Современные реалии социальной работы с бомжами в различных регионах
дминистрация Липецкого дома ночного пребывания не ставит своей целью перевоспитывать взрослых уже людей, по тем или иным причинам, волею обстоятельств оказавшихся на обочине жизни. Они просто дают нуждающимся ночлег.

В Якутске также имеется Дом временного пребывания. За 1999 год услугами Дома временного проживания воспользовались 1618 человек, из них 1075 - иногородние, в том числе 197 приехали из других краев России и СНГ.

Естественно, ни один из постояльцев не имеет городской прописки, большинство - вообще без каких - либо документов. Но что тревожит более всего - 703 клиента имеют судимость (многие - не одну), в том числе 154 человека лишь в том году освободились из мест лишения свободы. Последние, в основном, оседают в Якутске. По данным УВД Якутска людей без определенного места жительства, работы и не имеющих городской прописки, в столице ныне более трех тысяч человек. Половина из них прошла через исправительные учреждения. В основном, количество бездомных постоянно пополняется в первую очередь теми, кто приезжает в Якутск без определенных целей из улусов. В надежде на случайные заработки едут в основном одинокие люди, злоупотребляющие спиртным, склонные на почве этого к нарушениям общественного порядка, судимые. На местах, в селах, где их хорошо знают, ни одна организация не рискнет взять их на работу. Большинство из них по той же причине не нужны родным н близким. Вот они и вынуждены покидать родные дома. Большинство подобных людей едут именно в Якутск, т.к это большой город, практически федерального значения, где, как им кажется, есть множество возможностей. В октябре 1999 года с целью трудовой реабилитации бомжей, недавно освободившихся из мест лишения свободы, вышло Постановление Правительства PC (Я) о создании в первом квартале нынешнего года Центра реабилитации. Это такое решение, реализация которого позволит стабилизировать, а зачем и существенно улучшить криминогенную обстановку в городе. Ведь здесь - корни преступности, которые уходят в социальную сферу.

Развитие сети учреждений для лиц БОМЖ

В соответствии с перечнем объектов строительства, реконструкции и ремонта зданий для создания домов ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и оснащения их оборудованием в 2007 году: создано отделение ночного пребывания для лиц БОМЖ государственного учреждения "Центр социального обслуживания населения Красногвардейского района" (ул. Республиканская, 23); продолжена реконструкция здания в Невском районе Санкт-Петербурга (Рабфаковский пер., 5, корп.2), где в первом квартале 2008 года будет открыто отделение "Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства" государственного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Невского района"; продолжены работы по ремонту здания отделения "Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства" Санкт-Петербургское государственное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения Красносельского района" (город Красное Село, ул. Октябрьская,

8), открытие отделения запланировано на март 2008 года; продолжено строительство модульного здания под дом ночного пребывания Санкт-Петербургского государственного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Пушкинского административного района", открытие отделения запланировано на март 2008 года.

В 2007 году в Санкт-Петербурге осуществляли свою деятельность и предоставляли социальное обслуживание лицам без определенного места жительства: 8 отделений (домов) ночного пребывания лиц БОМЖ в структуре центров социального обслуживания населения Адмиралтейского, Кировского, Колпинского, Красногвардейского, Московского, Петроградского, Петродворцового, Центрального районов Санкт-Петербурга; государственное учреждение "Кронштадтский дом ночного пребывания"; 9 отделений социальной помощи лицам БОМЖ в структуре центров социального обслуживания населения Адмиралтейского, Василеостровского, Выборгского, Калининского, Курортного, Московского, Невского, Пушкинского, Фрунзенского районов Санкт-Петербурга.

По информации администраций Выборгского, Курортного, Приморского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга в 2007 году продолжался подбор помещений для создания отделений ночного пребывания для лиц без определенного места жительства.

Предполагаемые адреса помещений для размещения отделений ночного пребывания лиц без определенного места жительства: Выборгский район - ул. Композиторов, 2; Курортный район - город Зеленогорск, пер. Кузнечный, 6 литера А; Приморский район - Коломяжский пр., 6/2 литера А; Фрунзенский район - осуществляется подбор земельного участка для строительства здания модульного типа.

Реабилитационные Центры для несовершеннолетних оказывают экстренную психологическую помощь подросткам и молодежи, психолого-педагогическую помощь родителям в воспитании детей, занимаются профилактикой безнадзорности несовершеннолетних, социальной реабилитацией детей с девиантным поведением и детей из семей, попавших в критическую ситуацию. По телефону оказывается экстренная психологическая помощь, которая помогает клиентам снять стрессовое состояние, вывести их из психологического кризиса, предотвратить возможный суицид.

Для решения таких задач, как выявление причин и источников социальной дезадаптации и медико-психолого-педагогической диагностики детей, снятия стресса и выведения из кризисной ситуации, осуществления консультационной стимулирующей и коррекционной работы по индивидуальным и групповым программам в штатах социальных учреждений работают психологи и социальные педагоги. В ходе занятий преодолевается озлобленность, неадекватное поведение, запущенность в учебе, прививаются навыки культурного поведения, общения и самообслуживания.

Особым направлением работы учреждений социальной защиты является также социальная помощь лицам без определенного места жительства (БОМЖ). Она предусматривает направление на временное проживание с условием прохождения санитарной обработки. Лицам БОМЖ предоставляется бесплатное питание, временная регистрация, а также может быть оказано содействие в оформлении паспорта и трудоустройстве.

Перечень услуг, осуществляемых учреждениями социальной защиты, таким образом, весьма обширен. Он может увеличиваться, если определенные виды деятельности внесены в Устав конкретного учреждения. Так, например, социальные услуги могут оказываться участникам боевых действий, ликвидаторам последствий на ЧАЭС. Некоторые социальные учреждения предоставляют своим клиентам медицинские услуги в создаваемых отделениях реабилитационного типа (прежде всего для детей дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями). Эти отделения оборудуются современными медицинскими приборами, а в их штатах работают медицинские специалисты (логопеды, невропатологи, психотерапевты, массажисты). Созданы прецеденты работы на территориях учреждений социальной защиты коммерческих структур, занимающихся кодированием от алкогольной и наркотической зависимости. Для клиентов учреждений социальной защиты, относящихся к группам риска и имеющим несовершеннолетних детей, оно проводится на бесплатной основе.

Эти меры и услуги, как отмечается в аналитическом докладе эксперта, предпринимаются для обеспечения "профилактической работы с семьями, находящимися в социально-опасном и трудном материальном положении".

Особенности медико-социальной работы с лицами "бомж"

Бездомный - это человек, лишенный порой не только крова, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места работы (нет паспорта или трудовой книжки; нет работы или не берут на работу) и т.д. Не говоря уже о душевном комфорте, нормальном самочувствии.

К бездомным требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может работать с ними (особенно с некоторыми категориями, такими, как люди, опустившиеся на "дно"). От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их. Надо дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег питание, медицинскую помощь.

С лицами без определенного места жительства необходимо проводить также медико-социальную работу. Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Как правило, такие люди оказываются в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность человека: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, преклонным возрастом, безнадзорность, сиротство, конфликты и жесткое обращение в семье, отсутствие определенного места жительства, безработица.

Исследования, проводимые в России, показывают, что трудная жизненная ситуация и медицинская патология отягощают друг друга и порождают так называемый "порочный круг".

Объектом медико-социальной работы являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенциируют друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятии. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежно оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.

К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность таких контингентов устойчиво возрастает па протяжении последних лет. Необходимо подчеркнуть, что одной из причин этого является низкая эффективность существующих форм и методов работы с ними, а также отсутствие должной сети специально ориентированных на такого рода деятельность служб.

При организации медико-социальной работы необходимо придерживаться основных принципов, которые позволили бы обеспечить профессиональный целостный подход в этом виде деятельности. В концептуальном плане автор придерживается основных принципов, предложенных Ю.В. Валентиком.

Таковыми являются:

экосистемность - учет всей системы взаимоотношений чело века и окружающей его среды в данной проблемной парадигме системный анализ взаимосвязей между всеми элементами конкретной проблемной жизненной ситуации и определение на его основе совокупности социально-функциональных позиций и действий.

Солидарность - согласованное организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений, действующих в любой сфере, и учреждении, входящих в структуры организаций с разной формой собственности.

Конструктивная стимуляция - отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у их субъектов пассивное иждивенчество.

При соблюдении в социальной работе с "бомжами" всех вышеперечисленных принципов деятельности социальных работников в комплексе возможны положительные результаты.

Требования к социальным работникам при работе с людьми без определенного места жительства

В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах и т.д.

В успешности социальной работы важным критерием является духовность и психологические качества самого работника. В процессе своей эволюции социальная работа прагматизировалась, отходя от своих истоков духовности, но тем не менее ее определение сейчас представляется как милосердие + умение. Не всякий человек сможет работать социальным работником, тем более на таком неблагодарном участке, как работа с "бомжами". Какие же качества более всего необходимы такому социальному работнику?

Во-первых, милосердие. Именно милосердие как состояние души человека - социального работника является основой и связующим звеном между социальной работой и духовностью. Под духовностью психологами понимается внутренняя устремленность к добру, потребность отдавать свои душевные силы ближнему, творить добро, выполняя свою миссию на этой земле.

Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных, но благородных и одухотворенных видов деятельности.

Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех ее разновидностях сводятся к общечеловеческим ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии.

Нравственный человек осознает необходимость действия с учетом критериев, выверенных человеческим опытом. Безнравственный человек находится в подчинении у собственных интересов, стремлений, желаний, его путь - вседозволенность. Обществу нужен нравственно-надежный социальный работник, озабоченный духовным самосовершенствованием. Предметом его особого внимания должны быть человековедческие знания.

Второе - профессионализм и компетентность. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью. Тем более это касается социального работника.

В социальной работе, как нигде, необходим профессионализм и компетентность. Она требует динамизма, индивидуальности, быстрой адаптации к изменившейся ситуации.

Третьим слагаемым выделяется гуманитарная образованность социальных работников. У Ф.М. Достоевского есть высказывание, суть которого состоит в том, что гуманитарная развитость облегчает человеку освоение любой профессии. О верности этого утверждения свидетельствуют многие факты, примеры из жизни великих людей. Гуманистические ценности должны составлять основу его мировоззренческих позиций. Кредо социального работника это:

бережное сохранение и воспроизводство духовных ценностей;

социальная защищенность;

забота о здоровье людей;

экологическая безопасность.

Наша система образования не всегда правильно готовила специалистов мировоззренчески. В ее основе должно лежать благоговение перед личностью, признание бесценности каждой жизни, уникальность каждого человека на этой земле.

Благодаря гуманитарным знаниям, человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергать ее чувственной и рациональной обработке. Эти знания выступают важнейшими условиями деятельности социального работника.

Следующее важное слагаемое для формирования имиджа заключается в том, что каждый социальный работник должен быть психотехнологом. Психотехнология - это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми. Психотехнология реализуется в общении и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных психотехник, которая опирается на анализ общения и личностного совершенствования.

В особых, трудных или экстремальных, условиях, когда внешние или внутренние факторы вызывают нарушение нормальной деятельности функциональных систем, возникает естественная потребность восстановить равновесие, сбалансировать психические процессы, очистить душу. В результате осознания ситуации появляется мотив того или иного действия в целях приспособления к нестандартной обстановке, происходит активизация системы психической саморегуляции, человек ощущает необходимость "собраться", "отмобилизоваться", перестроиться. Это и есть начало рефлексии, когда чаще всего запускается механизм общения с собой, механизм анализа и оценки, выработки и принятия решений.

Использование различных психотехник, перешедших из архаических слоев прошлого, ритуальных процедур в рациональные механизмы управления внутренним состоянием, поведением людей, поможет социальному работнику обрести навыки самоорганизации саморегуляции, духовного очищения, формирования имиджа для успешного профессионального оказания помощи нуждающимся людям.

Принимаемые Правительством Москвы в течение ряда лет меры по социальной поддержке лиц без определенного места жительства и занятий позволили сформировать устойчивую, гарантированную систему социальной поддержки этой категории граждан на городском и районном уровнях, основными принципами которой является доступность, гуманность, профилактическая направленность, соблюдение прав человека и гражданина.

Эти принципы легли в основу Городской комплексной программы мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества в городе Москве на 1998-1999 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 18.08.98 N 630. В целом эта программа выполнена.

Работа по профилактике бродяжничества и попрошайничества проводится органами внутренних дел, социальной защиты населения, здравоохранения, префектурами административных округов, а также другими заинтересованными ведомствами и общественными организациями.

Координацию этой работы осуществляет Межведомственная комиссия по проблемам профилактики бродяжничества.

Неотложные проблемные вопросы ежеквартально рассматриваются на заседаниях Оперативной группы при Межведомственной комиссии, что в значительной степени способствует успешному выполнению намеченных программой мероприятий.

За истекший период были определены организационные основы системы правового регулирования в отношении лиц без определенного места жительства, их медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, проведена работа по созданию соответствующей нормативно-методической и информационной базы. Изучен контингент этой категории граждан, создана система учреждений, осуществляющих профилактику бродяжничества и попрошайничества.

В целях сокращения притока и концентрации в городе Москве лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и вынужденных заниматься бродяжничеством и попрошайничеством, а также в целях совершенствования системы социальной поддержки этой категории граждан, защиты москвичей от совершаемых ими противоправных действий и распространения инфекционных заболеваний Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Городскую комплексную программу мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества в городе Москве на 2001 - 2002 годы (далее - Программа), согласно приложению.

2. Департаментам, комитетам, управлениям, префектам административных округов принять меры по безусловному выполнению мероприятий, предусмотренных Программой, и по полугодиям информировать Межведомственную комиссию по проблемам профилактики бродяжничества о ходе их реализации.

3. Городской Межведомственной комиссии по проблемам профилактики бродяжничества продолжить координацию деятельности ГУВД г. Москвы, комитетов социальной защиты населения, здравоохранения, Департамента муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы, префектур административных округов и других заинтересованных ведомств по реализации мероприятий Программы.

4. Префектам административных округов:

4.1 В месячный срок сформировать окружные Межведомственные комиссии по проблемам профилактики бродяжничества.

4.2 В двухмесячный срок разработать и утвердить окружные комплексные программы мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества на 2001-2002 годы, направленные на усиление данной работы в административных округах.

5. Комитету социальной защиты населения Москвы:

5.1. В целях профилактики бродяжничества и попрошайничества среди несовершеннолетних москвичей создать до 2003 года необходимую сеть социальных приютов для детей и подростков и обеспечить их функционирование.

5.2. Открыть в I квартале 2001 года на базе Центра социальной адаптации "Филимонки" кризисное отделение для лиц без определенного места жительства с несовершеннолетними детьми.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты