Социальный аспект государственной службы

Социальный аспект государственной службы

32

Содержание

    • Введение
    • Глава I. Социальный аспект государственной службы
      • 1.1 Социальные организации и социальные институты
      • 1.2 Институт региональной государственной службы: сущность и кадры
      • 1.3 Государственное учреждение права как один из социальных институтов: нормы и санкции, персонал и нормативное обеспечение деятельности
    • Глава II. Исследование социально-демографической ситуации в Калининском районном суде (г. Новосибирск)
      • 2.1 Характеристика Калининского районного суда
      • 2.2 Исследование социально-демографических и профессиональных характеристик персонала Калининского районного суда
    • Заключение
    • Список использованной литературы
Введение

Функции каждой науки отражают многообразие ее связей с повседневной практикой общества. Благодаря функциям, выполняемым той или иной наукой, удовлетворяется потребность общества в конкретном действии, направленном на познание явлений окружающей среды или на их трансформацию, преобразование. Соответственно, предназначение социологии обусловлено потребностями, связанными с функционированием и развитием социальной сферы, то есть общества и человека.

Изучая общественную жизнь, социология решает следующие задачи.

1. Социология решает научные проблемы, связанные:

Ш с формированием знания о социальной действительности;

Ш с разработкой концептуального аппарата, при помощи которого можно было бы производить адекватное и соответствующее тем или иным исследовательским потребностям описание;

Ш с описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития;

Ш с разработкой методов социологического исследования.

2. Социология также изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Эта область практически целиком принадлежит к прикладной социологии.

Фундаментальная и прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования. Прикладная социология, используя познанные фундаментальной социологией законы и закономерности в развитии общества, ищет пути и способы преобразования общества в необходимом направлении. Поэтому ее интересуют главным образом практические отрасли человеческой деятельности, например, социология семьи, социология конфликта политики, социология права, социология труда, социология культуры и т.д.

Необходимо, впрочем, отметить, что деление социологического знания на теоретическое (фундаментальное) и прикладное достаточно условно, так как и теоретическая социология, и прикладная социология одинаково вносят вклад в решение как научных, так и практических задач. Различие между ними связано, прежде всего, с тем, какие цели являются для них первичными, а какие -- вторичными, а точнее, в какой -- теоретической или практической -- сфере сосредотачиваются их интересы. И действительно, теоретические исследования в качестве своего логического продолжения имеют практическое применение (для проверки выдвинутой теории, для объяснения фактов и т.д.). В свою очередь, прикладные исследования могут открыть факты, которые невозможно объяснить с точки зрения существующих теорий, а, следовательно, это стимулирует поиск новых теоретических положений.

Это же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям: они могут быть ориентированы и на решение практических задач.

Цель данной работы - изучение теоретических аспектов и практическое исследование социально-демографических характеристик служащих государственного учреждения права (районного суда).

Задачи:

1. изучение социального аспекта государственной службы, в частности:

Ш выявление понятий социальной организации и социальных институтов,

Ш изучение института региональной государственной службы,

Ш изучение учреждения права как социального института современного общества,

2.проведение социологического исследования социально-демографических и профессиональных характеристик работников районного суда, в том числе:

Ш подготовка исследования и составление анкеты,

Ш проведение анкетирования,

Ш анализ результатов исследования.

Глава I. Социальный аспект государственной службы

1.1 Социальные организации и социальные институты

Обычно под социальной организацией понимают совокупность социальных групп, статусов, норм, а также отношений лидерства, отношений сплоченности -- конфликтности и т. д. Однако применительно к социальным объектам термин «организация» употребляется в трех смыслах:

1) искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции (то есть социальный институт, который рассматривается как самостоятельный объект);

2) определенная деятельность внутри социального образования, направленная на распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д.;

3) степень упорядоченности какого-то объекта, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для определенного вида объектов Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: Социология организаций и управления. - М.: Приор-издат, 2002. - с.-19..

Организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей. Организация формируется как человеческая общность и особая социальная среда.

Возникновение организаций связано с достижением индивидуальных или коллективных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления.

Любая организация может быть описана с учетом целого ряда компонентов: цели, типа иерархии, характера управления и степени формализации.

Цель -- это образ результата, в котором заинтересована организация и к которому она стремится. Различают цели-задания (например, заказ на специалистов), цели-ориентации, которые связаны с интересами участников коллектива, и системные цели, связанные с существованием и воспроизводством самой организации.

Иерархия предполагает распределение ролей на две группы: роли, наделяющие их носителей властью, и роли, ставящие индивида в подчиненное положение. С точки зрения иерархии выделяют централизованные и нецентрализованные организации. Централизованные организации предполагают особую координацию и интеграцию усилий. Властные отношения могут определяться как личной зависимостью, так и существованием особых формальных правил.

Особый тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а основанные на них социальные системы -- социальными институтами.

Социальный институт -- это повторяющиеся формы и типы социальной практики, при помощи которых организуется социальная жизнь и обеспечивается стабильность общественных отношений. Идентичности поведения членов общества способствует принятие общей системы ценностей Касьянов В.В. Социология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - с.-155. . Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности и тем самым обеспечить необходимую унифицированность их поведения. Социальный институт можно определить также как совокупность ролей и статусов, выполняющую в обществе определенные функции, то есть удовлетворяющую определенные потребности Шкаратан О.И. Социология. - М.: Просвещение, 1998. - с.-31..

Выделение социальных институтов тесно связано с рассмотрением общества как организма или, по крайней мере, системы, имеющей свои потребности. Антропоморфная модель была разработана Г. Спенсером. Он полагал, что общество нуждается в активной обороне (армия), производстве средств поддержания существования (сельское хозяйство, фабрики, заводы), в обмене (торговля) и координации этих видов деятельности (государство) Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 1994. - с.-54..

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

1) он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные (требуемые обществом) типы поведения;

2) он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;

3) институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;

4) социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее успешно выполняются.

Каждый социальный институт имеет:

Ш более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;

Ш набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;

Ш систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

Ш конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института помимо прочего всегда имеется еще одна функция -- обеспечение согласованности между действующими индивидами) Гранберг А.Г. Социология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - с.-30..

Дж. Ленски выделил шесть основных потребностей общества:

Ш потребность в коммуникации между членами общества, которая обеспечивается единым литературным языком;

Ш потребность в производстве товаров и услуг;

Ш потребность в распределении товаров и услуг;

Ш потребность в защите членов общества от физических, биологических опасностей (стихийные бедствия, болезни), а также от других людей (войны);

Ш потребность в поддержании численности населения и воспроизводстве новых членов вместо выбывающих из социальной жизни;

Ш контроль за поведением и деятельностью членов общества (урегулирование конфликтов, создание благоприятных условий для общественно полезной деятельности) Социология. / Под ред. Матвеевой М.Д. - М.: ВЛАДОС, 2003. - с.-127..

В качестве своего источника общественные потребности имеют человеческие нужды: потребность в поддержании жизни, в продолжении рода, в безопасности, в отдыхе и т.д. Однако на уровне общества они приобретают дополнительное качество -- становятся общим делом, необходимым не только для обеспечения существования человека, но и для поддержания функционирования общества в целом. С этой точки зрения армия как социальный институт обеспечивает не только безопасность конкретного индивида, но и общества. Семья оказывается социальным институтом, создающим (биологически и социально) новых членов общества.

О том, что социальная потребность приобретает на общественном уровне новую значимость и как бы отделяется от биологических потребностей конкретного индивида, свидетельствует следующее. Любые потребности, переходя на общественный уровень, могут вступать в конфликт с потребностями индивида. Например, любой человек заинтересован в безопасности, но не любой человек хочет служить в армии (особенно если служба обязательна). Есть люди, которые хотят иметь детей, но не хотят вступать в брак, поскольку брак -- это в том числе и ограничения в распоряжении собственным имуществом, определенные ограничения свободы и т. д. Или, например, мужчина не хочет иметь детей, но государство принуждает его к этому, вводя налог на бездетность.

В социологии обычно выделяют:

Ш институт экономики, направленный на обеспечение жизнедеятельности, как индивида, так и общества в целом, процесса производства и распределения благ и услуг;

Ш институты семьи и образования, обеспечивающие воспроизводство членов общества;

Ш политические институты, функцией которых является установление согласия между индивидами, социальными группами и коллективами;

Ш культурные институты, обеспечивающие сохранение духовных ценностей Прикладная социология. / Под ред. Колесникова Ю.С. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - с.-18. .

Важную роль в социологической теории играет разграничение формальных и неформальных институтов.

Формальными институтами являются не только институты, являющиеся частью государства, но и некоторые официально не оформленные обычаи (например, формальным институтом является система родства). Различие между ними состоит в том, что неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, тогда как формальные институты жестко регламентируют поведение индивида Социальные организации./ Под ред. Проценко С.И. - СПб.: Питер, 2005. - с.-8. .

Социальные институты действуют от имени общества как целого. Институциональные связи одновременно являются нормативными, поскольку они устанавливаются обществом для того, чтобы удовлетворить те или иные потребностей своих членов.

Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой -- к одобрению желательного поведения. Потребности индивидов могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом.

У социального института можно выделить содержательную и формальную стороны.

С содержательной стороны социальный институт является системой стандартов поведения носителей тех или иных социальных статусов.

С формальной стороны социальный институт может быть рассмотрен как совокупность лиц, обладающих материальными средствами для осуществления конкретной социальной функции. Очевидно, что социальная организация представляет собой явление, смежное с группой. В действительности крайне сложно четко разграничить первичные группы и формальные организации. Промежуточным явлением между группой и организацией являются харизматические группы. Во главе их стоит лидер, который обладает большой харизмой (притягательной силой, благодаря которой члены группы готовы следовать за лидером).

Социальная структура нередко рассматривается как совокупность отношений между социальными институтами. Социальная структура общества находит свое выражение и в «наборе» институтов, которые существуют в обществе (имеются в виду семейные, религиозные, политические, правовые и другие институты). Набор институтов для разных обществ в целом одинаков, и социальные институты могут рассматриваться как своего рода социологические универсалии Кравченко А.И. Социология организаций. - М.: Просвещение, 1998. - с.-11..

Однако в этой сфере существуют и свои различия, которые касаются в первую очередь содержания социальных институтов, то есть совокупности выполняемых ими конкретных функций, особенностей их формирования, длительности существования и т.д. Например, на содержательном уровне различаются властные институты, основанные на выборе руководителя, либо на наследовании поста родственником или преемником-последователем.

Важным показателем специфичности общества является и соотношение между социальными институтами (например, для восточных обществ семейные институты важнее политических, которые рассматриваются как продолжение первых).

Среди других показателей специфичности социальной структуры с этой точки зрения можно указать также на соотношение формальных и неформальных институтов. Если в обществе преобладают формальные институты, то правомерно говорить о низкой степени развитости социальных отношений.

1.2 Институт региональной государственной службы: сущность и кадры

Государственная служба была, есть и в обозримом будущем останется одним из главных институтов государства. Поэтому знания различных аспектов ее построения и функционирования, лежащих в ее основе теоретических представлений, истории ее возникновения и развития в нашей стране, динамики происходящих и грядущих в ближайшем времени перемен - необходимы широкому кругу образованных людей, а не только специалистам в области государственного управления, но также юристам, экономистам, политологам, менеджерам, социологам и др.

Государственная служба - вид трудовой деятельности, заключающейся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд. Как правовой институт Государственная служба - комплекс правовых норм, определяющих правовое положение служащих, условия и порядок их поступления на службу и ее прохождения, их ответственность и формы поощрения. Государственная служба включает в себя:

Ш федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;

Ш государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

Под государственной службой в субъектах РФ понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в аппаратах государственных органов субъектов РФ для обеспечения исполнения их полномочий Государственная служба. / Под ред. Анисимова В.Б. - М.: Дело, 2000. - с.-131.. Как и федеральная, эта служба осуществляется в органах представительной, исполнительной и судебной власти, а также в других органах, наделенных субъектом Федерации соответствующими полномочиями.

Особенности этого вида государственной службы состоят в том, что она:

Ш проходит в основном в границах этих субъектов и решает подведомственные им задачи;

Ш осуществляется в одной или в двух палатах законодательного органа в зависимости его структуры;

Ш законодательство состоит из нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов Атаманчук Г.Л. Теория государственного управления. - М.: Юридическая литература, 1997. - с.-44..

Согласно Конституции, в ведении РФ находятся (ст.71):

1) судоустройство; прокуратура;

2) метеорологическая служба;

3) федеральная государственная служба Конституция РФ. - М.: АСТ: Астрель, 2005..

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (ст.72):

1) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

2) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления Там же..

Основной задачей региональных органов государственной власти и управления, выполнение которой относится исключительно к прерогативе регионов, является обеспечение эффективного функционирования и развития социальной сферы на территории. Выполнение этой задачи во многом определяется наличием солидарной ответственности региональной, федеральной власти и бизнеса, функционирующего на соответствующей территории. Хотя поддержка и развитие социальной сферы является функцией региональных органов власти и управления, именно федеральная власть ответственна за достижение и воспроизводство в каждом регионе некоторых общих стандартов уровня и качества жизни. Аналогично этому бизнес, функционирующий в регионах, несет ответственность за сохранение социальной стабильности на соответствующей территории и заинтересован в этом как в важнейшем элементе предпринимательского и инвестиционного климата.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты