Социально-правовая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
p align="left">Физический уход. Условия проживания должны соответствовать преобладающему в обществе стандарту, однако быть достаточными, чтобы обеспечить хороший уровень физического ухода. Высока вероятность того, что плохие условия проживания и ненадлежащий физический уход отрицательно скажутся на общем самочувствии и самооценке ребенка.

Интегрированная модель воспитания ребенка. Это модели воспитания, основанные на психологических потребностях ребенка, сосредоточенные на интеллектуальном, эмоциональном, умственном и социальном развитии, в отличие от режимной или казарменной моделей, которые направлены на поддержании порядка и в большинстве случаев сосредоточены на удовлетворении физических потребностей и предоставлении общего начального или профессионального образования. Учреждения не в состоянии реализовать наиболее важные аспекты воспитания ребенка как целостной личности, а именно:

- качество взаимоотношений между ребенком и взрослым, т.е. качество психологического воспитания неудовлетворительно;

- отсутствует стимулирующая атмосфера, необходимая для развития познавательных способностей, двигательных навыков, социального поведения и речи;

- индивидуальные потребности подчинены требованиям учреждения по поддержанию порядка, повседневного распорядка и единообразия;

- роль группы сверстников в системе воспитания в учреждении высока, но также в учреждениях существует высокая вероятность возникновения внутри группы конкуренции, соперничества и эксплуатации, в особенности в атмосфере жесткой регламентированности, присущей учреждениям;

- отсутствует подготовка детей к жизни вне учреждения. Учреждения не стремятся вооружить молодых людей знаниями, умениями, опытом и эмоциональной устойчивостью, необходимыми для нормальной жизни в обществе. Дети, воспитывающиеся в крупных учреждениях, находятся в наиболее неблагоприятных условиях, в особенности, если учреждение полностью автономно, имеет отделение дошкольной подготовки, школу и спортивные сооружения.

Жестокое обращение с детьми в учреждениях. Возможность жестокого обращения с детьми со стороны персонала и иногда старших воспитанников остается реальностью. Такие случаи трудно поддаются количественной оценке, поскольку сведения о физическом, эмоциональном и социальном насилии над детьми в учреждениях носят в основном неофициальный характер [1 с. 63].

Дети выпускаются из учреждения либо по достижении 18 лет, либо по завершении образования - общего начального или общего среднего. Теоретически они также могут выбыть из учреждения при воссоединении с родителями, усыновлении или помещении под опеку. Кроме как из домов ребенка, это удается немногим, так как устройство в детское учреждение рассматривается как постоянная форма воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Лишь недавно идея изъятия детей из государственных детских учреждений и помещения их в условия, близкие к семейным, стала предметом обсуждения и начала применяться на практике [3 с. 12].

В России администрация государственного детского учреждения и социальный педагог оказывают помощь ребенку после того, как он покинет учреждение. Дети готовятся к выбытию в течение последнего года нахождения в учреждении и впоследствии получают следующие виды поддержки в своей независимой жизни: жилище; финансовое обеспечение; возможность получения последующего бесплатного образования и медицинского обслуживания; работу; психологическую и социальную помощь. (Положения содержатся в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят 4 декабря 1996 г., поправка от 8 февраля 1998 г) [42 с. 30].

Выбывающий из учреждения ребенок по закону имеет гарантию получения муниципального жилья на приоритетной основе. Он имеет право на бесплатное продолжение образования и получение соответствующей стипендии, а также на медицинское обслуживание. Детям, решившим не продолжать образование, предоставляется помощь в поиске работы, включая обучение и переподготовку. Большинство детей получают рабочие профессии с низкими профессиональными требованиями. Однако считается, что повышенные гарантии получения образования детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, стимулируют их желание продолжить образование. Кроме того, в регионах работодатели получают стимул к приему на работу молодых людей из детских учреждений, т.к. им предоставляются налоговые льготы. Тем не менее, устройство на работу молодых людей, выбывших из детских учреждений, остается сложной и затяжной проблемой. Устройство на работу детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов в советское время решалось значительно проще: они направлялись на работу на государственные предприятия. Дети, выбывающие из учреждений, считаются зрелыми и способными позаботиться о себе. В реальности же они крайне ранимы и нуждаются в поддержке - нередко они возвращаются в свои учреждения в поисках крова и защиты. Для решения этой проблемы некоторые органы местного самоуправления и негосударственные организации начали реализацию программ оказания материального, психологического и социального содействия детям, выбывшим из детских учреждений.

Таким образом, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на широкий круг программ защиты и поддержки, которые помогают им продолжать самостоятельную жизнь. Тем не менее, на практике дети, выбывшие из учреждений, сталкиваются со значительными трудностями при адаптации к самостоятельной жизни, во-первых, ввиду того, что жизнь в учреждении не готовит их к самостоятельности и, во-вторых, поскольку данные им права часто не реализуются [13 с. 92]

Например, наблюдается ряд проблем, связанных с предоставлением жилья. В большинстве случаев органы местного самоуправления не способны выполнить свои обязательства по предоставлению жилья ребенку, выбывшему из детского учреждения. В случаях, когда ребенок является владельцем жилья, защита прав его собственности нередко происходит в судебном порядке, и такие процессы иногда затягиваются на годы. Случается, что дети вынуждены делить квартиру с родителями, давно лишенными родительских прав, что создает значительные психологические проблемы. При этом ситуация в доме нередко бывает даже хуже, чем в момент помещения ребенка в учреждение для защиты его интересов. Порой дети многократно переходят от одного родственника или друга к другому. Некоторые из них остаются в учреждении или возвращаются в него, так как им просто больше некуда податься. Многие проживают в общежитиях в одной комнате с соседями. В отдельных случаях дети теряют свои квартиры, когда обманом или принуждением их вынуждают ее "продать" [17 с. 78].

В свете всего вышесказанного, очевидно, что лишь незначительный процент детей, выбывших из учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, успешно адаптируется к самостоятельной жизни. Многие из них становятся жертвами издевательств, эксплуатации и жестокого обращения, алкоголиками и наркоманами, либо становятся на путь преступлений и попадают в тюрьму.

Глава 3. Исследование основных направлений социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере «Детского дома №3» г. Калуги

3.1 Современное состояние форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Калужской области

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей представляет самостоятельную и трудную проблему для любого государства. Необходимо не только предоставить этим детям жилье и обеспечить их содержание, но и воспитать так, чтобы они были готовы к будущей самостоятельной жизни и стали достойными гражданами своей страны.

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 году сократилась. Общее число таких детей достигло на конец 2008 года 5121, сократившись по сравнению с 2007 годом на 138 человек, по сравнению с 2006 годом - на 306.

Впервые за последние годы начала сокращаться численность выявленных в течение года детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в 2006 году выявлено 786 таких детей, в 2007 г. - 785, а в 2008 г. - 550 (т.к. сокращение на 235 детей или на 30% меньше, чем за 2007 год). В прошедшем году сократилось выявление детей, лишенных родительского попечения, в 23-х районах области их 26.

По-прежнему основной причиной широкой распространенности социального сиротства детей является семейное неблагополучие. В соответствии с годовым отчетом муниципальных районов и городских округов (Форма РИК-103) 478 детей в 2008 году (в 2007 - 482) остались без родительского попечения в результате лишения 424 родителей (в 2007 - 433) родительских прав. Уменьшилось число детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или их здоровью. В 2008 году таких детей было 38 (в 2007 - 56 детей). Обращают на себя внимание данные о выявленных случаях жестокого обращения с детьми. В 2008 году таких случаев выявлено в отношении 9 детей (в 2007 г. - 16).

За прошедший год 20 (в 2007 г. - 30) родителей ограничены в родительских правах (их них 8 (в 2007 - 23) вследствие их поведения) в отношении 24 (в 2007 г. - 42) детей. В отношении 5 (в 2007 г. двух) родителей отменено решение суда об ограничении родительских прав, 7 (в 2007 г. - 9) родителей в 2008 году восстановились в родительских правах.

Всего за 2008 год поступило 619 сообщений о нарушении прав детей, среди них 448 (72,4%) о выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, 171 (27,6%) - о выявлении детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию [29 с. 38].

В настоящее время существует два вида устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - замещающая семья (усыновление, опека, попечительство, приемная семья, патронатная семья, семейная воспитательная группа, детская деревня и др.) и учреждение (детский дом, детский дом-школа, школа-интернат для детей, оставшихся без попечения родителей, др.) [2 с. 55].

Сейчас в России функционируют 1314 детских домов, 92 дома-школы, 152 школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 215 специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абсолютное большинство воспитанников интернатных учреждений - социальные сироты, т.е. дети, родители которых живы, но либо добровольно отказались от родительских прав, либо были лишены родительских прав по решению суда. К сожалению, интернатные учреждения являются только альтернативой воспитания в семье и мало занимаются поддержкой и реабилитацией кровной семьи воспитанников. Они представляют собой институт, замещающий семью, а не помогающий ей.

Семья для ребенка - это источник получения информации, эмоционального тепла, «полигон» для отработки навыков социального взаимодействия. Дети-сироты растут и развиваются в других условиях.

В последние годы наметилась положительная тенденция в изменении условий содержания детей в интернатных учреждениях. Создается обстановка максимально приближенная к семейной, разрабатываются и внедряются программы воспитания и реабилитации детей раннего возраста, медико-психологической и социальной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подготовка их к самостоятельной жизни. Инновационные процессы в интернатных учреждениях позволяют активизировать как внутренние, структурно-организованные основы их деятельности, так и внешние - привлечение всего общества к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Особенно сложен для сирот период взросления, начала самостоятельной жизни, так как они не могут рассчитывать на помощь и поддержку родных. Выпускник интернатного учреждения попадает в новую социальную среду, к которой вынужден приспосабливаться [5 с. 97], [6 с. 213].

Мир, в который должен войти выпускник интернатного учреждения, изменчив. Смоделировать все жизненные ситуации в его условиях сложно. Очевидно, что пока существует такая форма жизнеустройства социальных сирот, как учреждения, будет необходимость в оказании помощи их воспитанникам в ресоциализации, т.е. включении в общество, и предоставлении им возможности овладеть направленными ролями.

В калужской области сохраняется структура устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года. Стабильной остается доля детей (от числа выявленных), устроенных на семейные формы воспитания. В 2008 году из 550 выявленных детей 352 (64%) устроены на воспитание в семьи, 173 ребенка (31,5%) устроены в учреждения различной ведомственной принадлежности, 25 (4,5%) возвращены родителям. Всего в 2008 году на воспитание в семьи было передано 489 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 82 - на усыновление; под опеку (попечительство) - 283; в приемные семьи - 124.

Приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается усыновление. 29 детей (8,2%), из 352 выявленных и устроенных на семейные формы воспитания в 2008 г., нашли новых родителей в лице усыновителей. Всего в 2008 г. в Калужской области усыновлены 82 ребенка (16,8% от числа (489) устроенных на семейные формы воспитания в 2008 г.), из которых 64 ребенка усыновлены гражданами Российской Федерации.

Основной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 г. оставалась опека (попечительство). В 2008 году 255 детей, из числа выявленных, переданы под опеку. Всего на 01.01.2009 г. в 1646 семьях опекунов (попечителей) воспитываются 1935 детей, из которых 488 имеют статус сирот.

Продолжается развиваться и такая форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья. 68 детей (12,4%), из 550 выявленных в 2008 году, устроены в приемные семьи. Всего на 01.01.2009 года в 588 приемных семьях Калужской области воспитываются 1000 приемных детей.

В 2008 году были переданы на воспитание в семьи граждан 16 детей-инвалидов, лишенных попечения родителей, из которых 8 устроены под опеку (попечительство), 6 - в приемные семьи и 2 - в семьи усыновителей. Удельный вес детей-инвалидов, переданных на воспитание в семьи за прошедший год, составляет 3,3%.

В Калужской области активно развивается практика перехода одной формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, в другую, более приоритетную для ребенка. Так, за 2008 год, 16 детей усыновлены приемными родителями и опекунами.

О развитии семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, говорят не только сравнительные цифры их выявления и передача на воспитание в семьи граждан, но и снижение числа возвратов в учреждения из приемных семей и семей опекунов. 2008 год в этом отношении является показательным. Из приемных семей в 2008 году возвращены в учреждения 9 детей (в 2007 - 18) [28 с. 36], [29 с. 41].

О вопросе социальной защиты воспитанников детских домов в последнее время говорится очень многое, хотя сводятся эти вопросы к следующей системе:

получение полного государственного обеспечения на время проживания в детском доме;

гарантированное получение образования с различными ступенями обучения, вплоть до получения высшего образования на бесплатной основе;

трудоустройство детей по окончании срока пребывания в детском доме;

решение вопросов обеспечения жильем.

Это глобальные задачи для коллектива детского дома с момента попадания ребенка в детский дом и до его выпуска. Казалось бы, это те задачи, которые государство гарантирует, но так трудно решаемые в процессе жизни, так как за ними стоит устройство будущей жизни ребенка, и никто не гарантирует устойчивый социальный статус взрослому выпускнику. Получение полного государственного обеспечения детей в учреждении связано, прежде всего, с устройством его быта.

Большое значение для этой категории детей имеют дополнительные гарантии права на жилье (ст. 8 закона № 159-ФЗ). Дети, имевшие закрепленное за ними помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания их в воспитательных образовательных учреждениях всех видов, службы в Вооруженных Силах, а также отбывания наказания в виде лишения свободы в соответствующих учреждениях [42 с. 29].

Контроль и методическое сопровождение организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних возложены на управление по опеке и попечительству министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области.

Особое внимание в работе министерства уделяется обеспечению и совершенствованию социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выплаты на детей-сирот, воспитывающихся в семьях, в соответствии с законодательством Калужский области, индексируются ежеквартально. Размер пособия на 1 ребенка в 1 кв. 2009 г. составляет 5348 руб. Оплата труда приемным родителям индексируется ежегодно, ее базовый размер составляет с 1 января т.г. 6339 руб. за воспитание 1-го ребенка, за ребенка до 3-х лет - 7607 руб., а за ребенка-инвалида - 12677 руб.

В соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» в Калужской области разработан закон, устанавливающий меры социальной поддержки не только приемным родителям, но и опекунам или попечителям в виде выплаты им вознаграждения за труд. Вознаграждение в размере 4000 рублей ежемесячно установлено опекунам и попечителям, воспитывающим несовершеннолетних, имеющих инвалидность, а также опекунам, воспитывающим подопечных, не являющихся их близкими родственниками. В целях защиты прав и законных интересов выпускников детских домов и школ-интернатов, получающих образование в учреждениях профессионального образования, выплата вознаграждения может назначаться попечителю по месту нахождения учебного учреждения.

В марте 2008 года принят Закон Калужской области «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных категорий лиц и усыновителей». Данным законом введены единовременные денежные выплаты усыновителям в размере 30 тыс. рублей. «Выпускникам» замещающих семей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уволившимся с военной службы, впервые вступившим в брак или родившим ребенка с 1 января т.г. будет выплачиваться 10 тысяч рублей Студентам старше 23-х лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в государственных образовательных учреждениях на территории Калужской области, установлены ежемесячные денежные выплаты в размере 6 тыс. рублей до окончания учебы и единовременная денежная выплата в размере 60 тыс. рублей при их выпуске.

Одним из важнейших вопросов защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, является обеспечение их жильем. Дети-сироты, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в детских домах, в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных сил РФ, на период прохождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Выпускники из числа детей-сирот, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью вне очереди согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ. В 2008 году в муниципальных районах детям сиротам было предоставлено 11 жилых помещений по договорам социального найма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты