Социология и ее функции
p align="left">1) Одним из важнейших принципов исторического материа-лизма - признание закономерности общественного разви-тия. Признание закономерности означает признание действия в общест-ве общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и от-ношений между процессами и явлениями.

2) принцип детерминизма, то есть при-знанием существования причинно-следственных связей и зависи-мостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего много-образия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание причинной обус-ловленности, определяющей влияние на общественную жизнь спо-соба производства, является другим важнейшим положением марк-систского учения об обществе.

3 поступательном прогрес-сивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме че-рез учение об общественно-экономических формациях как основ-ных структурах общественной жизни.

4) Применение к анализу общества общенаучного критерия закономерности и причинной обусловленности в развитии увязыва-ется в марксизме с признанием своеобразия развития обществен-ных процессов. Эта увязка нашла свое яркое выражение в концеп-ции развития общества как естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не соверша-ется иначе, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятель-ности людей.

5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская соци-ология находится в русле традиционного типа научности и нацеле-на на признание объективности научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориенти-руется на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под ко-торым понимались исключительно интересы пролетариата. Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально- классовых позиций ее авторов

11. Современная западная социология: основные западные направления

Совр Зап Соц (СЗС)- чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Одни из наиболее плодотворных вариантов классификации совр соц направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет 4 основных направления. Первый подход и вытекающая из него социолог традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучение закономерностей высокого порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, кот возвыш над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. К ней относяться прежде всего школа структурно-функц анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф). Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную соц теорию. Сюда относят такие направления, как символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы серединную позицию между двумя первыми походами. Это теория действия, теория обмена. Основатель Сорокин. Четвертый подход - марксистский. Он схож с первым, однако здесь преполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира.

12. Причины, функции и субъекты соц конфликтов.

Причиной соц конфликта может оказаться несовпадение интересов и целей сответст соц групп. Также может стать несовпадение индивидуальных и общественных ценностей. Не менее важным источником конфликтов явл социальное неравенство. Но оно, однако неустранимо, может иметь как положительное значение, так и отрицательное. Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления, можно выделить некоторые функции. Первая ф-ия состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Вторая ф-ия - коммуникативно-связующая. Еще одна позитивная ф-ия конфликта проявляется в том, что конфликт способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой соц изменений. Субъектом соц конфликта явл отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т.е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях.. Известный специалист Р. Дарендорф к субъектам конфликтов относил 3 вида соц групп:

Первичные группы (непосредственно участники конфликта), вторичные группы (те, кто стремится быть не замешанным в конфликте, но вносит вклад в его разжигание), третьи группы (силы, заинтересованные в разрешении конфликта).

13. Метод фокус-групп в соц исследовании. Фокус-группа - это метод сбора соц. инфы. Даёт достаточно достоверные рез-ты без длит-ой подготовки и существенных затрат на проведение.

Проводится среди 8-12 незнакомых людей, но знакомых с обсуждаемым вопросом. Фокус-группа представляет собой обсуждение определенной проблемы, на котором приветствуется высказывание участниками собственных мыслей, даже споров. Для этого ведущим задаются наводящие вопросы, приводятся цитаты из прессы и т.п., что требует заранее составленной программы. Но также ведущий должен быть готов к неожиданным поворотам в дискуссии, должен уметь улавливать момент, когда разговор уходит «влево», и вернуть беседу в первоначальное русло.

Обычно при проведении фокус-группы используют различную аппаратуру для фиксации слов участников (видеокамеры, диктофоны и т.д.). Полученные сведения затем интерпретируются специалистами, на их основе делаются выводы, подтверждается или опровергается поставленная гипотеза.

14. Обработка, анализ и использование результатов соц исслед.

Анализ завершается подготовкой отчета по результатам проведенн иссл. Отчет включ описание всех основн этапов иссл. Во введении дается развернут хар-ка проблемной ситуац, описывается объект, предмет, цели и задачи иссл. Теоретич раздел отчета включает анализ публикаций по данн проблеме, теоретич анализ основн понятий иссл, теоретич и рабочую модель с необходимыми обоснованиями и выкладками. Процедурно-методический раздел включает обоснование выбора метода исследования, макеты инструментов, расчет и обоснование выборки, а также краткое описание процедур отбора единиц наблюдения. Аналитический раздел содержит результаты анализа полученн данных. В заключительном разделе подволятся итоги иссл и даются рекомендации или технологии управления изучаемым процессом в соотв с целью иссл. В отчет также включают список использ лит источников и приложения.

9.Субъективный метод в социологии русского народничества. П. Лавров, Н. Михайловский.

Заметное влияние на становление и развитие общ-ной мысли в России оказала социология народничества. Виднейшими ее представит были П. Лавров и Н. Михайловский. Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах. В развитии нравственного идеала он видел «единственный смысл истории» и «единственный закон исторической группировки событий».Основную задачу социологии Лавров усматривал в изучении мотивов деят-сти личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных», как он писал, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по словам Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития. Под солидарностью Лавров понимал «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным». Солидарность -это «общности привычек, интересов, эффектов или убеждений». Все это обусловливает сходство поведения и Деятельности людей. Главными факторами, направляющими деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, их идеалы и волю. Основным двигателем истории, по мнению Лаврова, являются действия критически мыслящих личностей, составл передовую часть интеллигенции. Разработку субъективного метода в социологии продолжил Михайловский. Он прямо заявлял, что «объективная точка зрения, обязательная для естествоиспытателя, совершенно непригодна для социологии», что в социологии этот метод бессилен, так как он не бесстрастный наблюдатель и истолкователь тех явлений, которые он исследует. Он неизбежно оценивает их, и не только с познавательных, но и иных, прежде всего нравственных позиций, принимает их или отвергает. Михайловский придерживался мнению о существовании правды-истины и правды-справедливости. Он развивает учение о двуединой правде, органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. Можно указать на 2 основные стороны субъективного метода в социологии. С 1-ой стороны, этот метод направлен на возможно более полный учет многообразных помыслов и чувств людей, той «критической мысли в человечестве», о которых говорил Лавров. К тому же необходимо учитывать субъективную позицию самого социолога, исследующее те или иные общественные явления. С другой стороны, субъективный метод направлен на поиск оптимальных «форм солидарности между людьми», т. е. такого общественного устройства, при котором каждая личность, все классы и сословия смогут удовлетворять свои разносторонние потребности, свободно действовать и развиваться. Оба этих мыслителя, выдающиеся представители русского революционного народничества, оказали значительное влияние на развитие социологической мысли в России.

16.Соотношение социологии с другими общ науками.

Социология, как и многие др. науки, вычлен. из философии, в недрах к-ой долгое время и накапливалось социолог-ое знание. И даже после провозглаш. социологией в лице Конта и Дюркгейма своей независ. в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социолог-их изысканиях. Социологию «отцов-основателей» (см.выше) оч. трудно отделить от соц-ой философии (дальше СФ). Более того, в ряде исслед. ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с СФ.

СФ - это раздел философии, посвящ. осмысл. качественного своеобразия общ-ва в его отличии от природы Она анализирует проблемы смысла и цели существ. общ-ва, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития.

У СФ и социологии оч. широкая область совпадения объекта изучения. Их различие отчетливо проявл. в предмете исслед. Еще в большей мере различие м/у СФ и социологией в методе исслед. СФ решает обществ. проблемы умозрительно, руководствуясь опред. установками, развив-ся на основе цепи логич-их размышлений.

У социолог. и психолог. область совпад. не менее велика. Их также стоит различ., т.к. психология направл. на изучение индивид. «Я», социологии -- на проблемы межличностного взаимодействия - «Мы». //политология//

17. Социология «легального марксизма» (П. Струве, М. Туган-Барановский).

Это теоретическое и идеологическое течение конца XIX - начала ХХ явилось выражением либеральной буржуазной мысли. Легальные марксисты обосновали характер развития в России капиталистического способа производства и связанной с ним технической, экономической и духовной культуры, все это они рассматривали как прогрессивный процесс, а для доказательства прибегали к марксистской теории.

В трудах «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» П. Струве и «Русская фабрика в прошлом и настоящем» М. Туган-Барановского обосновывались положения о характере действия объективных экономических законов. Речь шла о развитии в России капиталистического рынка, конкуренции, технической реорганизации производства, роли в обществе новых социальных групп, прежде всего буржуазии и рабочего класса. Оба этих социолога и экономиста выступали на стороне «объективной науки» против субъективного метода в социологии.

В дальнейшем в работах они уже не настаивают положении марксизма о неизбежном переходе от капитализма к социализму, они все более критически оценивают учение Маркса, его материалистическое понимание истории и экономическую теорию.

Их философско-социологические взгляды все более обосновываются с помощью идеалистических концепций. В духе современного им неокантианства, объявляющего основополагающими и руководящим началом в жизни людей некие "надысторические", духовные ценности, прежде всего, моральные, они утверждают, что прогресс общества всецело определяется развитием культурных ценностей человечества.

Отвергнув «экономический материализм» Маркса, прежде всего его учение о решающей роли способа производства в развитии общества и о законе соответствия производственных отношений людей характеру и уровню развития их производительных сил, легальные марксисты отбросили и его учение о классовой борьбе и социальной революции.

М. Туган-Барановский подверг критике многие положения марксизма. Прежде всего он выразил свое несогласие с положением о решающей роли материального производства в жизни общества. Первоначально хозяйство действительно «господствовало над жизнью общества», но затем оно «подпадает под зависимость от других факторов, прежде всего науки». Отсюда он делает вывод, что «с ходом истории социальное преобладание хозяйственного момента должно падать». На первый план, писал он, все более выступают наука и духовная культура, «все формы общежития и даже формы хозяйства становятся продуктом свободного сознания людей, заключающего в себе самом свои непреложные законы»

Туган-Барановский отверг расширительное толкование классовой борьбы, согласно которому она определяет содержание всех или почти всех потребностей и интересов людей. Класс в его понимании - это понятие, применимое лишь в сфере экономики. Оно обозначает группы людей, объединенных общностью экономических интересов. Это понятие что-то разъясняет в области экономических отношений, но непригодно для объяснения процессов в других сферах жизни общества, особенно в науке, культуре, духовной жизни.

Будучи крупным экономистом, Туган-Барановский неоднократно высказывал свое несогласие с выводами Маркса о тенденции обнищания рабочего класса. Ссылаясь на реальные факты, он доказывал, что уровень жизни рабочего класса в передовых капиталистических странах неуклонно повышается, что успехи капиталистической промышленности идут на пользу рабочим. Рост производительности труда, писал он, ведет и к росту благосостояния рабочих.

Туган-Барановский предпочитал социализму цивилизованный капиталистический строй. Интересно, что черты последнего он готов был развивать и в социалистическом обществе, если таковое станет реальностью. По его мнению, социалистическое хозяйство, если когда-либо и утвердится, то «не вполне лишится стихийных регулирующих сил рынка».

18. МОБИЛЬНОСТЬ. Типы и виды социальной мобильности (горизонтальная, вертикальная, групповая и индивидуальная).

Люди находятся в постоянном движении, а общество -- в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение -- явление добровольное, а нисхождение -- принудительное.

Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и ник-то -- вниз.

Существуют два основных вида социальной мо-бильности -- межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа ,-- вертикальная и горизонталь-ная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родите-ли.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой

Вертикальная мобильность подразумевает пере-мещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности -- пример восходящей мобильности, уволь-нение, разжалование -- пример нисходящей.

Горизонтальная мобильность подразумевает пе-реход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (из родительской семьи в свою). Подобные движения происходят без заметно-го изменения социального положения в вертикальном направлении.

Можно предложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, раз-личают:

1) индивидуальную мобильность- перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходят у человека независимо от других;

2) групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно (напр., во время революций).

Индивидуальной мобильности больше соответствует достигаемый, а групповой -- приписываемый статус.

Индивидуальная мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается обще-ственная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших при-знанного высокого положения. Брахманы стали выс-шей кастой в результате длительной и упорной борь-бы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции боль-шинство людей были освобождены от рабства и подня-лись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.

19. Социальный статус и его виды.

Основой социального неравенства в психологическом плане являются социальные статусы отдельных индивидов, социальных групп, слоев.

Социальный статус: 1)врожденный и приписанный 2)выработанный 3)заработанный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты