Сексуальные меньшинства

Сексуальные меньшинства

3

Контрольная работа:

по дисциплине: «Основы социальной медицины»

на тему: «Социальные меньшинства, как «объект» социальной медицины»

Содержание

Введение

История гомосексуализма

Основные понятия

Подходы к гомосексуальности

Отношение к гомосексуальности

Проблемы гомосексуалов

Заключение

Приложение

Список литературы

Введение

Проблема сексуальных меньшинств, касающаяся положения людей с «нетрадиционной» сексуальной ориентацией, стоит достаточно остро в современном обществе, где господствует убеждение, что «нормальный» в сексуальном отношении человек испытывает влечение к представителям противоположного пола и стремится к гетеросексуальному половому акту. Все прочие проявления сексуальной активности считаются «ненормальными», патологическими и отклоняющимися от общепринятого сексуального стандарта. Культурные традиции и ценности, определяющие гетеросексуальное поведение как нормальное, способствуют формированию гетеросексизма и различных фобий в отношении людей с «нетрадиционной» сексуальной ориентацией. Такое отношение общества определяет закрытость групп сексуальных меньшинств, социальный и психологический дискомфорт лиц с нетрадиционной ориентацией, что не позволяет им полностью реализовать себя как личность в социуме, тогда как полная реализация личности возможна лишь в сети социальных взаимосвязей. Соответственно, для решения данной проблемы необходима интеграция групп сексуальных меньшинств в общество на паритетных началах [9].

Наряду с другими науками проблемами сексуальных меньшинств занимается социальная медицина. Социальная медицина - наука о закономерностях развития общественного здоровья и здравоохранения. Социальная медицина изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни [1, с. 8].

Именно социальная медицина, которая рассматривает здоровье не само по себе, а здоровье определенной группы в ее взаимосвязи с обществом, может помочь понять и построить правильное отношение к людям, относящимся к сексуальным меньшинствам.

В данной работе мы не будем рассматривать все сексуальные меньшинства, а остановимся только на гомосексуалах (геи и лесбиянки).

История гомосексуализма

Для того, чтобы лучше понять этот вопрос, коснемся его истории. Гомосексуальность существует ровно столько, сколько существует человечество. Жители тогда еще не открытых Америк, точно так же, как и чернокожие обитатели Африканского континента, находили особый изыск в мужских ласках. От греков гомосексуальность перекочевала к римлянам на западе и к скифам и сарматам на востоке. Древние славяне, в силу географического положения и тяжести климатических условий, не располагающих к любовным игрищам на свежем воздухе, несколько позже познакомились с содомским грехом, но гомосексуальность существовала в их среде в качестве обычного полового действия между согласными на то партнерами.

На различных этапах развития цивилизаций отношение к сексуальным меньшинствам было далеко неоднозначным. Модель поведения зависела, прежде всего, от господствующей идеологии, уровня культуры и наличия определенной традиции. Среди аборигенов Новой Гвинеи и Меланезии был популярен обряд инициации (осеменения). Подразумевалось, что мальчик сможет стать настоящим мужчиной только в том случае, если будет «осеменен» взрослым соплеменником, передающего лучшие черты: мужественность, храбрость, отвагу. Схожий ритуал имел место у племен Бразилии (яноамо, бороро), Аргентины, и Чили (арауианы) и Амазонии. Среди народов русского Севера, Сибири и Дальнего Востока (чукчи, алеуты) укоренился институт бердачества (от исп. bardajo - мальчик на содержании). Бердачи носили женскую одежду и исполняли функции женщин (вели домашнее хозяйство). У японцев, считавшихся до XIX в. самым терпимым народом, наличествовала эстетизация мужского тела. А самурайская гомоэротическая дружба являлась типичным феодальным институтом.

С установлением в Европе доминирующих позиций христианской догматики содомиты были объявлены вне закона, и были введены меры по «пресечению» тяжкого греха. В частности, наряду с ведьмами и еретиками, гомосексуалистов подвергала пыткам священная инквизиция, сжигая неверных на кострах.

В допетровской России, в отличие от Западной Европы, серьезных наказаний относительно содомитов не практиковали. Русская православная церковь осуждала «смертный грех», но, между тем, именно монастыри являлись источником распространения однополых отношений. Петр I попытался ужесточить политику, касающуюся сексуальных меньшинств, и в 1706 г. ввел смертную казнь через сожжение на костре для военных за «противоестественный блуд» (по шведскому образцу). А в 1716 г. заменил сожжение телесным наказанием и ссылкой. На гражданских же лиц эти нормы не распространялись. То есть, до прихода большевиков к власти в 1917 г., мы вполне вписывались в современную модель политкорректности и толерантности, опережая по этому параметру Европу.

После же Октябрьского переворота положение кардинально меняется. Завинчивание гаек государственного аппарата и приобретение партией роли руководящей и управляющей ячейки общества загнало геев и лесбиянок нашей страны в подполье. В 1934 г. в силу вступила статья 121 Уголовного кодекса Советского Союза - лишение свободы за мужеложство сроком до 5 лет, а в случае физического насилия - до 8. Мнительность, фобии, боязнь за собственную безопасность провоцировали людей на наушничество, доносительство. С легкой руки КГБ целые группы моряков, военных, чиновников и представителей творческой интеллигенции отправлялись в концентрационные лагеря. Уголовная наказуемость гомосексуализма породила в кругах советских геев чувство страха перед расправой. А среди простых граждан - презрительное отношение ко всяческому «инакомыслию».

Параллельно с криминализацией гомосексуализма в СССР, в Европе и на Западе разворачиваются обратные процессы. До прихода Гитлера к власти в Германии шла борьба между руководством страны и гей-сообществом, ратовавшего за отмену § 175 Уголовного законодательства (уголовное наказание лиц нетрадиционной сексуальной ориентации), которая случилась только в 1969 г., спустя сто лет после первых попыток.

В Европе в 1970-е был принят официальный символ гомосексуалов - «радуга» и выработана концепция с основными политическими требованиями: легализация однополых отношений и право на вступление в брак. В последнее время добавилось еще требование - право на усыновление. Первой страной, узаконившей в 1989 г. союзы (зарегистрированное партнерство) между гомогенными парами стала Дания. Вслед за ней последовали Нидерланды (где с сентября 2000 г. существует еще и институт непосредственно брака), Чехия, страны Скандинавии. В апреле 2005 г. Новая Зеландия разрешила однополые гражданские союзы. В декабре 2005 г. очередной страной, вступившей на путь легализации гомосексуальных отношений, стала консервативная Великобритания. Существуют страны, которые имеют в своих конституциях пункты, официально запрещающие дискриминацию по признаку сексуальной ориентации.

Что касается России, то первые попытки инкорпорирования гей-институтов на родную почву не увенчались успехом. В 1984 году 30 молодых ленинградцев объединились в сообщество геев и лесбиянок - «Гей-лабораторию». Они занимались тем, что переправляли на Запад информацию о бедственном положении советских «голубых». Им удалось установить связь с финскими коллегами, с помощью которых лаборатория разработала программу по профилактике СПИДа. Однако КГБ предъявил организации политические и идеологические обвинения и подверг членов группы репрессиям. В 1985 году генеральным секретарем КПСС становится член Политбюро М.С. Горбачев, приступивший к либерализации режима. Политика гласности во многом способствовала поднятию гомосексуального самосознания. На волне распада СССР оформляется и ряд организаций сексуальных меньшинств - «Ассоциация сексменьшинств», «Московский союз геев и лесбиянок», «Ассоциация за равноправные права гомосексуалистов» (АРГО). Под их эгидой издаются тематические периодические издания - газеты «Тема» (при поддержке демократичного Моссовета), РИСК («Равноправие-Искренность-Свобода-Компромисс»), «1/10»; журналы - АРГО, «Ты», «Гей-славяне» и др.

Воодушевленные геи и лесбиянки, мобилизуясь, начали добиваться от власти отмены 121 статьи. Фактически, вся их деятельность в тот период сводилась именно к этому (за исключением вопросов, относящихся к профилактике и предупреждения СПИДа). Когда же в мае 1993 г. требование гомосексуалистов новой России было удовлетворено, в большинстве их организаций наметился серьезный кризис с последующим расколом. Вдруг обнаружилось, что дальнейшей стратегии развития и плана действий просто не существует. Иностранные фонды, поддерживающие в начале 90-х гг. гей-движение России, быстро свернули свою деятельность, понимая бесперспективность вложений. Стало ясно, что новая власть не собирается покровительствовать гомосексуалам.

Массовости гей-движение в России так и не достигло. После раскола оно так и не смогло вновь выступить единым фронтом. На сегодняшний день мы имеем лишь разбросанные по стране локальные организации.

В 2003 г. несколько депутатов нижней палаты российского парламента вынесли на обсуждение 2 антигомосексуальных законопроекта. Первый из них предполагал уголовную ответственность «За пропаганду гомосексуализма» (наводнившего телевидение) путем лишения возможности занимать определенные должности или отстранение от деятельности на срок от 2 до 5 лет. Второй предлагал реинкарнировать статью за мужеложство, и ввести тюремное заключение от 1 года до 5 лет. Однако эти инициативы не были поддержаны необходимым большинством депутатов.

Характерные черты русских гомосексуалов - индифферентность и аморфность. Есть и еще один нюанс - фактически, законодательство РФ не запрещает деятельность ассоциаций геев и лесбиянок на федеральном уровне. Дискриминирующих статей в этом аспекте нет ни в Уголовном, ни в Трудовом кодексах. Но, на практике власти делают все возможное, чтобы отказать группе геев или лесбиянок в юридической регистрации [7, с. 12-15].

Основные понятия

Сексуальные меньшинства - общий собирательный термин, образованный по принципу сходства с такими терминами, как «национальные (этнические) меньшинства» (представители неглавной национальности или этноса), «политические меньшинства» (представители оппозиции).

Понятие «сексуальные меньшинства» предполагает, что сексуальное меньшинство не девиантно и не патологично (так же, как не девиантны и не патологичны национальные или политические меньшинства) и подразумевает законность, правомерность и некриминальность борьбы сексуальных меньшинств за свои права.

В понятие «сексуальные меньшинства» не включаются группы лиц, чьи сексуальные пристрастия определяются медициной как девиантные или патологические, либо реализация сексуальных пристрастий которых происходит не по взаимному согласию двух взрослых правоспособных лиц и тем самым нарушает права других людей или права животных либо уголовное законодательство, в частности, зоофилы (сексуальное влечение к животным); некрофилы (стремление к сексуальным действиям с трупом), педофилы (стремление к сексуальным действиям с детьми) [4, с. 64].

Гетеросексуальность - это одна из трех возможных сексуальных ориентаций, определяемая как эмоциональное, романтическое (платоническое), эротическое (чувственное) либо сексуальное влечение только и исключительно к лицам противоположного пола.

Двумя другими сексуальными ориентациями являются бисексуальность и гомосексуальность.

Бисексуальность - бисексуальная ориентация - определяемая как эмоциональное, романтическое (платоническое), эротическое (чувственное) и / или сексуальное влечение к лицам как своего, так и противоположного пола, не обязательно в равной степени и не обязательно одновременно.

Гомосексуальность (от др.-греч. ????, homos - тот же, одинаковый и лат. sexus - пол) - предпочтение представителей своего пола в качестве сексуального партнера, объекта эротического влечения и / или любовных отношений. Термин был предложен венгерским врачом Л. Бенкертом (1869) с целью обозначения полового влечения к лицам того же пола.

Гомосексуальность в широком смысле - это один из видов сексуальности человека, складывающийся из сексуального влечения к лицам своего пола, осознания себя как лица гомосексуальной ориентации и сексуальной практики с лицами своего пола.

Гей (англ. gay) - английское прилагательное, изначально означавшее «беззаботный», «веселый», «яркий, театральный». Слово «gay» начало приобретать в английском языке сексуальную окраску в конце 17-го века, когда оно использовалось в значении «человек, пристрастившийся к удовольствиям», «предающийся сладострастию». В конце 19-го столетия термин «gay life» (буквально: «гей-жизнь», «беззаботная жизнь») широко использовался в английском языке для обозначения проституции и других форм внебрачного сексуального поведения, которые воспринимались обществом как аморальные. В современном английском языке это слово обычно используется как существительное или прилагательное, обозначающее однополую сексуальную ориентацию - гомосексуальность. В русском языке термин «гей» используется только как существительное и только для обозначения человека гомосексуальной ориентации мужчин-гомосексуалов.

Лесбиянство. Термин происходит от названия греческого острова Лесбос, куда сбежала из Афин от преследований и насмешек древнегреческая поэтесса Сапфо, чьи стихи позже воспринимали как воспевание однополой любви между женщинами [5, с. 281-282].

Транссексуалы. Индивиды, неуклонно стремящиеся поменять свой пол на противоположный. Такие люди существовали всегда, но долгие века они воспринимались, мягко говоря, как сумасшедшие и находились за гранью не только бытового, но и медицинского сознания. В 1966 году американскому исследователю Г. Бенджамину в своей книге, посвященной этому вопросу, удалось убедить медицинскую общественность в том, что прежнее мнение о наличии у этих людей психического заболевания было неверным. Он же ввел термин «транссексуализм» и доказал, что в данном случае речь идет об особой форме психосексуального расстройства, при котором тело человека остается достаточно здоровым и являет собой признаки одного пола, а психика (достаточно здоровая с точки зрения психиатрии) принадлежит человеку другого пола, что подтверждается всем его поведением и стилем жизни, привычками, манерами, одеждой [4, с. 71].

Подходы к гомосексуальности

Эссенциализм и конструктивизм в исследованиях гомосексуальности

Единого мнения относительно того, является ли человеческая гомосексуальность нормой или отклонением, до сих пор не существует.

Осмысление проблем сексуальности вообще и гомосексуальности в частности в науке и публицистике проходит, главным образом, через полемику двух фундаментальных подходов - эссенциалистского и конструктивистского.

Гомосексуальность при эссенциалистском подходе понимается как сущностная противоположность гетеросексуальности - в новейшее время аргументы для такого понимания ищутся не в библейских моральных запретах, а в биологической (генетической) предопределенности того или иного типа сексуального поведения: от природы каждый человек-то или иное, и социокультурные воздействия не способны изменить это положение дел. Парадоксальным образом эссенциализм является основой взглядов и радикальных противников гомосексуальности (настаивающих на изначальной ущербности всех, кому она свойственна), и ее защитников, утверждающих, что за неотчуждаемые, природные свойства человека карать нельзя.

Другая точка зрения и теоретическая перспектива основывается на культурном анализе сексуальности, предложенном французским философом Мишелем Фуко в его работе «История сексуальности». Фуко показывает, что западная культура пронизана сексуальностью и стремится обозначить причины разных сексуальных практик и категоризировать их, отыскать «истину секса», а идентичность и даже внутреннюю сущность человека определить через его сексуальную биографию. Фуко обнаруживает, что то, что сегодня называется гомосексуальностью, в разных культурах и в разные эпохи категоризировалось по-разному: так, в некоторых полисах Древней Греции классического времени определенный тип гомосексуальных отношений (между взрослым мужчиной и подростком) был идеализирован в качестве социальной практики, не менее важной, чем институт брака между мужчиной и женщиной, причем подразумевалось, что один и тот же мужчина может участвовать в обоих типах отношений, - а вопрос о личных эротических предпочтениях человека признавался несущественным. Современное понимание гомосексуальности как определенной сексуальной ориентации предстает у Фуко не научной истиной, а всего лишь продуктом своей эпохи и свойственной этой эпохе картины мира (эпистемы). Выводы, близкие выводам Фуко, получили во второй половине XX века и ученые, изучавшие формы сексуальности у народов, не подвергавшихся влиянию западной цивилизации (прежде всего, у племен Новой Гвинеи): проявления гомо- и гетеросексуальности у этих народов значительно отличаются от известных и привычных в Европе.

Новейшие исследователи, восприняв идеи Фуко, внесли значительный вклад в развитие анти-эссенциалистского подхода, который рассматривает сексуальность как социально-исторический конструкт. Сексуальная идентичность понимается как результат длительного процесса социализации, структурированного культурными традициями, классовыми характеристиками, одобряемыми гендерными ролями или семейной историей. Значения, которыми мы наделяем собственную сексуальность, социально организованы, определены набором дискурсов, которые стараются донести до нас то, что такое сексуальность, какой она может быть и соответственно какой она должна быть [3, с. 24-25].

Фрейд и гомосексуальность

На рубеже XIX-XX веков принципиальное направление научным взглядам на гомосексуальность было задано работами Зигмунда Фрейда, полагавшего, что от природы человек бисексуален и что гетеросексуальные предпочтения формируются в раннем детском возрасте при правильном развитии личности, а гомосексуальные возникают при некоторых сбоях в этом развитии. При этом Фрейд был склонен относиться к гомосексуальности весьма терпимо и полагал, что терапия должна быть направлена не на изменение сексуальной ориентации, а на коррекцию возникающего как следствие психического дискомфорта («дисфории сексуальной ориентации») и на принятие пациентом собственного «я» [3, с. 28].

Биологические основы гомосексуальности

Многие представители естественных наук полагают, что гомосексуальность - биологическая особенность организма, определяемая генетическими или иными врожденными факторами. Биологические исследования гомосексуальности ведутся по следующим основным направлениям: изучение гомосексуальных проявлений у животных и поиск генетических и гормональных характеристик, отличающих людей гомосексуальной и гетеросексуальной ориентации. Ряд научных журналов публикует биологические исследования гомосексуальности, в частности специализированный журнал Journal of Homosexuality.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты