Социально-педагогический анализ проблемы безнадзорности
еженцы и вынужденные переселенцы;

нестабильные браки (разводы);

низкий уровень благосостояния семьи;

негативный опыт отношений с родителями;

неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

наличие у части учащихся негативного учебного опыта.

Но, какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.

Эффективное решение данной проблемы возможно только в рамках формирующейся государственной социальной политики.

В настоящее время в этой проблеме ведущую роль играет Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принятый в июне 1999 года (№ 120-ФЗ). Данный закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы.

Важное значение в становлении и развитии новой системы профилактической работы имеет начатая с 1997 года федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", направленная на развитие нормативно-правовой базы системы профилактики детской безнадзорности, обеспечение ее научно-методическими разработками, укрепление материально-технической базы учреждений, оснащение их бытовым, реабилитационным оборудованием, автотранспортом.

Практически во всех субъектах Российской Федерации реализуются региональные и муниципальные программы профилактики детской безнадзорности.

Актуальность проблемы безнадзорности несовершеннолетних ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с данным явлением, но и, главным образом, на его предупреждение, т.е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на несовершеннолетних. При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если они научно обоснованны, исходят из всестороннего учета взаимодействия объективных и субъективных факторов, детермирующих поведение личности в уже сложившейся или возможной, прогнозируемой жизненной ситуации.

Хотя однозначных решений этой сложной проблемы нет, да и не может быть. Однако в настоящее время, как в науке, так и в практической деятельности государственных органов социальной защиты населения, других учреждений и ведомств по профилактике безнадзорности несовершеннолетних сформировались определенные исходные взгляды на проблему в целом и основные подходы к выбору конкретных направлений работы.

Глава II. Исследование профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних в Новосибирской области

2.1 Современное состояние проблемы безнадзорности несовершеннолетних в Новосибирской области

Итак, процесс превращения подростка в правонарушителя или преступника занимает длительное время. По мере нарастания выраженности социальной дезадаптации, девиантный подросток становится объектом воздействия разных институтов, занимающихся профилактикой детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Они, в зависимости от выполняемых ими функций, могут быть разделены на четыре категории Рябухин С.Н. Детская безнадзорность и преступность несовершеннолетних как следствие социально-экономической трансформации российского общества // Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №15 (103)- 1999 . С. 3.:

Учреждения первичной социальной профилактики (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, медицинские учреждения и т.д.), деятельность которых направлена на обеспечение адекватной социализации основной массы детей, реализацию их прав и законных интересов

Учреждения первичной специальной профилактики (социальные приюты, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями, центры социальной помощи семье и детям, психолого-медико-социальные центры, центры постинтернатной адаптации и т.д.), которые оказывают помощь социально дезадаптированным детям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Этот уровень системы профилактики работает с детьми, имеющими повышенный риск совершения правонарушений.

Учреждения вторичной специальной профилактики (отделы предупреждения правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, открытые и закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения), которые должны осуществлять ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей и детей, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста наступления уголовной ответственности.

Учреждения уголовно-правовой и уголовно-исполнительной профилактики (воспитательные колонии), главной задачей которых является предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних.

Очевидно, что подросток должен становиться объектом воздействия профилактических учреждений более высокого уровня только в том случае, если деятельность учреждения более низкого уровня не принесла желаемого результата.

В настоящее время на территории Новосибирской области расположены 67 детских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 29 специализированных учреждений (отделений) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры) и 38 детских домов, школ-интернатов.

В структуру органов социальной защиты населения г. Новосибирска входят:

центр социальной помощи семье и детям "Заря";

центр социальной реабилитации несовершеннолетних "Берегиня";

муниципальное учреждение социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Заельцовского района;

муниципальное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Железнодорожного района.

В 2004 году социальную реабилитацию в приютах получили 606 детей. Создано 18 приемных семей и 1 семейный детский дом, в которых находятся 64 ребенка. Введен в действие социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в Железнодорожном районе на 60 мест, что позволило увеличить пропускную способность приютов на 25% и довести наполняемость учреждений до 93% от планового количества мест (220 человек в месяц).

Проведена работа по выявлению детей, не обучающихся в школах и не получивших обязательного общего образования.

Для обучения таких несовершеннолетних используются открытые сменные школы N 21, 27, МУ "Центр реабилитации для несовершеннолетних, МУ "Берегиня" Отчет о выполнении плана социально-экономического развития города Новосибирска за 2004 год // Вечерний Новосибирск. - 05.07.2005..

В период с 2003 по 2005 годы приняты областной закон "О защите прав детей в Новосибирской области"; внесены изменения в Закон "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье". Кроме того, принят ряд постановлений губернатора Новосибирской области по финансированию расходов, связанных с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений.

В Городской целевой программе социальной поддержки на 2005 год также запланировано оказание социальной помощи безнадзорным детям (см. приложение 2).

Таким образом, на сегодняшний день в Новосибирске и Новосибирской области существуют специализированные учреждения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Одними из таких учреждений являются приюты.

2.2 Работа системы органов и учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних

Отправным юридическим актом создания приютов для беспризорных детей в наши дни можно считать Указ Президента РФ от 01.10 92 г. "О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы". Следующим документом был Указ Президента РФ от 06.09.93 г. "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав", где впервые используется понятие "приют" и создание их рассматривается как основа профилактики детской безнадзорности.

Правительством РФ от 13.09.96 г. № 1092 было утверждено "Примерное положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".

Эти документы, посвященные юридическому оформлению приюта как специфического института профилактики детской безнадзорности, говорят о государственном признании важности создания таких учреждений в нашей стране.

Необходимость их создания объясняется ростом числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием или лишением родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными). Те же последствия наступают для детей, если их родители находятся в лечебных учреждениях, объявлены умершими, отбывают наказание в местах содержания под стражей, являются подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений. Дети также остаются без попечения вследствие уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказа взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Тысячи подростков становятся жертвами преступных посягательств, каждый год растет число детей, погибающих от неестественных причин, и, кроме того, в России около 200 тыс. беспризорных детей, для которых улица стала домом.

В этих условиях приюты для детей и подростков являются не только местом, где лишившиеся родительского попечения или бежавшие от жестокого обращения дети могут получить кров и пищу, но и местом, где они получат квалифицированную помощь педагогов, медика, психолога.

Рассмотрим работу приютов на примере "Солнечного" - Социального приюта для детей и подростков.

Позиция коллектива приюта заключается в том, что временное пребывание детей в таком учреждении должно быть максимально использовано для реабилитационной работы, социальной адаптации, медицинской, педагогической и психологической помощи, социальной и правовой поддержки.

Основная цель создания приюта - организация временного проживания безнадзорных детей и подростков, оказание им социальной поддержки, правовой, медико-психолого-педагогической помощи и содействия в их дальнейшем жизнеустройстве.

Согласно Уставу в приют помещаются дети, лишенные родительского попечения или попавшие в трудную жизненную ситуацию, в возрасте от 3 до 16 лет. Дети определяются в две разновозрастные группы - старшую и младшую. Возрастные границы групп зависят от количества детей того или иного возраста.

В первую очередь дети получают медицинскую помощь. Они проходят диагностическое обследование в детской поликлинике, а при необходимости воспитанников Центра помещают в стационарны отделения больниц города и района.

Налажена тесная связь Центра и с образовательными учреждениями города: детскими садами, школами, профессиональными училищами, где дети продолжают свое обучение.

Учредителем Центра является отдел образования г. Новосибирска. Бюджетное финансирование не в состоянии полстью обеспечить нужды приюта, поэтому выходом из этого положения является привлечение спонсоров и оказание шефской помощи. Население города полностью обеспечивает детей одеждой и обувью, принося ненужные вещи своих детей.

Для устройства дальнейшей судьбы поступивших детей и оказания им помощи необходимо четко представлять, что это за дети, какой опыт они вынесли из жизни в семье или приобрели вне ее.

За первые два года существования приюта через него прошли 147 детей. При этом мальчиков было больше, чем девочек. Возраст большинства детей не превышал 10 лет. Это обусловлено тем, что у маленьких детей зависимость от родителей гораздо больше, чем у подростков. Поэтому асоциальное поведение их родителей очень быстро создавало ситуацию, когда проживание в семье дошкольника или младшего школьника становилось невозможным.

Анализируя причины поступления детей в приют, можно выделить несколько основных. В большинстве случаев в семьях поступивших в приют детей имелось сочетание следующих неблагоприятных условий: смерть одного из родителей и болезнь другого; аварийное состояние жилья или отсутствие его; пьянство родителей; физическое насилие и отсутствие средств к существованию; отбывание срока матерью и уход отца в другую семью и т.д.

Доставляются дети в приют сотрудниками милиции, чаще всего инспекторами отдела профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН), социальными педагогами школ, родственниками, медицинскими работниками, а несколько подростков обратились самостоятельно.

Длительность нахождения детей в Центре колеблется от нескольких дней до полутора лет и определяется тем, сколько времени необходимо для устройства судьбы ребенка. Сложность жизненной ситуации многих детей, затяжные процедуры, связанные с лишением родительских прав, розыском родителей или сбором потерянных документов детей приводили к тому, что за 6 месяцев, которые ребенок, согласно Уставу, мог находиться в приюте, не удавалось устроить его в семью или интернатное учреждение. Многие дети поступали со сложными психологическими проблемами, которые затрудняли их социальную адаптацию. Устранение этих проблем обычно требовало 9-12 месяцев реабилитационной работы.

35 детей находились в приюте менее месяца, 77 детей - более 6 месяцев,20 - около года. Таким образом, время пребывания детей в приюте не ограничивается строго определенным сроком, а чаще всего зависит от того, как удается устроить каждого отдельного ребенка.

После выхода из приюта дети чаще всего возвращались в родную семью или к одному из биологических родителей, обычно к отцу, который ранее проживал отдельно от ребенка. Вопрос о возможности и целесообразности возвращения ребенка в семью решает администрация Центра. Но в некоторых случаях социальному педагогу не удавалось подробно изучить семейную обстановку, оценить состояние ребенка, и вследствие этого решение о возвращении ребенка в семью оказывалось ошибочным. Об этом свидетельствует тот факт, что несколько детей поступали в приют повторно.

После определения ребенка в школу-интернат, детский дом, семью опекуна или возвращения в родную семью он некоторое время находится в поле зрения администрации Центра. Социальный педагог, воспитатели навещают его по месту проживания, учебы, беседуют с учителями, классными руководителями, родственниками. Полученные сведения об условиях жизни передаются в отдел опеки и попечительства.

Дети, выбывшие за пределы города, пишут письма любимым воспитателям и оставшимися здесь друзьям.

Другой формой работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних является создание "Социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних". В Новосибирске существует центр социальной реабилитации несовершеннолетних "Берегиня".

Социально - реабилитационные центры, в структуру которых входят приюты, являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг, которые получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях. Центры предоставляют детям различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.

Статус социально-реабилитационного центра закреплен в Примерном положении о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, которое утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ в ноябре 2000г. Согласно действующим нормативам, "социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних открываются из расчета один на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе (районе)" Положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, утверждено Постановлением Правительство РФ 27 ноября 2000года.. При наличии в городе (районе) менее 5 тыс. детей создается один центр.

Будучи одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и поддержке государства, центры социальной реабилитации несовершеннолетних выполняют широкие социальные функции:

1. Защитительная функция. Она направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи, предусматривает противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья в период пребывания в центре.

2. Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации.

Социальный патронаж семей, в которые возвращаются либо помещаются выпускники центра, не менее важен как средство предупреждения рецидива кризисных ситуаций.

Центр ведет работу с семьями группы риска по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности. Профилактическая работа направлена и на коррекцию отклонений в поведении и развитии детей, находящихся в неблагополучных семьях.

3. Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживает усилия семей, проявляющихся готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.

4. Коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей - игры, познания, труда, общения.

5. Оздоровительная функция. Центр предоставляет ребенку при его поступлении необходимую медицинскую помощь, в союзе с различными медицинскими учреждениями восстанавливает, укрепляет адаптационные возможности его организма, обеспечивает повышение устойчивости к влиянию многообразных негативных факторов. Центр осуществляет профилактику заболеваний своих воспитанников, текущее медицинское обслуживание, проводит закаливающие процедуры, обеспечивает полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни.

6. Компенсаторская функция. Центр ищет пути замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем, чтобы несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты