Социально-правовая защита инвалидов
роизводственное обучение и производственная практика учащихся обеспечена в хозрасчетных учебно-производственных мастерских Центра.

Из года в год возрастают объёмы оказания услуг населению по ремонту обуви, стабильно идет реализация сувениров и уникальных художественных изделий из лозы и дерева, растут объёмы услуг по вязанию трикотажных изделий по индивидуальным заказам. Несмотря на трудности, общий объем реализации продукции и услуг учебно-производственных мастерских за 1999 год составил более 40 тысяч рублей. Дальнейшее обеспечение программ профессиональной реабилитация Центра сегодня, к сожалению, возложено на плечи самого Центра-, и дальнейшего роста его учебного производства. Центр ставит задачу не допустить перебоев в обеспечении учебно-производственной деятельности материалами и сырьем, обеспечить собственные потребности в производимой продукции и оказать максимальную помощь учреждениям социальной защиты области в обеспечении их швейными и трикотажными изделиями, услугами по ремонту холодильного оборудования и швейных машин и так далее.

К сожалению, уровень финансирования и решения проблем профессиональной реабилитации инвалидов молодого возраста сегодня не отвечает никаким, даже самым минимальным требованиям. Говоря в этом плане о Центре, следует признать, что имеющаяся в его распоряжении материальная база не предоставляет учащемуся - инвалиду соответствующую нормативам среду обитания, не выполняются санитарные нормы по жилым и производственным помещениям. Ждет реализации проект надстройки 2-х этажей над существующей пристройкой к основному зданию центра, требует решения вопрос проектирования нового учебного корпуса и вспомогательных помещений.

До 1995 года в этом образовательном учреждении обучалось до 50 процентов иногородних граждан. В последние годы, в связи с целым рядом причин, в том числе и финансовых, прекратился набор инвалидов из других регионов. Перед Центром встала насущная необходимость социального, бытового устройства и профессионального обучения выпускников специальных коррекционных учреждений Калужской области. Ситуатщя в области, да и по России в целом, складывается так, что существующая система профтехобразования не в состоянии обеспечить сирот ни питанием, ни общежитием, ни необходимым медицинским обслуживанием, ни специальными адаптированными учебными программами. Поэтому Калужский Центр профессиональной реабилитации оказался практически единственным учреждением начального профессионального образования, ни общежитием, ни необходимым медицинским обслуживанием, ни специальными адаптированными учебными программами. Поэтому Калужский Центр профессиональной реабилитации оказался практически единственным учреждением начального профессионального образования, способным социально защитить детей-сирот с ограниченными возможностями. Это стало возможным лишь благодаря тому, что Центр работает на областном финансировании под руководством департамента социальной политики, и пока способен обеспечить детей - сирот всеми льготами, предусмотренными законодательством. Однако основным условием зачисления в центр было, сеть и остается наличие установленной инвалидности, как медико-социального статуса, а основной задачей по окончании курса реабилитации является признание в установленном порядке через органы медико-социальной экспертизы выпускника - реабилитанта трудоспособным.

Анализируя работу Центра, мы видим, что для обеспечения большего процента в трудоустройстве выпускников Центра, необходимо расширить перечень профессий, получаемых учениками - добавить такие востребованные на рынке труда специальности, как оператор ЭВМ, программист и др. А в связи с тем, что Центр рассчитан всего на 130 мест, то он не удовлетворяет потребности всех инвалидов, нуждающихся в получении профессионального обучения, поэтому возникает необходимость в его расширении. В целом деятельность Центра актуальна в сложившихся социально - экономических условиях, так как инвалиды, получая профессию, адаптируются в обществе, становятся её полноценными членами и значительно улучшают свое материальное положение благодаря трудоустройству.

3.2 Калужская городская общественная организация инвалидов "Муромец"

Калужская городская общественная организация инвалидов "Муромец" (КГООИ "Муромец") зарегистрирована 9 февраля 2001 года. На 1 мая 2001 г. в организации насчитывается 35 членов.

КГООИ "Муромец" образована в целях защиты прав и законных интересов инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов и достижения иных целей, указанных в Уставе организации.

В г. Калуге насчитывается только инвалидов-колясочников более 200 человек, а есть еще и инвалиды других групп. Фактически эти люди исключены из общественной и политической жизни. Государственные программы, призванные отвечать интересам инвалидов, составлялись таким образом, чтобы опекать инвалидов и способствовать их зависимости и изоляции вместо того, чтобы содействовать независимости и интеграции в общество.

Экономическая нестабильность в стране усугубила положение инвалидов. Для большинства из них, чтобы включиться в активную жизнь общества, приходится преодолевать множество физических и психологических барьеров. Для многих инвалидов общественный транспорт бывает недоступен, а часто им невозможно просто выбраться из дома. Инвалиды сталкиваются с барьерами, стоящими перед возможностью получить работу и образование. Из-за того, что организации мало работают в интересах своих членов, инвалиды мало вовлекаются в деятельность этих организаций, не могут общаться со старшими и более опытными людьми, которые могут послужить для молодых инвалидов ролевыми моделями и наставниками. В силу этих факторов инвалиды страдают от изоляции, низкой. самооценки и сталкиваются с препятствиями, которые мешают им участвовать в жизни общества, учиться, работать, создавать семью и иметь возможность жить так, как они хотят.

А ведь человек с инвалидностью имеет равные права на участие во всех аспектах жизни общества. Чтобы это осуществить, необходимо создать условия, выравнивающие ограниченные, в результате травмы или заболевания, возможности. Ведь инвалидность - это проблема неравных возможностей. Если бы были сервисные службы, которым человек, имеющий инвалидность мог делегировать свои ограниченные возможности, он стал бы равноправным членом общества, самостоятельно принимающим решения и ответственность за свои поступки, приносящим пользу государству.

Калужская городская общественная организация инвалидов "Муромец" не может решить все проблемы всех инвалидов, но для членов своей организации в области решения этих проблем предлагает следующие пути:

Создание условий и оказание помощи для трудоустройства.

Здесь необходима индивидуальная работа с членами КГООИ "Муромец":

выяснение наличия профессиональных навыков;

степени работоспособности и обучения в получении новых трудовых навыков;

Создание собственного производства.

Для реализации задач, решаемых организацией, необходимы материальные и финансовые ресурсы. Для их получения необходимо создавать собственные производства, чтобы не быть зависимыми от настроений благотворителей. Кроме того, это дополнительные рабочие места для инвалидов, членов организации. К таким производствам можно отнести:

организация производства по выращиванию грибов;

изготовление изделий из глины, в том числе гончарных, из дерева, из металла; организация и работа на сети кабельного телевидения, как средство общения и рабочие места инвалидам (консьержи, обслуживающий персонал); организация производства изделий из пенополистирола.

3.3 Калужский центр для детей с ограниченными возможностями "Доброта"

Центр социальной реабилитации с ограниченными возможностями "Доброта" был создан в 1995 году.

Нормативным документом, регламентирующим деятельность Центра "Доброта", является Примерная положение о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, утвержденное приказом Минсоцзащиты России от 14 декабря 1994 года №249.

Правовой базой создания Центра является Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", подписанный Президентом Российской Федерации 10 декабря 1995 года, №195. В статье 14 которого указано, что социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, а организационной формой социального обслуживания являются соответствующие учреждения и предприятия независимо от форм собственности (статья 17), входящие в систему социальных служб (статья 4).

Основными задачами Центра являются:

выявление в городе или районе всех детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, создание компьютеризованной базы данных о таких детях и подростках;

изучение совместно с консультативно-диагностическими службами здравоохранения и образования причин и сроков наступления инвалидности ребенка или подростка, определение исходного уровня здоровья и психики ребенка, прогнозирование восстановления нарушенных функций (реабилитационного потенциала);

разработка на основании типовых базовых программ индивидуальной программы реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;

обеспечение реализации указанных программ и координации в этих целях совместных действий медицинских, образовательных, социальных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных учреждений, способствующих реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;

оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях;

социально-реабилитационная работа с родителями детей, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии. (11)

Приказ №249 установил ответственность общества перед ребенком-инвалидом и его родителями, регламентируя механизм реализации процесса социализации ребенка. Открытие реабилитационного Центра "Доброта" предоставило родителям возможность не прятать ребенка от общества, оставить ребенка дома, не отдавать в интернат или в детский дом.

Приказ №249 узаконил: "Каждый ребенок имеет право жить в семье, а семья имеет право на помощь".

В 1995 году, на момент открытия, в Центре "Доброта" была следующая структура:

служба социальной и психологической помощи;

служба культуры и творчества.

Для планирования видов деятельности специалистов Центра "Доброта",

предшествует работа специалистов по социальной работе, службы социальной и психологической помощи, по систематизации и описанию категории детей-инвалидов.

Собрана картотека детей-инвалидов города Калуги, проживающих в семьях со следующими параметрами: пол, возраст, состав семьи, характер обучения, заболевание.

Работа со специальными учетными формами позволяет описать всю совокупность детей-инвалидов.

Центр по специфике работы является научно-исследовательским учреждение, в котором исследовательская сторона присутствует в каждом отдельном случае, и в деятельности специалистов в целом, и без сосредоточения на данном аспекте эта работа становится просто формальной.

Обобщенные данные свидетельствуют о преобладании мальчиков по сравнению с девочками (приложение 2, диаграмма 2).

Характерные для мальчиков формы эмоционального реагирования и социального взаимодействия, жизненные и профессиональные ценности этой значительной части выборки являются отправными точками в анализе запросов, проблем и ожиданий рассматриваемой категории.

Разбивка по возрасту детей с ограниченными возможностями представлена неравномерно. Примерно половина всей совокупности составляют дети в возрасте от 8 до 14 лет. Дети раннего возраста составляют менее 10% (от рождения до 3-х лет), это говорит о проблеме раннего выявления отклонений в развитии детей. И как следствие этого отсутствие системы помощи, детям в раннем возрасте.

Диаграмма возрастного состава детей с ограниченными возможностями помогает определить основные направления работы специалистов Центра "Доброта". Диаграмма 2.1 отражает необходимость организации оздоровительного отдыха детей во время каникул, и организации дополнительных культурно-досуговых мероприятий в это время. Исследование подчеркивает необходимость расширения функционирования специалистов в области профориентации, так как возрастная группа детей старше 15 лет составляет 34,1%.

Анализ статистических результатов показал, что по составу семьи обследуемых детей-инвалидов, более чем в половине процентов случаев выходцы из неполных семей (приложение 2, диаграмма 2.2).

В рамках общей социальной политики по отношению к этой мало защищенной категории населения интересен вопрос о том, является ли инвалидность причиной распада семьи, либо дети-инвалиды во многом следствие неполных семей? Состав семьи определяет приоритетные направления работы специалиста по социальной работе с семьей.

По характеру заболевания среди обследуемого контингента наиболее представлена категория детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения; врожденными аномалиями (пороки развития), деформациями и хромосомными нарушениями; болезнями нервной системы.

Анализ характера обучения детей с ограниченными возможностями в возрастной группе от 8 лет и старше показал, что 95,4% детей обучается по той или иной форме, и только 4,6% не обучаются.

Общая характеристика детей-инвалидов города Калуги и описание отдельных более узких аналитических срезов свидетельствует о неблагоприятных социальных тенденциях, определяющих жизненные позиции, а также формы и способы адаптации и интеграции в общество обследуемой группы детей-инвалидов.

Социальная и психологическая изоляция, связанная с характером обучения, преобладание нервно-психических заболеваний, нарушающих адекватные формы взаимодействия с миром, - все это формирует особый тип ребенка-инвалида, требующий избирательных форм и методов профессионального воздействия, формирования позитивных жизненных стратегий, построенных на принципах самореализации и гармонического отношения с миром и с самим собой.

Большинство детей с ограниченными возможностями, так или иначе, способны усваивать знания, навыки и новый опыт социального взаимодействия. Это является необходимым условием психологического консультирования, построенного на установлении контакта с клиентом, механизмах самоанализа и рефлексии.

Социологические данные о детях с ограниченными возможностями служат основой для функционирования Центра "Доброта", для составления плана его дальнейшего развития.

Логопедами, дефектологами, психологами службы социальной и психологической помощи, с момента открытия Центра, оказывалась консультативная помощь, специалисты вели индивидуальный прием детей - инвалидов и членов их семей.

Важной составной частью комплексной реабилитации детей и подростков с различными видами отклонений в развитии является логопедическая реабилитация, которая рассматривается в контексте создания новых речевых возможностей, нормализации коммуникативной деятельности, наращивания социального потенциала, т.е. повышения возможностей личности реализоваться в данном сообществе. В первые годы жизни любое отклонение в развитии ребенка сопровождается недоразвитием речи. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром, поэтому при отставании в развитии речи или других нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальной коммуникацией, оказываются расстроенными объективно существующие взаимоотношения между индивидом и обществом, проявляющиеся в речевом общении.

Своеобразие и трудности в овладении родной речью, речевые нарушения, особенности коммуникативной деятельности отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей: при интеллектуальном недоразвитии, при задержке психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения, эмоциональных расстройствах - и требуют особой системы коррекционного воздействия.

Логопедическая реабилитация представляет собой сложный комплексный процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. В процессе логопедической реабилитации предусматривается развитие сенсорных функций; моторики, особенно артикуляционной моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение. (24)

Параллельно с логопедической реабилитацией в службе развивались следующие формы работы:

психологическое консультирование;

психологическая коррекция.

Рождение ослабленного, больного ребенка, как правило, изменяет уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи, и особенно мать, находятся в состоянии эмоционального стресса, что приводит к повышенной раздражительности членов семьи, нарушению взаимоотношений между супругами, что крайне неблагоприятно отражается на психическом здоровье ребенка. В такой ситуации чаще всего формируются неправильные варианты воспитания ребенка, что утяжеляет его состояние, и способствует формированию вторичных невротических расстройств.

Повышенная чувствительность и тревожность, внутренняя противоречивость, неуверенность в себе родителей неблагоприятно отражаются на эмоционально-личностном развитии ребенка. Поэтому врачу, психологу и педагогу надо лечить и учить не только ребенка, но и всех членов семьи и прежде всего родителей.

Целью психологического консультирования членов семьи является оптимизация внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг к другу, обучение родителей навыкам вхождения в контакт с ребенком и воспитание его в соответствии с общественными нормами поведения.

Психологическая коррекция направлена на преодоление негативизма и

установление контакта с ребенком, преодоление у него сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения. Одной из главных задач является ориентация на сохранные резервы аффективной сферы с целью достижения общего расслабления, снятия патологического напряжения, уменьшения тревоги и страхов с одновременным увеличением произвольной активности ребенка.

Службой культуры и творчества была организована социально-культурная реабилитация.

Осуществление социально - культурной реабилитации основывается на учете степени тяжести заболевания и рекомендаций медиков, из которых должны быть ясны:

вид деятельности (художественное, техническое, прикладное творчество, любительское собирательство, информационно-образовательные услуги, социально-культурное проектирование, физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность);

цель конкретного вида деятельности, услуги (приобретение знаний, навыков, умений, развитие интеллектуальных, физических возможностей, творческих способностей, формирование опыта общения и поведения в бытовой, общественной, профессиональной сферах, интеграция, профориентация);

содержание занятия, услуги (пошив куклы, одежды для нее, разучивания роли, выступление в спектакле);

место проведения занятия и численный состав (в центре реабилитации, на дому, индивидуально, в группе детей с ограниченными возможностями в группе со здоровыми детьми);

режим и условия занятия, (периодичность, продолжительность, работа за столом, сидя, стоя, возможность смены положения);

используемые материалы и инструменты (ткань, пряжа, краски, лаки, дерево, иглы, ножницы);

реабилитационная направленность (развитие речи, моторики, пластики, ориентация в пространстве, повышение социальной активности, регуляция психоэмоциональной сферы).

Целью конкретного предлагаемого ребенку вида деятельности выступает содержательная сторона реабилитационного процесса - приобретение знаний, умений, навыков, дающих возможность ребенку с ограниченными возможностями вести независимый образ жизни. Развитие интеллектуальных, физических возможностей каждому ребенку необходимо для ориентации в пространственных условиях социума, пользования системой общения; развитие творческих способностей для самореализации, удовлетворения жизнью, непримиримости к состоянию беспомощности.

Для решения этих задач была разработана в 1997 году и реализована первая групповая реабилитационная программа Центра "Доброта" - "Программа социальной адаптации детей дошкольного возраста".

Цель программы: развитие мотивации, психических и личностных качеств ребенка с ограниченными возможностями дошкольного возраста. Уровень развития психических и личностных качеств обусловлен мерой собственной активности человека.

Любая деятельность человека начинается с потребностей, но ее протекание в определенном направлении управляется мотивом. Появление мотива меняет тип поведения. Благодаря мотиву ребенок становится активным.

Итак, в сложном процессе формирования личности, побуждающим ее активность и определяющим ее направленность, ведущую роль играют мотивы. Мотивация служит побудителем поведения, направляет его, придает ему личностный смысл и значимость. Отсюда очевидно, что в целостном процессе воспитания и социальной реабилитации личности ребенка с ограниченными возможностями формирование потребностно-мотивационной сферы должно стать главным направлением.

Формирование потребностно-мотивационной сферы у детей с ограниченными возможностями происходит более успешно при осуществлении медико-социальных мероприятий.

Необходимость проведения медико-социальных мероприятий привело к изменению в 2000 году структуры Центра "Доброта" (приложение 3, схема 1). В Центре открывается отделение медико-социальной реабилитации. Открытие отделения медико-социальной реабилитации позволило создать систему социальной реабилитации, состоящую из компонентов: медико-социальной, социально-педагогической, социально-психологической и творческой реабилитации.

Комплексная реабилитация с ее социальными, медицинскими, психологическими, педагогическими, профориентационными элементами, направленная, как на ребенка с отклонениями в развитии, так и на его семью, способствует социализации ребенка и членов проблемной семьи. Недаром основоположница семейного консультирования Вирджиния Сатир считает, что, если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью.

Список литературы

1. Буткина Г.А. Некоторые вопросы затруднения социально-психологической адаптации инвалидов / Дефектология. - 1977. - №6.

2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г).

3. Всеобщая декларация прав человека (принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948).

4. Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 9 декабря 1971г.

5. Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г).

6. Декларация социального прогресса и развития (1969 г).

7. Дементьева Н.Ф., Болтенко В.В., Доцепко Н.М. и др. "Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах". / Методич. рекоменд. - М, 2002. (ЦИЭТИН).

8. Дементьева Н, Ф., Модестов А. А, Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. - Красноярск, 2001.

9. Дементьева Н.Ф., Устинова Э. В - Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. - М., 2000.

10. Дементьева Н.Ф., Шаталова Б.К., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 2003, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей).

11. Игумнова Н.С. Свет добра, Тюмень, 1999.

12. Конвенция и Рекомендация о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 г.)

13. Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

14. Контроль за ходом осуществления между народных планов и программ действии. Комиссия социального развития, ХХХТ П сессия. Вена, 8-17 февраля 1999.

15. Лекции по технологии социальной работы. В 3-х частях. Часть Ш М., Социально-технологический институт, 1999.

16. Лыткин В.А. История социальной работы в России. - Калуга, КГПУ, 1997.

17. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) // Дефектология. №4, 2001.

18. Матейчек "Родители и дети" М., "Просвещение", 2003.

19. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г).

20. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.М., 2001.

21. Немов Р.С. "Психология" Книга 1. М" 2000.

22. Отчет за I полугодие 2003 г. Управления социальной загцитьт населения г. Калуги.

23. Павленок П.Д. Теория и методика социальной работы. - К., 1999.

24. Павленок П.Д. Основы социальной работы. - К.: ИНФРА-М, 2001.

25. Плышевский В.Г. Городские Центры социального обслуживания, их проблемы и пути разрешения // Российский журнал социальной работы. 2001. - Вып.1.

26. Постановление Правительства РФ "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" от 25.11.95 №1151. В ред. от 17.04.2002 №244.

27. Права и возможности инвалидов в РФ: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ, - М.: Юрид. Лит., 2001.

28. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов Н.Ф. Дементьева, Э-В. Устинова; Тюмень 2002.;

29. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. - М., 2002, 78 с. (Институт социальной работы ассоциации работников социальных служб).

30. Социальная педагогика. // Под ред. Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. М. 1999.

31. Социальная педагогика: Курс лекций // Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.

32. Социальная работа с инвалидами, - Москва, 2000;

33. Теория и методика социальной работы. часть-1, Москва, 1999.

34. Теория и методика социальной работы. // Под общ. ред. академика Академии соц-х наук Жукова В.И. - М.: Изд. "Союз". 1999.

35. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М., 2000.

36. Технологии социальной работы. // Учебник под общ. ред. проф.Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М, 2001.

37. Указание "О взаимодействии органов социальной защиты населения и службы милосердия Российского Красного Креста в вопросах социальной защиты малообеспеченных групп населения от 15 мая 2000. №1-32-4.

38. Устав Всероссийского общества инвалидов. Утвержден на I съезде ВОЙ 1.11.91г.

39. Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на

2000-2005 годы". Утверждена постановлением правительства РФ "О федеральной целевой программе социальной поддержки инвалидов на 2000-2005 годы" от 14.01.2000 №36,40. Федеральный закон РФ "О занятости населения в РФ" от 19,04.91 №1032 - 1, В ред. от 10.01.2003 №15-ФЗ

41. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. // Учебное пособие для студентов ВУЗ. Москва. 2001.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты