Социально-правовая защита инвалидов

Социально-правовая защита инвалидов

2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Дипломная работа студента

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ

заочного отделения группы СО-52

Титовой Елены Николаевны

Научный руководитель: к.ф.н. Казакова С.П.

КАЛУГА 2001

Содержание

  • Введение
    • 1. История становления социальной защиты инвалидов
    • 1.1 История становления социальной защиты в отечественной истории
    • 1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов
    • 2. Правовое положение инвалидов в РФ
    • 2.1 Порядок установления инвалидности
    • 2.2 Правовые основы социальной защиты инвалидов
    • 3. Деятельность Калужских социальных центров по социальной защите инвалидов
    • 3.1 Калужский территориальный центр профессиональной реабилитации инвалидов
    • 3.2 Калужская городская общественная организация инвалидов "Муромец"
    • 3.3 Калужский центр для детей с ограниченными возможностями "Доброта"
    • Список литературы
Введение

Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.

Во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, который включает в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и т.д.

В современных социально-экономических условиях одной из важнейших задач общества является государственная поддержка и социальна защита инвалидов. В России права инвалидов на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Они направлены на предоставление инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других конституционных нрав и свобод. В Основном законе государства права и свободы инвалидов отдельно не оговариваются, а предоставляются наряду со всеми гражданами России, предусматривая тем самым их равноправие.

Сейчас в России на учете в органах социальной защиты населения состоит 7284 млн. инвалидов (данные на 1 января 2001 года). В стране ежегодно впервые признается инвалидами свыше одного миллиона человек, из лих более 50% - трудоспособного возраста. Наблюдается также ежегодный рост числа детей-инвалидов. С 1992 года ежегодно инвалидами признаются свыше I миллиона человек, то каждый может прикинуть, сколько их у нас на самом.

Несколько лет назад Генеральная Ассоциация ООН приняла решение - ежегодно 3 декабря проводить Международный день инвалидов. Цель при этом преследовалась самая гуманная - привлечь внимание государства и общественности к их проблемам. Наконец-то об инвалидах у нас не только заговорили, но и стали предпринимать определенные меры для их поддержки.

В условиях перехода к новым экономическим отношениям, когда кризисные явления в экономике страны оказывают негативное влияние на социальную среду, инвалиды стали одной из самых социально - незащищенных категорий населения.

В дипломной работе показано, какими способами наше государство помогает этой категории населения, что государство создает инвалидам разные с другими гражданами возможности в реализации граждан, экономических, политических и иных прав в соответствии с общественными принципами и нормами международного права, по крайней мере происходит сдвиг проблем инвалидов в сторону их решения.

До вступления в силу Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реализация принципа равных прав инвалидов и неинвалидов, запрещение дискриминации человека по причине инвалидности в Российской Федерации отсутствовали, что в реальной действительности затрудняло реализацию инвалидами ряда установленных для них законодательством прав. Например, большинство инвалидов из-за не созданных государством условий передвижения в общественном транспорте, въезда в жилые и учебные строения и выезда из них инвалидных колясок, отсутствия или недостаточность специальных программ обучения не могли в полном объеме пользоваться объектами социальной инфраструктуры. Однако, после вступления в силу Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 1996 году, в котором с учетом мировой практики определены понятие и критерии инвалидности, ситуация изменилась в лучшую сторону. В законе акцент сделан не на полную или частичную потерю трудоспособности, а на нуждаемость в социальной помощи из-за стойкого расстройства функций организма, была определена компетенция федеральных органов по социальной защите этой категории граждан, установлены права и льготы, предоставляемые инвалидам. Но главное, были подняты вопросы, направленные на решение проблем, связанных с приспособлением объектов физической и информационной среды к нормальной жизнедеятельности инвалида.

В настоящее время происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. Инвалидами стали признаваться не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и граждане, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживание, передвижение, общение, ориентация, контроль за своим поведением, обучение). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов: усиление реабилитационной направленности, структурную перестройку и реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка технических средств реабилитации, обеспечение доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

"Инвалид, - говорится в Законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты". "Ограничение жизнедеятельности, - поясняется в этом же законе, - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществить самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, обучаться и заниматься трудовой деятельностью".

Калеки, слепые, глухие, немые люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека.

Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнить тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам. Но все инвалиды нуждаются в социальной защите и реабилитации

Социальная защита - система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В настоящее время в России проводится реформа государственной системы социального обеспечения в целях приведения её в соответствие с новой социально-экономической реальностью. Юридическая база реформы определена Конституцией РФ 1993 г,

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности, а также необходимостью в социальной защите их прав и гарантий на современном этапе развития общества, В Российской Федерации эти вопросы касаются свыше 9 млн. ее граждан, признанных в установленном порядке инвалидами и состоящих на учете в органах социальной защиты населения - почти каждого третьего россиянина.

Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава. Увеличилось число инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют 45% от числа первично признанных инвалидами граждан. За последнее десятилетие увеличивалось число детей-инвалидов: если в РСФСР в 1990 году на учете в органах социальной защиты населения состояло 155,1 тыс. таких детей, то в Российской Федерации в 1995 году этот показатель возрос до 453,7 тыс., а в 1999 году - до 592,3 тыс. детей. Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей - инвалидов с детства.

В последние годы наблюдается увеличение численности инвалидов вследствие военной травмы. В настоящее время их количество составляет почти 42,2 тыс. человек. В общем контингенте инвалидов мужчины составляют 55,2%, женщины - 44,8%, в каждой возрастной группе уровень общей инвалидности среди мужчин больше, чем среди женщин.

Лица пенсионного возраста составляют 80% от общего числа инвалидов, инвалиды Великой Отечественной войны - более 15%, инвалиды I группы - 12,7%, П группы - 58%, Ш группы - 29,3%.

Структура распределения инвалидности (по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 2001 г. исх. № 2510/2569-01-12) в связи с общим заболеванием в России следующая:

на первом месте болезни сердечно-сосудистой системы (22,6%), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06%), на пятом месте находятся психические расстройства (2,7%).

Наибольшее число лиц, впервые признанных инвалидами, зарегистрировано в Северо-Западном (123,4 на 10 тыс. населения), Западно-Сибирском (59,9) и Поволжском (59,3) регионах.

Цель дипломной работы - изучение особенностей системы социально - правовой защиты инвалидов в нашей стране и за рубежом.

Объектом исследования является одна из самых социально незащищенных категорий населения, а именно инвалиды.

Предмет исследования - механизмы социально-правовой защиты

Гипотеза - повышение уровня и улучшение качества жизни является фактором снижения социальной напряженности, укрепления социальной безопасности России.

В дипломной работе поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть исторические аспекты социальной защиты инвалидов;

2. изучить зарубежный опыт;

3. проанализировать правовое положение инвалидов в Российской Федерации на современном этапе развития общества;

4. провести анализ деятельности калужских социальных центров по защите инвалидов

Структура работы. Дипломное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В исследовании мы исходили из гипотезы, согласно которой механизм социально-правовой защиты инвалидов в РФ и Калужской области в частности находится на начальном этапе своего развития и отвечает сложившимся на данный момент социально-экономическим условиям.

Теоретико-методологическую основу дипломной работы составляют работы ведущих специалистов по социальному праву, социологии, теории социальных технологий, теории и практике социальной защиты населения.

В исследовании нами были использованы следующие методы анализа, сравнения, моделирования.

В работе использованы статистические данные Госкомстата и статистические данные по Калужской области, отражающие динамику численности инвалидов, её структуру, а также данные по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками.

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что её результаты должны показать реальную обстановку, сложившуюся в нашей стране по данной проблеме, а также существующую за рубежом.

1. История становления социальной защиты инвалидов

1.1 История становления социальной защиты в отечественной истории

Потребность в социальной помощи и защите, а в связи с этим и в людях, профессионально или на общественных началах занимающихся этим делом, была всегда и у всех народов. Эта потребность зародилась у истоков первобытной культуры и в той или иной степени удовлетворялась на всех ступенях развития цивилизации.

До начала правления Петра 1 социальная деятельность в России фактически существовала в форме помощи нуждающимся со стороны частных лиц и церкви. История говорит больше всего о милостыне и о богадельнях (т.е. богоугодных заведениях для призрения и содержания лиц, неспособных к труду), реже упоминается о выкупе пленных, о госпиталях и школах. Ещё в 996 году великий князь Владимир, проявляющий большую милость по отношению к сиротам, поручил попечение и надзор за оставшимися без родителей детьми духовенству. С этого времени государство, и церковь развивали систему призрения сирот, бедных и убогих. Но все эти меры носили эпизодический характер.

В середине XVI в. впервые формулируется идея оказания помощи нуждающимся, и создаются реальные предпосылки для формирования системы государственного призрения. В 1551 году Стоглавый собор Русской православной церкви постановил просить, чтобы "благочестивый царь" повелел "всех прокаженных и престарелых описати по всем градам" и в них "устроити богадельни", поместив в последние "не могущих нигде главы преклонити".

Постепенно в системе органов государственного управлении выделяются специализированные структуры, оказывающие помощь нуждающимся. При царе Михаиле Федоровиче все дела, относящиеся к призрению бедных, были сосредоточены в патриаршем приказе, который одновременно осуществлял контроль за содержанием богаделен, сиротских домов и других благотворительных учреждений; выделяя для этих целей остатки от патриарших и монастырских доходов. Вопросами оказание медицинской помощи ведал в то время особый аптекарский приказ. К этому периоду времени относятся первые попытки законодательного оформления остальных программ. При царе Алексее Михайловиче в 1650 году была издана Кормчая книга; имевшая законодательную силу и поручавшая церкви и духовенству заботиться о вдовах и сиротах.

К концу XVI в. на Руси исторически сложились и развивались три основные направления благотворительности и оказания социальной помощи нуждающимся: государственная, земско-церковно-приходская и частная (личная). Весь последующий социально-исторический период времени: вплоть до 1917 года, благотворительность и попечительство в Российской империи развивалось именно в рамках этих трех основных направлений, изменялись формы и методы оказания помощи нуждающимся в зависимости от конкретных социально-экономических условий и особенностей социально-экономического развития государства."

Значительный вклад в создание системы государственного призрения внес Пётр I. К числу его многочисленных заслуг перед Россией надо отнести и то, что он впервые признал обязанность государства по призрению бедных, больных, увечных, сирот и других категорий нуждающихся. Уже к 1718 году только в Москве было устроено более 90 богаделен, в которых проживало до 4500 нищих, слабых и увечных, получавших содержание от казны.

Вопросами государственного призрения были посвящены многие указы Петра 1, Так, указ 1712 года обязывал организовывать во всех губерниях сети госпиталей "для самых увечных" и "зело престарелых" людей. Их постройка и содержание поручались магистратам.

Указ 1715 года предписывал создавать при церквах в Москве и других городах специальные госпитали для "зазорных младенцев" (незаконнорожденных).

Указ 1724 года повелевал провести в пределах империи перепись всех нищих, сирот больных и увечных, "которые работами себя прокормить не могут".

Система государственного призрения Петра 1 включала в себя несколько элементов:

осуждение нищенства и запрещение его;

запрещение раздачи милостыни профессиональным нищим;

задержание и преследование нищих;

определение мер собственного призрения и обязанностей по призрению (в том числе по отношению к бедным из лиц, служивших государству, главным образом солдатам, признание обязанностей, если не прямо государства, то, во всяком случае, таких общегосударственных институтов, как монастыри, и выделение на их призрение таких средств, которыми не располагают местные учреждения). Это установление можно рассматривать как начало создания системы льгот в отношении ветеранов, нуждающихся в помощи и поддержке государства; " обособление управления некоторыми специальными видами помощи нуждающимся (главным образом продовольствием и медицинской помощью);

признание за государством права создавать в области призрения и помощи нуждающимся обязательные нормы и требовать их исполнения.

Существенные дополнения в эту систему были внесены в период правления Екатерины ТТ. В 1763 году при ее участии был открыт первый в России воспитательный дом - специализированное учреждение для призрения и воспитания детей. В каждой из российских губерний были созданы специальные государственные органы призрения (приказы). На них было возложено выполнение обширного круга задач - забота о народном образовании, оказание медицинской помощи, благотворительность, нравственное воспитание и преодоление пороков. Они занимались устройством народных школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимо больных, богаделен, смирительных домов, заботились о безработных.

При Екатерине ТТ впервые были созданы специализированные типы благотворительных заведений, которые до учреждения приказов практически не существовали. Прежде госпитали нередко служили и богадельнями, и домами для неизлечимо больных, и больницами одновременно. Богадельни пополнялись и взрослыми, и детьми, здоровыми и больными, И только в последней четверти ХУНТ века в нашей стране сформировались так называемые чистые типы благотворительных заведений: сиротских домов и детских приютов, богаделен и домов для неизлечимо больных, больниц, домов работных, смирительных и для умалишенных.4

В условиях промышленной революции, положившей начало капитализму и ознаменовавшей собой переход к новым формам труда, социальная помощь основывается, в основном, на принципах общественного призрения филантропического характера.

В дальнейшем эта концепция уступает место идеям обеспечения больным и инвалидам определенной степени экономической самостоятельности. Впервые появляется определение понятия "реабилитация", данное фон Бусом в книге "Система общего попечительства над бедными" (1903 г). Реабилитация в это время понимается как предоставление больным и инвалидам возможности трудиться. В то же

время в научных исследованиях и в практической работе зарубежных стран преобладает идея, согласно которой больной или инвалид, прошедший курс реабилитации, дальнейшей своей деятельностью должен доказать право на социальную полноценность.

К 1917 году в России действовали тысячи государственных и благотворительных заведений. Не везде эти учреждения функционировали одинаково хорошо. Но система работала, в этих домах, притонах, больницах и богадельнях бедные люди находили помощь, кусок хлеба, крышу над головой, добро.

Через три месяца после Октябрьской революции 1917 года советской властью, взамен былой сети богаделен и домов призрения, были образованы органы социального обеспечения, в ведомстве которых создавались детские дома, дома инвалидов, престарелых. Понятие "благотворительность" было изъято из официального лексикона как христианский пережиток. В то же время политика государства в отношении инвалидов продолжала традицию рассматривать инвалидов как объект благотворительности и в основном сводилась к назначению им государственной пенсии или помещению в специализированные дома инвалидов,

В СССР осуществлялись определенные меры по использованию профессиональных возможностей лиц с нарушенной трудоспособностью в условиях гарантированности социальной защиты со стороны государства. Вместе с тем, работа по профессиональной ориентации, образованию, производственной адаптации и трудоустройству инвалидов была недостаточной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты