Социальные проблемы развития Южного федерального округа
ипичной для многих территорий является структурная безработица, вызванная тем, что структура спроса на рабочую силу (а это, в большинстве, разнообразные специалисты сферы услуг и рабочие высокой квалификации) не совпадает со структурой предложения (инженерно-технические работники, высвобождаемые руководители среднего звена, выпускники вузов).

Если оценивать возможности округа в формировании качественных трудовых ресурсов, необходимо обратиться к данным, характеризующим наличие в округе учебных заведений. вузы выполняют не только образовательную функцию, но и являются центрами формирования культурной среды регионов, а также несут серьезную имиджевую нагрузку. Неслучайно даже на фоне экономического спада количество вузов в стране неуклонно увеличивалось. В 1990 году в регионах, ныне входящих в состав Южного федерального округа, имелось 60 государственных вузов. В настоящее время их количество увеличилось до 80, а также было создано 66 негосударственных вузов (без учета филиалов). По наличию государственных и негосударственных вузов округ занимает третье место среди федеральных округов, а по количеству государственных средних специальных учебных заведений (302) - четвертое. Основное их количество (почти 75 процентов) сосредоточено в краях и областях округа). В 2002-2003 учебном году в высшей школе обучались более 760 тысяч студентов и 337 тысяч человек - в средних специальных учебных заведениях.

Анализ демографического процесса показывает, что его основные характеристики в определенной степени отличаются от среднероссийских. В силу повышенной рождаемости и пониженной смертности демографическая ситуация в Южном федеральном округе выглядит лучше, чем в целом в России. Коэффициент естественной убыли по Южному округу в 2003 году составил 2,1 промилле, и это самая низкая величина среди всех федеральных округов. В целом по России коэффициент естественной убыли равен 6,2 промилле.

Однако естественный прирост населения происходит в наиболее депрессивных регионах, тем самым ухудшая и без того сложную экономическую ситуацию. Так, в Дагестане естественный прирост составил 25 629 чел., Ингушетии - 5274 чел., Калмыкии - 464 чел., Кабардино-Балкарии - 100 чел. В 2003 году к ним добавилась Чеченская Республика, где естественный прирост населения составил 20 622 чел.

Во всех крупных промышленно развитых южнороссийских территориях - от 13 101 чел. в Ставропольском крае, до 31 232 чел. в Ростовской области, а также в республиках Адыгея (- 2313 чел.), Северная Осетия - Алания (- 1050 чел.) и Карачаево-Черкесия (- 358 чел.) продолжается естественная убыль населения.

В пяти республиках Южного федерального округа, по данным Всероссийской переписи 2002 года, преобладает сельское население. В Дагестане, Ингушетии, Калмыкии и Карачаево-Черкесии доля этой категории населения составляет 56-57 процентов, в Чечне - около двух третей. Высокий удельный вес сельского населения в ЮФО (42,5 процента), чего нет ни в одном другом округе, не только накладывает несомненный отпечаток на социально-трудовые условия жизни, но при более высоких темпах развития промышленности, транспортного комплекса, строительства в курортной зоне может явиться резервом рабочих кадров для соответствующих отраслей экономики, что, в свою очередь, потребует разработки программ межтерриториальной трудовой миграции в пределах Южного федерального округа.

Целостное представление о результатах экономической деятельности на макроуровне дает агрегированный показатель валового регионального продукта.

2.2.ЮФО : СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Экономическое развитие Южного федерального округа обусловлено высокой долей аграрного сектора в отраслевой специализации его экономики и, соответственно, низкой долей других отраслей материального производства. Такая пропорция является менее перспективной с точки зрения развития долгосрочных макроэкономических процессов. Так, если основная часть ВВП в экономике России формируется за счет промышленности, а сельское хозяйство играет второстепенную роль (28,8 процента против 6,0 в 2002 году), то для Южного федерального округа характерна существенно иная пропорция (19,0 процента против 15,1).

Среди субъектов Южного федерального округа наиболее близкую к российской структуру экономики имеют Ростовская и Волгоградская области, которые формируют достаточно большую часть ВРП за счет промышленности (23-30 процентов). Благодаря крупнейшим южным морским портам и газонефтепроводам в структуре экономики Краснодарского края, как это ни парадоксально, лидирует не сельское хозяйство, а транспорт (18 процентов ВРП). Торговля и коммерческая деятельность дают наиболее весомый вклад в ВРП Ростовской области (20 процентов).

Почти 84 процента суммарного ВРП по округу составляют пять территорий - Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области, причем три из них входят в перечень 24 крупнейших регионов страны (Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области), аккумулируя более 66 процентов ВРП, производимого в округе. Это означает, что и в темпах роста ВРП округа определяющую роль играют указанные территории.

Неоднородность отраслевой структуры регионов России сложилась под действием как объективных (природно-климатические условия, наличие природных ресурсов, геополитическое положение, особенности расселения и др.), так и субъективных факторов (политические и экономические решения относительно размещения и концентрации отраслевых комплексов).

С одной стороны, межрегиональные различия в характере и динамике отраслевой структуры ВРП являются результатом этой неоднородности, с другой - выступают как самостоятельные факторы, влияющие на социально-экономическое развитие регионов. Закономерной тенденцией, сопровождающей переход к рыночным отношениям в российской экономике, в том числе и Южного федерального округа, в 90-е годы стало смещение отраслевой структуры в сторону увеличения удельного веса сферы услуг и уменьшения доли отраслей, производящих товары. В наибольшей степени возросла доля отраслей, оказывающих услуги, - почти 56 процентов по итогам 2002 года.

В разных регионах процессы развития рыночного сегмента протекали с неодинаковой скоростью в зависимости от степени урбанизации, местных традиций, уровня экономического развития, а также наличия конъюнктурных преимуществ (геополитическое положение, наличие сырьевых ресурсов и др.).

Особенностью Южного федерального округа является высокая доля в ВРП отраслей, оказывающих нерыночные услуги, деятельность которых финансируется из федерального и регионального бюджетов (наука, здравоохранение, образование, культура, управление и др.) - 11,8 процента (в среднем по России - 8,6 процента), что характерно для наименее развитых в экономическом отношении субъектов РФ. В Южном федеральном округе бюджетный сектор играет наиболее значимую роль в республиках Северного Кавказа, особенно Адыгее, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии (от 20 до 33 процентов). Для сравнения: в Волгоградской и Ростовской областях, Краснодарском крае его удельный вес составляет всего 9-10 процентов.

Значительным ограничителем возможности самообеспеченности регионов и снижения их зависимости от федерального бюджета является теневая экономика. Органы статистики в расчетах ВРП производят оценку отдельных ее составляющих, однако значительная часть теневой экономики, так называемой нелегальной деятельности, остается неучтенной. При этом по косвенным оценкам можно судить о ее масштабах. Так, если проанализировать динамику показателя обеспеченности собственными автомобилями населения округа с 1990 года, то видно, что количество автомобилей у жителей округа удвоилось и составляет на начало 2003 года более 3 млн штук. Это совпадает с общероссийской динамикой и может быть свидетельством того, что самые низкие доходы округа - это результат деятельности лишь реального сектора экономики, фактические же доходы отдельной части населения округа значительно выше официально учтенных.

Эти же выводы напрашиваются по результатам анализа состояния дел в жилищн ом строительстве регионов округа. Так, по объемам вводимого жилья округ входит в тройку лидеров среди федеральных округов - по итогам 2003 года здесь сдано 5046,9 тыс. кв. м жилой площади (в Центральном федеральном округе - 12 917,4 тыс. кв. м, в Приволжском - 7537,4). Причем более 70 процентов жилья возводится индивидуальными застройщиками.

Характерной чертой ЮФО является отчетливо выраженный отрицательный градиент промышленного развития с севера на юг, аналогично тому, как это сложилось в Италии. Влияние промышленности на динамику ВРП округа довольно существенное. Ее отраслевая структура по округу заметно отличается от российской. Намного выше, чем в среднем по РФ, удельный вес таких отраслей, как пищевая (14,1 процента по РФ и 27,0 - по ЮФО), электроэнергетика (соответственно 12 и 17). Незначительно превышают среднероссийский процент мукомольно-крупяная (1,3 и 2,3), легкая (1,4 и 2,2), строительных материалов (3,1 и 5,2) и химическая промышленность (5,5 и 7,2). Заметно меньшую долю, чем в России, занимают топливная промышленность (18,5 и 11,2), черная и цветная металлургия (17,2 и 8,8), а также лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (4,2 и 2,0 процента). Таким образом, с учетом фактического уровня промышленного развития в экономике округа в меньшей степени, чем в целом по России, представлены отрасли, ориентированные на экспорт - нефтегазовая, металлургическая, лесная. На 5,1 процента меньше среднероссийского удельный вес такой отрасли инвестиционного спроса, как машиностроение (19,9 процента по РФ и 14,8 - по ЮФО), где традиционно сосредоточен наиболее квалифицированный научно-технический персонал, разрабатываются и внедряются высокие технологии, генерируются инновационные импульсы. Наибольшее смещение структуры промышленного производства в Южном федеральном округе относительно российской наблюдается в сторону отраслей конечного спроса, в первую очередь АПК, а также производства стройматериалов, большая часть которых используется в весьма интенсивном на Юге жилищном строительстве, а также при расширении и благоустройстве обширных рекреационных зон.

В целом вклад промышленности в общероссийские объемы промышленного производства составляет 6 процентов. Общий объем выпущенной промышленной продукции по итогам 2003 года составил 444 млрд рублей. Темпы развития отрасли в 2003 году были ниже среднероссийских (105,1 процента против 107,0 в целом по России), однако по итогам первого полугодия 2004 года за счет ускорения динамики развития промышленности в большинстве субъектов РФ округа показатель индекса физического объема промышленного производства округа превысил общероссийский (108,0 процента против 107,4 по России).

Необходимо отметить, что в регионы округа, где имеются перспективные предприятия топливной, металлургической, химической промышленности и машиностроения (в первую очередь Волгоградскую, Астраханскую, Ростовскую области), в последние годы стал активно перетекать капитал российских финансово-промышленных групп из других регионов страны, специализирующихся на экспорте углеводородного сырья и металлов, а также на операциях на финансовых рынках.

Однако решая проблему дефицита инвестиций, процесс перехода контроля над промышленностью Юга России в руки трансрегиональных компаний порождает новые трудности. Подчас этот переход сопровождается "акционерными войнами", приводящими к дестабилизации производства. Полученная прибыль нередко выводится за пределы регионов, а толлинговые операции и трансферные цены сокращают поступления в бюджет территорий. Модернизация предприятий, как правило, приводит к их перепрофилированию, сокращению числа рабочих мест и увеличению социальной напряженности.

Несомненно, что из финансово-промышленных групп, которые нацелены на осуществление стратегических инвестиционных проектов и имеют планы длительного присутствия в регионах, играют позитивную роль в развитии и интеграции экономики округа, а также в формировании инновационных процессов. Однако зачастую их деятельность сводится к спекулятивным сделкам, целью которых является банкротство предприятий, скупка акций, а затем выгодная перепродажа. В связи с тем, что приток капитала в регионы ЮФО будет происходить и дальше, весьма актуальной является выработка правовых механизмов, способствующих достижению баланса территориальных и корпоративных интересов.

Как уже отмечалось, специфика экономики округа заключается в значительной доле сельского хозяйства в ВРП. Основу растениеводческого комплекса Южного федерального округа составляют зерновые и зернобобовые (пшеница, преимущественно озимая, яровой ячмень, рис), а также технические культуры (подсолнечник и свекла). В то же время сравнительно мало выращивается на Юге картофеля и овощей, кормовых культур. Так, в валовой продукции растениеводства на долю зерновых и зернобобовых в Южном федеральном округе приходится более 36 процентов против 24 в России, технических культур - почти 13 против 6. Картофель и овощи составляют 19 и 16 процентов против 31 и 23 в России, кормовые культуры - 5 против 7.

По итогам 2004 года ожидается существенный рост валовых сборов зерновых культур по сравнению с прошлогодним урожаем.

С учетом большого спроса на семена подсолнечника со стороны маслоэкстракционных заводов, мощности которых на Юге России за последние годы многократно выросли и продолжают увеличиваться за счет нового строительства, а также возможностей экспорта, подсолнечник остается наиболее привлекательной культурой для растениеводов. Около 58 процентов российского урожая подсолнечника в 2003 году собрано в регионах Южного федерального округа.

Хозяйства населения в южных регионах в большей степени ориентированы на животноводство, доля которого составляет 53,9 процента во всей производимой ими продукции (в России - 45,4 процента). Поэтому в Южном федеральном округе населением производится 64,2 процента животноводческой продукции, тогда как в России - 54,2.

Поголовье крупного рогатого скота в целом по округу составляет почти 4186 тыс. голов - это 16 процентов российского поголовья КРС. Более 80 процентов поголовья КРС сосредоточено в Дагестане, Краснодарском и Ставропольском краях, Волгоградской и Ростовской областях.

По поголовью свиней (3285 тыс. голов) округ занимает второе после Приволжского место. К регионам, специализирующимся на разведении свиней, относятся Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградская и Ростовская области.

Особенности инвестиционных процессов на Юге России также определяются сложившейся отраслевой структурой экономики, где преобладают агропромышленный, топливно-энергетический, машинострои-тельный и транспортный комплексы. Объективно и исторически сложившийся приоритет сельского хозяйства, дотационность бюджетов и дефицит собственных инвестиционных ресурсов обусловливают также то, что направления и масштабы инвестиционной деятельности в Южном федеральном округе весьма зависимы от внешних факторов. Таким образом, ситуацию в округе следует рассматривать в общем контексте инвестиционных проблем страны.

Как и во многих других регионах страны, инвестиционный процесс на Юге России очень неустойчив. Это объясняется неравномерностью территориального размещения и динамики ввода крупных и крупнейших объектов, источниками финансирования которых в основном являются бюджетные средства и средства крупных финансово-промышленных компаний. Так, динамика инвестиционных процессов в 1999-2000 гг. иллюстрирует процесс значительного притока внешних инвестиций, связанных со строительством нефтепровода каспийского консорциума "КТК-Р", нефтепровода "Суходольная - Родионовская", газопровода "Голубой поток" и строительством первой очереди Волгодонской АЭС (в 1999 году объем инвестиций в округе увеличился на 22 процента, в 2000-м - почти на 56 процентов). Затем наблюдался значительный спад инвестиционных процессов: в 2001 году к 2000 году - 106,8 процента, 2002 год к 2001 - 98,2, а по итогам 2003 года объем инвестиций уменьшился по сравнению с 2002 годом на 6,2 процента.

Как следствие недостаточного экономич еского развития и значительного распространения теневой экономики по величине денежных доходов и потребительских расходов на душу населения Южный федеральный округ уступает другим федеральным округам. К концу первого полугодия уровень денежных доходов населения Южного федерального округа (без учета Чеченской Республики) был ниже, чем в среднем по стране, на 36 процентов, потребительских расходов - на 31,7 процента, составив 3445,7 руб. и 2819,5 руб. соответственно. Примерно в такой же пропорции ниже среднероссийской заработная плата по округу (на 30 процентов). Определенную роль в этом играет незначительная доля высокодоходных экспортно-ориентированных отраслей промышленности, высокая доля аграрного сектора с низким уровнем оплаты труда и весомым удельным весом доходов в натуральной форме, получаемых населением за счет личных подсобных хозяйств, повышенная доля населения, живущего на пособия, высокий уровень безработицы.

Низкие зарплаты в большинстве регионов Южного федерального округа - во многом результат недостаточной производительности труда и слабой фондовооруженности, так как отраслевая структура затрат (материальных, амортизации, фонда оплаты труда) достаточно устойчива.

По мере модернизации рабочих мест неизбежным становится процесс высвобождения избыточной рабочей силы. Наименее затратным способом является содействие экономически активному населению в самостоятельном создании рабочих мест. Здесь серьезным подспорьем может являться малое предпринимательство и его способность быстро реагировать на конъюнктурные изменения рынка. Однако надо признать, что на сегодняшний день в большинстве регионов округа, несмотря на меры по его поддержке и разработку многочисленных объемных программ по развитию малого бизнеса, серьезных сдвигов по увеличению его доли в конечных результатах деятельности отраслей экономики пока не отмечается. Кроме того, из-за процветающих теневых процессов в производственной сфере и сокрытия реальных доходов основных и наемных работников остаются нерешенными вопросы оценки реального вклада предпринимательства в экономику регионов и, как следствие, занижение его бюджетообразующего потенциала.

С целью реального увеличения ВРП в регионах Южного федерального округа необходим процесс внедрения современных технологий и повышения технической вооруженности труда. Для этого нужно максимально использовать имеющиеся конкурентные преимущества регионов Юга России - сравнительно невысокий уровень издержек при строительстве и реконструкции объектов, наличие дешевой сырьевой базы пищевой промышленности, огромный рекреационный потенциал, близость к средиземноморским и ближневосточным рынкам, потенциал развития энергетики и транспортных коридоров и др.

Основным условием реализации этих преимуществ является стабильный приток внешних инвестиций.

Из приоритетных направлений, первоочередному решению которых способствовали бы естественные преимущества округа, относится прежде всего развитие экспортно-импортной составляющей, поскольку в силу географического положения и природных условий регионов округа здесь сформировались мощные товаропотоки, ориентированные на крупнейших партнеров России в Турции и других стран Средиземноморья, что в свою очередь потребует не только развития портового хозяйства (о котором в последнее время говорят достаточно много), но и элементов всей инфраструктуры, обслуживающей международный товарообмен - это склады (терминалы), дороги, линии связи, стоянки, мотели, предприятия питания по всему пути перемещения грузов между регионами ЮФО.

Так как регионы Юга являются одними из основных производителей сельскохозяйственной продукции в стране, они практически полностью обеспечивают своих жителей необходимыми продуктами питания, при этом недостаток производства тех или иных продуктов в одних регионах с успехом покрывается поставками в него из других регионов ЮФО. В этой связи очевидно, что резервы увеличения производства - как продукции сельского хозяйства, так и продукции ее переработки - кроются в создании межрегиональной сети предприятий пищевой промышленности, ориентированных на другие регионы России. С точки зрения конкурентоспособности наиболее перспективным представляется развитие производства деликатесной и высококачественной продукции (рыбной, мясной, алкогольной), которая уже сейчас зарекомендовала себя на отечественном и зарубежном рынках.

Перспективными с точки зрения наличия сырьевой базы и высококвалифицированных кадров являются мебельная промышленность, использующая высококачественное натуральное сырье (дуб, кавказский бук) и имеющая мощности практически во всех субъектах федерации ЮФО, а также производство обуви, меховых изделий и т.д.

Для преодоления дотационности и повышения уровня доходов необходимо стимулирование создания рабочих мест, развития малого бизнеса, поддержания легальной частно-предпринимательской активности, вывод из тени значительной части оборотов реального сектора экономики с целью формирования полноценных региональных бюджетов, способных с помощью растущих инвестиций обеспечивать поступательное развитие регионов.

2.3.Основные проблемы развития ЮФО

Одной из наиболее серьезных проблем в развитии социально-экономической сферы Южного федерального округа, является невыплата заработной платы. Задолженность по зарплате в ЮФО составляет около 3000 млн. руб.

Задолженность по зарплате в ЮФО составляет около 3000 млн. руб. Одной из наиболее серьезных проблем в развитии социально-экономической сферы Южного федерального округа, является невыплата заработной платы. Об этом сообщили в пресс-службе аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО. В Волгоградской области задолженность составляет более 500 млн. руб. Динамика статистических данных последних месяцев показывает рост задолженности по выплате заработной платы лишь в двух субъектах округа. В республике Ингушетия и в Астраханской области из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней. В остальных субъектах федерации Юга России, в том числе и в Волгоградской области, имеется тенденция к снижению суммы задолженности по выплате заработной платы. В соответствии с Конституцией РФ по фактам невыплаты заработной платы органами прокуратуры проводятся расследования.

Следующая проблема регионального развития ЮФО. Развитие рынка продажи земли в Южном федеральном округе тормозят региональные администрации.

Н а территории ЮФО находятся 44 млн га земли, однако зачастую эти плодородные земли используются не достаточно эффективно. Приходу эффективного собственника на землю препятствует несовершенство законодательства, как федерального, так и местного. Большинство субъектов, расположенных в ЮФО, даже не начали рассматривать региональные законы "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Принявшие же эти законы Волгоградская область, Ставропольский и Краснодарский края установили нормы минимального надела участков в размере 200-300 га, что под силу только крупным покупателям. Основная же масса землепользователей оказалась ограничена в своих правах. Навстречу мелким хозяйственникам пошли только в Ростовской области, где норма надела земли установлена в размере от 3 до 40 га (в зависимости от района).

По словам руководителя Департамента земельной политики министерства имущественных отношений РФ Елены Бондаренко, принятие местных законов об обороте сельскохозяйственных земель необходимо ускорить, так как 1 января 2004 года федеральным законодательством были установлены сроки приватизации, и регионам поздно "гнаться за поездом". Если же все запланированные центром и регионами мероприятия будут выполнены в срок, то уже вскоре можно ожидать всплеска инвестиционной деятельности на рынке земель сельхозназначения. Участники совещания обратились к правительству РФ, в Госдуму РФ, с просьбой ускорить разработку и принятие ФЗ "Об ипотеке земель сельскохозяйственного назначения", разработать и принять нормативные акты, касающиеся вопросов переоформления права постоянного пользования земельными участками, а также определить порядок арендных платежей и выкупных цен на земельные участки

Полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак провел в Ессентуках совещание с главами субъектов Южного федерального округа, посвященное социально-экономическим проблемам. Полпред заявил, что любое нецелевое использование бюджетных средств в округе будет рассматриваться как "пособничество терроризму".

Полпред поставил перед главами субъектов Южного округа две основные задачи - решение проблем в социально-экономической сфере и борьба с преступностью. "Ситуация известна,- заявил господин Козак.- Это отсутствие динамики в экономике большинства регионов, безработица, низкие доходы граждан, дотационные бюджеты и разгул криминалитета".
Дмитрий Козак сообщил, что есть масса предложений об увеличении финансирования Южного федерального округа из федерального бюджета. "Не далее как в начале этой недели распределяли дополнительные доходы федерального бюджета. На федеральную инвестиционную программу 'Юг России' из бюджета 2004 года выделено 1 млрд 717 млн рублей". Впрочем, на одних только бюджетных вливаниях экономика региона развиваться не будет. Поэтому руководителям Южного округа следует искать внутренние резервы.

Одним из таких резервов были названы координация региональных и местных властей в борьбе с нецелевым использованием средств и коррупцией. Для этого необходимо обеспечить "прозрачность деятельности органов власти" и бороться с недобросовестной конкуренцией. Дмитрий Козак пояснил участникам совещания, что коррупция является одним из главных препятствий для экономического развития Российской Федерации в целом и поразила не только различные ветви органов власти, но и "правоохранительную и судебную системы".

Происходящие в российской экономике позитивные изменения вызывают интерес и способствуют росту доверия к России со стороны инвесторов и в целом мирового бизнес-сообщества. В первом полугодии приток иностранного капитала в форме инвестиций и кредитов составил 12,7 млрд. долларов США. Это на 51% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Общий объем накопленного иностранного капитала в экономике России приближается к 50 млрд. долларов США.

Кубань занимает лидирующее положение среди регионов Южного Федерального округа по объемам и темпам роста инвестиций и третье место в России по иностранным инвестициям в экономику Края.
Значительный рост инвестиций в 1999 - 2002 гг., во многом, был обусловлен реализацией на территории Краснодарского Края крупных международных проектов общероссийской значимости - строительство Каспийского трубопровода по перекачке нефти от Тенгизского месторождения в Казахстане до Новороссийска и российско-турецкого газопровода «Голубой поток». Их доля в общем объеме инвестиций составила от 10 до 40 %. Но и без инвестиционных проектов вложения в основной капитал увеличились в 2 раза.

Оживление инвестиционной активности заметно в нефтедобывающей промышленности, в производстве строительных материалов, в сельском хозяйстве, в строительстве, в связи, в торговле, в коммунальном хозяйстве. По итогам 2002 года Край занял 4-ое место в России и 1-ое место в ЮФО по объему жилищного строительства. Основным источником инвестиционных ресурсов являются собственные средства предприятий, привлеченный и заемный капитал.

Они составляют 75 % от общего объема инвестиций.
Бюджетные средства составляют 11 %, из них средства федерального бюджета - 5,4 %.В развитие экономики Края привлечено около 2 млрд. долларов США иностранных инвестиций. Большая их часть - 1,3 млрд. долларов США - вложена в строительство Каспийского трубопровода.
Помимо КТК на Кубани работают более 300 совместных предприятий с участием иностранных фирм.

Необходимо отметить, что приходу иностранных инвесторов на Кубань во многом способствует и работа по созданию и продвижению положительной инвестиционной репутации, проводимая на региональном уровне - непосредственно в Краснодарском крае. В частности, Краснодарский край осуществляет информационную поддержку российских и иностранных компаний; разъяснение преимуществ инвестиционной деятельности в России и в регионе; активизирует работу с Торгово-промышленными палатами иностранных государств. На данном этапе формируется эффективный механизм взаимодействия регионов и федерального центра, реализация которого предполагает коренное изменение ситуации и позитивное воздействие на деловую среду, стабильное увеличение притока иностранных инвестиций в экономику России.

Заключение

Со стороны социально-экономического блока правительства РФ есть серьезная недооценка проблем Южного федерального округа. Многие обязательства федерального центра по развитию Южного федерального округа пока не реализуются. В регионе наблюдаются серьезные социальные проблемы, недостаточно финансируются образование и наука. Кроме того, нерешенным остается вопрос развития транспортной инфраструктуры в ЮФО. Без развития транспорта сложно привлечь инвестиции в этот важный регион, одной из точек роста экономики в Южном федеральном округе должно стать развитие туризма. Это позволит улучшить социально-экономическое положение на Юге России, Северном Кавказе.

Госдума в ближайшее время намерена принять поправки в закон об особых экономических зонах, позволяющие создавать туристско-рекреационные зоны. Это очень важно для регионов Юга России. Здесь существует масса туристических и оздоровительных центров, которые необходимо развивать. В будущем подобные зоны могут быть созданы на территории Чечни и Ингушетии.

Заслуживает внимания Программа коммуникационных действий «Краснодарский край в III тысячелетии» на 2005-2006 гг., разработанная ГУП «Агентство экономического развития Краснодарского края». Полагаю, что последовательная реализация данной программы, а также ее расширение на последующие годы позволят существенно улучшить восприятие края потенциальными инвесторами.

Стоит отметить продуманные действия руководства Края, направленные на развитие курортного потенциала Кубани. Губернатором создан и соответствующий эффективный рабочий блок в администрации Края. Сегодня курортно-туристический комплекс Края - это 1200 здравниц и лечебно-оздоровительных комплексов и 400 туристских предприятий. Общий объем услуг в этом секторе, по сравнению с 2000 годом в сопоставимых ценах, увеличился в 2 раза. Говоря об участии государства в инвестиционной деятельности, хотелось бы отдельно подчеркнуть важность гармоничного сочетания государственных и коммерческих (в том числе, иностранных) инвестиций в процессе социально-экономического развития региона.

Четко построенный диалог между федеральными, региональными властями и негосударственными инвесторами позволит активизировать инвестиционную деятельность на Кубани, в ходе которой мы особое внимание будем уделять развитию производственной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Список литературы

1. Алаев Э. Федеральные округа - новация в территориальном статусе России. // Федерализм, 2000, №4, с 169-182.

2. Аринин А.Н., Марченко Г.В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. М., Интелтех, 1999.

3. Валентей С. Три вызова России. // Федерализм, 2000, №4, с. 17-32.

4. Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы развития. М., Финансы и статистика, 2002.

5. Замятин Д.Н., Замятина Н.Ю. Пространство российского федерализма // ПОЛИС, 2000, №5, с. 98-108.

6. Кистанов В.В. Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства. М., Экономика, 2000.

7. Красных О.В. Институт полномочных представителей президента Российской Федерации в контексте развития федеративных отношений. Автореф. дис. на соиск. ученой степени кандидата юридических наук. М., РАГС, 2001.

8. Политика в регионах: губернаторы и группы влияния. М., Центр политических технологий, 2002.

9. Политика и культура в российской провинции. Под ред. С.Рыженкова, Г.Люхтерхандт-Михалевой (при участии А.Кузьмина). М.-СПб., Летний сад, 2001.

10. Полпреды президента: проблемы становления нового института. М., Научно-исследовательский институт социальных систем, 2001.

11. Туровский Р.Ф. Политическая география. М.-Смоленск, Издательство СГУ, 1999.

12. Туровский Р.Ф. Региональная идентичность в современной России // Российское общество: становление демократических ценностей? М., Гендальф, 1999, с. 87-136.

13. Туровский Р.Ф. Основы и перспективы региональных политических исследований // Полис, 2001, №1, с. 138-156.

14. Указ президента РФ от 13 мая 2000 г. №849 «О полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе».

15. Федерализм власти и власть федерализма. М., Интелтех, 1997.

16. Хурсевич С. Роль федеральных округов в развитии российского федерализма // Федерализм, 2000, №4, с. 183-192.

17. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., МНИМП, 1997.

18. Gottmann J. The Significance of Territory. Charlottesville, The University Press of Virginia, 1973.

19. Hagerstrand T. Innovation Diffusion as a Spatial Process. Chicago, The University of Chicago Press, 1967.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты