Содержание социальной работы с многодетными семьями
p align="left">Группы с наименьшим доходом - это в основном люди с невысоким образованием и профессиональным статусом. Они, как правило, не ориентированы на достижение этих ценностей и имеют меньшую социальную мобильность. Для них характерна ориентация на семью и соответственно на более высокую потребность в детях. Даже если материальные затруднения препятствуют полному удовлетворению этого уровня потребности, число детей здесь выше, чем в других группах /3/.

Считается, что многодетные семьи мало обеспечены материально и имеют трудности с жильем. Каким образом это выражается количественно и сравнительно с другими группами семей, можно определить косвенно, по данным государственной статистики (по материалам переписи 1989 года).

Как в городах, так и в сельской местности среднедушевая обеспеченность жильем в семьях из пяти и более лиц существенно ниже, чем во всем населении /5/. Для решения жилищной проблемы во многих крупных городах большим семьям либо давали две квартиры, либо из двух квартир делали одну. Такой подход, применявшийся при решении жилищных проблем многодетных семей оказался, довольно продуктивным, но в сегодняшних условиях социальные гарантии жилья для многодетных семей стоят под вопросом /1/.

Особенно серьезно стоит вопрос о молодежи, выросшей в многодетных семьях. Их стартовые жилищные возможности значительно хуже, чем у лиц, выросших в семьях с одним-двумя детьми. Молодежь, выросшая в многодетной семье начинает самостоятельную жизнь в относительно худших жилищных условиях и с меньшими перспективами наследования жилья.

Доходы и их использование семьями с тремя и более детьми рассматривались в основном по данным выборочного обследования материальных бюджетов, проведенного Госкомстатом России в 1991-1992 годах.

По этим данным среднедушевой денежный доход в семьях с тремя до 16 лет составляет величину на 40% меньшую, чем в остальных семьях, а в семьях с четырьмя детьми и более этот доход был ниже среднего на 58%.

Многодетные семьи и прежде были материально уязвимой категорией населения, а современные инфляционные процессы бьют по ним больше, чем по обществу в целом и вынуждают экономить на самом необходимом - на многих продовольственных и почти на всех промышленных товарах /1/.

Таким образом, можно сказать, что многодетная семья - это в большинстве случаев малообеспеченная семья. Данная трудность влияет как на внутрисемейные отношения, так и на отношения семьи с социальным окружением, о котором будет рассмотрено в следующей главе.

2.4 Многодетная семья и социальная микросреда

Положение семьи в обществе в значительной степени зависит от отношения окружающих, одобрения или осуждения внутри - внесемейного поведения ее членов. Для многодетной семьи это вдвойне актуально.

По результатам исследования московских многодетных семей, проведенном сектором социальных проблем семьи в 1987-89 гг., эти семьи ощущают дискомфорт при контактах в микросреде довольно часто и по многим направлениям. В то же время только 3% населения страны относятся к многодетности резко отрицательно.

Многодетные семьи, особенно с большим числом детей, предпочитают создавать свой круг общения, отличный от обычной семьи. Это выражается, прежде всего, в довольно широком распространении общественных организаций - клубов, ассоциаций, объединений. К сожалению, при количественном росте пока не произошло качественных изменений в их деятельности.

Еще несколько лет назад создание таких организаций сопровождалось разработкой программ, включавших культурно-образовательные аспекты. Затем у объединений появились распределительные функции (сначала дефицитных товаров, затем гуманитарной помощи); культурно-образовательный фактор, признанный вторичным, вскоре исчез из структуры деятельности общества /5/.

Люди, ориентированные на данные виды деятельности, как правило, или уходили из организаций, или, в лучшем случае, оставались в них в качестве пассивных наблюдателей. Эта тенденция в настоящее время вдвойне справедлива, поскольку практически все вновь создаваемые ассоциации изначально ориентированы на решение материальных и правовых задач /1/.

Довольно сложное положение у многодетных (особенно у женщин) и с общением на работе. Только 25% всех женщин полагают, что коллеги по работе относятся к ним хорошо, треть из них оценивают отношение как безразличное, а 14% считают его отрицательным или враждебным.

Следовательно, родители из многодетных семей часто испытывают затруднения при контактах с окружающими, не имеют полноценного спектра общения в объединениях многодетных; более того, лишены доброжелательного общения в профессиональной сфере /1/.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод:

1) Семьи с тремя детьми резко отличаются от семей с четырьмя и более детьми, как по показателям их развития, так и в глазах общественного мнения;

2) С учетом пропорций между жителями городов и сел многодетность гораздо чаще встречается среди сельского населения: в сельской местности больше многодетных семей; сельская многодетная семья более органично вписывается в модели образа жизни, распространенные серди сельского населения;

3) Реальные доходы многодетной семьи резко упали, что привело к увеличению издержек на питание и уменьшению всех других видов расходов. В структуре доходов роль пособия на детей не велика, хотя и дает некоторую (6%) прибавку к семейному бюджету;

4) Жилищные проблемы всегда остро стоявшие перед многодетной семьей, в последнее время приобрели первостепенную важность;

5) Общественные объединения и ассоциации многодетных семей являются одной из необходимых подструктур в системе общественных организаций. Однако сегодня они не выполняют весь спектр задач, конкретизируясь на получении и распределении помощи многодетным семьям.

Все вышеперечисленные проблемы очень сильно влияют на каждого члена семьи, особенно на подрастающих детей. чтобы более или менее сгладить влияние отрицательных факторов многодетности на детей, необходимо изучить положение детей в такой семье с различных сторон.

III. Проблемы детей из многодетных семей

3.1 Особенности положения и развития подростков из многодетной семьи

Уровень развития подростка, его стремления и притязания, стартовые возможности характеризуют некоторый «результат» функционирования многодетной семьи.

По результатам исследования, проведенного в 1992-93 гг. В Москве Российским детским фондом было выявлено, что подростки из многодетной семьи имеют несколько тесные связи с матерью по сравнению с показателями малодетной семьи. Довольно неожиданный был вывод о менее тесной связи подростков из многодетной семьи с родителями. Этим выводом не подтвердились ожидания многих специалистов о том, что большая семья ведет к тесным внутрисемейным контактам.

Отношения с братьями и сестрами оказались не столь интенсивными, как предполагалось. У мальчиков, из семей с несколькими детьми, проблема контактов с братьями и сестрами стоит довольно остро: 21% из них имеют плохие отношения и только 42% - хорошие.

В таком моменте, как включенность подростков в выполнение домашних дел выявлен ряд особенностей. Подростки из многодетных семей тратят значительно больше времени на домашние дела. Однако они не считают, что такое положение мешает их внесемейным делам: учебе, отдыху, развлечениям. Если учесть, что эти подростки немного хуже учатся, реже развлекаются вне дома и спектр их индивидуальных знаний чуть уже, то выглядит эта оценка так, словно они принимают сложившуюся ситуацию как норму /1/.

Вопрос о состоянии здоровья детей поднимается эпизодически и оценивается неоднозначно. Сегодня подростки из многодетной семьи говорят о хроническом заболевании и о частых простудах чаще, чем подростки из небольших семей. Среди подростков из многодетных семей довольно много курящих как девочек (18%), так и мальчиков (27%) /1/.

Начиная с пятого ребенка, резко возрастает вероятность увеличения детской смертности и рождения неполноценного, то есть с пороками развития ребенка. Не менее половины детей, рожденных в многодетных семьях, попадают в группу повышенного риска по медико-биологическим показателям.

Информирование широких слоев населения об этих фактах становится актуальным в связи с необходимостью повысить роль сознательной ответственности родителей за здоровье детей /3/.

Из сказанного выше становится ясно, что именно развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества.

Подростки в многодетных семьях имеют здоровье несколько ниже средних показателей; более высокую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь); более высокую включенность в дела по обслуживанию семьи; заниженный уровень взаимопонимания с родителями (отрицательное воздействие этого фактора усугубляется повышенной потребностью детей в родительской поддержке) /5/.

У всех многодетных семей имеется общая социальная проблема, специфически связанная с многодетностью. У детей наблюдается заниженная самооценка, неадекватные представления о значении собственной личности, что может отрицательно сказываться на всех их последующей судьбе /10/.

В многодетных семьях «проблемных» детей и подростков около 10-15%. Именно они должны стать первоочередным объектом деятельности социального работника, но не потому, что они «плохие», а потому, что им очень плохо.

Многодетность пагубно отражается на детях. Сколько бы ни говорили об «атмосфере многодетности», о взаимной поддержке, выручке - такие семьи скорее исключение, чем правило. Из статьи С.И. Голода «Многодетная семья в зеркале статистики» журнала «Огонек» за 1988 год стало известно, что слишком много детей в одной семье не так уж хорошо, как кажется на первый взгляд.

По исследованиям медиков и юристов видно, что в городских многодетных семьях выше процент правонарушений, совершенных малолетними; больше всего проявляется педагогическая запущенность.

По мнению экспертов, в десяти из ста семей с несколькими детьми нравственно-психологический климат неудовлетворителен /3/.

Знать негативные последствия многодетности необходимо для проведения своевременной профилактической и коррекционной работы или на уровне общегосударственных федеральных программ, так и деятельности социального работника с каждой конкретной семьей.

Далее будет рассмотрено, как же влияет размер семьи на детей.

3.2 Размер семьи как фактор формирования индивидуальности ребенка

Одной из наиболее сложных и многомерных проблем, с которой встречается социальный работник, является проблема семьи, семейных отношений, внутрисемейных зависимостей. В этом контексте все большее значение приобретает теоретическое осмысление связи количественного состава (многодетности) семьи и психологических особенностей развития каждого появляющегося в семье ребенка /2/.

В зарубежной психологии имеются убедительные свидетельства того, что количество детей в семье, порядковый номер рождения ребенка далеко не безразличны для развития не только личностных, но и интеллектуальных особенностей ребенка. Эти характеристики семьи оказываются существенными факторами для формирования психологической индивидуальности ребенка, оказывая отнюдь не только положительное, но и выраженное отрицательное влияние на его развитие /2/.

Исследования Вагнера 1985 года говорит о том, что индивиды из больших семей - по сравнению с маленькими - менее пластичны, менее способны противостоять неопределенности, более подозрительны, тревожны и обидчивы, более нуждаются в одобрении; у них в среднем беднее Я-концепция, они скорее конформны, чем самостоятельны, а самоконтроль преобладает над самовыражением. Вместе с тем у детей из больших семей выше оценки организованности и лидерства /3/.

Что же касается влияния многодетности на интеллект, то наиболее полный и глубокий анализ данного вопроса для Р. Зайонеца. Данные его работ часто противоречивы, однако преобладающая тенденция заключается в том, что лучшие данные IQ имеют первый и последний ребенок, хуже - средние номера.

Связь порядка рождения и интеллектуального уровня каждого ребенка может быть и положительной, прежде всего, при большом интервале между детьми.

Анастази предполагаются при возможных механизмах, приводящих к отрицательной связи интеллекта и размера семьи:

1) Наследственные структурные факторы. Менее способные родители передают наследственные ограничения потомкам.

2) Психологические различия в средах, предоставленных родителями своим детям, то есть в мотивационных, эмоциональных характеристиках семьи.

3) Размер семьи сам по себе, как основной причинный фактор. Независимо от интеллекта родителей на каждого ребенка придется меньше «воспитательных ресурсов» /2/.

Некоторые исследователи отмечают изменение родительских установок и стиля семейного воспитания с увеличением размера семьи. Как положительное отмечается большая центрированность на семье, большой удельный вес общего времяпрепровождения, совместных игр и т.д., возрастающую роль отца. Однако появляются и отрицательные моменты: большая авторитарность, увеличение телесных наказаний, ограничительная дисциплина, более жесткая критика и контроль, и возможно самое важное - менее индивидуализированное воспитание. В больших семьях существует отчетливая тенденция воспитывать детей одинаково, без учета индивидуальных потребностей и различий.

Таким образом, можно сказать, что многодетные семьи имеют как и общие проблемы (характерные для семей группы риска), так и специфические, зависящие от функциональной системы каждой конкретной семьи. Поэтому, при рассмотрении содержания социальной работы с многодетными семьями, будут освещены как общие виды работ, так и частные.

IV Содержание социальной работы с многодетными семьями

4.1 Понятие «социальная работа»

Согласно словарю-справочнику по социальной работе под редакцией Е.И. Холостовой, социальная работа - это особый вид деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных личностей и групп, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию.

Павленок П.Д. в «Основах социальной работы» дает следующее определение: социальная работа - разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

Содержание социальной работы можно определить как деятельность, осуществляемую профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленную на оказание помощи, государственного и негосударственного содействия человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Социальная работа имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему.

Ее структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или, как еще говорят, компонентов. Это - субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.

Это можно представить в виде схемы:

Объект является главным, определяющим суть и характер деятельности. Объект социальной работы - это люди, нуждающиеся в посторонней помощи.

Субъект - все те же люди в организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. А главный субъект - это люди, которые занимаются социальной работой профессионально или по собственному желанию. Содержание вытекает из функций работы. А функции следующие: управленческая, информационная, психолого-педагогическая, диагностическая, организаторская и оказание практической помощи.

Средства - все те предметы и орудия, которые используются в социальной работе.

Цель - удовлетворение потребности клиентов.

Управление включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработка и принятие решения, учет и контроль, организационное и материально-техническое обеспечение.

Вся социальная работа, как и любая профессиональная деятельность, регламентирована нормативно-правовыми актами и документами. По каким именно документам осуществляется социальная работа с семьей, в частности с многодетной, будет проанализировано в следующей главе.

4.2 Государственно-правовые основы социальной работы с многодетной семьей

Определяющее значение в обеспечение жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1) Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

2) Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

3) Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.).

4) Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирования, социальные услуги).

Все эти формы регламентированы нормативно-правовыми актами и документами. Все социальное законодательство развивается на основании Конституции РФ. В статье 53 отводится место пониманию защиты семьи как оказания ей материальной поддержки, всесторонней помощи, прежде всего в содержании детей. «Государство, - говорится в ч.III ст.53, - проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организаций и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставление пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семьям.

О трудовых льготах работникам, имеющим детей указано в «Трудовом Кодексе РФ». В частности, в ст.253 отмечаются работы, на которых ограничивается применение труда женщин; в ст.255, 256 говорится об отпусках по беременности и родам, уходу за ребенком и т.д.

Особое место в социальной помощи семей с детьми занимают денежные выплаты и льготы. Этот вид помощи регулируется следующими документами:

1) Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 26.04.95 года. В нем определены виды государственных пособий семьям с детьми; продолжительность выплат пособий; размеры пособий; порядок назначения и выплаты.

2) Постановление от 29.09.99 «Об утверждении порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка».

3) Указ Президента РФ от 05.05.92 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Он предусматривает для таких семей скидку в размере 30% установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией; бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей для детей до 6 лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте; бесплатное питание для учащихся; бесплатное обеспечение школьной формой либо заменяющим его комплектом одежды; один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха; первоочередной прием детей в дошкольные учреждения; содействие в получении льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья; помощь в трудоустройстве многодетных родителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты