Социологические исследования в системе социальных исследований
p align="left">Одной из практических задач в социальной сфере и в практике моделирования является определение наиболее значимой проблемы и цели ее исследования.

Проблемная ситуация есть основа всякого анализа, именно она является и предметом моделирования. Любая проблемная ситуация имеет объективную и субъективную основу, и важно не допускать абсолютизации ни одной из них.

Объективная сторона проблемной ситуации заключается в противоречии между процессом развития и стремлением к стабилизации, между возникающими потребностями и способами их удовлетворения, между компьютеризацией и ее социальными последствиями, между рыночными отношениями и нравственными устремлениями личности, особенно молодого поколения и т. д.

Применительно к социальной сфере в число субъективных факторов при выявлении и определении проблемной ситуации, ее описании, выработке путей и средств решения и в ходе самого решения входит прежде всего -- понимание значимости этой ситуации, целесообразность ее решения, пересекающиеся в ней мотивы и интересы людей, нуждающихся в разрешении данной ситуации.

Модель социальной системы

Именно это волнует миллионы людей. А особенно теперь, когда слишком многие ценности в мире подвергнуты сомнению.

Многие ученые полагают, что построить модель социальной системы невозможно. В качестве аргументов выдвигают -- ее сложность, многофакторность, высокую динамичность протекающих в ней процессов и многое другое. В этих возражениях против моделирования социальной системы есть рациональные посылки. Конечно, любая модель в определенной мере есть упрощение. Но если рассматривать практическую деятельность человека, связанную с управлением, строительством и созданием городов, с организацией государственной деятельности, то ведь она есть не что иное, как моделирование и модель. Тогда почему не допускать мысль о моделировании социальной жизни в отдельных регионах, городах, странах, расчленяя, естественно, эту проблему на множество задач-моделей и выстраивая на их основе -- более сложные, аккумулирующие в себе новые качества и характеристики, отвечающие требованиям системного подхода? Или наоборот, возможен путь от общего видения, комплексной модели -- к частным моделям, объединенным между собой логической конструктивной связью, взаимодействием и взаимо-полняемостью. Да, они не аксиомы, они будут иметь относительный характер. Но они будут способствовать более объективному анализу настоящего, ростков будущего в нем, развитию способностей к обобщениям, творческому осмыслению имеющегося и возможного, а следовательно, активизировать деятельностную сущность человека по преодолению возникающих противоречий.

Ведь, в принципе, общественные теории -- не что иное, как своеобразные модели. И моделирование социальной системы можно рассматривать как попытку разрешения глобальной проблемы. Но естественно, что подобные модели возможны лишь в результате интеллектуальных, творческих поисков наиболее выдающихся представителей науки.

Необходимо учитывать, что моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и социальными методами, на основе междисциплинарного подхода, особенно когда оно используется для исследования глобальных проблем, которые отличаются многоплановостью, охватывающей, по существу, всю жизнедеятельность человека. Моделирование и в таких случаях выступает как многомодульное построение. Оно сохраняет свои сущностные характеристики при моделировании более «низких» проблем социальной сферы, в том числе демографической ситуации в условиях рыночных отношений (в отдельных конкретных регионах), сложных процессов миграции, появления безработных и других процессов. Необходимыми будут многоуровневые модели различных социальных срезов (образование, здравоохранение, сфера услуг, жилье). Они, в сущности своей, -- сложные социальные компоненты. В качестве проблемных моделей могут быть:

уровень жизни пенсионеров (в ближайшие 5 -- 10 лет);

оценка состояния вузовского образования и его тенденции;

женщина и семья в условиях социальных реформ;

духовно-нравственное поведение личности в условиях рыночных отношений;

здоровье населения в условиях экологической опасности;

переквалификация работников из различных социальных групп в условиях рыночных отношений;

экономика здоровья человека (когда экономический эффект будет рассматриваться во взаимосвязи с влиянием на здоровье человека);

профессиональная модель социального работника;

нравственная модель социального работника;

моделирование экологии человека.

Модель проблемной ситуации, как видим, строится при возникновении противоречия. Так, например, моделирование типа социального работника -- гуманного, идущего на защиту человека, с любовью к нему, содержит в себе противоречие, потому что сам он социально не защищен, общественный статус его низок, не имеет он и должной правовой защиты. Или моделирование проблемы «женщина и семья»: с одной стороны -- необходимо укрепление семьи, формирование уважения общества к женщине, проявление заботы о детях, с другой -- высокий уровень безработицы среди женщин (до 70% от общего числа), отсутствие социальных условий для рождения и воспитания детей и т.д.

Проблемная модель находится в органическом единстве с прогнозом. В качестве иллюстративного материала можно рассмотреть прогностическое системное моделирование различных аспектов жизнедеятельности общества, отдельных социальных групп, проблем экологии, миграции и т.д.

Глава 2. Построение моделей и моделирование

2.1 Построение модели и разработка модели

Прогноз явлений социальной жизни начинается и завершается построением прогнозной модели. В отличие от естественных наук, оперирующих главным образом теоретическими моделями, основанными на уже познанных закономерностях окружающего мира с высоким уровнем формализации и широкими возможностями измерения с помощью ЭВМ, в социологических исследованиях до сегодняшнего дня используются по преимуществу описательные модели. Причина - в низ­ком уровне математизации социологических исследований, не­достаточной готовности общественных наук к строгой формализации исследуемых объектов. Поэтому социологическая прогнозная модель чаще выглядит как система уравнений, набор правил, таблица и т.п. и представляет собой совокупность более или менее строго измеряемых данных, достаточно полно отображающих структуру и характер предмета исследования. Прогноз в этом случае выступает как преобразование индикаторов конкретных значений одной модели (исходной) в измененные по определенным законам и правилам индикаторы двух других (поисковой и нормативной). Иначе говоря, модель предмета социологического прогностического исследования - это объект исследования, формализованный настолько, чтобы предстать в форме, поддающейся количественным оценкам аналитического, диагностического и прогностического характера. Все эти признаки распространяются, в частности, и на исходную модель. Особая же, специфическая ее функция состоит в том, что она выполняет роль основы, ядра прогнозной разработки. Все остальные операции по составлению прогноза согласно законам про­гностики являются, по сути, преобразованием параметров исход­ной модели. Поэтому и необходима тщательная разработка исход­ной модели: интерпретация недостаточно основательно разработанной системы исходных показателей сведет на нет сам прогноз как специфически научное исследование, подменив его одной из форм простого или сложного предвосхищения.

Простейший тип исходной модели - упорядоченный набор показателей. Показатель - это операционная характеристика социально значимого явления или процесса, которая отражает его свойства, связи или отношения и является одновременно инструментом измерения последних. Показатель как инструмент социологического измерения имеет вид некоторого суждения о наличии или отсутствии, а также интенсивности проявления определенного эмпирически наблюдаемого свойства объекта. Например, характеристика среднего дохода на душу населения может служить од­ним из показателей материального благосостояния общества, а степень загрязненности воздуха - охраны окружающей среды. В широком смысле показатель - это любая потенциально или актуально поддающаяся эмпирической проверке характеристика объекта. «Динамика правонарушений», качество питания, «доля экспорта в национальном доходе» - показатели функционирования различных сфер жизнедеятельности общества. Имея достаточно четкое и емкое содержание, они не дают представления о способах сбора и источниках информации и ее объеме. Социальный показатель - характеристика социально значимого явления или процесса, которая отражает его свойства, связи или отношения; показатель является инструментом измерения последних. Структура показателя: индикатум (измеряемое) и индикатор (измеряющее). Индикатум и индикатор в структуре показателя аналогичны субъекту и предикату суждения и вследствие этого поддаются всем операциям и преобразованиям логики предикатов. Индикатум почти всегда имплицитно присутствует, подразумевается в содержании индикатора. Например: «средний возраст вступления в брак» - характеристика, являющаяся индикатумом, подразумевает определенное число-индикатор. Индикатум «среднее число учащихся на одного преподавателя» тоже предполагает соответствующее число-индикатор. То же самое относится к индикатуму «отношение к спорту» и т.п. Наиболее адекватная интерпретация социального показателя - таблица, состоящая из индикатумов и индикаторов. Любой социальный показатель, имеющий структуру «индикатум» - «индикатор», можно изобразить функцией Р(х) (объект х имеет свойство Р). Это эмпирическая форма показателя. Однако социологическое исследование имеет целью объяснить изучаемые явления и процессы, выявить функциональные и причинные связи между переменными. Показатели функциональных связей могут быть выражены импликативной логической формой Р(х) ЙК(х) -- если объект х имеет свойство Р, то он имеет свойство К. Этой же формой можно выразить взаимосвязи между свойствами разных объектов. В этом случае формула имеет вид

Р(х)ЙК(у) -

если объект х имеет свойство Р, то объекту имеет свойство К. Поскольку социальные процессы нередко имеют вероятностный характер, в при­веденные формулы можно ввести модельные операторы. Все изложенное касается только таких показателей, которые имеют непосредственное конкретное содержание и выражаются в вещественных единицах. Однако показатели могут быть получены расчетным путем на основе некоторого количества других показателей и выражаться невещественными величинами. Показатели, утратившие свое вещественное содержание, называются индексами. Показатели-индексы име­ют комплексную структуру и описываются формулой

(К(х) б L ( x ) б M ()… N ( x )ЙР(х)) --

если объект х имеет некоторые свой­ства К, L и т.д., то он имеет свойство Р. Индикатор в структу­ре индекса, как правило, отражает ненаблюдаемое свойство объек­та. Основное отличие показателя от индексов заключается в опосредованной, усложненной процедуре расчета последних, а также в особенностях теоретической интерпретации. В остальном они, как правило, совпадают.

Виды социальных показателей

1. Качественные и количественные

Качественные показатели только констатируют наличие или отсутствие качества в терминах номинальной шкалы (пол, национальность, возраст). Количественные показатели свидетельствуют об интенсивности проявления свойства в значениях «больше-меньше». Могут быть дискретными (принимающими значения, отличающиеся на целую величину, например численность населения) и непрерывными (принимающими любые целые или дробные значения в зависимости от требуемой степени точности: возраст, затраты времени).

2. Единичные и групповые

Единичные - всякий показатель, индикатум которого мыслится как единичный предмет; среди них бывают:

а) абсолютные - отражают такие характеристики субъектов., которые конструируются без использования информации как о группе в целом, так и о взаимоотношениях в ней (возраст, семейное положение);

б) относительные - выводятся на основе информации об отношениях между членами группы (широко используются в социометрии);

в) сравнительные - характеризуют субъект посредством сравнения значения, которое приобретается на некотором континууме, со значениями других членов группы;

г) контекстуальные - описывают члена группы свойством группы в целом (работник торговли, дошкольник).

Групповые показатели бывают трех типов:

а) аналитические - формируются посредством статистического обобщения данных о каждом единичном объекте; имеют дополнительные различия:

- один и тот же индикатор может быть использован для описания как всей группы в целом, так и ее каждого отдельного члена;

- сами показатели могут быть выражены мерами изменчивости статистического распределения: стандартным отклонением, дисперсией, параметрами кривизны и т.п. Будучи рассчитанными на основе единичных, экстраполироваться на них эти показатели не могут;

б) структурные - основываются на данных об отношениях членов группы;

в) глобальные - описывают только группы в целом и не сводятся к свойствам индивидов. Возможно соединение нескольких типов в одном показателе, одновременная характеристика одних и тех же объектов как групп и как индивидов. Сами по себе социальные показатели опосредуют переход от теории к методологии исследования социального явления или процесса к сбору эмпирической информации и обратно через анализ и интерпретацию данных к концептуальной мо­дели объекта.

Разработка исходной модели

Процесс построения исходной модели социального объекта, представленной как система показателей, включает следующие этапы:

1) разработку концептуальной модели объекта;

2) построение тезауруса показателей;

3) экспертные оценки значимости показателей;

4) математико-статистические оценки значимости показателей.

1. Разработка концептуальной модели объекта

Сущность предпринимаемого для этой цели анализа заключается в том, что объект представляется в виде некоторого ограниченного числа основных измерений, описывающих его с более или менее достаточной полнотой. Затем идентифицируются и оцениваются все возможные состояния, которые данный объект может принимать. По сути своей эта операция аналогична логико-аналитической схеме объекта. Например, при построении модели такого объекта как «структура ценностных ориентации» могут быть выделены следующие структурные компоненты: ориентация на трудовую, бытовую, культурную, общественную деятельность. Далее необходимо установить качественные формы каждого компонента, отражающие сущность социальных изменений в данной области. Сложность этого этапа исследования социального объекта состоит в том, что результаты его могут быть следствием только содержательного анализа, а не выводиться с помощью набора формальных процедур. Сама модель должна быть в определенной мере формализована, т.к. становится основой построения системы эмпирических показателей.

Обычно при построении модели в виде набора показателей допускается, что каждый из структурных компонентов может принимать несколько нормативных форм, например, три: высшую (1), среднюю (2), низшую (3). Эти формы не исчерпывают всего многообразия проявлений жизнедеятельности объекта, но для его формализации это упрощение вынужденное и может быть в дальнейшем компенсировано теоретическим анализом результата. В итоге отдельные измерения, конкретизированные с точки зрения их нормативных форм, образуют многомерную аналитическую модель объекта. Схема представляет собой матрицу, где объект («ценностные ориентации») представлен пересечением четырех видов его проявления (трудовая, бытовая, культурная, общественная деятельность), каждый из которых имеет три нормативных формы (высшая, средняя, низшая).

Схема идентична часто применяемому при разработке инструментария социологических исследований «логическому квадрату», который позволяет выработать агрегированный индекс сложного социального объекта. Каждой клетке приписывается индекс в соответствии с суммарными баллами нормативов. В итоге выборочная совокупность распределяется на одномерном континууме индексов. Такая схема не может быть реализована без эмпирической интерпретации нормативов, т.е. индексирования, основная сложность которого заключается в нахождении и отборе наиболее значимых показателей исследуемого объекта. Если представить это в виде схемы, то процесс такой операционализации будет состоять из двух уровней:

- основные компоненты, перечисленные выше;

- каждый из них представляется в виде составляющих, образуя формальную иерархическую структуру типологии показателей.

2. Построение тезауруса показателей

Сложность анализа социального объекта состоит в том, что максимально полный перечень его характеристик охватывает все без исключения его проявления и практически реализован быть не может. Поэтому разумнее поставить цель, отобрать, с одной сто­роны, сравнительно немногочисленную, компактную совокупность переменных, с другой - обеспечить полноту и всестороннее рассмотрение путем отбора наиболее существенных характеристик.

На основе перечня всех вопросов, задаваемых исследователями в процессе сбора информации, и классификации их по рубрикам создается тезаурус, обеспечивающий относительную полноту на­бора показателей Тезаурус - это перечень социальных показателей исследуемого объекта, отобранных в результате анализа содержания методических документов, полученных в процессе сбора социологической информации и систематизированных в соответствии с принятой классификационной схемой. Относи­тельная полнота набора показателей обусловлена тем, что речь идет об используемых показателях (а их количество весьма ограниченно), тогда как за пределами системы, возможно, ос­таются такие характеристики, которые существенны для понимания исследуемого объекта, но по тем или иным причинам не принимаются во внимание. Однако здесь есть и некоторый позитивный момент, связанный с тем, что содержание используемых показателей отражает насущные практические задачи, стоящие перед наукой, поэтому полученная типология показателей будет прежде всего отражать главные проблемы исследуемого объекта.

Теоретической гипотезой построения системы может служить предположение, что существенная проблематика социологических исследований и, следовательно, виды показателей по содержанию могут быть типологизированы согласно построенной исходной схеме. Методическая гипотеза может состоять в том, что количество показателей, используемых в современной социологии, достаточно ограниченно и поддается учету. Эмпирическим полем исследования может служить совокупность методических документов, полученных в процессе сбора социологической информации, имеющейся в библиотеках, архивах и банках данных организаций. Каждый показатель (вопрос системы вместе с вариантами ответов) заносится на отдельную перфокарту с краевой перфорацией и шифруется в соответствии с предварительно разработанным рубрикатором. Составляется картотека обследованных документов.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты