Семейные формы социального устройства детей–сирот

Семейные формы социального устройства детей–сирот

2

Гуманитарный Техникум Экономики и Права

Факультет политологии и социологии

Специальность "Социальная работа"

КУРСОВАЯ РАБОТА

"Семейные формы социального устройства детей-сирот"

Москва - 2008

Содержание

  • Введение
    • Глава I. Социальное сиротство как феномен современного российского общества
    • 1.1 Понятие "социальное сиротство"
    • 1.2 Причины социального сиротства
    • Глава II. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
    • 2.1 Законодательная база
    • 2.2 Усыновление. Опека / попечительство
    • 2.3 Патронатная семья
    • 2.4 Приемная семья
    • 2.4.1 Развитие института приемной семьи в Свердловской области
    • 2.5 Семейная воспитательная группа
    • 2.6 Анализ развития семейных групп в МУ "ТЦПСД"
    • 2.6.1. Оценка готовности сотрудников Центра стать воспитателями семейных воспитательных групп
    • Заключение
    • Список литературы
    • Список нормативно-правовых документов
Введение

"
В России ведется необъявленная война против детства" (5 с.14), - так назвал Альберт Лиханов, председатель Российского детского фонда, ту ситуацию, когда даже по скромной официальной статистике у нас числится 720 тысяч детей-сирот. Ежегодно более 100 тысяч детей в силу разных причин остаются без попечения родителей, причем 95% из них - социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях.

Государством создано целая сеть интернатов, домов ребенка, детских домов, учреждений социально - педагогической помощи и поддержки для детей и подростков. Но в каком бы замечательном, обеспеченном, чистом и сытом заведении ни жили бездомные дети, большие и маленькие, они хотят собственных маму и папу, а не получать редкую казенную похвалу, за примерное поведение и опрятный вид.

Общественное воспитание обходится самому обществу крайне дорого - это вычеркнутые жизни детей, впустую израсходованные деньги, пополнения маргинального и криминального сообщества. "Государственные сиротские учреждения выдают 90% брака: 40% выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 40% - преступниками, 10% заканчивают суицидом". (5 с.14)

Обострение проблем, связанных с обеспечением выживания, защиты и развития детей в условиях современной социально - экономической ситуации, а также осознание того факта, что сформированная раннее система государственного воспитания детей, пришедшая из времени, когда коллективные методы воспитания являлись приоритетными, не может в должной мере осуществлять функций социализации воспитания ребенка, позволяет говорить, что помещение ребенка в замещающую семью является лучшим средством его социализации.

Немаловажен здесь и экономический фактор: так, "расчетный минимальный бюджетный норматив, установленный в Свердловской области на содержание одного ребенка в интернатном учреждении, в месяц составляет 2,4 тыс. руб., в приемной семье - 1.3 тыс. руб." (12 с.262)

"Почти всякая правда горька. По крайней мере, с привкусом горечи. Правда человеческого одиночества, начавшегося в детстве, горька безнадежна, и много надо душевных трат произвести рядом, чтобы вылечить душевную боль, чтобы хоть чуточку внушить надежды. И здесь первое право - тому, кто имеет силы и решимость исправить не пропуск в знаниях, не дыры в воспитании, но самое человеческую жизнь. Много ли таких, вглядимся, вокруг? Увы - пока лишь пустошь, среди которой то тут, то там яркий светит огонек. Искорки эти превратить в костры, темную пустошь - в светлую площадь тепла и душевности - вот высшая общественная цель" - сказал Альберт Лиханов. (5 с.14)

Целью данной работы является исследование семейных форм социального устройства детей-сирот. Объект работы: дети-сироты.

Предмет работы: семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

Анализ социального сиротства как феномена современного российского общества.

Уточнение значения семьи для социализации развития ребенка.

Анализ семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Изучение развития института приемной семьи в Свердловской области.

Решение поставленных задач осуществлялось в обзорно - теоретической и аналитико-практической частях работы. В заключении данной работы предложены пути решения проблем приемной семьи.

Глава I. Социальное сиротство как феномен современного российского общества

1.1 Понятие "социальное сиротство"

Сиротство - это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. Для оказания адресной помощи Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" использует несколько понятий детей-сирот.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (прямые сироты).

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. К этой категории относят детей, у которых нет родителей или они лишены родительских прав. Сюда же относится ограничение в родительских правах; признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Дети считаются сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Основную по численности категорию детей - сирот составляют дети, родители которых в результате антиобщественного поведения лишены родительских прав (социальное сиротство).

Последняя группа лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

1.2 Причины социального сиротства

Сиротство как социальное явление можно наблюдать на всем протяжении существования человеческого общества. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия и другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу не желания или невозможности последними осуществлять родительские обязанности, в результате чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. В Библии и других литературных источниках древностей имеются упоминания об отказах родителей от своих детей, о подкидышах, воспитывающихся в чужих семьях. Однако только с середины ХХ века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы.

С конца ХХ века Российское общество переживает становление новой государственности, реформирование коренных структур жизнеобеспечения и вместе с этим - глубочайший политический и экономический кризис, повлекший за собой падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, т.е. семей, где один или оба из родителей пьянствуют, тунеядствуют, занимаются попрошайничеством, воровством, проституцией и т.д. В ситуации кризиса наглядно проявилось подлинное отношение государства к семье и детям. Современная семья переживает сложный этап эволюции, снижается ее социальный статус, семья стала социальной жертвой экономических реформ. Негласно подразумевается, что в ситуации утраты эффективной системы поддержки семьи с детьми именно семья должна неукоснительно продолжать выполнять не только репродуктивную, но и воспитательную функцию и занимать пространства, оставленные государством на месте былой детской инфраструктуры, социального, образовательного, культурного и медицинского сервиса, не поддающегося приватизации.

Если богатые и состоятельные семьи еще способны найти на рынке средства к существованию, образованию, то бедные и особенно нищие слои населения (имеющие средств менее половины существующего прожиточного минимума) нередко выбрасывают в общество и криминальную среду целую армию "генералов песчаных карьеров".

К перечисленным причинам современного сиротства необходимо добавит следующие: во-первых, это увеличение масштабов отказничества, вызванное страхом родителей перед будущим, недостатков доходов и отсутствие жилья и занятости, что происходит в легальной и нелегальной форме (дети - подкидыши, дети, "забытые" в клиниках или проданные другим лицам); во-вторых, лишение родительских прав - 40 тыс. в год; и в-третьих, утрата родителями вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции.

Последствия государственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление \ удочерение, под опеку \ попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в соответствующее учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Не смотря на то, что в области государственных учреждений для детей-сирот происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, развитие социальных приютов и социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи, т.е. так называемых "социозащитных учреждений социального обслуживания семьи и детей" (11 с.18), число которых только в Свердловской области достигло 75), проблема формирования личности ребенка в условиях закрытого учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 0 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не подлежат исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка - дошкольный детский дом - детский дом для детей школьного возраста) наносят существенный ущерб психике ребенка, ухудшается его здоровье. Дети, воспитывающие в интернатных учреждениях в своем большинстве отстают от сверстников в психо-физическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программе массовых школ.

Полное государственное обеспечение, получение всего в "готовом" виде не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков: приготовить поесть, купить что - либо, организовать свободное время.

"Программа обучения профессиональных родителей", разработанная в рамках проекта "Поддержка детей группы риска в г. Екатеринбурге и Свердловской области", называет дополнительно следующие последствия содержания детей в государственных учреждениях:

Недостаток доверия;

Отсутствие взаимодействия;

Агрессивность, гиперактивность, трудное поведение;

Не дискриминированная любовь;

Недостаток самопознания;

Трудности в общении с другими людьми;

Они не пользуются популярностью у сверстников и проявляют агрессивность по отношению к ним.

"Эти трудности могут продолжаться в течение всей жизни человека, прошедшего через этот опыт, но проведенные исследования показывают, что эти трудности, в общем, преодолимы", утверждают разработчики программы.

Значение семьи для социализации развития ребенка (приоритет семейных форм в социальной политике)

Даже в самом замечательном благоустроенном интернате или детском доме ребенку никогда не получить всего того, что дает семья и в чем так нуждается любой человек - искусство создавать семью, вести домашнее хозяйство, растить своих детей в любви и ласке. Не испытав этого на себе, они не научаются этого делать, жители интернатов коверкают свои жизни, заселяют торговые площади, свалки и вокзалы. Именно поэтому "из ста тысяч детей, ежегодно остающихся в России без попечения родителей, 70% передаются на воспитание в семьи и только 30% - в детские интернатные учреждения. Из 34 тыс. детей усыновленных в 1995г., зарегистрировано лишь 253 неудачных случая, когда семья отказывалась от ребенка; в 1996г. из 30 тыс. усыновлений - 418 отказов. В 1996 г. переданы под опеку и попечительство 77304 ребенка, в семьи - 69 995 детей. В 1997г. соответственно - 78 566 и 72 850 детей". (9 с.5)

Именно семья может поддержать ребенка, помочь преодолеть жизненные препятствия. Однако понадобилось 10 лет, чтобы это идея, заложенная в Конвенции о правах ребенка, начала осуществляться в нашей стране.

Разнообразные формы передачи детей в семьи граждан (опекунские, приемные, патронатные) базируется на психологии не формального, ответственного отношения друг к другу в семье, на погружение ребенка в более привычную для воспитания сферу чувств, привязанности, что приводит к самоидентификации ребенка, формированию ответственного отношения к себе и другим. Жизнь в семье дает возможность адекватной социализации (переживание различных ролей в семье), наблюдение за образцами детско-родительских, супружеских отношений и т.д., и конечно, чувство "тыла" в самостоятельной жизни.

Проведенные исследования показывают, что помещение ребенка в замещающую семью, как всякое изменение условий жизни, приводит в период адаптации к регрессу в его развитии, а затем при благоприятном развитии событий может стать причиной интенсивного развития ребенка.

Сегодня семейные формы устройства сирот все чаще получают государственную поддержку. Местные законы о приемных семьях принятые в Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Самарской, Челябинской, Саратовской, Ростовской и других областях. К примеру, "В Самарской области, где действует комплексная целевая программа "Дети Самарской области", за 6 лет в приемные семьи передано 1 769 детей из домов ребенка, детских домов и интернатов, а всего создана 1 231 приемная семья. К тому же за это время в области не открыли ни одного нового детского дома". (9 с.6).

В Екатеринбурге за 3 года с ноября 2000 по сентябрь 2003г.79% детей, оставшихся без попечения родителей, переданы на воспитание в семью и 21% - в учреждения государственного воспитания, здравоохранения, образования и социального обслуживания населения. На сентябрь 2003г. усыновлено 4 882 ребенка, в семьях опекунов проживают 2 144 ребенка. Созданы 32 приемные семьи, которые воспитывают 61 ребенка. Кроме того в семейных воспитательных группах при социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, в 2000 г. воспитывалось 49 детей, 2001 - 141, 2002 - 139, в сентябре 2003г. в 68 семейных группах центров воспитывалось 92 ребенка. Таким образом, право ребенка жить и воспитываться в семье, определенно как приоритетное направление деятельности Екатеринбургской Концепции Семейной политики.

Глава II. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

2.1 Законодательная база

Забота о детях, не достигших совершеннолетия, составляет прямую и естественную обязанность родителей, но если дети, в силу тех или иных обстоятельств, остались без попечения родителей, то эта обязанность ложится на плечи государства. Оказание помощи этим детям является важнейшим направлением социальной политики государства. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, они же избирают форму устройства детей, отдавая предпочтение семейному воспитанию. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.

Главными источниками действующего законодательства в данной области являются:

Международные правовые документы:

Хартия детства;

Декларация прав ребенка (1959);

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

Конвенция ООН о правах ребенка (1989), где в ст.20 утверждается, что: "Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства - участники в соответствие со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком". В ст.21 говорится о том, что в странах, где усыновление признается и \ или разрешается, оно может осуществляться исключительно в наилучших интересах ребенка и при наличии разрешения компетентных властей, а также гарантий для ребенка.

Федеральные правовые документы:

Основополагающими документами в системе нормативно - правовой базы социального обслуживания детей - сирот являются:

Конституция РФ (1993г) в ст.7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994г. в ст.31 - 40 указывается цель опеки, обязанности опекунов и попечителей, правила и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995г. в ст.123 говорится, что дети, оставшиеся без попечения родителей подлежат передачи на воспитание в семью (на усыновление \ удочерение), под опеку \ попечительство или в приемную семью.

Федеральный закон РФ "Принципы содержание и меры государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет" от 14 декабря 1996г.

Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 9 июля 1998г. в ст.15 утверждается: "Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти".

Федеральный закон РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 1996г., а также редакции 1998 и 2002гг., которые определяют общие принципы, содержания и меры государственной поддержки детей.

Федеральный закон РФ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" № 44 - ФЗ от 16 апреля 2001г., устанавливающий порядок формирования и использования государственного банка данных о детях сиротах.

В рамках президентской программы "Дети России" (Указ Президента РФ от 01.06.1992 № 543) существует целевая программа "Дети - сироты", направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.

Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ в том числе:

"О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" (1992 г)

Механизм реализации нормативно-правовой базы оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включает постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты