Социальная структура общества
торой тип - исследования, позволяющие измерять латентные (не поддающиеся непосредственному наблюдению) параметры социальных явлений и процессов; факторы, детерминирующие их протекание, связи и отношения между явлениями, а также характеристики индивидов и социальных групп - носителей общественных отношений. Условно эти исследования можно назвать измерительными. Это, например, измерение социальных установок личности, изучение отношения к труду, включенности личности в профсоюзную деятельность и т.п. Этот тип исследований - наиболее сложный, он всегда имеет не только практический, но и теоретический выход, как в виде новых шкал, инструментария, методик, так и приращения социологического знания.

Третий тип - исследования, в ходе которых имеющееся знание переводится в конкретные рекомендации, проекты решения проблем применительно к специфике объекта, а также осуществляется аналитическая и методическая работа по внедрению рекомендаций в практику. Это - инженерно-социологические и управленческо-социологические исследования, основное поле деятельности заводской социологии.

Четвертый тип - экспериментальные исследования. Они включают теоретическое обоснование конкретного социального эксперимента, а также всю аналитическую работу в ходе его осуществления.

Значительное распространение и самостоятельный статус приобрели следующие три типа исследований: сравнительные, диагностические и экспертные. Они не укладываются в приведенную схему критериев, отличаясь и целями, и логикой, и организацией. Каждый из этих типов исследований вызван к жизни определенными потребностями и имеет большое значение: первый - в теоретическом плане, два других - преимущественно для практики.

Специфика социологического учения К. Маркса

К. Маркс (1818-1883) - немецкий философ, экономист и революционер.

Традиционно считается, что ученье Маркса происходит от трех главных источников:

1. Французской социалистической мысли, не в последнюю очередь от идей Сен-Симона;

2. Философии Гегеля, принципы которой он изменял, хотя никогда полностью не отрицал;

3. Английской политической экономики, на которой Маркс основывался, но не вышел за ее пределы.

Кроме того, опыт социальных условий, полученный в путешествиях, контакты с радикальными и коммунистическими группами и людьми, особенно Энгельсом, с которым его связывала пожизненная дружба и интеллектуальное товарищество с 1846 года, сыграли роль в превращении Маркса из радикального демократа в коммунистического революционера. Весь интеллектуальный проект Маркса заключал в себе несколько целей:

понять и объяснить человека, каким видел его в капиталистическом обществе;

вскрыть динамику этого общества и снять покров с его внутреннего функционирования и воздействия на человеческие отношения;

обрести теоретическое понимание действия механизмов всего процесса исторического изменения, в котором капитализм был лишь одной из фаз.

Эти проекты реализованы, не всегда несовершенным образом, в философских, экономических и политических произведениях Маркса. Они не были в строгом смысле социологическими, чего Маркс и не утверждал. Однако его мысль оказала глубокое воздействие на развитие социологии, дав отправную точку широким исследованиям, стимулировав продуктивную критическую реакцию со стороны немарксистских ученых.

Усилия Маркса воодушевлялись верой в необходимость проектов не только для изучения общества, но и для его изменения. Поэтому он не колебался в том, чтобы поставить социальную науку на службу целям социального освобождения. По существу, он считал, что положение человека при капитализме характеризовалось отчуждением, то есть оторванностью людей от своего мира, труда, продуктов, товарищей и самих себя.

Отчуждение не часто фигурировало в его более позднем творчестве, касающемся анализа внутренних механизмов капиталистической экономики, развивавшейся вопреки объяснению теории истории, известной как "материалистическое понимание истории". Теория опирается на следующее представление: экономика оказывает первичное влияние на формирование и развитие социальных структур и на идеи, которые люди имеют о себе, а также о своем обществе. Прежде чем философствовать, играть в политику, создавать произведения искусства им необходимо произвести предметы первой необходимости, вступив в социальные производственные отношения. Согласно Марксу, экономические отношения составляют основу общества, имеющую надстройку из неэкономических учреждений. Характер и возможности последних существенно определяются основой. Именно на оценке этого аргумента критики иного считали Маркса экономическим детерминистом. Иногда Маркс и Энгельс настаивали на способности неэкономических институтов - государства, религии - играть относительно автономную роль в социальном развитии. Но, в "конечном счете" именно производственные отношения оказывают решающее воздействие, ибо становятся классовыми, представляющими собой основу, как социальной структуры, так и социального изменения.

Теория Маркса касается различных типов способ производства. Они понимались как последовательное развитие, приводившее к прогрессу в производительных силах человечества и, следовательно, к его власти над природой. Маркс постулировал первобытное коммунистическое ("бесклассовое") общество, которое заменяет классовые общества, построенные последовательно на рабстве, феодализме и капитализме. Движущей силой замены выступал классовый конфликт, порождаемый постоянным развитием производительных сил. В рамках любого способа, производительные силы развивались путем проявления новых, вызывающих новые классовые формирования, классовый конфликт и революцию. Конфликт возникал потому, что производственные отношения, поддерживаемые господствующим классом, имели тенденцию сдерживать достижения, побуждая возникающий класс свергнуть старую систему и заменить ее новой. Так, конкретно, феодальные производственные отношения (отношения лорд-крепостной) действовали как тормоз на капитализм, рождающийся в недрах феодального общества. Капиталисты должны были уничтожить феодальные отношения и заменить их иной совокупностью отношений: они - господствующий класс, а неимущий пролетариат - подчиненный.

Социальный и экономический анализ Маркса вдохновлял целые поколения политических активистов, социальных критиков и ученых. Подобно Марксу, они подчеркивали, что "буржуазия" социальная наука, социальная мысль часто ограничиваются "явлением" и не освещают истинную действительность, составляющую фундамент капиталистических экономических, а также социальных отношений. После смерти Маркса, особенно в советском марксизме, его теории служили для показа "законов движения капиталистических обществ". В Западной Европе неудачи рабочего класса в борьбе с фашизмом привели политически стойких марксистов к пересмотру оценки роли рабочего класса в политике. Позже марксисты продолжали существенно расходиться в интерпретации идей Маркса. Некоторые, в частности, Альтюссер, отклоняют его философские, навеянные Гегелем гуманистические аспекты ранних произведений, настаивая на важность лишь более поздних произведений, посвященных научному исследованию капиталистического общества.

Маркс никогда не устанавливал временные рамки для революции; реальная ценность его анализа состоит в раскрытии основных механизмов, поддерживающих капитализм. несмотря на критику, марксистская традиция сохраняет важное и мощное влияние на социология и социальную науку в целом.

Функциональная социология Р. Мертона

Роберт Кинг (р. 1910) - американский социолог, почетный профессор Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации (с 1957). Учился в Гарвардском университете. Докторская диссертация: "Пуританизм, пиетизм и наука" (1936). В 1940-е был содиректором (с П. Лазарсфельдом) Бюро прикладных исследований Колумбийского университета. Основные работы: "Наука, техника и общество в Англии 17 в." (1938); "Социальная теория и социальная структура" (1957, 1968); "О теоретической социологии" (1967); "Социология науки" (1973); "Структурный анализ в социологии" (1975); "Подходы к изучению социальной структуры" (1975) и др.

В ранний период творчества на Мертона заметно влияние идей М. Вебера, особенно его работы "Протестантская этика и дух капитализма", и Дюркгейма, что оправдано исследовательской установкой Мертона на преодоление эмпиризма американской социологии через синтез ее с европейской традицией. Тема науки (как социального института со специфическими ценностно-нормативными регулятивами) - одна из сквозных у Мертона, заложившего основы американской социологии науки. В качестве "институциональных императивов" науки выделял: универсализм (любое знание открыто для критики и оценки), общность ("коммунизм") - доступность результатов исследования для анализа др. учеными, бескорыстность (исследования подвергаются контролю на предмет мотивации деятельности исследователей), организационный скептицизм (блокирование тенденций к абсолютизации и догматизации концепций и подходов).

С конца 1940-х можно говорить о втором периоде творчества Мертона, характеризующемся развитием структурно-функциональной теории. Мертон создал свой вариант концепции, которую в отличие от функционального императивизма Парсонса квалифицируют как функциональный структурализм (Дж. Тернер). Мертон подверг структурный функционализм критике изнутри, пересмотрев (с позиций "организационного скептицизма") его основные методологические установки и теоретические положения. С позиций социологии знания и науки Мертон выдвинул тезис о том, что любые общие теории являются лишь теоретико-методологическими ориентациями, т.е. по сути, философскими концепциями, не предназначенными для эмпирической работы. Попытки построения всеобъемлющей социологической теории не имеют под собой оснований. С другой стороны, остается необходимость теоретического ориентирования эмпирической практики.

В этой связи Мертон предложил в 1948 году программу создания теорий среднего уровня (ранга). Они, согласно Мертону, позволяют в рамках структурно-функционального анализа ввести ограничения на организационные построения теории и концептуализировать исследовательскую практику. Отсюда стратегия упорядочения понятийного аппарата, который должен позволять отделять "существенные" социальные явления от "несущественных". "Организационный скептицизм" позволил Мертону вскрыть и три неэксплицированных (а, соответственно, достаточно не обоснованных) постулата структурного функционализма:

1) постулат интеграционного единства социальных систем: все виды социальной деятельности и элементы культуры стандартизируются и являются функционально нагруженными внутри социального или культурного целого (функция при этом рассматривается как вклад элемента в тотальность системы); Мертон смещает акцент с тотальности на дифференцированность систем, на анализ многообразия типов, форм, сфер и уровней социальной интеграции, степень которой можно установить только эмпирически;

2) постулат функциональной универсальности социальных вопросов (все социальные и культурные элементы системы выполняют эксплицированные функции через целерациональные стратегии действий); Мертон поставил под сомнение как эксплицированность функций, так и тотальность целерациональных стратегий действия;

3) постулат неизбежности функциональной проблематики в анализе социальной реальности (в силу того, что все является частью чего-либо, что существуют незаменимые функции, требующие вполне конкретных форм, и т.д.); Мертон выдвинул тезис о том, что реквизит функций должен устанавливаться эмпирически в конкретных социокультурных контекстах (отсюда, в частности, анализ инверсий культурных образцов). На основании проделанного анализа им был сделан вывод (который иногда называют теоремой функционального анализа Мертона): точно так же, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, одна и та же функция может по-разному выполняться. Отсюда задачи уже "структурного фукционализма" на выделение в тотальностях общества:

1) социальных форм (систем и их частей);

2) типов влияния форм на уровень непосредственной жизни;

3) процессов, вызывающих к жизни именно эти формы, а также методологическая установка на разделение причин и функций.

Если классический "фукциональный императивизм" (Парсонс) вычленяет особенности социальных феноменов (через их функции) в структурных контекстах, то подход Мертона "оборачивает" это отношение. Структура характеризуется через: а) организованность рядов социальных отношений; б) регулярность (периодичность) этих отношений; в) наличие в ней глубинного (неэксплицированного) уровня отношений; г) сдерживание (инициирование этих отношений системами норм и культурных образцов). Тогда статус и функция приписываются элементу через его локализацию в структуре как:

1) нормативность (ожидаемость поведения по предписанному образцу);

2) потенциальность (определенность возможных вариантов выбора стратегии поведения, наличных ресурсов, легитимных способов достижения целей);

3) идеальность (реквизит верований и идей). Кроме того, в традиции Сорокина, Мертон разводит культурную (нормы, ценности, институты, роли) и социальную (ресурсы, возможности, социальные ценности, как то: здоровье, власть, престиж, образование) структуры. Структура через механизмы согласования/рассогласования проблематизируется в своем качестве задавать интегративные состояния общества и это качество переходит к переинтерпретированной в терминах культуры социальной организации. Последняя понимается как интегрированная совокупность социальных ролей (нормативных правил и ожиданий), подчиненная целям, которые могут и не осознаваться. Социальная организация максимизирует внутри себя рациональность формирования образцов действия и стремится к комплексному (тотальному) воздействию на личность. Такая постановка проблем структурно-функционального анализа потребовала введения в него новых (как минимум) четырех "тем", которые стали после работ Мертона классическими для этой научной парадигмы.

Мертон ввел представление о дисфункциях системы - негативных последствиях воздействия одной части системы на другую (дисфункции - показатель степени интегрированности той или иной системы). Мертон ввел понятие баланса функциональных и дисфункциональных следствий, которые вытекают из реализации того или иного образца, институционально закрепляемого в системе (в действительной норме функциональные следствия перевешивают дисфункциональные). Мертон ввел, для онтологизации своей "теоремы", понятия "функциональные эквиваленты" и "функциональные альтернативы", т.е. предложил исходить из вариабельности организационного воплощения социальных структур, удовлетворяющих конкретной функции. Мертон, наконец, ввел различение явных и скрытых (латентных) функций. Последние не интенциональны и не осознаваемы, они проявляются через непрограммируемые и не контролируемые участниками следствия их рационализированных действий. В результате Мертон динамизировал структурно-функциональный анализ, рассматривал социальные изменения и их направленность как отдельную задачу социологического изучения. В итоге были созданы теория ролевого конфликта, развитая Козером, и мертоновская версия концепции социальной аномии Дюркгейма. Изменения социальной структуры - следствия адаптивных процессов воспроизводства системы на уровне повседневной жизни и трансформационных процессов общества, ведущих к установлению нового социального порядка. В результате социальных изменений в системе происходит накопление дисфункций (проблема допустимого порога, перехода нормативно-допустимого в патологическое) и инноваций (проблема изменения мерности и эталонности, т.е. механизмов нормирования). Дисфункции вызываются: рассогласованностью элемента, побочными следствиями и эффектами структурных действий, разладом в подсистеме. Отсюда возможности нарастания аномии в системе и роста девиантного поведения, когда культурные нормы (цели) начинают расходиться с институциональной их поддержкой (санкционированием) системы. Отклонение, следовательно, - любое отступление от линии конформистского поведения. Развитие концепции Мертона явилось одним из важнейших содержательных этапов в эволюции структурно-функционального метода в социальной философии и социологии.

Концепция ценностного обмена в социологии

Теорию социального обмена, или теорию действия, относят к группе "микросоциологических теорий". Это также пример социального бихевиоризма, уделявшего основное внимание анализу внешних форм человеческого поведения и взаимодействия.

Наиболее яркими представителями этой теории были американские социологи и психологи Джордж Хоманс и Питер Блау. Именно Хомансу принадлежал знаменитый лозунг: "Назад к человеку", положивший начало критике структурного функционализма с позиций психологизма. "Конечные принципы объяснения в антропологии, социологии и даже в истории. ., - утверждал Хоманс, - психологические"

Хоманс и Блау характеризуют социальное поведение как обмен деятельностью людей в зависимости от количества и вида вознаграждения.

Сущность социального действия, по Хомансу, состоит в принципе №экономической рациональности", означающем, что каждый человек стремиться в процессе общения получить наибольшую выгоду при минимальных затратах.

Социальное поведение характеризуется также следующими чертами:

наличие или отсутствие вознаграждения за поступок влияет на частоту его повторения;

если в определенной ситуации поступок приводит к успеху, то в похожих условиях человек будет действовать аналогично;

вероятность действия зависит от ценности вознаграждения; привычка к определенным вознаграждениям уменьшает их ценность;

отсутствие ожидаемого вознаграждения может вызвать возмущение, гнев, агрессию.

Идеи Д. Хоманса оказали большое влияние на взгляды П. Блау. По его мнении, люди выступают в социальные отношения с надеждой получения вознаграждения и продолжают эти отношения в том случае, если получают то, к чему стремятся. Вознаграждения могут быть разными: социальное одобрение, уважение, признание, статус и т.п., а также практическая помощь. Преимущественный доступ к тем или иным благам некоторые люди могут использовать в корыстных интересах, в частности, для приобретения власти над другими людьми.

ТЕСТ

Активно критиковали позитивизм представители

бихевиоризма

феноменологии

неокантианства

экзистенциализма

Люмпен - пролетариат - это:

профессиональная прослойка

социальная общность

люди, выброшенные из общества

социальный класс

Кто предложил в качестве критерия классообразования отношение различных слоев к принципу управления?

Г. Моска

Д. Белл

Т. Веблен

М. Вебер

Какой научной школой впервые была поставлена проблема менталитета?

позитивизм

символический интеракционизм

"Анналы"

феноменологическая социология

Какой тип регламентации характерен для социальных институтов?

жесткий

аморфный

гибкий

нерегулярный

К какому виду теорий социальных изменений принадлежит концепция П. A. Сорокина?

индустриально - технологические теории

материалистические теории

социокультурные теории

социально - экономические теории

Автором неоэволюционной концепции структурно - функционального анализа является

Дж. Морено

Р. Мертон

У. Томас

Т. Парсонс

Какой тип социального статуса человек приобретает благодаря собственным усилиям?

"предписанный" статус

"достигаемый" статус

формализованный статус

неформализованный статус

Понятие культурно - исторических типов ввел

П.Л. Лавров

М.М. Ковалевский

Н.К. Михайловский

Н.Я. Данилевский

Кто из французских философов внес большой вклад в развитие теории "общественного договора"?

Д. Дидро

Ж. - Ж. Руссо

П. A. Гольбах

Ж.Л. Д' Аламбер

Кто из философов разработал теорию замкнутых культурных циклов?

А. де Токвиль

О. Шпенглер

Г. B.Ф. Гегель

М. Вебер

Какой тип связи преобладает в неформальных группах?

личностный тип

безличностный тип

нормативный тип

жесткий тип

Кто из итальянских политических мыслителей рассматривал соотношение гражданского общества и государства?

Н. Маккиавели

М. Фичино

Б. Кроче

Дж. Джентиле

Кто был автором теории социального изменения?

Т. Парсонс

Э. Дюркгейм

Ф. Зимбардо

Г. Спенсер

Первичной движущей социальной силой, согласно Л.Ф. Уорду, являются

интеллектуальные стремления

биологические желания

чувства

цели

Кто ввел в социологию понятие публики?

Ф. Зимбардо

Г. Тард

Дж. Хоманс

Х. Ортега - и - Гассет

Кто из немецких философов впервые использовал понятие "правовой порядок"?

Г. B.Ф. Гегель

Ф. Шеллинг

И. Кант

Ф. Энгельс

На описание системы межличностных отношений между членами группы ориентирован (а, о)

социометрия

опрос

наблюдение

тестирование

Какую теорию личности развивал Ч.Х. Кули?

необихевиоризм

ролевая теория

теория зеркального "Я"

психоанализ

Кто из социологов интерпретировал общество как sui generis (нечто в своем роде, своеобразное)?

Г. Спенсер

Э. Дюркгейм

Ф. Теннис

Г. Тард

Сторонником какой теории личности был Т. Парсонс?

Теория зеркального "Я"

Ролевая теория

Психоанализ

Необихевиоризм

Дж. Хоманс сводил поведение людей

конфликту

исполнению ролей

интеракции

обмену ценностями

Г. Тард вел полемику, в первую очередь, с

О. Контом

Г. Лебоном

Э. Дюркгеймом

Дж.Г. Мидом

Примером какого типа мобильности является падение ранга аристократии?

интергенерационная мобильность

групповая мобильность

горизонтальная мобильность

индивидуальная мобильность

Что является причиной социального неравенства согласно Д. Дж. Трейнману?

разделение социальных функций

социальное угнетение

разделение труда

социальная несправедливость

Большой вклад в разработку социометрии внес

Т. Парсонс

Р. Мертон

У. Томас

Дж. Морено

Какой уровень существования человека характеризуется его биосоциальностью?

человек как индивидуальность

человек как личность

человек как индивид

человек как социальный субъект

Кто разрабатывал теорию исторического кругооборота?

О. Шпенглер

Э. Дюркгейм

Г. Спенсер

П. A. Сорокин

Какое понятие подчеркивает необратимость социальной эволюции?

социальные изменения

социальная связь

социальный прогресс

социальное взаимодействие

Кто из британских теоретиков дал классификацию прав гражданина?

У. Мур

B. Тумин

К. Девис

Т. Маршалл

Что можно назвать "поведенческим вознаграждением" личности в процессе социального обмена?

социализация

родство

социальный статус

культурное развитие

Как называется пассивное, лишенное личностного содержания, принятие существующего порядка вещей?

аномия

девиантное поведение

конформизм

идентификация

Понятие "дисфункция" в рамках функционалистского подхода разработал

Р. Мертон

Т. Парсонс

Р. Хабермас

Р. Дарендорф Изучением исторической роли протестантской хозяйственной этики занимался

М. Вебер

Ф. Т ннис

Г. Зиммель

М. Хабермас

Какое понятие ввел в социологию Г. Тард?

социальная группа

социальный класс

публика

масса

Какая отрасль социологии занимается изучением крупных социальных процессов?

макросоциология

теории "среднего уровня"

социометрия

методология

Ранней стадией какого типа общества, по мнению некоторых теоретиков, был капитализм?

постиндустриального общества

индустриального общества

"открытого" общества

"закрытого" общества

Анкетирование относится к такому методу социологического исследования, как

наблюдение

тестирование

анализ документов

опрос

Какую теорию разработал Дж. Хоманс?

теорию конфликта

теорию социального действия

теорию социального обмена

теорию социального контроля

"Все лучшее, что есть на Земле", Ж.A. Гобино приписывал

хамитам

семитам

арийцам

желтой расе

Этатизм - это:

провозглашение всеобщего равенства

признание суверенитета власти

создание гражданского общества

доминирование государства

На идеях какого мыслителя основывается модель "постиндустриального социалистического гражданского общества"?

Ю. Хабермас

О. Шпенглер

Т. Маршалл

М. Вебер

Учение об обществах с механической и об обществах с органической солидарностью создал

Э. Дюркгейм

М. Вебер

B. Парето

Ф. Т ннис

К. Маннгейм разрабатывал

социологию знания

этнометодологию

теорию функционального подхода

теорию неомарксизма

Основателем символического интеракционализма является

Т. Парсонс

Э. Дюркгейм

Р. Дарендорф

Дж.Г. Мид

Кто из исследователей предложил теорию морального развития личности?

Ф. Зимбардо

Т. Парсонс

Дж.Г. Мид

Л. Кольберг

Кто из философов предсказал неминуемую гибель западно - европейской культуры в книге "Закат Европы"?

О. Шпенлер

Г. B.Ф. Гегель

М. Вебер

М. Хайдеггер

Автором теории социального обмена является

Т. Парсонс

Р. Мертон

Дж. Хоманс

А. Шюц

Используемая литература

1. Социология А.И. Кравченко "Проспект" Москва. 2003

2. Социология в вопросах и ответах А.И. Кравченко, "Проспект" Москва, 2008

3. Социология в вопросах и ответах А.А. Горелов, Эксмо, Москва 2007

4. Социология В.Н. Лавриненко, Юнити Москва 2007

5. Толковый словарь Дэвид Джери, Джулия Джери, 1, 2 том, Вече Москва 1999

6. Социология В.Н. Лавриенко, Юнити Москва 2001

7. Социология А.И. Кравченко, Логос Москва, 2000

8. Социология Ю.Н. Волков, Наука Спектр Москва, 2008

9. Регилиоведение М.М. Шахнович, Питер 2006

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты