Толерантность между переселенцами и местным сообществом как принцип социальной работы с мигрантами
p align="left">Гражданская концепция толерантности включает поиск компромиссных решений для самосохранения самого человека и общества в целом. Толерантность рассматривается как действие или общественная норма, которая осуществляется через закон и традицию, предлагает защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым. В данном случае толерантность - это позиция самоограничения и намеренного невмешательства, добровольное согласие на взаимную терпимость разных и состоящих в несогласии субъектов. Компромиссное решение основано на двух смыслах толерантности: безразличии и заинтересованном взаимопонимании. Безразличие подразумевает, что одна сторона допускает существование другой, хотя относится безразлично к ее нормам и ценностям. Такое безразличие возможно при условии сомнения в собственных нормах и ценностях, отказе от обязательности их соблюдения всеми. Значение заинтересованного взаимопонимания предполагает приверженность собственным нормам и ценностям, но в то же время осознание необходимости их обогащения и расширения на основе учета и использования другого опыта.

Гуманистическая этика ненасилия, обусловленная нравственной зрелостью человека и его культурной заинтересованностью, предполагает решение личных и общественных споров через сотрудничество, нацеленное на понимание и признание интересов и притязаний другой стороны, что способствует активному участию в поиске выходов из конфликтной ситуации с учетом того, что выигрывают обе стороны. Когда выигрывает одна сторона, то все равно проигрывают обе. Стратегия ненасилия требует от человека социальной ответственности, определенного напряжения познавательных и нравственных сил, поскольку наряду с преодолением обычного страха требуется определенная личностная стойкость, а также проявление умения и способности к сопереживанию чужим проблемам. [23].

Сложность и противоречивость проблемы толерантности объясняется оттенком, который ей придается. Можно выделить общее понимание толерантности как признания и уважения равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности человеческой культуры, норм и верований, отказ от сведения многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точке зрения или позиции.

Конкретное воплощение толерантные отношения находят в международном праве, правосудии, культуре, искусстве, коммуникациях, социальных институтах, педагогике. Признавая разнообразие людей, культур, народов как ценность, толерантность представляет собой норму цивилизованного общества.

При интенсивных процессах современной глобализации проблемы диалога между цивилизациями, необходимости их толерантного взаимодействия и взаимообогащения при сохранении своих самобытных культур все настойчивее ставятся их выдающимися представителями - учеными, духовными лидерами, государственными деятелями. Именно такой подход может быть предпосылкой диалога, сотрудничества последователей различных мировоззрений, культурных традиций.

В «Декларации принципов толерантности» представлены следующие трактовки данного понятия: толерантность означает уважение, принятие и понимание. Уважительный компонент толерантной культуры - личной, общественной или межгосударственной обусловлен принятием и правильным пониманием, как сказано в Декларации принципов толерантности утвержденной ЮНЕСКО в 1995 году; «богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». А этому способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений, позволяющие видеть не только различия в плюралистическом мире, но и единство в многообразии. Очевидно, что лишь при следовании подобным ориентирам есть шанс достичь согласия и мира между различными индивидуумами, общественными стратами, государствами, цивилизациями. [1].

Можно сказать, что толерантность представляет собой гармонию многообразия, критерий развития и культуры человека. Терпимость способствует воспитанию индивидуальной ответственности за свое предназначение и ответственности за судьбу мирового сообщества.

Для развития толерантности человеку отчасти приходится изменять собственные установки. Поэтому необходимо понять основные психологические составляющие толерантности (эмпатия, коммуникативная толерантность, принятие себя и принятие других), которые в совокупности являются отличительными признаками толерантного человека.

Эмпатия аккумулирует в себе способность человека переживать те же
чувства, которые испытывает другой человек, и является выражением
психологического принятия. Иными словами, эмпатия - это эмоциональная
отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам.
Она проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку. Такое
отношение к людям способствует развитию гуманистических ценностей, без
которых невозможно полноценное толерантное восприятие действительности. Эмпатия отражает уровень эмоциональной зрелости, профессионализма представителей профессий типа «человек - человек», к которым относятся и учителя и воспитатели. [26].

Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или приемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Коммуникативная толерантность как черта человека собирательная: в ней находят отражение факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешенны и хорошо совместимы с различными людьми. Эти достоинства создают психологически комфортную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания, что является значимым для педагогической деятельности и способствует формированию толерантных отношений.

Коммуникативная толерантность включает в себя:

понимание и принятие различия интересов, потребностей и ценностей других людей. Принятие достоинства разнообразия признаков, отличающих людей друг от друга;

отказ от монополии на знания истины;

развитие человека посредствам продуктивного преодоления, разрешения и выхода из внутреннего или внешнего конфликта;

ситуативное реагирование: проявлять толерантные качества в ситуации незапланированного непосредственного общения;

ответственность личности за процесс и результат собственного жизненного выбора, и проявление себя в общении с другими;

активность в процессе взаимодействия. Умение услышать и понять не только себя, свое мнение, а желания, взгляды и позиции другого человека. [6].

Развитие толерантности начинается с общения, в нем она находит свою реализацию. В процессе общения происходит понимание и прочувствование другого, принятие его таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами.

Контакты между людьми порождаются потребностями в совместной деятельности и включают обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание других на основе сопереживания и взаимного обмена эмоциями. В этом случае толерантность выступает в виде эмоционально-чувственных переживаний.

На процесс социального восприятия и осознания себя через другого в процессе межличностного взаимодействия помимо эмпатии оказывают влияние механизмы идентификации и рефлексии.

Знание того, как партнер по общению будет понимать другого, регулируется процессом рефлексии. Это непросто знание другого, а знание того, как другой понимает человека, представляющее своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения.

В качестве объекта рефлексии могут выступать: и отражение мира, и размышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, сами процессы рефлексии, свое личное сознание.

В течение жизни, общаясь с разными людьми в личном и профессиональном планах, человек расширяет и обогащает собственные представления и суждения о самом себе, делая их более многогранными. Формирование собственного образа приводит к возникновению ощущения себя, а закрепление описания самого себя по различным оценкам, полученных о себе от других, выстраивает некое обобщенное представление, заключающееся в углубленном понимании собственной уникальности и ценности. [32].

На развитие коммуникативных процессов влияет также самооценка общающихся, которая является своего рода регулятором поведения. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к себе. От нее зависит степень критичности человека, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам, что влияет на процесс общения с другими. Она тесно связана с уровнем притязаний человека, выбором степени трудностей целей. Расхождения между притязаниями и реальными возможностями приводят к искажению в оценивании себя, поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы. Деформация самооценки может происходить в сторону занижения или завышения. И в том и в другом случае это негативно сказывается на установлении продуктивных контактов с окружающими. [37]

Таким образом, обращение к процессу самопознания в ситуации общения может стать продуктивным стимулом для развития качеств, необходимых толерантной личности, способной позитивно реагировать, принимать и изменять собственные оценки, суждения и установки, а также понимать и принимать особенности других людей.

Итак, толерантность - это морально-нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды, выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения и взаимодействия методом разъяснения и убеждения. Поэтому воспитание толерантных отношений является необходимым и обязательным условием для полноценного развития и формирования, существования индивида в обществе, служит мерой гармонии человека.

В качестве объекта терпимого, толерантного, нетерпимого отношения могут рассматриваться люди (народ), группа, отдельный человек, идеология, отдельное мнение, научная (философская, психологическая и т.д.) система, вещи, предметы, обстоятельства, позиции, идеи и т.д.

В качестве объекта терпимости, толерантности, нетерпимости может выступать народ. В широком смысле слова под данным значением понимается население государства, жители стран, нация, народность, национальность; исторически сложившаяся группа людей, имеющая свою самобытность, находящую выражение в искусстве, культуре, литературе, связанная одинаковым происхождением и языком.

1.2 Формы, методы и принципы социальной работы с переселенцами

В своей профессиональной деятельности специалист-практик руководствуется выводами и правилами, возникающими из сформулированных наукой закономерностей, которые, выражая вполне конкретный перечень требований, становятся принципом, исходным положением и общим правилом деятельности социального работника.

Принципы социальной работы - важнейший структурный компонент логических форм научной теории. Именно посредством принципов теоретические положения непосредственно соотносятся с практикой социальной работы.

Сложность и многообразие взаимодействующих факторов социальной работы, проявление субординационных, координационных и корреляционных связей и отношений отражается в системе принципов социальной работы, которые можно разделить на несколько групп:

- методологические;

- организационно-распорядительные;

- психолого-педагогические;

- социально-политические.

Методологические принципы - это принципы гносеологического подхода, детерминации, отражения, развития.

Организационно-распределительные принципы - это:

- социально-технологическая компетентность кадров;

- стимулирование;

- контроль и проверка исполнения;

- функциональная определенность;

- единство правил и обязанностей.

Психолого-педагогические принципы выражают требования к выбору технологических средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб.

К основным принципам этой группы следует отнести:

- комплексный и системный подход к анализу и оценке условий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы;

- индивидуальный подход к личности клиента социальных служб;

- целенаправленность и адресность социальной работы;

- такт и терпимость при общении с клиентами социальных служб и т.д.

Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства, которая определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию и сопряжению личных и государственных интересов в социальной работе. Основные принципы этой группы:

- государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе;

- гуманизм и демократизм содержания и методов социальной работы;

- учет конкретных условий жизнедеятельности личности, социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы;

- законность и справедливость действий социального работника. [48].

В книге «Социальная работа» под редакцией профессора В.И. Курбатова выделяются специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению: принципы гуманизма, справедливости, альтруизма, коммуникативности, универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность может оказаться непривычной для лиц, занимающихся социальной работой. Определенные элементы ксенофобии, т.е. неприязни и страха перед проявлениями чуждых традиций, распространены в нашем обществе. [47].

Толерантность является одним из руководящих принципов социальной работы, признание правомерности культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями, терпимое отношение к проявлениям непохожести во внешнем виде, поведении, ценностных ориентациях и т.д. других людей.

В нашей стране содержание принципа толерантности претерпело достаточно сложную трансформацию. С одной стороны, практически мононациональное окружение большинства населения, отсутствие традиций совместного существования с людьми иной расы, религии, культуры не создавали больших проблем при встрече с их представителями, что предопределило терпимость к тем индивидам из других общностей, с которыми взаимодействовали наши соотечественники. С другой стороны, индивидуальные отличия не поощрялись и не признавались, человек воспринимался как часть общности, некоторого «всеединства», поэтому уважение к праву на отличие в целом не сформировано.

Кризис системы нравственно-культурных ценностей, застойная экстремальность существования большинства населения, политические и военные конфликты привели к ослаблению регулирующих механизмов человеческого индивидуального и социального поведения, к сокращению толерантности, возрастанию нетерпимости в отношениях между людьми. Одной из форм проявления социальной напряженности стали межнациональные конфликты.

В таких условиях многократно усиливается значение толерантности социального работника, который должен не только проявлять это качество во взаимоотношениях с клиентами, но и воспитывать его у населения в целом. [41].

Поэтому толерантность между переселенцами и местным населением должна выступать как принцип социальной работы с мигрантами, так как это гарантия стабильности в социуме и, построенная на данной основе работа, - эффективный инструмент для реализации миграционной политики России.

Сегодня, Российская Федерация заинтересована в миграции населения, прежде всего, в переселении на историческую Родину соотечественников, так как это восполнение естественной убыли населения, возвращение мигрировавших ранее специалистов, решение проблемы нехватки рабочих рук, восполнение генофонда нации, ускорение экономического и социального развития, освоение незаселенных территорий и т.д. Поэтому в условиях миграционного прироста чрезвычайно важной становится социальная работа с мигрантами, в рамках которой возможна реализация принципа толерантности между местным населением (сообществом) и мигрантами.

Местное сообщество рассматривается как группа людей в природной окружающей среде, обладающая географическими, политическими и социальными границами и развитым общением друг с другом. Выделяют четыре основных признака местного сообщества:

1. Население / общность людей (историческая, культурная, соседская и т.д.)

2. Место (территория), иными словами, пространство в пределах определенных границ (географических, административных, экономических, информационных и т.д.)

3. Социальное взаимодействие (соседские отношения, общие правила и нормы поведения, общие властные структуры, общественные услуги, организации, взаимосвязь в производственной деятельности и т.д.)

4. Чувство сообщества / психологическая идентификация с сообществом (общность ценностей, чувство принадлежности, чувство сопричастности к событиям в сообществе, чувство ответственности перед сообществом и т.д.). [59].

Миграция же по определению ООН - перемещение лиц на срок более 6 месяцев. Хотя существуют и более широкие определения миграции населения, согласно которым: миграция - все виды движения населения, имеющие общественную значимость, вплоть до перемещения из пригорода в город, внутри города, из дома на работу и обратно. Однако, в любом случае, несмотря на различные определения, лицо, которому в условиях новой территории нахождения требуется помощь.

Сам факт переезда выступает дестабилизирующим фактором и влечет за собой определенные неудобства. Смену социального окружения, климата, правового поля и так далее. На новом месте жительства мигранту необходимо ориентироваться в окружающем его пространстве - устанавливать социальные связи (дружеские, деловые, взаимоотношения с соседями и т.д.), познавать законы нынешнего места пребывания (особенности взаимоотношений в новом сообществе, права, льготы и обязанности человека и гражданина в данной местности и т.д.), получать (восстанавливать) социальный статус - иметь работу, жилье, реализацию права на обучение и воспитание детей, достойные средства для существования и т.д. Безусловно, у человека разумно принимающего решение о переезде, часть проблем решается им самим и он мысленно и физически нередко готов с ними бороться. Однако часть проблем не означает, что процесс приживаемости человека на новом месте будет благополучным. И оказать содействие либо помощь в решении этих проблем может специалист социальной работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты