Социально-правовая защита детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию
p align="left">--недостаточную заботу о нуждах детей из наиболее уязвимых социальных групп: инвалидов, неполных семей и др.;

--наличие серьезных проблем в сфере семейной жизни россиян: оставление детей, разводы, внебрачные дети, восстановление материального содержания ребенка и др.;

--практику направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения;

--проблемы в рамках программы вакцинации, качества предродового ухода, планирования семьи, подготовки медицинских работников на местах;

--реализацию права ребенка на досуг, положение девочек-подростков в сельских районах;

--систему отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, осуществление права ребенка на контакты с семьей и на защиту в таких ситуациях;

Исходя из приведенных выводов, Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал Российской Федерации совершенствовать систему социальной защиты детства по следующим основным направлениям.

1.Обеспечение регулярного контроля за воздействием проводимых реформ на положение детей. Сформулировать показатели, позволяющие следить за изменениями, в области принятия законов и других нормативных актов по социальной защите детства.

2.Создание государственного комитета или другого органа по координации и контролю за осуществлением Конвенции, поддержание и активизация деятельности местных и неправительственных ортанизаций в области социальной защиты детства.

3.Активное участие неправительственных организаций, детских и молодежных объединений в работе по изменению существующих взглядов в целях более эффективной защиты детских прав.

4.Активизация усилий в деле обучения по вопросам семейной жизни, проведение дискуссий и других мероприятий о роли семьи в обществе, правах детей и ответственности родителей.

5.Развитие альтернативных форм, заменяющих уход в интернатных учреждениях; развитие профессиональной подготовки сотрудников детских учреждений, сферы социальной защиты, юриспруденции, образования.

6.Улучшение системы первичной медико-санитарной помощи в целях повышения эффективности дородового и послеродового ухода, санитарного просвещения, полового образования, планирования семьи, программ вакцинации и других направлений.

7. Разработка процедуры и механизма рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними.

8. Проведение всеобъемлющей судебной реформы в части отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, уделяя особое внимание мерам перевоспитания, психологического восстановления и социальной реабилитации ребенка. Повышение квалификации лиц, отправляющих правосудие в отношении несовершеннолетних.

9.Ужесточение, активизация борьбы с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом.

В целях дальнейшей активизации деятельности правительств и неправительственных органов по социальной защите детства Организация Объединенных Наций провела в сентябре 1990 года Всемирную встречу на высшем уровне, в которой приняли участие президенты и премьеры ста пятидесяти государств. Участники встречи приняли Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей, а также план действий по осуществлению этой декларации.

2.2 Организация социальной - правовой защиты детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию в современной России

В 90-е годы в результате проведения реформ в России проблемы социально- прввовой защиты детей и подростков значительно обострились. Основными причинами этого явились фактическое общее снижение роли государства в системе социальной защиты ,ликвидация КПСС с ее мощным влиянием на все формы социальной защиты детства, ослабление роли профсоюзов, ликвидация комсомольской и пионерской организаций и отсутствие какой-либо альтернативы им, значительное снижение общего жизненного уровня населения России, серьезное сокращение государственных расходов на содержание, обучение и воспитание детей.

Система социально-правовой защиты детей и подростков в постсоветский период претерпела серьезные качественные изменения и по целям, и по составу субъектов, и по формам, и по уровню ее материальной базы.

Значительным качественным изменениям подверглась нормативно-правовая база социально-правовой защиты детей и подростков. В числе наиболее важных законотворческих решений выделяются следующие:

* принятие Россией обязательства соблюдать положения и принципы Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка»; признание ребенка самостоятельным субъектом права, а его интересов -- приоритетными среди потребностей общества; законодательное закрепление прав детей, в соответствии с Конвенцией, в Конституции Российской Федерации, в Семейном кодексе и Трудовом кодексе РФ, в других федеральных и региональных нормативно-правовых актах;

* нормативно-правовые акты по вопросам материального обеспечения детей, их физического, умственного и психического развития. В их числе Федеральная программа «Дети России», утвержденная Указом Президента РФ в августе 1994 г. и пролонгированная до 2005 года Указом от 30 ноября 1999 г.;

* акты, направленные на улучшение обучения и воспитания подрастающего поколения (Закон РФ «Об образовании»), на противодействие развитию криминальных тенденций в среде несовершеннолетних (Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав») и др.;

* определение системы компенсаций семьям с детьми через государственные и общественные организации (Указ Президента РФ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров»);

* регламентация порядка и правил устройства детей, оставшихся без попечения родителей; решение ряда вопросов усыновления (удочерения), в том числе с иностранным элементом; поддержка институтов опеки и попечительства, приемной семьи и др.;

* разработка мер по повышению рождаемости, преодолению генетически обусловленных заболеваний, реальному снижению рождаемости от лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, с аномалиями психического и физического развития (Указ Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ») и др.;

* создание механизма формирования и реализации государственной политики в интересах детей (постановление Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН «О правах ребенка» и Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей»).

Руководствуясь рекомендациями Конвенции ООН «О правах ребенка», Российская Федерация присоединилась к Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, зашиты и развития детей», а также к Плану ее реализации. Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.

Во исполнение рекомендаций международного сообщества в России принят ряд государственных решений -- указов Президента, постановлений Правительства РФ, законов Российской Федерации. Этими документами проблемы детства объявлены приоритетными, определены основные направления государственной политики в области защиты прав и интересов несовершеннолетних, определены группы детей, требующих особого внимания государства, утверждены конкретные программы мероприятий по социальной защите детства. Особенно детально разработана Президентская программа «Дети России», в которой названы десять категорий детей, особенно нуждающихся в социальной защите, и сформулированы основные направления работы по реализации каждой из десяти подпрограмм. В соответствии с международными обязательствами Правительством РФ принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации (1995 г.). В нем указаны приоритетные направления по социальной защите детства, обязательные для всех государственных органов при формировании и реализации социально-экономического развития страны. План способствует координации усилий субъектов социальной защиты детства -- правительственных и неправительственных организаций, образовательных учреждений и семей -- в деятельности по улучшению по-ложения детей и защите их законных прав и интересов.

В соответствии с Национальным планом действий и в целях координации усилий исполнителей этого плана образована специальная правительственная комиссия. В числе ее функций -- вопросы усыновления детей, в том числе иностранными гражданами, опеки и попечительства, приемных семей, детских учреждений, летнего отдыха и оздоровления детей, занятости несовершеннолетних.

По поручению Правительства РФ в 1994 году группой ученых и сотрудников заинтересованных министерств и ведомств впервые подготовлен доклад «О положении детей в России». Цель и смысл доклада -- обеспечение заинтересованных государственных органов управления, общественных организаций, ученых, специалистов, населения Российской Федерации объективной систематизированной информацией о положении детей в России и о тенденциях его изменения под воздействием проводимых в стране социально-экономических преобразований; уточнение приоритетных сфер и направлений деятельности по решению детских проблем; разработка и реализация конкретных мероприятий по обеспечению прав и законных интересов детей.

Разрабатывая и совершенствуя Уголовный кодекс Российской Федерации, специалисты, государственные органы уточнили особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, усилили защиту ребенка от физического, психического и полового насилия, от жестокости взрослых и эксплуатации детей, от пренебрежения их законными интересами.

В Семейный кодекс Российской Федерации (1995 г.) впервые включена глава о правах несовершеннолетних. Ныне действующий кодекс законодательно гарантирует право ребенка жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту, право выражать свое мнение, имущественные и другие права ребенка. Постоянно совершенствуется правовая база выплаты пособий на детей. Этому, в частности, посвящены указы Президента РФ «О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан» (1993 г.) Указ о дополнительных пособиях и выплатах. Правительством РФ установлен порядок назначения и выплат единого ежемесячного пособия на каждого ребенка и пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возрастаполутора лет. Заботясь о здоровье подрастающего поколения, Правительство РФ приняло постановление «О государственной поддержке медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (1994 г.), которым установило бесплатную выдачу всех лекарственных средств по рецептам врачей при амбулаторном лечении детей первых трех лет жизни детям из многодетных семей в возрасте до шести лет, детям инвалидам до 16 лет, детям и подросткам в возрасте до восемнадцати лет, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы. Этим же постановлением органам государственной власти субъектов Федерации за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников предложено увеличивать ассигнования на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для детских дошкольных учреждений, детских домов и других учреждений здравоохранения и социальной сферы. Важным компонентом системы социальной защиты детства является, зашита прав детей в области образования. Конституция Российской Федерации гарантирует российским детям общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, то есть неполного среднего, и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование для детей является обязательным, а родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить его получение детьми. Конституционные положения о праве детей на образование получили дальнейшее развитие и детализацию в Законе РФ «Об образовании» (1996 г.) и многих других нормативно-правовых актах федерального, регионального и муниципального уровней. После длительного перерыва, обусловленного постсоветскими реформами, Российское государство в конце девяностых годовобратилось к проблемам детского досуга. В марте 2007 года Правительство РФ приняло постановление «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2007 году». Постановление ориентировано на детей, нуждающихся в особой заботе государства: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, многодетных и неполных семей, детей-инвалидов, детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии, детей безработных граждан, детей-жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, детей, проживающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям; других категорий. Постановлением предусмотрены: инвентаризация материально-технической базы учреждений отдыха и оздоровления детей и меры по ее улучшению; подготовка педагогических, медицинских и других работников для учреждений отдыха и оздоровления детей; бесплатный проезд детей к месту отдыха и обратно, обеспечение полноценного питания, безопасности жизни и здоровья детей; контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой в местах отдыха и оздоровления детей. Постановлением поощряется создание палаточных лагерей, лагерей труда и отдыха для старшеклассников; развитие сети оборонно-спортивных и спортивно-оздоровительных лагерей; расширение детского туризма и другие мероприятия. Предусмотрена также частичная оплата стоимости путевок, выделяемых работающим гражданам для детей в возрасте до 15 лет включительно в детские оздоровительные лагеря различных типов, санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного и сезонного действия, другие выплаты. В июне 2000 рода Правительство РФ рассмотрело проекты сразу десяти целевых программ в области социальной защиты детства на 2001--2002 годы. Все вместе они составляют внушительный комплекс мер по существенному улучшению положения детей, созданию условий для их нормального физического, психического и культурного развития, адекватной интеграции в общество. Для данного постановления характерен объемный, комплексный подход к детским проблемам и стремление объединить для решения этих проблем усилия многих министерств и ведомств. На эту работу выделяется 5 миллиардов рублей, источниками денежных средств будут и федеральный, и региональные бюджеты. В интересах развития системы социальной защиты детства Правительством РФ разработаны и продолжают разрабатываться специальные целевые программы и подпрограммы, о которых речь пойдет в следующих главах пособия. Эти программы и подпрограммы готовятся, рассматриваются, а главное -- реализуются все более комплексно, все чаше -- усилиями нескольких министерств и ведомств. Наиболее тесно в реализации программ социальной зашиты детства сотрудничают министерства: образования, труда и социального развития, здравоохранения, внутренних дел Российской Федерации и экономического блока. Примерами таких комплексных мероприятий являются программы «Дети России» и «Развитие всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан». В целом же наиболее характерной тенденцией развития российской системы социальной зашиты детства является переход от советской системы социального обеспечения всех детей, т.е. их максимального охвата социальными благами преимущественно за счет государства, к адресной системе социальной защиты конкретных детей, находящихся в наиболее неблагоприятной ситуации. Исторический обзор возникновения, становления и развития российской системы социальной защиты детства приводит к следующим выводам..В дореволюционной России был накоплен значительный опыт государственного и общественного призрения детей, оставшихся по разным причинам без попечения родителей. В этом благородном деле участвовали члены царской семьи, государственные органы и общественные организации, церковь и монастыри, меценаты из числа крупных предпринимателей и прогрессивной интеллигенции, супруги высокопоставленных государственных чиновников. В Советской России предпочтение отдавалось социальному обеспечению всех детей, составной частью такого обеспечения была и их социальная защита. Системой социального обеспечения и социальной зашиты детей было охвачено практически все подрастающее поколение страны, все дети, независимо от доходов их родителей. Решением наиболее острых задач активно занимались партийные (КПСС) и государственные органы, профсоюзные и комсомольские организации, образовательные учреждения, трудовые коллективы города и деревни.

В нынешней России материальные и другие возможности социального обеспечения детей резко сократились. Соответственно значительно снизились возможности семей по реализации прав ребенка на жизнь, здоровье и разностороннее развитие. Сегодня завершается переход от социального обеспечения всех детей к социальной защите детей, попавших в неблагоприятную ситуацию. Мероприятия социальной защиты становятся все более адресными и индивидуализированными. Перечень субъектов социальной зашиты детства, однако, значительно сократился, хотя к нему и добавляются постепенно церковь и монастыри.

3.Социальное обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей

В соответствии с пунктом 1 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации дети в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения нуждаются в защите со стороны государства. Такую функцию призваны осуществлять органы опеки и попечительства.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Однако с правовой точки зрения разнятся только усыновление и опека (попечительство), так как и при передаче опекуну, и при передаче в приемную семью, и при передаче ребенка в специализированное учреждение над ним устанавливается опека, не порождающая родственных связей, как при усыновлении. При этом, несомненно, существуют различия в способах устройства детей.

Конституцией Российской Федерации, а также Семейным кодексом РФ гарантирована тайна усыновления. Усыновленный или удочеренный ребенок имеет все права, а в дальнейшем несет все обязанности родного ребенка. Соответственно родители, усыновившие ребенка, оставшегося без попечения родителей, также несут все обязанности и имеют все права родных родителей. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты