Социальные проблемы современной сельской молодежи

Социальные проблемы современной сельской молодежи

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Социальный факультет

Кафедра теории и методики социальной работы

Социальные проблемы современной сельской молодежи

Выпускная квалификационная работа по специальности

«Социальная работа»

Допустить к защите:

Выполнила:

Аралбаева Г.Г.

студентка V курса ПДМ

социального факультета

в г. Сибай

Выпускная квалификационная

работа защищена:

канд. пед. наук, доцент

Оценка:

Научный руководитель:

Испулова С.Н.,

Рецензент:

Председатель ГАК

Магнитогорск 2008 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО- ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА

1.1. Социальный портрет молодежи

1.2. Формы и методы социальной работы с сельской молодежью

Выводы по главе I

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ

2.1. Решение социальных проблем сельской молодежи Республики Башкортостан

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования

2.3. Программа «Молодежь Хайбуллинского района»

Выводы по главе II

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Молодежь -- социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Государственная система социальной защиты молодежи должна обеспечить правовые и экономические гарантии, соблюдение важнейших социальных прав каждого молодого человека. Это, прежде всего, право на труд, нормальные условия работы, получение дохода от своей деятельности, обеспечивающего достойный уровень и качество жизни, право на отдых и т. д. Для малоимущих групп населения -- денежные дотации и натуральные выдачи, причем помощь от государства должны получать не только те граждане, кто по объективным причинам не в состоянии самостоятельно зарабатывать и иметь достаточный доход для нормальной жизни.

Ведущая цель государственной системы социальной защиты молодежи -- помочь молодым людям обрести чувство собственного достоинства, веру в свои силы, желание собственным трудом добиться лучшей жизни, а не пассивно ожидать ее. Здоровый человек нуждается не только и не столько в социальной защите, сколько в предоставлении ему возможности самоопределиться, самоутвердиться.

Главной задачей государства и общества в отношении молодежи является формирование условий, при наличии которых молодежь сможет самостоятельно решать свои проблемы и будет готова активно, заинтересованно участвовать в решении задач, стоящих перед обществом и государством.

Молодежь -- субъект государственной политики, уникальный стратегический ресурс общества, который не должен быть только объектом воздействия со стороны государства и старших поколений. Молодежь -- это группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.

Обостряют проблемы молодежи психологические особенности социализации лиц данного возраста. Указанная проблема тесно связана с началом становления молодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам, движениям.

Необходимым условием включения молодежи в общественную жизнь является развитие самоорганизации молодежи, молодежного самоуправления. В наибольшей мере этому соответствует создание и деятельность молодежных общественных объединений, участие в них широкого круга социально активных молодых людей.

Целью настоящей работы явилось изучение социальных проблем сельской молодежи на современном этапе.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Республики Башкортостан в сфере социальной работы с молодежью.

Объект исследования: сельская молодежь.

Предмет исследования: социальные проблемы сельской молодежи.

Гипотеза: предполагается, что молодежная политика, в том числе в сельской местности эффективна и жизненна лишь тогда, когда в ней масштабно и всесторонне учитывается современное положение юношей и девушек во всех сферах социальной жизни; более эффективной реализации молодежной политики способствует программно-целевой принцип работы.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что систематизирована научная литература по проблеме исследования.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы специалистами отделов по делам молодежи в сельской местности.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА

1.1 Социальный портрет молодежи

Молодежь -- это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.

Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т. е. потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.

Молодежь как становящийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности (19; с.45).

Исследование проблем молодежи невозможно без определения понятия «молодежь», нахождения критериев обозначения начала «границы молодежности». На поверхностный взгляд кажется, что здесь нет никакой проблемы и нет каких-то особых трудностей, все ясно. Визуально, без особых усилий человек может определить кто старый, кто молодой. Это, естественно, только на первый взгляд. При серьезном подходе к этой проблеме можно заметить, что понятие «молодежь» довольно расплывчатое. По этой проблеме нет единства среди ученых. Каждый специалист, работающий в этой области, определяет возрастные границы по-своему. В условиях современной России наметился определенный отход от методологии исследования молодежи с позиции ее целостности и монолитности (49, с. 46-49).

Молодежь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют ее как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодежь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего, из самой ее объективной сущности. Социальные особенности определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.

Молодежь как формирующийся субъект общественного производства также характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификацией ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях (33; с.25).

В отечественном обществознании долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные категории молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» (4; с.73). Позднее более полное описание было дано И.С. Коном: «Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологическое особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного настроя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» (21; с.84).

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Становление социальной зрелости молодежи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодежных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жесткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

По мнению большинства социологов России, целостный процесс социализации молодежи объективно разграничивается на определенные временные периоды и отрезки. В социологии они условно делятся на следующие этапы: подростки 15-18 лет: это срок окончания средней школы, ПУ; молодежь 18-24 лет: это такой отрезок времени, когда юноши или проходят военную службу в армии или вместе с девушками завершают обучение в вузе; «молодые-взрослые» 25-29 лет: этот период в социологии обозначается как «важная граница» молодости и характеризуется тем, что молодое поколение на данном этапе жизни окончательно включается в социально-профессиональную структуру общества (49; с.53).

Каждому из этих временных этапов, как видим, присущи свои определенные цели и задачи. В то же время объективно и то, что между возрастом и социальными возможностями человека в достижении этих целей существует и зависимость, и тесная взаимосвязь. Тем не менее и ныне весьма актуальным остается целостный подход к изучению проблем молодого поколения. Перед государством и обществом всегда будут стоять задачи по организации эффективной передачи опыта молодому поколению, оптимальному включению молодежи в социальные и экономические процессы, созданию наиболее благоприятных условий для самореализации молодежи. Именно молодежь обеспечивает социальную мобильность общества и является источником инициативы и развития всех сфер общественной жизни.

Исходя из социальных проблем, определяется государственная молодежная политика. Важной целью ее является помощь молодежи в адаптации к современным социально-экономическим условиям. Несогласованность и непроработанность отдельных решений, касающихся молодежи, принятых в последнее время, лишь усугубляет негативные социальные тенденции в ее среде (42; с.37).

Развал Советского Союза, продолжающийся и углубляющийся социально-экономический кризис в конце XX - начале XXI вв. поставили российскую молодежь в исключительно сложную ситуацию. Это серьезно беспокоит общество и, естественно, требует более пристального внимания к молодежной проблематике и настоятельно диктует необходимость разработки и принятия закона о молодежи и разработки на ее основе такой политической стратегии, которая всесторонне и полно учитывала бы современные ее потребности, интересы и ценностные ориентации. Молодежная политика эффективна и жизненна лишь тогда, когда в ней масштабно и всесторонне учитывается современное положение юношей и девушек во всех сферах социальной жизни. Жизневостребованность молодежи зависит не только от учета современных потребностей, интересов ее, но и от непременного учета основных направлений и тенденций развития. А это можно реализовать, руководствуясь достижениями современной социально-педагогической науки.

Отчетливо прослеживается тенденция расширения десоциализации, маргинализации молодого поколения. За последние годы в стране увеличивалось количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни в силу различных, как объективных, так и субъективных причин. К ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях. Хотя большинство из них стремятся быть социально-полезными гражданами, но в силу сложившихся в российском обществе условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и наказание в исправительных трудовых колониях (49; с.55-60).

В настоящее время нельзя ограничиваться лишь констатацией экономического кризиса в России, а крайне важно критически анализировать его пагубные воздействия на все сферы социальной жизни, прежде всего духовную. Сегодня в России идет процесс социальной деградации общества: разрушение образования, науки, здравоохранения, культуры и духовности. В стране безудержным способом распространяются такие патологические явления, как криминализация общества, пьянство и алкоголизм, наркомания, безработица, обнищание населения. Самое тревожное состоит в том, что Россию захлестнула волна нравственных деградаций. Это, прежде всего, коснулось молодежи. Сейчас врачей-психиатров тревожит распространение среди молодого поколения психических заболеваний, шизоидных и истерических отклонений, неврозов и т.д.

Социальной деградации прежде всего подвергается молодежь. В списке расходов нынешней школьной молодежи на «духовную пищу» приоритетными являются аудио и видеозаписи. Ныне телевидение формирует у молодежи неадекватное, искаженное восприятие окружающей нас реальной действительности. Засилье теле-видео продукции фильмами и передачами, до предела наполненными сценами насилия, жестокости, оказывающими разрушающее влияние на сознание детей и подростков, тревожит российскую общественность.

В настоящее время все без исключения каналы телевидения заполнены праздничными шоу, карнавалами и шумными презентациями. Все это приучает молодежь к легкой, беспроблемной жизни. Насыщенность каналов телевидения «легким» несерьезным жанром отучает российскую молодежь от повседневного умственного труда в сфере духовности, отвлекает ее от серьезной работы по изучению истории отечества, богатой русской литературы и искусства. Было бы исключительно своевременно и хорошо, если бы давали объективную информацию о серьезных проблемах России, пропагандировали трудовой образ жизни, формировали у молодежи устойчивое убеждение о невозможности добиться успехов без напряженного труда во всех сферах социальной жизни.

Сегодня в Российских средствах массовой информации много разговоров относительно утверждения в обществе права на «свободу выбора». Конечно, высшим благом является свобода и человек должен делать свободный выбор. Но это может сделать только духовно зрелый человек, этого не может сделать незрелый, неподготовленный к взрослой жизни подросток и юноша. К тому же их положение в сегодняшней России осложняется тем, что «свобода выбора» происходит в ситуации тотальной агрессии западной, и прежде всего американской массовой культуры, ориентирующей молодежь делать выбор между подлостью и пошлостью (49; с.45-48).

Развал устоявшейся системы воспитания и образования привел к утрате жизненных ориентиров, целей и духовных идеалов у подростков. Ныне молодыми людьми в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. Сегодня в системе нравственных приоритетов у молодежи доминирующее место заняли «культ успеха». Естественно, успех сам по себе не несет ничего плохого, наоборот; инициирует стремление к развитию личности, открывает в человеке новые возможности. Но самое прискорбное заключается в том, что в сознании у нынешнего поколения господствует психология обогащения, причем обогащения без труда, приложения усилий.

Усиление влияния криминогенности на молодежь приводят к серьезным изменениям в ее сознании и поведении. Прежде всего, трансформируется ее социальное самочувствие. В нем доминируют чувство опасности и страх в связи с ростом молодежной и подростковой преступности. Разочарование в жизни, чувство страха, которое все более и более растет среди молодежи, способствуют усилению тенденций суицида среди юношей и девушек. В последнее время в молодежной среде падает ценность жизни. Растет количество самоубийств. По данным социологических исследований, основными причинами суицида среди молодежи выступают безработица, семейные неурядицы, увлечение алкоголем и наркоманией (49; с.121-122).

Другая проблема, которая вызывает озабоченность российского общества -- увлечение молодежи потреблением алкоголя и ее наркотизация. В настоящее время среди населения с каждым годом возрастает страх и беспокойство за судьбу подрастающего поколения. По мнению многих социологов, психологов причиной увлечения молодежи наркотиками, алкоголем является стремление уходить от реальной жизни, растущее отчуждение в обществе и, в частности, отчуждение молодежи от своего ближайшего окружения. В сегодняшней российской реальности неимоверно много причин и поводов для разочарований, неуверенности. Они вызываются многими социальными и психологическими факторами, прежде всего, как уже об этом не раз говорилось, ростом безработицы среди молодежи. Сегодня молодым людям трудно найти работу. Это не просто даже тем, кто имеет высшее образование, не говоря уже о тех, кто не смог поступить в институт. Молодые люди, не выдержав трудностей, желая хоть на время забыться, встают на путь употребления наркотических веществ, изменяющих психику, вызывающих желаемое состояние эйфории.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты