Социально-культурная деятельность
p align="left">Смена времен года обычно сопровождалась серией религиозных и чисто бытовых праздников, ритуалов и церемоний. Так, например, наряду с существованием семейной обрядности, характеризующей огромный культурно-воспитательный потенциал семьи - этой самой устойчивой социокультурной общности, широкое распространение имеет и общекультурная обрядность, коллективное общение «всем миром», иначе сказать, «общемирская обрядность». В то же время между этими двумя видами обрядности издавна располагалась своеобразная цепь общественно-семейных обрядов.

Общих, «мирских» обрядов было, как правило, не более трех-четырех в году. У славян это, к примеру, масленица, святки и т.д. Однако такой обряд, как свадьба, проистекающий из семейной обрядности, как известно, и сегодня часто охватывает все село или его часть. К числу переходно-промежуточных досуговых традиционных форм относились посиделки и «вечерки», где собирались не только взрослые, но и молодежь.

Характерно, что с давних пор многие обрядово-ритуальные мероприятия своими корнями уходили в религию, а не в досуг. Соответственно этому большинство, например европейских, цивилизаций имело более 150 свободных от работы дней в году. Анализируя это свободное время, ученые отнюдь не ассоциируют его с досугом. Дело в том, что многие из этих праздников и, по существу, нерабочих дней часто навязывались церковью против воли крестьян и ремесленников для того, чтобы выполнять духовные обязательства. Бедняк в одной из басен известного французского поэта XVII века Ж. Лафонтена, например, жалуется: «...Монсеньор кюре всегда нагружает нас проповедью о каких-то новых святых». К концу XVII века французские крестьяне и ремесленники, составлявшие 95% рабочей силы, должны были мириться со 164 свободными днями в году, которые не были добровольно избранными, а были навязаны либо религиозными требованиями, либо отсутствием работы. Что касается аристократических кругов, то их свободное времяпрепровождение не может быть охарактеризовано термином «досуг». Финансово и социально привилегированные классы оплачивали собственное безделье работой своих рабов, крестьян или слуг. Подобное безделье никак не ассоциируется с досугом, поскольку такой «досуг» не является ни результатом, ни вознаграждением за работу, а, скорее всего, занимает место самой работы.

В осмыслении досуга как социального явления с полным основанием можно положиться на народные культурно-педагогические идеи и традиции. Они, в частности, прямо указывают на тесную зависимость досуга от качества и уровня организации труда, степени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной трудовой деятельностью. Словом, только хорошо, плодотворно поработавший человек способен полноценно, с полной самоотдачей веселиться, отдыхать, расходовать свое досуговое время. Пословица «Рукам работа -душе праздник» убедительно подчеркивает, что всякая досуговая деятельность - некоторого рода продолжение радости труда.

Вряд ли правомерно отождествлять досуг с бездельем. Если «безделье - мать всех пороков», то досуг несет в себе через особым образом организованное общение глубокий социальный, часто педагогический, смысл, имеет культурно-образовательное, развивающее назначение. Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению социокультурного наследия. Об этом свидетельствует опыт изучения традиционных национальных культур.

В досуговой сфере всегда зримо или незримо присутствует трудовое начало. «Не учи безделью, учи рукоделью» - эта заповедь указывает на возможность соединения труда и развлечения, например, на посиделках и «вечерках». За этим тезисом, по существу, стоит один из наиболее важных принципов народной культуры: органическое сочетание в одном действии двух начал - утилитарно-практического и досугового, часто художественно-творческого, эстетического.

Наиболее характерный признак овладения традиционной культурой заключен в умении человека соединить в своей жизни труд и отдых, в гармонизации двух этих полюсов. «Мешай дело с бездельем - проживешь век с весельем», - гласит пословица.

Современные исследователи отмечают необходимость ряда условий в самом обществе для обеспечения досуга в жизни большинства занятого населения. Отметим два наиболее существенных.

Во-первых, общество перестает управлять организацией досуга посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности не должны попадать под категорию коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого индивидуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминироваться социальной необходимостью.

Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видов. В самом деле, она и сегодня организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.

Эти два необходимых условия характерны для образа жизни людей только в индустриальном и постиндустриальном обществе. Их отсутствие в древней и средневековой аграрной формациях многие ученые склонны рассматривать как отсутствие досуга. Проникновение концепции досуга в современный сельский (аграрный) социум они объясняют тем, что, во-первых, аграрный труд развивается по промышленной модели, а во-вторых, тем, что сельская жизнь уже пронизана и насыщена традиционными городскими ценностями. То же самое можно сказать и о досуге в аграрных обществах развивающихся стран, входящих сегодня в пре-диндустриальный период.

Таким образом, досуг как современное понятие сформировался в период индустриального и постиндустриального развития общества. Именно в рамках этого периода сократилось рабочее и увеличилось свободное время, оказались четко разделенными, регламентированными досуг и труд, досуг и учеба.

Крушение социально-культурной программы и парадигм организации досуга, характерных для периода господства административно-командной системы, в директивном порядке насаждавшей в области культуры и досуга идеологический диктат, привело к стихийному формированию новой парадигмы досуга «снизу», плюралистичное™ процесса. Первые позитивные результаты народного творчества в этой области (выявление и раскрытие истинных досу-говых потребителей во всем их разнообразии, гуманизация досуга и т.д.) послужили основой для теоретического осмысления актуальных проблем свободного времени.

К негативным явлениям в спонтанном формировании новой социокультурной парадигмы досуга относятся эмпиричность, эпигонское воспроизводство зарубежных образцов, в том числе тех, которые создаются исключительно в коммерческих целях и рассчитаны на массовую аудиторию стран «третьего мира», нигилистическое отношение ко всему опыту прошлого, с одной стороны, и попытки возрождения явных анахронизмов - с другой.

Для социально-культурного опыта крайне важен учёт такого психологического феномена, как досуговые заблуждения, характерные для массовой потребительской, главным образом молодежной, аудитории. К сожалению, этому в большой мере способствуют субъективизм и групповой эгоизм целого ряда новоявленных объединений, союзов, партий, включая группировки, извращенно трактующие социальное назначение свободного времени.

В настоящее время многие зарубежные модели досуга, не всегда включающие и шоу-бизнес, и компьютерные игры, и моду, и спорт, и модели антидосуга, порой активно вытесняют отечественный, национальный досуг. Они особенно быстро приживаются в молодежной среде, становятся ненатуральным заменителем общественно значимого досуга. Сам этот процесс разрушения национального менталитета в социально-культурной сфере и возможные способы его нейтрализации нашей наукой пока не изучены и не осмыслены до конца.

Внесение научной основы в процесс формирования новой социокультурной парадигмы массового досуга является насущной потребностью и отражает коренные интересы общества.

В последние десятилетия мы являемся свидетелями определенной автономизации свободного времени, отделения его от «внешней целесообразности», прагматических установок, превращения в одну из самоцелей жизнедеятельности общества, в сферу гедонистического восприятия действительности, «возвышенной деятельности».

Свободное время правомерно называют социально-культурным феноменом. Чтобы подтвердить справедливость этого положения, остановимся вкратце на характеристике и градации досуга и досуговой деятельности.

Досуг предполагает определенную реализацию в поведенческой сфере социокультурного потенциала свободного времени, «материализацию» этого потенциала в общественной практике.

Досуг выступает как вид деятельности, подразумевающий не столько поведение личности, сколько поступки, раскрывающие активность, «кинетическую» сущность субъекта. Универсальность досуговой деятельности обусловлена, прежде всего, богатством ее предметного и видового разнообразия. Огромные возможности этой деятельности заключаются в обеспечении рекреации путем смены одного вида занятости, утомившего человека, на другой, отличный от прежнего. Именно в этом, в частности, состоит компенсаторная функция досуга, его роль в расширении диапазона жизнедеятельности людей, а следовательно, и их всестороннем развитии. Особое значение это свойство приобретает в условиях узкоспециализированных производственных процессов, характерных для современности. Досуг является сферой многогранного восприятия действительности, удовлетворения гедонистических потребностей, пользования широким спектром природных благ, ценностей цивилизации, культуры, общения. Активность досуга способна эффективно стимулировать включение личности в культурнотворческий процесс, обеспечить переход от потребительства к производительной конструктивной деятельности в ситуации свободного выбора ее конкретных видов, отвечающих способностям, задаткам и увлечениям человека.

Если обратиться к типологизации досуга, то определяющими ее индикаторами являются: видовое разнообразие, активность досуговой деятельности, степень включенности в культурно-творческие процессы. Первый тип, характеризующий отношение личности к своему досугу, классифицируется как инертный, второй - потребительский, третий (высший) - творческий. Среди объективных и субъективных факторов, формирующих эти типы, назовем социально-экономические, политические, духовные, бытовые, ситуационные, личностно-психологические и др. Как свидетельствует практика, существует объективная необходимость в общественной оценке данных типов и тех последствий, которыми каждый из них чреват для социокультурного развития общества, его духовного и физического здоровья, снятия и нейтрализации проблем и кризисных ситуаций или, наоборот, их обострения.

Самодеятельный характер досуга влечет за собой естественное развитие самоуправления досуговой деятельностью. Для этой сферы характерно соотношение «легального (формализованного, бюрократического) господства», «господства традиционного» (т.е. основанного на вере в святость и незыблемость установленных некогда порядков) и «характерного господства» (добровольного признания массой людей лидера). Важно отметить доминирование в досуге последнего типа самоуправления. В условиях административно-командной системы организация массового досуга осуществлялась без учета указанной выше тенденции.

Досуг - это сфера, где социальная (классовая, сословная) принадлежность личности в определенной мере «размывается». Здесь происходит интеграция интересов, главным образом, по возрастному принципу в сочетании с принципом включенности личности в общественное производство, гражданскую жизнь. К трем основным досуговым социовозрастным стратам можно отнести: учащихся (т.е. лиц, готовящихся вступить в полноценную производственную и общественную жизнь), самодеятельное население (произюдительная сила общества), поколение, по возрасту вышедшее «на заслуженный отдых». Взаимоотношения этих страт в сфере досуга (по типологии Маргарет Мид) подразделяются на постфигуративные (старшие учат младших), префигуративные (старшие не только учат младших, но и сами учатся у них), конфигуративные (равнение на сверстников). В досуговой деятельности нарастает тенденция к доминированию конфигуративных взаимоотношений, их абсолютизации, особенно в молодежной субкультуре.

Досуг постоянно был и остается сферой возникновения и развития спонтанных социокультурных инициатив, самоорганизации отдельных социокультурных слоев и групп в рамках досуга. Именно в этой сфере происходит интенсивное воздействие социальных, возрастных, профессиональных, этнических субкультур на содержание досуга и досуговой деятельности.

Социокультурные свойства досуга нуждаются в постоянной регуляции, поскольку проявлениям социокультурных закономерностей (при-роднозаданных свойств досуга) присуща широкая вариативность в зависимости от национальных, экономических, социальных факторов, других внешних условий. Целенаправленно влиять на досуговую сферу означает содействовать проявлению ее закономерностей в наиболее полном выражении.

К основным регуляторам досуга относятся, прежде всего, административные методы, направленные на блокировку асоциальных явлений, правовое упорядочение досуга, охрану физического и духовного здоровья людей. Экономические способы регулирования способствуют предупреждению «обвальной» коммерциализации сферы свободного времени, нейтрализации ее негативных последствий через государственные целевые программы, спонсорство общественно значимых инициатив, направленное использование свойств рынка. Педагогическое воздействие также выступает в роли регулирующего фактора, влияет на процесс досуговой общности, готовой в силу своей духовной и волевой развитости, социокультурной ориентированности самостоятельно реализовать в наилучшем варианте потенциал свободного времени.

В современной социально-культурной теории и практике существуют различные досуговые концепции - точки зрения, трактовки, способы понимания досуга как досуговой (рекреационной) деятельности. Они отражают разные подходы к досугу как жизненно важной сфере человеческого бытия. Различие этих концепций объясняется тем, что в них взгляды на досуг и досуговую деятельность формируются с позиций не только культурологии, но и других наук: медицины, экологии, социологии, культуры, экономики, педагогики, психологии.

Остановимся на основных концепциях досуга, которые в нашем курсе являются базовыми, наиболее существенными, помогают познать суть данного социального явления.

К ним прежде всего относится деятельностная концепция досуга, в которой досуговая (рекреационная) деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека. Мы уже говорили о том, что с древних времен до наших дней сфера труда и сфера досуга остаются исторически сложившимися и тесно взаимосвязанными сферами жизнедеятельности человека. Трудовая деятельность связана с затратой жизненных сил личности, а досуговая -- с их восстановлением.

Исходя из действительно непреложного факта, что без восстановления (рекреации) сил не может быть и их затрат, некоторые теоретики рассматривают досуговую деятельность только с "производственных" позиций - лишь как условие для нормального функционирования производства. Но это чересчур упрощенный подход: на самом деле по мере усложнения производственных процессов существенно возрастает и усложняется социальная роль досуга. Его назначение состоит не только в восстановлении физических и психических сил работника, но и в крайне необходимом повышении его образовательного и духовного потенциала.

Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенностей. Во-первых, в отличие от трудовой деятельности, которая осуществляется в рабочее время и связана с жесткой организацией и обязательной регламентацией, досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности. Этим родом деятельности в свое свободное время человек волен заниматься или не заниматься по своему собственному усмотрению. Во-вторых, если цель трудовой деятельности состоит прежде всего в производстве необходимых средств и условий жизни, то в процессе досуговой деятельности такой конечный результат не имеет для человека принципиального значения, важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время того или иного досугового занятия. В-третьих, обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека, в других - его пассивное расслабление, в одних случаях отличается конструктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других - может носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный характер.

Деятельная концепция досуга дает основание сделать несколько выводов. Досуговая (рекреационная) деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она отличается огромным разнообразием, осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями человека и характеризуется добровольностью выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности.

К довольно ранним и устойчиво сложившимся относятся медико-биологические (курортологические, оздоровительные) концепции досуга. Основу этих концепций составляет разработка механизмов лечения заболеваний или предупреждение их с помощью лечебных природных факторов, контакт с которыми, естественно, возможен лишь в нерабочее, свободное время. Целям использования досугового времени как способа оздоровления, адаптации человека к неизвестным условиям природной и социальной среды, снятия стрессов служит расширение сети исторически сложившихся и вновь осваиваемых курортно-рекреационных центров и зон как в России, так и за рубежом. К ним относятся, например, побережья теплых морей - Черного и Азовского, Прибалтика (Юрмала, Паланга, Пярну), Карпаты, Кавказские Минеральные Воды. В последние десятилетия была предпринята попытка освоения новых курортных центров: Иссык-Кульского в Киргизии, побережья Каспийского моря в Азербайджане, горных районов Северного Кавказа, Средней Азии, Сибири. К широко известным в мире традиционным средиземноморским курортам на юге Франции (Ницца, Канны и др.) в настоящее время прибавились Балеар-ские и Канарские острова в Атлантике, Мальта и Сардиния на Средиземном море, прибрежные территории Италии, Испании, Греции, Египта и других стран.

К особенностям лечебно-профилактических центров относится то, что в отличие от больниц и поликлиник, лечение в них осуществляется в благоприятных природных и климатических условиях, используются лечебные грязи и минеральные воды, купания и ходьба на свежем воздухе, соблюдается санаторный режим, проводится гигиеническая и лечебная гимнастика, а также то, что эти Центры носят многопрофильный характер либо специализируются на лечении определенных болезней; одни из них функционируют в течение всего года, хотя численность отдыхающих связана с сезоном, деятельность других зависит от сезонных условий. Лечебно-профилактическое обслуживание, как правило, рассчитано на отпускной период, реже - на конец рабочей недели и конец рабочего дня (профилактории).

Отдельную группу составляют культурологические и социально-культурные концепции досуга. Во главу угла они ставят содержательное наполнение свободного времени. Досуг в этих концепциях воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями, наследием каждого народа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты