Социально-педагогический анализ проблемы безнадзорности
ентры социальной реабилитации несовершеннолетних являются компонентом общей государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Указом Президента РФ от 6.09.93г. № 1338, а впоследствии Федеральным законом "Об основах профилактики правонарушений и беспризорности несовершеннолетних" от июля 1999 года установлено, что государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав составляют комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения, а также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике детской безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. От того, как складываются взаимодействие социально-реабилитационных центров с различными структурами этой системы, во многом зависит продуктивность их деятельности.

Взаимодействие социально-реабилитационных центров с соответствующими структурами осуществляется на основе общности задач, направленных на решение проблем неблагополучного детства. Общность задач определяет и формы взаимодействия субъектов государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений: взаимная информация о неблагополучных семей и безнадзорных детях, мерах, предпринимаемых разными субъектами для изменения сложившегося положения; совместная деятельность неблагополучных семей и безнадзорных детей, проектирование, создание совместных программ социальной профилактики и социальной реабилитации детей; организация разностороннего влияния на семью и детей с целью снятия или нивелирования их проблем.

Центральная роль координатора действий всей системы в центре и на местах принадлежит межведомственным комиссиям по делам несовершеннолетних, защите их прав. Постановлением Правительства РФ от 5.06.94г. № 546 утверждено Положение о Межведомственной комиссии при Правительстве РФ. "В 74 регионах России, представивших данные в Межведомственную комиссию, функционируют 2574 комиссии на разных уровнях исполнительной власти. Объектами их внимания являются семьи группы риска, неблагополучные семьи, учащиеся различных учебных заведений с девиантным поведением, необучающиеся и неработающие подростки. Информация с мест свидетельствует, что только за один год комиссиями рассмотрено на своих заседаниях около 118,5 тыс. вопросов, в том числе 47% вопросов, касающихся воспитательно-профилактической работы, 25% - защиты прав несовершеннолетних" Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности / Под ред. Иващенко Г.М. - М.: Государственный НИИ семьи, 1999. С. 13-14..

В практике наметились точки соприкосновения в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних (КДН) и социально реабилитационных центров: КДН и сотрудники центров выявляют неблагополучные семьи, семьи группы риска; КДН анализируют состояние воспитательно-профилактической работы с семьями и детьми на данной территории и предоставляют соответствующую информацию всем участникам системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений; КДН и центры совместно с другими субъектами государственной системы профилактики участвуют в проведении широких социальных акций (операция "Подросток"); КДН помогают центрам привлечь различные учреждения к решению проблем материальной поддержки нуждающихся семей и детей (организация бесплатного питания, обеспечение путевками в оздоровительные учреждения, продуктами питания и т.д.); КДН осуществляют привлечение граждан, не выполняющих родительских обязанностей, к административной ответственности, укрепляя тем самым позиции центров в работе с асоциальными семьями.

Разносторонние связи складываются у центров с таким субъектом государственной системы профилактики детской безнадзорности, как органы опеки и попечительства. В соответствии со ст.34 Гражданского кодекса РФ и ст.121 п.2 Семейного кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Их основная задача - обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их личных и имущественных прав.

Социально-реабилитационные центры сотрудничают с органами опеки и попечительства при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для жизнедеятельности в семье. Специалисты центров (психологи, педагоги, медицинские работники) проводят предварительную работу с потенциальными усыновителями и опекунами, тестируют их, не оставляют без внимания в первые месяцы совместной жизни с детьми. Центры взаимодействуют с органами опеки и попечительства в случае возбуждения в суде исков, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов детей.

Одной из старейших структур системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются приемники распределители органов внутренних дел, действующие сегодня как центры временной изоляции. Из них дети, не связанные с криминальной практикой, направляются в социально-реабилитационные центры.

Центры временной изоляции организуют и самостоятельно осуществляют возвращение детей и подростков к месту их постоянного проживания или устройства. В этом случае дети фактически попадают в сферу влияния социально-реабилитационных учреждений, для которых контакт с сотрудниками центров временной изоляции, их информация о ребенке имеют большое значение для дальнейшей работы по его социальному возрождению. Это тем более важно, что сегодня подобная информация приобретает новое качество, так как в бывших приемниках начался процесс гуманизации содержания детей: вводятся ставки психологов, с детьми работают учителя-предметники.

Среди воспитанников центров дети, которые находятся в них стационарно, и те, которые не утратили связи с семьей, но получают в центре разнообразную социальную, психологическую, педагогическую помощь, интересно проводят свободное время. Годы существования социально-реабилитационных центров позволяют сделать некоторые выводы о составе детей, поступающих в них. Среди возрастных групп преобладают младшие школьники (8-10 лет), за ними следуют подростки, при этом в последнее время возрастает число ребят старшего подросткового возраста. Видимо, это связано и с ростом авторитета центров, которые расширяют сферу услуг, предоставляемых разным категориям детей, и с улучшением их работы по выявлению детей, нуждающихся в социальной поддержке.

Социальный статус большинства детей крайне тяжел. Они не имели возможности полноценно освоить социальную роль члена семьи. Значительная часть детей, находящихся в стационарах центров - социальные сироты. Примерно каждый второй ребенок имеет родителей, лишенных родительских прав, по данным центра "Берегиня", в нём находится только 6-8% детей, у которых родители умерли.

Подорваны связи детей и с другим важнейшим институтом социализации - школой. Сотрудники центров фиксируют рост школьной дезадаптации детей, который вызван, с одной стороны, дистанцированием школы от социальных, педагогических, психологических проблем неблагополучных семей и трудных детей, с другой - недостатками превентивной практики: поздним выявлением социально неблагополучных семей заинтересованными ведомствами. Длительное неудовлетворение основных психических потребностей ребенка в семье, школе, социальном окружении негативно влияет на его психологический статус.

Социально-реабилитационные учреждения берут на себя заботу о социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. В стационары центров помещаются дети, не нуждающиеся в изоляции, из приемников-распределителей, а также из больниц, где их вынужденно содержали до помещения в интернатное учреждение.

Наличие социально-реабилитационных учреждений в Новосибирской области позволяет оперативно поместить ребенка в нормальные условия содержания, психологически подготовить его к жизни в замещающей семье или интернатном учреждении, избавляет специалиста по охране прав детства от утомительной процедуры сбора необходимых справок.

В "Берегине" представляют четкую картину семейного неблагополучия. Заведены необходимые документы, опросники, анкеты, карты социальной реабилитации, ведется анализ результатов оказанной специалистами юридической, социальной, медико-психолого-педагогической и другой помощи детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Значительное внимание уделяется профилактике социального сиротства.

В течение года в среднем сотрудники социально-реабилитационного учреждения "Берегиня" работают более чем с 200 детьми.

Особенностью профилактики безнадзорности несовершеннолетних в центре "Берегиня", это, во-первых, создание в учреждении семейной атмосферы и проведение всесторонней медико-социальной и психологической реабилитации детей и подростков. Комплексное обследование воспитанников показывает, что практически все дети поступают в центры с различной степенью и формами психического расстройства, они физически ослаблены, часто хронически больны, как правило, озлоблены, недоверчивы и очень трудно идут на контакт с воспитателями. Поэтому каждый ребенок нуждается в индивидуальной программе реабилитации.

Однако социальная реабилитация воспитанника - лишь часть проблемы его полноценной социализации. Главное - не допускать, чтобы ребенок остался сиротой при живых родителях. Вот почему самым главным считается нормализация обстановки в семье и восстановление семейных связей. Проведенный среди воспитанников социологический опрос показал, что при всех сложностях, конфликтах, а порой жестокости в семье абсолютное большинство ребят хочет вернуться в свой дом.

С момента поступления ребенка в социально-реабилитационный центр "Берегиня" начинается планомерная работа с семьей. Детально обследуется ее положение; специалисты пытаются нормализовать обстановку и создать в семье хотя бы относительно нормальный психологический климат. Если есть позитивные сдвиги, ребенок возвращается в семью. Нередки случаи, когда руководство центра выступает перед судом с ходатайством о прекращении дела по лишению родительских прав. Часто воспитанники центра возвращаются в семьи, так как благодаря работникам центра матери меняют свое поведение, регулярно посещают детей в социально-реабилитационных учреждениях, начинают проявлять к ним больше доброты и ласки. В соответствии с заключением специалистов этих детей возвращают в семью. Работа с семьей не прекращается. Даже, если дети чувствуют себя нормально в родном доме, мать получает регулярно психотерапевтическую и педагогическую поддержку специалистов центра.

Работу по профилактике безнадзорности несовершеннолетних осуществляет в Новосибирске "Центр семейного образования и воспитания "Семья и Дети".

Новосибирская Городская общественная организация Центр семейного образования и воспитания "Семья и дети" основана в 2002 году.

Все сотрудники организации имеют два высших образования, одно из которых - психологическое. И это очень важно, так как в основном деятельность специалистов ориентирована на решение психологических проблем разных категорий семей. В организации на постоянной основе работает 4 специалиста, к участию в различных программах и проектах приглашаются от 5 до 10 волонтеров.

У организации очень обширное профессиональное и социальное партнерство с сотрудниками различных некоммерческих служб и центров, преподавателями НГПУ и НИПКиПРО, журналистами региональных и городских СМИ, руководителями и специалистами Управления и отделов образования г. Новосибирска.

Деятельность организации направлена на оказание психологической помощи разным категориям семей:

полные, неполные, многодетные и бездетные семьи;

семьи молодоженов и семьи, имеющие большой жизненный опыт;

семьи, воспитывающие детей-инвалидов и семьи инвалидов, воспитывающие детей;

семьи усыновителей, взявшие на воспитание детей-сирот, и семьи, лишенные родительских прав;

семьи, переживающие сложную жизненную ситуацию (внутрисемейный конфликт, развод, вынужденная миграция и др.).

Психологическая помощь родителям и детям предлагается в виде индивидуального и семейного психологического консультирования, социально-психологических тренингов улучшения внутрисемейных отношений, преодоления семейных кризисов, принятия позитивных решений в сложных жизненных ситуациях.

Деятельность Центра, направленная на все категории семей, осуществляется в целях улучшения детско-родительских отношений, оптимизации психологического климата семьи, сохранения родственных связей.

Особое значение в своей работе специалисты Центра "Семья и дети" уделяют решению проблемы социального сиротства. В г. Новосибирске в последнее десятилетие отмечается устойчивый рост числа детей - социальных сирот, и, следовательно, увеличение количества учреждений общественного воспитания.

Период российских реформ 80-90-х годов прошлого столетия негативно сказался на семье. Безработица, вынужденная миграция, сомнительные виды трудовой деятельности привели к алкоголизации и наркотизации наиболее нестабильную часть населения, ведению асоциального образа жизни, распространению случаев отказа родителей от воспитания детей и детской беспризорности.

В целях профилактики и преодоления социального сиротства специалисты Центра "Семья и дети" реализуют образовательные проекты и программы повышения профессиональной компетентности администрации и педагогических коллективов детских домов, школ-интернатов и социальных приютов г. Новосибирска и Новосибирской области, а также оказывают им консультационную помощь.

Эта работа с коллективами учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает позитивное изменение условий, в которых находится ребенок, и организацию деятельности по реализации прав детей на семейное жизнеустройство, их успешную социализацию и интеграцию в общество. Также большое внимание уделяется вопросам создания в учреждениях служб сопровождения биологической семьи (в ситуации возврата родительских прав) и служб помощи семьям-усыновителям.

Миссия организации: Консолидация ресурсов городского сообщества для сохранения и развития семьи как главной общечеловеческой ценности и обеспечения права каждого ребенка на жизнь и воспитание в семье.

Ценностные ориентиры организации:

содействие укреплению института семьи, повышение культуры и распространение опыта и традиций семейного воспитания;

реализация права каждого ребенка на жизнь и воспитание в семье;

развитие и распространение различных форм семейного жизнеустройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

поддержка социально значимых инициатив, направленных на решение проблем семьи и детства;

преодоление и профилактика социального сиротства в г. Новосибирске и НСО;

преодоление и профилактика безнадзорности несовершеннолетних в г. Новосибирске и НСО.

Опыт работы специалистов организации:

образовательные программы повышения профессиональной компетентности администрации и специалистов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

социально-педагогическое проектирование (разработка и реализация социально-значимых проектов, направленных на семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социализацию и интеграцию в городское сообщество выпускников детских домов и школ-интернатов);

социально-психологические тренинги личностного и профессионального роста администрации детских домов, школ-интернатов и социальных приютов;

психологическое индивидуальное и семейное консультирование;

психологическое консультирование и реабилитация воспитанников детских домов, школ-интернатов, социальных приютов;

осуществление мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства;

разработка и реализация программ, направленных на повышение в обществе статуса семьи и развитие культуры семейного воспитания;

адвокатура (защита) интересов ребенка в суде;

общественный аудит и консалтинг руководителей учреждений социального воспитания;

публикации в СМИ;

участие специалистов в разработке Закона Новосибирской области "Об оплате труда приемным родителям";

разработка предложений для Управления образования Новосибирской области по преодолению социального сиротства;

проведение региональных и городских конференций по актуальным проблемам детства и семьи;

организация и проведение оздоровительно-реабилитационной работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов г. Новосибирска;

организация и проведение образовательной деятельности по профилактике вредных привычек у детей и подростков для специалистов образовательных учреждений сибирского региона (Новосибирск, Красноярск, Томск, Кемерово, Барнаул);

разработка и реализация по заказу Управления образования программы повышения квалификации руководителей детских домов, школ-интернатов и социальных приютов г. Новосибирска и Новосибирской области "Социализация, интеграция и семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

психологическое консультирование специалистов системы государственного воспитания по вопросам оптимизации условий жизнеустройства и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

психологическое консультирование семей и детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

составление сборника для выпускников детских домов и школ-интернатов Новосибирской области "На пороге самостоятельности";

международная стажировка руководителя организации в США, общественный аудит семей, усыновивших детей из Новосибирской области и другое.

Кроме названных выше учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, в Новосибирске существует социально-реабилитационный транзитный центр для несовершеннолетних "Радуга".

Круглосуточно в "Радугу" доставляются безнадзорные дети и подростки в возрасте от четырех до восемнадцати лет. Их привозят в центр не только со всех регионов России, но и из стран ближнего зарубежья. Как правило, это дети-путешественники, которые постоянно сбегают из дома по разным причинам.

В приюте они находятся столько времени, сколько требуется для выяснения их места жительства (если таковое имеется), куда их затем и отправляют. Обычно поиски адреса занимают несколько дней, порой розыск затягивается на два - три месяца.

Центр рассчитан на двадцать мест плюс два изолятора, где содержатся дети с "нехорошими" болезнями (сифилис, педикулез. .). Однако уже сегодня в нем перебор - двадцать шесть подростков. Причем, как утверждает заместитель директора по воспитательной и организационной работе центра "Радуга" Ольга Жесткова, численность безнадзорных девочек и мальчиков неуклонно растет. Только за прошлый год количество транзитников-"радужистов" приблизилось к тысяче.

Чтобы попытаться стабилизировать ситуацию с безнадзорностью хотя бы в Новосибирской области, работники "Радуги" решили изменить традиционному воспитательному методу. Новая программа проекта "Твой выбор" основана на принципе "от плохого к хорошему".

С нынешнего года каждые две недели в "Радугу" дополнительно будут брать на воспитание пять подростков из разных районов нашей области по направлению местных социальных служб.

В пробную группу вошли трое ребят из Коченевского района и двое - из Чулымского. Для них работники приюта организовали экскурсию в детскую колонию.

Эти дети склонны к постоянным побегам, у них неустойчивая психика. Могут по году - два не ходить в школу. И, как следствие, большинство из них оказывается за решеткой. В центре решили этим ребятам продемонстрировать жизнь за колючей проволокой, чтобы они наглядно убедились: там она - "не сахар". Главная цель: ничего не навязывать детям - они должны сами сделать свой выбор.

Подростки из центра "Радуга" регулярно посещают церковь. Церковь Во имя преподобной Ефросинии Полоцкой была не случайно выбрана для посещения ее "трудными" подростками. Настоятель этой церкви отец Дмитрий имеет опыт работы с трудными подростками. Он считает своей задачей показать детям, что, кроме наркомании, пьянства, тунеядства, грязи преступности, существует добро и святость. Детям нужно дать понять, что всегда есть место, где их ждут, дадут совет, да хотя бы накормят.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты