Социальная работа с одинокими пожилыми людьми в исправительных учреждениях (на примере ФБУ ИК 3 ст. Среднебелая Амурской области)
p align="left">Социологические опросы, проведенные в России в последние годы, показали, что жалобы на одиночество у старых людей занимают первое место. У лиц старше 70 лет этот показатель достигает 99-100 %, в то время как в общей численности старых людей доля одиноких невелика - 6,2 %. Специфика феномена одиночества в пожилом возрасте заключается также и в том, что довольно часто одиночество приводит к суицидным поступкам. В возрасте 55-65 лет часто наблюдается так называемая реакция демобилизации, возникающая как результат психологического кризиса позднего возраста. Будущее рисуется в мрачном свете, планов и намерений нет, а прошлое, наоборот, идеализируется, окрашивается в исключительно розовый цвет. Поэтому у человека появляются пассивные суицидные высказывания типа «жить не стоит», «все в прошлом», «никогда не вернуть того, что было».

В возрасте от 65 до 75 лет возможно возникновение суицидоопасных возрастных депрессий, а пожилых старше 75 лет постоянно преследует мысль - уйти из жизни самому.

Вместе с тем автор И.Г. Малкина-Пых убеждена, что одиночество - это не однозначное понятие для поздней взрослости. Оно не связано с жизнью в затворничестве. Автор ссылается на американских исследователей, которые выяснили, что пожилые люди, способные обходится без посторонней помощи в обиходе, лучше, чем молодые, приспособлены к жизни в одиночестве. Переживание одиночества связано с когнитивной оценкой качества и удовлетворенностью людьми, своими социальными связями.

Одиночество - это социально-психологическое состояние, характеризующееся сужением или отсутствием социальных, профессиональных, эмоциональных и других контактов. Одиночество возможно в результате частичной (одиночество вдвоем) или полной изоляции от окружающих. В некоторых случаях личность добровольно избирает одиночество в силу объективных и субъективных причин. Одиночество может быть и вынужденной формой жизни, в случаях, когда у человека отсутствуют близкие, имеются физические недостатка, инвалидность, а также по причине удаленности места проживания. Более остро переживается приобретенное, временное одиночество, которое наступает в результате потери близких, родных, друзей в связи с их уходом из жизни, переменой места жительства или острой конфликтной ситуации.

Одиночество как психологическое понятие и даже философско-этическое отражают нашу действительность и реалии социальной работы, ведь пожилые люди, в особенности одинокие, испытывают многочисленные трудности и проблемы.

1.2 Проблемы одиноких пожилых людей

Если выше мы рассмотрели одиночество как психологическое понятие и даже философско-этическое, то в этом вопросе под словосочетанием «одинокие пожилые люди» понимаются люди, живущие без семьи. Мы говорим, что пожилые люди вообще уязвимая категория населения, а одинокие в особенности, так как мало кто может помочь им решить проблемы.

Одиночество выражается, прежде всего, в различных психических состояниях (депрессия, отчаяние, комплекс неполноценности), может также выражаться в отклоняющемся поведении (например, пьянстве).

Потребность в поддержании своего здоровья очень насущна. Только около 20 % пожилых людей могут считаться практически здоровыми. В среднем каждый представитель старшего поколения имеет 5-8 хронических заболеваний, которые нередко обусловливают не только ограничение возможностей жизнедеятельности, но и инвалидность (по данным из разных регионов, инвалидами являются от 33 до 78 % пожилых людей).

Уровень заболеваемости одиноких пожилых людей в 2 раза, а в старческом возрасте в 6 раз выше, чем среди лиц более молодого возраста. Потребность людей старшего возраста в амбулаторно-поликлинической помощи в 2-4 раза выше, чем у лиц, не достигших пенсионного возраста. Качество здоровья (определяемое показателями заболеваемости, инвалидизации, смертности) лиц старше 80 лет значительно ниже, чем у представителей других групп населения, а их медицинское обслуживание обходится в 3 раза дороже. В структуре заболеваемости лиц 60 лет и старше ведущее место (более 900 случаев на 1000 человек) составляют болезни органов системы кровообращения, которые являются основной причиной смертности пожилых людей. Значительная часть других заболеваний определяется, прежде всего, общебиологическими причинами, и их распространенность в России примерно равна показателям зарубежных стран с сопоставимым уровнем социально-экономического развития. В то же время заболеваемость болезнями органов кровообращения превосходит показатели других стран в 3,5-4 раза.

Среди причин данных заболеваний значительное место занимают социальное обстоятельство жизни одинокого пожилого человека и особенности его реакции на эти обстоятельства. Адаптационный шок, вызванный ухудшением условий жизнедеятельности представителей старшего поколения в период радикальных социальных перемен, оказался для многих пожилых людей чрезмерным. Частота нарушений деятельности сердечнососудистой системы повышается в ответ на негативные воздействия. Лицам старшего возраста свойственно сочетание патологических изменений различных органов и систем, при этом для более старших возрастных когорт характерно нарастание масштабов болезней нервной системы. Возрастает численность пожилых людей с пограничными нервно-психическими расстройствами, личностными девиациями, неврозами. Не менее 1,5 млн. лиц старшего возраста требуется постоянный уход по причине плохого здоровья и (или) преклонного возраста. Примерно пятая их часть могла бы получать социально-медицинские услуги на дому, остальные нуждаются в стационарном социальном обслуживании.

Жизнедеятельность пожилых людей осложняют недостаточная доступность медицинской и социальной помощи, высокая стоимость лекарственных средств. По данным специальных исследований, проведенных Институтом геронтологии АМН нашей страны, 12 % всех пожилых людей и 25-30 % стариков прикованы к постели. Эта статистика касается всех пожилых людей. Представим, насколько жизнь человека осложняется, если он одинок. Старение и связанные с ним ухудшение здоровья, болезни предопределяют необходимость оказания постоянной медицинской помощи, обслуживания на дому, помещения престарелых или больных в дома или больницы специализированного профиля. Потребность в строительстве последних обусловливается также дроблением семей, увеличением численности и доли одиноких в населении страны.

Существенную проблему лиц одинокого пожилого возраста и одновременно потребность составляет социальное общение. Как уже замечено выше, пожилые люди могут проживать совместно с супругом (супругой), с другими родственниками (детьми, внуками, иными членами семьи) или поодиночке. Одинокое проживание граждан старшего возраста обусловливается как сознательным выбором (разъезд с взрослыми детьми), так и отсутствием членов семьи, которые могли бы оказать поддержку. Промежуточный вариант представляет проживание на значительном расстоянии от детей и иных близких родственников. Распад СССР серьезно затруднил возможность общения детей и родителей, проживающих в новых независимых государствах.

Снижение числа детей в семьях, высокий уровень смертности в трудоспособных возрастах определяют вероятность родителям пережить своих детей. Практически из каждых пяти женщин старше 70 лет четыре являются вдовами. Нередко на семейное положение пожилых оказывают отрицательное влияние негативные социальные факторы - значительная численность лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением, кризис семейных отношений, обусловливающие ослабление связи между поколениями. Одиночество пожилых людей и долгожителей повышает потребности в институционализированном уходе, развитии системы учреждений социального обслуживания - как стационарных, так и нестационарных.

Выход на пенсию резко сокращает объем социальных контактов на профессионально-деловой основе. Далеко не все учреждения и организации поддерживают связи со своими бывшими работниками; ослабление позиций профсоюзов снизило масштабы такой деятельности. Одиночество пожилых людей выражается не только в дефиците возможностей для ухода и материальной поддержки, но и в психологической депривации, болезненном ощущении недостаточности человеческого общения, которое отмечается специалистами, оказывающими услуги гражданам старшего поколения, как одна из наиболее значимых слагаемых социального самочувствия лиц старшего возраста.

Ограничение возможностей (физических и финансовых) передвижения, определенный информационный дефицит, вновь введенная или возросшая платность ряда культурно-досуговых, рекреационных, спортивных услуг приводят к значительному снижению качества жизни пожилых людей.

Большое влияние на самооценку и самочувствие лиц старшего возраста оказывает кризис социальной идентичности, вызванный радикальными трансформациями системы жизнеустройства, изменением доминирующей ценностно-ориентационной системы определенных слоев общества. Одинокие граждане старшего поколения иногда целыми днями просматривают телепрограммы, компенсируя недостаток общения и информации. При этом они болезненно реагируют на засилье на экране жестокости, сомнительной морали, на непривычную внешность ряда персонажей, неуважительный тон по отношению к истории страны и в итоге к своему собственному прошлому. Сложности переходного периода российской экономики в первую очередь ударили по пожилому населению. Всевозможные потрясения последних лет 20 века застали пожилое поколение врасплох. Многие потеряли привычные источники дохода, у кого-то в результате девальвации пропали сбережения, обесценились пенсии. Миллионы людей оказались за чертой бедности. Материальное положение большинства, особенно одиноких людей преклонного возраста, обеспечивает лишь физическое выживание.

Распространенным состоянием для людей пожилого возраста в России стала депрессия. По мнению социологов, она выявлена у 21 % пожилых в возрасте старше 65 лет, что гораздо больше, чем за рубежом. Так, в Швеции- 1,3 %, в США - 2,7 %. Это состояние проявляется в ощущении безысходности, тревоги, в ранимости, чувстве страха по поводу своего здоровья и дальнейшей жизни, т.к. их значительная часть является инвалидами. Причинами такого состояния пожилые люди считают одиночество (96 %), наличие хронических заболеваний (88 %), отсутствие понимания в семье (64 %).

Таким образом, можно сделать вывод, что пожилые одинокие люди в России зачастую не могут вести нормальный образ жизни, и неспособны обеспечить себе спокойное, достойное проживание в связи с несовершенной системой социальной помощи.

1.3 Нормативно - правовая база социальной работы с одинокими пожилыми гражданами

Социальная политика в отношении одиноких пожилых - это совокупность правил, принципов и подходов государства и общества, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни одиноких пожилых людей.

Основной задачей государства по отношению к одиноким пожилым людям остается их материальная поддержка (пенсия, пособия, льготы и т.д.). Важную роль играет оказание им действенной социально-психологической, педагогической, социально-медицинской, организационной и другой помощи. В целом политика в отношении одиноких пожилых направлена на продление активного образа жизни и сохранение здоровья гражданам пожилого возраста.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 17.05.1995 г. № 122-ФЗ устанавливает социально-правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов. В ст.3 ФЗ перечислены основные принципы, на которых строится деятельность в сфере социального обслуживания пожилых:

а) соблюдение прав человека и гражданина;

б) предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

в) обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

г) преемственность всех видов социального обслуживания;

д) ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

е) приоритет мер по социальной гарантии граждан пожилого возраста и инвалидов;

ж) ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправлении и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживании.

Гражданам пожилого возраста гарантируется возможность получения социальных услуг на основе социальной справедливости, независимо от места нахождении, национальности, социального происхождении, имущественного и должностного положении, религиозных убеждений и иных обстоятельств.

Пожилые граждане относятся к социально уязвимым слоям общества, которые нуждаются в повышенном внимании общества, в особой защите их прав со стороны государства. Мировое сообщество приняло ряд законодательных актов, регламентирующих оказание социальной помощи старшему поколению, направленных на реализацию права пожилых людей на достойное существование, безопасность и полное воплощение своего человеческого потенциала.

К таким международным актам, в первую очередь, относится Хартия пожилых людей (принята в июне 1998 г. на Межпарламентской ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств), Европейская социальная хартия (пересмотренная: Страсбург, 3 мая 1996 г.), Хартия Европейского Сообщества «Об основных социальных правах трудящихся» (Страсбург, 9 декабря 1989 г.).

По Конституции РФ 1993 г. (часть 4 ст. 15), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а значит, имеют приоритет перед национальным законодательством; международные акты, ратифицированные Россией, обладают высшей юридической силой. Наиболее значимые с точки зрения мирового сообщества права и свободы закреплены в Хартии прав человека, объединяющей четыре документа: Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Всеобщая декларация прав человека закрепила право каждого члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личностных прав в экономической, социальной и культурной областях. Согласно этому международному документу, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Всеобщая декларация прав человека закрепляет: во-первых, право каждого члена общества, в том числе и одинокого пожилого гражданина, на социальное обеспечение; во-вторых, право человека на достойный уровень жизни, гарантирующий удовлетворение его основных потребностей и необходимый для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи; в-третьих, перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение.

Право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, утверждается и в Международном пакте экономических, социальных и культурных правах. В документе вслед за Всеобщей декларацией прав человека также признаются права каждого человека на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включая питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни; на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 3 января 1976 г. Россия как правопреемница СССР несет все юридические обязательства по данному документу.

В связи с вступлением России в Совет Европы большое значение для страны имеют его конвенции и соглашения. В общей сложности за свою более чем полувековую деятельность Совет Европы принял свыше ста конвенций и соглашений. Наиболее значимыми из них специалисты называют Европейскую социальную хартию. Основу политики социального государства, каковым в соответствии с Конституцией является Российская Федерация, должно составлять создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан. Государство обеспечивает и защищает конституционные права всех граждан, уделяя повышенное внимание социально уязвимым группам населения, в число которых входят пожилые люди.

Правовые гарантии должны соответствовать целям построения общества для людей всех возрастов, которое предусматривает уважение прав человека, социальную справедливость, демократическое участие и законность. В России роль права как социального регулятора общественных отношений заключается, в частности, в определении обязанностей государства и семьи, отвечающих правам пожилых людей на достойную и независимую жизнь, реализацию жизненного опыта и потенциала.

Применительно к гражданам пожилого возраста важнейшее значение имеют конституционные нормы о гарантиях социального обеспечения, установлении законом государственных пенсий и социальных пособий, поощрения дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

Основой для создания пожилым людям благоприятных условий жизни являются также конституционные нормы о праве граждан на жилище, охране государством достоинства личности, частной собственности, о свободе совести и вероисповедания, о праве на охрану здоровья, получение бесплатной медицинской помощи. В действующем российском законодательстве, реализующем конституционные гарантии прав пожилых людей, условно можно выделить следующие группы норм: закрепляющие права всех граждан независимо от возраста и при этом особо значимые для пожилых людей; непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи; регулирующие наложение определенных категорий лиц старшего возраста (ветераны, реабилитированные лица, различные возрастные категории пожилых людей).

К первой из выделенных групп относятся нормы, прописанные во многих законодательных актах (Гражданском кодексе РФ, Семейном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Жилищном кодексе РФ, законы «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О государственной социальной помощи», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О погребении и похоронном деле», «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях»).

В ряде указанных законодательных актов имеются отдельные статьи, непосредственно касающиеся прав одиноких пожилых людей.

К примеру, статья 41 ч.1 Гражданского кодекса РФ закрепляет патронат над недееспособными гражданами. Сказано, что «по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патроната. Попечитель (помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина) может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина. Ст.601-605 Гражданского кодекса регулируют отношения пожизненного содержания с иждивением. Защита имущественных прав одиноких пожилых людей осуществляется также нормами наследственного права (часть III ГК РФ). В целях материального обеспечения отдельных категорий лиц, которые нуждаются в особой защите по причине возраста или состояния здоровья, закон предусматривает определенные ограничения свободы завещания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты