Старость как социальная проблема
p align="left">- принцип государственной ответственности - предполагает постоянную деятельность по улучшению социального положения граждан пожилого возраста соответственно происходящим в обществе изменениям, выполнение обязательств по предупреждению бедности и лишений, связанных с рыночными экономическими преобразованиями, вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями разного характера;

- принцип равенства всех граждан старшего поколения - предполагает равное право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, на признание решений относительно своей жизнедеятельности независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений;

- принцип преемственности государственной социальной политики и стабильности мер в отношении пожилых граждан по сохранению социальных гарантий поддержки и учету их интересов как особой категории населения;

- принцип социального партнерства -- предполагает взаимодействие государства, общества и отдельных граждан в осуществлении мероприятий по обеспечению социального благополучия пожилых людей, постоянное сотрудничество с семьей, общественными объединениями, религиозными, благотворительными организациями и другими социальными партнерами, предоставляющими пожилым людям помощь и услуги;

- принцип единства политики, общности взглядов, консолидации средств, направляемых на решение первоочередных проблем пожилых граждан на всех уровнях управления;

- принцип обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для всех граждан старшего поколения.

Исходя из указанных принципов основными направлениями дальнейшего развития системы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов этого возраста можно обозначить следующие:

- устойчивое повышение уровня социального обслуживания на дому и в стационарных условиях как фактора улучшения качества жизни в пожилом возрасте;

- развитие сети учреждений и служб социального на значения новых типов, позволяющих учитывать региональные особенности климатического, национально этнического, демографического, религиозного характера, включая мобильные межведомственные социальные службы;

- предоставление социальных услуг на условиях индивидуального подхода, применение эффективных инновационных моделей обслуживания, приближенных к нуждам пожилых людей;

- последовательная дифференциация подхода к определению размера платы за предоставляемые услуги с учетом индивидуальных потребностей клиентов и их социального статуса;

- концентрация усилий учреждений на предоставлении пожилым людям качественных социально-медицинских услуг, включая хосписы на дому;

- усиление адресной реабилитационной и физкультурно-оздоровительной работы, направленной на укрепление здоровья, предупреждение заболеваний и преждевременного старения;

- улучшение взаимодействия с социальными партнерами, общественными объединениями, благотворительными, религиозными организациями, семьями и добровольцами в осуществлении деятельности по реализации социальных услуг пожилым гражданам;

- разработка и внедрение инновационных технологий семейного ухода за пожилыми людьми в привычной для них обстановке;

- обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, занятых в сферах социального обслуживания населения;

- разработка и реализация научно-исследовательских программ по изучению специфики образа жизни и положения пожилых людей, распространение передового опыта организации их социального обслуживания.

Таким образом, социальная защита населения как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, институтов, их выполняющих, призвана обеспечивать соблюдение социальных прав и социально приемлемый уровень жизни каждого человека независимо от возраста, пола, национальной принадлежности, религиозных, политических убеждений.

Механизм социальной защиты старых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном уровня. Государство гарантирует пожилым и старым людям возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии.

Социальная помощь пожилым и старым людям - это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению.

Основываясь на принципах социальной справедливости и гуманизма, адресности и избирательности в определении объектов помощи и поддержки, выборе средств, форм и методов их осуществления, система социального обслуживания выполняет множество функций. Среди них особенно востребованными пожилыми людьми стали такие функции, как экономическая, психологическая, хозяйственно-бытовая, юридическая, помощь в оказании ритуальных услуг и др.

Социальное обслуживание населения в современных условиях стало одним из механизмов регулирования уровня социальной напряженности общества, предупреждения назревающих социальных взрывов. Эта система, реализуя своей деятельностью, приоритетные направления социальной политики государства, адаптирует потребности и интересы пожилых людей к меняющимся условиям жизни.

В осуществлении политики по социальному обслуживанию населения федеральные органы власти все больше и больше полномочий передают субъектам Федерации, региональным органам местного самоуправления. Такой подход в полной мере соответствует задачам повышения роли государства в регулировании отношений в социальной сфере, создания полноценной ресурсной базы на местах.

3.3. Анализ состояния социальной защиты пожилых людей в Ставропольском крае

В Ставропольском крае в настоящее время сложилась четкая, скоординированная и гибкая система социального обслуживания населения, способная оперативно решать вопросы предоставления доступных и качественных услуг. Краевая система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов представлена 34 государственными учреждениями социального обслуживания - центрами социального обслуживания населения. В крае открываются дополнительные структурные подразделения и службы, осваиваются новые технологии социальной работы. Основная цель - улучшение качества предоставления социальных услуг, главным образом за счет внедрения перспективных форм социального обслуживания, улучшения условий обслуживания, развития специализированных видов помощи и приближения их к населению.

В 2007 году всеми структурными подразделениями ЦСОН было обслужено 483,5 тыс. человек, что на 67,7 тыс. больше, чем в 2006г.

Для обеспечения достойного уровня жизни пожилых людей, поддержания физических сил и здоровья, обеспечения достойного ухода и внимания, в целях соблюдения принципа преемственности форм социального обслуживания, центры социального обслуживания населения края представлены трехуровневой системой социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, включающей оказание услуг в нестационарных, полустационарных и стационарных условиях. Социальные услуги в первую очередь ориентированы на группы граждан, находящихся в особо сложных жизненных обстоятельствах, преодолеть которые без профессиональной помощи специалистов они не в состоянии. Всеми структурными подразделениями центров социального обслуживания населения Ставропольского края в 2007 году было обслужено 483,5 тыс. человек, что на 67,7 тыс. больше, чем в 2006 году.

Предоставление социальных услуг на дому остается самой востребованной и максимально приближенной к нуждам пожилых людей и инвалидов формой работы. В течение 2007 года различные социальные услуги на дому получили 26915 человек, продолжая жить в привычных домашних условиях. Краевой показатель числа обслуженных на дому граждан на 10 тыс. пенсионеров равен 385 человекам, и превышает показатель по Российской Федерации (334 человек). Из общего числа состоящих на обслуживании в сельской местности проживает 82%, в городском секторе - 18% клиентов учреждений. Учитывая этот фактор, последовательно проводится работа по внедрению технологий социальной работы, которые бы способствовали решению проблем пожилых людей на селе.

Остается высоким показатель нуждаемости в социальном обслуживании на дому ряде Центров. Так, в КЦСОН г. Пятигорска в очереди на надомное обслуживание состоят 125 человек, Георгиевском городском ЦСОН - 77 человек. Вместе с тем, в результате проведенной учреждениями работы (применение бригадного метода обслуживания, внедрение индивидуальной оценки нуждаемости в социальном обслуживании и др.), в 2007 году удалось снизить общую очередность на надомное социальное обслуживание на 35%.

Одной из основных задач, стоящих перед центрами социального обслуживания населения края, является оптимизация процесса социального обслуживания: обоснование, выбор и реализация мер, позволяющих получать высокие результаты при минимальных затратах времени и усилий со стороны всех участников процесса обслуживания. Проведенный анализ состояния социального обслуживания на дому показал необходимость реформирования данной формы обслуживания. С этой целью в крае в течение 2005-2007 гг. осуществлялся эксперимент по внедрению бригадного метода социального обслуживания на дому. В 4-м квартале 2007 года эксперимент вступил в свою завершающую стадию. В результате проведенной работы в отчетном периоде 98 % Центров перешли к новой форме обслуживания на дому. Среди положительных результатов применения бригадного методов директора центров отмечают:

повышение качества оказываемых услуг;

дифференциацию и облегчение труда социальных работников, экономию их рабочего времени;

увеличение времени общения социальных работников с обслуживаемыми, расширение круга их социальных контактов;

увеличение количества посещений клиентов и, как следствие, появление возможности своевременно и оперативно оказывать необходимую помощь;

увеличение количества оказываемых социальных услуг (в различных учреждениях от 10 до 50% в год);

Все большее значение для пожилого населения края приобретают специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, предназначенные для социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями. Всего их действует 47. Усиленный социальный и медицинский уход только за 2007 год в этих отделениях получили 2326 клиентов. Виды помощи, которые оказывают сотрудники этих отделений, постоянно развиваются. В последнее время, не снижая качества осуществляемого ухода, социальные работники, медицинские сестры, специалисты по социальной работе делают акцент на реабилитационные мероприятия, возвращая пожилым людям способность к самообслуживанию, восстанавливая утраченные навыки, самоуважение и родственные контакты. 26 центров из 34 имеют в своем штате специалистов по социальной работе или специалистов других должностей, они планомерно и целенаправленно ведут работу по социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов, которая заключается в реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации пожилых людей, имеющих инвалидность, а также проведении различных коррекционных, адаптационных и реадаптационных мероприятий с пожилыми людьми, не имеющими программ реабилитации, разработанных бюро медико-социальной экспертизы. Благодаря работе, организованной этими специалистами около 12 % пожилых людей восстанавливают свой социальный, психологический, бытовой статус.

Развитие сети стационарных учреждений - одно из важных направлений социальной защиты пожилых людей в Ставропольском крае. В 2007г. действовало 23 государственных стационарных учреждения, коечная мощность достигла 4130 мест. Однако это не решило проблему нарастающей очередности в дома-интернаты, которая по сравнению с прошлым годом выросла в 2 раза и составляет 266 человек.

Наибольшая очередность в дома-интернаты общего типа (16,4 % от мощности). Это обусловлено таким фактором как рост потребности пожилого населения в стационарном социальном обслуживании наряду со стабильно высоким показателем продолжительности жизни в интернатах. Рост очеред-ности в психоневрологические интернаты вызван увеличением количества граждан, направляемых из психиатрических учреждений системы здраво-охранения. В ближайшее время будут отобраны лучшие бизнес-проекты по организации мини-производств и созданию не менее пяти мест для инвалидов. Реализация названного мероприятия позволит повысить качество реабилитационных услуг, создать условия для удовлетворения потребностей инвалидов в профессиональной реабилитации.

Наряду с практикой создания семейных воспитательных групп для детей министерство работает над созданием правового поля, которое позво-лит обеспечить механизм перевода одиноких пожилых людей в приемную семью. Данная форма обслуживания позволит охватить большее количество одиноких престарелых, сократив тем самым потребность и очередность на определение одиноких граждан в стационарные учреждения, стоимость со-держания в которых в 2 раза выше, чем в семье. Так, стоимость содержания одного престарелого в стационаре в месяц составляет в среднем 12,5 тыс. рублей, стоимость содержания престарелого в семье - 6 тыс. рублей.

С целью снижения напряженности с очередностью в дома-интернаты края министерством ведутся работы по капитальному ремонту здания, переданного для создания Курского дома-интерната (пансионата) для престаре-лых и инвалидов.

В настоящее время вызвало к жизни развитие служб длительного ухода за пожилыми людьми на дому - «Хоспис на дому». Эта модель социального обслуживания базируется на предоставлении услуг по уходу за терминальными больными, нуждающимися в постоянном постороннем уходе и медицинской помощи. Основной задачей служб является облегчение физического страдания тяжело больного, оказание ему и его семье возможной поддержки, помощи и утешения. В 2007г. «Хосписы на дому» были открыты в Краевом, Ставропольском и Петровском ЦСОН. В течение 2007 года ими ежедневно обслуживалось 32 человека. Купание обслуживаемых, стрижка ногтей, профилактика и обработка пролежней, смена памперсов, пеленок, выполнение медицинских процедур и врачебных назначений, предоставление услуг по организации питания, наблюдение за состоянием здоровья клиентов - это лишь часть перечня услуг, оказываемых недавно созданными службами. В бригаде по оказанию необходимой поддержки работают социальные работники, медицинские работники, психолог, привлекаются священнослужители. В течение отчетного периода за счет средств, полученных в рамках выигранного в 2007 году гранта, ГУСО «Ставропольский центр социального обслуживания населения», обеспечил своих клиентов и социальных работников средствами реабилитации и ухода: противопролежневыми системами, креслами-туалетами, приспособлениями для купания, ходунками, тростями и т.д.

В улучшении благополучия людей пожилого возраста и инвалидов важную роль играет их социальная адаптация, актуализация интересов, реализация и развитие творческих способностей. Анализ социально-бытового, социально-медицинского и психологического состояния указанных категорий граждан показывает, что функционирование отделений и комнат дневного пребывания в Центрах края является одним из перспективных направлений работы с данной категорией граждан. В настоящее время в структуре Центров работают 38 отделений и 19 комната дневного пребывания. Работа отделений и комнат дневного пребывания подразумевает поиск и внедрение инновационных технологий, среди них: кружки по интересам, кружки по месту жительства, творческие объединения, группы самопомощи, группы здоровья, университеты третьего возраста и другие. Разнообразность применяемых форм работы все больше и больше привлекает пожилых граждан. В результате в 2007 году было обслужено 28669 человека, что на 5,5 тыс. человек больше, чем в 2006 году (23187 человек). В праздниках и мероприятиях, проводимых сотрудниками отделений и комнат дневного пребывания, приняли участие более 60 тысяч жителей нашего края. Эта цифра говорит о том, что центры социального обслуживания для населения Ставропольского края по-прежнему являются источником не только социальной помощи, но и духовного и культурного роста.

Художественная самодеятельность - наиболее популярная среди обслуживаемых форма работы, позволяющая гражданам пожилого возраста и инвалидам проявлять свои творческие способности и таланты. Способствуя развитию данной формы работы, в 2007г. впервые в крае был проведен конкурс художественной самодеятельности среди обслуживаемых граждан в отделениях и комнатах дневного пребывания, который показал высокую эффективность и значимость проводимой работы.

В Ставропольском крае продолжает совершенствоваться работа стационарных отделений постоянного (временного) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, действующих в структуре 9 Центров края и представляющих собор дома малой вместимости. Высокой оценки заслуживает работа отделений Предгорного, Новоалександровского ЦСОН и ЦСОН г. Минеральные Воды. В них созданы все необходимые условия, максимально приближенные к домашним и обеспечивающие нормальную полноценную жизнь проживающих в них граждан. Всего в отделениях на конец отчетного периода проживало 264 человека.

В крае продолжалась работа по оздоровлению пожилых граждан в краевом социально-оздоровительном центре «Кавказ» и социально-оздоровительных отделениях, действующих в Изобильненском, Кировском и Георгиевском городском ЦСОН. Всего в 2007 г. оздоровлением было охвачено более 2,0 тыс. пожилых жителей края, что на 5% больше, чем в 2006 году. В социально-оздоровительном центре «Кавказ» открыто «Отделение сахарного диабета», которое работает по программе лечения и профилактики осложнений этого недуга с применением бальнеофакторов Ессентукского курорта.

В 2007г. начата работа по применению стационаро заменяющих технологий. С этой целью в ГУСО «Советский комплексный центр социального обслуживания населения» и «Шпаковский комплексный центр социального обслуживания населения» было апробировано создание приемной (фостерной) семьи для одиноких пожилых людей. Пожилой человек входит в приемную семью с намерением преодолеть одиночество, получить необходимый уход, защиту перед лицом жизненных проблем, сохранить достоинство в старости и ощущение единения с миром. С другой стороны находится семья, готовая принять пожилого человека и обеспечить ему требуемую поддержку и уход на договорных началах. Опыт подобного дальнейшего жизнеустройства одиноких пожилых людей в 2007 году был и в практике ГУСО «Ставропольский ЦСОН». Это говорит о развитии тенденции к неравнодушному отношению здоровых, трудоспособных членов общества к пожилым людям, нуждающимся в социальной помощи и поддержке. Направляющую, организующую и контрольную функции в этой работе выполняют государственные учреждения социального обслуживания - центры социального обслуживания населения края.

Применение института приемной семьи позволит значительно улучшить социальное самочувствие пожилых людей, укрепить связь поколений, поддержать социальную мобилизацию общества, обогатить формы социального обслуживания пожилых людей. Но развитие этой формы социального обслуживания пожилых людей возможно только на основе введения в действующее законодательство института приемной семьи для пожилого человека. На данном этапе идет накопление центрами социального обслуживания населения опыта, пригодного для обобщения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты