Специфика сельской культурно-досуговой работы
p align="left">Таким образом, выбор жизненного пути -- самая важная и доминирующая установка у выпускников сельских школ и молодежи до 19 лет, оставшейся в селе. Исследования убеждают, что их жизненные планы еще не всегда отчетливо очерчены и недостаточно реалистичны. Когда юноша или девушка уже два-три года проработали в сельской местности, их жизненные планы и целевые установки приобретают реальность.

Структура жизненных планов и ценностных ориентации молодежи в возрасте от 20 до 24 лет претерпевают некоторые изменения, хотя стремление приобрести специальность, перейти на более интересную работу сохраняется. Это относится к той части сельской работающей молодежи, которая занята простым, неквалифицированным трудом. У юношей и девушек; имеющих специальность и удовлетворенных содержанием труда, в жизненных планах появляется более или менее устойчивый интерес к повышению квалификации и к более полному овладению профессией и специальностью, а также заметно повышается ориентация на величину заработка, материальный достаток.

Структурные сдвиги у молодежи этой возрастной группы (в ее жизненных планах) проявляются, прежде всего, в том, что уменьшается количество желающих продолжить образование по сравнению с тем, как это наблюдалось в более младшей возрастной группе. Последнее объясняется прежде всего тем, что определенная часть молодежи приобрела специальность и овладела сельскохозяйственными профессиями, т. е. реализовала часть своих жизненных планов. В возрасте от 20 до 24 лет многие, обзаведясь семьями, принимают решение остаться работать в сельской местности. В их жизни известное место заняли заботы о материальном достатке семьи. Однако число стремящихся перейти на другую работу остается почти на том же уровне у мужчин и значительно возрастает у женщин. Многие девушки, не сумев осуществить свое стремление приобрести специальность, стараются перейти хотя бы на другую, лучше оплачиваемую работу. Заметно возрастает количество лиц, стремящихся полнее овладеть профессией. Одним из элементов жизненных планов становится стремление к нормальным взаимоотношениям в семье и забота о воспитании детей. Среди женщин этой группы уменьшается количество лиц, стремящихся к овладению профессией, ибо работа по наряду на разных неквалифицированных работах не требует от них больших навыков -- достаточно и тех, которые они приобрели за небольшой срок работы и колхозе и на личном приусадебном участке.

Молодые сельские жители к 25 годам становятся социально зрелыми людьми, они накопили определенный жизненный опыт, а их жизненные планы и ценностные ориентации стали устойчивыми и четко очерченными. Через труд они стремятся найти удовлетворение своим материальным и духовным потребностям, которые приобретают важное и устойчивое значение.

В жизненных планах молодежи в возрасте от 25 до 30 лет сохраняется стремление к приобретению специальности на уровне предшествующей группы у мужчин, а у женщин оно сокращается до 96%. Доминирующими элементами жизненных планов молодежи этой возрастной группы становятся стремление к материальному благополучию (49,6% мужчин, 51,1% женщин), к дальнейшему овладению своей профессией (36,8% мужчин, 24,5% женщин), добросовестный труд в общественном производстве.

Особыми жизненными обстоятельствами формирования психологии сельской культурной среды являются родственные и соседские отношения, особенности группового и межличностного общения. Встречаются деревни, где почти половина жителей находится в родственных отношениях. Взаимоотношения между родственниками и соседями оказывают влияние на многие стороны коллективной психологии.

Особенность взаимоотношений в трудовых коллективах села состоит в том, что здесь на отношения в сфере труда также оказывают влияние соседские и родственные связи. Можно встретить населенные пункты, где почти все члены трудового коллектива объединены между собой родственными узами. В таких ситуациях родственные отношения оказывают влияние на распределение обязанностей между членами коллектива, на материальное и моральное стимулирование, соблюдение или несоблюдение справедливой требовательности со стороны руководителей как по отношению к родственникам, так и к другим членам коллектива.

Социально-психологические отношения, складывающиеся в сельских коллективах, имеют свои особенности. Они могут быть сведены к трем основным моментам:

- официальные отношения переплетаются с отношениями родственными и соседскими, которые оказывают на них сильное влияние;

- отношения между сельскими работниками носят в большинстве своем «личный» характер (все хорошо знают друг друга по работе и месту жительства);

- контроль над членом коллектива осуществляется одновременно коллективом, семьей и общественным мнением села.

В заключении хотелось бы сказать, что государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы предусматривает качественно новый этап построения и организации сельской культурной среды. Планируется повысить образовательный уровень учащихся сельских школ, активизировать культурную деятельность, увеличить степень занятости сельского населения. К 1 ноября 2005 года уже было создано 56 учреждений нового типа - гимназии и лицеи, обеспечен подвоз 80 % учащихся к дошкольным и школьным учреждениям. На развитие образования в агрогородках затрачено 6,4 млрд. рублей. Так к 2007 году в сельской местности сформировано более 30 центров культуры и досуга, создано 3 районных и сельских дома ремесел, организовано в каждой области по 5 культурно-досуговых центров, усадебно-этнографических комплексов и туристических маршрутов, сформировано 48 мобильных учреждений культуры (автоклубы, библиобусы, передвижные видеокомплексы). Компьютеризировано с подключением к Интернету 156 сельских библиотек, организовано на базе крупных сельских домов культуры 38 площадок филармонического и театрального обслуживания, открыто 12 филиалов и классов детских школ искусств различных художественных направлений. Создано при областных среднеспециальных заведениях культуры 6 консультационных центров для выявления на селе художественно одаренных детей и талантливой молодежи. И даже если в отдельных районах преобразования в социальной среде на селе идут не так быстро и активно, как хотелось бы, тем не менее, в культурной жизни белорусской деревни уже отчетливо видна тенденция перемен к лучшему. Облик белорусского села становится иным - и это видно не только по новым улицам, жилым домам и дворцам культуры, но и по настроению самих сельчан, которые верят в свое будущее и готовы ради него работать. И это самый главный итог перемен!

1. Факторы успешной организации отдыха для детей и молодежи в будние и выходные дни

В древности формы досуга опирались на общий фундамент традиционной народной культуры, досуговые занятия различных общественных групп были во многом сходны. В древние времена вся жизнедеятельность человека регулировалась, главным образом, традицией, установлениями, обрядами, обычаями, укоренившимися привычками. В эпоху язычества на характер времяпрепровождения серьезное влияние оказывали языческие представления об окружающем мире, природе и нормах социального поведения.

В результате анализа современной психолого-педагогической литературы, а также опыта работы методистов по управлению социальной и воспитательной работы с населением на современном этапе развития общества можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации отдыха для детей и молодежи:

I. Соответствие и согласованность с общей перспективой развития общественно-экономической системы, т.е. как и насколько специфика общественно-экономической формации представлена в данном социальном явлении, насколько она адекватна.

II. Роль и место данного мероприятия по организации отдыха в существующей общественно-экономической системе.

III. Связь данного вида организованного мероприятия с конкретным видом социума, его спецификой и масштабом.

IV. Связь организованного мероприятия с регионом, определенными территориально-экономическими условиями, их взаимная зависимость и обусловленность.

V. Этническая характеристика, влияние национального фактора.

VI. Политический характер и политическая форма данного социального вида работы.

VII. Время, в которое оно происходит, т.е. конкретные условия (сложившиеся нормы, ценностные ориентации, мнения, традиции и т.п.).

VIII. Социальный субъект, с которым связано социальное явление, уровень его организации, степень социально психологической устойчивости, зрелости и т.п. Учитывание особенностей молодежной субкультуры и детского восприятия.

С учетом данных факторов создается уникальная система повседневного досуга для детей и молодежи, которая обеспечивает всестороннее развитие личности, высокий творческий потенциал и активность участия в процессах, происходящих в современном обществе. Ведь для того, чтобы осознанно подходить к выполнению своих гражданских и профессиональных обязанностей, молодой человек должен ощущать себя неотъемлемой, полноправной частицей государства и коллектива.

2. Динамика развития культурно-досуговых учреждений в 20-30 гг. ХХ века

Рассмотрение данного вопроса хотелось начать с освещения особенностей исторического аспекта того времени. Это были первые годы Советской власти, когда ставились и решались задачи создания государственной системы народного образования, самообразования, системы культурно-досуговых учреждений, приобщения народа к знаниям и культуре. Об этом свидетельствует Программа РКП(б), принятая в 1919 г. на VIII съезде партии, в которой был специальный раздел в области развития просвещения, науки и культуры [12, с.154]. Впервые вся культурно-досуговая деятельность стала носить государственный характер.

Были национализированы основные объекты культуры (театры, кино, народные дома, музеи, богатейшие коллекции произведений искусства, в частности Третьяковская галерея, галереи Щукина, Морозова, Остроухова в Москве, Эрмитаж - в Петрограде и т.д.). Введено бесплатное их посещение. Эти учреждения стали доступны для народа.

Культурная революция предполагала:

- построение единой системы культурно-досуговых учреждений;

- подготовка квалифицированных кадров в данной области;

- государственное финансирование;

- создание прочной материальной базы;

Исторический анализ просветительской и досуговой деятельности в 1920-1930 гг. дает возможность трезво оценить это важный период в развитии культурно-досуговой деятельности. Условно мы можем разделить его на два десятилетия. Первое десятилетие было отмечено значительной активностью самого населения в области культуры, в т.ч. и культурно-досуговой деятельности. Повсеместно в городе и деревне создавались клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки; коллективные органы управления этими учреждениями - советы, правления - избирались на общих собраниях их посетителей. Государство и партия занимает главное место в системе руководства культурным строительством.

В 1920 г. Внешкольный отдел при Народном комиссариате просвещения РСФСР преобразовывается в Главный политико-просветительный комитет республики (Главполитпросвет). Он был создан на правах отдела ЦК партии. В структуре губернских, уездных партийных комитетов сначала имелись различные отделы, коллегии, комиссии для руководства вопросами культуры и идеологии. Так, например, Московский комитет РКП(б) во второй половине 1918 г. создал институт партийных организаторов, в обязанности которых входили вопросы агитационно-пропагандисткой и культурно-просветительной работы. К началу 1921 г. был создан агитационный отдел с шестью подотделами: агитационный, литературно-издательский, учета и использования агитационных сил, учета и обработки материалов, библиотечный и национальных меньшинств [12, с. 186].

В данный период росло значение профсоюзов в общей системе руководства сферой культуры, их вклад в организацию культурно-просветительной работы, укрепление материально-технической базы профсоюзных учреждений культуры. Но вся деятельность профсоюзов в сфере культуры была подчинена политпросветам. В послереволюционный период страна переживала тяжелые экономические трудности: гражданская война, голод, разруха, отсюда слабая материально-техническая база культуры. Не хватало бумаги, печатных станков, музыкальных инструментов, около 75% населения России было безграмотным (в различных источниках называются разные показатели процента грамотности населения России). В национальных окраинах процент грамотности был еще ниже, 48 национальностей вообще не имели своей письменности [5, с.82].

Невосполнимой утратой для культуры России явился фактор оттока интеллигенции. Многие представители интеллигенции депортированы. В 1922 г. более 100 крупнейших ученых были вывезены, в том числе такие известные ученые, как И.А. Бердяев, из России на пароходе. Из 45 членов Академии наук 7 человек в первый год после революции умерли от голода. За два месяца после революции были закрыты 120 газет, а за 1917-18 гг. - 337 различных органов печати [6, с.94]. Под видом уничтожения старых памятников разрушались монастыри, церкви и храмы, сносились памятники; культурные ценности, иконы вывозились за границу, разворовывались фонды библиотек. К 1920 г. было ликвидировано около 700 монастырей, разорено большое число дворянских усадеб, уничтожены ценные архитектурные сооружения.

Можно говорить и об интеллектуальном и психологическом ущербе, о разрушительной силе послереволюционного процесса. Происходила ломка традиций, отрицалась религия, идеи "массы" противопоставлялись идее "личности". Победившая партия утверждала свою идеологию, используя все средства воздействия, различные учреждения культуры и общественные движения, в т.ч. клубы, библиотеки, художественную самодеятельность. Российское телеграфное агентство выпустило огромное количество политических плакатов. Работал огромный агитационный аппарат, включая и политизированные в 20-е годы учреждения культуры (агитпоезда, агитпароходы). В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. С 1922 года была создана Всероссийская Комиссия помощи самообразованию при Главполитпросвете, которая через год приступила к выпуску популярного журнала "Помощь самообразованию". С 1923 года начала работать Центральная комиссия по самообразованию и стали открывать губернские и уездные самообразовательные бюро [12, с.193]. Ликвидация неграмотности становилась делом государственным и обязательным. Все граждане от 8 до 50 лет были обязаны учиться, обучение проводилось за счет средств государства. При этом рабочий день обучающихся сокращался на два часа с сохранением заработной платы. Была введена чтецкая повинность, привлечено все грамотное население для осведомления населения о мероприятиях Советской власти. Государством были отпущены средства на эту работу, напечатано около 5 млн. букварей для взрослых, улучшено продовольственное снабжение работников ликбеза. С 1918 г. стали открываться пункты по ликвидации неграмотности, школы для малограмотных при учебных заведениях, фабриках, заводских клубах, избах-читальнях и библиотеках. Представляет интерес и исторический анализ проводимых в 20-30-х гг. культпоходов (детский, библиотечный и др.), положительные и отрицательные моменты в их организации, роли учреждений культуры в этой работе. Культпоход в деревню начался по инициативе молодежи, комсомольцев в 1928 г [6, с.124]. Целью культпохода была ликвидация неграмотности и связанное с ней бескультурье в быту. В дальнейшем в задачи культпохода входила помощь культурно-досуговым учреждениям в создании материальной базы (закупка книг, музыкальных инструментов и т.д.). В результате культпоходов значительно повысился общий культурный уровень населения, было открыто большое количество учреждений культуры, чайных вместо пивных лавок, столовых и общежитий.

Новым в организации досугового общения в первые послереволюционные годы стал усиленный рост клубов, состав которых отличался большим разнообразием: рабочие, крестьянские, комсомольские, партийные, красноармейские, школьные, детские и т. д. В общем русле тотальной социализации стоявшие у власти люди увидели одно из важных средств "коммунистической организации свободного времени". Приобрел популярность лозунг о том, что общественному характеру производства должен соответствовать и общественный характер досуга. На этой основе родился самый настоящий клубный бум.

При клубах создавались библиотеки, читальни, партшколы. В феврале 1919 года газета "Правда" разъясняла, что через клуб партия должна воспитывать новое поколение трудящихся и формировать идею новой жизни.

Предусматривалась организация экскурсионной работы, развитие художественного творчества путем создания литературных драматических, музыкальных и других кружков художественной самодеятельности. В общественно-политическую и культурно-просветительную жизнь молодой Советской республики быстро входили клубы заводов, фабрик, создавшиеся профсоюзными комитетами. Они открывались в национализированных имениях, особняках царской знати, капиталистов и помещиков. В сентябре 1921 года ЦК РКП(б) утвердил положение о единой сети и типах клубов. В нем указывалось на необходимость повышения идейного содержания клубной работы, преодоления существующей тенденции к превращению клубов, народных домов в коммерческие учреждения чисто развлекательного характера. Партийным организациям следовало пресекать увлечение руководителей клубных учреждений принципами безубыточности, доходности клубной работы в ущерб ее идейности и содержательности [5, с. 304]. Именно на клубы партия возлагала одну из коренных задач культурно-просветительной работы - задачу политического просвещения трудящихся.

С 1922 года, в начале НЭПА, происходит перевод всей сферы культуры и просвещения на местное финансирование. Данный процесс повлек за собой резкий спад в развитии сети культурно-просветительных учреждений, сокращение работников. По данным Главполитпросвета, в 1922 году по сравнению с 1921 годом число изб-читален сократилось почти в 4 раза, библиотек в 2 раза, клубов и народных домов в 2 раза [5, с.312]. Только благодаря развитию широкой народной инициативы по укреплению материально-технической базы учреждений культуры удалось преодолеть трудности. Клубы превращались в действительные центры массовой пропаганды и развития творческих способностей трудящихся, они использовались как места отдыха и разумного развлечения.

Процесс повсеместного создания клубов, особое внимание содержанию их работы, поддержка партии - все это действительно положительно отразилось на культурно-просветительной деятельности страны. Но существовали и негативные стороны в работе культурно-просветительных учреждений. Уже с середины 20-х годов деятельность клубов стала вызывать серьезное недовольство со стороны некоторой общественности. Разгорелась бурная дискуссия по поводу, каким должен быть клуб и чем он призван заниматься. Уместно вспомнить в этой связи о горячих спорах, прокатившихся по страницам газет и журналов в 1924-1925 годах. Зачинателями его стали заводские рабочие, письмо которых было напечатано в газете "Правда". Это они первыми выступили против учреждавшейся агитационно-пропагандистской модели клуба, в рамках которой не оставалось места ни свободному общению, ни обыкновенному отдыху, ни так необходимому для человека развлечению. Вполне понятно, что переломить партийную линию в области клубного дела в ту суровую пору не удалось. Конец 20-х и начало 30-х годов стали временем прямого запрещения клубного членства, в результате которого клуб перестал отличаться от обычного учреждения - сюда можно было заглянуть на какое-то массовое мероприятие или заседание политического кружка - но не более того. Клубы на глазах перерождались в казенные агитационно-пропагандистские учреждения. Тотальная идеологизация и политическая ангажированность со временем буквально выдавили из клубной деятельности то, ради чего она, собственно, и возникла - свободное досуговое общение.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты