что на процесс формирования личности влияют как биологические, социальные, так и физические факторы.

Биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения и предпосылки для социальных черт личности, а во-вторых, благодаря этому фактору возникает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Физическое окружение также имеет определенное значение в развитии личности. В теориях многих ученых -- от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до философа Г.В. Плеханова, историка Л.Н. Гумилева и др. -- групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями климатических, географических и природных условий их формирования. При этом признается, что влияние физического окружения на личность незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового поведения или индивидуального опыта.

Под социальными факторами формирования личности понимается обычно культура общества, под воздействием которой возникает характерная личностная конфигурация, типичная для представителей данного социума.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения конкретной социальной группы, общества.

1.2 Формирование личности в процессе социализации

Социология личности оперирует категориями, которые нередко рассматриваются как синонимы: формирование, развитие, воспитание и социализация, -- однако между ними имеются определенные различия.

Понятие «формирование личности» подразумевает единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека.

Понятие «развитие личности» характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности.

Воспитание -- это целенаправленное формирование у индивида определенных качеств, а социализация -- усвоение социальных ролей того общества, в котором человек живет, будь оно тоталитарным, демократическим, единым, преступным, богатым и т.д. Социальное качество общества в данном случае не имеет значения.

Можно быть социализированным, но невоспитанным, и наоборот -- воспитанным и совершенно не социализированным, т.е. не знающим жизни.

Социализация -- это долгий и трудный процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования личности в данном обществе.

Механизм социализации человека состоит из принятия решений, целеобразования, мобилизации внутренних ресурсов, построения различных стратегий поведения.

Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые являются своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. На каждой стадии социализации существуют особые институты, которые еще называют агентами социализации, -- это люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Их обычно разделяют на две группы:

агенты первичной социализации -- близкие родственники, учителя, друзья семьи и т.д. Особенно велика роль первичной социализации на раннем этапе становления и развития личности;

агенты вторичной социализации -- руководители и официальные представители государства и его органов (армия, милиция, учреждения и т.д.).

Агенты социализации осуществляют две основные функции: обучение и контроль.

Сам институт социализации, воздействуя на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности посредством традиций, обычаев, привычек, образа жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации. В процессе социализации индивида обычно выделяют две фазы: социальная адаптация (приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, а также к социальным группам и коллективам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности) и интериоризация (процесс включения социальных норм и условий во внутренний мир человека).

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, т.е. обретении ею интегрального социального статуса.

Процесс вхождения человека в общество является очень сложным. Однако его можно условно представить в виде трех фаз.

1. На фазе становления происходит активное усвоение действующих в общности норм и овладение принятыми в ней формами и средствами деятельности. Человек, вступая в общность, как бы приносит с собой в группу все, что составляет его индивидуальность. Кроме того, человек не сумеет проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. Дело в том, что пока он не усвоит эти нормы, он будет оставаться вне группы, которая не будет его понимать; лишь действуя в соответствии с принятыми в группе стандартами, он сможет быть оцененным в ней.

2. На стадии борьбы человек осуществляет активный поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности. Она закономерно возникает вследствие обострения противоречий между достигнутым результатом адаптации, то есть теми приобретенными качествами, которые делают человека таким же, как все, и не удовлетворенной потребностью в проявлении своей индивидуальности.

3. Стадия компромисса возникает в результате активных поисков «золотой середины», которая позволяла бы и реализовывать стремление человека быть особенным, индивидуальным, и тем фактом, что общность соглашается принять, одобрить и культивировать только те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности.

Эта классификация может быть полезной и при описании социализации -- процесса усвоения человеком норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Дело в том, что в самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в социальную среду и интеграции в ней. Социальная среда в данном случае -- это не что иное, как общество в целом.

Установки, потребности, интересы личности обусловлены как условиями окружающей среды, так и индивидуальностью личности, особенностями ее мировосприятия, духовного мира. Они реализуются в социальной деятельности, в которой личность занимает конкретное место в социальной системе, и каждое из них предусматривает ее определенные права и обязанности.

Функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями по их выполнению определяют ее социальный статус -- определенную позицию человека в социальной структуре группы или общества, связанную с другими позициями посредством системы прав и обязанностей. Каждая личность, будучи включенной во множество социальных связей, исполняет различные функции и, соответственно, имеет несколько статусов.

Каждый человек включен не в одну социальную связь, социальный институт, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействует с другими людьми по различному поводу, выполняет каждый раз различные функции. Это свойство любого индивида.

2. Преподавание социологии как фактор формирования личности

2.1 Проблемы социологического образования в России

Свободы, дарованные российской социологии постперестроечной эпохой, реализовывались в контексте весьма своеобразной социологической культуры общества в целом и профессионального сообщества, в частности. Это породило то, что условно можно назвать бонапартизмом в российской социологии, то есть позицию «я так вижу и все». Каждое, сколь угодно малое звено в социологической структуре считает возможным устанавливать свои стандарты социологического образования. Бонапартизм в нашей культуре имеет ещё один смысл -- провинциализм. Провинциальность -- не географическое понятие, а социокультурное. Оно означает самодостаточность, обусловленную нежеланием и неумением сравнивать себя с другими, изоляционизм, продиктованный боязнью вступать в открытую научную конкуренцию -- особенно с зарубежными коллегами.

В результате в образовательном поле российской социологии бытуют сотни учебных программ, с одной стороны, отчасти повторяющих друг друга, а с другой -- содержащих концепты, которые не укладываются в общепринятые социологические рамки. Как бы ни определял социолог свое творческое Я и, соответственно, свои методы преподавания, для него должен быть обязательным принцип мыслить в категориях устойчивых по своей структуре и повторяющихся явлений.

«Образовательная революция» 1990-х годов, во время которой профессиональная подготовка по общественным наукам стала массовой, вовлекла в преподавание социологии вузовских специалистов советского образца, что нередко имело весьма печальные последствия. Сложившаяся структура учебного процесса, которая предполагает деление студентов по факультетам, ведет к внутренней конкуренции за место в учебных планах и «вымыванию» из них важных, но «чужих» дисциплин. Этому в старых классических университетах противостояла традиция широкой междисциплинарной подготовки на младших курсах. В других случаях защитным барьером может стать только госстандарт как некая институциональная основа для соблюдения фундаментальных принципов, на которых строятся социологические образовательные программы.

Появилось значительное число различной учебной и учебно-методической литературы. Проводятся семинары и конференции по обобщению и распространению опыта изучения социологии в вузах. Однако, как показывает практика, поиски оптимальной модели российского социологического образования продолжаются.

Одной из наиболее серьезных проблем преподавания социологии является определение принципов, которые могут быть положены в основу социологического образования студентов.

Во-первых, это принцип фундаментальности, использование которого дает возможность сформировать у студентов представление о социологии как науке. С этой целью подробно излагаются основные этапы развития социологической мысли, дается наиболее полная характеристика ведущих школ и направлений современной социологии. Принцип фундаментальности предполагает, что в итоге изучения курса по социологии студенты могут иметь целостное и структурированное представление об общей социологической характеристике современного общества, в том числе и российского, могут соединить социологическую картину общества в целом со специально социологическими проблемами его элементов.

Во-вторых, это принцип практической направленности обучения. Он позволяет приблизить содержание учебного процесса к реалиям современного общества, учитывая особенности студенческой аудитории. Здесь главное - не «давать знания», а научить решать свои собственные проблемы, осваивая новые методы и средства деятельности, сочетать процесс обучения с творческим решением проблем - познавательных, практических и прочих. Реализация принципа практической направленности означает включение всевозможных форм развивающего обучения: контрольных вопросов, носящих аналитический характер, проблемных и логических заданий, социологических практикумов.

В-третьих, это принцип персонификации, означающий максимальное приближение студентов к изучаемым темам или проблемам, обращение непосредственно к их «Я», учет имеющегося у них жизненного опыта. Апелляция к уровню знаний студентов не обусловливает снижение качества учебной деятельности, Она лишь предполагает построение учебного процесса в форме диалога, в котором ничто не принимается на веру, а доказывается и обосновывается в ходе дискуссии. Принцип персонификации также оказывает помощь студенту в преодолении отчуждения от науки. Верификация серии парадигм личным опытом адаптирует отвлеченное знание к уникальным ситуациям, превращая его буквально не только в объективную, но и субъективную истину. С этой целью используется такая форма учебно-исследовательской деятельности студентов, как социологический этюд. Он позволяет решить задачу систематического обобщения накопленного опыта, объединения в единой картине обыденного знания и данных активного наблюдения.

Еще одной проблемой социологического образования является вопрос о том, насколько содержание социологии должно иметь общую направленность или четкую профессиональную. Опыт преподавания социологии в вузах Запада и России свидетельствует, что для студентов всех специальностей необходимо преподавать общую социологию, которая по содержанию соответствовала требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентов по социологии. С другой стороны, практика показывает, что социологическое образование должно иметь профессиональную направленность. Эта задача может решаться путем введения в учебный процесс специальных дисциплин или спецкурсов, учитывающих профессиональную специфику: по специальности юриспруденция - социология права, по специальности педагогика - социология образования, по специальности психология - социология личности, по специальностям менеджмент, коммерция и государственное муниципальное управление - социология групп и социолого - экономические отношения и т.д.

Смысл преподавания социологии заключаете в том, чтобы студенты могли анализировать ту обыденную, повседневную жизнь, в которую включены. И с точки зрения понимания тех событий, которые происходят вокруг, и с точки зрения их контактов с другими людьми, и с точки зрения их собственного жизненного пути.

2.2 Инновационные методы в преподавании социологии

В мировой образовательной практике в основном применяются два базовых модуля преподавания социологии: академический (нередко его называют абстрактно-теоретическим) и социально-прикладной. По мнению ряда ученых именно последний, как наиболее отвечающий запросам резко изменившегося рынка труда, профессий и занятости, в настоящее время наиболее перспективен в учебно-педагогической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты