Сравнение уровня альтруистических установок у сотрудников социальных служб
p align="left">Культурные теории акцентируют внимание на развитии норм альтруизма. Имеется в виду норма социальной ответственности (помощь тем, кто в ней нуждается). Альтруизм может быть определен как любое поведение, направленное на оказание помощи другому человеку независимо от лежащих в его основе мотивов и связи с целями и задачами общества. При исследовании альтруизма обращают внимание или на само поведение, направленное на оказание помощи другим, или на его мотивы. Акт оказания помощи рассматривается как альтруистический, когда он мотивирован не собственными интересами лица, оказывающего помощь, а ожиданиями ее положительных последствий для другого человека.

У Г.П. Медведевой альтруизм - это жизненный принцип, согласно которому благо другого более важно и значимо, чем собственное «я». Принцип и нравственная практика альтруизма никогда не были широко распространены в человеческом обществе, но все же существовали во все времена, возрождаясь вновь и вновь, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства.

На сегодняшний день нет общепринятой дефиниции альтруизма. У зарубежных психологов широко распространенным является определение данного феномена, в основе которого лежит «интенция создать облегчение или улучшение ситуации нуждаемости другому нуждающемуся», а под альтруистическим поведением понимается такое поведение, при котором «человек действует, предполагая, что благодаря его действиям у реципиента будет устранено нежелательное состояние».

Близким нашему пониманию данного феномена является определение, авторы которого считают альтруистическим поведение, когда «помогают другим, не рассчитывая получить за это какое-либо вознаграждение».

Е.Е. Носиновская считает, что носитель альтруистической мотивации способен проявлять альтруизм не только по отношению к любому социальному объединению, членом которого но является, но даже к незнакомым лицам и общностям, в которые он реально не включен.

Под альтруизмом в философской и этической литературе понимается принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами. В данном определении отчетливо выделяется две части. Первая выражает суть альтруизма (бескорыстная помощь другому), а вот вторая требует некоторого уточнения.

Было бы точнее акцентировать внимание в определении альтруизма не на моменте жертвенности, а на моменте отсутствия практической пользы или вознаграждения для действующего субъекта. Во-первых, для подлинно альтруистического поведения не всегда характерна жертвенность во имя другого человека. Альтруистическое поведение, как правило, характеризуется тем, что субъект переживает свое деяние как продиктованное внутренней необходимостью и не противоречащее его интересам. Во-вторых, поведение, требующее от субъекта явно наблюдаемый извне и ярко выраженной жертвенности ради нужд другого, осуществляется сравнительно редко, поведение же, не совпадающее с личными нуждами человека, не сулящее ему никакого вознаграждения, реализуется достаточно часто.

Проведенный анализ литературы позволяет заключить, что существует достаточное разнообразие теоретических представлений об альтруизме и его возникновении. Можно выделить три объяснительных принципа данного понятия, которые являются взаимодополняемыми. Согласно первому из них, альтруизм является следствием эмоциональной реакции эмпатии, при этом последняя понимается как аффективная связь с другим человеком, как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, разделяя его переживания.

Согласно второму принципу, альтруизм возникает в результате воздействия на субъекта общественным моральных норм. Главным образом они определены для человека в виде ожиданий других людей относительно его возможного поведения. Будучи неразрывно связанным с обществом, субъект даже в отсутствии наблюдателей будет вести себя в соответствии с принятыми нормами поведения.

Согласно третьему принципу, альтруизм побуждается так называемыми личностными нормами, под которыми понимается недостаточно четко очерченная реальность, предстающая то в виде ожиданий субъекта, то в виде усвоенных и переработанных им социальных норм, то в форме ценностных ориентаций и установок.

Остановимся на каждом из этих принципов. Что касается роли эмоциональных образующих «в осуществлении альтруистического поведения», то она представляется бесспорной. В то же время два других принципа вызывают сомнение. Прежде всего, сами по себе моральные нормы едва ли могут способствовать возникновению альтруистического поведения. Для этого они должны быть приняты и переработаны субъектом. Но в таком случае выделение личностных норм, принятых как переработанные социальные, не разрешает проблемы определения и рассмотрения внутренних детерминант альтруистического поведения. Уместно вспомнить, что так называемые личностные нормы часто интерпретируются как установки личности. Такая интерпретация вполне соответствует традиционному представлению об установке как о готовности действовать определенным образом.

Каждая деятельность побуждается и направляется мотивом, представляющим собой определенную потребность. Мотивы отражаются в сознании человека, но не всегда адекватно, и в этом случае исследовать их можно только косвенным путем - через психологический анализ содержания деятельности. Но в деятельности в различных ситуациях по-разному и разной степени проявляются две опосредованные формы отражения действительности - значение и личностный смысл. Если в «значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой», то личностный смысл - это продукт отражения мира конкретным субъектом, формирующийся в его индивидуальной деятельности и выражающейся в его (субъекта) отношении к осознаваемым явлениям.

Благодаря личностному смыслу объективное значение связывается с реальной жизнью субъекта, с мотивами его деятельности, создается пристрастность, субъективность человеческого сознания. Таким образом, всякая ситуация, предмет или явление выступают для субъекта, отражаются им двояким образом. В условиях, когда отражается ситуация, предмет или явление, имеющие определенное значение, и когда целеобразование не затруднено, субъект интерпретирует их в соответствии с их объективным значением. Но если ситуация достаточно неопределенна, то в таких случаях на первый план выступает их личностный смысл, их значение для субъекта. Это своеобразие личностного смысла подчекнуто А.Н. Леонтьевым. Он писал следующее: «В том случае, если целеобразование в наличных объективных условиях невозможно и ни одно звено деятельности субъекта не может реализоваться, то данный мотив остается лишь потенциальным - существующим в форме готовности, в форме установки».

Из многочисленных проблем морального сознания, имеющих отношение к жизни и деятельности каждого человека, существует еще одна проблема долга как одного из движущих механизмов профессиональной деятельности. Опыт подготовки социальных работников в нашей стране пока достаточно скромен. Основой выбора профессии может стать чистая случайность, поиски заработка, влияние родителей, друзей, соседей и т.д. Сильную устойчивую мотивацию именно на выбор этой специальности проследить пока трудно. Вместе с тем, можно с полной уверенностью заявить об одном - в эту профессию идут люди, ориентированные всем своим воспитанием, личностными предпосылками на оказание бескорыстной помощи и поддержки окружающим.

Глава 2. Исследование формирования альтруистических установок у сотрудников социальных служб

2.1 Организация и структура исследования формирования альтруистических установок у работников социальных служб

Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы, выдвинутой в курсовой работе, было проведено исследование среди сотрудников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Берегиня» и Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Березовского.

Для исследования формирования ценностных установок были изучены две группы. Группа из 20 сотрудников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних получила условное название «группа 1», соответственно группа, также состоящая из 20 сотрудников Центра социального обслуживания, вошла в «группу 2». Обе группы состояли исключительно из лиц женского пола. Средний возраст группы 1 составил 26 лет, группы 2 - 28 лет.

Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические положения отечественной и зарубежной психологии, сформулированные в трудах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, Е.Е. Насиновской, Л.Н. Антилоговой, С.Л. Рубинштейна и др.

В качестве психодиагностических методик использовались многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла и методика Т. Лири.

Р. Кеттелл предпринял попытку создать концепцию структуры личности на объективных основаниях. Он считает установку испытуемого при ответах формой поведения, связанной с определенными чертами личности. Опросник Р. Кеттелла выявляет индивидуально-типологические особенности личности, что позволяет установить зависимость различных уровней альтруистического поведения от личностных свойств человека.

По мнению Л.Н. Антилоговой испытуемые с высокой степенью выраженности альтруистического поведения имеют высокие показатели по шкалам:

А - экстраверсия - интроверсия. Этот фактор характеризует естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое внимательное отношение к людям, доброту, мягкосердечность;

В - пластичность - ригидность. Этот фактор характеризует уровень интеллекта;

С - эмоциональная устойчивость - лабильность. Фактору соответствует способность управлять эмоциями и настроением, умение найти им адекватное объяснение и реалистическое выражение в противоположность нерегулируемой, дезорганизующей эмоциональности;

G - добросовестность - беспринципность. Содержательно фактор напоминает фактор С (сила «Я»), особенно в том, что касается регуляции поведения. Разница заключается в том, что фактор G характеризует настойчивое стремление к соблюдению моральных требований, которое не характерно для почти флегматичного поведения лиц с высокими оценками по фактору С;

Н - смелость - робость. Это четко определенный фактор, который выделяется даже при ближайшем определении факторов. Современные представления связывают его с чувствительностью вегетативной нервной системы к угрозе. Существуют доказательства, что это один из двух или трех наиболее сильно наследственно обусловленных факторов.

Q3 - высокий самоконтроль - низкий самоконтроль. Данный фактор отвечает за силу принципов индивида относительно общественных норм и моральных требований. Он изменяет степень осознания индивидом социальных требований и уровень понимания желательной картины социального поведения. Фактор измеряет степень осведомленности в этих вопросах. Степень выполнения социальных требований зависит от факторов C и G;

Наименее значимыми для людей с высокой степенью альтруистической направленности, как считает Л.Н. Антилогова, являются факторы:

F - озабоченность - беспечность. Степень выраженности этой черты соответствует степени ингибиции (давления при воспитании). Ингибиция может зависеть как от условий жизни и культурных норм, так и от семейных традиций. Если показатели по вышеперечисленным шкалам высокие, то личность имеет высокую степень выраженности альтруистических установок;

N - гибкость - прямолинейность. Этот фактор интерпретируется как проницательность и тактическое мастерство в поведении, против естественности и простоты;

Q1 - радикализм - консерватизм. Представляет собой нечто большее, чем просто радикализм. Его следует отличать от простой склонности противиться, бунтовать. Хотя он включает в себя склонность к нарушению традиций и привычек, что в первую очередь обусловлено аналитическим мышлением и критичностью.

Личностные профили по тесту Р. Кеттелла построены по усредненным показателям. Высокий уровень проявления альтруизма обеспечивается и зависит от влияния внешней среды, эмоциональной устойчивости индивида, устойчивых волевых свойств, волевого контроля, взвешенности поступков, смелости, гибкости в суждениях.

Реализация методики Т. Лири позволила определить типы поведения испытуемых к окружающим. Испытуемым с высокой степенью выраженности альтруистических установок присуще дружелюбие, тогда как противоположным является агрессивность. Высокие показатели по шкалам «Дружелюбие» и «Альтруизм» отличают личность с более выраженной альтруистической направленностью.

2.2 Интерпретация и анализ полученных данных

Методика многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла, которая предназначена для оценки степени развития индивидуально-типологических особенностей личности и установления зависимости различных уровней альтруистического поведения от личностных свойств человека, позволила сделать следующие выводы:

А - экстраверсия - интроверсия. Испытуемых отличают яркие, бурные эмоции. Они живо откликаются на любые происходящие события. Для них характерны готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечность. В обеих группах показатели по данному фактору оказались довольно высокими и составили в группе 1 - 10 баллов, в группе 2 - 9 баллов;

В - пластичность - ригидность. Демонстрирует склонность к быстрому обучению, к легкому усваиванию новых понятий. Испытуемых отличает сообразительность, абстрактность мышления. Существует связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией. Показатели в группе 1 выше, чем показатели в группе 2. Это свидетельствует о том, что гибкость в суждениях в группе 1 показывает более высокий уровень проявления альтруизма;

С - эмоциональная устойчивость - лабильность. Высокие оценки по этому фактору свидетельствуют о выдержанности, работоспособности, эмоциональной зрелости. Испытуемые способны лучше следовать требованиям группы, характеризуются постоянством интересов. Показатели по фактору С составляют 7 и 6 баллов в первой и во второй группах соответственно;

G - добросовестность - беспринципность. Уровень оценок по данному фактору близок к средним значениям. Он характеризует осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность и ответственность;

Н - смелость - робость. Испытуемых отличает смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Этот фактор в большей степени выражен в группе 1, где его цифровой показатель составляет 8, в группе 2 он равен 6;

Q3 - высокий самоконтроль - низкий самоконтроль. В группе 1 этот фактор составляет 5, в группе 2 - 6, что свидетельствует о среднем уровне развития способности контролировать собственные эмоции и поведение;

F - озабоченность - беспечность. При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, энергичен. Социальные контакты для него эмоционально значимы. Он экспансивен, искренен в отношениях между людьми. Показатели по этому фактору довольно высоки: в группе 1 - 9, в группе 2 - 8, что позволяет сделать вывод об эмоциональной окрашенности и динамичности общения;

N - гибкость - прямолинейность. Этот фактор характеризует расчетливость, проницательность, разумный и сентиментальный подход к событиям и окружающим людям. У обеих групп оценки средние и равняются 6;

Q1 - радикализм - консерватизм. Оценки близки к среднему уровню и составляют 4 в группе 1 и 5 в группе 2.

Проведение методики Т. Лири позволило выявить характер поведения испытуемых с окружающими людьми. Методика обнаружила высокие показатели по шкале «Дружелюбие» - 21,4 % в группе 1 и 33,3 % в группе 2. Также высокие показатели по шкале «Альтруизм» - 21,5 % в группе 1, 28,5% в группе 2. Эти оценки демонстрируют стремление помочь и сострадать всем нуждающимся.

Заключение

Социальная работа объединяет в себе и призвание, и профессию, поэтому профессионализм может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и систематичностью.

Проведенное исследование опровергло гипотезу о том, что уровень альтруистических установок выше у сотрудников Социально-реабилитационного центра «Берегиня», так как он оказался равным таковому у работников учреждения, занимающегося аналогичной деятельностью. Более того, уровень оценок оказался средним, что, в свою очередь, поставило под сомнение ведущую роль альтруизма в профессиональной деятельности социальных работников. Вместе с тем, результаты исследования продемонстрировали высокую степень общительности, смелости и сдержанности.

Таким образом, следует говорить не столько о важности ценностных установок, сколько о ведущей роли личностных качеств в профессиональной деятельности сотрудников социальных служб.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - В 2-х т. - Т.1. - М.: Просвещение, 1980. - 146 с.

2. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М.: Наука, 1973. - 230 с.

3. Антилогова Л.Н. Альтруизм и его роль в профессиональной деятельности социального работника // Социальная работа в Сибири: сборник научных трудов. - Кемерово.: Кузбассвузиздат, 2004. - 180 с.

4. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М., 1979.

5. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976. - С.144-171.

6. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. - М., 1984.

7. Зимняя И.А. Функционально-ролевой репертуар деятельности социального работника. Функции и роли социальных работников в условиях обеспечения адресной системы социальной защиты населения. - М., 1997. - 384 с.

8. Кабинет практического психолога. Практическое пособие. Серия 2 «Исследование личности по методу Р. Кеттелла». - Кемерово, 1997. - 108 с.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы к философии. - 1972. - № 12. - С.129 -140.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

11. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. - М., 1971.

12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. С. 289 - 325.

13. Мальцев В.А. Система ценностей социального работника и психологические основания ее эффективного становления. Автореферат. Барнаул, 2001.

14. Насиновская Е.Е. Исследование мотивации личности с использованием гипноза. - М., 1982.

15. Немов Р.С. Практическая психология: Пособие для уч-ся. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

16. Общая психодиагностика. Уч. пособ. под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987, с. 264.

17. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 448 с.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 713 с.

19. Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 334 с.

20. Топчий Л.В. Проблемы эффективности деятельности специалиста по социальной работе // Семья в России. - 1998. - № 2. - С. 112.

21. Федоренко Е.Н. Профессиональная этика. - Киев, 1983.

22. Шмелева Н.Б. Становление и развитие социального работника как профессионала. - Ульяновск, 1997.

23. Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: Автореферат. - Новосибирск, 2000.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты