Современные реалии социальной работы с бомжами в различных регионах

Современные реалии социальной работы с бомжами в различных регионах

58

Содержание

  • Какие существуют типы социальных учреждений для лиц бомж
    • Причины возникновения бездомности и бродяжничества
    • Алкоголизм как усугубляющий фактор
    • Дети, оставшиеся без определенного места жительства
    • Проблемы социальной реабилитации лиц "бомж" - бывших заключенных
    • Беженцы как социальная проблема
    • Пути и методы решения проблемы бездомности и бродяжничества в стране
    • Особенности медико-социальной работы с контингентом "БОМЖ"
    • Требования к социальным работникам при работе с людьми без определенного места жительства
    • Современные реалии социальной работы в различных регионах
    • Развитие сети учреждений для лиц БОМЖ
    • Особенности медико-социальной работы с лицами "бомж"
    • Требования к социальным работникам при работе с людьми без определенного места жительства
    • Заключение
Какие существуют типы социальных учреждений для лиц бомж

В социальных учреждениях лицам бомж предоставляется бесплатный ночлег, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. При необходимости оказывается доврачебная помощь, а нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения.

Сейчас в Российской Федерации сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам бомж:

1. дома ночного пребывания;

2. специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых;

3. центры социальной адаптации;

4. социальные гостиницы и приюты.

Для обеспечения общественного порядка в доме ночного пребывания выставляется пост милиции. Здесь принимаются лица без определенного места жительства (в первую очередь - инвалиды и старики), которые обращаются сами или направлены органами внутренних дел или органами социальной защиты.

В ряде регионов получило развитие обслуживание бездомных престарелых и инвалидов из числа освободившихся из мест лишения свободы. Эта категория граждан направляется из приемников-распределителей органов внутренних дел в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов. Специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых являются медико-социальными учреждениями. Они предназначены для проживания в них граждан, нуждающихся в постороннем уходе, в бытовой и медицинской помощи, из числа освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и занятий, направляемых органами социальной защиты.

Эта форма социальной работы с лицами бомж из числа освободившихся заключенных позволяет престарелым и инвалидам данной категории не только решить социально-бытовые проблемы, но и восстановить утраченные социальные связи с обществом.

Развитие сети специальных домов-интернатов будет продолжено, так как, по данным органов МВД России, примерно каждый девятый (11-12%) покидающий тюрьму - инвалид или престарелый.

Центры социальной адаптации предназначены для трудоспособных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снятых с учета органов внутренних дел и задержанных за бродяжничество. Данные учреждения решают вопросы бытового и психологического характера, а также оказывают помощь в трудоустройстве. Здесь проводятся культурно-массовая работа и предупредительно-профилактические мероприятия. Такие центры имеют общежития, где бомжам предоставляется возможность проживать до шести месяцев. За этот период клиентам оказывается помощь в решении различных правовых вопросов, а также в восстановлении утраченных социальных связей. Сейчас в России работают три таких центра - в Перми, Омске (на 60 мест каждый) и в Красноярске (на 10 мест).

Социальные приюты (гостиницы) дают возможность 10-суточного бесплатного проживания, а также получения необходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения. В социальных приютах (гостиницах) оказывается также медицинская помощь. В период проживания лица бомж получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения.

В Костанае больше всех "плачут" от бомжей администрация городской больницы и ПКСК. Только прошедшей зимой в больнице пребывали в ожидании теплой весны более 70 человек без крова. На фоне нехватки социальных учреждений для лиц данной категории самым доступным приютом сегодня оказались больничные палаты и подвалы многоэтажных домов.

Для нас это серьезная проблема, ведь мы - не богоугодное учреждение, а медицинское, - говорит главный врач Костанайской городской больницы Хайрулла Испулов. - Пик приходится на зимние месяцы, так как людям, у которых нет жилья, в это время года особенно туго. Прошедшей зимой к нам доставили 30 обмороженных бомжей, семнадцати из них пришлось ампутировать руки и ноги. Отрезали мы бедолагам конечности, чтобы они не умерли от гангрены. Не выкидывать же их на верную смерть в мороз. Вот и оставляем в палатах рядом с обычными пациентами, которые ругаются с нами, требуют переселить бомжей в другое помещение. В том же травматологическом отделении 70 койкомест, зимой практически половина их была занята именно бомжами. Как правило, у них букет болезней: венерические, инфекционные заболевания, туберкулез, педикулез, гепатит. Думаю, проблемы бомжей - огромное поле деятельности для мечети, церкви, многочисленных открывшихся приходов. Во многих странах мира под эгидой общественных организаций и религиозных учреждений существуют ночлежки для бомжей, пункты бесплатного горячего питания, раздачи теплой одежды. У нас почему-то такое не практикуется.

В Костанае есть два места, где бомжи могут приткнуться официально. Первое - приемник-распределитель для бродяг, второе - центр временной изоляции и адаптации для людей без определенного места жительства. Первое заведение - полицейская епархия, за четыре месяца нынешнего года в ней побывали 410 человек. Рассчитывать на длительное пребывание здесь человек не может - ему отведено ровно столько времени, сколько необходимо для сбора информации по установлению личности, дальше - путь в центр временной изоляции. Многие проблемы, связанные с бомжами, спихивают на полицию: дескать, они не работают. Но полиция, как и больница, - не социальный институт, призванный устраивать бомжей на работу, давать им жилье. Корни проблемы лежат гораздо глубже.

Направить на путь истинный бомжа, которому за 30, 40, 50 лет, невозможно. Это уже раз и навсегда избранный образ жизни, - считает заместитель акима Костаная по социальным вопросам Асан Нургазинов. - А вот если мы сообща возьмемся за то, чтобы создать условия, чтобы человек не опустился на дно жизни, - это самый верный путь. Если говорить о социальных учреждениях для бомжей, в нашем городе есть единственный центр временной изоляции и адаптации, рассчитанный лишь на 80 мест. Зимой в нем теснились 140 человек. Нужны средства на открытие еще одного подобного центра, но пока нет бюджетного финансирования.

Я часто наблюдаю за группой бомжей, которая облюбовала и обжила кусок теплого трубопровода во дворе многоэтажки в районе центрального рынка. Среди них главный - Бахыт. Два года назад ему в больнице отрезали ногу. Теперь он лихо бегает на костылях вокруг грязных овощных ларьков, мусорных контейнеров. Вот и сейчас он, размахивая костылем, с товарищами по кочевой жизни что-то бурно обсуждает, спорит, делит. Когда-то я знала его, мы жили в одном поселке, он даже бывал в гостях у моих родителей. Человек просто спился.

Замечательный ведь был человек - работяга, отличный шофер, - говорю я брату, наблюдая за Бахытом из окна квартиры. - И дочь-красавица выросла, и сын взрослый, жена есть, брат родной в городе в достатке живет. Почему не выбраться из помоек, не стать нормальным человеком? - А зачем? Ему так нравится жить, зачем ему работать, решать какие-то житейские проблемы, заботиться о детях, внуках, когда бомжевать легко и беззаботно. У них, у бомжей, свой мирок, своя кухня, и иной жизни им не надо. Собрали еду, денег на "пузырь" - вот и все хлопоты.

Бахыта родные не раз пытались вывести в люди, ловили, домой привозили, отмывали, постригали, в одежду новую переодевали, нормальную постель давали, но не тут-то было. Максимум день, и Бахыт убегает, его ничем не удержать. Вот и махнули на него рукой - живи, как знаешь. Со стороны только посмотрят и успокоятся: жив-здоров, и ладно.

К бомжам можно относиться с отвращением, как к носителям заразных болезней, от которых не застрахованы гуляющие на улице дети, домашние животные и даже мы, взрослые, - говорит руководитель центра проблем формирования здорового образа жизни Надежда Жаркова. - Их можно жалеть, потому что они не агрессивные, жалкие, несчастные люди. Я утром, когда выхожу из дома на пробежку, выставляю возле мусорки в кулечке остатки еды - чтобы они не выковыривали ее из контейнера. К бомжам можно относиться равнодушно, потому что это люди без силы воли, они сами виноваты в своем положении. Не могу сказать, как надо решать проблему бомжей, но однозначно - не агрессивными жесткими акциями.

В ПКСК города тему бомжей называют одной из самых злободневных и неразрешимых.

Нам приходится воевать с ними, - прямо заявляет председатель ПКСК "Восход" Анатолий Дергунов. - Зимой они осадой берут подвалы домов, спят в элеваторах. Выход один - зарешечивать подвальные окна, двери. Пьяные, грязные, где сидят, там же справляют нужду. Возмущению жильцов нет предела. Почему-то никто, кроме нас, ПКСК, мер борьбы с ними не принимает. Считаю, бомжам должно быть отведено специальное учреждение, чтобы их как-то контролировали медики, полицейские, органы власти, а не так, как сейчас, - полная свобода бродяжничества. Умирают бомжи в подвалах, возле подъездов, на трубах, в люках - наши дворники их находят, жильцы сообщают. Нехорошо это.

Председатель ПКСК "Юность" Людмила Плотникова сообщила, что на днях очередной труп бомжа был найден на трубопроводе. Мужчина грелся, так и заснул навсегда. Когда-то он жил в доме, к которому идет этот трубопровод. Несколько лет назад у него забрали квартиру, наверное, за коммунальные долги, и все эти годы он не мог уйти далеко от некогда родного крова. Бабульки-соседки знали и жалели его, давали еду. Наверное, в его положении, как это ни звучит кощунственно, смерть - не самый худший выход из положения. Как человек Плотникова жалеет бомжей, а как председатель ПКСК возмущается:

Из-за них в эту зиму в подвалах произошло три пожара. Когда на улице ноль градусов, бомжи идут в подвалы, греются, разжигают огонь. В поисках выхода из ситуации зарешечиваем окна, хотя это противоречит нормам пожарной безопасности. Проверяющие категорически требуют, чтобы окна подвалов были открыты для доступа пожарных рукавов. Платим штрафы. Весной бомжи, как муравьи, выходят на свет, селятся под окнами первых этажей, в тени деревьев, там же устраивают туалеты. Зловоние из подвалов и улицы идет в квартиры, жильцы пишут бесконечные жалобы. В нашем ПКСК есть несколько домов, которые обжили бомжи, и мы своими силами не можем оттуда их изгнать. Они возвращаются вновь и вновь...

Крыша для бомжа готова в любое время. Многие уличные бродяги и попрошайки - жертвы махинаций с жильем, которых просто-напросто обманули и выбросили на улицу. Можно ли им помочь? Кто им помогает и как? Рассказывает заместитель начальника отдела Комитета социальной защиты населения города Москвы Андрей Пентюхов:

Лица без определенного места жительства, а попросту говоря, бомжи, которые когда-то имели постоянную прописку в столице (теперь она называется регистрацией по месту жительства), а ныне утратили свое жилье, могут сами обращаться в учреждения социальной помощи. Я имею в виду дома ночного пребывания, социальные гостиницы, центр социальной адаптации "Филимоники" (Московская область, Ленинский район). На сегодня мы имеем 12 учреждений на 1600 мест, включая и специальные отделения в домах-интернатах на 350 мест.

Бомжи, попадая к нам, рассчитывают, что будут временно обитать тут до шести месяцев, тогда как на самом деле этот срок порой растягивается до двух-трех лет. Дело в том, что наши учреждения ориентированы на тех людей, которые не утратили человеческий облик и стремятся трудиться. До 95 процентов проживающих у нас - работают. Спившиеся, опустившиеся люди к нам не приходят. У них иной образ жизни: они не стремятся работать, постоянно пьют и ночуют на улице.

Есть еще одна категория бродяг-москвичей, которых из дома просто выгнали, хотя они там и прописаны. И они вынуждены скитаться, пополняя армию бомжей. Такие люди к нам попадают очень редко. Вообще же это компетенция органов внутренних дел. И если у человека нет возможности жить в мире с бывшей женой, то надо через суд добиваться раздела жилплощади.

Тех же, кто попадает к нам, регистрируют по месту пребывания, они пользуются правом бесплатно жить и питаться (им выдают талоны в прикрепленную столовую) до того момента, пока не устроятся на работу. Содействуют им и в получении паспортов. И, наконец, делается все, чтобы их трудоустроить. Так, например, дом ночного пребывания "Люблино" тесно сотрудничает с предприятиями столицы. Результат: около 60 человек работают на Государственном подшипниковом заводе № 2 и 25 человек - на Московском заводе автоагрегатов, где получают зарплату до 6 тысяч рублей в месяц.

В доме ночного пребывания имеются большие комнаты на 8 - 10 человек с двухъярусными кроватями. А вот в социальной гостинице в том же "Люблине" комната рассчитана уже на 2-3 человека.

Ну ладно, бомж живет у нас иногда, как я сказал, по два-три года, а куда же он девается потом? Этот вопрос волнует и нас, потому что наши учреждения как бы превращаются в жилые дома, тогда как они должны служить для временного проживания. Каким тут может быть выход? Ответ нам подсказало правительство Москвы, 23 января 2001 года принявшее постановление № 70 "О работе с лицами без определенного места жительства, профилактике бродяжничества и попрошайничества в городе Москве", которым утверждена городская комплексная программа на 2001-2002 годы. В частности, в документе указано, что для лиц без определенного места жительства, которые уже длительное время находятся в учреждениях социальной помощи и ведут нормальную жизнь, нужно создавать такие учреждения, где они могли бы жить как бы на постоянной основе.

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предложил нам дом 48 на Краснодарской улице в Юго-Восточном административном округе. Это примерно семь лет назад отселенный кирпичный пятиэтажный корпус, где 68 двухкомнатных и 10 однокомнатных квартир и где после его реконструкции смогли бы жить более 140 человек. Предусматривалось, что у них будет обязательная регистрация по месту пребывания, дабы не закреплять жестко за гражданами площадь - на тот случай, если вдруг кто-то начнет пить, буянить, а выселить его на законных основаниях уже будет нельзя. Доброе дело задумано? Бесспорно. Однако вышло так, что учреждение с длительным сроком проживания, которое намечалось впервые создать в Москве, всполошило жителей данного района и они решительно выступили против. Так что теперь дом 48 пойдет под обычное заселение. Но мы надеемся, что рано или поздно вопрос решится положительно.

Сейчас, как я уже сказал, мы имеем 12 учреждений на 1600 мест. А начинали с обители на 24 места - отдельного помещения (с отдельным, конечно, входом) при психо-неврологическом интернате, расположенном в доме 6 по улице Ротерта в Северо-Восточном округе. Сейчас тот первый дом ночного пребывания закрыт. После него была социальная гостиница "Марфино". И так постепенно мы росли.

Сегодня в наших учреждениях есть свободные места. Летом бомжей у нас меньше, а зимой дома заполняются до 80 процентов, но ни разу наши помещения не заполнялись полностью. А резервы есть: если число наших обитателей возрастет, то мы тогда разместим двухъярусные кровати.

Проблему крыши над головой бездомных людей мы решаем не в одиночку. С нами вместе работают и ГУВД, и Комитет здравоохранения, и Департамент жилищной политики, и центр Госсанэпиднадзора в Москве, и Департамент федеральной государственной службы занятости по Москве и другие ключевые структуры.

Мы не делим бомжей на московских и иногородних, которые каким-то образом оказались в столице. Милиция обычно их доставляет в шесть приемников-распределителей на 656 мест (вскоре предполагается открыть еще четыре). Там они находятся десять дней, а прежде было 30, потому что надо установить их личности, причастность к совершению преступлений и, наконец, выдать им документы.

Затем наши сотрудники приходят туда и рассказывают бомжам о тех учреждениях социальной помощи, куда они могут обратиться. Хочу еще раз подчеркнуть: у нас есть свободные места, и уличные обитатели могут на них претендовать только по личному пожеланию.

В Москве, по данным властей, насчитывается до 30 тысяч бездомных. Девять десятых из них - приезжие. Многие имеют жилье на родине, но жить предпочитают, как крыловская стрекоза: "И под каждым ей кустом..."

В столице для бомжей открыты восемь "учреждений социальной помощи", где можно поесть, помыться, вывести вшей. Да вот беда: большая часть из 1,5 тысячи мест в этих приютах, как правило, не заняты. Ну не любят бичи, природные анархисты, жить по расписанию! Поэтому для ночевки бродяги ищут подвалы, чердаки, подъезды. Между тем, по данным столичного Департамента здравоохранения, до 40% бездомных больны туберкулезом. И многие - в открытой, то есть заразной форме.

У нас бомжи несколько лет жили прямо на лестнице, - рассказывает жительница северо-запада Москвы Светлана. - Консьержку-то сажать некуда, места нет. А домофон не помогал. Милицию вызовем - их заберут. А потом все возвращаются. Мы и код на подъезде меняли - бесполезно. Но однажды кто-то случайно или специально разбил окно на площадке. В подъезде сразу холодно стало, неуютно. Зато бомжей как ветром сдуло!

Николай Ваничев, житель центра Москвы, рассказал, как бездомные оккупировали чердак.

Целую гостиницу устроили! Поставили нары, чтобы спать, груды шмотья притащили и, кстати, тут же гадили... Пришлось скинуться всем подъездом и установить на чердак вместо деревянной двери железную. И замок на нее повесили, который спилить нереально. Пока бомжами и не пахнет. В буквальном и переносном смысле!

Аббревиатура "бомж" вошла в наш обиход не так давно. Но это вовсе не значит, что до этого бродяг не существовало. На самом деле они были еще в глубокой древности, только назывались иначе. Поэтому корни социальной работы с этой категорией людей - лицами без определенного места жительства, - уходят во времена древних славян, которым уже были известны простейшие формы благотворительности. Систематический характер благотворительность приобретает после крещения Руси, осуществленного князем Владимиром в конце 10 века. В течение нескольких столетий она осуществлялась преимущественно частными лицами и церковью, а с начала 19 века ею стали заниматься общественные организации. Еще при Иване Грозном были сформулированы идеи государственной помощи нуждающимся, свое воплощение они получили только во времена Екатерины II, которая завершила начинания Петра I в сфере призрения. После земельной реформы, проведенной Александром II, вопросы призрения перешли в ведение органов местного самоуправления. К концу 19 века Россия имела не только развитую благотворительность, но и общественно - государственную систему помощи нуждающимся. Эта система составила основу в структуре социальной работы в странах Запада. Но в России социальная работа возникла, как таковая, не в начале 20 столетия, а в конце него по объективным причинам. Во - первых, начало 29 века было отмечено повышенным интересом к политике, проблемы социальной сферы отодвинулись на второй план. В Советской России социальная работа в начале прошлого века не возникла вообще, т.к. благотворительность всегда была объектом отрицательного отношения со стороны марксизма - официальной идеологии Советской России. Вторая причина заключалась в том, что Советское государство установило свой контроль не только над экономикой, политикой, но и над социальной сферой. Социальные завоевания народа в период социализма в связи с затратной мобилизационной экономикой оказались непрочными. В 80-е годы назрела необходимость реформирования самой социальной системы и, соответственно, системы социального обеспечения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты