Социально-культурная деятельность
ля этого на протяжении последних лет отрабатываются модели новой перспективной адаптивной школы, как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям; предпринимаются попытки интеграции различных типов образовательных учреждений в целях формирования единого образовательного пространства и создания условий для трудовой деятельности подростков; воспитания человека, способного принимать самостоятельное решение в условиях современной жизни. В последние годы значительно расширилась сеть специальных образовательных центров для детей, имеющих физические, интеллектуальные и психические отклонения. Эти учреждения также входят в систему дополнительного образования.

Принятый в июле 1992 года Закон Российской Федерации об образовании, как известно, включил в себя принципиальное положение, которое качественно дополняет и углубляет профессиональный статус социального педагога, занятого в сфере культуры, искусства и досуга, и не может игнорироваться при характеристике содержания, организационных форм и технологии его подготовки. Речь идет о четко обозначенных Законом структуре и функциях системы дополнительного образования детей и взрослых, в которую - наряду с традиционными внешкольными учреждениями и внеклассной работой - правомерно включить многочисленную сеть социокультурных институтов и центров досуга. В них задействована сегодня огромная армия социальных педагогов культурологического профиля.

Таким образом, впервые законодательно закреплены фактические права и обязанности субъектов социально-культурной, досу-говой деятельности (в недавнем прошлом именовавшейся культурно-просветительной работой) в создании и развитии образовательной среды посредством реализации различных организационных форм дополнительного образования. Широкая сфера дополнительного образования в области культуры, творчества, досуга становится единым открытым для инновационных идей пространством взаимодействия и сотрудничества социальных педагогов как организаторов социально-культурной деятельности в школьных, дошкольных и внешкольных учреждениях, семейной и других средах.

Задачами здесь являются: переход всех школ на региональный базисный учебный план; разработка и внедрение регионального стандарта обязательных результатов обучения на основе Федерального стандарта обучения; разработка на основе регионального стандарта новых педагогических технологий, обеспечивающих дифференциацию обучения и развитие личности с учетом индивидуальных, культурных, конфессиональных и национальных особенностей учащихся; создание рынка учебно-методического и дидактического обеспечения регионального базисного учебного процесса; создание независимой аттестационной службы для учащихся, учителей, студентов и независимой системы аттестации и аккредитации учебных заведений; обеспечение нормативно-правовой базы образования; создание городской, многофункциональной, разноуровневой системы непрерывного профессионального образования.

Здесь необходимы: формирование нового типа мыслительной деятельности на основе разработки содержания образования и образовательных технологий; изменение различных общественных практик и систем социокультурной деятельности на основе образования.

Таким образом, образование предстает как сложное, многогранное социально-культурное явление, фундаментальный социально-культурный институт. Совокупность заложенных в его основе начал базового, непрерывного и дополнительного образования и самообразования выступает как естественная составляющая жизни человека, дающая возможность стимулировать его творческую активность, развивать его способности к решению возникающих проблем и постоянному самообразованию. Преемственность содержания различных видов образования в перспективе позволяет существенно расширить и обогатить сферу общественной практики социально-культурной деятельности.

3. Художественная культура и искусство

Одними из важнейших сфер общественной практики, где реализуется социально-культурная деятельность, являются художественная культура и искусство. Морфологический анализ поступательного развития этой сферы позволяет судить о динамичных изменениях в содержании и структуре художественной культуры и в первую очередь искусства, о диалектике взаимозависимости и соотношения между его видами и жанрами на каждом из этапов его истории.

Социально-культурные истоки искусства

История цивилизаций характеризуется необычайным богатством и многомерностью созидательной, культуротворческой функции. Искусством, по представлению Аристотеля, является в широком смысле осмысленный и обобщенный опыт, который с древних времен использовался и используется в тех или иных целях - для удовлетворения материальных потребностей (все виды ремесел, медицина, агрикультура) либо для досуга (например, художественные искусства: музыка, танцы, поэзия). Подобно природе, искусство создает из противоположностей гармоническое единство, но в отличие от природы, которая содержит творческое начало в себе самой, источником создания произведений искусства служит деятельность человека или группы людей. Чтобы обеспечить соответствующее содержание и форму произведения искусства, его автор (или группа авторов) должны знать эстетические законы, владеть художественными средствами и техническими приемами, а также обладать фантазией.

Поскольку искусство является не самоцелью, а средством приобщения к нравственному и прекрасному, постольку оно выполняет ярко выраженные эстетические, воспитательные, просветительные и другие социально- культурные функции.

Как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, искусство - один из важнейших способов эстетического освоения мира. Оно несет специфическую функцию удовлетворения эстетических потребностей людей путем создания произведений, могущих доставить человеку радость, наслаждение, духовно обогатить его и вместе с тем пробудить в нем художника, способного в конкретной сфере своей деятельности творить по законам красоты. Через эстетическую функцию искусства проявляется его познавательное значение и осуществляется его идейно-воспитательное воздействие на людей.

Социально-культурная деятельность в том или ином виде искусства выступает по преимуществу как художественно-творческая деятельность, как художественное творчество со своими правилами.

Художественная культура, берущая свое начало в искусстве древних цивилизаций, прошла сложный, многоступенчатый и длительный путь. Он сопровождался постепенным размежеванием художественного и научного сознания, накоплением великого духовного наследия во всех областях социально-культурной деятельности, утверждением ценности человеческой личности. Всё это служило и служит основой исторической преемственности и духовной близости античной и современной культуры.

В первобытном обществе возникает и развивается протохудожественная или первичная культурная деятельность. Она была представлена различными видами изобразительного творчества (наскальные изображения, орнамент, скульптура, украшения и др.), театрального и танцевального искусства (охотничьи маскировка и пляска, пантомима, актерское искусство), использованием основных групп музыкальных инструментов (ударных, духовых, струнных) во время обрядовых действий. Для первоначальной формы существования искусства характерны его тесная связь с повседневной трудовой и общественной деятельностью людей, стремление к художественному оформлению всех практических действий, обрядов, ритуалов.

Три типа тесно взаимосвязанных друг с другом социально-культурных систем обусловили постепенный переход от первобытной культуры к античной художественной культуре (культуре Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима):

1. Превращение собирательства даров природы в искусственное разведение плодоносных растений, появление сельскохозяйственного производства, которое привело людей к оседлому образу жизни небольшими поселениями, постепенно объединившимися в мощные государственные образования.

2. Преобразование охоты в приручение диких животных и их разведение, возникновение скотоводческого кочевого образа жизни, которое сопровождалось ростом военной активности племен.

3. Профессионализация ремесленного производства и рост производительности труда, породившие широкий торговый и денежно регулируемый обмен, который потребовал концентрации ремесленников и торговцев в крупных и защищенных городах.

Каждая из этих социально-культурных систем сопровождалась развитием новых, цивилизованных форм общественного бытия - письменности, профессиональных ремесел, городов и монументальной архитектуры, профессиональной армии, денежного обращения, государственной власти, зарождением наук и философии, внекультового искусства и др. Первобытная художественная культура постепенно преодолевала свой консерватизм, установки на традиционные художественные стереотипы.

Социально-культурная природа искусства (как первоосновы художественной культуры) убедительно подтверждается историческим опытом древних цивилизаций. Так, например, феномен «греческого чуда» -культурных достижений Древней Греции - объясним не только наличием благоприятных природных факторов (климат, почва, рельеф местности, горы, море), но в большей мере является следствием расцвета античной демократии, торжества идеи о главенстве человеческого разума. Глубочайший гуманизм, основанный на вере в человека, признании за каждым гражданином полиса права на инициативу, неограниченную свободу слова, пронизывает всю социально-культурную деятельность древнегреческого общества.

Являясь социально-культурным продуктом демократии, искусство древних греков и «на миру», и в повседневном быту каждой семьи постоянно испытывало благотворное воздействие двух принципиальных в содержательном плане парадигм - калокагатии и агонистики.

Одна из них, калокагатия, строилась на объективной необходимости сочетания внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств личности. Она органично дополнялась агонистикой - жившим в крови каждого грека неудержимым стремлением к любым состязаниям почти во всех сферах общественной, социально-культурной жизни. Двуедин-ство обеих парадигм определяло духовный склад нации, социально-культурный образ жизни народа. Наиболее ёмкую и полную свою реализацию эти парадигмы получали в крупнейших по своим масштабам социально-культурных акциях - спортивных (гимнастических), художественных (поэтических и музыкальных) и конных соревнованиях.

В содержании культуры Древнего Востока (Древнего Египта, Ассирии, Хеттской державы) постепенно меняются главный объект творчества и нравственные ориентиры, возрастает влияние религии и магии, усиливается информативное и утилитарное назначение искусства, его способность сохранять и сообщать представления, впечатления, ощущения. Доминирующими видами искусства являются архитектура, росписи и рельефы (Древний Египет), где ведущими становятся принципы ансамбля на основе пропорциональности, ритмического равновесия и порядка, монументальности и декоративности.

Далеко не адекватно выстраивался и социальный статус субъектов, участников как индивидуального, так и коллективного творчества - ремесленников, живописцев, скульпторов, архитекторов, ученых, поэтов, актеров, музыкантов. Представители этих становившихся массовыми социально-культурных, по существу, профессий, выходя на рынок услуг, вынуждены были заниматься поиском потенциальных заказчиков, потребителей своей продукции, а также покровителей в лице знатных граждан, крупных торговцев, меценатов. С одной стороны, в общественной среде они воспринимались как талантливые мастера, учителя жизни, а с другой - их занятия наукой, искусством нередко считались «недостойными», уделом выходцев из низших слоев.

Социально-культурные функции искусства в различные периоды развития общества отличались большим разнообразием. Например, музыка (часто вместе с пением) была обрядовой, развлекательной, культовой, сценической, застольной, аккомпанирующей, концертной. Также безгранично велико было число музыкальных инструментов.

Большим социально-культурным смыслом наполнялось и словесно-музыкальное искусство. Благодатной почвой для формирования и развития словесных видов деятельности служили сказки, легенды и мифы. В словесном творчестве складывался свой сюжетный язык, который не только явился предтечей будущего художественного повествования, но и способствовал воспитанию, формированию мировоззрения вступавших в активную жизнь поколений.

С древних времен своим утилитарным назначением отличалась архитектура. Этот вид социально-культурной деятельности и раньше, и в наши дни тесно связан с системой жизненных ценностей и практическими нуждами. Архитектура Древнего мира, начиная с египетских пирамид, поражает способностью выдерживать любое масштабное увеличение, поиском лаконичных изобразительных формул, выработкой языка, отвечающего идее пространства, языка экономного графического знака, строгой ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объёмов. Прочность, суровость, простота, монументальность, высокоразвитость утилитарного строительства - вот что характеризует вклад многих поколений зодчих в мировое социально-культурное наследие.

Характерным свидетельством созидательной социально-культурной деятельности служит творчество великого итальянского архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817), автора сорока дворцов и царских резиденций в Санкт-Петербурге, а также Странноприимного дома, Гостиного двора, Екатфининского дворца в Москве. Здания, построенные по проектам Кваренги, знаменовали эпоху «неоклассицизма» в русской архитектуре ХУШ-ХГХ веков. Отголоски творческих идей Кваренги прозвучали в лучших образцах архитектуры советского и постсоветского периодов, в частности высотных зданий 40-50-х годов XX столетия.

Своей многожанровостью и массовостью отличались зрелищные искусства - театр, цирковые представления, культовые торжества, церемонии почитания богов, гонки на колесницах, гладиаторские бои, ярмарочные балаганы и др.

Результаты социально-культурной деятельности находят отражение в произведениях мастеров декоративно-прикладного искусства: изделиях из камня и стекла, мозаике, керамике, ювелирных украшениях, посуде из серебра и бронзы, мебели и т.д.

Таким образом, даже сравнительно краткий исторический экскурс свидетельствует о глубоких социальных корнях художественной культуры и искусства. На протяжении столетий суть культурной деятельности составляли исторически изменчивые и социально детерминированные способы организации художественной жизни, связанные с производством, хранением, потреблением, распространением произведений искусства. Но на каждом этапе истории общества изменялись не только организационные (институциональные) формы этой деятельности, менялось и её духовное содержание, творческое видение окружающего мира и человека в этом мире. В самом искусстве как сфере общественной социально-культурной деятельности постоянно менялось конкретное соотношение видов, родов и жанров художественного творчества.

Современная художественная культура и искусство: мониторинг проблем и практика их разрешения

Сегодня народная художественная культура и профессиональное искусство России относятся к числу наиболее значимых сфер общественной социально-культурной практики, постоянных объектов культурных интересов и предпочтений многочисленных групп и слоев населения. Их поддержка и развитие являются генеральной задачей государственных федеральных и региональных целевых проектов и программ. Для того, чтобы отстоять свое право на выживание, многим жанрам и видам профессионального и самодеятельного искусства приходится не только рассчитывать на помощь государства, но и привлекать дополнительные средства - кредиты, спонсорство, собственные средства от платных услуг, инвестиции от частных, коммерческих фирм и компаний.

Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства в области художественной культуры выделяются проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства. Предметом внимания государственных органов культуры является постоянный рост массовой аудитории за счет увеличения разнообразия форм и жанров художественного предложения, государственная поддержка гастрольной деятельности театров и филармонических коллективов, в том числе зарубежных гастролей, включая обменные.

С помощью ученых осуществляется творческий мониторинг художественного процесса - исследование и анализ предложения в области исполнительского искусства, жанровых и тематических тенденций формирования репертуара. Государство заботится о развитии исторически сложившихся форм и явлений сценического искусства, являющихся национальным достоянием российской культуры и традиционно определяющих её статус в мировой культуре. Ежегодно расширяется практика организации международных и внутрироссийких художественных выставок, выставочных программ, музыкальных и драматических фестивалей, направления столичных и периферийных художественных коллективов на крупнейшие международные фестивали.

Особое место отводится созданию необходимых условий для выявления, становления и развития талантов, самореализации мастеров искусств и расширения сферы их востребованности. Постоянной поддержкой и целевым поощрением пользуются новые авторы, художники, представители постановочных и исполнительских профессий, а также инновационные проекты в различных видах и жанрах искусства. Обеспечиваются благоприятные возможности для художественного совершенствования молодым деятелям искусств, их участия в конкурсах, фестивалях, творческих лабораториях, мастерских, семинарах.

По мере сил государство стремится укрепить ресурсную базу художественной культуры и искусства. Министерство культуры принимает долевое участие в финансировании спектаклей и художественных программ, в том числе создаваемых в театрально-концертных учреждениях.

Развивается и совершенствуется практика приобретения произведений драматургии, музыкального и изобразительного искусства, государственных и социальных заказов (на конкурсной основе) на создание спектаклей, концертных программ, проведение выставок, на реализацию разномасштабных комплексных проектов. Всё это делается в целях усиления влияния на художественно-репертуарную политику коллективов и организаций. Государством ежегодно выделяются средства целевым назначением и в порядке долевого участия на создание произведений общественно значимой тематики. Особой целевой поддержкой государства пользуется создание произведений различных жанров для детей, подростков и молодежи. С целью расширения творческих предложений для этой категории Министерство культуры использует различные формы финансовой поддержки.

Реализуется государственная программа в области монументального искусства, в рамках которой осуществляется проектирование и сооружение памятников, монументов, мемориальных досок, памятных знаков (ежегодно до 15-20 проектов в Москве и регионах Российской Федерации), финансируется создание отдельных произведений монументального искусства.

О сложности и масштабности проблем, существующих в профессиональной художественной сфере, свидетельствует пример циркового искусства.

С большими материальными и финансовыми затратами связано обеспечение высокого творческого уровня создаваемых современных произведений циркового искусства (тематических шоу-представлений, спектаклей, программ), техническое и материальное переоснащение эксплуатируемого циркового конвейера - аттракционов, исполнительских номеров, отдельных цирковых групп и коллективов. В активном продю-серстве, оказании материально-финансовой помощи нуждается деятельность по выявлению, подготовке и продвижению молодых исполнителей, спортсменов, участников любительских студий, выпускников образовательных цирковых учреждений при постановке новых программ и номеров.

Высокому престижу отечественного цирка способствуют внутренние и зарубежные гастрольные поездки коллективов, организация ученичества в цирковых номерах и стажировки молодых артистов у ведущих мастеров цирка, участие в международных и российских цирковых фестивалях, смотрах, конкурсах, где не обойтись без привлечения спонсоров и меценатов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты