Социально-педагогическая работа с безработными гражданами
p align="left">Большинство сирот - это дети представителей андекласса, и сами пополняют андекласс. Воспитание в государственном учреждении, изъятие ребенка из асоциальной семьи предполагает предоставление ему возможности повысить свой статус относительно родителей (алкоголиков, наркоманов, преступников). Единицы получают высокий уровень образования престижную работу. Большинство получают -- рабочую специальность, пополняя базовый и нижний слои общества, Сегодня рабочая специальность часто отождествляется с неполной рабочей неделей, простаиванием предприятий. Многие выпускники-сироты прошли через ликвидацию предприятий, потеряли социальные гарантии трудящихся. При этом многие не имели и не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных: (жилье, востребованная профессия, сбережения) и психологических (адекватное воспитание, поддержка родственников). Стало быть, их потенциал на изменение, повышение или сохранение прежнего статуса ниже, чем у остальных граждан.

Кризисное состояние общества затрудняет процесс формирования официальных каналов вертикальной восходящей мобильности, высшее образование (даже престижное) не выступает гарантом социальной карьеры и материального благополучия выпускников. В то же время "авантюрная" карьера, работа в предпринимательских кругах с темным (криминальным) прошлым представляются многим представителям молодежи быстрым "социальным лифтом", каналом, ведущим наверх, к вершине социальной стратификации современного российского общества. Можно сказать, что "больное' общество "программирует" патологию и на уровне индивидуального поведения. Макросреда выступает своеобразным фоном для воздействия факторов микросоциальной среды, которая непосредственно влияет на социальное поведение. Среди всех социально-демографических групп нас интересует прежде всего молодежь, представляющая собой своеобразную группу риска в силу ряда определенных причин в том числе перестройки локуса контроля, перехода от внешнего контроля со стороны взрослых к самоконтролю: неопределенности социального положения переходного возраста (в первую очередь это относится к представителям раннего юношеского возраста - подросткам, которые уже не дети, но еще и не взрослые).

Социологические исследования показывают компенсаторный характер девиантного поведения. В первую очередь это касается употребления наркотиков, которые восполняют нехватку общения, внимания, эмоционального тепла, разнообразных впечатлений, а также снимают стрессы, фобии различного вида. Молодым людям остро не хватает ярких впечатлений; серость, обыденность быта, лишенная положительных эмоций и удовольствий, подталкивает некоторых из них к употреблению наркотических и токсических веществ. Употребление наркотиков можно рассматривать как складывающуюся молодежную субкультуру, овеянную ореолом таинственности, выполняющую функцию бегства от реальных проблем, трудностей, неустроенности в мир миражей и иллюзий. Причем, у многих категорий молодежи нет недостатка в свободном времени. Коммерциализация досуговой сферы не позволяет многим молодым людям проводить свободное время интересно и с пользой для здоровья (физического и духовного).

Как известно, при определении понятия «наркотики» сегодня принято говорить не только о собственно наркосодержащих препаратах, но и о так называемых "легальных наркотиках": алкоголе, сигаретах, болеутоляющих, стимулирующих и снотворных препаратах. Это вызвано прежде всего тем. что вред от того же алкоголя, например, зачастую не ниже, чем от героина или марихуаны, в плане возникновения психической или физической зависимости.

Практика показывает, что обращение к наркотикам или алкоголю, высокая агрессивность или конфликтность - эти и многие другие проявления имеют в своей основе одни, чисто психологическую причину подсознательное ощущение собственной несостоятельности, неспособности адаптироваться в окружающей социальной среде. Иными словами, наркомания - это лишь следствие (одно из возможных) развития имеющихся у человека внутренних психологических проблем. Первопричина, т.е. имеющаяся проблема, реализуется именно в том виде, к формированию которого имеются необходимые предпосылки. Так, при доминировании условий, способствующих развитию наркомании, личность, идущая по пути наименьшего сопротивления, попытается решить свои проблемы с помощью наркотиков (способствующих развитию алкоголизма - с помощью алкоголя, курения - табака, болезней - самоинвалидизации и т.д.)[12- с.34-35].

Молодежная безработица является одним из таких факторов, из-за которого люди отчаявшиеся найти работу, становятся наркоманами. Когда молодой человек видит, ощущает на себе то. что он не нужен обществу, государству, то он становится безвольным, психологически слабым. Попробовав хотя бы один раз "зелье", он забывает о своих проблемах, начинает чувствовать себя богом, ему "море по колено". Втягиваясь, человек начинает деградировать, порой идет на преступление, для того чтобы достать "волшебного лекарства". Но ведь это не вечно, и если наркоман не заканчивает свою жизнь в лечебном учреждении, то скорей всего - либо самоубийство, либо убийство за долги. Те, кто осознал и добровольно лечится - единицы.

Следует еще раз заметить, что наркомания среди молодежи, осознаваемая сегодня как "проблема номер один" является лишь следствием, отражением глубоких внутренних противоречий как психического, так и социального плана. Многие попытки исправить ситуацию, предпринимаемые сегодня, сводятся к тому, что борьба часто направлена против самих наркотиков и их употребления (т.е. против следствия; а не причины). Признавая значимость профилактической работы, следует сказать, что действительно эффективной она станет только тогда, когда наряду с профилактикой наркомании будет вестись работа по профилактике психотравмирующих ситуаций, например, помощь в трудоустройстве, поиск жилья, т.е. решение социальных вопросов, которые сам большой не мог решить.

Еще одно социальное явление, которое (в большинстве случаев) вызвано безработицей, особенно среди молодежи - проституция. Проституция не только женская, но и мужская. Молодые люди, особенно не имеющие образования, навыков к труду, находят более "легкий" способ зарабатывания "на хлеб" - это выход на панель.

Чтобы бороться с таким социальным явлением необходимо не только социальное оздоровление общества, но изменение воспитания, правильная пропаганда по СМИ, увеличение и развитие культурных и досуговых мероприятий.

Кроме перечисленных антисоциальных явлений, вызванных молодежной безработицей, можно было бы добавить рэкет, попрошайничество, рост уголовных и политических преступлений[5-с. 68-70].

Рассматривая проблему безработицы, необходимо также отметить и то, что безработица является одним из важнейших условий эффективного функционирования рыночной экономики, она способствует формированию резерва рабочей силы, развивает социальную активность человека во время поиска подходящей работы. Последствия безработицы можно прогнозировать как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Глава II Социально- педагогическая работа в сфере решения молодежной безработицы

2.1. Методы и формы социальной работы с безработными.

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба занятости России была создана в1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в качестве организационно- самостоятельной службы на территории России. Ее региональные представительства являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Регулированием всех сторон трудовой сферы занимается Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В его задачи входят: выработка активной политики занятости, управление федеральной системой службы по труду и занятости, разработка и финансирование государственных программ содействия занятости населения, контроль за деятельностью системы службы по труду и занятости и др.

Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики во многих странах является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:

- свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;

- охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов служб занятости.

Безработным гражданам гарантируется:

- бесплатное получение услуг в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, психологическая поддержка по направлению органов службы занятости;

- обеспечение социальной поддержки;

- компенсация в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

- бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

- возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Государство также предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения. Создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации (включая организации для труда инвалидов). Устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов. Организуется временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставляются услуги по профессиональной ориентации, а также возможность обучения по специальным программам [15-с. 113-114].

Как считает Н.Н. Абакумов, важной составляющей государственной поддержки безработных граждан является выплата пособий и компенсаций.

Государство гарантирует безработным:

- выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.

Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель- работник). В компетенцию службы входят:

- содействие поиску подходящего рабочего места как временного, так и постоянного;

- повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, также организация профессионального образования безработных;

- квотирование рабочих мест для неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан;

- информирование населения, работодателей, государственных и негосударственных структур о состоянии рынка труда;

- территориальное перераспределение работников;

- помощь в развитии предпринимательства и самозанятости граждан;

- обеспечение социальной поддержки безработных;

- сотрудничество с работодателями для комплексного решения проблем клиентов службы занятости;

- совершенствование механизма финансовой поддержки работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места, осуществляющих переподготовку персонала.

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора рода деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться с службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Порядок регистрации безработных предусматривает несколько этапов.

1. первичная регистрация безработных граждан осуществляется в целях учета общей численности безработных, обратившихся в службу занятости за консультацией. В регистрационных документах указываются анкетные данные клиента, его профессия и причины обращения в службу занятости.

2. Регистрация в целях поиска подходящей работы. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ», подходяще считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условий последнего места работы, состояния здоровья, транспортной доступности. [8.]

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.

Для этого безработные предоставляют справку с предыдущего места работы о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца и следующие документы:

- паспорт или иной документ удостоверяющий личность;

- трудовую книжку или иные документы подтверждающие трудовой стаж;

- документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, индивидуальную программу реабилитации. Специалисты службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации граждан должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, немеющему профессии, два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы. В целях содействия в трудоустройстве клиент службы занятости и специалист могут разработать план самостоятельного поиска работы. В случае невозможности подобрать подходящую вакансию безработному может предложена профессиональная подготовка или переподготовка. На каждого клиента, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы заводится личное дело, куда заносится вся полученная информация по подбору работы.

3. Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется на основании решения органов службы занятости населения о признании гражданина безработным, которое принимается не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

Датой регистрации гражданина в качестве безработного является принятие решения службы занятости о признании его безработным. Граждане, которым отказано в регистрации в качестве безработных, имеют право на повторные обращения. В случае несогласия с решением службы занятости гражданин имеет право в установленном порядке обратится с иском в суд.

4. Перерегистрация безработных граждан. Клиенты службы занятости обязаны не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию. Безработные обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации, информировать органы службы занятости в случае поиска работы.

5. Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется в следующих случаях:

- если гражданин признается занятым в соответствии с трудовым законодательством ;

- если он проходит профессиональную подготовку или переподготовку, повышает квалификацию по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

- если он не является без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в качестве безработного;

- при длительной (более месяца) неявке в органы службы занятости без уважительной причины;

- при переезде в другую местность;

- в случае назначения гражданину пенсии по старости ( по возрасту), за выслугу лет;

- когда устанавливаются нарушения со стороны безработного.

По мнению некоторых специалистов, нормализации ситуации в области занятости населения будет способствовать развитие малого предпринимательства, особенно в небольших городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, повышает деловую активность граждан, их конкурентоспособность на рынке труда.

Другим вариантом увеличения занятости является привлечение граждан к оплачиваемым общественным работам. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, имеющих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф, и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Право на участие в общественных работах имеют граждане зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные не получающие пособия и граждане, состоящие на учете длительное время ( свыше 6 месяцев).Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека.

В соответствии с законом РФ «О занятости населения в РФ» оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, считается подходящей для следующих категорий граждан:

- впервые ищущих работу ( ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии;

- уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего безработице, за нарушение трудовой дисциплины или другие действия, предусмотренные законодательством РФ.

- прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством РФ;

- стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного ( более 1 года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных по их вине;

- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии ( специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

- состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет неработающих;

- обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право граждан на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости. Профессиональное образование безработных граждан осуществляется с целью:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты