Социальные проблемы развития Южного федерального округа
p align="left">Поэтому назрело дополнительное правовое оформление института федеральных округов. Обсуждается вопрос о введении этого института в полноценные правовые рамки, включая специальные федеральные законы и поправки к действующему федеральному законодательству. В одном из своих выступлений идею оформления института через федеральный закон поддержал спикер Госдумы Г.Селезнев. Заместителем председателя думского комитета по делам федерации и региональной политике В.Бородаем (фракция «Единство») была разработана концепция законодательного обеспечения развития федеральных округов. В то же время сами представители окружных структур предпочитают действовать в рамках президентского указного права и полномочий президентской администрации. Включение института федеральных округов в федеральное законодательство, как считают в окружных структурах, связывает им руки, тогда как статус-кво делает этот институт более гибким, позволяет самостоятельно нащупывать эффективные формы развития.

Пока такую юридически размытую ситуацию можно признать нормальной, поскольку речь идет об эволюционном формировании нового института (можно провести аналогии с системой местного самоуправления, которая пережила несколько этапов, на каждом из которых уточнялись и законодательно оформлялись ее параметры). Острой потребности в специальных федеральных законах нет, хотя она, на наш взгляд, неизбежна в стратегической перспективе.

На данном этапе определилась необходимость в обычной бюрократической стандартизации федеральных округов в рамках перехода от определения общих функций к конкретизации форм работы полпредов и иных окружных структур. Подчеркнем, что речь не идет о расширении полномочий окружных структур, а об их унификации и оптимизации в рамках правового статус-кво. В частности существует потребность в стандартизации окружных интеграционных структур. Безусловно требуется усиление института окружной инспекции и главных федеральных инспекторов, которые сегодня слишком слабы, чтобы реально контролировать ситуацию в отдельных субъектах федерации.

В соответствии с оптимизационными задачами особого внимания заслуживает такая проблема, как усиление федерального контроля за деятельностью окружных структур и их координации. Институт федеральных округов попал в типичную для России ситуацию, когда, являясь по своему географическому расположению региональной структурой, он вышел из-под прямого контроля центра. Характерным явлением оказалась слабая координация деятельности полпредов в центре в сочетании с отсутствием единого формата их работы. Сугубо формальной оказалась роль полпредов как членов Совета безопасности.

Оптимизация работы окружных структур подразумевает усиление их горизонтального взаимодействия Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы развития. М., Финансы и статистика, 2002.

, а также более систематическую работу президента как политического лидера, чьими представителями «по определению» являются полпреды. По последнему вопросу наметились позитивные сдвиги, связанные с частыми поездками главы государства именно на окружные мероприятия. Такая практика была заложена в самом начале - в 2000 г., когда примерами работы президента с округами стали его поездки в Ростов и Новосибирск.

Решение проблемы федерального контроля за окружными структурами невозможно без активного включения в этот процесс лично президента. Причем, механизмы контроля должны со временем предполагать и определенные санкции в отношении полпредов. Пока ситуация такова, что постоянные функции этого института лишь вырабатываются опытным путем, и, соответственно, «наказывать» за их ненадлежащее выполнение сложно, поскольку отсутствует определенность в критериях. В перспективе четкое установление этих критериев позволит реально оценивать эффективность работы тех или иных окружных структур и применять санкции в отношении тех, кто не справился с работой.

Во-вторых, существует потребность в оптимизации географических параметров системы федеральных округов. Выше говорилось о серьезных претензиях, которые высказывались применительно к границам округов. Эти претензии позволили некоторым федеральным структурам пойти своим путем и создать собственные ведомственные округа: наиболее показательным примером служат судебные округа. Хотя изначально предполагалось, что все федеральные структуры будут строить свою работу на региональном уровне, используя рамки федеральных округов.

Серьезной проблемой является несовпадение границ федеральных округов со структурами региональной идентичности, что на самом деле затрудняет работу центра с регионами, создавая феномен «недовольных» регионов, сопротивляющихся интеграции в рамках существующих федеральных округов. Практически бесспорным с точки зрения географии является только Дальневосточный округ. Однако и там бывший губернатор Магаданской области В.Цветков выдвигал идею создания Ассоциации регионов Северо-Востока России, объединяющей удаленные северные регионы Дальнего Востока, у которых есть своя идентичность (Магадан, Чукотка, Камчатка и др.). Проблемы нарушенной границами федеральных округов идентичности Башкирии, Астраханской, Волгоградской, Пермской, Оренбургской, Тюменской областей налицо и не могут не сказываться на успешном развитии всей системы.

Помимо границ требует решения и вопрос о величине и внутренней сложности округов. Россия еще должна выработать эффективный баланс между потребностью в ограниченном, небольшом числе федеральных округов и компактностью самих округов: пока мы имеем дело с первым экспериментом. Среди прочих созданы округа с очень сложной внутренней структурой. К их числу относятся Центральный (18 субъектов федерации), Сибирский (16 субъектов федерации) и Приволжский (15 субъектов федерации) федеральные округа. В этих округах особенно актуальна проблема информационного и политического контроля, связанная со слишком дробной внутренней структурой и большими размерами округов, что автоматически снижает эффективность их функционирования и территориальной интеграции. Например, многими экспертами отмечается низкая эффективность централизованного контроля в самом крупном по размерам территории - Сибирском округе. В Центральном округе эту проблему несколько сглаживает территориальная компактность самого округа. При этом в составе Уральского округа всего шесть субъектов федерации. На среднем уровне внутренней дробности находятся округа, которые включают 10-12 субъектов федерации, - Южный (12 регионов), Северо-Западный (11 регионов) и Дальневосточный (10 регионов). При этом, правда, Дальневосточный округ отличается огромными размерами.

Решение проблемы оптимизации системы федеральных округов с позиций политической географии означает, на наш взгляд, некоторую корректировку их границ и небольшое увеличение их числа. Тем самым могут быть решены проблемы, связанные с региональной идентичностью и компактностью округов. Число федеральных округов в соответствии с «идеальной» схемой должно быть не менее 10 и не более 15, а в составе каждого округа должно быть порядка 10 субъектов федерации[5]. Императивам политической и культурной географии, а также эффективного централизованного контроля может соответствовать следующая схема переустройства системы федеральных округов.

Следует заметить, что создание федеральных округов и их некоторое дробление могут стать мощным стимулом для развития «региональных столиц», которые объективно нужны государству. В российском пространстве такие столицы играют роль узлов, организующих вокруг себя крупные ареалы. Система федеральных округов представляет собой политико-географическую структуру, по сетям которой идет распространение инноваций. Государство заинтересовано в том, чтобы организовать и упорядочить инновационный процесс, который в соответствии с моделью каскадной диффузии идет из Москвы в окружные столицы, из последних - в административные центры субъектов федерации, а далее - на периферию отдельно взятых регионов. Такую организацию пространства можно считать прогрессивной. При этом окружные столицы сами по себе становятся крупными инновационными центрами, получают дополнительный стимул для своего развития. Увеличение их числа до 10-12 также является очень полезным стимулом, поскольку нынешних шести региональных столиц (исключая Москву) объективно недостаточно, и многие крупные центры незаслуженно лишены своего потенциального статуса узлов первого порядка.

Отдельно следует сказать о географических основаниях, способствующих сохранению формирующейся многоуровневой системы организации политического пространства, включающей в качестве особого субфедерального уровня федеральные округа.

Радикальное укрупнение субъектов федерации на данном этапе просто невозможно. Об этом совершенно определенно свидетельствуют все попытки перевести тезис об укрупнении субъектов в практическую плоскость. Главная проблема заключается в том, что укрупнение субъектов федерации невозможно без уничтожения института национально-территориальной автономии: самые мелкие субъекты федерации в большинстве своем являются национальными автономиями. Так, в России насчитывается 33 субъекта федерации с населением менее одного миллиона жителей. В их число входят 9 из 10 автономных округов (причем в шести автономных округах население не превышает 100 тыс.), одна автономная область, 13 из 21 республики и только 10 областей.

Не будем забывать, что тенденция к измельчению, разделу субъектов федерации столь же объективна с точки зрения политической географии. Она отражает растущую внутреннюю поляризацию субъектов, развитие новых центров с их хинтерландами. С точки зрения инновационного процесса именно такая тенденция прогрессивна. Ведь можно говорить и о том, что многие субъекты неоправданно велики, а многие города могли бы претендовать на статус областных центров, который стимулировал бы их развитие. Такая ситуация весьма характерна для Краснодарского края, Свердловской, Челябинской областей и др. Если взять мировую практику, то каждая страна ищет свой баланс между центром и регионами, связанный в том числе с количеством административных единиц первого порядка. В таких федеративных государствах, как Индия и Бразилия в последнее время отмечалось создание новых субъектов федерации за счет выделения из числа старых. Увеличение числа административных единиц неизбежно сопутствовало и развитию России. Ведь Петр Первый в 1708 г. создал восемь регионов, а к началу 20 века их было уже больше сотни. По мере освоения Сибири шло закономерное усложнение ее административной структуры.

Таким образом, значительное число административных единиц первого порядка задано историей и географией России и не может быть изменено без потрясений.

Итак, институт федеральных округов представляет собой промежуточный управленческий уровень, характерный для большой и административно раздробленной страны. Он имеет особое значение на кризисном этапе развития российской государственности как страховочный элемент централизованного антикризисного управления. В то же время, как показывает исследование, система федеральных округов объективно необходима для оптимизации территориально-государственного строительства в России на длительную перспективу. При этом она безусловно нуждается в собственной «внутренней» оптимизации.

2.современное состояние и проблемы ЮФО

2.1.Геополитическое положение ЮФО

Что представляет собой сегодня Южный федеральный округ и интегрированные в него субъекты РФ, рассказывает председатель Ростовского областного комитета госстатистики, заслуженный экономист России Владимир Емельянов.


Рис. 1

Южный федеральный округ России

  состав федерального округа |   крупные города округа

Южный федеральный округ расположен на территории в 589,2 тыс. кв. км (3,5 процента территории России). Численность населения Южного федерального округа на 1 января 2004 года с учетом ВПН 2002 года составляет 22,8 млн человек (15,8 процента населения страны). По плотности населения (почти 40 чел. на 1 кв. км) округ занимает второе место после Центрального федерального округа. Удельный вес суммарной валовой добавленной стоимости регионов округа (ВРП) составляет почти 8 процентов.

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Центр:

город Ростов-на-Дону

Территория:

Площадь - 589 200 км2
 (3,5% от РФ)

Население:

Численность - 21 694 700 чел.
 (14,9% от РФ, 2000 г.)
Плотность населения - 36,8 чел./км2

Крупные города:

Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар, Астрахань, Ставрополь, Сочи, Махачкала, Владикавказ, Таганрог, Волжский.

(на территории округа 132 города)

население крупных городов округа...

Рис. 2

Геополитическое место Южного федерального округа в России уникально. Округ связывает в единую систему морские и сухопутные границы России с новыми независимыми азиатскими и европейскими государствами (Казахстаном, Азербайджаном, Грузией, Туркменией и Украиной), а также Ираном, Турцией, Болгарией и Румынией. Транспортно-дорожный комплекс Юга России представляет собой совокупность практически всех видов магистрального и промышленного транспорта, обеспечивающего важнейший коммуникационный коридор Российской Федерации со странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока. К числу ведущих портов и портовых комплексов относятся Новороссийский и Туапсинский, Махачкалинский, Таганрогский, Ейский, Кавказ и Темрюк.

С точки зрения ресурсной составляющей Южный федеральный округ имеет серьезные преимущества перед другими регионами России, которые много обсуждаются, но недостаточно используются. Это запасы нефти, газа (по итогам 2003 года в округе добыто 12,8 млн тонн нефти и 16,6 млрд куб. м газа - 3 процента российской нефтегазодобычи) и перспективные для разработки титановые, вольфрамовые, циркониевые, никель-молибден-кобальтовые, ртутные и др. месторождения на территории отдельных регионов округа.

Основу угольно-сырьевой базы Юга России составляет один из старейших и некогда крупнейших в стране районов угледобычи - российская часть Донецкого угольного бассейна (Восточный Донбасс). Добыча угля в 2003 году составила 6,9 млн тонн - 2,5 процента общероссийской угледобычи.

Здесь действуют две энергосистемы: ОЭС центра и ОЭС Северного Кавказа, которые входят в состав Единой энергетической системы России и обеспечивают централизованное энергоснабжение потребителей электроэнергии и производственных мощностей в регионах Южного федерального округа. Производство электроэнергии по итогам 2003 года составило 65,3 млрд кВт.ч - 7 процентов общероссийского показателя.

Кроме того, округ обладает крупным рыбохозяйственным комплексом (по итогам 2003 года улов рыбы и добыча морепродуктов по округу оцениваются в 104 тыс. тонн, или 3 процента от РФ), благоприятными природно-климатическими условиями для растениеводства (включая кормопроизводство) и животноводства. Это в свою очередь объективно создает базу для сбалансированного развития отраслей промышленности и агропромышленного комплекса. В то время как удельный вес сельхозугодий в целом по России сравнительно невелик (12,9 процента), в Южном федеральном округе к категории сельхозугодий относится 74,3 процента земельного фонда, что обусловливает аграрную специализацию Юга России. Так, общая площадь земельных угодий округа составляет 59,1 млн га, в том числе 43,9 млн га - сельхозугодья, из них 22,8 млн га - пашня, 19,2 млн га - пастбища.

Помимо растениеводства на Юге России есть все возможности для развития животноводства, которое на сегодняшний день ориентировано на мясное, с преимущественным развитием свиноводства и овцеводства. На долю Южного федерального округа на начало 2004 года приходится 16 процентов крупного рогатого скота (4,1 млн голов), 22 процента поголовья свиней (3,7 млн голов), половина российского стада овец и коз (8,7 млн голов), из этого количества более трети находится в Дагестане. Другими крупными центрами овцеводства являются Ставропольский край и Калмыкия. Благодаря этому производство шерсти является наиболее значимым направлением в животноводстве таких регионов, как Калмыкия и Дагестан (соответственно 5,4 и 3,8 процента общего объема животноводческой продукции). Мясо скота и птицы в валовой продукции животноводства в Южном федеральном округе занимает 55 процентов, тогда как молоко - всего лишь 32.

Разнообразие природно-ресурсного потенциала Южного федерального округа обусловлено сочетанием равнинных, приморских, предгорных и высокогорных ландшафтов, наличием различных видов минеральных вод и лечебных грязей, комфортными климатическими условиями. Это способствует развитию системы курортно-рекреационного хозяйства. Главным климатообразующим, лечебным и оздоровительным фактором являются Черноморское побережье и богатейшие гидроминеральные ресурсы района Кавказских Минеральных Вод, имеющих мировое значение. Почти четверть санаторно-курортых организаций и организаций отдыха страны расположены в Южном федеральном округе, причем около 70 процентов из них находятся на территории Краснодарского и Ставропольского краев. По количеству санаториев и пансионатов с лечением, больше половины которых расположены на Черноморском побережье Краснодарского края, округ занимает первое место среди других федеральных округов.

Почти 70 процентов основных фондов Южного федерального округа сосредоточены в отраслях, оказывающих рыночные и нерыночные услуги. Отраслевые пропорции производящих отраслей выглядят следующим образом: 65 процентов основных фондов в промышленности, 31 процент - в сельском хозяйстве, 4 процента - в строительстве. Из отраслей, оказывающих рыночные услуги, наибольший объем сконцентрирован на транспорте (38 процентов).

По числу предприятий и организаций, зарегистрированных на своей территории, округ занимает четвертое место среди федеральных округов. Более 75 процентов всех его предприятий находятся в частной собственности, что соответствует среднему показателю по России. По количеству малых предприятий округ занимает пятое место. Почти половина малых предприятий функционирует в сфере торговли и общественного питания. По числу крестьянско-фермерских хозяйств ЮФО вышел на лидирующие позиции, причем со значительным отрывом - так, на начало 2003 года насчитывалось 105,7 тыс. КФХ (для справки: в крупнейших, Центральном и Приволжском, федеральных округах - 39,8 тыс. и 43,7 тыс. хозяйств соответственно).

Одной из составляющих ресурсной части округа является наличие значительных трудовых ресурсов. 10 млн человек (с учетом оценки службой занятости данных по Чеченской Республики) относятся к категории экономически активного населения, это почти 44 процента всего населения округа (в целом по России - около 50 процентов). Из них 8,4 млн человек заняты в экономике. Уровень общей безработицы в целом по округу с учетом Чеченской Республики оценивается в 16,3 процента. Несмотря на территориальную близость и общие закономерности в формировании рынка труда, субъекты округа довольно существенно отличаются параметрами безработицы.

Острый дефицит постоянных рабочих мест ощущается в Чеченской Республике, где количество официально зарегистрированных безработных на 1 июля 2004 года составляет 334,5 тыс. чел. (почти 62 % от всех официально зарегистрированных безработн ых округа).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты