Формирование и развитие физиологических, психологических различий между мужчиной и женщиной
p align="left">Таковы сложности современных брачных игр. Но у всех этих людей одна главная цель. Найти пару, вступить в брак, создать семью. Из всех видов брака парный остается преобладающим. Рассмотрев все виды брачных союзов, известные человечеству, мы видим: все они несовершенны. Но нельзя отрицать, что биологически мы запрограммированы на любовь и создание брачных пар. В этом залог продолжения рода, без которого наш биологический вид исчезнет. Если мы, несмотря на трудности, стремимся к парным союзам, справедлив вопрос: почему эволюция не дала нам стопроцентной гарантии сохранения наших пар, брака с одним партнёром до конца жизни? Элементы иных видов брачного поведения угрожают разрушить парный брак, вредят ему. Абсолютная верность одному партнёру биологически нерациональна. Если молодой партнёр, к примеру, погибнет, его подруга будет обречена на пожизненное бесплодие. Во избежание этого, система брачных отношений должна быть более гибкой. Однако порой узы между любящими настолько крепки, что молодые жёны или мужья остаются преданными своим ушедшим супругам, даже утратив надежду на их возвращение. Это - доказательство прочности эмоциональной привязанности, существующей между мужчиной и женщиной. У них нет перспектив семейной жизни. Нет будущего - как у мужа и жены. Положение этих пар абсолютно безнадёжно. Они больше никогда не будут вместе. И всё же, страсть, которую они испытывают друг к другу, не хочет умирать. Брачные союзы людей имеют свою слабость. Но в них есть и удивительная сила.

Различия в особенностях воспитания и преодоления разных периодов жизни

Сейчас человек живёт дольше, чем любое другое млекопитающее. Наш жизненный путь так долог, что мы делим его на этапы. Мы говорим о детстве, юности, зрелости, среднем возрасте, пожилом возрасте, старости. Мы придумываем особые ритуалы, чтобы отметить переход от одного этапа к другому. Обычно, эти ритуалы подчёркивают нашу мужественность или женственность, даже несколько преувеличивают её. В обрядах, которые мы соблюдаем, мы предстаем более ярко выраженными мужчинами или женщинами. С чего всё началось? Каков был первый великий ритуал? Мы знаем, что одним из важнейших этапов в развитии человека было создание постоянного дома - поселения, из которого мужчины племени уходили на охоту. Племя на время распадалось, а затем воссоединялось - до новой охоты. Наши предки привыкли к этим расставаниям и встречам. Встречу необходимо было отпраздновать. Тем, кто расстался и вновь встретился, было что обсудить. Воссоединение - особое событие. Ясно, почему столь важна для нас роль языка. Нам есть что сказать! Группы людей, которые всё время держатся вместе, имеют одинаковый опыт. Их потребность общаться - ниже.

Известно, что на определённом этапе наши предки стали есть мясо и охотиться на крупную дичь. Произошёл сдвиг в системе питания, который в корне изменил социальное поведение человека. Виды, питающиеся растительной пищей - это едоки-эгоисты. Каждый добывает пищу лишь для себя. А охотники, принеся в селение огромную тушу, съедят лишь часть её - остальное предложат соплеменникам. Делиться с ними пищей - это новый образ жизни. Конечно, когда мы стали есть мясо, мы не отказались от иных видов еды. Мы стали всеядными, сочетая растительную пищу, выращенную женщинами, с мясом, добытым мужчинами. Люди стали есть крупных животных, превратившись в едоков-альтруистов. Радостный миг раздела драгоценной пищи стал для племени важным празднеством. Так наши предки впервые разнообразили жизнь племени "особыми событиями". Очевидно такой первобытный пир был первым человеческим ритуалом. Идея общего пира настолько укоренилась в людском сознании, что его устраивают по поводу любого события, даже когда оно никак не связано с едой и питьём.

В разных частях света есть различные ритуалы для празднования рождения ребенка. Правда, в некоторых странах подобные мероприятия устраиваются только в честь рождения мальчиков. Но и в случае, если празднуется рождение девочки, - сценарий праздника в большинстве культур сильно различается. К детям разного пола относятся по-разному с самого начала их существования в обществе. Эти различия видны на каждом важном этапе их жизни. В ряде стран, где детская смертность всегда была высока, имелись особые обряды, отмечавшие тот факт, что ребёнок смог дожить до годовалого возраста. В Средиземноморье такой ритуал есть до сих пор. На Мальте он называется учия. Он четко устанавливает различия между мальчиками и девочками. Как и на праздновании рождения, здесь определяется будущая мужская или женская жизнь ребёнка. Традиционный набор предметов - разных для мальчика и девочки - укладывается на поднос, который ставится на пол на некотором расстоянии от ребёнка. Предмет, который выберет ребёнок, укажет на его будущее занятие. Если девочка выберет гребень - станет парикмахером, если чётки - монахиней, нитку с иголкой - портнихой и так далее. Есть много социальных ритуалов, обозначающих мальчиков как мальчиков, девочек как девочек. Покинув родное гнездо, поступив в школу, они собираются в группы по половому признаку. В раннем детстве они прекрасно играли вместе, а теперь избегают детей другого пола. Так происходит даже в школах с совместным обучением. Разделение детей по признаку пола - естественный, а не навязанный им процесс. Дети вовсе не играют роли, заданные им родителями. Они неосознанно копируют поведение древних, избегавших таким способом кровосмешения.

Суть такова: сделав детей другого пола социально чуждыми, их можно будет потом открыть для себя заново в новой социальной роли, в период созревания. Но дети не могут изолировать себя от братьев и сестёр другого пола. Они всегда рядом, поэтому к ним нет сексуального интереса. Отношения с ними лишены сексуальности. Так природа поощряет не родственные половые связи.

У многих народов дети проходят обряд инициации, который ещё больше отделяет мальчиков от девочек. Этот ритуал перехода в иной возраст часто носит форму коллективного испытания. В Турции мальчиков ждёт весьма болезненное удаление крайней плоти - обрезание. Смысл этого испытания - отдаление мальчиков от их родителей. Родители впервые не могут защитить своего малыша от боли. А поскольку боль мальчики испытывают коллективно, между ними возникают узы мужской солидарности. Этот обряд зародился в древнем Египте, он должен был обеспечить бессмертие. Египтяне заметили, что змея, сбрасывая кожу, обновляется, возможно, обретает вечную жизнь. Они решили, что если человек отсечёт у себя кусок кожи, он тоже станет бессмертным. А поскольку мужской член похож на змею, ясно, отчего надо отсечь эту кожу. Из древнего Египта этот обычай распространился в другие страны Ближнего Востока, а затем - по всему миру. Сейчас в мире обрезаны двадцать процентов мужчин. Со временем связь обряда со змеёй забылась и в оправдание обрезания были выдуманы медицинские доводы. В Таиланде отделение девочек от мальчиков приняло крайние формы. В определенный период каждый юноша - буддист должен прожить год монахом - в полной изоляции от мира. Он должен вставать на заре и большую часть дня молиться Будде. Ему внушают, что так он поможет своей семье обрести более высокий духовный статус. Как и в других обрядах переходного возраста, мальчик отделяется не только от девочек, но и от своих родных.

Когда у детей начинается половое созревание, происходит ряд явлений, знаменующих начало нового важного жизненного этапа. Подростковый возраст - проблемный период и для самих подростков и для старших, которые должны их контролировать. Проблема в том, что биологически люди готовы к репродуктивной функции с четырнадцати лет. Но это только половая зрелость, а не социальная. Сейчас жизнь в обществе настолько сложна, что лишь через несколько лет они будут в состоянии справиться с грузом взрослой ответственности. Мы, жители Запада, позволяем подросткам показывать свой новый статус, даже хвастаться им. В то же время мы следим, чтобы это не имело печальных последствий. Другие народы относятся к подросткам гораздо строже. Особенно к девочкам. Например, в племени колумбийских индейцев Вайу переходный возраст девочки представляется настолько опасным, что её безжалостно изолируют от всех социальных контактов. Она должна жить в одиночестве, запертая в маленькой хижине, порой целых три года. Её единственное занятие в это время - плетение гамаков. Еду ей приносят родственницы. Заодно они объясняют ей, как она должна жить, став женщиной. В исламской традиции начало созревания девочки также воспринимается как сигнал тревоги. Её немедленно скрывают от мужских глаз. Со дня её первой менструации она должна прятать лицо, но не за стенами хижины, а под покрывалом - чадрой. Момент, когда девочке покупают первую чадру, очень важен. Он полностью меняет её жизнь. Открытость детства сменяется женской сдержанностью. Она будет носить чадру всю жизнь. Возможно, в ней её и похоронят. В Йемене половое созревание мальчика отмечается вручением ему джамбия - большого кинжала. Ребёнком, он получил игрушечный кинжал. Так его отделили от девочек и дали знать, что когда-нибудь он достигнет статуса взрослого мужчины. И вот, этот час настал, и его детский кинжал, наконец, заменили на взрослый. Обычай ношения кинжалов сохранился с тех пор, когда Йеменцы были воинами и бились с другими племенами. Сейчас кинжал - просто символ, признак мужской сущности. В странах Латинской Америки, когда девочка входит в пору созревания, достигается компромисс между свободой и ограничениями. Во время обряда "кинсенеара", которому триста лет, девочка одетая невестой, дает обет целомудрия. Девочка торжественно, в присутствии свидетелей клянётся остаться девственной до дня своей свадьбы. Переход из детства в юность знаменует замена детских туфель взрослыми. Первый танец на церемонии происходит по традиции, с отцом. Это её первый настоящий танец с мужчиной. В некоторых слоях Британского общества девушкам-подросткам дают иное, западное представление о сдержанности. Их сдерживают не стены хижины, не чадра, не обеты, а правила поведения, моральный кодекс, этикет их социальной группы. Во всём мире юношей также ограничивают социальными запретами, присущими культуре их народа. Свободу, предоставленную им в детстве, сменяет строгая регламентация взрослой жизни. Солдаты должны стать похожими. Им бреют головы, чтобы их сообщество выглядело внешне однородным. У многих народов стрижка волос означает переход из вольного детства в строгий мир взрослых.

Итак, когда юноша и девушка готовы осуществлять репродуктивную функцию, им предстоит самый главный ритуал перехода в иной этап жизни - создание семейного союза. По всему миру, с помощью сотни видов обрядов, в маленьких церквях, как эта, юные пары заявляют о прочной и вечной связи друг с другом в присутствии родных и друзей. Однако перед свадьбой происходит ещё один важный ритуал. Брак - не только союз мужчины и женщины, он ещё и соединяет две семьи, два клана, что часто отмечают обменом подарками или деньгами. У колумбийских индейцев Вайу отец жениха дарит ценные украшения семье невесты. От имени девушки дары принимает её дядя. Поскольку в племени матриархат, невеста ценится выше жениха. Награда положена её семье. Скот - очень ценное имущество в племенах скотоводов. После передачи ценностей, молодые готовы к браку. В большинстве же культур все происходило наоборот. Семья невесты одаривает семью жениха приданым девушки. Сначала дары собирают в доме матери невесты. Приданое состояло из простыней, одеял, кружев ручного плетения, которые бабушки и тетушки невесты готовили с её рождения. В отличие от выкупа, который платил за невесту мужчина, приданое рассматривалось как аванс в счёт будущего наследства: девушка получает свою часть родительского добра сейчас, когда оно ей так нужно, а не после смерти родителей.

Одна из целей брачного ритуала - отделение супругов от остального общества. Связи с друзьями их юности часто рвутся. Супруги замыкаются друг на друге. Но когда вырастают дети, эта изоляция сменяется появлениями новых женских и мужских содружеств. Мужчины крепят свою дружбу, возрождаются их школьные компании, но в более зрелой форме. Таким образом выражается их осознание причастности к большой мужской общности, искусственному аналогу дружеских компаний, которые объединяли их в детстве. Женщины в среднем возрасте тоже стремятся воссоздать свои компании. Но им в большей мере свойственно желание проявлять любовь и заботу. Их сильный материнский инстинкт находит прекрасное применение в сфере благотворительности. Как и мужчины, любящие спорт, женщины тоже склонны к менее серьёзному времяпрепровождению. Когда мужчины стареют, и их жизнь замедляется, они продолжают крепить узы мужской дружбы - сидя в кафе, наблюдая за жизнью, играя в карты… Эти маленькие повседневные ритуалы - возможность порадоваться и отдохнуть в конце трудного жизненного пути.

Говорят, что перед лицом смерти все равны. Но и в конце жизни человека общество получает возможность продемонстрировать различия в его отношении к мужчинам и к женщинам. Смерть не различает пола, чего не скажешь о похоронных обрядах. В Греции умершего оплакивает женщина. Она помнит всех покойных родственников, которых другие могут забыть. Когда умирает её муж, она надевает чёрное и носит его до конца жизни. Следить за духовной стороной жизни и смерти - привилегия женщины. Женщина ухаживает за могилой - убирает её, украшает цветами. Зажигает свечи в память об умерших. При жизни женщина кормит родных, заботится о них. Она же заботится и о мёртвых. В Индии после смерти супруга мужчины и женщины должны вести себя по-разному. В древности вдова индуса бросалась в его погребальный костёр. Обряд называется "сати". Последний акт "сати" был в тысяча девятьсот восемьдесят седьмом году. Шестнадцатилетняя девушка бросилась в погребальный костёр мужа. В Варанаси, у священного Ганга, вдовы индусов читают ритуальные молитвы, прося Богов о смерти, так как без мужей их жизнь утратила смысл. Хотя жестокий обычай "сати" теперь запрещён, общество ничем не заменило его. Став вдовами, женщины теряют свой социальный статус, свою роль. Они живут дольше мужчин, но им запрещено вновь выходить замуж, а без мужа многие становятся нищими. Они вынуждены жить на берегах реки, посвятив себя молитве. Индийские женщины славятся чудесными волосами. Но, овдовев, они специально бреют голову, чтобы стать как можно менее привлекательными. Некоторые читают по одной молитве на каждую из ста восьми бусин индуистских чёток. Женщины умоляют индуистских богов избавить их от страданий последних дней жизни.

Различия в распределении родительских обязанностей

Для человеческих особей бремя материнства тяжелей, чем для любого другого животного на Земле. Одно из главных различий между мужчиной и женщиной заключается в неравномерном распределении родительских обязанностей. В ранних племенных обществах роды считались довольно простым актом, который ещё больше облегчало присутствие опытных родственниц роженицы. Если на Западе роды считаются состоянием, требующим госпитализации, то на Востоке к ним относятся как к естественному процессу. Женщина не лежит на спине, как пациент больницы, а сидит в более удобной позе, на корточках. Родам способствует земное притяжение, ребёнок рождается быстрей и легче. Суета вокруг матери сведена к минимуму, она общается с новорождённым весьма буднично. А на Западе момент родов сопровождается волнениями и переживаниями, превращающими биологический процесс в социальную драму.

Пережив эту драму, созданную обществом, роженица часто сталкивается дополнительным неудобством: она считается "нечистой". Во многих странах ей до сих пор положено оставаться в постели 40 дней. В этот период её родственницы помогают ей в уходе за ребёнком и в домашней работе, а её мужа держат на расстоянии - во избежание сексуальных контактов. Церковь считает роды животным актом и настаивает на изоляции молодой матери - вплоть до её "очищения". Ей запрещено прикасаться к еде и готовить - весь сорокадневный период. Это делают за неё родственники. Окончание её затворничества знаменуется особой церемонией. Молодая мать приходит в церковь для очищения. Этот ритуал означает её возвращение в общество - по традиции, ради него ей впервые после родов позволено выйти из дома. Она должна смиренно принять этот обряд, по сути являющийся оскорблением от мужчин: мужчина-священник просит мужчину-Бога смыть грязь с её души и тела по истечении 40 дней. Таким образом церковь вновь подтверждает превосходство мужчин и отягчает жизнь женщины - матери ещё одним нелепым бременем.

Общественные нравы часто противоречат природе материнства. Например, рождение мальчика предпочтительнее, чем девочки. В некоторых районах Эстонии в день свадьбы проводят обряд, который должен способствовать рождению у супругов детей нужного им пола. Жених, рискуя жизнью и здоровьем лезет на дерево, стремясь обвязать верхнюю ветку лентой - голубой - если нужен мальчик, розовой - если девочка. Считается, что чем выше он залезет, тем точнее исполнится желание молодых. Во многих странах мальчика хотят больше потому, что он наследует семейное имя и продолжает традиции семьи. Обычай одевать мальчиков в голубое, а девочек - в розовое тоже отражает большую ценность детей мужского пола. Голубой - цвет неба. Считалось, что он способен отгонять злых духов, которых непременно привлечёт к себе мальчик. Поскольку мальчики столь ценны, их нужно защищать всеми средствами. Девочки, в чьей будущей жизни значительную роль будут играть функции тела - менструация, роды, грудное вскармливание - одеваются в розовое - в цвет плоти. Порой этот цветовой код не слишком очевиден. Но порой он доходит до крайности, становясь опасным. В Индии желание иметь лишь сыновей порой заставляет матерей оставлять новорождённых девочек в приютах. Их здесь ждёт специальная корзина. Под тяжестью положенной в неё малышки, включается сигнал, и персонал приюта спешит к младенцу. В Индии мальчиков любят больше ещё и потому, что за девочку при сватовстве нужно дать приданое семье жениха. Стоимость приданого часто столь велика, что семья невесты может разориться. Девочкам в приюте повезло. Некоторые матери соглашаются на убийство своих дочерей. Истребление девочек практикуется здесь до сих пор. В Китае преимущество мальчиков перед девочками столь велико, что у матерей искажены естественные стремления. Материнский инстинкт велит им любить детей любого пола. Но социальные предрассудки мешают этому - из-за чего страдают девочки. Здесь в жизнь матери вмешивается ещё и государство: для того, чтобы уменьшить прирост населения, оно запрещает ей иметь более одного ребёнка. На многих китайских фабриках работница должна получить разрешение иметь ребёнка. Если она забеременела, её бригада отмечается флажком. Если супруги обязуются иметь лишь одного ребёнка, ему всю жизнь предоставляются льготы: бесплатное образование, преимущество при приёме в университет и на работу. Фабрика, все работницы которой, следуя правилу, имеют по одному ребёнку, объявляется образцовой и получает дополнительные премии. Но если у супругов родилась дочь, им хочется нарушить правило и попытаться родить сына. Однако, на фабрике бывают проверки - чтобы женщины не обманывали государство. Женщинам, ухитрившимся забеременеть вторично, делают инъекцию, убивающую младенца. Итак, молодая мать, чьё предназначение - любить и лелеять дитя, часто ограничивается в этом обществом: церковь объявляет её нечистой. Рождённая ею дочь порой оказывается нежеланной, мать могут обязать иметь лишь одного ребёнка.

Помимо этого ей предстоит ещё один трудный выбор. Необходимость сочетать работу с воспитанием детей создаёт для многих матерей проблемы. В современном мире непросто делать и то и другое. Чем-то надо жертвовать: либо возможным заработком, либо материнской заботой. Многие женщины, собираясь работать не знают, куда им девать детей. Они должны оставлять их с посторонними людьми, полагаясь на добросовестность последних. В Индии экономическая ситуация вынуждает матерей трудиться. Иначе их семьи будут голодать. Женщинам приходиться доверить заботу о малышах яслям. Родители почти не могут следить за многочасовым времяпрепровождением детей, за их воспитанием. Приходится довериться чужим людям и надеяться, что оторванное от родителей потомство находятся в безопасности. На Западе женщины также поручают детей заведениям вроде яслей при рабочем месте. Мать отвозит туда ребенка перед работой. Он постепенно привыкает проводить 8 часов в день с воспитательницей. Но как бы искусна та ни была, она не заменит малышу любящую маму. В Японии работающие женщины решают проблему тем же способом, что порой стоит немалых денег. Работающая мать лишена столь важного общения с ребёнком. В Британии для многих женщин работа - средство и заработка, и самореализации. Здесь работает половина матерей, имеющих детей младше 5 лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты