Стандартизация эмпирических индикаторов

Стандартизация эмпирических индикаторов

4

Курсовая работа по социологии

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ

Содержание

Введение 3

1. Проблема выбора эмпирических индикаторов 4

2. Основной принцип разработки проективных индикаторов 9

3. Методический эксперимент как инструмент повышения качества эмпирических индикаторов 17

Заключение 29

Литература 30

Введение

Актуальность работы - в настоящее время наблюдается множество подходов к проведению социологических исследований семьи и брака, как в отечественной, так и зарубежной практике. Поскольку различные подходы не являются достаточно распространенными в равной степени в различных социологических школах, можно сказать о несравнимости полученных результатов в похожих экспериментальных исследованиях, проведенных различными исследователями. Именно поэтому остро стоит вопрос о стандартизации эмпирических индикаторов, позволяющих унифицировать процесс исследования.

Цель работы - подбор эмпирических индикаторов, которые могли бы быть использованы в процедуре проведения различных социологических методик в ходе исследования семьи и брака.

Объект работы - стандартизация социологического исследований семьи и брака

Предмет работы - эмпирические индикаторы

Эта работа будет способствовать созданию необходимых предпосылок для координации усилий социологов, занимающихся проблемами семьи, целенаправленной работы по накоплению теоретически обоснованного, опирающегося на достоверные эмпирические данные научного знания о развитии брачно-семейных отношений.

1. Проблема выбора эмпирических индикаторов

Измерения значений переменной для каждого из объектов, входящих в исследуемую совокупность, требуют разработки эмпирических индикаторов, представляющих собой инструмент для сбора информации. Каждый такой индикатор может рассматриваться в двух основных аспектах: содержание, определяемое сущностью переменной, и способ формулировки и предъявления. Формулировка обусловлена, прежде всего, особенностями восприятия респондента, а способ предъявления, помимо этого, -- некоторыми другими условиями (например, имеющимися в распоряжении исследователя финансовыми, кадровыми и другими ресурсами).

Анализ отечественной и зарубежной литературы по методике и технике социологических исследований показал, что большинство используемых в мировой практике эмпирических индикаторов, применяемых при опросе, можно свести к определенному перечню. При этом учитывалось, что индикаторы, используемые при наблюдении (карточка наблюдения) и при опросе (код контент анализа), сходны по типу, хотя и отличаются по содержанию в зависимости от цели исследования.

Приведенный перечень не претендует на полноту, так как в литературе описаны и некоторые другие виды индикаторов (прежде всего тестового типа). Они не приведены потому, что, как правило, используются в психологических, а не социологических исследованиях.

Очевидно, что тот или иной эмпирический индикатор выбирается с учетом целей исследования, имеющихся ресурсов и целого ряда характеристик респондентов (уровень образования, знание языка, на котором проводится опрос, вероятность сознательных или бессознательных искажений при ответе). В связи с этим возникает необходимость для каждой переменной разрабатывать оптимальное число индикаторов, соответствующих прогнозируемым особенностям выборки (распределению опрашиваемых по уровню образования, знания языка, на котором проводится опрос и т. д. Сказанное выше поясним на примере часто исследуемой переменной «удовлетворенность браком». Теоретический анализ данной переменной позволяет выделить по крайней мере две основные альтернативы для определения содержания разрабатываемого индикатора. Во-первых, возможен подход, согласно которому удовлетворенность рассматривается как интегральная характеристика. В этом случае индикатор сводится к различным модификациям вопроса: «Довольны ли Вы своим браком?» Во-вторых, можно считать, что удовлетворенность браком складывается из отношений каждого из супругов к различным сторонам их взаимодействий (хозяйственно-бытовым, духовным, сексуальным), его удовлетворенности условиями жизни, характером досуга и т. д. Это предполагает для измерения переменной разработку совокупности вопросов, раскрываюших отношение респондента к различным сторонам брака: «Удовлетворены ли Вы духовными отношениями со своим мужем (женой)?», «Довольны ли Вы распределением обязанностей в семье?», «Устраивает ли Вас характер проведения семейного досуга?» и т. д. Во втором случае возможны разные типы индикаторов в зависимости от ряда условий, основными среди которых являются:

а)Методические цели исследования. Если для этих целей важна количественная оценка степени удовлетворенности браком, то необходимо разработать специальную шкалу типа Терстоуна, Лайкерта или Гуттмана с суждениями типа:

«Меня не удовлетворяет участие мужа в домашней работе», «Нам не удается добиться взаимопонимания», «Я думаю, что наша интимная жизнь складывается не очень хорошо».

Следует учитывать, однако, что разработка такой шкалы требует существенных усилий. Поэтому следует взвесить, можно ли обойтись более простыми индикаторами, о которых будет говориться ниже.

б)Уровень образования респондентов, особенности их психологических характеристик. Закрытый вопрос об удовлетворенности браком можно оформить в виде «кафетерия», тогда он будет иметь следующий вид:

«Удовлетворены ли Вы полностью

Удовлетворен распределением обязанностей в семье

Удовлетворен духовными отношениями

Затрудняюсь ответить

Не удовлетворен сексуальными отношениями»

Данный индикатор можно развернуть в серию вопросов: «Удовлетворены ли Вы распределением обязанностей в семье?» Удовлетворен полностью Удовлетворен Не удовлетворен Затрудняюсь ответить. «Удовлетворены ли Вы духовными отношениями с супругом?» (с тем же набором ответов) и т. д.

Существует опасность, что лица с низким уровнем образования или не очень внимательные не смогут понять или запомнить правила заполнения «кафетерия» и будут отмечать ответы не во всех строчках предлагаемого вопроса. Напротив, есть основания полагать, что при применении второй формулировки респонденты будут в большей степени фиксировать свое внимание на смысле вопросов, и для ряда лиц с более низким уровнем образования такая формулировка индикатора предпочтительнее. В то же время лиц с высшим образованием, привыкших к «экономному» стилю мышления, монотонное повторение вопроса может раздражать и тем самым снизить уровень их мотивации при заполнении анкеты.

в) Вероятность искажений при сборе информации. При анализе поведения и взглядов людей в сфере брачно-семейных отношений не исключено то, что респонденты в силу разных причин будут давать искаженную информацию в ответ на предлагаемые «прямые» индикаторы (это условное название используется для обозначения всех типов индикаторов, ориентированных на искренний ответ при понимании вопроса и желании ответить). Причины «демографического одиночества», установки в сфере сексуальных отношений, сложные мотивы конфликтов, не говоря уже об «окольных путях секса» (так известные американские социологи Д. Мастере и К. Джонсон называют сексуальные извращения), -- эти и многие другие стороны семейных и внесемейных отношений могут искажаться в ответах респондентов. Конечно, в зависимости от типа культурных образцов, обычаев, традиций и т. д. для одних социокультурных групп одни темы являются «закрытыми», для других -- другие. Так, например, по свидетельству М. Г. Панкратовой, во время проведения исследования в Узбекистане ей пришлось убрать из анкеты вопрос, обращенный к сельским девушкам: «Сколько детей Вы хотите иметь?», так как он вызывал смущение. В то же время С. И. Голод отмечал, что ленинградские студентки не стесняются во время исследования задавать уточняющие вопросы о деталях техники сексуальных отношений.

Принято выделять несколько причин, влияющих на искажения информации при использовании «прямых» индикаторов

1. Неосознанность респондентом его истинных мотивов и установок. Эти причины, как правило, возникают в тех ситуациях, когда мотивы настолько сложны, а установки противоречивы, что некоторые респонденты не в состоянии их осознать, поэтому они трактуют их в упрощенных, стереотипных терминах. Семейные конфликты, отношения между людьми, неоднозначная оценка тех или иных событий нередко искажаются неосознанно в процессе интервьюирования или анкетирования респондентов. Так, например, жена может испытывать отрицательные эмоции к мужу, но в ответ на прямые вопросы объяснить это тем, что он мало занимается домашней работой, уделяет недостаточно времени воспитанию ребенка и т. д. На самом деле истинной причиной неприязненного отношения к мужу могут быть немотивированная ревность, недовольство ролью, которую ей навязывает муж, установившейся в семье структурой власти.

Стремление респондентов к рациональному логическому поведению. Искажение информации происходит здесь, прежде всего, потому, что в реальности люди руководствуются эмоциональными, нередко противоречивыми мотивами, формируя свое отношение к людям или событиям под влиянием комплекса чувственно окрашенных и далеко не всегда рациональных факторов. В то же время в процессе рефлексии своей мотивации они, ориентируясь на ценности логичного поведения, искажают свои истинные мотивы и установки.

Несоответствие между нормами и ценностями, существующими в обществе, и реальными установками и мотивами респондентов. Стремясь продемонстрировать, что их мотивы, мнения, установки вполне соответствуют социальным нормам и ценностям, респонденты часто вполне сознательно, отвечая на вопросы интервью и анкет, дают искаженную информацию.

Причины, связанные с глубинной ценностной системой респондентов, ориентированной на определенный стиль предоставления информации о людях или событиях. В одних субкультурах считается недостойным отзываться отрицательно о каком-либо человеке, особенно в его отсутствие, упоминать об определенных сторонах его личной жизни, привычках и т. д. В других субкультурах, напротив, принято концентрировать внимание на негативных сторонах поведения и характера людей. Все это приводит к определенному искажению при описании реальных мотивов и установок.

В социологии брака и семьи проблема возможных искажений стоит достаточно остро, так как среди исследуемых переменных немало подпадающих под указанные выше причины. Для сведения к минимуму действия указанных выше причин применяется совокупность методик, получивших название проектных. Их суть состоит в стремлении спроектировать истинные мотивы и установки на специально сконструированные стимулы, предъявляемые в ситуациях, требующих переключения внимания респондентов, неопределенности, игры и т. д.

Рассмотрим подробнее сущность и условия применения проективных индикаторов. По определению Е. Т. Соколовой, «проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу» в. А. Ядов отмечает, что «особенность проективных процедур в том, что стимулирующая ситуация приобретает смысл не в силу ее объективного содержания, но по причинам, связанным с субъективными наклонностями и влечениями испытуемого, т. е. вследствие субъективированного, личностного значения, придаваемого ситуации испытуемым. Испытуемый как бы проецирует свои свойства в ситуацию»

2. Основной принцип разработки проективных индикаторов

Основной принцип разработки проективных индикаторов исходит из того, что цели опроса скрываются от респондента. Его внимание фиксируется па задании, отличном от истинной цели опроса, что для респондента облегчает снятие барьера его «внутренней цензуры». Проективные индикаторы применяются в тех случаях, когда существуют серьезные опасения, что при использовании других индикаторов ответы респондентов приведут к существенным искажениям информации.

Таким образом, проективные методы исследования установок и мотивов -- совокупность исследовательских процедур, позволяющих получать научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о которых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям, носящим как осознанный, так и неосознанный характер. Можно выделить четыре основных подхода к проекции реального сознания на стимулы.

Ассоциация. Данный подход основан на предположении, что быстрая реакция на представляемый стимул (слово, часть предложения, картинку) будет менее сдержана, поэтому сможет лучше обнаружить скрытые установки и мотивы. Респонденту предлагают назвать слово или фразу, первыми пришедшими на ум. Внимание респондента переключается на скорость решения поставленной перед ним задачи, а иногда на оригинальность ответа.

Фантазия, включаемая для формирования свободных ассоциаций, связанных с предъявляемыми респондентом неопределенными стимулами (неясная картинка, загадочная история и т. д.). Предполагается, что, сочиняя историю или интерпретируя рисунок, респондент будет неосознанно проецировать установки и мотивы, и это даст возможность более глубоко исследовать структуру его личности.

Концептуализация. Респонденту предлагают двусмысленный или неопределенный стимул и создают ситуацию, при которой его реакция на стимул должна иметь какое-то одно достаточно ясное значение. Выбор этого значения определяется его мотивами и установками и на основании такого выбора их можно более глубоко изучить.

Классификация. Представление об установках или мотивах респондента можно получить на основании произведенного им отнесения определенных понятий, событий, явлений к тому или иному классу (позитивно или негативно окрашенному, социально одобряемому или отвергаемому и т. д.).

Данные подходы реализуются в целом ряде конкретных процедур, основными из которых являются следующие.

1. Тест на завершение предложений. Респонденту предлагают ряд незаконченных предложений (иногда состоящих из единственного слова, просят быстро, не задумываясь, завершить их первыми словами которые приходят ему на ум). Показано, что неопределенность и необычность ситуации, необходимость быстрой реакции, нередко помогают преодолеть факторы, влияющие на искажение информации. Например, предлагается закончить предложение: «Когда мне предлагают помочь по хозяйству. . .» Полученные ответы от «. . .сразу берусь за любую работу» до «. . .испытываю ужас и отвращение» классифицируются по типам: а) позитивное, нейтральное, негативное отношение к кооперации в сфере хозяйственно-бытовых отношений; б) положительное, нейтральное, негативное отношение к домашнему труду.

2.Метод карикатур. Респонденту показывают рисунок, представляющий собой шарж или карикатуру. Обычно предполагается несколько рисунков, на которых изображена последовательность некоторых действий, диалог между двумя или несколькими людьми, наблюдение человеком какого-либо события. Ко рту говорящих или оценивающих события людей пририсованы специальные «шары», оставленные пустыми. Респонденту предлагают написать в «шаре», что, по его мнению, произносит каждый из участников.

Например, при изучении нами совместно с О. А. Куимовой установки на допустимость раздельного досуга была нарисована картинка, в правом верхнем углу которой была нарисована женщина с ребенком, которая разговаривала по телефону, а в левом нижнем углу мужчина, который говорил: «Ты знаешь, я сегодня решил пойти с приятелем на стадион». Респондента просили представить себя на месте жены «болельщика» и сказать, что бы он ему ответил. Полученные ответы разносились по категориям, отражающим разную степень терпимости к внесемейному досугу другого супруга.

Метод интерпретации картин. Процедура состоит в формировании свободных фантазий респондентов по поводу картин весьма неопределенного содержания. Наиболее известным из этой группы методов является тест тематической апперцепции (TAT), сущность которого заключена в интерпретации изображенных на картинках неопределенных ситуаций взаимодействия людей. Испытуемым предлагается подробно описать внешность и характер действий этих людей. Ожидается, что, концентрируя внимание па описании картинок, респонденты будут проецировать свои истинные мотивы и установки.

Метод дидактических историй. Испытуемым предлагается ряд коротких историй, имеющих дидактический характер и предполагающих возможность двух или более различных типов отношения к описываемым событиям. Ожидается, что рассказ помогает стать респонденту участником описываемых событий или, по крайней мере, более конкретно представлять выбор, чем в случае необходимости ответов на вопросы закрытого типа. Приведем пример разработанной нами дидактической истории.

«У супругов Петровых один ребенок, которому 12 лет. Вначале им было трудно, но, когда он подрос, они стали часто ходить в кино, театр, гости, много читать, смотреть телепередачи. Они оба неплохо зарабатывают и не испытывают недостатка в деньгах. Петрова через год после рождения ребенка возобновила работу и сейчас считается опытным сотрудником. Однако временами ей становится грустно, когда она видит женщину с детской коляской или когда сын говорит, что он хочет иметь брата или сестру. Она боится, что ее ребенок вырастет более эгоистичным, чем другие дети, и с тревогой думает о том времени, когда товарищи, а потом и любимая девушка будут для него важнее, чем родители.

У Козловых трое детей. Старшему 12 лет, младшему 3 года. Козловой долгое время пришлось не работать, так как дети болели, были трудности с яслями, и она не очень многого достигла в своей профессиональной деятельности. Несмотря на высокую зарплату мужа, денег на все не хватает, так как в семье пять человек. Нет времени сходить в кино, проведать подругу -- много забот по хозяйству. Однако, когда она усталая приходит с работы домой и видит, как дружно играют дети, она забывает о всех неприятностях и чувствует себя счастливой матерью. Когда они с мужем говорят о будущем, то рассчитывают до конца жизни быть рядом с детьми и внуками».

После того как респондент внимательно прочел рассказ, ему предлагают один или несколько вопросов: «Какой Вы хотели бы видеть свою семью? Такой, как у Петровых, или такой, как у Козловых?» «А какой, по Вашему мнению, она будет на самом деле?»

Этот метод имеет свои преимущества перед другими, так как интерпретация полученных ответов является сравнительно простой и однозначной.

Метод псевдофактуальных вопросов. Респондентам задают наводящие вопросы фактического характера о поступках и ситуациях, связанных с их жизнью или жизнью других людей. При этом исследователя интересуют не сообщаемые сведения фактического характера, а возможность таким образом получить совокупность возможно скрываемых оценок, мнений и другой информации, «закрытой» для прямых вопросов. Предполагается, что в своих ответах респонденты будут проецировать собственные установки и мотивы. Так, например, женщинам задается вопрос: «Сколько времени Ваш муж уделяет воспитанию детей?» Отвечая на этот вопрос, женщины могут дать искреннюю информацию, связанную с их оценкой участия мужей не только в воспитании детей, но и в домашней работе и других сферах супружеской жизни.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты