Социологические исследования в системе социальных исследований
p align="left">Опыт показывает, что достаточно репрезентативная информация о содержании социальных показателей, используемых в практике социологических исследований для объектов типа «национальные отношения», «ценностные ориентации», «куль­тура», «общественная жизнь», «социальное обеспечение» и т.п., может быть выявлена путем анализа 200--300 документов. Кроме того, исследователь получает представление о количественных и содержательных приоритетах по направлениям исследования объекта (например, в социологических исследованиях в области антиобщественных явлений стабильное первенство занимает анализ правовых и морально-этических аспектов нарушения норм общежития, и сравнительно незначительное внимание уделяется анализу мотивации антиобщественных действий). Представляется полезным сравнить разработанную систему данных с результатами уже проведенных аналогичных исследований. Это дает возможность более объективно оценить достоверность полученных вами данных. При этом важно по­мнить, что система не исчерпывает всего многообразия показателей исследуемого объекта, однако обладает относительной полнотой с точки зрения практической направленности социологических исследований, осуществляемых в этой обла­сти. Основная ее функция - служить информационной основой для построения системы показателей исследуемого объекта.

3. Экспертные оценки значимости показателей

Одна из важных методологических проблем построения системы показателей - определение критериев отбора показателей. Среди различных подходов к этой проблеме по значению выделяются логический и исторический. Первый связан с анализом формальной структуры исследуемого объекта, второй - с конкретно-историческим контекстом функционирования объекта. Последний обладает тем преимуществом, что позволяет выдвинуть гипотезу методологического характера о том, что эффективным критерием отбора социально значимых показателей может служить степень отражения им наиболее актуальных социальных проблем и наиболее важных социальных целей общества. До проведения социальных исследований проблемно-целевых аспектов изучаемого объекта наиболее подходящим способом проверки данной гипотезы представляется использование методов экспертных оценок. При этом социальные проблемы следует рассматривать в единстве с социальными целями. Наиболее важные этапы поискового и нормативного прогнозов - построение соответственно «дерева проблем» и «дерева целей». «Дерево целей» не должно строиться чисто умозрительно-дедуктивно, в отрыве от реально существующих проблем, оно не должно строиться и чисто эмпирически-индуктивно, в отрыве от определенного, теоретически разработан­ного социального идеала. Односторонний подход таит в себе опасность ошибок при постановке целей. Кроме того, при построении «дерева проблем» не следует игнорировать теоретически разработанные цели во избежание разрыва между теорией и практикой. В идеале нижний (наиболее детальный) уро­вень «дерева целей» должен совпадать с нижним уровнем «де­рева проблем», Иначе говоря, ближайшие практические цели должны сводиться к решению наиболее актуальных социальных проблем, но иметь четко ориентированную долгосрочную перспективу. С учетом этих особенностей взаимосвязи между «деревом целей» и «деревом проблем» к экспертизе приходится предъявлять довольно строгие требования. Эксперты должны быть специалистами по конкретным социальным проблемам и вме­сте с тем иметь представление о всей проблематике исследуе­мого социального явления, о тенденциях развития его каждо­го конкретного аспекта. Предъявлять такого рода требования к какой-то одной группе экспертов в условиях недостаточно разработанной пока проблематики большинства социальных явлений и процессов было бы нереальным. Поэтому для участия в опросе полезно привлекать различные группы экспертов. Совокупность этих групп призвана обеспечить большую степень репрезентативности выборки респондентов в целом. Для обеспечения надежности результатов желательно использовать несколько (две-три) методик опроса экспертов. Опросы должны иметь определенную логическую последовательность.

Участие экспертов в определении проблем и целей исследуемо­го объекта является весьма эффективным приемом. Специалисты по экспертизе считают, что по существу ни один иной метод прогнозирования не является столь эффективным. Это объясняется не столько достоинствами самого метода, сколько ограничениями, возникающими при использовании более точных и сложных методов, прежде всего недостаточностью исходной информации и необходимостью трудоемких подготовительных процедур. Что же касается экспертных оценок, то они достаточно экономичны и эффективны при сравнительно незначительной потере точности. На первом этапе работы по проведению экспертизы составляют исходный перечень основных проблем изучаемого объекта, обобщают и уточняют его путем контент-анализа. Панельный очный опрос экспертов из параллельной контрольной группы «методом комиссии» позволяет обобщить формулировки проблем, устранить дублирующие друг друга или носящие специфический, частный характер, относящиеся не ко всему объекту в целом, а к его отдельным деталям. В итоге будет получен перечень, который станет основой материала экспертизы - окончательного варианта «Анкеты эксперта». Цель экспертизы - упорядочить выделенные социальные проблемы и соответствующие им показатели, первые - по степени их актуальности в общественной жизни, вторые - по степени эффективности отражения связанных с ними проблем. Проблемы и показатели могут оцениваться при помощи двух независимых методик: ранжирования и непосредственно балльных оценок. Обработка результатов экспертизы проводится традиционными математико-статистическими методами.

Панельный опрос экспертов

Следующую задачу - определение значимости социальных целей исследуемого объекта следует рассматривать в плане решения социальных проблем. Последние ранжируют по степени важности и актуальности, но теперь уже в диалектической взаимосвязи с целями. Для решения этой задачи используют технику деструктивной отнесенной оценки, касающуюся группы экспертных интуитивных методов, коллективное обсуждение мнений и генерацию новых идей. Метод основан на хорошо известных правилах проведения одной экспертизы и принадлежит к классу управляемых экспертных опросов, но с такой степенью свободы высказываний экспертов, которая позволяет рассчитывать как на конструктивную критику даваемых оценок, так и на получение оригинальных, нетривиальных оценок.

Сущность этой техники получения экспертных оценок заключается в стимулировании творческого потенциала экспертов с помощью критики (деструкции) предложенных оценок и выработки (от­несения) новых известными приемами «мозговой атаки». Стимулирующий эффект создается, во-первых, за счет искусственной эли­минации ограничений при высказывании критических экспертных суждений на первом (деструктивном) этапе работы, во-вторых, за счет «расковывания» творческого потенциала экспертов при выска­зывании оригинальных конструктивных суждений на втором этапе работы (отнесение оценок), в-третьих, за счет нового, неожиданно­го «видения» экспертом проблемы глазами своих коллег по ходу дискуссии с ними. Все это позволяет рассчитывать на высокую эффективность применения данной техники при экспертизе сложных социальных явлений. Наиболее эффективна эта техника при вынесении оценок, предполагающих ряд альтернативных вариантов, один из которых может быть расценен как оптимальный по заранее заданным критериям. При таком подходе цель экспертизы сводится к определению набора альтернатив. Кроме того, метод достаточно конструктивен при оценках, связанных с выявлением факто­ров, влияющих на характер альтернатив. Процедуры метода деструктивной отнесенной оценки включают следующие этапы:

1. Составление проблемной записки (материала для обсуждения), включающей описание процедуры опроса и формулировку предмета обсуждения. Она начинается с постановки проблемы и перечня задач опроса. Здесь очень важна четкость формулировки, поэтому сложные объекты обычно расчленяются на более простые элементы.

2. Формирование экспертной группы. Оптимальная численность ее найдена эмпирическим путем: один человек - при рассмотрении сравнительно простых вопросов, несколько больше - при сложных. Желательно, чтобы в группу включались эксперты с сильно развитыми критическими наклонностями (модераторы), обладающие конструктивным мышлением (генераторы), хорошо знакомые с одним из аспектов рассматриваемой проблемы или со всей проблемой в целом. Желательно также, чтобы в группе были представлены специалисты из разных областей знания с высоким уровнем общей эрудиции.

3. Генерация идей на основе обсуждения проблемной записки по правилам «мозговой атаки». Она начинается с того, что ведущий ставит проблему обсуждения, т.е. раскрывает основное содержание проблемной записки, которая раздается экспертам за несколько дней до опроса (им предоставляется возможность освежить ее в памяти непосредственно перед началом опроса), отвечает на вопросы, возникшие у экспертов при ознакомлении с запиской, формулирует подлежащие обсуждению положения и концентрирует внимание участников на правилах проведения «мозговой атаки»:

- высказывания экспертов должны быть четкими и сжатыми (регламент: не более 1--2 минут);

- скептические замечания и критика предыдущих выступлений не допускаются;

- каждый эксперт имеет право выступать несколько раз;

- не разрешается зачитывать ответы, приготовленные заранее;

- слово предоставляется в первую очередь желающему высказаться в связи с предыдущим выступлением;

- ведущий поощряет экспертов за оригинальный подход к рассматриваемым вопросам;

- создается по возможности самая непринужденная обстановка собеседования, «расковывающая» инициативу и творческие по­тенции экспертов, активизирующая обмен мнениями.

4. Систематизация идей, высказанных на предыдущем этапе. Ее осуществляет специальная аналитическая группа организаторов опроса;

- составляется перечень всех высказанных идей;

- каждая идея формулируется в общепринятых терминах, стандартных для данного исследования;

- выявляются дублирующие или взаимодополняющие друг друга идеи, которые сводятся в комплексы;

- идеи классифицируются по группам, и создается перечень групп с перечислением составляющих их идей в логическом порядке значимости;

- составляется записка (доклад), представляющая собой тезисы-вопросы для последующего этапа (деструкции). Опыт показывает, что если представить экспертам для деструкции просто развернутую записку (доклад), то повышается риск отвлечения их внимания в сторону от обсуждаемых вопросов.

5. Деструкция идей и выдвижение контр идей (желательно на одном и том же задании группы). Обсуждение проводится так же, как и на этапе «мозговой атаки», с той лишь разницей, что при деструкции от экспертов требуется возможно более смелая, последовательная и исчерпывающая критика поочередно каждого выдвинутого положения (в порядке очередности выдвигаемых положений, а не выступающих). При выработке новых оценок процедура «мозговой атаки» повторяется полностью. Результатом данного этапа являются материалы для дальнейшего уточнения содержания проблемной записки.

6. Подведение итогов экспертизы: составляется систематический перечень всех критических замечаний, полученных на этапе деструкции, сводный список не опровергнутый критическими замечаниями.

Использование этого метода позволяет уточнить и систематизировать экспертные оценки социальных целей исследуемого объекта, необходимые для разработки проблемно-целевой модели, которая может выступать в роли исходной (базовой) модели прогноза социального явлений.

2.2 Моделирование демографических процессов

Общая характеристика демографических моделей.

Для анализа и прогноза развития состояния человеческого общества (населения) используют демографические модели. Основными количественными характеристиками развития населения являются его количество, разделение по половозрастному составу и тип воспроизводства. Под типом воспроизводства демографы понимают соотношение показателей рождаемости, брачности и смертности в обществе и уровень социального контроля над этими показателями. Существует несколько подходов к разделению обществ по типам воспроизводства.

Согласно общей классической концепции1 выделяются два основных типа воспроизводства населения.

Первый тип (к нему принадлежит большинство развивающихся государств с высокой рождаемостью и смертностью и низкой ожидаемой продолжительностью жизни) отличается очень высокой долей в населении в целом детских возрастов (0--14 лет) и небольшим процентом лиц пожилого возраста (65 лет и старше).

Ко второму типу относятся страны, имеющие невысокую рождаемость, низкую смертность и большую ожидаемую продолжительность жизни. Для этих стран в структуре населения характерны пониженная доля детей и высокий процент пожилых людей.

Ряд авторов придерживается другой классификации типов воспроизводства населения. Например, А. Ландри выделяет три тина воспроизводства населения, присущих соответственно: присваивающей (или архаичной) экономике, аграрному и индустриальному обществу. Каждый тип отличается характером социального контроля над показателями воспроизводства: от архаичного уровня, зависящего от естественного отбора, до полного контроля пал рождаемостью и снижения смертности за счет повышения уровня жизни и затрат на здравоохранение в индустриальном обществе.

Показатели воспроизводства используются в демографических моделях в качестве эндогенных. Экзогенные переменные определяются вне модели. Они могут быть как демографическими (длительность пребывания в данном демографическом состоянии

возраст вступления в брак, длительность пребывания в браке, возраст родителей при рождении детей и т.д.), так и недемографическими (биологическими, социально-психологическими, экономическими и т.п.). Экзогенными переменными демографических моделей чаще всего являются переменные, полученные из данных официальной статистики.

Система соотношений между эндогенными и экзогенными переменными в демографических моделях может непосредственно вытекать из смысла переменных и представлять собой результат качественного анализа объекта моделирования; отражать некоторый содержательный вывод о характере протекания демографических процессов или являться результатом анализа методами математической статистики (регрессии, корреляции, факторного анализа и др.).

Наряду с чисто демографическими большое распространение получили демоэкопомические модели, устанавливающие взаимосвязь роста населения и экономического роста.

В зависимости от типа модели система соотношений между ее переменными задастся в виде систем математических уравнений, числовых таблиц или правил, по которым одни переменные определяются на основе других.

Придав переменным модели конкретные числовые значения, соответствующие определенному населению на некотором этапе его развития, получают модель конкретного населения. Модели, значения переменных которых отражают закономерности не какого-либо определенного населения, а любого населения либо населения с некоторыми установившимися свойствами, являются типовыми. Примером типовых моделей являются типовые демографические таблицы рождаемости и смертности.

Различают демографические макромодели, описывающие демографические процессы на уровне всего населения или отдельных его частей (модели распределений), и микромодели, отражающие демографические процессы на уровне индивида или семьи через последовательность демографических процессов в его жизни или в жизни других демографических единиц (модели состояний). Макромодели описываются распределением индивидов в соответствии с заданным набором демографических признаков. Микромодели характеризуются демографическим состоянием отдельного индивида (вступление в брак, рождение детей, смерть одного из супругов и т.д.).

Модели воспроизводства населения.

Для анализа и прогнозирования половозрастного состава населения используют людей воспроизводства населения в непрерывном и дискретном видах. Непрерывные модели служат для анализа общих закономерностей динамики развития населения, дискретные (чаше с годовым временным интервалом) -- для практических расчетов.

Простейшие модели воспроизводства населения -- модели роста -- рассматривают население в целом.

Таблицы рождаемости строятся на общих, специальных и частных коэффициентах рождаемости в промилле (в тысячных долях) за определенный отрезок времени. Общие коэффициенты определяют число рождений по отношению к обшей численности населения, специальные иллюстрируют число рождений отдельно по женщинам и мужчинам репродуктивного возраста, частные коэффициенты определяют число рождений у отдельных репродуктивных групп населения и накопленное число рождений у женщин, достигших определенного возраста (кумулятивный коэффициент).

Таблица коэффициента рождаемости

Возрастной интервал в годах

Коэффициент рождений в возрастном интервале

Кумулятивный коэффициент рождений

15-19

175

175

20-24

494

669

25-29

294

963

30-34

152

1115

35-39

61

1176

40-44

13

1189

45-49

1

1190

К моделям, учитывающим половозрастную структуру населения, относятся дискретные матричные модели воспроизводства населения и интегральное уравнение воспроизводства населения (непрерывная модель).

Эти модели основываются на следующих трех принципах:

Все население разбивается на группы по половому и возрастному отличию (используются данные переписей населения).

Переход совокупности индивидов в следующую возрастную группу осуществляется с некоторым коэффициентом, равным вероятности дожития до следующей возрастной категории.

Число рождений считается как сумма рождений в каждой репродуктивной возрастной группе.

За основу моделей принимают изменение возрастного состава женской части населения. Данные по мужской части населения рассчитываются как вторичные, исходя из соотношений женского и мужского населения.

Матричные модели воспроизводства населения строятся на основе демографических таблиц смертности и рождаемости. Таблицы составляются по данным переписи населения и статистики ЗАГСов и представляют собой систему коэффициентов, определяющих динамику демографического состояния населения.

2.3 Примерная модель социальной адаптации

Примерная модель социальной реабилитации граждан, подвергшихся воздействию радиации

Цель - организация социальной помощи пострадавших на базе существующих социальных учреждений

Задачи - консультирование и решение социально-экономических правовых проблем оказание медико-социальной социально психологической поддержки оздоровление и реабилитация Представляется возможным создание специальных служб отделений социальной поддержки пострадавших без привлечения дополнительных средств - на базе центров социального обслуживания за счет пересмотра штатного расписания. Анализ показывает что, несмотря на общие тенденции, социальная реабилитация населении на радиоактивно загрязненных территориях должна проводиться с учетом внешних и внутренних факторов. Для этого необходимо разделить всех граждан на несколько групп по степени риска и возрасту - переселенцы ликвидаторы дети молодежь население трудоспособного возраста пенсионеры.

В особую группу выделить семьи переселенцев и ликвидаторов последствий радиационных аварий. Целесообразность этого образования обусловлена тем, что переселенцы ликвидаторы относятся к группе риска и по закону имеют особый статус. В отдельную группу так же следует выделить детей подвергшихся радиационному воздействию в дошкольном возрасте . специалисты считают эту группу кризисной по критическим медицинским показаниям. Технологии социальной работы с пострадавшими могут основываться и на работе с семьями. в этом случае объектом наблюдения помощи и реабилитации должны стать семьи ликвидаторов переселенцев и проживающего на данной территории населения со времени аварии. Как подтверждают исследования эти категории населения пережили стресс и находятся в кризисной психологической ситуации длительное время. Следовательно, особо нуждаются в социально-социально психологической поддержке и реабилитации. Понимание этого обстоятельства позволяет социальным работникам искать альтернативные пути реабилитации пострадавши. Основой методики социальной работы должны стать как преемственность и интегративность всех видов помощи клиентам, так и иновационость. Кроме социальной работы по общепринятым направлениям потребуется консультации и помощь психолога психотерапевта юриста знакомых, со спецификой обслуживания населения подвергшегося воздействию радиации. Помощь может оказаться непосредственно в центре и выездными профилактическими бригадами на производстве в учреждениях школах. Результативными является организация работы телефона доверия консультаций по письму. Внедрение различных форм патронажа кризисных семей. Таким образом, в центре создаются все условия для социальной защиты и осуществления мер по реабилитации пострадавших. Для создания информационного банка данных социального паспорта для дальнейших исследований и анализа ситуации сложившейся в среде пострадавших потребуется организация работы специальных отделений анализа и прогноза. В их функции будут входить следующие обязанности: регулярное наблюдение за ситуацией создание банка данных (медицинские социальные регистры) организация приемов население по месту проживания профессиональными психологами юристами социальными работниками проведение ликбеза по радиоэкологии обеспечение постоянно действующей курсовой подготовки для социальных работников, разработка специальных программ по социальной реабилитации населения прогноз ситуации на базе мониторинговых исследований. После апробации и внедрения модели социальной зашиты и реабилитации пострадавших следует ее транспортировать для оказания адресной семейной помощи населению, проживающему на загрязненных территориях и ликвидаторам.

Список используемых источников

1. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование. М., 1984.

2. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование. М., 1993.

3. Лекции по технологии социальной работы. В 3-х частях. /Под ред. Е.И.Холостовой. Ч. I. М.: Социально-технологический институт. 1998.

4. Социальное прогнозирование и моделирование. М., 1995.

5. Социальные технологии: Толковый словарь. /Отв. ред. В.Н.Иванов. Белгород, 1995.

6. Технология социальной работы. Ч.I. Учебное пособие для вузов (материалы для практических занятий). /Под ред. П.Я.Циткилова. Новочеркасск - Ростов н/Д, 1998.

7. Теория и методика социальной работы. Ч.II. М., 1994.

8. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология решения. М., 1992.

9. Виноградов В.Н., Гончарук С.А.. Законы общества и научное предвидение. М., 1972.

10. Теория прогнозирования и принятия решений: Учебное пособие для вузов. /Под ред. С.А.Саркисян. М., 1977.

11. Суворов Л.Н., Аверин А.Н. Социальное прогнозирование. М., 1984.

12. Рабочая книга по прогнозированию. М., 1982.

13. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1993.

14. Добров Г.М. Прогнозирование науки и техники. М., 1977.

Приложения

Приложение к 1.3

Особенности моделирования ВВП и денежные доходы населения

Показатели

2005г. отчет

2006г. отчет

2007 г. оценка

2008г. прогноз

2009 г. прогноз

2010 г. прогноз

1 вар.

2 вар.

1 вар.

2 вар.

1 вар.

2 вар.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Денежные доходы населения, млрд руб.

2811,1

3742,3

4800

5695

5778

6666

6798

7772

7929

Рост по сравнению с предыдущим годом, %

162.4

133,1

128,3

118,6

120,4

117

117,7

116,6

116,6

Доля денежных доходов в ВВП, %

59,1

53,0

55,8

56,3

56,3

56,8

56,7

57,7

57,5

Среднедушевые денежные доходы, руб. в месяц

1595

2148

2768

3303

3351

3884

3962

4555

4647

Рост по сравнению с предыдущим годом, %

159,6

134,7

128,9

119,3

121,1

117,6

118,2

117,3

117,3

Реально денежные доходы, в % к предыдущему году

85,2

109,1

105,5

105,0

107,0

104,5

106,0

106,0

107,0

Соотношение среднего денежного дохода с прожиточным*минимумом в среднем надушу населения

1,76

1,78

1,89

2,03

2,07

2,1

2,16

2,23

2,31

Соотношение средней зарплаты с прожиточным минимумом трудоспособного населения

1,52

1,7

1,8

2,0

2,0

2,1

2,2

2,2

2,4

ВВП на душу населения, в сопоставимых пенах, в % к предыдущему году

105,8

108,8

104,5

104,1

104,9

103,1

104,5

104,6

105,3

Приложение к 2.2

Моделирование демографических процессов. Соотношение численностей полов по возрастным группам (число мужчин на 100 женщин в данной возрастной группе)

Возраст

2007г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

0-4

104,0

103,6

102,9

103,7

5-9

103,5

103,9

102,9

103,1

10-15

103,7

103,9

103,1

102,8

16-19

100,2

104,2

105,5

105,8

26-24

97,8

101.8

101,8

101,8

26-29

96,2

97,9

100,6

100,8

36-34

82,9

96,9

99,1

99,7

36-39

64,1

96,3

94,4

97,9

46-44

62,4

85,5

98,8

95,7

46-59

62,3

63,1

90,8

90,4

56-54

62,3

60,7

75,6

87,7

56-59

50,2

55,2

54,8

81.0

66-69

53,7

50,7

50,0

58,4

76-79

48,7

45,4

40,7

38,8

86-89

41,7

37,8

35,0

30,3

90 и старше

32,7

31,4

29,1

24,5

В среднем

81,9

85,5

86,9

89,2

Источник: Демографический ежегодник России.

Вес половозрастные модели не учитывают миграции населения. Миграция населения напрямую зависит от уровня и экономических темпов развития всей страны и се отдельных регионов. Учет миграции предполагает расширение демографической модели до демоэкономической. Для этого в экономические модели вводятся дополнительные демографические переменные, коэффициенты и индексы.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты