Социальная работа с одинокими пожилыми людьми в исправительных учреждениях (на примере ФБУ ИК 3 ст. Среднебелая Амурской области)
p align="left">Конституция РФ закрепляет обязанность совершеннолетних детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Забота о родителях подразумевает не только предоставление средств содержания, но и моральную поддержку, внимание к интересам и заботам родителей, помощь и содействие в реализации их конституционных прав. Статьи 87 и 88 Семейного кодекса РФ регламентируют обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей, а также участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей.

К примеру, часть 1 ст. 88 Семейного кодекса РФ гласит: «При отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья родителя, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и других) совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами». Из личных неимущественных отношений Семейный кодекс РФ выделяет лишь права бабушки и дедушки (и других родственников) на общение с ребенком. Статья 12 Федерального закона РФ «О погребении и похоронном деле» в части 1 гласит: «При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органом внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством РФ». В этом примере мы видим, как государство дает гарантии одиноким пожилым людям, не имеющим родственников, на погребение.

Нормы, отнесенные ко второй из выделенных групп, закреплены в законах, направленных на реализацию конституционных гарантий практически всех пожилых людей («О государственных пенсиях в РФ», «Об исчислении и увеличении государственных пенсий», «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Нормы, составляющие третью из выделенных групп, регулируют права отдельных категорий пожилых людей. Наиболее значимыми являются Федеральными законами «О ветеранах», Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку подавляющее большинство его пользователей являются людьми пожилого возраста. К этой же группе следует отнести Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ, и признаны утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Этот закон, получил широкую известность в связи с тем, что предусматривает серьезную реформу социальной сферы - замену для различных категорий граждан льгот денежными выплатами.

Многие законы гарантируют охрану здоровья граждан пожилого возраста. Это Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995), «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995), «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995), «О лекарственных средствах» (1998), «О медицинском страховании граждан» (1991), «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992).

Как видно из этого перечня нормативная база достаточно обширна. Но вместе с тем юристы обращают внимание на то, что в принятых документах различается многообразие понятий («медицинская помощь», «медицинские услуги», «медико-социальная помощь», «социально-медицинское обслуживание», «социально-медицинское обеспечение жизнедеятельности»), свидетельствующее о том, что при разработке законов не удалось избежать ведомственного подхода.

Кроме кодексов, законов есть еще и правовые акты, которые издаются органами политической власти. Например, Постановление министерства труда и социального развития РФ (от 14 ноября 2003г. № 76) «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения «Геронтологический центр». Статья 2 этих методических рекомендаций гласит: «Геронтологический центр рекомендуется создавать в целях оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет), частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе и наблюдении». Как видно из этого положения, одиноким пожилым людям даются гарантии на достойное существование и медицинское обслуживание. Современные процессы в сфере законодательного регулирования социозащитной деятельности характеризуются широким развитием регионального законодательства.

В Амурской области используют следующие документы:

Программа мероприятий «Укрепление материально-технической базы государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи населению Амурской области в 2006 году» (по состоянию на 19 июля 2006 года).

Закон Амурской области от 17.12.2004 №389-ОЗ о внесении изменений в Закон Амурской области «Об областной целевой программе «Развитие социального обслуживания и адресной социальной помощи населению Амурской области в 2003 - 2005 гг.» (принят Амурским областным советом народных депутатов 12.11.2004) (по состоянию на 19 июля 2006 года).

Закон Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» (по состоянию на 19 июля 2006 года).

Постановление от 14 ноября 2003 г. №76 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения «геронтологический центр».

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 20 июля 1995 года; и др.

Анализ действующего российского законодательства, касающегося положения пожилых людей, свидетельствует о том, что:

а) градация прав и предоставляемых льгот как следствие сформировавшегося деления граждан старшего возраста на множество категорий углубляет социально-экономические различия среди пожилых людей;

б) лица пожилого возраста зачастую несвободны в выборе принимаемых решений, не всегда могут обеспечить защиту своих прав, осуществить свою подлинную волю.

Таким образом подводя итог рассмотренному вопросу, можно сказать, что социальная политика в отношении граждан старшего поколения России направлена на предупреждение сегрегации по возрастному признаку. Дальнейшее совершенствование законодательной базы в сфере социальной защиты пожилых людей в целом и одиноких пожилых людей, в частности, видится в том, чтобы положения законов, защищающие каждого гражданина, разумно дополнялись нормами по поддержанию прав и свобод лиц пожилого возраста, нуждающихся в дополнительных гарантиях в силу своего состояния. Имеется в виду преимущество функционального критерия над критерием возрастным.

Таким образом, основной задачей государства, но отношению к одиноким пожилым людям остается их материальная поддержка (пенсия, пособия, льготы и т.д.). Важную роль играет оказание им действенной социально-психологической, педагогической, социально-медицинской, организационной и другой помощи. В целом политика в отношении одиноких пожилых направлена на продление активного образа жизни и сохранение здоровья гражданам пожилого возраста.

2. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1 Общая характеристика социальной работы с одинокими пожилыми людьми

Зачастую одинокие пожилые люди не способны бороться за своё выживание по причине потери уверенности в себе и в своих силах духовных и физических. Современный мир просто неспособен уступать им свои позиции, нередко встречая их насмешками, издевками а иногда и оскорблениями.

Дискриминация по возрасту, или эйджизм, означает отрицательное или унижающее отношение к человеку из-за его возраста, пренебрежение и негативное отношение к любой возрастной группе, хотя чаще всего речь идет именно об отношении к одиноким пожилым и старым людям. Эйджизм - оскорбительная демонстрация своей силы через отношения возраста. Эйджизм включает в себя институциональный эйджизм (юридически закрепленную дискриминацию людей определенной возрастной группы) и внутренний эйджизм (обидные, унижающие межперсональные действия, негативные высказывания и поведение, например игнорирование, физическое или психическое насилие и пр.).

Феномен эйджизма присущ менталитету всего населения, включая самих пожилых людей. Например, на любые жалобы пожилой человек слышит: «А что вы хотите в вашем возрасте?» Все это - «долговременный тренинг эйджизма» в отношении к другим, иными словами, именно взрослые/зрелые люди воспитывают эйджизм и «долговременный страх возраста» у более молодых. Эйджистская дискриминация порождается и закрепляется в возрастно-специфическом законодательстве в отношении труда. Многие благотворительные организации, занимающиеся патронажем престарелых на дому, законодатели, готовящие законы, защищающие льготы пожилых и ветеранов, используют легитимную институциональную дискриминацию и явно демонстрируют эйджистскую позицию отделения «старых» и выражения обманчивого беспокойства об их страданиях.

Департаменты и центры социального обслуживания так же восприимчивы к эйджизму, как и все общество. Многим социальным работникам свойственны эйджистские тенденции. Например, недостаток социально-психологической компетентности у социальных работников и, как следствие, увеличение трудностей в общении с пожилыми, приобретение навыков манипулирования пожилыми, увеличение индексов агрессивности и враждебности по мере увеличения стажа работы - все это, во-первых, нарушает право пожилого на достоинство и уважение (основной принцип социальной работы) и, во-вторых, ориентировано на достижение скрытой (от пожилого человека) цели, не совпадающей с открыто декларируемой задачей. Социальные работники, к сожалению, не выходят за круг эйджистского поведения и предубеждений, присущих нашему обществу. Понимание незрелой и несовершенной природы «новой» профессии социального работника в российском обществе и некоторых эйджистских допущений и приписываний - императив для социальных работников.

Специалистами было выделено три основных руководящих принципа в работе с пожилыми людьми:

не позволять пожилым людям втягиваться в негативный имидж старения, например, нужно помогать им увидеть и понять, что источник их проблем лежит в ситуации, но не в них самих;

требовать от пожилых брать ответственность за свою жизнь там, где это возможно;

стимулировать деятельность пожилых людей, которая поддерживает ощущение интеграции и целостности жизни.

Пожилые люди иногда становятся эйджистами по отношению к своей возрастной группе. Поэтому задача тех, кто с ними работает, - мягко разрешать их собственное отношение к своему возрасту и к своей возрастной группе.

Социальные работники как представители зрелого и, нередко, пожилого возраста сами имеют немало профессиональных и личных проблем:

отсутствие психологических знаний о поведении, характере, способах общения людей пожилого возраста;

необходимость адаптации к новой роли - выполнению обязанностей патронажной сестры, получению новых знаний, умений и навыков (например, как поменять постельное белье у лежачего больного);

проблема общения - установления адекватного контакта с пожилым, часто тревожным, консервативным, испытывающим внутренний дискомфорт человеком, который может иметь тяжелый характер, вследствие чего взаимоотношения между ним и социальным работником могут быть негативными, эмоционально напряженными;

сложность установления контакта с родственниками пожилого человека, возможно, нежелание членов семьи сотрудничать с социальным работником;

проблема проекции своих личных проблем на конкретную ситуацию пожилого человека и его семьи (навязывание решений, советы, оценка происходящего);

проблема свободного времени: ухаживающий за недееспособным пожилым должен надолго оставаться при нем, одновременно он вынужден выполнять тяжелую работу по дому с высоким уровнем однообразия и монотонности;

сужение круга общения из-за нехватки свободного времени.

Эти проблемы социальные работники неосознанно пытаются решить за счет пожилых людей, которых они обслуживают, и тем самым еще более усугубляют ситуацию, а нередко и свое психическое состояние. Поэтому самим социальным работникам необходим определенный уровень социально-психологической компетентности.

При специфических трудностях в работе, когда некоторые подопечные плохо видят, слышат, не умеют сказать о важном для себя, имеют диагноз «старческая деменция» или заострение характерологических особенностей в результате развития склеротического процесса, характерного для пожилых, необходима выработка особых способов взаимодействия с ними, чтобы уберечься от профессионального выгорания или психосоматических заболеваний, вызванных эмоционально напряженным трудом. Однако эти способы взаимодействия не должны подменяться манипулятивной компетентностью. Чтобы избежать этого, необходимо развивать службу психологического сопровождения социальных работников для оптимизации профессиональной деятельности.

В литературе описаны две стратегии поведения пожилых людей, которые они вырабатывают, реагируя на неблагоприятные условия жизни.

Первую стратегию реагирования можно отнести к конструктивным способам. Исследования показывают, что многие пожилые люди обращаются к стратегиям, смягчающим патогенный характер кризисной ситуации, и приемам активного совладания с трудностями.

К конструктивным способам относится психологическое сопротивление: реагирование на потерю личной автономии и свободы, увеличение мотивации в приобретении свободы и контроля над значимыми событиями жизни.

Социальная поддержка позволяет пожилым людям ощущать себя компетентными людьми, при этом необходимо признавать потребность пожилых в «контроле самоопределения» и найти альтернативные способности обеспечить улучшение условий их жизни.

Социальная поддержка является важным фактором, содействующим адаптации к позднему периоду жизни. Она включает, по меньшей мере, следующие факторы:

пожилой человек должен знать, что о нем заботятся, его ценят и уважают;

пожилой человек должен понимать, что негативные чувства, которые он испытывает в стрессовой ситуации (ситуации старения), - вполне нормальны, т. е. соответствуют их возрасту и положению;

общество должно стимулировать пожилого человека к открытому выражению своих чувств и мыслей;

общество должно учитывать важность обратной связи («взаимно-ответное действие пожилого на социальное ободрение»).

Обеспечение обратной связи не только дает возможность пожилым людям успешно выполнять социальные роли и адаптироваться к изменениям окружающей обстановки, но и повышает чувство самоуважения. Социальная поддержка от любого человека, включая членов семьи и друзей, должна признавать потребность пожилого в его собственном контроле самоопределения и найти альтернативные способы обеспечить улучшение условий пожилых. Социальная поддержка должна стать частью реабилитационных мероприятий в пожилом возрасте.

Таким образом, расширение компетентности в пожилом возрасте - это решение задач развития, таких как:

1 Приспособление к потере физической силы и здоровья.

2 Приспособление к выходу на пенсию.

3 Приспособление к потере супруга (супруги)

4 Эксплицитное присоединение к возрастной группе пожилых.

5 Гибкое и пластичное принятие социальных ролей пожилых.

Научившись использовать мудрость, когнитивные способности пожилых людей, мы можем сделать жизнь наших близких, вступивших в поздний возраст, значительно более комфортной, если обеспечим им подтверждение их уникальности и необходимости. Удовлетворение обеих этих потребностей предотвращает или значительно затормаживает развитие скрытых суицидных наклонностей и психологического старения человека. Кроме того, это способ обогатить нашу собственную жизнь.

При работе с пожилыми людьми применяется широкий спектр социально-психологических методов: беседа, дискуссия, личностно-ориентированная психотерапия, ролевые игры и др. Места работы с пожилыми людьми могут быть различными: дома престарелых, центры дневного пребывания, центры социального обслуживания населения. Важно только, чтобы включение в любую психотерапевтическую работу пожилого человека было проведено не просто с его согласия, но по его инициативе. Только в этом случае возможен какой-то положительный эффект. Несмотря на то что существуют различные формы психотерапии для пожилых людей, большинству из них недостает теоретического обоснования. Поэтому, приступая к работе с пожилым человеком, необходимо разрабатывать концептуальную основу психотерапевтического воздействия или вмешательства.

Обязательными спутниками старения, по мнению многих авторов, являются ощущения слабости, нездоровья, недомогания; часто наблюдается множественность болезненных ощущений одновременно в разных органах. Соматические проявления нездоровья выражаются в ощущениях общей слабости, разбитости, тяжести, неудобства, т. е. имеют место любые формы переживания физического дискомфорта.

Основными причинами поступления пожилых людей в дом-интернат являются:

состояние здоровья (пожилые люди с соматической патологией, с ограничениями подвижности и способности к самообслуживанию), требующее постоянного постороннего ухода;

конфликтная ситуация в семье (пожилые люди, поступившие в дом-интернат по инициативе родственников или соседей);

желание сохранить независимость (пожилые люди, которые боятся будущей физической слабости).

Прогресс в секторе институционального ухода будет зависеть от того, насколько резиденты могут свободно выражать свое собственное мнение. Когда они избавлены от зависимости от обслуживающего персонала, то имеют больше свободы в действиях, их бессилие и ранимость не подвержены столь суровым испытаниям, они не уступают мнениям тех, кто принимает решения за них. В связи с этим возникает проблема -- будет ли обслуживающий персонал относиться с доверием и уважением к резидентам, если те говорят все то, что чувствуют и думают.

Пути решения должны учитывать принципы, базирующиеся на мониторинге качества обслуживания, что даст возможность обеспечить участие пожилых людей в своем социальном обслуживании:

а) принцип активности - фокусирует внимание на позитивных качествах и компетентности старых людей, а не только на их инвалидности и формах дискриминации из-за возраста;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты