Социально-правовая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
p align="left">К сожалению, в большинстве случаев право ребенка жить и воспитываться в семье не рассматривается в пространстве кровной семьи. Основное внимание уделяется не осмыслению способов сохранения семьи, не подходом к разрешению проблемы профилактике сиротства и реабилитации неблагополучных семей, не созданию необходимой для этого инфраструктуры, а формам и методам изъятия ребенка из неблагополучной семьи и устройства его под опеку или в детский дом. Поэтому главной задачей органов опеки остается работа по изоляции ребенка от родителей, социальная работа с родителями ведущие асоциальный образ жизни и не занимающихся его воспитанием, и устройство его в государственное учреждение или замещающую семью. При этом меньше всего принимается во внимание интерес самого ребенка. Теряя право иметь свою семью, ребенок автоматически лишается возможности реализовать и другие свои права в объеме, необходимом для наилучшего развития. Необходимо изменить коренным образом государственную социальную политику в интересах детей на принципиально новых основаниях.

Наиболее сложной в решении является проблемная зона "отношение населения к социальному сиротству". Основная часть населения уверенна в том, что передача ребенка из под опеки родителей под опеку государства является не только реальной, но и необходимой мерой в борьбе с "неблагополучными" семьями. Удивительно, но население не видит ничего страшного в том, что ребенка воспитывают в "казенных учреждениях".

Ребенок, оставшийся без надлежащего родительского контроля, должен привлекать внимание социальных служб или органов внутренних дел не тогда, когда его жизнь в семье становится опасной, а его поведение отличается противозаконными действиями или тяжелыми преступлениями. Такой ребенок должен оказаться в поле зрения социальных работников (службы) на несколько лет раньше.

Государственные органы опеки и попечительства должны располагать возможностями для индивидуальной профилактической работы семьей при самых первых проявлениях ее неблагополучия. Деятельность органов опеки начинается только в случае возникновения проблемы, с которой семья самостоятельно справиться не может, когда инспектор поставлен перед необходимостью решать вопрос о целесообразности и правомерности вмешательства в жизнь семьи, исходя из собственных представлений о семейном благополучии.

В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье).

Проанализировав опыт работы «Детского дома №3 г.Калуги» можно сделать выводы, что значительное место в деятельности детского дома занимает социальная и педагогическая работа с воспитанниками, а также деятельность по подготовке и социальной адаптации к жизни вне его стенах. Повышение эффективности социальной адаптации обеспечивается за счет снижения уровня изолированности деятельности таких учреждений. Положительным опытом, в семейных детских домах, является то, что воспитанники обучаются в обычных городских школах с детьми, которые проживают с родителями, имеют собственную семью. Также общаются друг с другом, не взирая на то, что они воспитанники детского дома, принимают участие во всех мероприятиях проводимых в школе, участвуют в спортивных мероприятиях школы и города, состоят в спортивных секциях, посещают концертные залы, театры, музеи, выставки, экскурсии, трудовые кружки вне детского дома, что способствует повышению уровня общения воспитанников с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми, которые помогают воспитанникам быть более адаптированными к общественной жизни. Вся осуществляемая деятельность детского дома благотворно влияет на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но этого не достаточно для того, чтобы в полном объеме реализовывалась социальная адаптация детей-сирот.

В ходе проделанной работы цель, поставленная во введении была достигнута. Для этого были решены задачи: исследование проблемы социального сиротства; изучение государственная система устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; анализ особенностей организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотрение нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявлены пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследование основных направлений социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере «Детского дома №3 г. Калуги».

Изученная теоретическая база и проведенные исследования дают почву для размышления о необходимости совершенствования законодательной базы. Проблема сиротства остается наиболее актуальной для современной России, т. к. это явление в современных социально-экономических условиях приобрело широкие масштабы и новые качественные характеристики. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей относятся к одной из тех групп населения, которая требует наибольшего внимания со стороны государства и общественности.

Список используемой литературы

1. Алексеева Л. С. Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. - М., 2001 г. 176 с.

2. Антонов А., Агильдиева Е. Демографические процессы России и проблемы семьи. - М ., 1997.

3. Артюхов А.В. Государственная семейная политика и её особенности в России. - М., СОЦИС. - 2002. - № 10. - 16 с.

4. Балцевич В.А. Семья и молодежь: Профилактика отклоняющегося поведения. Минск: Университет. 1989. - 142 с.

5. Бобылева И. А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. - 2007 г. - 176 с.

6. Бобылева И. А. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. - М.: СЛОВО. - 2002 г. - 274 с.

7. Васильев Б. Н. Социальное обслуживание семьи и детей в России / Б. Н Васильев // Социальное обеспечение. 2001. № 3. - с. 8.

8. Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика; - М., 1999г.

9. Владимирова Н. В., Спаньярд Х. Шаг за шагом. Индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. - М., 2007 г.

10. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (ООН, 1990). Положение детей в мире. -- М., 1991.

11. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М., 2001 г.

12. Галагузова М. А. Социальная педагогика; курс лекций. - М., 2000г.

13. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот.- М., 2003 г.- 263с

14. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. - М., 2000 г.

15. Зарецкий В., Дубровская М., Ослон В., Холмогорова А. Пути решения проблемы сиротства в России. М. - 2002 г.

16. Иванова Н.П. Критерии готовности выпускников к профессиональному самоопределению. - М., - 2006 г.

17. Клемантович И.П. Социальная защита детей в России. -- М., 1988

18. Кодекс РФ об административных правонарушениях. По сост.на 20.03.08г. - М.: Проспект, 2008. - 336с.

19. Колпакова О. П. Использование инновационных социальных технологий реабилитации детей в летний период. - Социальное обеспечение. 2002. - № 10. - с. 5.

20. Конвенция ООН о правах ребенка.

21. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2003 г.

22. Михайловская И.Б., Вершинина Т.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. - М., Просвещение,1990, - 143 с.

23. Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента РФ. 14.05.96.

24. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад 2009 г. - М., Минтруда России - 2009 г.

25. О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством): Приказ Минобразования РФ. 19.08.99.

26. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. - М.: Генезис - 2006 г. - 368 с.

27. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности - М.:Дашков и Ко - 2005. - 236с.

28. Положений детей в Российской Федерации. Государственный доклад 1995 г. - М., 1996.

29. Положение детей в Калужской области - Калуга - 2008 г.

30. Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 829 "О приемной семье"

31. Права ребенка: Сборник документов и. статей. -- М., 1990.

32. Президентская программа "Дети России".

33. Российская газета № 22 февраль 2007;

34. Рошаль Л. М. Оказание социальной помощи детям. Дети в чрезвычайных ситуациях. - М., 2003 г.

35. Рыбинский Е. М. Сиротливое детство России. -- М., 1997

36. Семья Г.В., Боровик В.Г. Вариативные технологии, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 2003 г.

37. Семейный Кодекс Российской Федерации. - М., 2000 г.

38. Семенова Г. В. Дети-сироты в России. - М., 2002 г.

39. Состояние проблемы выявления и устройства детей, оставщихся без попечения родителей, в 2003 году. - Вестник образования России. - 2004. - Август.

40. Специальный выпуск Вестника Университета РАО с материалами международной конференции по проблемам подготовки выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатной адаптации / Под ред. Г.В. Семья. М., 2004. № 4

41. Теория и методика социальной работы/Под ред. П.Д. Павленка. - М.: ГАСБУ, 1995. - 309с.

42. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (№159-ФЗ от 21.12.96г.)

43. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (№124-ФЗ)

44. Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (№ 44-ФЗ от 16.04.2001 г.)

45. Фирсов М.В. История социальной работы в России: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 256 с.

46. Холостова Е. И. Технологии социальной работы. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.

47. Шохина Е.А., Кириллина В.Н. Семейное неблагополучие как актуальная социально-экономическая проблема современной России // Современные проблемы социальной политики, М., 2006. - 324 с.

Приложение 1. «Основные формы жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Аналитическая информация

ГОУ «Детский дом № 3 г. Калуги»

Количество мест, на которое рассчитано учреждение 45

Количество групп 5

Лицензия № 101529 от 14.04.2004г.

Последняя аттестация учреждения 2005 г.

Статистическая информация по обучению детей

2004/2005

2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010

на 01.12

2009

Всего детей

34 чел.

41 чел.

40 чел.

45 чел.

47 чел.

42 чел.

(на конец уч.года)

девочек- 23

девочек- 29

девочек- 27

девочек-

мальчиков - 17

мальчиков - 16

мальчиков- 20

24

18

Дошкольников

1 чел.

2 чел.

6 чел.

7 чел.

6 чел.

5 чел.

Школьников (всего)

27 чел.

36 чел.

34 чел.

35 чел.

32 чел.

34 чел.

* начальная

10 чел.

1 1 чел.

13 чел.

школа

* основная

2 чел.

22 чел.

19 чел.

21 чел.

школа

3 чел.

2 чел.

-

* средняя школа

В их числе:

общее образование

- Гимназия № 19

2 чел.

3 чел.

1 чел.

1 чел.

1 чел.

-

- школа № 2

-

2 чел.

2 чел.

1чел.

-

-

- школа № 14

-

-

2 чел.

2 чел.

2 чел.

1 чел.

- школа № 17

-

-

1 чел.

1 чел.

-

-

- школа №21

11 чел

15 чел

13 чел.

1 1 чел.

12 чел.

1 5 чел.

VII вид обучения

-школа-интернат № 1

10 чел.

1 1 чел.

1 1 чел.

14 чел.

13 чел.

13 чел.

VIII вид обучения

- школа № 40

4 чел.

5 чел.

4 чел.

4 чел.

1 чел.

1 чел.

школа-

-

-

-

-

3 чел.

4 чел.

интернат № 4

Профессиональные

Зчел.

Зчел.

Зчел.

9 чел.

Зчел.

учебные

заведения

- начальные

3 чел.

3 чел.

-

3 чел.

7 чел.

2 чел.

средне-спец.

-

-

-

-

2 чел.

1 чел.

высшие

-

-

-

-

-

-

Приложение 2. «Аналитическая информация»

Основные показатели деятельности

Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ГОУ «Детский дом №3 г.Калуги»

Показатели деятельности

Единица измерения

Отчетный период по годам

Целевые ориентиры по годам

2007

2008

2009

2010

2011

Цель: Социальная адаптация и социализация воспитанников детского дома

Задача 1. Предоставление образовательно-воспитательных услуг

1.1. Получение основного общего, среднего (полного) общего образования

%

80

80

80

80

80

1.2. Продолжение образования выпускников, трудоустройство

выпуск чел.

3

7

6

7

7

- продолжают обучение в высших учебных заведениях

чел. / %

-

1/14

2/33

1/14

1/14

- продолжают обучение в учреждениях среднего профессионального образования

чел./ %

-

2/28

-

1/14

-

- продолжают обучение в учреждениях начального профессионального образования

чел. / %

2/75

4/58

4/67

5/82

6/86

- трудоустроено

чел. / %

1

-

-

-

-

Задача 2.Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников

2.1. Уровень заболеваемости

%

3,7

3-5

3-5

3-5

3-4

- острая заболеваемость в год

%

3,7

3-5

3-5

3-5

3-5

- пропущено дней по болезни одним ребёнком в год

дней в год

4

4

4

4

4

Задача 3. Социальная защита воспитанников

3.1. Защита жилищных прав

%

39/100

45/100

45/100

45/100

45/100

- жилье закреплено

%

26/67

30/67

30/67

30/67

30/67

- поставлено в очередь на ссуду

%

7/18

8/18

11/24

14/31

15/33

- документы находятся в работе

%

6/15

7/15

4/9

1/2

-

Задача 4. Организация досуговой деятельности

4. 1 . Количество секций, кружков, студий

ед.

12

14

14

14

14

4.2. Охвачено кружковой работой

%

92

100

100

100

100

Задача 5. Постинтернатное сопровождение

5. 1. Постинтернатное сопровождение

чел.

16

20

18

16 -

21

5.2. Охвачено выпускников (от выпуска 3-х последних лет)

%

100

100

100

100

100

Приложение 3. «Социальный паспорт»

Развернутые данные на воспитанников ГОУ «Детский Дом №3 г. Калуги» на 01.09.2009

Всего детей 42 человека

Из них:

· Девочек - 24

· Мальчиков - 18

· Дошкольников - 5

До 2-х лет - нет

3-4 года - 2

5-6 лет - 3

· Школьников - 34

От 7 до 15 лет - 33

16 лет - 1

17 лет - 2

18 лет - 0

· Учащихся профессиональных учебных заведений - 3

Социальный статус

· Дети - сироты - 2

· Дети, оставшиеся без попечения родителей - 38

· Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации - 2

Социальная защищенность

· Получают пенсии по СПК - 8

· Получают алименты - 23

· Пенсия не назначена по решению суда - 4

· Имеют закрепленное жилье - 38

· Поставлены на очередь для получения денежных средств на приобретение жилья - 2

· Поставлены на льготную очередь - 2

Приложение 4. «Выявление воспитанников по территориальному признаку»

Выявление воспитанников по территориальному признаку

· Калуга - 19 человек;

· Районы - 23 человека

- Барятинский р-он - 1 человек

- Думинический р-он - 6 человек

- Жуковский р-он - 5 человек

- Людиновский р-он - 3 человека

- Медынский р-он - 2 человека

- Обнинск - 1 человек

- Боровский р-он - 4 человека

- Хвастовический р-он - 1 человек

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты