Формирование и развитие сексуальной культуры молодежи в подростковом и юношеском возрасте
p align="left">Важный элемент современной сексуальной культуры - нормализация гомосексуальности, связанная с общим ростом социальной терпимости, ослаблением гендерной биполярности и эмансипацией сексуальности от репродукции. Хотя гомофобия и дискриминализация людей по признаку их сексуальной ориентации остается серьезной социально-политической проблемой, в последние 30 лет во всем мире наблюдается заметный рост терпимости к однополой любви, особенно среди молодых и более образованных людей, а также увеличение числа мужчин и женщин, которые признают, что испытывали сексуально-эротическое влечение к лицам собственного пола.

Можно предположить, что долгосрочным результатом нормализации однополой любви будет не столько увеличение абсолютного числа геев и лесбиянок, сколько то, что люди перестанут категоризировать себя и других по этому признаку. В демократическом обществе сексуальная ориентация из политической проблемы постепенно становится делом индивидуального предпочтения.

Нормализация гомосексуальности - первый случай социального признания индивидуально-групповых особенностей, не укладывающихся в репродуктивной модели сексуальности. Это актуализирует проблему определения и соотношения социально-нравственных и медико-биологических критериев сексуального здоровья, которые все больше выходят из сферы исключительной компетенции психиатрии и сексопатологии [74].

Общие тенденции развития за последние десятилетия:

1. рост терпимости к однополой любви, особенно среди молодых (18-24 года) и образованных людей;

2. увеличение числа мужчин и женщин, которые признают, что они испытывали сексуально-эротическое влечение к лицам собственного пола, (особенно часто в юности).

Либерализация общественной морали облегчает юным геям и лесбиянкам принятие себя и "выход из чулана". Но даже в самых благоприятных условиях этот процесс сопряжен с социально-психологическими трудностями, вызывая мучительное чувство одиночества, депрессии и повышенную склонность к самоубийствам [75].

Гомосексуализм и лесбиянство -- сравнительно новая сфера в изучении подростковой сексуальности. Отношение к развитию гомосексуальности у подростков с течением времени постепенно менялось: от мифов и стигматизации -- к пониманию, поддержке и признанию. Несмотря на недостаточную изученность вопроса, в настоящее время большинство исследователей и специалистов-медиков склоняются к мнению о недоказанности патологии гомосексуальности, рассматривая ее скорее как одну из разновидностей сексуального поведения человека.

Даже те подростки, которые охотно сексуально экспериментируют со сверстниками собственного пола, не склонны идентифицировать себя в качестве геев или лесбиянок. Сексуальная идентичность - явление гораздо более сложное, чем сексуальное поведение или воображение [59].

В подростковом возрасте различия между переходными формами гомосексуального или бисексуального поведения и гомосексуальной идентичностью играют решающее значение. Часто при слове “гомосексуальное” люди сразу же представляют себе конкретный половой акт, вследствие чего многие испытывают замешательство и потрясение. Гомосексуальные практики, фантазии и сомнения относительно определения своей истинной сексуальной ориентации довольно широко распространены в подростковой среде. Вместе с тем только у незначительной части подростков действительно формируются сексуальные идентичности геев и лесбиянок. Таким образом, хотя на основании самого факта гомосексуальной активности индивида и можно с определенной вероятностью судить о его сексуальной -- «голубой» или «розовой» -- ориентации, одного этого явно недостаточно для того, чтобы сделать вывод о его сексуальной идентичности.

Психосоциальные теории гомосексуальности объясняют ее развитие действием целого ряда факторов -- различными жизненными впечатлениями, гендерным несоответствием, влиянием родителей или психологическими особенностями индивида. Широко распространено мнение о том, что гомосексуалы не способны или боятся поддерживать гетеросексуальные отношения. Считается также, что лесбиянство возникает скорее по причине отвращения к мужчинам или страха перед ними, нежели обусловливается наличием сексуального влечения к другим женщинам.

Первый опыт удачного сексуального взаимодействия во многом определяет формирование будущей сексуальной ориентации.

В течение многих веков с общественной и религиозной точек зрения гомосексуальность считалась противной самой природе человека, и лишь сравнительно недавно появились доказательства того, что это вполне естественное явление. Несмотря на это, общество еще не избавилось от безотчетного страха перед голубыми и лесбиянками (гомофобии), еще сильны опасения относительно того, что простое общение с ними может пагубно влиять на подростков с гетеросексуальной ориентацией.

Более тонким выражением гомофобии является старательное избежание того, что может быть расценено как намек на сравнение его с гомосексуальным поведением. При этом друзья и родственники одного и того же пола могут стараться воздерживаться от заключения друг друга в объятия, важное значение уделяется тому, является ли данная одежда «чисто» мужской или «чисто» женской, женщины могут отворачиваться от феминизма из-за боязни быть заподозренными в лесбиянстве. Однако несмотря на то, что влияние гомофобии на степень доверительности и интимности отношений между представителями одного и того же пола достаточно велико, с течением времени ситуация может меняться, и страх может смениться трезвым пониманием безопасности социальных контактов с гомосексуалами [60].

Формирование гомосексуальной ориентации у подростка обычно проходит три этапа: I) от первого осознанного эротического интереса к человеку своего пола до первого подозрения о своей гомосексуальности; 2) от первого подозрения о своей гомосексуальности до первого гомосексуального контакта и 3) от первого гомосексуального контакта до уверенности в своей гомосексуальности, за которыми следует выработка соответствующего стиля жизни.

Процесс этот неодинаково протекает у мальчиков и девочек. Мальчики, у которых раньше пробуждаются эротические чувства и половая роль которых допускает и даже требует явных проявлений сексуальности, раньше начинают половую жизнь. У девочек сексуальная ориентация формируется позже; первое увлечение, объектом которого обычно бывает женщина на много лет старше, переживается как потребность в дружбе, а первому гомосексуальному контакту часто предшествуют гетеросексуальные связи [63].

Каковы бы ни были причины сексуальной ориентации отдельного индивида, его поведение и психологическое состояние больше всего зависят от отношения окружающих. А это, в свою очередь, определяется культурой.

Страх перед гомосексуальностью нередко побуждает людей приписывать гомосексуалам особую агрессивность, склонность к насильственным действиям и т. д.

Обыденное сознание привыкло считать гомосексуальность патологическим явлением, ассоциируя с неврозами и различными личностными расстройствами. Однако к середине столетия выяснилось, что часто наблюдавшиеся у гомосексуалов невротические симптомы вытекают не из их сексуальной ориентации, а из трудностей их социального положения.

Психологическое состояние подростков и юношей, осознающих необычность своей сексуальной ориентации, зависит прежде всего от того, могут ли они открыться родителям и какова будет родительская реакция [73].

Несмотря на то, что отношение общества к гомосексуализму несколько изменилось, старые негативные стереотипные представления о геях и лесбиянках оказались необычайно живучими. Подростки - геи не просто страдают от своих «проблем» и потому ведут себя не так, как другие. Взрослея один на один с сознанием своей гомосексуальности, они испытывают постоянный стресс от нависшей над ними угрозы стигматизации. Лишь части из них удается преодолеть страх и переломить ситуацию путем открытого и осознанного принятия гомосексуальной идентичности [60].

Со временем, предполагающим стабилизацию сексуальных предпочтений, происходит их поляризация: гетеросексуальные подростки перестают испытывать однополые влечения и развиваются в направлении гетеросексуальности. У геев и лесбиянок происходит обратное. Однако, в зависимости от установок (положительных или негативных) относительно гомосексуальности, как у самого подростка, так и окружающих его, возможны соответствующие пути реализации выбора.

Несмотря на то, что некоторые авторы из понятия одиночества геев выводят формулу свободы и счастья, на самом деле одиночество как геев, так собственно, и гетеросексуалов, несет в себе определенные психологические издержки, последствия которых - депрессии и суицидальные попытки, - далеко не последние.

Для многих гомосексуалов, только что открывших свою гомосексуальную идентичность, другой важной проблемой является отсутствие адекватной информации о гомогендерности, однополом сексе и безопасном сексуальном поведении. К сожалению, не только для подростков, но для их родителей, школьных учителей и психологов практически недоступна литература, где в доступной форме давались бы ответы на самые важные вопросы, касающиеся гомосексуальности, где объяснялось бы, что значит быть геем, лесбиянкой или бисексуалом.

Накладывание вышеперечисленных проблем (сложности идентификации, поиска партнеров, отсутствие места для интимных встреч, некоммуникабельность, стеснительность) приводит к тому, что осознанный гомосексуальный опыт многие геи приобретают значительно позже своих гетеросексуальных сверстников. Это, конечно же, не может не сказаться отрицательно для них самих, усугубляя психологические трудности, чувство одиночества. Часто они испытывают трудности в проявлении чувств; их контакты в дальнейшем лишены эмоциональной вовлеченности, отношения [65].

Параллельно развивается философия оправдания гомосексуальных отношений. Гомосексуализм -- это еще и способ бегства от высоких, но не обеспеченных сегодня ни личным, ни социальным ресурсом отношений между полами, представители которых, устав от недостижимости целей, находятся в максимальной конфронтации друг к другу. Любовь мужчины и женщины для многих -- не заветная мечта, а непосильный груз [53].

Для молодого человека очень важно, как отнесется общество к его признанию в своей гомосексуальной ориентации. До сих пор многие считают, что гомосексуализм -- это преступление, болезнь, грех перед Богом, и такое отношение не может не оказывать влияния на оценку подростком своей сексуальной ориентации.

До сих пор очень мало известно о том, какой в действительности воспринимают жизнь в подростковом возрасте геи и лесбиянки в режиме реального времени. В этой связи совершенно очевидной представляется необходимость проведения соответствующих (лонгитюдных) исследований процессов «раскрытия», что позволило бы пронаблюдать молодых геев и лесбиянок в процессе взросления и развития у них новых сексуальных идентичностей. Кроме того, это будет способствовать определению степени влияния на процесс раскрытия меняющихся социентальных моделей отношений к гомосексуальности -- изменений, вызванных действием целого ряда причин, таких, как более лояльное и «понимающее» отношение к гомосексуалистам, большая осведомленность относительно природы гомосексуализма, а также усиление стигматизации геев и лесбиянок в связи с распространением СПИДа [60].

В любом случае, негативная установка влечет за собой пониженную самооценку, которая со временем может перерастать во "внутреннюю гомофобию" - подростки, дистанциируясь от собственного гомоэротизма, стараются всем своим поведением доказать свою приверженность гетеросексуальному образу жизни; у некоторых подобные попытки отрицания собственной гомосексуальности и боязнь быть заподозренным в "голубизне" гипертрофируется, перерастает в травлю и ненависть к себе подобным, геям и лесбиянкам.

Из главной проблемы, - сложности установления коммуникаций с другими, - вытекает следующая: проблема одиночества. Как заметил российский социолог Игорь Кон, "участь юных геев и лесбиянок значительно хуже положения представителей любого расового, национального или культурного меньшинства" [65].

3.2 Сексуальное насилие

Ситуация, когда первый сексуальный контакт подростка - изнасилование - не редкость [67].

Сексуальная агрессия, крайним случаем которой является изнасилование, сложное и многоуровневое явление. Она проявляется в трех основных формах: сексуального домогательства, принуждения и насилия.

Самое мягкое и распространенное из них - сексуальное домогательство, навязчивое приставание в форме физического контакта или словесных замечаний и предложений, вопреки ясно выраженному нежеланию лица. Сексуальные домогательства часто связаны со злоупотреблением властью.

В какой-то степени это касается и сексуального принуждения, когда человек добивается сексуальной близости с другим вопреки его воле, но не прибегая к насилию.

Крайняя форма принуждения - сексуальное насилие: изнасилование, то есть половое сношение с применением физического насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам, либо с использованием беспомощного положения потерпевшей, или другие насильственные действия сексуального характера, такие как оральный или анальный секс.

Социальные и культурные первопричины сексуальной агрессии коренятся прежде всего в жесткой дифференциации половых/гендерных ролей. Историко-этнографические данные показывают, что сексуальное насилие чаще встречается в тех обществах, где мужские и женские роли резко обособлены и где власть принадлежит мужчинам. Там, где взаимоотношения полов более равноправны, насилие встречается реже [68].

Не менее важный фактор - отношение общества к насилию как таковому. Культ агрессивного мужчины, опирающегося при решении своих проблем преимущественно на силу,- питательная среда всякого, в том числе и сексуального, насилия. В некотором смысле общество само формирует из женщин потенциальных жертв (культ женской слабости, пассивности, зависимости от мужчины), а из мужчин - потенциальных насильников (культ мужской силы и агрессивности).

С социологической точки зрения дело прежде всего в противоречивости наличной социальной ситуации. Чем проблематичнее становится мужская гегемония в семье и обществе, тем больше цепляются за нее некоторые, отнюдь не самые сильные, мужчины. Любое социальное напряжение подталкивает кого-то к актам агрессии. То же - и в сексуальной сфере. Сексуальность стала более открытой, общедоступной и соблазнительной. В то же время в глубинах сознания она остается чем-то запретным, грязным и низменным.

Даже у подростков, поведение которых во многом определяется их гиперсексуальностью, насилие преследует не только цель сексуального удовлетворения. В подростковых уличных компаниях имеются на все готовые "общие девчонки", тем не менее, подростки не только часто прибегают к насилию, но и сопровождают его физическим надругательством и оскорблением жертвы. Им важно не столько разрядить свое половое возбуждение, сколько утвердить власть над другим человеком, унизить его, сломать его человеческое достоинство. Чаще всего за этим стоит собственный комплекс неполноценности, сомнение в своих мужских качествах или вымещение обид, испытанных в детстве.

Кроме того, существует определенный групповой эффект. Многие подростки, участвовавшие в групповом изнасиловании, в быту тихи и застенчивы. Агрессивное поведение, включая секс, для них - средство доказать свою маскулинность, своего рода экзамен на право занять определенное положение в группе. Совместное сексуальное насилие, как и всякое другое преступление, укрепляет групповую солидарность, создает жесткую групповую поруку. Нередко оно имеет также неосознаваемые гомосексуальные тона, переживается как интимная связь со всеми членами группы и прежде всего - ее вожаками.

Для большинства подростков такое поведение случайно, ситуативно, в иной обстановке, без давления сверстников, они не сделали бы ничего подобного. Однако есть подростки и взрослые, которые, напротив, внутренне предрасположены к насилию [68].

Защита сексуальной неприкосновенности детей и несовершеннолетних - сложная социально-правовая проблема. Когда речь идет о взрослых, правовое государство обязано охранять только их свободу. Каким бы необычным или нетипичным ни было их сексуальное поведение, если все происходит добровольно, по обоюдному соглашению партнеров и не нарушает законных прав третьих лиц, государство не смеет в него вторгаться.

С подростками дело обстоит иначе:

Во-первых, они зависят от взрослых. Во-вторых, они зачастую не осознают, что с ними делают, их "согласие" может быть фиктивным. В-третьих, обществу не безразличны долгосрочные последствия ранних сексуальных контактов. Поэтому, если взрослых закон охраняет только от сексуального принуждения, то детей он защищает от любых сексуальных покушений (sexual molestation), злоупотреблений (sexual abuse) и эксплуатации со стороны взрослых.

Понятия эти не имеют строгого разграничения. Условно подразделяют их на три категории:

1. Сексуальную эксплуатацию детей, злоупотребление их беспомощностью для непосредственного удовлетворения собственных сексуальных потребностей взрослого или в коммерческих целях;

2. Подавление детской сексуальности, будь то физическое калечение половых органов ребенка или очернение и подавление его нормальных сексуальных интересов;

3. Эротизацию детей, то есть создание среды, которая может искусственно стимулировать детскую сексуальность в ущерб другим задачам развития [51].

Многие люди считают, что инцест и сексуальные покушения на детей редки и что их наличие свидетельствует о моральном распаде и деградации общества. На самом деле эти явления существовали всегда, уже древнейшие законодательства пытались положить им конец путем высоких денежных штрафов и иных наказаний. Некоторые действия, которые мы сегодня строго осуждаем, такие как оголение и сексуальное стимулирование ребенка (например, игра с гениталиями мальчика), в прошлом вообще не принимались всерьез и широко практиковались даже родителями и воспитателями.

Хотя сексуальные покушения на детей и подростков морально и юридически осуждаются, статистически они очень распространены. Большинство совратителей - не педофилы, а обычные мужчины с нормальной психикой, женатые и имеющие детей. Отцы и отчимы, совращающие и насилующие собственных детей, к чужим детям, как правило, не пристают. По своему характеру это слабые, неуверенные в себе мужчины, которым трудно чувствовать себя на равных со взрослыми женщинами, даже с собственной женой. Ребенок привлекает их не столько своей сексуальной незрелостью и половой незавершенностью, сколько беззащитностью, - он зависит от взрослого, перед ним не стыдно показаться сексуально слабым и неумелым и даже проявить садистские наклонности, которых не потерпит жена. При этом срабатывают не только и не столько личностные, сколько ситуативные факторы. С сексуальными маньяками-убийцами у этих людей очень мало общего [51].

Инцестуозные семьи встречаются во всех социальных средах и могут выглядеть социально вполне благополучными.

Особенно сложной моральной и психологической проблемой является инцест, когда ребенка совращают близкие родственники.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты