Стереотип в межкультурной коммуникации
p align="left">В-четвертых, особое место в образовании стереотипов занима-ют средства массовой информации. Возможности формирования стереотипов средствами массовой информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Для большинства людей пресса, радио и телевидение весьма авторитетны. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняя из мышления их индивидуальные установки. Поэтому, даже не имея личного опыта общения, люди наделяют иностранцев строго фикси-рованными чертами внешности и особенностями характера.

Объясняя механизм формирования стереотипов средствами массовой информации, выделим причины их влияния на обществен-ность:

* Для многих людей средства массовой информации являются источником авторитетного мнения, которое не переоценива-ется критически. Это происходит в том случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями для формирования соб-ственного мнения или установки.

* Большое значение имеет статус источника информации. Со-вершенно очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого известным политиком или обществен-ным деятелем. Чем выше авторитет источника информации тем, соответственно, выше доверие аудитории к этой инфор-мации. Даже если некоторые индивиды критически воспримут информацию от такого источника, то она все равно закрепит-ся в их сознании.

* Средства массовой информации обладают способностью как бы «снимать ответственность» за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеблется в принятии решения, его окон-чательный выбор осуществляется с помощью одобрения ав-торитетом одного из вариантов решения. При этом человек не испытывает внутреннего конфликта из-за последствий своего решения и снимает с себя всю ответственность за его принятие. В результате принятого решения у индивида исче-зает всякая критическая оценка своего поведения, а также беспокойство за его результат, который может повлечь за со-бой его поведение. Все представляется правильным и спра-ведливым, так как, по его мнению, он действует с санкции ав-торитета. В этом случае влияние средств массовой коммуни-кации сравнимо с массовым гипнозом.

Функции стереотипов.

По своему характеру стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, аккумулирую-щие социальный и психологический опыт общения и взаимодейст-вий индивидов. Имея такую природу, стереотипы обладают рядом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, кон-серватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др. Благодаря этим качествам стереотипы выполняют свои разнообразные функ-ции и задачи, из которых для процесса межкультурной коммуника-ции особое значение имеют следующие:

* объяснение человеческих поступков путем предоставления готовой и простой информации об их специфических социо-культурных особенностях;

* предвидение различных форм поведения от партнеров по ком-муникации;

* формирование основ собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам;

* защита традиций, обычаев, привычек, своей культуры, аполо-гия собственной сокультурной группы;

* обеспечение членов общества соответствующими эталонами, моделями, стандартами поведения;

* стабилизация и интеграция отношений между социокультур-ными группами в обществе.

Функция передачи относительно достоверной информа-ции основана на процессах «глобального» обобщения, происходя-щих при наблюдении неординарного, бросающегося в глаза, не-обычного поведения и образа мыслей членов другой культурной группы. Попадая в чужую культуру, люди склонны к обобщению и упорядочиванию всего, что они видят. Уже с первых контактов с чу-жой культурой начинается классификация новой информации и формируется модель этой культуры. Это достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности, выделения наиболее характерных черт данной культуры. Поэтому на основе всего мно-гообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и формулируется характеристика ее представителей по определенным признакам.

Например, в основе стереотипов практичности и пунктуально-сти немцев или гостеприимства и склонности выпить у русских ле-жат наблюдения за их действительным поведением.

Ориентирующая функция заключается в том, что с помощью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружаю-щего мира, в ячейки которой, опираясь на стереотипы, «расстав-ляются» определенные социальные группы. Такой прием позволя-ет довольно быстро дифференцировать людей по группам на осно-ве стереотипных признаков и ожидать от них определенного пове-дения.

Например, если спросить у любого человека, для членов какой этнической группы характерно предсказывать судьбу по линиям руки, то скорее всего у него возникнет образ цыганки. Наоборот, увидев на улице цыганку, которая заговаривает с прохожими, мож-но предположить, что она предлагает услуги гадалки. Но если так же будет действовать женщина, ничем не отличающаяся по внеш-нему облику от членов вашей культурной группы, то такого предпо-ложения не возникает.

Следовательно, стереотипы помогают «распределить» социаль-ное окружение на обозримые и понятные группы и тем самым упро-стить сложность незнакомого культурного окружения.

Функция влияния на создание реальности заключается в том, что с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы. Стереотипизация позволяет классифи-цировать поведение окружающих и дать объяснение его причин пу-тем отнесения к уже известным явлениям, оценить чужую и свою группы и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей группы. Поэтому стереотипы выступают своего рода «защитным ме-ханизмом», служащим для сохранения позитивной идентичности собственной культурной группы.

Такое разграничение связано также с понятием «ингруппового фаворитизма», подразумевающего формирование более позитивно-го образа собственной культуры по сравнению с другими. Стерео-типы, создавая определенную реальность, консолидируют собствен-ную культурную группу и обозначают ее границы. Примером этого могут служить «стереотипы-поговорки» или анекдоты, существую-щие в каждой культуре. «Незваный гость -- хуже татарина», «Что русскому хорошо, то немцу -- смерть». В таких поговорках можно увидеть вполне конкретный образ другой группы.

Как уже отмечалось, носителями и создателями стереотипов яв-ляются те или иные социальные группы, которые, взаимодействуя между собой, вырабатывают по отношению друг к другу определен-ные социальные стереотипы. Стереотипы проецируются в основном на большие социальные группы. Личный опыт общения с предста-вителями чужой культуры, как правило, не приводит к корректи-ровке стереотипа даже в том случае, если очевидно отклонение от уже имеющегося представления. В таких обстоятельствах наш опыт интерпретируется как исключение, а существующий стереотип про-должает рассматриваться как норма.

Поскольку стереотип является порождением группового созна-ния, то адекватно он может использоваться только при межгруппо-вых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определе-ния этнической или культурной принадлежности представителей различных групп. Ориентировка и определение происходят практи-чески мгновенно -- по различным признакам групповой принад-лежности срабатывает психологический механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий стереотип. Причем для сраба-тывания этого механизма совершенно не важно, что в действитель-ности происходит, каков личный опыт носителя стереотипа; глав-ное -- не ошибиться в ориентировке.

Значение стереотипов для межкультурной коммуника-ции.

При всем своем схематизме и обобщенности стеретипные представления о других народах и культурах подготавливают людей к взаимодействию с чужой культурой, ослабляют ее воздействие на психику человека, снижают силу проявления культурного шока. Ведь в процессе межкультурной коммуникации один партнер вос-принимает другого вместе с его действиями и через действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимоотношений с другим человеком. Поэтому стерео-типы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов че-ловек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его поведение. Таким образом, и в коммуни-кации вообще, и в процессе межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль.

Анализ вопроса роли стереотипов в межкультурном общении позволяет выявить их значение во взаимодействии и взаимопонима-нии культур. В результате исследования сложились два подхода. Первый из них можно назвать «академическим». Он представлен в работах английского психолога Р. Стагнера, который считает, что стереотипы в межгрупповом межкультурном взаимодействии облег-чают восприятие незнакомых или малознакомых явлений чужой культуры, позволяя быстро, просто и достаточно надежно категоризировать, упрощать социокультурное окружение индивида .

Другой подход заключается в анализе роли стереотипов в кон-тексте социального взаимодействия. Здесь стереотипы предстают как проявление скрытого расизма, этноцентризма и дискримина-ции.

Несмотря на различия в подходах, в них отчетливо просматри-вается мысль, что в межкультурной коммуникации стереотипы яв-ляются результатом этноцентрической реакции -- попытки судить о других людях и культурах с позиций исключительно только своей культуры. Нередко при межкультурном общении и оценке своих партнеров по общению коммуниканты уже изначально руководству-ются ранее сложившимися стереотипами. Очевидно, нет людей аб-солютно свободных от стереотипов, реально можно говорить только о разной степени стереотипизации коммуникантов. Исследования показывают, что степень стереотипизации обратно пропорциональ-на опыту межкультурного взаимодействия.

Стереотипы жестко «встроены» в нашу систему ценностей, яв-ляются ее составной частью и обеспечивают своеобразную защиту наших позиций в обществе. По этой причине стереотипы использу-ются в каждой межкультурной ситуации. Механизмы межкультур-ного восприятия приводят в действие избирательное применение норм и ценностей родной культуры. Без употребления этих предельно общих культурно специфических способов оценки, как соб-ственной группы, так и других культурных групп, невозможно обой-тись. Представители другой группы при этом идентифицируются по таким признакам, как пол, этническая принадлежность, особенно-сти речи, внешний облик, цвет кожи, брачные обычаи, религиозные убеждения и т.д.

Зависимость между культурной принадлежностью того или ино-го человека и приписываемыми ему чертами характера обычно не является адекватной. Люди, принадлежащие различным культурам, обладают разным пониманием мира, что делает коммуникацию с «единой» позиции невозможной. Руководствуясь нормами и ценно-стями своей культуры, человек сам определяет, какие факты и в каком свете оценивать, что существенно влияет на характер нашей коммуникации с представителями других культур.

Например, при общении с оживленно жестикулирующими во время разговора итальянцами у немцев, привыкших к другому сти-лю общения, может сложиться стереотип о «взбалмошности» и «неорганизованности» итальянцев. В свою очередь у итальянцев может сложиться стереотип о немцах как о «холодных» и «сдер-жанных» и т.д.

В зависимости от способов и форм использования стереотипы могут быть полезны или вредны для коммуникации. Стереотипиза-ция помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответст-вии с новыми обстоятельствами в следующих случаях:

* если его сознательно придерживаются: индивид должен пони-мать, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки, а не специфические качества, свойственные отдельному индивиду из данной группы;

* если стереотип является описательным, а не оценочным: это предполагает отражение в стереотипах реальных и объектив-ных качеств и свойств людей данной группы, но не их оценку как хороших или плохих;

* если стереотип точен: это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;

* если стереотип является лишь догадкой о группе, но не пря-мой информацией о ней: это означает, что первое впечатле-ние о группе не всегда дает достоверное знание обо всех ин-дивидах данной группы;

* если стереотип модифицирован, т.е. основан на дальнейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или ис-ходит из опыта реальной ситуации.

В ситуации межкультурных контактов стереотипы бывают, эф-фективны только тогда, когда они используются как первая и поло-жительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматриваются как единственно верная информация о них.

Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют комму-никацию, когда, ориентируясь на них, ошибочно относят людей не к тем группам, некорректно описывают групповые нормы, когда сме-шивают стереотипы с описанием определенного индивида и когда не удается модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и опыте. В таких случаях стереотипы могут стать серь-езной помехой при межкультурных контактах.

В целом выделяют следующие причины, из-за которых стерео-типы могут препятствовать межкультурной коммуникации:

* если за стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей: стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на про-тяжении определенного промежутка времени несмотря на индивидуальные вариации;

* если стереотипы повторяют и усиливают определенные оши-бочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не на-чинают их принимать за истинные;

* если стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом искажают действитель-ность и дают неточные представления о людях, с которыми осуществляются межкультурные контакты.

Люди сохраняют свои стереотипы, даже если реальная действи-тельность и их жизненный опыт им противоречат. Поэтому в ситуа-ции межкультурных контактов важно уметь эффективно обходиться со стереотипами, т.е. осознавать и использовать их, а также уметь от них отказываться при их несоответствии реальной действитель-ности.

Заключение

В нашей работе мы исследовали понятие “стереотип“ как часть национального характера того или иного народа. На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Исследовав понятие стереотипа было выявлено, что этот феномен можно рассматривать в двух аспектах:

как относительно устойчивый, обобщающий образ или ряд характеристик, свойственных представителям одного культурного и языкового пространства, или представителям других наций в глазах данного народа;

как культурно-детерминированное представление, существующее как в виде ментального образа, так и в виде вербальной оболочки. Стереотип в этом случае является и процессом, и результатом общения согласно определенным семиотическим моделям. Стереотип (как родовое понятие) включает в себя стандарт, являющийся неязыковой реальностью, и норму, существующую на языковом уровне. В качестве стереотипов могут выступать как характеристики другого народа, так и все, что касается представлений одной нации о культуре другой нации в целом.

Поведение каждого человека (несмотря на то, что в частных случаях оно индивидуально) в любом обществе типизировано, то есть оно подчиняется нормам, выработанном в данном обществе индивидуально и многообразно. Набор стереотипов для каждого отдельно взятого общества сугубо специфичен. Культурные стереотипы оказывают влияние на поведение человека в пределах родного культурного и языкового пространства и начинают усваиваться именно с того момента, когда человек осознает себя частью определенного этноса, частью определенной культуры.

Следующие явления в культуре отдельного народа относятся к стереотипам:

Вербальное поведение

Невербальное поведение (мимика, жесты, телодвижения)

Национальный характер и представления о нем другими нациями

Социальные ситуации, поведение в социальных ситуациях

Особенности быта и повседневной жизни нации

Национальная кухня

Религиозные и национальные обряды

Для успешного осуществления коммуникативного акта между разными нациями необходимо не только владение языком, но и также наличие фоновых знаний. Большую роль в коммуникативном процессе играют прецедентные имена - индивидуальные имена, ситуации, широко известные представителям той или иной нации. нации. Прецедентные имена являются составляющей такого понятия как фоновые знания. Как фоновые знания, так и прецедентные имена важны для “расшифровки” и интерпретации национальных стереотипов культуры, для их осмысления и правильного толкования. Они включают систему мировоззрения, взглядов, господствующих в данном обществе, этических оценок, эстетических вкусов, нормы речевого и неречевого поведения и большую часть знаний, которыми обладают все члены данного общества. Многие стороны жизни народа, традиции быта, обычаи, исторические события, которые известны членам данного языкового общества и неизвестны иностранцу, стали причиной возникновения тех или иных стереотипов в данном культурном пространстве.

Список используемой литературы

1. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. (М) 2005г.

2. http://www.countries.ru

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты