Формирование и развитие физиологических, психологических различий между мужчиной и женщиной
p align="left">Горячо обсуждается вопрос: полезно или вредно для ребёнка воспитание в детском заведении. Одно из исследований дало следующие спорные результаты: у ясельных детей способности к учёбе и речевые навыки развиты хуже, чем у тех, кто растёт дома, с мамой. По тем же данным, у ясельных детей больше проблем в поведении, больше агрессии. Но другие исследователи утверждают, что всё это зависит от типа яслей, а также от личности матери и ребёнка. В конце долгого дня мать и ребенок, наконец, снова вместе. По дороге домой, наша современница должна переключиться с роли деловой женщины на роль нежной мамы.

В Колумбии, где бедняки всегда многодетны, измученные матери находят иное решение своих проблем. Будучи не в силах платить профессиональным помощникам, они поручают старшим дочерям заботиться о младших детях, быть маленькими мамами. В том возрасте, когда западные девочки играют с куклами в виде младенцев, их колумбийские сверстницы несут ответственность за настоящих детей. Часто женщины обращаются за помощью не к младшим членам семьи, а к старшим. На Ближнем Востоке мать оставляет ребёнка со своей матерью. Это удобно: бабушка и бесплатна и абсолютно надежна. Мать её прекрасно знает и полностью ей доверяет. Опытная бабушка знает массу хитрых способов сделать так, чтоб малыш уснул. В Греции работающая мать тоже прибегает к помощи бабушки, поручая ей заботу о подрастающем поколении. Если ребёнок ещё мал, а бабушка умеет ловко отвлечь его, он вовсе не расстраивается, когда мать идёт на работу. Там, где семьи не разобщены современной жизнью, бабушка наилучшим образом решает проблему материнского выбора. Возможно, выработанное эволюцией стремление бабушек заботиться о внуках - одна из причин того, что женщины живут дольше мужчин. Благодаря бабушке молодая мать может спокойно работать, зная, что её дитя в надёжных руках.

В южной части Тихого океана, на островах Полинезии, детей воспитывает община. Если мать вынуждена работать на другом острове, за её отпрысками присмотрят соседи. Никаких формальностей, бумаг об опекунстве, судебных процедур. Вместо них - любовь и забота, типичные для жителей маленьких тихих селений. На Филиппинах проблема порой доходит до крайности. Чтобы содержать ребёнка, мать должна оставить его не на несколько часов, а на пару лет - и искать работу в Сингапуре. Их расставание трагично и неестественно. Но у матери нет иного выхода. В Сингапуре филиппинка предлагает свои материнские навыки на рынке домашней прислуги, куда богатые матери приходят искать няню - филиппинку для своих детей. В этом случае, жертва одной матери - это решение проблем для другой. Грустная ситуация: ни филиппинская, ни сингапурская матери не воспитывают своих детей сами.

Совсем по-другому решают свои проблемы американки из штата Юта. Они не сестры, не подруги, а жены одного и того же мужчины. Одни делают профессиональную карьеру, другие с удовольствием заботятся о доме и о детях всех жен. Такое женское разделение труда, на первый взгляд - идеальное решение проблем матери. Оно позволяет ей делать карьеру и в то же время обеспечивает максимальную заботу о её детях. Работая, мать может быть уверена: её дети в хороших руках. Камерун, западная Африка. Дворец Фона из Манкона. Фон также использует женское разделение труда для обеспечения идеальной заботы о своём потомстве. У него 80 с лишним жён и свыше 100 детей. Невежливо спрашивать его об их точном количестве. Жены разделены на группы. Одни обрабатывают землю под наблюдением их господина и повелителя. Работа тяжёлая, но они целиком сосредоточены на ней и уверены, что за их детьми хорошо присмотрят другие жены. Другие жёны готовят обед, также работая сплочённой группой. Третья бригада подает еду на стол. Забота о детях обычно поручается старшим жёнам, а молодые выполняют более тяжёлые обязанности. Это почти феодальная система: Фон правит своими владениями, как всемогущий властелин. Его статус столь высок, что никто не смеет даже пожать ему руку. Тарелки детей ставятся в длинный ряд. Один из младших сыновей пьёт из своих ладоней. Он слишком ничтожен, чтобы прикоснуться к отцовскому рогу для питья. Когда дети Фона возвращаются из школы, в которой преподают их старшие братья, их ждёт обильная трапеза. Система вполне эффективна, хотя тут, пожалуй, недостаёт семейной сплочённости и теплоты.

Решить проблемы жизни матери помогает и более активное участие в ней отца, отцовская помощь. В этой современных американских больницах мужья помогают беременным жёнам готовиться к родам. На Западе возникла традиция присутствия отца во время родов. В некоторых странах жёны даже оскорбляются, если муж в этот момент отсутствует. Но у отца здесь нет биологической роли. Многие, чувствуют себя беспомощными, наблюдая предродовое состояние своих жён. Убеждение, что присутствие отца при родах укрепляет его связь с ребёнком, оспаривается. Не всё так просто. Польза от такого присутствия определяется тем, помогает ли отец успокоить роженицу или создаёт дополнительное напряжение, из-за того, что сам ужасно волнуется. Если он помогает женщине меньше нервничать, его помощь бесценна. Если нет - пусть он исчезнет, и чем скорей, тем лучше. В ряде стран отцы принимают всё большее участие в воспитании детей. Жители Соединенных Штатов - сторонники новой семейной традиции. Их жёны крайне заняты профессиональной деятельностью, и супруги поменялись ролями: мужчины ведут дом, а женщины работают. Общество с трудом принимает концепцию отца - домохозяина, и для взаимной моральной поддержки мужчины объединяются в особую организацию, в союз отцов. Они могут встречаться и обсуждать проблемы современного домохозяина.

Решение материнской проблемы с помощью отца возможно там, где общество относится к этому с симпатией или там, где мужчина достаточно уверен в себе, чтобы игнорировать насмешки. Но надо признать, что как бы ни был заботлив отец, он биологические менее подготовлен к уходу за грудным младенцем, чем мать. Главный недостаток отца - его неспособность кормить своё дитя грудью. Поэтому он лишён возникающей при этом прочной связи с ребёнком. Так было до сих пор. Но в Соединённых Штатах уже изобретено устройство, дающее отцу ощущение, что он кормит ребёнка грудью. Во время кормления на шею отца надеваются два контейнера с молоком в форме груди. Ребёнка это устраивает. Но остается вопрос: не будет ли отец чувствовать себя глупо с такой штукой и не померкнут ли от этого его отцовские чувства? Можно задать и другой вопрос: почему некоторым мужчинам стыдно носить это устройство, хотя у них на груди есть два соска? Дело в том, что у мужских сосков иная, сексуальная функция. Они сохранились в процессе эволюции, потому что являются важной эрогенной зоной. Как и соски женщины, они напрягаются во время любовных игр и становятся очень чувствительными во время интенсивных сексуальных действий.

Решение материнской проблемы с помощью лиц, заменяющих мать, многие критикуют, говоря, что эволюция приспособила мать для заботы о детях, и в этом её никто не сможет заменить. В ходе эволюции женщина тончайшим образом настроилась на нужды ребёнка. Мать не подозревает о некоторых своих способностях. Они врождённые, и действуют автоматически. Если мать в течение получаса с момента родов прижмёт дитя к своему телу, она позже сможет распознавать его по его особому запаху. Стремление женщины к материнству проявляется рано. Уже в нежном возрасте и без влияния родителей девочки проявляли сильный материнский инстинкт. Со своими куклами девочки играли спокойно и сосредоточенно - они природой предназначены для того, чтобы заботиться о потомстве. Раннее проявление материнского инстинкта наблюдается во всём мире. Мексиканские девочки изо всех сил стараются проявить своё стремление нянчить детей - они подражают своим матерям - с переменным успехом. Материнские чувства девочек так сильны, что распространяются не только на людей, но и на животных. Такие чувства у них вызывает любой маленький зверёк, которому нужна забота и защита. Позы девочек, их манера держать животное, те же, какие они используют в будущем, держа своего ребёнка, став матерями. Конечно, мальчики тоже любят играть с животными. Здесь между детьми разного пола нет большой разницы. Но девочки, несомненно, более деликатны, более заботливы и терпеливы, чем мальчики в эти минуты проявления любви и нежности.

Тонкая настройка организма матери на организм ребёнка подвергается особым испытаниям, если ребёнок рождён преждевременно. Дети, появившиеся на свет раньше срока, столь хрупки, что им необходим особый медицинский режим, отдаляющий их от матери. Мать хочет всего лишь подержать дитя на руках, но это весьма рискованно. Недоношенный младенец заключён в стеклянную капсулу - инкубатор, где есть все нужные ему системы жизнеобеспечения. Но недавно в знаменитой больнице "Кайзер" в Сан-Франциско появилась новая методика заботы о таких детях. Она называется "кенгуру". Суть её в том, что матерям недоношенных детей разрешают по несколько часов в день прижимать их к своему телу. Исследования показали, что дети, имевшие такой контакт, растут и развиваются быстрее и покидают больницу раньше, чем те, кто был отдалён от матери. Сочетание технических систем, необходимых малышу и его контакта с мамой приносит пользу им обоим.

Итак, организм матери настроен на малыша, а организм малыша настроен на мать. Значит, наиболее верное решение материнской дилеммы - осуществление воспитания младенца самой матерью. Самый простой выход - позволить матери брать ребёнка с собой на работу. Это было возможно в древние времена, возможно и сейчас - там где мать занята простым трудом земледельца. Но и в условиях города некоторые мамы пришли к этому древнему способу решения проблемы. Порой дети находятся в совсем неподходящих для них местах. Вопреки представлениям в духе традиционного мужского шовинизма, по убеждению биологов, женщины достигли высокого уровня интеллекта и личностных потребностей. Карен Брэйди - исполнительный директор Бирмингемского футбольного Клуба. Она ежедневно занимается тем, что многие сочли бы чисто мужским делом. Ей 27 лет. Она самый молодой директор крупной фирмы в Великобритании. Женщины, подобные Карен не хотят выбирать между материнством и карьерой. Им нужно и то и другое. Они жаждут полной реализации - как матери и как интеллектуалки. Но это нелегко. Они должны развить двойственные качества личности, вести как бы двойную жизнь. Даже в день большого матча, Карен, в нарушение правил делового этикета взяла с собой на работу горячо любимое дитя. В перерыве матча она нарушает ещё одно табу: кормит ребёнка на рабочем месте. Но она знает, что лишь её высокий статус позволяет ей так поступать, оставаясь при этом для окружающих серьёзной деловой женщиной. Деловой мужчина не сталкивается с подобной дилеммой.

Для многих матерей лучший выход - оставаться дома с детьми, быть домохозяйкой, традиционной матерью. Многим такое решение кажется наиболее естественным. Да, оно идеально для женщин, стремящихся растить детей, готовых пожертвовать всем остальным и сосредоточиться исключительно на их воспитании. Если семья велика, день такой мамы насыщен до предела. И если у неё нет иных запросов, она вполне реализована как личность. Во многих странах Ближнего Востока девочек готовят к тому, что они станут машинами для деторождения и домохозяйками. Это проявляется в отношении к образованию. Немногие девочки ходят в школу вместе с братьями. Ведь их жизненная роль - растить потомство. Значит, заниматься их образованием вовсе ни к чему. В Йемене, например, 8 из 10 женщин неграмотны. В мире неграмотных женщин в 2 раза больше, чем мужчин. Из 450 учеников йеменской сельской школы, девочек - менее 50. В этой части света девочке повезло, если она может ходить в школу и получать образование, которое даст ей возможность обрести чуть больше свободы во взрослой жизни. Большинство девочек сидят дома и учатся навыкам домашней работы у своих родственниц, помогая им по хозяйству. Им взрослая жизнь не предоставит особого выбора. Повторится цикл домашней жизни, как было на протяжении тысяч лет. По контрасту с Востоком, и в школах на Севере Англии, девочек склоняют к отказу от деторождения. Для многих в этом перенаселённом мире, такой отказ - ещё одно решение материнской дилеммы - хоть и весьма жёсткое.

Современные средства, препятствующие зачатию - таблетки и презервативы дали многим женщинам большую свободу в деле выбора их жизненных приоритетов. Сегодня на Западе как минимум 70% замужних женщин пользуются одним из видов контрацепции. Почти повсеместная доступность контрацептивов - достижение 20 века, наиболее кардинально изменившее жизнь женщин. Миллионы из них перестали быть машинами для деторождения и могут теперь планировать семью в соответствии со всеми аспектами своей жизни. Поскольку население Земли растёт всё возрастающими темпами, это достижение - шаг вперёд не только для женщин, но и для всего человеческого вида.

Ясно, что все решения дилеммы несовершенны. Как мать, женщина хочет посвятить себя детям, а как личность - стремится к самореализации. Решение будет найдено в процессе развития современной женщины и её способности определять размер семьи.

Есть два варианта: родить в молодости, вырастить двоих детей, а остальную жизнь посвятить карьере. Или заниматься карьерой в молодости, а детей завести потом - но не позже, чем это станет сопряжено с риском. Многим женщинам не удается решить современную материнскую дилемму. В условиях большого города это крайне трудно. Из-за этого в семье часто возникают напряженность и конфликты. Урбанизация обошлась с женщиной несправедливо. И это одна из причин непрекращающейся войны полов. Вместо любви и нежности, которые должны царить в семье, в ней часто происходит столкновение интересов двух личностей. Мирное решение этого конфликта одна из главных задач человечества в будущем.

Война полов

Мы живём в эпоху больших городов. Половина населения Земли заключена в этих людских зоопарках. Здесь жёсткие условия для простой любящей семьи. В городе много удовольствий, но для тех, кто не может вкусить их в полной мере, город - сложная среда. Люди здесь часто становятся жертвами раздражения и стресса. Куда они выплёскивают эмоции? В прошлом году в Соединённых Штатах полицией зарегистрированы свыше миллиона случаев избиения жён мужьями. Кто знает, сколько жертв не обратились в полицию. По расчётам властей, всего таких случаев свыше 4-х миллионов. Ежегодно в 4-х тысячах случаев побои столь серьёзны, что приводят к смерти женщины. Это отвратительное последствие урбанизации: ведь такое явление характерно в основном для крупных городов. Полицейским всего мира хорошо известно, что мужчины в состоянии стресса часто вымещают своё раздражение на жёнах. Жена, которая должна быть самым любимым существом, становится жертвой агрессии. Сейчас более половины землян живут в крупных городах - значит, от этой проблемы не уйти. Но так было не всегда.

Поскольку сейчас разлад в семье - обычное дело, мы представляем наших первобытных предков похотливыми пещерными чудовищами, что имели привычку тащить визжащих женщин в своё логово за волосы. В действительности, всё было иначе. Мы можем представить жизнь маленького первобытного племени, наблюдая одно из современных племён. Пигмеи Бака - жители Западной Африки. Здесь женщины и мужчины живут в прочных парных союзах, и отношения в таком обществе удивительно гармоничны. Главная причина этого в том, что мужчины часто уходят на охоту, а женщины составляют ядро племени. Мужчины доверяют женщинам постройку хижин, сбор растительной пищи, приготовление еды. Женщины доверяют мужчинам добычу животной пищи и защиту от внешней опасности. В этой сбалансированной системе представители обоих полов зависят друг от друга. Очевидно, что жизнь в первобытном обществе была весьма мирной. Человек ввёл в свой рацион более калорийную пищу, создал язык, быстро стал самым успешным видом на планете. Всё это было бы невозможно, если бы в племени царили раздор и внутренняя борьба.

Но когда примерно 10 000 лет назад древние собиратели и охотники перешли к земледелию, всё стало меняться. С развитием сельского хозяйства, разведение скота и растений стали образом жизни. Благополучие приносила земля, и древние земледельцы стали относиться к ней как к матери, дающей им пропитание, рождающей их пищу. На следующем этапе мать-земля становится женским божеством, знаковой фигурой, гигантским идолом, великой богиней, чьё тучное тело символизирует тучность и плодородие земли. Богиня-мать выполняла две важные роли: она символизировала плодовитость скота и плодородие полей, а так же способность женщин к деторождению. В те давние дни человечество было столь малочисленно, что для людей было жизненно необходимо производить на свет большое потомство. Женщины молили богиню-мать сделать их плодовитыми, чтобы в их полях работало как можно больше детей. Всемогущее женское божество, богиня-мать тысячелетиями правила людьми. Её считали источником жизни и кормилицей всего сущего. Всё, что дышит и движется, рождалось из её огромного тела. Мужчины представлялись второстепенными существами, чуть ли не одноразового использования. Мать же являлась главной фигурой, вокруг которой вращался мир.

В образе христианской Пресвятой Девы видны черты древней богини плодородия. В католических странах, где так сильна власть мужчин, культ Девы Марии - скрытая форма религиозного протеста, с которым духовенство не в силах бороться. Согласно церковной доктрине, молиться следует только Иисусу, Марию надо лишь почитать. Один из древних отцов церкви ясно выразил этот постулат: "Отдадим почести Марии, но поклоняться станем сыну её". Однако, как бы ни старались мужчины-священники, это требование вряд ли будет выполнено. Из этой испанской церкви периодически торжественно выносят статую Богоматери - к восторгу толпы. Фанатичные верующие передают священнику предметы своей одежды и даже маленьких детей, чтобы те прикоснулись к Мадонне и получили её благословение. Подобное, несомненно, происходило и в древности, в эпоху культов богини - матери, подобных культу Артемиды Эфесской, который уже давно забыт. Дева Мария с успехом затмила всех своих предшественниц. Некоторые религиозные деятели не одобряют столь фанатичного поклонения Деве Марии. Они справедливо видят в нём черты древних культов Богини Плодородия и хотели бы, чтобы в управляемом мужчинами обществе верующие поклонялись Богу-мужчине. По официальным правилам, Богоматерь должна быть второстепенной фигурой рядом со своим сыном Иисусом. Но религиозные деятели преуспели лишь в создании правил. Древнее женское божество почиталось потому, что почиталось деторождение. Для древних было жизненно важно, чтобы как можно успешней плодился их скот, давала урожай земля, рождались дети. От этого зависело выживание.

Но успехи богини плодородия привели к её уничтожению. Селения становились городами, города - древними мегаполисами, в результате чего происходили два явления: люди стали жить более скученно, и потребность в рождении множества детей стала менее насущной. В то же время, в организации жизни городов большую роль стали играть мужчины. На смену группам мужчин-охотников пришли группы мужчин-правителей. Теперь они занялись новой, ритуальной охотой, которую мы называем войной. Войну обычно считают проявлением агрессии. Но она, скорей, несёт в себе черты охоты и мало напоминает агрессивное поведение животных. Воины не знают своих врагов лично. Они убивают их не из личной ненависти. Их враг абстрактен, как дичь на охоте. Её надо убить, чтобы поддержать своих ближних. На уровне простого солдата, война не что иное, как проявление древнего охотничьего инстинкта мужчины-самца. Хотя его вожди ведут войну, преследуя иные цели. В некоторых странах мужчины покупают оружие на рынке так же, как женщины покупают там овощи. Ружья необычайно притягательны для мужчин - с тех пор как они были изобретены, 600 лет назад. Фрейдистское учение видит в ружье образ металлического фаллоса, извергающего пули вместо спермы. Это воспринимается как шутка. И всё же, восторг, с которым мужчины любуются оружием, возбуждение, которое они испытывают при стрельбе - нечто большее, чем проявление боевого духа. Думают ли эти мужчины о том, какой вред нанесёт людской плоти их оружие - когда любовно осматривают и поглаживают его? Или они подсознательно испытывают некие плотские переживания? Хотя женщины тоже порой участвуют в играх с оружием, оно всегда было связано преимущественно с мужским миром и постепенно стало символом мужского начала, воплощением идеи мужской власти. Любая попытка отнять оружие у мужчин, привыкших им обладать, вызывала у них протест - столь бурный, словно им угрожала чуть ли не кастрация.

Нельзя отрицать, что развитие оружия, начиная с мушкетов и кончая ракетами, шло параллельно усилению мужской власти в мире. С укреплением мужских позиций в развивающемся обществе, пришло время для серьёзной перемены: главное божество сменило пол. Богиню-Мать сменил Бог-Отец, всемогущий и суровый, более подходящий для нового жестокого мира оружия, тюрем, пыток, сражений и других мужских изобретений. С переменой пола божества, многое было утрачено. Цена технического прогресса была слишком высока. Новые суровые и воинственные боги требовали новых отношений между полами. Женщина утратила свой высокий статус. В первобытном обществе она миллион лет была равной мужчине. Иной, но равной. Теперь ей отвели подчинённую роль. Так началась война полов.

У некоторых народов даже сейчас женщина считается собственностью мужа и должна скрывать лицо от всех остальных мужчин. Считается, что чадра - изобретение ислама. Но это не так. Её ввели древние ассирийцы - чтобы отмечать женщин, занимавших высокое положение. Позже этот обычай распространился в исламских странах, где правили мужчины. Хотя в Коране сказано: "Женщины должны обладать теми же правами, которые осуществляются в отношении мужчин". На каком-то этапе развития общества эти права были ими утрачены. Лишь в собственных домах женщинам разрешено снимать чадру. Но даже там они должны немедленно надеть её, если в дом пришёл гость - мужчина. В разных арабских странах женщины в разной степени закрывают лицо и по-разному демонстрируют своё смирение перед мужчиной. Жизнь этих наших современниц лишена интересных событий и творчества. Им запрещено публично показывать лицо, они должны существовать как бы внутри кокона. Таков мужской мир, где, как бы мы его ни воспринимали, женщины явно лишились социального равенства, хотя и должны по-прежнему производить на свет и воспитывать новые поколения общества, где правят мужчины. В Иудейской религии, как и в Исламе, и в Христианстве тоже главенствуют мужчины. Даже в двадцатом веке, в Нью-Йорке, еврейские общины сохраняют традицию угнетения женщин. В частности, религия требует, чтобы замужняя женщина полностью прятала свои волосы. Раньше перед свадьбой невеста должна была брить голову. Сейчас она просто коротко стрижётся. Удивительный пример противоречивого мышления: затем её волосы прячут под специально сделанным париком. Надвигай парик плотней, ближе к лицу. Эта хитрость даёт ей возможность выполнить религиозное правило, оставаясь при этом

Нью-йоркской модницей. В древности женщины брили головы и прятали волосы, чтобы стать менее привлекательными для чужих мужчин. Современная интерпретация древнего обычая забавна тем, что парик иногда более привлекателен, чем натуральные волосы невесты. В Индии женщин в старину прятали иначе. Их не просто заставляли покрывать волосы. Их держали взаперти. Им запрещалось выходить на улицу, в городскую суету. Они могли лишь сидеть у окна и наблюдать за прохожими, будучи невидимы для них.

Большую роль всегда играла такая особенность женского организма, как девственность. Между мужчиной и женщиной всегда было, есть и будет природное неравенство, обуславливающее уверенность мужчины в отцовстве. Родив ребёнка, женщина знает, что она его мать. Но мужчина не может быть абсолютно уверен, что он его отец. На протяжении веков люди не раз пытались уменьшить эту неуверенность - порой весьма жестокими способами, самый жуткий из которых - женское обрезание. В мире свыше ста миллионов наших современниц были изуродованы этой операцией. Маленьким девочкам удаляют внешние половые органы - для того, чтобы во взрослой жизни они испытывали меньше удовольствия от секса и, следовательно, меньше стремились изменять мужьям. Этот обряд возмутительным образом попирает права женщин. И хотя власти многих стран борются с ним, он всё ещё совершается в таких странах, как Нигерия, Эфиопия, Египет, Судан, Кения и Сомали. Постоянный страх женской измены толкает мужчин на всевозможные крайности. Они прячут женщину под чадрой, запирают её, делают ей обрезание, но ни одна из этих мер не гарантирует её верности.

Наконец, существует способ сделать женское лоно физически недоступным, заковав его в металлический "пояс верности". 500 лет назад в Италии, в городе Падуя один эксцентричный тиран первым заставил своих любовниц носить это металлическое

средство защиты. Оно состоит из железного пояса и полосы, пропускаемой между ног женщины. Будучи запертым, это устройство не позволяет мужчине проникнуть в женщину, даже силой. Пояс верности много веков являлся предметом шуток и мужских фантазий, но, вопреки мнению многих, он не был широко распространён. Искусно украшенные пояса верности изготовляют и сейчас, но скорей для сексуальных утех, чем для защиты от секса. Недавно был случай использования пояса верности не в шутку, а всерьёз. Жертва изнасилования, получив психологическую травму, решалась выходить из дома только надев такой пояс. Постепенно к ней вернулась уверенность в себе, и её брак был сохранён. Таким образом, символ женского угнетения способствовал свободе - пусть всего лишь одной женщины.

Не всякое выражение мужского превосходства столь нелепо и прямолинейно, как пояс верности. Порой это обычные явления, воспринимаемые как должное. Даже в демократичном Западном обществе наблюдаются пережитки убеждения, что женщина - собственность мужчины. Супругов называют "мистер и миссис Смит" - муж лишает жену пусть не свободы, но хотя бы её девичьей фамилии. Но и тут проглядывает идея власти мужчины, получающего жену в собственность. Скажем, невесту ведёт к алтарю её отец. Она, как вещь передаётся отцом жениху - на хранение. Жениха к венцу не ведёт никто. То, что кольцо надевается на безымянный палец левой руки тоже символично. Левая рука по традиции считается менее важной, чем правая. А безымянный палец менее независим и менее подвижен, чем другие пальцы. Такое положение кольца означает, что невеста - в подчинённом положении, и что она теряет свою независимость. После свадебного приёма, прежде чем уехать, молодые часто обнаруживают, что к их машине привязаны старые туфли. Этот обычай - напоминание о тех временах, когда отец невесты давал её старый башмак жениху, а тот постукивал им по её голове в знак того, что отец больше не может наказывать дочь, теперь - это право её мужа.

Молодым предстоит ещё одна старинная традиция - медовый месяц. Месяц - это период смены всех фаз луны, 4 недели. Столько же длится менструальный цикл женщины. В древности муж должен был после свадьбы провести наедине с женой полные 4 недели и удостовериться, что в период её овуляции к ней не приближались другие мужчины. В этом случае он мог быть уверен, что он отец ребёнка, зачатого в медовый месяц. Иными словами, это был способ не подпускать к жене других мужчин в этот важный период непосредственно после свадьбы. Так было в древности. Древним является и происхождение определения "медовый". Все эти 4 недели молодые должны были пить жидкий мёд - один из древнейших алкогольных напитков - так как мёд увеличивает способность к зачатию. Итак, медовый месяц нужен не только для того, чтобы лучше узнать невесту во время приятного отпуска. Он должен обеспечить зачатие и надёжное отцовство. По возвращении, жених должен перенести невесту через порог своего дома - ещё раз подчеркнуть, что она - его собственность. Когда-то так праздновали захват женщин одного селения мужчинами другого. Брак путём похищения невесты был тогда обычным явлением. Он помогал избежать близкородственных союзов, но низводил женщину до положения вещи, добычи.

Женщины, которых угнетали много столетий, в 20 веке взбунтовались, впервые бросив вызов власти мужчин. Это случилось в1903 году, когда суфражистки боролись за политическое равенство полов, за право женщин участвовать в выборах. Они столкнулись с сильным сопротивлением. С годами их борьба становилась всё отчаянней: голодовки, битьё витрин, взрывы, поджоги. Равенству способствовал

огромный вклад женщин в победу в Первой Мировой войне. В 1919 году Британский Парламент впервые принял в свои ряды женщину. Политическая битва была выиграна. На рубеже 60-х и 70-х годов поднялась новая волна - движение феминисток. В США группа активисток создала национальную женскую организацию. Вскоре подобные союзы появились и в Америке, и в Европе. Теперь женщины боролись не за право голоса, а за рабочие места. Одним из лидеров феминизма была Бетти Фридман. В своём крайнем проявлении, феминизм проповедовал ненависть ко всему мужскому. Женщины сжигали лифчики и выбрасывали другие предметы одежды, которые считали навязанными им мужчинами.

Что вызвало этот бунт? Во-первых, численность людей выросла настолько, что женщинам уже не надо было рожать много детей. Во-вторых, технический прогресс свёл на нет такое преимущество мужчины, как обладание большой физической силой. Осталось мало престижных профессий, которыми женщины были бы физически не в силах овладеть. В третьих, появившиеся в начале 60-х противозачаточные таблетки дали женщинам одинаковую с мужчинами сексуальную свободу. Впервые в истории женщины смогли играть в мужские сексуальные игры, не боясь нежелательной беременности. Однако, некоторые женщины воспользовались новой свободой несколько необычно. Они совсем бросили мужчин и стали любить друг друга. Эта часть феминисток не просто обходится без мужчин - добытчиков, мужчины изгнаны даже из спальни. Бетти Фридман и другие серьёзные феминистки в первые годы своей борьбы добивались вовсе не этого. Их целью было экономическое равенство полов. Сейчас в женском движении есть два направления. Одно озабочено экономическим равенством, другое - равенством в половой жизни. Порой результат бунта - появление необычных половых пристрастий. Но большинство женщин, жаждущих сексуального равенства, вовсе не отвернулись от мужчин. Они остались гетеросексуальными, но требуют от мужчин того, что прежде делали женщины. Отсутствие предрассудков у этих дам - свидетельство коренных изменений в образе современной женщины. Биологически, ей всегда была присуща высокая сексуальность, которая прежде сурово подавлялась. Теперь она с восторгом выпущена на волю. Потребность в воспроизводстве населения снизилась, появились средства не допустить нежелательную беременность - и женщины достигли полного равенства с мужчинами.

Но это новое равенство. Первобытное равенство заключалось в том, что тяжёлые материнские обязанности не отбрасывали женщину на обочину жизни общества. Скорей, на ней находились мужчины, занятые охотой. Женщины, несмотря на тяготы материнства, были в центре жизни социума. Сейчас женщины вновь завоевали центральную роль, но не перестроив общество, а уйдя из дома и присоединившись к мужчинам на работе. Это позволяет им демонстрировать равенство в интеллекте, потребностях, энергии, но у них остаётся одно слабое место. У современной женщины всё ещё силён материнский инстинкт. Характер многих профессий не позволяет иметь даже одного ребёнка - и это главная женская проблема, ждущая своего решения. Но для современной женщины нет пути назад. Она поднимается всё выше и выше. В новом общественном климате, созданном за годы бунта женщин, многие из них решили обыграть мужчин в мужских играх. По принципу: "То, что могут делать они, мы сможем сделать лучше." Мужчины, компенсируя отсутствие первобытной охоты, полюбили рискованный спорт. Женщины сделали то же самое. Появились спортсменки-экстремалки. Мы видим свободу женщин вести себя так же безумно, как мужчины. Сейчас женщин-пожарных часто сбрасывают на парашютах в центры лесных пожаров, всё более частых в Калифорнии. Рушатся последние бастионы мужского превосходства. Но чтобы достичь высокого положения в армии, всё ещё нужно быть незаурядной женщиной. Прежние предрассудки живы, хоть и замаскированы. В Армии женщина должны трудиться больше мужчины, чтобы достичь одинакового с ним звания.

Всегда существовали особенные женщины, те, кто достигал власти и славы. Пожалуй, самая яркая из них - царица Хатшепсут, правившая Египтом 3 500 лет назад. Единственный фараон - женщина, она не носила титула "царица", она называла себя "царём" и, чтобы подчеркнуть свой статус, одевалась как мужчина - а в особых случаях носила накладную ритуальную бороду. Властные женщины, подобные Хатшепсут появлялись время от времени, но они всегда были редким исключением. Сейчас женщине легче занять высокое положение в обществе. Наши современницы, по крайней мере, на Западе, научились успешно бороться с древней тиранией. Или это не так?

Правда в том, что несмотря на их завоевания, они ещё не скоро восстановят равенство полов, существовавшее в доисторические времена. Во многих местах, за исключением крупных городов Запада, женщину считают вещью, низшим существом. И даже на Западе ждёт решения проблема избиения мужьями своих жён. Несмотря на весь социальный прогресс, чтобы добиться значительной роли в обществе, женщина должна быть незаурядной личностью. Конечно, многие женщины, вовсе не стремятся к власти. Они лишь хотят вернуть подлинное, естественное равенство, которого заслуживают от природы, за которое не будет нужды отчаянно бороться. Возможно, когда-нибудь все взаимоотношения мужчин и женщин станут столь же идеальными. А пока представители обоих полов теоретически могут трудиться плечо к плечу, считая залогом своих успехов талант, а не половую принадлежность. Война полов когда-нибудь останется в прошлом. На это может понадобиться много времени. Трудно изменить устоявшиеся взгляды людей. Но уже есть условия для наступления новой эры сотрудничества мужчин и женщин, признающих половые различия, но исходящих из равенства полов. Мы разные, но равноправные. Кто знает, может быть, признав этот факт, мы начнём новую увлекательную главу в истории развития нашего удивительного вида.

Список литературы

1. Гидденс Энтони «Трансформация интимности»

2. Дэсмонд Моррис «Мужчина и женщина»

3. Ильин Е. П. «Дифференциальная психология мужчины и женщины. Глава 2. Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества»

4. Бурдье П. «Мужское господство»

5. Аллан и Барбара Пиз «Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина)»

6. Элхонон Голдберг «Стили принятия решений и лобные доли. Нейропсихология индивидуальных различий (у мужчин и женщин)»

7. Мужская и женская стратегия ориентирования на местности. Публикация в «Behavioral Neuroscience»

8. Денисова, А. А. «Словарь гендерных терминов»

9. Юрий Семёнов «Брак и семья: возникновение и развитие»

10. Семёнов Ю. И. «Групповой брак, его природа и место в эволюции семейно-брачных отношений». М., 1964

11. Дебэ А. «Брак и безбрачие во всех половых и моральных проявлениях. С самыми любопытными историческими и медицинскими подробностями о взаимных отношениях мужчины и женщины, начиная с глубокой древности и до нашего времени: Гигиена, физиология и философия брака и безбрачия»

12. Ричард Докинз «Эгоистичный ген»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты