Специфика сельской культурно-досуговой работы
p align="left">Очень плохо пришлось свободным молодежным объединениям. Конец 20-х и последующее десятилетие стали временем, когда эти объединения разгоняли ни за что. Так случилось, например, с филологическим кружком ленинградских студентов, членом которого был тогда будущий академик Д.С. Лихачев, Еще более трагичной оказалась судьба литературно-театральной группы "Объединение реального искусства" (ОБЭРИУ) - поэтов Д. Хармса, Н. Заболоцкого, А. Введенского и др. Культурно - просветительная деятельность в Советском Союзе, наряду с остальными видами деятельности во всех сферах и отраслях производства осуществлялась на основе долгосрочного планирования. Социально-культурное строительство подразумевало выполнение пятилетнего Госплана.

К началу 30-х годов закончилась деятельность по ликвидации безграмотности. Возросшему уровню грамотности населения страны не могли соответствовать старые тины учреждений культуры. Параллельно с клубами в городах открывались дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, технические библиотеки, а в деревне - сельские и колхозные клубы, массовые библиотеки и дома социалистической культуры в районных центрах.

В 1930-е гг. была создана сеть высших учебных заведений, готовящих работников культурно-досуговых учреждений. В 1930 г. открылись Московский и Харьковский библиотечные институты. В 1928 году создается первый рабоче-крестьянский радиоуниверситет с общеобразовательным, сельскохозяйственным, кооперативным и педагогическим факультетами. В 1930 году он был преобразован в институт заочного обучения по радио (ИЗОР), который имел целый ряд филиалов в регионах. В середине 30-х годов в системе центрального радиовещания начал работать специальный сектор самообразования. Содержанием его деятельности стала организация эпизодических и цикловых лекций по различным наукам и отраслям народного хозяйства. На смену краткосрочной курсовой системы подготовки избачей, библиотекарей и клубных работников пришла планомерная подготовка высококвалифицированных кадров.

В 1920-е гг. никакая статистика не могла учесть количества кружков и художественных студий. Преобладали театральные коллективы, однако развивались и другие жанры творческой деятельности; кружки, как правило, были многочисленными, имели от 50 до 100 участников, которые сами шили, готовили реквизит, рисовали декорации, будучи одновременно "артистами".

В репертуаре театральных кружков были классические пьесы, но предпочтение отдавалось героическим, таким, например, как "Разбойники" Шиллера, "Взятие Бастилии" Р.Роллана, "Ткачи" Гаутмана и др. Популярностью пользовались пьесы Гоголя, Островского, Чехова, Горького.

Важное место в художественном воспитании населения занимала культурно-просветительная организация "Пролетарская культура" (Пролеткульт). В 1919 г. Пролеткульт имел 88 губернских и уездных организаций и издавал в центре и на местах 15 журналов, в том числе "Пролетарскую культуру", "Горн" и другие. Эта культурно-просветительная организация создавала рабочие клубы, театры, различные художественные студии. В 30-40 гг. расширяются жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми и музыкальными коллективами возникают изостудии и танцевальные коллективы. Начали создаваться первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходит также количественный рост художественной самодеятельности. Первый театр рабочей молодежи возник в Ленинграде в 1925 г., в 1930 г. их количество достигло 70. Прочное место в репертуаре театров занимали пьесы русской классической литературы, популярны инсценировки.

Возникло и прочно закрепилось шефство профессиональных коллективов и отдельных деятелей искусства в сфере художественной самодеятельности. Известна в этом плане деятельность театра им. Е. Вахтангова, великих артистов - К.С. Станиславского, В.И. Качалова, А.Л. Яблочкиной и других.

В кружках художественной самодеятельности 1930-х гг. проводится систематическая учебно-воспитательная работа, заметно улучшается репертуар. Коллективы художественной самодеятельности с увлечением начинают работать над произведениями русской и западной классики. В числе лучших коллективов тех лет были: капелла Юго-Западной железной дороги, хор бандуристов металлозавода Днепропетровска, хор гусляров ленинградских строителей, вокально-танцевальный коллектив Батумского нефтезавода и другие. Планомерный характер приобрела учеба руководителей художественной самодеятельности. В 1930 г. Дом им. В. Поленова был реорганизован в Центральный дом самодеятельного искусства им. Н.К. Крупской (с 1939 г. он стал называться Всесоюзным домом народного творчества), который развернул инструкторско-методическую работу, проводил семинары и курсы руководителей художественной самодеятельности, рассылал репертуарные бюллетени и т.п. Дома самодеятельного искусства создавались и на местах, в областных центрах. В 1935 г. в Москве был открыт первый в стране театр народного творчества.

Таким образом, в результате анализа всех изменений в культурной жизни страны, хотелось бы отметить, что 20-30 гг. ХХ века являются переломными для становления и развития различных культурно-досуговых учреждений.

3. Предложения по организации информационно-просветительских программ (различных форм)

а) Для детей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах

То, каким было наше детство, - очень важно для каждого ребенка, поскольку оно отразиться в нашей взрослой жизни. Что стало основой для нашего дальнейшего развития - любовь и уважение близких или потери и обеды? И хотя всем хорошо известно, что детство играет решающую роль в жизни человека, до сих пор детьми нередко пренебрегают и манипулируют, над ними совершается насилие, их бросают на произвол судьбы.

Таким образом, все усилия должны быть направлены на социальную адаптацию детей-сирот, коррекцию их поведения, которая связана с формированием их ценностных ориентаций, коррекцию их отношения к родителям, предупреждение и профилактику преступности, а также правовое просвещение.

Также я считаю крайне важным провести организацию следующих информационно-просветительских программ:

1. Создание и распространение теле- и радиорекламного продукта: циклы теле- и радиопередач, видеофильмы, видеоролики.

2. Разработка и распространение печатной рекламной продукции: листовки, проспекты; обустройство щитов с социальной рекламой, реклама на транспорте, уличных стендах.

3. Проведение местных и региональных конкурсов рекламной продукции по семейным формам устройства детей-сирот.

4. Разработка информационных интернет-страниц учреждений на различных сайтах.

5. Создание, наполнение и поддержание собственных сайтов.

6. Обеспечение гостевых форм контактов воспитанников интернатных учреждений с потенциальными кандидатами в замещающие родители.

7. Разработка и наполнение стендов, иных видов наглядности материалами по вопросам информирования общественности о возможности семейного устройства детей.

8. Обращение к служителям культа с просьбой о пропаганде семейного устройства осиротевших несовершеннолетних.

9. По согласию настоятелей приходов - размещение информации о возможности семейного устройства детей сиротской категории в храмах.

10. Организация совместных мероприятий с общественными организациями и фондами по распространению опыта замещающих семей.

б) Для трудных подростков

В современных условиях существенно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Трудный подросток - это объект для пристального внимания педагогов-психологов и социальных педагогов.

Одним из главных направлений в информационно-просветительской работе с данной социальной группой является деятельность с семьей данных детей.

Коррекция поведения каждого члена семьи, проживающего с ребенком, обучение детей и родителей способам эффективного взаимодействия друг с другом обязательно принесет положительный результат.

При построении информационно-просветительских программ с данной социальной группой необходимо использовать формы работы, направленные на:

- выявление психологических трудностей и их преодоление;

- обучение приемам самоконтроля и саморегуляции как родителей, так и детей;

- разрешение и предотвращение конфликтов, снижение уровня тревожности.

Необходимо проводить прежде всего мероприятия в поддержку семьи, материнства и детства - это организация праздников, посвященных празднованию Дня матери, конкурсов «Семья года», фестиваль «Женщина года».

Понимание непреходящей роли отцов в передаче жизненных ценностей от старшего поколения подрастающему, воспитании детей и внуков, сохранении семьи позволит установить тесный контакт с ребенком, легче понять его потребности и особенности - проведение конкурса «Самый лучший папа». Девизом конкурса могут стать слова «Хочу, чтобы в жизни были всегда мой дедушка, папа и рядышком я», которые отражают и принцип его проведения - участие семейной команды, состоящей из деда, отца и сына. Это могут быть различные конкурсы сочинений «Папа, дедушка и я - мы хорошие друзья», «Нам по плечу любое дело», конкурсы видеофильмов о семье, фотоконкурсы «Делаем вместе», спортивные состязания и др.

Велика роль организации тематических тренинговых занятий (отдельные для детей и родителей), встречи с интересными людьми, экскурсии детей совместно с родителями.

Интересно могут пройти творческие вечера и конкурсы (с обязательным участием родителей):

- проведение конкурсов рисунков на актуальные для детей темы;

- различные викторины «Угадайка» с вручение призов;

- празднование интересных дат истории, актуальных и интересных для подростков (особенно для мальчиков).

Проведение различных праздничных и спортивных мероприятий подразумевает собой обязательное участие родителей.

Эффективным средством воздействия на данную социальную группу будет семейное консультирование и терапия специалистами различных социальных сфер.

Организация бесед, выпуск различных стенгазет, проведение праздников и конкурсов обязательно должно затрагивать актуальные моменты из жизни ребенка, должно соответствовать его интересам и особенностям.

Подростки - это особый период в жизни, это время самоутверждения, время поиска своего места в обществе, время испытания своих сил и своего потенциала. Поэтому особенно актуальным я считаю организацию выездных сборов (в выходные дни) с «погружением в особую реальность», создаваемую как самими участниками (детьми и родителями), так и организаторами в соответствии с целями и задачами программы в жанре социального моделирования и сюжетно-ролевой игры. Интересный момент могут внести песни и беседы возле костра по специальной тематике. Такое установление тесного эмоционального контакта с подростком поможет скорее понять и раскрыть его особенности и стремления. С помощью определенных конкурсов с соревновательными моментами можно помочь подростку выразиться, утвердиться, понять себя и окружающих.

Различные анкеты и тесты, проводимые с подростками и их родителями помогут определить взаимоотношения в семье, наметить актуальные темы для организации индивидуальных бесед.

Организации различных творческих студий, направленных на создание тесного эмоционального контакта между родителями и детьми создаст положительные условия для социализации личности подростка.

Беседы с родителями об особенностях «трудного» возраста, об индивидуальности их личного ребенка с его особыми интересами (их выявление происходит с помощью различных диагностик и методик) даст хороший потенциал для укрепления и построения доверительных отношений между родителями и ребенком.

Информационно-просветительская работа должна проходить и затрагивать не только родителей, но и классных руководителей и учителей-предметников. Большое значение будут иметь обучающие семинары, конференции круглые столы, консилиумы, методические объединения.

Работу необходимо направить в первую очередь на предупреждение девиаций (отклонений), с этой целью необходимо организовывать кружковые занятия, где ребятам можно предложить ознакомительный курс «Познай самого себя», систему занятий по развитию навыков общения и уверенности в себе.

Для родителей полезным будет проведение курса лекций «Родительские университеты», а также проведение заседаний «Родительского клуба».

Эффективным средством профилактики девиантного поведения у подростков может стать проведение различных общественных акций («Мы против СПИДа», «Наше будущее без войны», «Ветеранам низкий поклон наш»).

При работе с трудными подростками можно организовать специальные групповые занятия по развитию навыков общения, уверенного отношения к самому себе, курса занятий, направленного на исследование своих способностей и возможностей познавательной сферы. Создание групповой работы со старшеклассниками позволит устранить искажения эмоционального реагирования, реконструировать полноценные контакты ребенка со сверстниками и плодотворное взаимодействие с учителями и родителями.

в) Для инвалидов

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. Система информационно-просветительской работы должна охватывать все сферы жизнедеятельности данной социальной группы.

С целью вовлечения семьи в активный процесс проводятся дни открытых дверей. В этот день родители могут получить консультации специалистов по правовым, медицинским, психологическим, педагогическим и социальным вопросам, обучиться некоторым приемам реабилитации.

Внедрение новых современных технологий (компьютерные и педагогические технологии) может позволить сделать процесс общения с данной социальной группой более продуктивной.

Возможность организации выездов «Мать и дитя» с целью оказания комплексной социально-психологической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, поможет установить более тесный контакт с ребенком, помочь нелегкому становлению его личности.

Создание специальной модели адаптационного обучения семьи ребенка-инвалида позволит устранить наиболее вероятные отклонения в общении между ребенком и близкими ему людьми.

В работе с детьми-инвалидами большую роль может играть создание при обществе инвалидов клуба молодых инвалидов и клуба родителей детей-инвалидов. Интересная и насыщенная разнообразными мероприятиями клубная работа с детьми-инвалидами позволяет составить план совместных действий, направленных на социальную реабилитацию инвалидов и адаптацию их к жизни в обществе.

Организация встречи с родителями детей-инвалидов за «круглым столом» по проблемам детской инвалидности и реабилитации детей-инвалидов.

Через СМИ необходимо регулярно проводить выступления о воспитании ребенка-инвалида и его реабилитации, об особенностях данной социальной группы.

Проведение санитарно-просветительской работы по профилактике вредных привычек; для родителей - лекции и беседы о нетрадиционных методах лечения, закаливании, воспитании ребенка-инвалида.

Специалисты отмечают прямое влияние эмоционального состояния на улучшение состояния здоровья ребенка. Работа должна осуществляется как в групповой, так и в индивидуальной форме. Информационно-просветительская работа с детьми может осуществляться с использованием следующих психотехник: ролевой игры, совместной игровой деятельности, игротерапии, сказкотерапии, различных тренингов. Праздники, конкурсы, развлекательные мероприятия являются неотъемлемой частью любой просветительской программы, ведь это не два взаимоисключающих элемента, а, напротив, элемент познавательного, ценного и важного легче донести до человека в расслабляющей, несущей положительный потенциал обстановке, на волне эмоционального подъема в атмосфере доверия и радушия. Проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие художественно-творческих способностей детей. Большое значение могут принести мероприятия городского / районного масштаба: это выставки художественных работ, поделок, рисунков не просто в кругу созданного коллектива или клуба, а для здоровых людей, для своих же ровесников, но с другой точкой зрения на жизнь, с другими умственными и физическими возможностями. Весомый положительный потенциал может принести организация художественных выступлений и театральных постановок на тему, волнующую всех детей с ограниченными возможностями, притом действующими лицами могли бы стать сами дети-инвалиды. Интересным и плодотворным в работе с информационно-просветительской направленностью на мой взгляд оказался бы турнир КВН среди лиц с ограниченными возможностями на уровне города, района (а затем и области), посвященный различным актуальным темам для данной социальной группы.

Весьма весомый результат могли бы принести активные группы поддержки детям-инвалидам. Данные активные группы составляют люди-активисты и оптимисты, которые сами инвалиды, но они смогли сохранить в себе тот положительный потенциал и заряд, который нужен для поддержки других людей. Данные активисты могли бы организовывать вечера и праздники, на которых устанавливается эмоциональный контакт. На данных мероприятиях данная группа активистов на собственном примере смогла бы продемонстрировать и доказать, что в их ситуации главное - не падать духом и верить в лучшее. Активисты, имеющие профессиональную психологическую подготовку, посредством установления тесного доверительного контакта на собственном примере могли бы поделиться своими средствами борьбы с недугом, рассказать о том, как они борются с моментами, когда бывает плохо и грустно, научить своих собеседников в процессе простой душевной беседы некоторым психологическим приемам борьбы со стрессовыми ситуациями. Ведь одно дело, когда об этом тебе говорят здоровые полноценные жизнерадостные люди, а другое - когда перед тобой живой пример вечной борьбы с недугом и, в конечном счете, победы. Особое значение нужно придать социокультурной деятельности библиотек: семейная библиотерапия, обслуживание инвалидов на дому, предоставление специальной литературы для инвалидов по зрению и слуху.

Для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата необходимо организовать обучающие семинары-практикумы "Основы независимой жизни человека на инвалидной коляске". Для того чтобы привлечь к проблемам инвалидов внимание общественности, в областных и городских электронных и печатных СМИ необходимо организовать циклы теле- и радиопередач ("Разные, но равные", "Протяни руку ближнему", "Вместе мы сможем больше"), изготовление специальных социальных роликов также может оказать большое влияние на активизацию работы с детьми-инвалидами, на более пристальное внимание и заботливое к ним отношение. При этом особое внимание уделяется социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни. Одной из важнейших просветительских программ с данной социальной группой является профессиональная ориентация подростков с учетом их медицинских, психологических и социально-экономических возможностей. Организация различных лекториев, вечеров, дискуссий, собраний поможет понять ребенку, что он не пустое место в этом мире, что он может стать важным элементом современного общества. Большое значение в информационно-просветительской работе должно придаваться пропаганде здорового образа жизни детей-инвалидов и их родителей. Сюда можно включить следующие мероприятия:

- использование СМИ;

- проведение бесед, лекций в школах, в семьях по профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Лектории для детей и родителей «Я выбираю здоровый образ жизни» с учетом ограниченных возможностей каждого ребенка;

- регулярные консультации родителей и детей инвалидов по вопросам лечения, воспитания гигиенических навыков, обучения навыкам кормления, развития двигательной активности;

- выпуск санбюллетеней по здоровому образу жизни в семье, оформление стенда по работе с детьми-инвалидами, советы, касающиеся воспитания детей-инвалидов;

- использование аудио и видеоматериалов в пропаганде здорового образа жизни;

- «Планирование семьи» - лекторий для молодых инвалидов.

г) Для ветеранов Великой отечественной войны

Ветераны Великой отечественной войны представляют собой особую группу населения. Это люди, которым мы обязаны мирным небом над головой, спокойным процветанием нашей страны. Помимо того, что ветераны постоянно выступают на собраниях, в школах, по радио и телевидению, необходимо особое внимание уделить и личности самих ветеранов, ведь, прежде всего, это люди пожилого возраста, который требует заботы и особого внимания. Уровень и качество жизни ветеранов существенно сказывается на реализации их интеллектуальных и культурных потребностей.

Психическое вымирание ускоряет физическое, стало быть люди, которым удается долго сохранять психическую активность продлевают свою молодость в годы ранней старости и отодвигают немощную, глубокую старость. Проявление животворной активности группируется вокруг двух моментов: выполнение полезной работы и удовлетворения различного рода интересов. Оба эти момента связаны друг с другом и способствуют сохранению функций тела и духа, позитивной самооценки, противодействуют чувству пустоты, никчемности жизни и одиночества, особенно, если этому сопутствуют эффективные оздоровительные мероприятия. Организация клубов по интересам для ветеранов и пенсионеров даст шанс компенсировать отсутствие возможности показать свои способности на работе. Главной целью клубов должно стать предоставление возможности приятно провести свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, пробуждение новых интересов, раскрытие особого потенциала у данной социальной группы. Важным компонентом работы должны стать разнообразные лектории на актуальные для ветеранов темы, «круглые столы», встречи с различными интересными личностями, решение вопросов, остро волнующих ветеранов. Любой старый человек нуждается в собеседнике, он ждет сочувствия, ласковых слов, ободрения, внимания и желания его слушать. Поэтому во время любого мероприятия необходимо уделять время для индивидуальной беседы с каждым ветераном. Большой своеобразный вклад могут сделать организации различных праздников и вечеров с элементами важных бесед с ветеранами посредством теплой обстановки и радушной беседы.

Значение искусства для пожилых людей возрастает с годами прожитой жизни. Регулярные посещения театра, драмы, филармонии, музеев и выставок поможет нашим ветеранам жить активной жизнью. Организация концертов и вечеров с участием ветеранов даст большой положительный потенциал в информационно-просветительской работе. Посредством теплой и дружеской беседы необходимо рассказать ветеранам об особенностях их возраста, о волнующих их насущных проблемах.

Организация, например, клуба садоводов и огородников станет хорошим плацдармом для обмена опытом между ветеранами, для вооружения их полезной информацией о природе и месте человека в ней. Интересным и познавательным может стать для ветеранов школа духовного развития «Путь к себе», где могут иметь место освещение вопросов смысла жизни и места человека в ней, посредством чего ветеранам помогут обрести душевный покой, гармонию с окружающим миром и с собой.

Таким образом, важно отметить, что активная разработка и применение информационно-просветительских программ различных форм для указанных выше социальных групп может принести положительный результат не только для самих объектов данной работы, но и для счастливого и светлого будущего нашего государства в целом.

список использованных источников

1.
Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. Мн., 1997. №1.

2. Бобла I.M. Гісторыя станаўлення практыкі выхавання і навучання дзяцей з асаблівасцямі развіцця у Беларусі (Дасавецкі час) // Дэфекталогія. 1996. №3. С. 8-18.

3. Ватерс Л., Ланзинд М., Шонглер Э. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей: Сборник упражнений для специалистов и родителей. Мн.: Изд-во БелАПДИ, 1997.

4. Вержибок Г.В., Криволап Н.С., Минич О.А. В помощь психологу. Мн., 2003.

5. Галин С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917-1925) М.: Высш. шк., 1990. - 144 с.

6. Григорьев А.Д. Очерки истории социальной работы на Беларуси. Мн.: Ротопринт БГПУ им. М. Танка, 1998.

7. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М., 1995.

8. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991.

9. Основы социальной работы: Учебник. Под ред. П.Д. Павленок. М, 1998.

10. Работник социальной службы под ред. Панова А.М. М., 2006. № 4. с. 19 - 22.

11. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособ. - М., 1994.

12. Яковкина Н.И. История русской культуры. XIX век. 2-е изд. - СПб.: "Лань", 2002.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты