Социология коммуникации
нешне духовно-психическое воздействие имеет ряд преимуществ по сравнению с силовым. В отличие от насилия, оно не влечет за собой прямых жертв и крови и не требует больших материальных затрат, но оно разрывает диалог между властью и обществом раз и навсегда. Ложь - основа манипуляции. Это вымысел или извращение истины, сознательно неверное показание, акт воздействия, преднамеренное несоответствие между тем, что человек заявил, и тем, в чем он действительно убежден, что он действительно знает, считает и чувствует, реализация намерения одного субъекта ввести другого в заблуждение. Определения К. Милитяна, В. Штерна, Г. Дюрандена, Л. Леви, В. Знакова из М.А. Красников Феномен лжи в межличностном общении.// ОНС. - 1999. - №2. - С.176. Манипулировать вечно невозможно. Правда рано или поздно выйдет наружу или манипулятор может совершить однажды ошибку, а манипуляция, которая открыта, перестает быть манипуляцией и превращается в обман.

5.2. Передаваемая информация может воплощаться в самых разных знаковых системах. Платье, поза, жест могут быть красноречивее слов, это - "невербальные тексты". По оценкам американских психологов (Дж. Руш), язык жестов насчитывает 700 тысяч четко различимых сигналов, в то время как самые полные словари английского языка содержат не более 600 тысяч слов. Аллан Пиз дает советы, как читать мысли других по жестам и с их помощью влиять на окружающих. Пиз А. Язык телодвижений. - Санкт-Петербург: Издательский дом Гутенберг, 2000. - 185 с. Отсюда первое деление манипуляции на текстовую и невербальную.

А. Цуладзе различает техники и технологии манипуляций таким образом:

Кроме того, манипуляцию можно классифицировать:

1. По объекту воздействия: а) массовая (страна, класс, избиратели); б) групповая (элиты, аудитории, партии, государственный органы); в) персональная (лидеры, руководители, партнеры, дипломаты).

2. По скрытости источника:

Прямая А В

Опосредованная А С В

Структурно-организованная А (организация) В

Механизированная А (СМИ) В, С, Д и т.д.

Смешанная, когда последним А тоже манипулируют,

3. По частоте влияния: а) одноразовое воздействие (для достижения определенной простой цели); б) многоразовое (для достижения более сложной цели); в) систематическое (выборы); г) постоянное (влияние на международной арене); д) тотальная (полное изменение менталитета объекта и подчинение его),

4 По географии влияния: а) на цивилизационном; б) на международном (НАТО, ООН); в) на межгосударственном; г) на федеральном; д) в рамках избирательного округа, коллектива, группы лиц,

5 По носителю информации: а) текст (сфера манипуляций опытных адвокатов, юристов, депутатов); б) звук (сфера радио, опытных ораторов и дикторов); в) изображение (сфера телевидения, кино, плакатных PR, рекламы); г) действие (поступок),

6 По субъекту, объекту: субъект манипуляции всегда персонифицирован. (личность или организация), а объектом может выступать еще и толпа, население.

7. По механизму: манипуляция сознанием объекта, манипуляция пространственно-временными рамками с учетом особенностей сознания объекта (манипуляция регламентом, нарезкой округов).

5.3. В Конституции РФ записано право граждан на получение полной и объективной информации. Информацию выделяют как объект гражданского права, потребитель информации защищается государством.

В России было принято много поправок к закону "О СМИ". Не могут учреждать СМИ на территории РФ иностранные лица и организации и иметь более 50% акций. В международном информационном обмене не допускается монополия. Закон прописывает понятия: информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, государства. Обязанность государства защита пользователя от некачественной и недостоверной иностранной информации. Передачи, эксплуатирующие интерес к сексу облагаются большим налогом. Во многих странах есть законы "О государственной поддержке СМИ и книгоиздания", где литература детского и образовательного содержания имеет налоговые льготы.

В законе "О рекламе". Например, в радио - и телепрограммах не допускается прерывание рекламой и накладывание бегущей строки на детские, образовательные и религиозные передачи; постановки и художественные фильмы без согласия автора, передачи о деятельности органов Государственной власти; прерывание рекламой передач менее 15 минут и прерывание рекламой программы чаще, чем через 15 минут. Звук рекламы не должен быть громче звука передачи. Один ролик не должен повторятся более двух раз за час. Рекламного содержания в передаче не должно быть более 20% эфирного времени. Не допускается скрытая, заведомо ложная, недостоверная и неэтичная реклама, которая нарушает нормы морали в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, убеждений. Не допускается реклама, обращенная к детям.

Необходимо узаконить определенные требования, к качеству информации о состоянии общественного мнения:

1) Увеличить срок моратория на опубликование данных об общественном мнении.

В России - 3 дня, на Украине - 14, в Литве - весь период избирательной компании.

2) Правило указывать организацию, проводившую опрос, время проведения, выборку, заказчика опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса и статистическую оценку возможной погрешности.

3) Ввести лицензирование опросных центров.

4) Ввести комиссии по опросам общественного мнения (Во Франции они проводят экспертизу программ перед массовой публикацией).

В Европе были учреждены нормы работы ТВ.

Обязанность при освещении проблем, по которым в обществе есть разногласия, предупреждать о различии позиций социальных групп и общественных движений.

Обязанность четко разделять факты и мнения с точными указаниями лиц или организаций, которые данное мнение высказывают.

Неподтвержденные сообщения, слухи и предположения, реклама должны быть четко обозначены как таковые.

Учреждение права неприкосновенности личного образа. (Неприкосновенность фототела человека). Символические фотографии должны снабжаться подписью, что фотография не является документальной

Установление квоты отечественной продукции (для защиты от культурной экспансии). Европарламент принял решение: любой канал ТВ в Европе обязан не менее 51% времени отдавать продукции европейских авторов.

Один из способов преодолеть "цифровую пропасть" это приобщить население к информационным технологиям, сделав их доступными. Сегодня развитые страны активно обновляют свой парк компьютеров. "Пентиум-1" б/у стоит в США $5, но в России нет налоговых льгот для бывших в употреблении товаров, и компьютеры облагаются пошлиной как новые. Их предпочитают продавать в страны Африки и латинской Америки.

5.4. Идея величия страны нужна для подъема духа народа. Она должна звучать в СМИ. Исходя из нашего менталитета, введение национальной идеи должно начинаться с "верхов" т.е. они должны ее проводить.

Национальные идеи помогли многим странам выбраться из глубокого кризиса. У США национальная идея появилась с чисто американскими ценностями. "Американская мечта" - материальное благополучие "в этой жизни", а не в отдаленном "светлом будущем", осознание уникальности своей страны, огромной по площади и разнообразной по климату, самой богатой в мире и имеющей самый мощный экономический и научно-технический потенциал Владимиров А. И. О национальной идее России. Стратегические этюды. - Москва - Новосибирск: ООО "Издательство ЮКЭА", 2000. - С.66.. После войны добавилась идея об исключительной роли США в мире. Знаменитый американский патриотизм, породил представление, что Америка всегда права, какие бы действия она не совершала в мире. Внутренний патриотизм придает легитимность власти и переходит в уважение других стран. В России одухотворенность народа играла решающую роль в ее исторических испытаниях. В течение многих десятилетий 20 века в общественном сознании господствовали дух первооткрывателей и победителей: первый искусственный спутник Земли, первый в мире полет человека в космос, первая в мире атомная электростанция, первый атомный ледокол и т.д. А еще ранее: наша заслуга - сокрушение фашизма, освобождение Европы, статус бастиона мира на земле. (Теперь такие настроения господствуют у американцев) Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в ХХI веке. - М.: Логос, 1998. - С..301.. Бердяев Н.А. подчеркивал: русский человек, если верит во что-то, способен вынести любые лишения и ограничения. Потеря веры, разочарование в идеалах, сомнения в ценностях, идеях, лидерах толкает русскую душу во власть нигилизма Головатый Ю.А. Исторические традиции и политическая культура России// Известия ТулГУ. Социология и политология. - Тула 2000. - С.25..

Часть ценностей можно позаимствовать у религии. Классические религии осуждают праздность, безделье, гордыню и многие другие грехи человека, которые делают его уязвимым для манипуляторов. Человек верующий имеют свои убеждения, идеологию и систему ценностей, которые трудно изменить. Кроме того, многие религии (Ислам, Православное христианство) не рекомендуют истинным верующим смотреть телевизор, а рекомендуют читать и не только церковные книги.

"Вызовы" глобализации становятся стимулом для страны, когда существует воля и энергия народа и государства найти и дать "Ответ". Сегодня в стране пока еще имеются материальные, геополитические, экономические и духовные ресурсы для достойного Ответа.

Есть необходимость обучения защиты от манипуляций. Здесь нужна долговременная комплексная подготовка с постоянной практикой выступлений перед различными аудиториями, исправлением ошибок и разбором результатов. Хороший эффект дает программа Парламентские дебаты, где студенты и школьники могут приобрести навыки общения бесплатно См:Дебаты: проблемы, исследования и перспективы, Рига, Педагогический центр "Эксперимент", 2002. - 252 с.. Навыки критического мышления, ораторских уловок, поиска информации и многостороннего подхода к любой проблеме даются бесплатно на базе образовательных учреждений.

Наше государство недооценивает того, что надо учить абсолютно всех студентов публичным дебатам. Надо обучать этому как искусству. Рыжков В. http://www.foros.com.ru Особенности национальной внешнеполитической деятельности.. В лучших английских университетах, в том же Оксфорде, сложилась многолетняя традиция публичных дебатов. Каждую неделю в специальной аудитории проводятся публичные дебаты студентов. Тэтчер была чемпионкой дебатов в Оксфорде, Блэр - в Кембридже. В Британии даже муниципальный советник является оратором. См:Дебаты: Учебно-методический комплект. - М.: Изд-во "Бонфи", 2001. - 296 с.. Там невозможно сделать карьеру, не имея профессиональных навыков публичной полемики. Пригодятся дебаты и в политике.

Литература

54. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: Учебное пособие для вузов / "Высшее образование" (гриф). - М.: Дрофа. 2009. - 204 с

55. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ/ Fundamentals of Media Effects, Киев: Вильямс, 2004. - 432 с.

56. Осипова Н.Г. Теории и практика "влияния" средств массовой информации в современной зарубежной социологии/ Н.Г. Осипова // Вестник МУ. Сер.18. - 2001. - №1. - С.92-103.

57. Поцелуев, С.П. Double binds, или двойные ловушки политической коммуникации [Текст] / С.П. Поцелуев // Полис. - 2008. - № 1. - С.8-31.

58. Сафарян, А.В. СМИ как "четвертая власть" и институт социализации [Текст] / А.В. Сафарян // Власть. - 2008. - № 5. - С.2 - 4.

59. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием [Текст] / С.Г. Кара-Мурза - М.: Издательство Эксмо, 2006. - 864 с.

60. Кононов М.М. Современные информационно - политические технологии в Российском избирательном процессе. // Власть. - 2008. - № 7. - С.76-78

61. Сапожникова А. Информационно-психологическая безопасность России: Состояние и тенденции // Власть. - 2008. - №2. - С.11.

62. Осокина Е.А. Влияние американских СМИ на массовое сознание (на примере конфликтов США с Ираком в 1990-1991 и 2002-2003 годах) // Полис. - 2008. - №1 - С.50-60.

Лекция 6. Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации

План лекции

6.1. Информационная политика государства

6.2. Правовое регулирование сферы СМК

6.3. Проблема объективности средств массовой информации.

6.4. Правовое нормирование против манипуляции в рекламе

6.5. Организационные и нормативно-правовые составляющие повышения эффективности работы СМК в государстве

На протяжении многих лет государственная информационная политика охватывала, главным образом, проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации. В последние 2-3 года содержание ГИП было несколько расширено и в него попали отдельные элементы защиты прав граждан и организаций на общедоступную информацию, гарантированных Конституцией страны, а также некоторые аспекты информационной безопасности. Освещение этих аспектов и будет целью этой лекции.

6.1. Концепция государственной информационной политики. Цель Концепции - определение целей, задач и объектов государственной информационной политики (ГИП), разработка и анализ основных направлений и механизмов ее реализации, анализ результатов воздействия ГИП на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в конце XX и начале будущего века.

Разрабатывается с 1997 по поручению Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации совместно с Комитетом по информационной политике и связи Государственной Думы, Институтом системного анализа РАН, НТЦ "Информрегистр", ВНИИПВТИ и др.

Цель Концепции - определение целей, задач и объектов государственной информационной политики (ГИП), разработка и анализ основных направлений и механизмов ее реализации, анализ результатов воздействия ГИП на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в конце XX и начале будущего века.

Область применения - конкретизация и уточнение основных направлений деятельности органов государственной власти по становлению информационного общества в России, формированию Единого информационного пространства России и ее вхождению в мировое информационное сообщество.

Исходные данные для разработки Концепции - Конституция РФ, "Декларация прав и свобод человека и гражданина", Федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации, "О средствах массовой информации", "Об участии международном информационном обмене", "О связи", "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации", "О государственной тайне", "Об информационном обеспечении органов государственной власти российской Федерации", Гражданский кодекс Российской Федерации, а также другие законодательные акты, регулирующие отношения субъектов в информационной сфере, труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам построения информационного общества и формирования информационно-телекоммуникационного пространства, результаты аналитических и прогнозных исследований процессов информатизации в России.

Президент РФ Дмитрий Медведев резко раскритиковал существующий уровень развития инфокоммуникационных технологий (ИКТ) в стране. По его словам, "у нас нет никакого электронного правительства". Уже более пяти лет длятся попытки перевести работу с документами в электронный вид, но успехов на этом поприще пока не достигнуто.

ФЦП "Электронная Россия" - это налаженный электронный документооборот в органах государственной власти и дистанционное предоставление госуслуг населению, единая телекоммуникационная инфраструктура для публичного и образовательного Интернета, автоматизированная система ЖКХ, распространение в массовом порядке ИКТ в реальном секторе. На VI Тверском социально-экономическом форуме "Информационное общество", состоявшемся летом прошлого года, стало понятно, что реализация этой программы откладывается на неопределенный срок. Руководитель администрации президента Сергей Нарышкин сообщил, что де трети регионов даже не имеют планов информатизации, "а из тех, которые имеют, только в пяти можно найти соответствие планам, утвержденным в 2007 году".

Минсвязи только приступает к выработке базы, на которой уже несколько лет должна вестись активная практическая работа. Программа "Электронная Россия" истекает в 2010 году, а Минсвязи уже начало рассматривать продление программы до 2018 года.

По степени готовности электронного правительства, согласно последнему докладу ООН, Россия опустилась с 50 на 60 место.

6.2. Российский законодатель стремится полностью описать сам процесс проведения выборов, и поскольку жизнь и смекалка политтехнологов постоянно позволяет находить новые способы обойти закон, то законы о выборах приходится переписывать перед каждым новым циклом федеральных выборов. Но таким образом закон только догоняет, а не предваряет процесс. Практика российских выборов убедительно доказывает, что точное и полное соблюдение закона не гарантирует их участникам никаких преимуществ. И кандидат, проведший всю избирательную кампанию абсолютно корректно и в полном соответствии с нормами законов о выборах, почти никогда не становится ее победителем. Более того, точное соблюдение законодательства, например, в части финансирования выборов, является скорее средством проиграть выборы, чем выиграть их. Это основное несовершенство законодательства о выборах. Изначально неверные принципы ведения выборной кампании. Ведь если выборы проходили с нарушениями, как правило, иски в суды приводили лишь к вердиктам о подтверждении нарушений, и к определениям, что эти нарушения не повлияли решающим образом на результаты выборов. Выход из ситуации И. Митусов видит в принципе "нулевой терпимости", когда в случае правонарушения любого уровня судебная машина запускается в полную силу.

В статье 46 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" говориться, что публикация опросов общественного мнения, связанных с выборами должна содержать название организации, проводившей опрос, время проведения, выборку, метод сбора информации, регион проведения опроса, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, заказчика опроса и заплатившего за публикацию. Закон увеличил мораторий на опубликование данных до 5 дней до выборов и запретил публикацию до закрытия всех избирательных участков Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Издание центральной избирательной комиссии Российской Федерации. - М: "Новости", 2002. - С.68-72..

Необходимо дальнейшее расширение моратория (на Украине он - 14 дней, в Литве - весь период избирательной компании) и введение лицензирования опросных центров. Также необходимо создать комиссии по опросам общественного мнения (Во Франции они проводят экспертизу программ перед массовой публикацией). Лапаева В.В. Обнародование результатов социальных исследований как объект правового регулирования// Социс. - 1998. - №8. - с.3.

Ужесточили ответственность СМИ и типографий за нарушение расценок в виде большого административного штрафа до приостановки деятельности, но с нелегальными и поддельными изданиями невозможно бороться до введения контроля над частными типографиями. Проблема заведомо завышенных и заведомо заниженных расценок на печатную продукцию нерешена. Федеральном законе необходимо заложить, что фирма не может делать услуги по политической рекламе ниже обычных коммерческих расценок. Или обязать ее потом работать по этой цене. Трудно отследить анонимные материалы и материалы с неточными и неполными выходными данными, печать агитационные материалов в поддержку соперников от имени асоциальных, одиозных личностей, искусственное увеличение тиража газет с агитационными материалами кандидатов. В Санкт-Петербурге противниками одного кандидата была выпущена газета, якобы от имени его избирательного фонда, что было указано в выходных данных. Газета распространялась по почтовым ящикам, в ней кандидат предстал борцом за чистоту нации, ненавидящим стариков и старость. Приводились высказывания от его имени за эвтаназию и за выселение стариков Ольга Боткина Как победить на выборах с помощью «черных» политтехнологий? 17.04.2003 http://www.democracy.ru/.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты