Социологический анализ гендерной асимметрии в языке
p align="left"> Мы ориентировались на терминологический, текстологический и концептуальный просмотр. Поиск упоминаний о поле/гендере, о женщинах и мужчинах, определение контекста этих упоминаний (явные/скрытые, вынужденные/добровольные, негативные/позитивные) выявление сексизмов представлял собой содержательную компоненту гендерного анализа. Прямое и опосредованное описание атрибутивных качеств человека, отсылка к образам, репрезентирующим объект, возможная и предполагаемая верифицируемость/фальсифицируемость излагаемого материала, в совокупности демонстрируют процесс создания и воспроизводства гендерных стереотипов, отражают традиции и культурные нормы.

Просмотр оглавления учебной литературы, как по социологии, так и по политологии позволил нам определить, что авторы анализируемых учебников не проявляют интереса к гендерной проблематике.

Однако отсутствие артикулированной гендерной проблематики не означает гендерной нейтральности самих учебников; гендерная проблематика в них раскрывается на примерах, исторических экскурсах или прикладных социологических исследованиях, которые учитывают фактор пола. Гендерная асимметрия выражена уже в понятийном аппарате социологии. К её категориям можно отнести термины, описывающие социальный и профессиональный состав общества, который в языке задается существительными мужского рода журналист, учитель, солдат и т.д. Устоявшимися терминами в научном аппарате являются «возмужание», «юношеское развитие», а также словосочетание проблема «отцов и детей», [60, с.102; с.329; 65, с.215].

Андроцентризм языка проявляется и в таких языковых конструкциях, в которых в паре всегда первым указывается мужчина: «мужчины и женщины», «юноши и девушки». Сопоставляя мужчин и женщин, авторы выбирают за эталон сравнения «мужское», если речь идет о значимом и положительном явлении общественной жизни, и женское, если предлагается обратная ситуация, например, «Женщины, как правило, начинают работать позже мужчин (что объясняется рождением и воспитанием детей)» и др. [65, с.267].

Все это свидетельствует о том, что авторы учебной литературы являются носителями существующей гендерной культуры, традиционно-патриархатной по своей сути и пользуются ее дискурсом.

В анализируемой нами учебной литературе можно выделить очевидные дискурсивные стратегии, которые задают андроцентризм представленного в учебниках материала. Так, тексты учебников не просто построены на мужском опыте, но и в ряде случаев отождествляют понятия «человек» и «мужчина», что является классическим для традиционно-патриархатной картины мира. Во всех учебниках в качестве примера приводят больше мужчин. Данная ситуация наиболее явно прослеживается в учебной литературе по социологии. Это можно подтвердить примером из учебника А.И. Кравченко: «в тех случаях, когда человек что называется «надломился», происходит негативная ресоциализация: мальчик из благополучной семьи становится бандитом» [65, с.128].

«Православные, консерваторы, инженеры, мужчины (основные статусы) образуют реальные группы» -- этот пример социального статуса в учебнике А.И. Кравченко повторяется 6 раз [65, с.23, 26, 92, 95, 96], и всего лишь один раз встречается пример женского социального статуса: быть женщиной, домохозяйкой [65, с.207]. Этот факт отражает, на наш взгляд, как реальное
многообразие социальных ролей мужчин, так и собственное желание авторов лишний раз подчеркнуть активность мужчин как агентов социального действия, так как приведенные в учебной литературе пояснительные примеры не всегда требуют мужского участия и позволяют приводить в пример и женщин.

Вместе с тем, мы выделяем такие учебные пособия как «Социология управления» - авторы А.И. Кравченко, И.О. Тюрина и «Экономическая социология» - автор Г.Г. Силласте, в которых профессионально подается гендерная проблематика. В данных учебниках содержатся специальные разделы, где раскрываются гендерные аспекты управления и социальных процессов.

В учебнике А.И. Кравченко, И.О. Тюриной подчеркивается, что управление - одна из сфер, в которой «экономическое, социальное и политическое превосходство мужчины просматривается наиболее зримо и выпукло. Подобное положение вещей в науке называется патриархатом. Авторы обращают внимание на то, что «монополизация власти в семье, организациях, учреждениях и на предприятиях, в обществе - автоматически влекла за собой монополизацию ими функций управления. Таким образом, различия полов в обладании престижем и властью принимались как должное» [66, с.624, 625]. «В наши дни, - отмечают авторы, - подавляющее большинство женщин заняты в общественном производстве, причем командные, ключевые посты занимают отнюдь не единицы: сегодня женщина-инженер, женщина-ученый, женщина-директор, явление обычное, будничное» «И все же… когда мы говорим о менеджере или руководителе, то в первую очередь подразумеваем мужчину, а не женщину» [66, с.625-626]. Анализируя гендерные аспекты управления, А.И. Кравченко, И.О. Тюрина особо останавливаются на проблеме полового (или гендерного) разделения труда, гендерной профессиональной сегрегации [66, с.627-628].

Г.Г. Силласте, рассматривая гендерную асимметрию в экономике, подчеркивает, что «сегодня это сфера с преобладающей гендерной асимметрией «в пользу женщин»» [67, с.58]. Анализируя гендерную асимметрию в управлении, автор пишет, что «важной сферой карьерного продвижения женщин является управление, конкретно политическое управление».

«В этой сфере протекают противоречивые процессы. С одной стороны, неуклонная феминизация государственного аппарата на среднем управленческом (консультативном) уровне, включающем в себя руководящие должности высшего, среднего и низкого уровней. В результате количество мужчин на этих уровнях уменьшилось - за последнее десятилетие в 1,5 - 2 раза.

С другой стороны, наблюдается процесс усиления дефеминизации на высшей управленческой ступени. Растут должностные статусы и влияние мужчин, непосредственно принимающих решения на высших этажах власти, в масштабах общенациональном, региональном и субъектов федерации. Здесь гендерная асимметрия в пользу мужчин не только не преодолена, но и значительно усилилась» [67, с.66-67].

Следует отметить, и в учебнике А.И. Кравченко, И.О. Тюриной, и в учебнике Г.Г. Силласте дано понятие «гендер». А.И. Кравченко, И.О. Тюрина дают такое определение термина «гендер». «Гендер - это социокультурный пол; результат преобразования под влиянием культурных условий пола как биологического начала в род как, социокультурную категорию» [67, с.624].

Анализ учебной литературы по политологии также показал, что отсутствие артикулированной гендерной тематики (понятий, инструментария, концепций) не обозначает гендерной нейтральности самих учебников. Гендерная проблематика в них раскрывается, как правило, на примерах, исторических экскурсах или прикладных исследованиях (в основном политического поведения), которые учитывают фактор пола; проявляется в политическом дискурсе, в котором кодируется властная гендерная асимметрия.

Явная андроцентричность в проанализированных учебниках задается терминологией (лидер, правитель, государь). Также как и в учебниках по социологии терминологическая маркировка и маскировка пола в текстах учебников по политологии является существительным мужского рода, часто подменяются понятия «человек» - «мужчина». На андроцентричный характер политологического знания указывают понятия с корнем «патр», «патриархальный», «патернализм».

В учебниках по политологии основной агент социально-политических действий также мужчина.

Общественная сфера в политологии, как, впрочем, и по социологии, выступает, прежде всего, как сфера деятельности мужчин. Женщины, как правило, описываются через приватную сферу (прежде всего через семью).

В проанализированных учебниках по политологии наиболее гендерно чувствительными оказываются следующие темы - «Избирательные системы», «Политическое поведение и участие», «Современные политические идеологии». Так, например, в учебнике В.П. Пугачева, А.И. Соловьева в главе «Выборы» авторы указывают, что для ведения избирательной компании и главным образом для ее агитационного этапа создается специальный штаб, куда обычно входят «руководитель», «финансовый агент», «пресс-секретарь», «координатор графика кампании», «технический секретарь» [69, с.404]. Таким образом, это также свидетельствует об андроцентризме языка.

В учебнике под ред. М.А. Василика авторы пишут: «Доля определившихся со своими электоральными намерениями (голосовать - не голосовать) среди мужчин больше, чем среди женщин» [68, с.403]. Здесь нас ориентируют на то, что мужчины - основные субъекты политического процесса.

Таким образом, проведенный сравнительный анализ результатов показал, что ситуация репрезентации мужчин и женщин в учебной литературе по социологии и политологии аналогична. Мужчины являются преобладающими персоналиями учебных материалов. В целом, учебники переносят в сугубо мужской мир. Появление женских имен в них является лишь исключением из норм мужского мира.

Терминологию в учебных материалах по социологии и политологии можно квалифицировать как дискриминационную, сексистскую, когда мужское начало представляется как общественная норма; формы одного рода, как правило, мужского, используются в обобщенно-родовом значении, для обозначения объекта, чья гендерная идентичность не известна. Подобное использование мужского рода по отношению к лицам обоего пола делает «мужское нормой», а «женское» - исключением, причем как в лингвистическом, так и в социальном смыслах. Таким путем женщина становится непредставленной, «невидимой». Она хотя и подразумевается, но не воспринимается адресатом как объект и субъект действия, в роли которого в данном случае эксплицитно выступает мужчина.

Неадекватная репрезентация женщин в учебниках по социологии и политологии ограничивает знание студентов о том, какой вклад внесли женщины в культуру, науку, политику, а также о тех сферах нашей жизни, которые по традиции считаются женскими. В результате студенты убеждаются в том, что доминирование мужчин считается нормой, общественным стандартом, и приходят к выводу о том, что только мужчины - творцы истории, культуры, науки и политики.

Вместе с тем и преподавательский состав социально-гуманитарных наук, и состав студентов феминизирован. Так, в Самарском государственном университете две трети студенческого состава - лица женского пола. Примерно такая же ситуация и по большинству вузов нетехнического профиля. Данное обстоятельство требует учета женской психологии части читательской аудитории, большего отражения роли женщин в учебных материалах.

Таким образом, в целом учебная литература по социологии и политологии демонстрирует андроцентризм социологического и политологического знания.

По итогам проведенного гендерного анализа можно утверждать, что наличие/отсутствие гендерной проблематики не зависит от грифа Министерства образования РФ или УМО по социологии и политологии.

Заключение

Проведенный теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что язык представляет собой самое емкое и распространенное средство передачи информации, играет принципиальную роль в функционировании человеческого общества, развитии культуры. Языком нельзя овладеть вне социального взаимодействия; в нем имеются определенные правила; он создает и организует опыт и функционирует на основе значений, принятых в среде говорящих на нем людей. Язык синтезирует разные аспекты жизни человека - социальные, культурно-исторические, психологические, эстетические и др.

Язык - не только отражение реальности, бытия, традиций и нововведений общественной жизни, он диктует определенные стереотипы, а также навязывает модели поведения и оценки действительности.

Теоретическое исследование показало, что главная цель лингвистики состоит в разоблачении патриархата - мужского доминирования в системе языка и в изменении языка. В феминистской критике языка просматриваются два течения: первое относится к исследованию языка с целью выявления асимметрий в системе языка, направленных против женщин. Эти асимметрии получили название языкового сексизма. Второе направление феминистской критики языка - исследование особенностей коммуникации в однополых и смешанных группах, в основе которого лежит предположение о том, что на базе патриархатных стереотипов, отраженных в языке, развиваются разные стратегии речевого поведения мужчин и женщин. В языке фиксируется подчиненность женщины в идее культурно обусловленных стереотипов. Они влияют на социальное поведение, в том числе на речевое, и на процессы социализации.

В целом, феминистская критика обосновывает, что язык фиксирует картину мира с мужской точки зрения, поэтому не только антропоцентричен (ориентирован на человека), но и андроцентричен (ориентирован на мужчину). Все это свидетельствует о гендерной асимметрии в языке - неравномерной представленности в языке лиц разного пола.

В ходе анализа гендерных отношений в языке мы выявили, что сексистские тенденции наблюдаются во всех исследованных на сегодня языках. При этом отмечаются следующие всеобщие закономерности их проявления:

Мужское начало воспринимается как общественная норма, а женское - как отклонение от нее.

Мужское ассоциируется с положительным, а женское с отрицательным.

Мужское доминирует в языке, а женское же «невидимо», но визуально.

Исследования различных культур показывает, что дискриминация в языке может проявляться в трех основных формах: а) игнорирование; б) стереотипизирование; в) недооценивание, обесценивание.

В целом при изучении проблемы взаимоотношения языка и гендера можно выделить три магистральных подхода.

Первый, чисто гендерный, подход сводится к трактовке исключительно социальной природы языка женщин и мужчин. Нацелен на выявление тех семантических различий, которые можно объяснить особенностями перераспределения социальной власти в обществе, при этом язык определяется как некая функциональная производная от основного языка, используемая в тех случаях, когда партнеры по речи находятся на разных ступенях социальной иерархии.

Второй подход научно редуцирует «женский» и «мужской» язык до особенностей языкового поведения женщины и мужчины. Для него статистические показатели или определение средних параметров имеют основополагающую значимость и составляют каркас для построения психолингвистических теорий.

Третий подход делает упор на когнитивном аспекте этих различий. Для него оказывается более значимым не только определение частности различий и оперирование ее показателями, но и установление того, что трудно поддается объяснению, поскольку выходит за рамки стандарта.

Таким образом, теоретическое исследование гендерной асимметрии в языке позволило сделать вывод о том, что современный русский язык и другие языки не являются нейтральными в гендерном отношении. В нем проявляются и закрепляются гендерные отношения в обществе. Все это нашло отражение в проведенном нами социологическом анализе репрезентации мужчин и женщин в вузовских учебниках по социологии и политологии.

Социологический анализ репрезентации мужчин и женщин в учебной литературе по социологии и политологии для студентов выявил ее «бесполость». Адресуемые студентам учебные материалы рассчитаны на некоего «усредненного субъекта», в действительности являющегося мужчиной или женщиной.

Проведенное эмпирическое исследование подтвердило, что андроцентризм языка проявляется в таких языковых конструкциях, в которых в паре всегда первым указывается мужчина. В учебниках имеет место дискриминация в языке, проявляющаяся в игнорировании, когда отождествляются понятия «человек» и «мужчина». Мужчины показаны как агенты социального действия, как положительные герои. Женщины, как правило, упоминаются в примерах, связанных с домашней, семейной, приватной сферой в связке с пожилыми людьми и детьми как уязвимые группы общества.

Авторы проанализированных учебников помещают мужчин в публичную, а женщин в приватную сферы. И прямо и косвенно указывают на приоритет публичной сферы как мужской по сравнению с частной, как женской.

Анализируемые учебники практически не содержат гендерной терминологии, тематики, но в то же время тексты пособий не являются гендерно нейтральными.

В основном андроцентризм социологического знания заключается в следующем: общественная сфера это сфера деятельности мужчин. Мужчина понимается как норма и образец социального субъекта, как агент социального действия, что достигается отождествлением человека и мужчины, приведением мужчин в примерах, построением текста, основанного на мужском опыте и обращённого к мужчинам, сравнением женщин и мужчин всегда в пользу вторых, употребление пар «мужчина и женщина» с женщиной на втором месте. Авторы учебников, как правило, разводят понятия «мужчина» и «муж» в демонстрации позитивных и негативных примеров; сожалеют о потере мужчинами общественного лидерства.

Андроцентризм языка проявляется также и в стереотипных языковых конструкциях, в которых в паре всегда первым указывается мужчина: «мужчины и женщины» «пасынки и падчерицы», «сын и дочь», «отец и мать», «дед и баба», «юноши и девушки». Сопоставляя мужчин, и женщин авторы выбирают за эталон сравнения «мужское», если речь идет о значимом и положительном явлении общественной жизни, и женское, если предлагается обратная ситуация.

Проделанный социологический анализ репрезентации мужчин и женщин в учебной литературе по социологии и политологии позволяет сделать вывод о том, что ситуация, при которой подавляющее большинство учебников социологии и политологии оказываются лишенными гендерного подхода и гендерной чувствительности, не может считаться нормальной. Отсутствие представлений о гендерной стратификации для современной социологии равносильно отсутствию упоминания о стратификации расовой, этнической и классовой. Социологическое образование, которое можно получить, опираясь на эти учебники (за некоторыми исключениями), будет неполноценным и профессионально ущербным.

Список использованных источников и литературы

1 Аристотель. История животных / Пер. с древнегреч. Карлова В.П.: Под ред. Старостина Б.А. - М.: РГГУ, 1996. - 528 с.

2 Вейнингер О. Пол и характер. М: ТЕРРа, 1994. - 480 с.

3 Фрейд З. «Я» и «Оно»: Труды разных лет / Пер. с англ. Кн. 1. Тбилиси: Мерани, 1992. - 336 с.

4 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; К генеалогии морали. Минск: Беларусь, 1992. - 335 с.

5 Акинщикова Г.И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. Л., 1977. - 246 с.

6 Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. № 2. - С. 63-71

7 Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Издательство ЛГУ, 1979. - 151 с.

8 Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. Л., 1970. - 179 с.

9 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, Т. 21. 1995. - С. 34-85

10 Фромм Э. Мужчина и женщина // Философский поиск. 1995. № 1. - С. 28-37

11 Воронина О.А. Философия пола // Философия: учебник / Под ред. В.Д. Губина и др. М.: Русское слово, 1998. С. 388-407

12 Воронина О.А. Традиционные философские, социологические и психологические теории пола // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. - С. 29-49

13 Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России / http://www.a-z.ru/women/texts/klimenkova.htm. - С. 3-61

14 Юлина Н.С. Проблемы женщин; философские аспекты: феминистская мысль в США // Вопросы философии. 1998. № 5. - С. 137-147

15 Чодороу Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола // Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. - Мн.: Пропилеи, 2000. - С. 29-76

16 Гидденс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма // Социологические исследования. 1992, № 7. - С. 45-49

17 Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.

18 Милль Дж.С. О подчинении женщины. СПб., 1896. - 197 с.

19 Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем / Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. - 250 с.

20 Хвостов В.М. О равноправии женщин // Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований» (второе издание). М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. - С. 197 - 203

21 Гофман И. Гендерный дисплей // Введение в гендерные исследования. Ч II: Хрестоматия / Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001; Спб.: Алетейя, 2001. С. 306-335

22 Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность, 1999. № 6. - С. 177-188

23 Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования. 2000. № 11. - С. 15-24

24 Уэст Д., Циммерман К. Создание гендера // Гендерные тетради. Выпуск первый / Научный ред. А.А. Клецин. СПб.: СПб филиал Института социологии РАН. 1997. С. 94-124

25 Уэст Д., Циммерман К. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Булавин. 2000. С. 193-219

26 Лакофф Р. Язык и место женщины // Введение в гендерные исследования. Ч II: Хрестоматия / Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001; Спб.: Алетейя, 2001. С. 784-498

27 Иригарэ Л. Генеалогия женщин // «Прочти мое желание…». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. - М.: Идея - Пресс, 2000. С. 175-177

28 Мишар-Маршаль К., Рибери К. Сексизм и гуманитарные науки. Лингвистическая практика отношений полов как классов // Феминизм: перспективы социального языка. Отв. ред. О.А. Воронина. М.: ИФ РАН - ИНИОН, 1992. С. 133-138

29 Спендер Д. Мужчина создал язык // Введение в гендерные исследования. Ч II: Хрестоматия / Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001; Спб.: Алетейя, 2001. С. 774-783

30 Хеллингер М. Контрастивная феминистская лингвистика // Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия. Под общей ред. В.И. Успенской. Тверь, 1999. - С. 91-98

31 Кирилина А.В. Развитие гендерных исследований в лингвистике // Филологические науки. 1998, № 2. С. 51-58

32 Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Институт социологии РАН, 1999. - 189 с.

33 Кирилина А.В. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 252 с.

34 Доклады Первой международной конференции «Гендер: язык, культура, коммуникация». МГПУ, 25-26 ноября 1999. М., 2001. - 350 с.

35 Гендерный фактор в языке и коммуникации. М., 1999. - 207 с.

36 Зыкова И.В. Актуальные направления гендерных исследований // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе: Материалы международной научной конференции. Иваново, 25-26 июня 2002 г.: В 2 ч. - Ч II. История, социология, язык, культура. Иваново: Ивановский государственный университет, 2002. С. 242-246

37 Григорян А.А. Проблема гендерного лингвистического равенства // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе: Материалы международной научной конференции. Иваново, 25-26 июня 2002 г.: В 2 ч. - Ч. II. История, социология, язык, культура. Иваново: Ивановский государственный университет, 2002. - С. 250-254

38 Шейдаева С.Г. Женские образы в русском языке // Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований: Материалы традиционной (IV) Всероссийской конференции с международным участием, 12-13 февраля 1998 года / Составитель и общий редактор Г.В. Мерзлякова. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1998. С. 111-113

39 Мишель А. Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в школьных учебниках. Париж: ЮНЕСКО, 1991. - 180 с.

40 Барчунова Т.В. Сексизм в букваре // Эко. 1995. № 3. - С. 133-155

41 Барчунова Т.В. «Эгоистический гендер» или Воспроизводство гендерной асимметрии в гендерных исследованиях // Общественные науки и современность. 2002, № 5. - С. 180-192

42 Габриэлян Н. Всплывающая Атлантида // Общественные науки и современность. 1993. № 6. - С. 171-178

43 Толстокорова А. «Лингвистическое выражение» гендера: результаты и перспективы демократических реформ // Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сб. науч. статей / Под ред. И.Р. Чикаловой. Минск: БГПУ, 2004. - Вып. 3. - 507 с.

44 Попова Л., Орешкина Н. Как школа может способствовать реализации способностей одаренных девочек // Педагогическое обозрение. 1995. № 3. С. 27-34

45 Щеглова С.Н. Гендерные модели поведения: анализ школьных учебников // Женщины России на рубеже XX - XXI веков. Материалы международной научной конференции Иванова 23-24 апреля 1998. Иваново: Издательский центр «Юнона», 1998. С. 206-209

46 Дроздова О.В., Симакова О.В. Гендерная тематика в учебной литературе по социологии // Женщины России на рубеже XX - XXI веков. Материалы международной научной конференции Иванова 23-24 апреля 1998. Иваново: Издательский центр «Юнона», 1998. С. 324-325

47 Козлова Н.Н. Методика гендерного анализа учебных пособий по политологии // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе: Материалы международной научной конференции, Иваново, 25-26 июня 2002 г.: В 2 ч. - Ч I. Образование, политика. Иваново: Ивановский государственный университет, 2002. С. 42-47

48 Козлова Н.Н. Женщина является совершенно несоциальной или опыт гендерного анализа российской учебной литературы по социологии // Пол и гендер в науках о человеке и обществе / Под ред. В. Успенской. Тверь: Феминист - Пресс, 2005. - С. 71-93

49 Козлова Н.Н. Гендерная ревизия учебных пособий по социологии // Пол и гендер в науках о человеке и обществе / Под ред. В. Успенской. Тверь: Феминист - Пресс, 2005. - С. 94-119

50 Козлова Н.Н., Монахова Ю.А. Гендерный анализ учебных пособий по социологии // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы»: В 3 т. - М.: Альфа - М, 2003. - Т. 3. С. 568-569

51 Костикова А.А. Гендерные измерения новейшей философии языка // Введение в гендерные исследования: Учебное пособие для студентов вузов / Костикова И.В. и др.; Под общ. ред. И.В. Костиковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. С. 169-181

52 Митрофанова А.А. Гендерный подход в педагогике // Введение в гендерные исследования: Учебное пособие для студентов вузов / Костикова И.В. и др.; Под общ. ред. И.В. Костиковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. С. 182-194

53 Гендерная экспертиза учебников для высшей школы / Под ред. О.А. Ворониной. - М.: РООМЦГИ - ООО « Солтэкс», 2005. - 260 с.

54 Телия В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 288 с.

55 Горошко Е.И. Пол, гендер, язык // Женщина Гендер Культура. М.: МЦГИ, 1999. С. 98-110

56 Земская И.В., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании / Под ред. Е.А. Земской и Д.Н. Шмелева. М.: Наука, 1993. С. 90-136

57 Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. - 416 с.

58 Лоусон Т., Гэррод. Д. Социология А - Я: Словарь - справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000. - 608 с.

59 Крысько В.Г. Словарь - справочник по социальной психологии. СПб., 2003. - 310 с.

60 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарики, 2002. - 432 с.

61 Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 654 с.

62 Табурова С.К. Реплики депутатов бундестага как речевые акты // Гендерный фактор в языке и коммуникации. Иваново, 1999. - С. 77-90

63 Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учеб. пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. - 424 с.

64 Тартаковская И.Н. Гендерная социология. - М.: ООО «Вариант при участии ООО «Невский Простор», 2005. - 386 с.

65 Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. - 2-е изд., перераб. и доп. - 508 с.

66 Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2005. - 1136 с.

67 Силласте Г.Г. Экономическая социология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 383 с.

68 Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006. - 588 с.

69 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Аспект. Пресс, 2003. - 477 с.

Работа выполнена и оформлена в соответствии со стандартом Самарского Государственного Университета, введенным в действие приказом ректора от 25.12.2002 г., № 394-01-6

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты