Социально-правовая защита детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию
p align="left">Среди добровольных благотворительных обществ, опекавших детей, наиболее крупным был созданный в 1842 году Совет детских приютов, первой председательницей которого стала жена московского генерал-губернатора княгиня Трубецкая. Отдавать этот пост первым дамам Москвы - женам генерал-губернаторов - на долгое время стало традицией. Высокая эффективность деятельности Совета во многом определялась личным покровительством императрицы и генерал-губернаторских жен.

Заботами Совета в каждом районе Москвы был организован детский приют. Контингент опекаемых в приютах Совета делился на две категории: приходящих и живущих. Приюты для приходящих имели целью оказание помощи родителям, не имеющим возможности обеспечить детям соответствующий уход и воспитание. В приютах для постоянно проживающих дети находились на полном обеспечении. После прохождения общего учебного курса по про-грамме начальных городских училищ воспитанники устраивались в ремесленные училища. Окончившие учебу поступали на работу в качестве учительниц, мастеров и мастериц швейного, столярного и прочих ремесел.

Традиционно заметную роль в социальной защите детства играло российское духовенство. Священнослужитель Иоанн II Добрый Киевский заслужил у народа титул отца вдов и сирот. Новгородский митрополит Иов организовал на собственные средства в Холмовской Успенской обители заведения для призрения сирот и зазорно («незаконно») рожденных детей. В Новгороде Иов основал десять сиропитальниц, где воспитывалось до трех тысяч чело-век. Часто брали беспризорных детей на воспитание монастыри. Заметную роль в организации социальной защиты детства играли и многие лучшие представители имущих классов, прогрессивная интеллигенция. Известные российские предприниматели братья Прохоровы организовали при Трехгорной мануфактуре школу для общего образования и профессионального обучения -- первое профессиональное училище в России -- с числом учащихся до 1000 человек. За хорошую постановку образования рабочих на фабрике один брат -- Константин -- получил звание мануфактур-советника, а второй -- Яков -- награжден золотой медалью на Владимирской ленте.

Предприниматели братья Набилковы основали приют-училище в своем собственном доме. Учреждение имело характер ремесленного училища с подготовительной школой и пансионом. В этом учебно-воспитательном учреждении помимо общеобразовательных предметов изучали типографское дело, живопись, токарное, столярное, переплетное, чеканное ремесла. Впоследствии училище было преобразовано в среднее специальное учебное заведение для подготовки молодых людей к коммерческий деятельности в правительственных и частных учреждениях с продолжительностью обучения до 7 лет. Обучаемые делились на три категории: пансионеров, находящихся на полном содержании, полупансионеров, получавших завтрак и учебные пособия, и приходящих. Приют для малолетних детей служил подготовительным отделением училища.

По завещанию жены предпринимателя француженки М. Шабонно в распоряжение Московской городской управы поступило 200 тысяч рублей и акции стоимостью 60 тысяч рублей. На эти деньги был устроен приют на 50 мальчиков и 50 девочек всех сословий и вероисповеданий. Дети принимались на воспитание от 5 до 9 лет и по достижении школьного возраста поступали учиться в ближайшие городские училища, оставаясь в приюте до 12-лет-Него возраста.

Каждое сословие российских граждан в рамках самоуправления стремилось создавать собственные сословные приюты с училищами. Ряд крупных приютов находился в подчинении московского городского управления. Таким образом, во второй половине XIX века приюты в России стали наиболее массовой формой общественного призрения детей-сирот, детей бедных родителей, брошенных детей. И государственные, и частные приюты ставили своей целью воспитание граждан, способных обеспечить себе средства к существованию и вести достойный образ жизни. С учетом сословной принадлежности и способностей приюты готовили своих воспитанников к самым различным профессиям: крестьянина-хлебопашца, рабочего, ремесленника, прислуги, гувернантки, учительницы, офицера и другим.

Учебно-воспитательный процесс в приютах курировался Министерством народного просвещения. Обучение длилось три года, основными предметами являлись Закон божий, русский язык с чистописанием, арифметика и черчение. Обучением и воспитанием детей занимались смотрительницы, учителя и няни. Подготовку нянь вело специально созданное училище при Санкт-Петербургском воспитательном доме, ученицы набиралась в основном из выпускниц воспитательного дома. Будущие няни изучали общеобразовательные предметы, анатомию и физиологию человека, правила нравственного воспитания детей, уход за здоровыми и больными детьми, теорию и методику проведения занятий в приюте, проходили практику в грудном отделении воспитательного дома.

Подготовка смотрительниц и их помощниц проводилась в приютах Санкт-Петербурга. Приют барона Штиглица, например, за короткое время подготовил 170 смотрительниц и помощниц смотрительниц, которые впоследствии работали в приютах Петербурга, Киева, Твери, Калуги, Перми и других городов.

За первыми годами самостоятельной жизни выпускников приютов велись наблюдение и контроль. Они всегда могли получить помощь и поддержку от опекунского совета приюта, занимавшегося их судьбой, могли также возвратиться на время в приют, воспитательный дом, где сами вели хозяйственную деятельность.

Таким образом, к концу XIX века детские приюты стали наиболее массовой формой социальной защиты детей-сирот и детей бедных родителей. Их деятельность регламентировалась Положением о детских приютах от 18 мая 1891 года и включала призрение детей, принимаемых на полное иждивение; открытие ремесленных училищ и классов; попечение своих выпускников; предоставление мальчикам льгот по воинской повинности. Число приютов в стране возрастало. К началу ХХвека в стране насчитывалось 538 детских приютов, в них воспитывались 29650 детей.

В 1887 году возникла новая форма детского призрения -- летние колонии московских городских начальных училищ. Эти колонии давали возможность организовать летний отдых детей в общении с природой. В подмосковном имении князя Н.С. Голицына была организована колония для ослабленных детей. Городские школьники имели право ездить в колонии бесплатно. В 1903 году в 33 колониях отдыхали свыше пяти тысяч детей из московских начальных училищ.

Постепенно государственная забота о социальной защите детей становилась более разнообразной. В 1894 году в России открылся первый бесплатный детский сад для детей из бедных семей. На средства фабрикантов начали создаваться фабричные детские сады для детей рабочих. В 1882 г. запрещена ночная работа для детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы работающими подростками, с 1894 г. обучение малолетних тружеников включалось в их рабочее время, детский труд ограничен восемью часами, с 1914 г. началась выплата пособия на детей лиц родителей, погибших на фронте. В 1892 г. в Обществе попечения о бедных и больных детях создан отдел зашиты детей от жестокого с ними обращения, от эксплуатации, от вредного, в том числе развращающего влияния взрослых. На отдел возлагался надзор за правильным исполнением материальных и нравственных обязанностей лицами, от которых малолетние находились в зависимости.

Отношение государства и общества к институту усыновления детей-сирот в досоветский период было сдержанным: законом устанавливались различные ограничения. При наличии своих детей, например, усыновление других было вообще запрещено.

Рассмотренные примеры показывают, что в дореволюционной России возникли и в разной степени развивались такие формы социальной защиты детства, как воспитательные дома, детские приюты, детские сады, ясли, летние колонии детского отдыха, пособия на детей погибших фронтовиков.

1.2 Социальная защита детства в Советской России

Особенно значительный опыт социальной защиты детства накоплен в советский период истории российского общества и государства. Именно в советский период отдельные идеи, формы, методы и структурные элементы социальной защиты детства складываются в стройную систему.

Процесс формирования советской системы социальной зашиты детства был неоднозначным, сложным и порой противоречивым. Некоторые элементы дореволюционной социальной защиты детства советским обществом были приняты и усовершенствованы, другие не были востребованы, третьи - упразднены и отвергнуты.

В первые же годы советской власти российское общество и государство столкнулось с целым комплексом острых проблем социальной защиты детства и с острейшей из них - детской беспризорностью. В результате участия России в Первой мировой войне, социалистической революции, гражданской войны и послевоенной разрухи в России в 1921 году насчитывалось 4,5 миллиона беспризорных детей. Остро стояли проблемы детского недоедания, безграмотности, здоровья и общего развития подрастающего поколения.

Преодоление этих проблем шло по двум направлениям. Первое направление - ликвидация детского голода, беспризорности и безнадзорности детей. Второе, рассчитанное на перспективу, -- осуществление по отношению к детству гуманистической политики и обеспечение равных возможностей для разностороннего развития всех детей независимо от их сословной принадлежности.

В обоих случаях большую часть заботы о подрастающем поколении взяло на себя социалистическое государство. Только в период с 26 октября по 20 декабря 1917 года Советом Народных Комиссаров России было издано шесть декретов по социальному обеспечению и социальной защите детей. Постановлениями Совнаркома создаются комиссии по делам о несовершеннолетних отменялось содержание детей в тюрьмах, введены особые детские продовольственные карточки, при школах организованы столовые для обеспечения школьников горячей пищей.

Осенью 1918 года принят первый советский Семейный кодекс, в котором впервые законодательно закреплено положение о том, что родительские права осуществляются в интересах детей. В Декабре 1918 г. Правительством издается декрет о правовом положении детей.

В феврале 1919 года под председательством А.В. Луначарского Учрежден Государственный совет защиты детей. В числе других мероприятий госсовет провел эвакуацию беспризорных детей из городов в южные хлебородные районы России, члены Совета занимались организацией общественного питания бездомных детей и снабжением детских домов продовольствием. Во главе с Ф.Э. Дзержинским создана Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия ВЦИК). В сфере ее деятельности находились детские столовые, бараки, ночлежки, медпункты и другие объекты, связанные с судьбами беспризорных детей. Комиссия объединяла и координировала работу всех ведомств государства по ликвидации беспризорности. Все детские приюты, сиротские дома и другие подобные учреждения преобразованы в государственные и переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Создавались новые детские дома, укреплялась их материальная база, была поставлена задача определить в детские дома всех беспризорных детей и там готовить их к самостоятельной жизни. В 1919 году проведен Всероссийский съезд по охране детства. На нем обсуждены вопросы воспитательной работы в детских домах и задачи воспитания нового, коммунистического поколения. Впоследствии состоялись еще два таких съезда. На них обсуждались вопросы трудовой подготовки воспитанников детских домов и содержание воспитательной работы по подготовке выпускников к самостоятельной жизни. В соответствии с решениями II съезда (1924 г.) принято постановление о трудоустройстве воспитанников детских домов, по итогам II! съезда -- постановление о закреплении детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что способствовало укреплению материальной базы детских домов, упрощало проблемы трудоустройства выпускников и обеспечения их жильем.

Количество детских домов, открываемых Советским государством, быстро вырастало, как и количество их воспитанников. В 1917г. в детских домах воспитывалось 30 тысяч детей, в 1918 г. -- 80 тысяч, в 1919г. - 125 тысяч, в 1920 г. - 400 тысяч, в 1922 г. - 540 тысяч детей. Эти цифры показывают стремление советской власти, во-первых, охватить государственной заботой максимальное количество детей, попавших в трудную ситуацию, и, во-вторых, воспитывать подрастающее поколение преимущественно в коллективе и через коллектив.

В целях оказания помощи беспризорным детям созданы Детский фонд им. В.И. Ленина, Общество «Друг детей», активизировалась деятельность государственных ведомств и общественных организаций по социальной защите детей. Они имели гарантированное будущее, и им не нужно было объяснять, с чего начинается родина: ее заботу они постоянно ощущали на себе.

Особую заботу государство проявляло о детях-сиротах. Постановлением СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» (январь 1942 г.) проявление конкретной заботы о детях-сиротах вменялось в обязанность всем государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям. Во исполнение этого постановления производилось дальнейшее расширение сети детских домов и увеличение их контингента, принимались меры по сохранению и улучшению материально-технической базы детских домов, снабжению их необходимыми средствами, материалами, одеждой, продуктами питания. Сотни детских домов перебазировались из фронтовых районов в глубокий тыл страны.

В остановке всеобщего дефицита продуктов питания и товаров первой необходимости государство изыскивало' возможности материальной поддержки детей-учащихся. Постановлением от 5 октября оно гарантировало всем учащимся получение на завтрак 30 граммов хлеба и 10 граммов сахара или кондитерских изделий. Принимались меры к организации горячего питания школьников, усиленного и специального питания детей с ослабленным здоровьем, к обеспечению детей минимально возможным количеством товаров первой необходимости.

В целях улучшения медицинского обслуживания детей СНК СССР принял постановление «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского обслуживания женщин и детей» (ноябрь 1944). Органы здравоохранения стали больше внимания уделять санитарному наблюдению за учебно-воспитательными учреждениями, медицинскому обслуживанию детей, организации детского питания, включению в детский рацион ценных пищевых продуктов. Изыскивались разнообразные формы и средства организации отдыха и укрепления здоровья детей. В условиях военного времени по возможности сохранялась сеть летних пионерских лагерей. В окрестностях прифронтовой Москвы, например, летом 1942 года функционировали несколько десятков пионерских лагерей.

Большую заботу о социальной защите детей в военных условиях проявили профсоюзные и комсомольские организаций. ЦК ВЛКСМ принял постановление «О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью, по предупреждению детской беспризорности» (1942 г.). «Комсомольская правда» опубликовала счет специального Детского фонда, куда поступали средства на содержание детских здравниц, детских домов, детских садов в освобожденных от оккупантов районах, на стипендии студентам, не имевшим родителей. Комсомольскими организациями были созданы 126 детских домов. Комсомольцы и другие общественники через приемники-распределители устраивали беспризорных детей в детские дома, подростков устраивали на работу.

Когда обозначился перелом в ходе войны и стало просматриваться ее победоносное завершение, Советским правительством было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» (август 1943 г.)- Постановлением предусматривалось создание 9 суворовских училищ, на 500 человек каждое, 23 ремесленных училищ по 400 человек, детских домов на 16300 мест, домов ребенка на 1750 мест, 29 приемников-распределителей на 2 тысячи человек. В них направляли в первую очередь детей погибших фронтовиков, партизан, партийных и советских работников. К концу 1945 года для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов. Широкое распространение получило создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях, за счет органов внутренних дел, системы трудовых резервов, профсоюзных и комсомольских организаций. Только за счет колхозов содержались 4 тысячи детских домов.

Широкий размах во время войны приняло усыновление детей. Возрождается практика передачи детей-сирот в семьи. Под опеку и патронирование было передано за военные годы 270 тысяч детей-сирот.

В послевоенные годы продолжала расширяться практика передачи беспризорных детей главным образом в детские дома. В 1950 году в стране функционировало 6543 детских дома, в которых воспитывалось 635 900 детей. Открылось несколько специализированных детских домов для одаренных детей-сирот, куда отбирали талантливых детей с перспективой их последующего поступления в музыкальные и художественные училища, в балетные школы, определения в военные оркестры.

Детские дома были, в основном, двух типов: дошкольные и школьные.

В дошкольных детских домах жили дети с 3 до 7 лет, в группах по 30--40 человек; содержание и методика воспитательной работы повторяли практику детских садов.

В школьном детском доме содержались дети с 7 до 18 дет. Все воспитанники посещали школу, распорядком дня предусматривалась подготовка домашних заданий, детям помогали закрепленные за группой два воспитателя. После занятий дети посещали работавшие в школе предметные кружки. Кружки эстетического цикла (хор, оркестр, изо) чаще функционировали непосредственно в детском доме. В большинстве школьных детских домов были хорошо оборудованные мастерские, большие подсобные хозяйства, где воспитанники получали первые трудовые навыки и подготовку к будущей профессии. Через детские советы осуществлялось самоуправление воспитанников. Советы под руководством администрации и воспитателей организовывали жизнь воспитанников, их участие во внешкольной работе, связывали мероприятия детского дома и школы.

В пятидесятые годы для детей-сирот, детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда, пенсионеров стали создаваться школы-интернаты, в шестидесятые годы в школы-интернаты преобразовывались и детские дома.

Во все годы советской власти много внимания уделялось организации летнего отдыха детей. Главная форма этого отдыха -- пионерские лагеря, в которых отдыхали дети и допионерского, и пионерского, и послепионерского возраста. Свои лагеря имели органы государственной власти всех уровней, министерства и ведомства, предприятия, учреждения и воинские соединения, профсоюзные и комсомольские организации. Лагеря работали в три смены, охватывая теплые летние месяцы -- июнь, июль, август. Эта форма летнего отдыха детей была настолько популярна, а стоимость детских путевок для родителей настолько символична, что семья свободно могла направить в пионерский лагерь и двух, и трех детей на одну, две и даже на три смены, то есть практически на все лето.

Широкая сеть пионерских лагерей дополнялась летними оздоровительными площадками на базе общеобразовательных школ, где приходящие дети под присмотром воспитателей могли и поиграть, и пообедать, и отдохнуть, причем тоже за символическую плату.

Дошкольников вывозили в пригород целым детским садом, Детскими яслями за государственный счет. Для старших школьников практиковалось создание лагерей труда и отдыха, где активный отдых совмещался с общественно полезным трудом. Для «трудных» подростков практиковалось создание лагерей оборонно-спортивного типа, где, используя кадры и учебную базу военных гарнизонов, подростки овладевали азами военного дела. Таким образом, практически все дети имели возможность во время школьных каникул активно, интересно и с пользой для здоровья отдохнуть независимо от социального положения и уровня обеспеченности родителей. Большой комплекс мероприятий по социальной защите детства предусматривался принятой XXII съездом КПСС Программой Коммунистической партии Советского Союза (1961 г.). Программой предусматривалось:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты