Наиболее сложной в решении является проблемная зона "отношение населения к социальному сиротству". Основная часть населения уверенна в том, что передача ребенка из под опеки родителей под опеку государства является не только реальной, но и необходимой мерой в борьбе с "неблагополучными" семьями. Удивительно, но население не видит ничего страшного в том, что ребенка воспитывают в "казенных учреждениях".
Ребенок, оставшийся без надлежащего родительского контроля, должен привлекать внимание социальных служб или органов внутренних дел не тогда, когда его жизнь в семье становится опасной, а его поведение отличается противозаконными действиями или тяжелыми преступлениями. Такой ребенок должен оказаться в поле зрения социальных работников (службы) на несколько лет раньше.
Государственные органы опеки и попечительства должны располагать возможностями для индивидуальной профилактической работы семьей при самых первых проявлениях ее неблагополучия. Деятельность органов опеки начинается только в случае возникновения проблемы, с которой семья самостоятельно справиться не может, когда инспектор поставлен перед необходимостью решать вопрос о целесообразности и правомерности вмешательства в жизнь семьи, исходя из собственных представлений о семейном благополучии.
В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье).
Проанализировав опыт работы «Детского дома №3 г.Калуги» можно сделать выводы, что значительное место в деятельности детского дома занимает социальная и педагогическая работа с воспитанниками, а также деятельность по подготовке и социальной адаптации к жизни вне его стенах. Повышение эффективности социальной адаптации обеспечивается за счет снижения уровня изолированности деятельности таких учреждений. Положительным опытом, в семейных детских домах, является то, что воспитанники обучаются в обычных городских школах с детьми, которые проживают с родителями, имеют собственную семью. Также общаются друг с другом, не взирая на то, что они воспитанники детского дома, принимают участие во всех мероприятиях проводимых в школе, участвуют в спортивных мероприятиях школы и города, состоят в спортивных секциях, посещают концертные залы, театры, музеи, выставки, экскурсии, трудовые кружки вне детского дома, что способствует повышению уровня общения воспитанников с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми, которые помогают воспитанникам быть более адаптированными к общественной жизни. Вся осуществляемая деятельность детского дома благотворно влияет на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но этого не достаточно для того, чтобы в полном объеме реализовывалась социальная адаптация детей-сирот.
В ходе проделанной работы цель, поставленная во введении была достигнута. Для этого были решены задачи: исследование проблемы социального сиротства; изучение государственная система устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; анализ особенностей организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотрение нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявлены пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследование основных направлений социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере «Детского дома №3 г. Калуги».
Изученная теоретическая база и проведенные исследования дают почву для размышления о необходимости совершенствования законодательной базы. Проблема сиротства остается наиболее актуальной для современной России, т. к. это явление в современных социально-экономических условиях приобрело широкие масштабы и новые качественные характеристики. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей относятся к одной из тех групп населения, которая требует наибольшего внимания со стороны государства и общественности.
Список используемой литературы
1. Алексеева Л. С. Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. - М., 2001 г. 176 с.
2. Антонов А., Агильдиева Е. Демографические процессы России и проблемы семьи. - М ., 1997.
3. Артюхов А.В. Государственная семейная политика и её особенности в России. - М., СОЦИС. - 2002. - № 10. - 16 с.
4. Балцевич В.А. Семья и молодежь: Профилактика отклоняющегося поведения. Минск: Университет. 1989. - 142 с.
5. Бобылева И. А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. - 2007 г. - 176 с.
6. Бобылева И. А. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. - М.: СЛОВО. - 2002 г. - 274 с.
7. Васильев Б. Н. Социальное обслуживание семьи и детей в России / Б. Н Васильев // Социальное обеспечение. 2001. № 3. - с. 8.
8. Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика; - М., 1999г.
9. Владимирова Н. В., Спаньярд Х. Шаг за шагом. Индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. - М., 2007 г.
10. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (ООН, 1990). Положение детей в мире. -- М., 1991.
11. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М., 2001 г.
12. Галагузова М. А. Социальная педагогика; курс лекций. - М., 2000г.
13. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот.- М., 2003 г.- 263с
14. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. - М., 2000 г.
15. Зарецкий В., Дубровская М., Ослон В., Холмогорова А. Пути решения проблемы сиротства в России. М. - 2002 г.
16. Иванова Н.П. Критерии готовности выпускников к профессиональному самоопределению. - М., - 2006 г.
17. Клемантович И.П. Социальная защита детей в России. -- М., 1988
18. Кодекс РФ об административных правонарушениях. По сост.на 20.03.08г. - М.: Проспект, 2008. - 336с.
19. Колпакова О. П. Использование инновационных социальных технологий реабилитации детей в летний период. - Социальное обеспечение. 2002. - № 10. - с. 5.
20. Конвенция ООН о правах ребенка.
21. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2003 г.
22. Михайловская И.Б., Вершинина Т.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. - М., Просвещение,1990, - 143 с.
23. Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента РФ. 14.05.96.
24. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад 2009 г. - М., Минтруда России - 2009 г.
25. О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством): Приказ Минобразования РФ. 19.08.99.
26. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. - М.: Генезис - 2006 г. - 368 с.
27. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности - М.:Дашков и Ко - 2005. - 236с.
28. Положений детей в Российской Федерации. Государственный доклад 1995 г. - М., 1996.
29. Положение детей в Калужской области - Калуга - 2008 г.
30. Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 829 "О приемной семье"
31. Права ребенка: Сборник документов и. статей. -- М., 1990.
32. Президентская программа "Дети России".
33. Российская газета № 22 февраль 2007;
34. Рошаль Л. М. Оказание социальной помощи детям. Дети в чрезвычайных ситуациях. - М., 2003 г.
35. Рыбинский Е. М. Сиротливое детство России. -- М., 1997
36. Семья Г.В., Боровик В.Г. Вариативные технологии, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 2003 г.
37. Семейный Кодекс Российской Федерации. - М., 2000 г.
38. Семенова Г. В. Дети-сироты в России. - М., 2002 г.
39. Состояние проблемы выявления и устройства детей, оставщихся без попечения родителей, в 2003 году. - Вестник образования России. - 2004. - Август.
40. Специальный выпуск Вестника Университета РАО с материалами международной конференции по проблемам подготовки выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатной адаптации / Под ред. Г.В. Семья. М., 2004. № 4
41. Теория и методика социальной работы/Под ред. П.Д. Павленка. - М.: ГАСБУ, 1995. - 309с.
42. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (№159-ФЗ от 21.12.96г.)
43. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (№124-ФЗ)
44. Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (№ 44-ФЗ от 16.04.2001 г.)
45. Фирсов М.В. История социальной работы в России: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 256 с.
46. Холостова Е. И. Технологии социальной работы. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
47. Шохина Е.А., Кириллина В.Н. Семейное неблагополучие как актуальная социально-экономическая проблема современной России // Современные проблемы социальной политики, М., 2006. - 324 с.
Приложение 1. «Основные формы жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Аналитическая информация
ГОУ «Детский дом № 3 г. Калуги»
Количество мест, на которое рассчитано учреждение 45
Количество групп 5
Лицензия № 101529 от 14.04.2004г.
Последняя аттестация учреждения 2005 г.
Статистическая информация по обучению детей
2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 | 2008/2009 | 2009/2010 | ||
на 01.12 | |||||||
2009 | |||||||
Всего детей | 34 чел. | 41 чел. | 40 чел. | 45 чел. | 47 чел. | 42 чел. | |
(на конец уч.года) | девочек- 23 | девочек- 29 | девочек- 27 | девочек- | |||
мальчиков - 17 | мальчиков - 16 | мальчиков- 20 | 24 | ||||
18 | |||||||
Дошкольников | 1 чел. | 2 чел. | 6 чел. | 7 чел. | 6 чел. | 5 чел. | |
Школьников (всего) | 27 чел. | 36 чел. | 34 чел. | 35 чел. | 32 чел. | 34 чел. | |
* начальная | 10 чел. | 1 1 чел. | 13 чел. | ||||
школа | |||||||
* основная | 2 чел. | 22 чел. | 19 чел. | 21 чел. | |||
школа | 3 чел. | 2 чел. | - | ||||
* средняя школа | |||||||
В их числе: | |||||||
общее образование | |||||||
- Гимназия № 19 | 2 чел. | 3 чел. | 1 чел. | 1 чел. | 1 чел. | - | |
- школа № 2 | - | 2 чел. | 2 чел. | 1чел. | - | - | |
- школа № 14 | - | - | 2 чел. | 2 чел. | 2 чел. | 1 чел. | |
- школа № 17 | - | - | 1 чел. | 1 чел. | - | - | |
- школа №21 | 11 чел | 15 чел | 13 чел. | 1 1 чел. | 12 чел. | 1 5 чел. | |
VII вид обучения | |||||||
-школа-интернат № 1 | 10 чел. | 1 1 чел. | 1 1 чел. | 14 чел. | 13 чел. | 13 чел. | |
VIII вид обучения | |||||||
- школа № 40 | 4 чел. | 5 чел. | 4 чел. | 4 чел. | 1 чел. | 1 чел. | |
школа- | - | - | - | - | 3 чел. | 4 чел. | |
интернат № 4 | |||||||
Профессиональные | Зчел. | Зчел. | Зчел. | 9 чел. | Зчел. | ||
учебные | |||||||
заведения | |||||||
- начальные | 3 чел. | 3 чел. | - | 3 чел. | 7 чел. | 2 чел. | |
средне-спец. | - | - | - | - | 2 чел. | 1 чел. | |
высшие | - | - | - | - | - | - |
Приложение 2. «Аналитическая информация»
Основные показатели деятельности
Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ГОУ «Детский дом №3 г.Калуги»
Показатели деятельности | Единица измерения | Отчетный период по годам | Целевые ориентиры по годам | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||
Цель: Социальная адаптация и социализация воспитанников детского дома | |||||||
Задача 1. Предоставление образовательно-воспитательных услуг | |||||||
1.1. Получение основного общего, среднего (полного) общего образования | % | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | |
1.2. Продолжение образования выпускников, трудоустройство | выпуск чел. | 3 | 7 | 6 | 7 | 7 | |
- продолжают обучение в высших учебных заведениях | чел. / % | - | 1/14 | 2/33 | 1/14 | 1/14 | |
- продолжают обучение в учреждениях среднего профессионального образования | чел./ % | - | 2/28 | - | 1/14 | - | |
- продолжают обучение в учреждениях начального профессионального образования | чел. / % | 2/75 | 4/58 | 4/67 | 5/82 | 6/86 | |
- трудоустроено | чел. / % | 1 | - | - | - | - | |
Задача 2.Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников | |||||||
2.1. Уровень заболеваемости | % | 3,7 | 3-5 | 3-5 | 3-5 | 3-4 | |
- острая заболеваемость в год | % | 3,7 | 3-5 | 3-5 | 3-5 | 3-5 | |
- пропущено дней по болезни одним ребёнком в год | дней в год | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Задача 3. Социальная защита воспитанников | |||||||
3.1. Защита жилищных прав | % | 39/100 | 45/100 | 45/100 | 45/100 | 45/100 | |
- жилье закреплено | % | 26/67 | 30/67 | 30/67 | 30/67 | 30/67 | |
- поставлено в очередь на ссуду | % | 7/18 | 8/18 | 11/24 | 14/31 | 15/33 | |
- документы находятся в работе | % | 6/15 | 7/15 | 4/9 | 1/2 | - | |
Задача 4. Организация досуговой деятельности | |||||||
4. 1 . Количество секций, кружков, студий | ед. | 12 | 14 | 14 | 14 | 14 | |
4.2. Охвачено кружковой работой | % | 92 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
Задача 5. Постинтернатное сопровождение | |||||||
5. 1. Постинтернатное сопровождение | чел. | 16 | 20 | 18 | 16 - | 21 | |
5.2. Охвачено выпускников (от выпуска 3-х последних лет) | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Приложение 3. «Социальный паспорт»
Развернутые данные на воспитанников ГОУ «Детский Дом №3 г. Калуги» на 01.09.2009
Всего детей 42 человека
Из них:
· Девочек - 24
· Мальчиков - 18
· Дошкольников - 5
До 2-х лет - нет
3-4 года - 2
5-6 лет - 3
· Школьников - 34
От 7 до 15 лет - 33
16 лет - 1
17 лет - 2
18 лет - 0
· Учащихся профессиональных учебных заведений - 3
Социальный статус
· Дети - сироты - 2
· Дети, оставшиеся без попечения родителей - 38
· Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации - 2
Социальная защищенность
· Получают пенсии по СПК - 8
· Получают алименты - 23
· Пенсия не назначена по решению суда - 4
· Имеют закрепленное жилье - 38
· Поставлены на очередь для получения денежных средств на приобретение жилья - 2
· Поставлены на льготную очередь - 2
Приложение 4. «Выявление воспитанников по территориальному признаку»
Выявление воспитанников по территориальному признаку
· Калуга - 19 человек;
· Районы - 23 человека
- Барятинский р-он - 1 человек
- Думинический р-он - 6 человек
- Жуковский р-он - 5 человек
- Людиновский р-он - 3 человека
- Медынский р-он - 2 человека
- Обнинск - 1 человек
- Боровский р-он - 4 человека
- Хвастовический р-он - 1 человек