Стереотип в межкультурной коммуникации

Стереотип в межкультурной коммуникации

3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

« Хабаровская государственная академия экономики и права »

Юридический факультет

Кафедра гуманитарных дисциплин

Реферат

по ОТСК

на тему: «стереотипы в межкультурной коммуника-ции»

выполнил:

Студент 1 курса Очного

отделения юридического

факультета ХГАЭП

группы: Ю - 71

Жолобов А.В.

Проверил:

Преподаватель

Ерыкалов А.Б.

Хабаровск 2007г.

План

1. Введение………………………………………………………………3

2. Понятие и сущность стереотипа…………………………………..4

3. Откуда берутся стереотипы…………………………....................10

4. Функции стереотипов………………………………………………..14

5. Значение стереотипов для межкультурной коммуникации….. 17

6. Заключение……………………………………………………………21

7. Список используемой литературы………………………………..23

Введение

Тема исследования - понятие “стереотип” в межкультурной коммуникации

Каждый язык по-своему членит мир, имеет свой способ его концептуализации. У каждого народа, каждой нации есть свои собственные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. В обществе складываются определенные стереотипы - как относительно самих себя, относительно поведения и традиций в пределах своего культурного пространства, так и относительно представителей другого языкового и культурного пространства. Актуальность темы вызвана интересом исследователей к вопросам взаимодействия языка, культуры, психологии народа. Феномен и понятие “стереотип” привлекает большое внимание исследователей, многие ученые (У. Липпман, И.С.Кон, Ю.А. Сорокин, И.Ю. Марковина, А.В. Павловская, Н.В. Уфимцева, В.В. Красных и др.) занимаются изучением данной проблемы. Новизна исследования заключается в том, что феномен стереотипа будет рассматриваться в широком понимании - как понятие, включающее в себя представления одной нации о культуре другой нации в целом. Цель работы - исследовать взаимодействие понятий стереотип и межкультурный характер.

В процессе работы предстоит решить следующие задачи:

* Определить понятие и сущность стереотипа;

* исследовать вопрос взаимодействия языковой картины мира и стереотипов культуры;

* выявить роль стереотипов в межкультурной коммуникации, изучить влияние стереотипов на процесс социокультурного взаимодействия; установить виды стереотипов, которые могут являются причиной конфликта в межкультурном общении.

Понятие и сущность стереотипа.

Человек, воспринимая мир в соответствии с представлениями, отношениями и ценностя-ми, господствующими в его родной культуре, ведет себя в соответ-ствии с ними. Поэтому представления людей о мире всегда относи-тельны и разнообразны и зависят от того, в какой культуре человек родился и воспитывался. Чтобы понять, почему представитель дру-гой культуры ведет себя именно так в определенном социокультур-ном контексте, следует прежде всего разобраться, как он восприни-мает этот мир, увидеть ситуацию его глазами, представить себе, как работает его восприятие.

В процессе интерпретации поведения представителей одной культуры представителями другой содержание казуальной атрибу-ции во многом определяется стереотипными представления каж-дой из сторон о другой -- это представления об образе жизни, обы-чаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного народа. Основу таких представлений составляю упрощенные ментальные репрезентации различных категории людей, преувеличивающие сходные качества между ними и игнорирующие различия.

Сравнение с другими народами помогает каждому из них почувствовать свою собственную индивидуальность. Так, например, в глазах французов бельгийцы выглядят лишенными юмора простаками-тугодумами, швейцарцы -- ограниченными, скуповатыми и расчетливыми педантами, итальянцы -- любителями приврать.

В перечне французских этнических стереотипов грек представляется оборотистым человеком, турок -- физически сильным, поляк -- не дураком выпить. Англичане нередко упрекаются в корыстолюбии и эгоизме, немцы вызывают опасение своей дисциплиной, организо-ванностью, трудолюбием и агрессивностью. В русских французы ценят размах, широту, сердечность, выдержку и стойкость в беде, те качества, которых им самим не достает.

Стереотипные представления человек обычно привлекает тогда, когда он не имеет возможности интерпретировать каждый новый факт или ситуацию более глубоко или сознательно отклоняется от такого подхода. В процессе коммуникации между представителями различных культур стереотипные представления занимают значи-тельное место.

Встречаясь с представителями других народов и культур, чело-век обычно проявляет естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры, «мерить их на свой аршин». При этом без умения быстро и правильно оценить собеседника сложно ориентироваться в ином социальном и культурном окруже-нии. Чаще всего непонимание чужого языка, символики жестов, мимики и других элементов поведения ведет к искаженному истол-кованию смысла их действий, что порождает такие негативные чув-ства, как настороженность, презрение, враждебность. Реальным выходом из негативных ситуаций являются стереотипы, которые становятся своего рода подсказками, помогающими сформировать суждения, предположения и оценки других людей.

Своим появлением стереотипы обязаны межкультурным или межэтническим контактам, когда выявляются наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или культуры, и в зависимости от этих характерных признаков и качеств они подраз-деляются на группы (категории). Так постепенно складываются эт-нокультурные стереотипы, представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры.

В отечественной науке есть несколько определений стереотипов которых отражается разное понимание их основных состав-ляющих факторов и разный подход к определению сути стереотипа.

Для этих определений характерно рассмотрение стереотипа как продукта сознания, характерного для данного социума. Кроме того, «под стереотипом понимаются устойчивые, регулярно повторяю-щиеся формы поведения. Это своего рода шаблоны, штампы, об-разцы поведения, принятые в той или иной культуре». Согласно другой точке зрения, стереотип представляет собой психолингви-стическую, динамичную, функциональную систему, призванную ста-билизировать социально значимую деятельность субъекта. В иной интерпретации стереотип рассматривается как проявление груп-пового сознания, которое выражается в виде стандарта поведения, образа группы или человека, предрассудка, идеологического кли-ше и т.д.

Изучение стереотипов в западной науке началось в 20-х годах прошлого столетия, когда американский социолог У. Липпман впервые попытался дать определение стереотипа. По его мнению: «Стереотипы -- это предвзятые мнения, которые решительно управляют всеми процессами восприятия. Они маркируют опреде-ленные объекты, как знакомые, так и незнакомые, что едва знако-мые кажутся хорошо известными, а незнакомые -- глубоко чуж-дыми».

Такого рода общая негативная оценка стереотипов, впервые предложенная Липпманом, господствовала в западной науке вплоть до конца 50-х годов, когда была выдвинута гипотеза, что содержа-ние стереотипа может быть в той или иной степени истинным. В соответствии с этой гипотезой американский социальный психолог Т. Шибутани дал следующее определение стереотипа: «Стерео-тип -- популярное понятие, обозначающее приблизительную груп-пировку людей с точки зрения какого-либо легко различимого при-знака, поддерживаемое широко распространенными представления-ми относительно свойств этих людей».

С начала 70-х годов отношение к стереотипу в американской науке существенно меняется. Там усилилось изучение конкрет-ных форм и видов стереотипов: социальных, этнических, воз-растных и т.д. Современные исследования стереотипов в запад-ной науке направлены на изучение таких аспектов, как этнический компонент, символизация восприятия, информативное их содержание и т.д.

Однако, несмотря на разнообразие подходов и точек зрения на природу и сущность стереотипов, в западных исследованиях доминирует мнение, что стереотип является обобщением явлений которые существуют в реальности, но которые в стереотипах не получают адекватного отражения. Большинство западных авторов продолжают видеть в стереотипе лишь носителя ошибочной информации.

По нашему мнению, стереотипы являются формой коллективного сознания, поэтому их корни следует искать в объективных условиях жизни людей, для которых характерно многократное повторение однообразных жизненных ситуаций. Это однообразие закрепляется в сознании человека в виде стандартных схем и моделей мышления. Стереотипы формируются благодаря способности человеческого сознания закреплять информацию об однородных явлениях, фактах и людях в виде устойчивых идеальных образований. Выделяя определенные внешние признаки предметов на основе конкретных раздражителей, сознание вызывает к жизни готовый -стереотип, быстро «домысливая» в своем восприятии качественные характеристики объекта. В результате этого однородные объекты фиксируются в сознании в соответствующих представлениях, образах, оценках, посредством которых люди получают возможность обмениваться информацией, понимать друг друга, вырабатывать одинаковые ценностные установки.

В соответствии с таким пониманием природы стереотипов мы согласны с точкой зрения тех авторов, которые определяют стереотип как «схематический, стандартизированный образ или представ-ление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенный и обладающий устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта» .

Стереотипы отражают общественный опыт людей, общее повторяющееся в их повседневной практике. Они формируются в результате совместной деятельности людей путем акцентирования сознания человека на тех или иных свойствах, качествах яв-лений окружающего мира, которые хорошо известны, видны или -понятны большому числу людей. По своему содержанию стереотипы представляют собой концентрированное выражение этих свойств и качеств, наиболее схематично и понятно передающих их сущ-ность.

В целом можно сказать, что стереотипы являются опреде-ленными убеждениями и «привычными знаниями» людей от-носительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. В зависимости от ха-рактера объекта и его места в социальной структуре выделяют раз-личные виды стереотипов, например групповые, профессиональ-ные, этнические, возрастные и т.д. В качестве объектов стереотипизации чаще всего выступают обобщенные и упрощенные образы этих групп. В основу этнического стереотипа выбирается обычно какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может так-же служить и какая-либо черта характера и поведения человека (молчаливость, сдержанность, скупость и т.п.).

Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. В повсе-дневной жизни наибольшее распространение получили этнические стереотипы -- устойчивые суждения о представителях одних на-циональных групп с точки зрения других. Такого рода стереоти-пы-клише становятся основными детерминантами общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы рас-пространены.

Например, стереотипны представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе».

Значительную роль в возникновении и функционировании сте-реотипов играют эмоции. В этом не трудно убедиться, если внима-тельно присмотреться к их эмоциональной стороне. Эмоциональ-ный отклик возникает при появлении предмета соответствующего той или иной потребности. По эмоции можно судить о степени важ-ности для индивида воспринимаемого объекта. По этой причине стереотипы чаще всего эмоционально окрашены симпатиями и ан-типатиями, в зависимости от которых одно и то же явление или по-ведение человека получает разную оценку. Те черты, которые у своего народа рассматриваются как проявление ума, у другого на-рода считаются проявлением хитрости. То, что применительно к себе называют настойчивостью, для «чужака» расценивается как упрямство.

Например, европейцев, впервые вступивших в общение с япон-цами, шокировало и поныне шокирует то, что японцы с веселой улыбкой говорят о таких печальных вещах, как болезнь или смерть близких родственников. Это стало основой для формирования сте-реотипа о бездушии, цинизме и жестокости японцев. Однако в по-добных случаях улыбку надо понимать в том смысле, какой она имеет не в европейской культуре поведения, а в японской. Там она на самом деле символизирует стремление японца не беспокоить ок-ружающих своими личными горестями.

Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым эле-ментом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты. При всем своем схе-матизме и обобщенности стереотипные представления о других на-родах и культурах подготавливают индивида к столкновению с чу-жой культурой, ослабляют культурный шок от него. Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, вый-ти за рамки своего узкого социокультурного окружения.

Откуда берутся стереотипы?

Нет ничего удивительного и плохого в том, что люди используют в своей жизни стереотипы. Получая необходимую для жизнедеятельности информацию об ок-ружающем мире и преломляя ее через механизм восприятия, люди естественно отдают предпочтение в этом процессе той информации, которая отвечает их внутренней логике, подтверждает устоявшиеся мнения и соответствует их ценностям и приоритетам. Стереотип возникает при обращении к прошлому жизненному опыту -- инди-видуальному и групповому и зависит от предшествующего воспри-ятия. Сам же процесс появления и формирования стереотипа про-исходит при непосредственном взаимодействии различных психиче-ских элементов: образов, суждений, интонаций, смысловых устано-вок, повторяющихся оценок, эмоций и т.д.

Процесс формирования стереотипов основывается на действии второй сигнальной системы и включает в себя три фазы. Начальная фаза формирования стереотипа предполагает последовательное воздействие отдельных словесных или зрительных раздражителей на органы чувств второй сигнальной системы и взаимодействие комплексных раздражителей от слов и зрительных образов в выс-ших отделах головного мозга, что завершается возникновением в сознании целостного представления, актуализацией имеющихся ас-социаций и уже готовых символов и форм сознания. Затем наступа-ет фаза поисковой реакции, когда слышимое или видимое отожде-ствляется с представлениями и опознается как искомое, заданное. При этом общее схематическое представление обогащается деталя-ми и приобретает конкретный характер. Заключительной фазой всего процесса является узнавание. Исходная информация для сте-реотипа хранится в мозге в виде ассоциаций. Здесь функциональ-ные элементы восприятия и памяти, обладающие разной специали-зацией, возбуждаются и вызывают различные чувства, символы и образы, которые в своей совокупности и образуют соответствую-щий стереотип.

Вместе с тем психологический механизм возникновения стерео-типов основывается также на принципе «экономии мышления», свойственном повседневному человеческому сознанию. Данный прин-цип означает, что люди стремятся не реагировать на происходящие явления каждый раз со всей полнотой ощущений и переживаний, а подводят их под известные им категории. Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и психологи-чески вынуждает его классифицировать эту информацию в наибо-лее удобные и привычные модели, которые получили название сте-реотипов. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной области представ-лений. В то же время окружающий человека мир обладает извест-ными элементами единообразия и повторяемости, на которые у че-ловека вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов по-требовал бы от человека постоянного напряжения внимания и пре-вратил бы всю его жизнь в бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают человеку дифференцировать и упростить окружаю-щий мир, «навести в нем порядок», избавляют человека от необ-ходимости каждый раз «открывать Америку» и «изобретать вело-сипед».

Причины возникновения стереотипов разнообразны. Однако са-мой главной из них, вероятно, является защитная реакция сознания на перегрузку мозга от постоянно увеличивающегося объема ин-формации. Стереотипизация поступающей информации выступает естественной формой защиты мозга от перегрузок, направленной на сохранение целостности и здоровья всего организма. Без этой защиты сознание человека просто запуталось бы от постоянного вынесения оценочных суждений. Наличие стереотипов значительно упрощает и ослабляет этот процесс.

Усвоение человеком стереотипов происходит различными путя-ми. Во-первых, они усваиваются в процессе социализации и инкультурации. Поскольку стереотипы представляют собой часть куль-туры, то «привычку» думать о других группах определенным обра-зом мы «всасываем с молоком матери». Многие стереотипы пере-даются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в нашем сознании еще родителями. Свою окончательную форму они приобретают между 12-м и 30-м годами жизни, после чего устойчи-во закрепляются и меняются с большим трудом. Причем это каса-ется не только того, как выглядят чужие группы в наших глазах, но и наших представлений о том, как выглядит собственная группа в представлениях чужих групп.

Во-вторых, стереотипы формируются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходится сталкиваться -- родители, друзья, сверстники, учителя и т.д. Если, например, дети слышат, когда их родители говорят, что «русские слишком просто-душны» или что «цыганам в глаза смотреть нельзя -- обманут», то они воспринимают эти стереотипы.

В-третьих, стереотипы могут возникать через ограниченные личные контакты. Так, если вас на рынке обманул торговец-азер-байджанец, то вы можете заключить, что все азербайджанцы лжи-вы. В этом случае стереотип приобретается исходя из ограниченной информации.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты