Семейные формы социального устройства детей–сирот
ебенок быстрее и лучше развивается

Становится более уверенным, открытым, жизнерадостным

Активизируется речевое развитие

Ребенок меньше болеет

Повышается его самооценка

Улучшаются способности жить самостоятельно

Малыш активно познает мир, общество, в котором он необходим, семью, где он любим

Патронатная семья - это благоприятные условия для временного пребывания детей, пока осуществляется социальная, психологическая реабилитация их биологических семей, т.е. делается все возможное для сохранения семьи для ребенка.

Профессиональное приемное воспитание - это профилактика правонарушений подростков.

Дом ребенка активно ведет поиск биологических родителей, родных и близких детей. За время работы проекта 13 детей возвращены в свои биологические семьи. "На сегодня в городе работают 9 патронатных семей в которых воспитывается 11 детей." - подводит результаты главный врач, - "Еще 4 семьи прошли полный курс обучения, собрали полный пакет документов и ожидают заседания социальной комиссии. До 8 - 10 детей посещают группы "выходного дня", когда сотрудники дома ребенка берут детей на свои выходные дни домой. Две ревдинские бездетные семьи, благодаря нашему проекту, обрели своих детей. Одна семья, усыновив ребенка, продолжает работать патронатным воспитателем. Мы очень дорожим этим событием." (11 с.29).

Одной из составляющих проекта "Поддержка детей и семей группы риска в г. Екатеринбурге и Свердловской области", реализуемого на базе СРЦН "Каравелла" Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, обозначена: "Создание профессиональных приемных семей для детей, которые не могут быть возвращены в биологическую семью". (11 с.56) Решалась данная цель в работе по направлению "Профессиональное приемное воспитание". Для этого проводился поиск потенциальных кандидатов в профессиональные приемные родители через СМИ, индивидуальные беседы, агитационные мероприятия. Распространение информации на радио, телевиденье, в газетах и буклетах способствовало огромному интересу населения к проблеме социального сиротства. Психолого-педагогическая подготовка кандидатов проводится в рамках "Школы семейной поддержки". Программа подготовки для каждого кандидата индивидуальна и зависит от имеющихся родительских навыков, опыта. Подбор детей производится в соответствии с их потребностями в воспитании в данной конкретной семье. Очень важно оказывать поддержку семейным группам и приемным семьям, так как процесс вхождения нового ребенка в семью бывает сложным и даже болезненным. Поэтому по предложению Every Child специалистами Центра разработан план посещения семей социальным работником, психологом, представителями администрации. Ассоциация приемных родителей работает в рамках "Школы семейной поддержки", которую проводит психолог. Эта форма работы способствует сплочению коллектива воспитателей и кандидатов.

"На 1 июля 2003 года при Центре "Каравелла" работали:

7 групп долгосрочного пребывания, в них - 10 человек;

2 приемные семьи, в них - 8 человек;

7 групп краткосрочного пребывания, в них - 13 детей.

За время работы по проекту Every Child 85 воспитанников побывали в семейных и дежурных группах" (11 с.57).

Для оказания поддержки процессу распространения опыта и информации, полученных в ходе реализации проекта "Поддержка детей группы риска", а также для определения изменения к внедрению новой практики форестинговых семей как новой формы социальной защиты детей группы риска фондом "Социум" проводилось исследование "Изучение приемных семей".

Исследование показало, что материальная заинтересованность не является решающим фактором привлечения профессиональных родителей, свою деятельность они рассматривают не как профессиональную, а как реализацию своих личностных качеств.

Большинство опрошенных (вне зависимости от их отношения к такой практике) полагают, что у профессиональных приемных семей есть значительный потенциал, чтобы адаптироваться к российским условиям и эффективно решать проблему безнадзорных детей. В то же время 8 процентов опрошенных обвинили приемных родителей в корыстных целях. Исследование выявило и другие мотивы создания приемной семьи, в частности сами приемные родители часто рассматривают свою работу с ребенком-сиротой как подготовку к будущему усыновлению ребенка, отсюда - и особая оценка (с точки зрения потенциального усыновления) детей, подбираемых в приемную семью. Таким образом, приемная семья может стать первой ступенькой усыновления.

Кроме этого все приемные родители отметили позитивное влияние замещающей семьи на физическое, эмоциональное состояние ребенка.

В результате исследования подтвердилась необходимость подготовки, обучения приемных семей и рост профессионализма специалистов по социальной работе, проводящих такое обучение. Но кроме этого для сохранения тенденции улучшения общественного мнения по отношению к профессиональным приемным семьям и для привлечения новых профессиональных родителей, необходимо продолжать информационную и пропагандистскую работу с привлечением СМИ и реально действующих профессиональных приемных семей.

В процессе реализации проекта остро встали проблемы, касающиеся в той или иной степени всех замещающих семей:

Как отследить реальное соблюдение прав ребенка в приемной семье;

Как понять, комфортно ли психологически ребенку на самом деле в этой семье;

Как справиться с ожиданием расставания и связанными с этим эмоциями;

Не является ли ребенок донором для приемной семьи, не решают ли приемные родители свои проблемы за счет приемных детей. Трудности с реабилитацией биологических семей приемных детей. Часто родная семья ребенка бывает в такой стадии, в которой реальную помощь оказать крайне сложно, чаще всего она оказывается неэффективной. Кроме того, родные родители зачастую проявляют полное безразличие к судьбе отданного ребенка и отсутствие желания искать выход из кризисной ситуации;

Проблема информационной поддержки, формирования общественного мнения по отношению к приемной семье;

Нехватка финансирования - значительное превышение расходов приемной семьи на обеспечение ребенка над выплатами государства и социальных организаций на его содержание. Низкая заработная плата профессиональных родителей. Труд профессиональных приемных родителей в настоящий момент является не только недостаточно оплачиваемым, но и убыточным.

Недостаточное юридическое обеспечение и поддержка развития института приемной семьи, неопределенность законодательной базы. Нет достаточного юридического обоснования "изъятия" ребенка из неблагополучной семьи на раннем этапе кризисной ситуации.

Несмотря на существующие противоречия, институт приемной семьи развивается повсеместно. Так в г. Екатеринбурге "создание приемной семьи получило свое развитие в 2002 году. На начало года функционировало 3 приемные семьи, все они были организованы в Чкаловском районе. В течение 2002 года были созданы 14 семей, в которые переданы 26 детей, оставшихся без попечения родителей. В 2003 году вновь создано 15 приемных семей, воспитывающих 22 приемных ребенка. Всего на 10 января 2003 года в городе функционируют 32 приемные семьи, воспитывающие 61 приемного ребенка", - сообщила Э.Я. Гончаренко на совещании с главами администраций районов г. Екатеринбурга 24 сентября 2003 года.

2.5 Семейная воспитательная группа

На том же совещании Э.Я. Гончаренко отметила, что параллельно с приемной семьей в г. Екатеринбурге существует и другая форма временного устройства детей - воспитанников территориальных центров помощи семье и детям - семейная группа, как единственная форма семейного определения воспитанников, не имеющих статуса сироты или оставшегося без попечения родителей. Установление статуса - процесс трудоемкий и затяжной, дети подолгу "задерживаются" в Центрах, что негативно сказывается на процессе социализации ребенка. Семейная воспитательная группа (СВГ) дает возможность ребенку получить положительный социальный опыт, обеспечить оптимальные условия для социальной адаптации и реабилитации ребенка. По "Положению о семейной группе", несовершеннолетний, находящийся в СВГ остается воспитанником специализированного учреждения. Воспитатель заключает договор с центром социальной помощи, получает зарплату и имеет право на получение медико-психологической и социально - правовой помощи от специалистов учреждения. Учреждение обеспечивает ребенка необходимым питанием, одеждой, медикаментами и другими предметами; осуществляет постоянный медико-психологический и социальный патронат над ребенком, проживающим в СВГ, и контроль за выполнением воспитателем СВГ своих обязанностей по отношению к воспитаннику.

2.6 Анализ развития семейных групп в МУ "ТЦПСД"

Орджоникидзевского района с 1999 - 2004 г.г.

Первая семейная группа была создана в МУ "ТЦПСД" в четвертом квартале 1999 года. В нее был устроен один ребенок. На протяжении следующих четырех лет (2000 - 2003 г. г) развитие движения СВГ шло неравномерно: наблюдались периоды статичности в развитии и резкие скачки вверх и вниз. Так в четвертом квартале 2000 года была одна СВГ, где воспитывались 2 ребенка, а в первом квартале 2001 года было уже 6 групп и, соответственно, 7 воспитанников в них. К концу того же года осталось 2 группы - в каждой по 1 ребенку. Но начиная с первого квартала 2002 года пошел рост количества СВГ с увеличением числа детей в них. На первый квартал 2004 года в Центре организованно 10 семейно - воспитательных групп, в которых воспитывается 15 детей, причем одна СВГ готовит документы для перехода в статус приемной семьи. Динамика развития СВГ в Центре с 1999г. по 2004 г. отражена на графике. (Приложение № 1)

При выборе семейной группы учитывается желание ребенка. Сначала дети ездят в гости, знакомятся с будущей приемной семьей и, только если все складывается удачно, определяются в СВГ. Ребенок имеет право в силу каких - то обстоятельств, или если его не устраивает эта семейная группа, вернуться в Центр (так в Центре был случай возвращения воспитанника в Центр по его инициативе до окончания срока договора с воспитателем семейной группы).

Специалисты Центра патронируют все семейно - воспитательные группы. Ежемесячно организуются собрания воспитателей СВГ, где проводятся беседы психолога, дефектолога, медицинских работников по плану встреч семейных групп. По любым вопросам, возникающим в жизни группы, воспитатель может получить консультацию лично или по телефону, таким образом, все проблемы стараются решить, по возможности, в кратчайший срок.

Между воспитанниками семейных групп и биологическими семьями поддерживается связь. Встречи с родственниками происходят на территории Центра. Кроме этого социальные работники и психологи ведут непрерывную работу с родными семьями воспитанников, улавливая малейшие позитивные сдвиги и стремясь развить их, не лишая детей возможности, при улучшении положения в биологической семье, вернуться туда.

Воспитанники СВГ принимают активное участие в жизни Центра, выступают на праздниках, где среди гостей и зрителей присутствуют их воспитатели вместе с родными детьми. Ежегодно в Центре отмечается "День Матери", куда приглашаются семейные группы в полном составе (воспитанники, их приемные родители и родные дети последних). Для почетных гостей показывают концерт, который завершается праздничным чаепитием. Эти мероприятия способствуют сплочению связей внутри СВГ, что в дальнейшем может привести к переходу семейной группы в статус приемной семьи, либо к усыновлению ребенка.

2.6.1. Оценка готовности сотрудников Центра стать воспитателями семейных воспитательных групп

Исследование проводилось в апреле 2004 года в МУТЦПСД Орджоникидзевского района г
. Екатеринбурга. Сбор информации осуществлялся по направлению: Оценка готовности сотрудников Центра стать воспитателями СВГ. Объект изучения - сотрудники Центра. Метод сбора информации - личное анкетирование. Всего было опрошено 25 человек.

Данные опроса занесены в таблицы в зависимости от возраста предполагаемых воспитанников и возраста респондентов. (Приложение № 2) Оценка перспективы развития СВГ в Центре.

Семейно-воспитательная группа отмечается сотрудниками Центра как наиболее оптимальный вариант семейного устройства детей до определения их статуса. Анализируя данные исследования, можно сказать, что готовность взять ребенка на воспитание зависит от его возраста, так среди тех, кого точно не захотят взять: 60% девочки - подростки и 72% старшие мальчики. Чуть лучше обстоит дело у среднего школьного возраста - 44% девочки и 40% мальчики, но при этом опрашиваемый может быть готов взять ребенка другого возраста, поэтому если отойти от пола и возраста детей, то доля опрашиваемых, кто мог бы стать воспитателем СВГ при определенных условиях - 36%, а тех, кто точно готов это сделать - 28%. В общей сложности 64% респондентов (при положительном изменении условий) - потенциал открытия семейных групп, где воспитателями были бы сотрудники Центра. При определении возраста и пола ребенка преимущество отдается дошкольникам: 36% девочки и 32% мальчики.

Подразделяя опрошенных по возрасту, можно сделать вывод, что в целом сотрудники всех возрастных групп проявляют почти равную заинтересованность в создании СВГ, но возрастная категория "45 и старше" - чуть больше остальных: 29,51% - точно смогли бы и 31, 06% - при определенных условиях, в общей сложности - 60, 57%, в то время как сотрудники в возрасте до 30 лет выразили 0% точной готовности и 52, 16% при определенных условиях, что связано с материальной неустроенностью: отсутствие собственного жилья, финансовые трудности и тем, что родные дети еще маленькие и требуют усиленной заботы и внимания.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в Центре есть определенный потенциал воспитателей семейных групп, причем наиболее перспективная категория, из которой вероятнее всего привлечь кандидатов в воспитатели СВГ - сотрудники в возрасте от 45 лет и старше, которые будут отбирать для воспитания дошкольников, преимущественно мальчиков.

Заключение

Проведенные исследования форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей показали, что хотя семейное воспитание является приоритетным в политике государства, и в этой области ведется большая работа, но меры, предпринимаемые государством все же недостаточны. Поэтому для совершенствования системы семейного устройства сирот и безнадзорных детей необходимо предпринять следующие шаги:

Подготовить и принять областной закон об альтернативной системе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а именно - воспитание ребенка в профессиональной приемной семье.

Министерства и муниципалитеты должны начать финансирование новых ставок, единиц штатного расписания для выполнения функций патронажа, обучения родителей и привлечения новых кандидатов, а также обеспечить своевременную выплату зарплаты воспитателям и денег на содержание ребенка в приемной семье.

Принять нормативно-правовой акт, регламентирующий межведомственную работу социальной защиты детей. Комплексная профилактическая работа с неблагополучными семьями позволит предотвратить многие проблемы, связанные с незащищенностью ребенка:

Активнее продолжать работу по проведению широкой рекламно - информационной компании для формирования общественного мнения по отношению к альтернативным формам воспитания, в частности - к приемной семье.

Наряду с базой данных о детях-сиротах, создать базу данных о потенциальных родителях.

Создать широкую сеть центров, где все желающие усыновить ребенка или организовать приемную семью могли бы пройти обучение, получить правовую, психологическую, педагогическую подготовку.

Шаг за шагом осуществляя перечисленные задачи, государство будет способствовать развитию института приемной семьи, что в свою очередь поможет защитить детское население страны от губительного воздействия социального неблагополучия.

Список литературы

1. С. Бочарова "Узкое место" // Семья и школа. 2002. № 7 с.9-13.

2. И.С. Ишутин Если ребенок остался без родителей. - Екатеринбург, 1998 г. - 32 с.

3. Иные родители, иная семья. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. Волкова, Л. Грибанова. Под ред. Е. Крючковой, М. Люсиной. М., 2001 - 127 с.

4. Информация "О развитии семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Екатеринбурге" к совещанию с главами администраций районов г. Екатеринбурга от 24 сентября 2003 г., начальника Управления по социальной политике Администрации г. Екатеринбурга Э.Я. Гончаренко.

5. Е. Климова "Благие намерения без кавычек" // Дитя человеческое. 2002. № 2-3 с.13-15.

6. В. Лыков "Детское неблагополучие" // Человек и закон. 2003. № 8 с.4-9.

7. Н. Малевич "Жить в семье" // Семья и школа. 2003. № 6 с.2-3.

8. Н. Машер "Школа приемных родителей, виртуальная и реальная" // Семья и школа. 2003. № 3 с.2-4.

9. Право жить в семье. Опека, усыновление и другие формы семейного устройства детей-сирот / Сост.: В. Догляд, М. Тарновская, - М.: Социздат, 2001 - 202 с.

10. А. Рудов, Г. Красницкая "Школа приемных родителей" // Семья и школа. 2003. № 4 с.10-11.

11. Сборник материалов о результатах российско-британского проекта "Поддержка детей группы риска в г. Екатеринбурге и Свердловской области" / Подготовлен Свердловской областной некоммерческой организацией. - Екатеринбург, 2003г. - 171 с.

12. Социальная защита населения в регионе: Уч. Пособие. / Под общ. ред. д-ра социол. наук Попова В.Г. - Екатеринбург: УрАГС, 1999. - 352 с.

13. Социальная работа: Учебное пособие - 2-е изд. перераб. и доп. / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. - Ростов н / Д: Феникс, 2003. - 480 с.

Список нормативно-правовых документов

14. Хартия детства.

15. Декларация прав ребенка. (1959)

16. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

17. Конвенция ООН о правах ребенка. (1989)

18. Конституция Российской Федерации (1993)

19. Гражданский кодекс РФ (1994)

20. Семейный кодекс РФ (1995)

21. Федеральный закон РФ "Принципы, содержание и меры государственной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет" (от 14 декабря 1996 г)

22. Федеральный закон РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (1996 г)

23. Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (от 9 июля 1998г)

24. Федеральный закон РФ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (от 16 апреля 2001 г. № 44 - ФЗ)

25. Указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы."

26. Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

27. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью"

28. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о приемной семье" (1996)

29. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 268 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроля за ее осуществлением"

30. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства"

31. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 "О детском доме семейного типа"

32. Постановление Правительства РФ от 14 мая 2001 г. № 374 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

33. Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 1095 от 13 сентября 1996 г. "Об утверждении примерного Положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"

34. Приказ Министерства образования РФ № 199 от 19 августа 1999г. "Об утверждении Положения о порядке выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)"

35. Приказ Управления по социальной политике г. Екатеринбурга № 42 от 25 августа 2000 г. "Об организации работы семейных групп в учреждениях социального обслуживания семьи и детей г. Екатеринбурга".

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты