Социальная работа с пожилыми
соблюдение прав человека и гражданина;

• предоставление государственных гарантий;

• обеспечение равных возможностей в получении соци-альных услуг и их доступности для старых людей;

• преемственность всех видов социального обслуживания;

• ориентация социального обслуживания на индивидуаль-ные потребности;

• приоритет мер по социальной адаптации граждан пожило-го возраста.

Государство гарантирует пожилым и старым людям возмож-ность получения социальных услуг на основе принципа социаль-ной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного поло-жения, места жительства, отношения к религии.

Государственный сектор социального обслуживания состо-ит из органов управления социальным обслуживанием Украины, ор-ганов социального обслуживания субъектов Украины, а также учреж-дений социального обслуживания, находящихся в собственности и собственности субъектов Украины.

Муниципальный сектор социального обслуживания включа-ет органы управления социальным обслуживанием и учрежде-ния муниципального подчинения, предоставляющие соци-альные услуги.

Муниципальные центры социального обслуживания явля-ются основной формой муниципального сектора, они создают-ся органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные цент-ры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по ока-занию различных видов социальных услуг.

В задачи муниципального центра социального обслужива-ния входят: выявление старых людей, нуждающихся в соци-альной поддержке; предоставление различных социально-бы-товых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания лиц старческого возраста; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической и юридической помощи пожилым и старым людям.

Анализ основных направлений деятельности муниципаль-ных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированная на работу с пожилыми и старыми людьми, получила наибольшее распространение и признание и является наиболее типичной.

Негосударственный сектор социального обслуживания объ-единяет соответствующие учреждения, по форме собственности не относящиеся к государственным и муниципальным, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социаль-ного обслуживания. К данному сектору относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворитель-ные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием старых людей.

Право на социальное обслуживание имеют женщины стар-ше 55 лет и мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоян-ной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетво-рять свои жизненные потребности.

При получении социальных услуг пожилые и старые люди имеют право на:

• уважительное и гуманное отношение со стороны работни-ков учреждений социального обслуживания;

• выбор учреждения и формы социального обслуживания;

• информацию о своих правах, обязанностях и условиях ока-зания социальных услуг;

• согласие на социальное обслуживание;

• отказ от социального обслуживания;

• конфиденциальность информации личного характера;

• защиту своих прав и законных интересов, в том числе в су-дебном порядке;

• получение информации о видах и формах социального об-служивания, показаниях к получению социальных услуг, пра-вилах их оплаты и других условиях предоставления соци-альных услуг.

Социальное обслуживание старых людей включает в себя ста-ционарные, полустационарные и нестационарные формы.

К стационарным формам социального обслуживания отно-сятся пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов ВОВ, отдельных профессиональных категорий престарелых (артистов и др.); специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально-бытового на-значения; специализированные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста.

Полустационарные формы социального обслуживания включают отделения дневного и ночного пребывания, реаби-литационные центры, медико-социальные отделения.

К нестационарным формам социального обслуживания от-носятся социальное обслуживание на дому, срочное социаль-ное обслуживание, социально-консультативная помощь, соци-ально-психологическая помощь.

Социальное обслуживание старых людей может быть посто-янным или временным, в зависимости от их желания. Оно мо-жет быть полностью бесплатным, частично платным или плат-ным.

Стационарное социальное обслуживание направлено на ока-зание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью ут-ратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Это обслуживание включает меры по созданию наиболее адекват-ных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельнос-ти, реабилитационные мероприятия медицинского, социально-го и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга пожилых и старых людей.

Пансионаты для ветеранов труда (дома для престарелых) не являются продуктом нашего времени. Впервые специальные дома для старых людей появились в глубокой древности в Ки-тае и Индии, а затем в Византии, арабских странах. Приблизи-тельно в 370 г. от Рождества Христова епископ Василий открыл первое отделение для стариков в больнице г. Цезарея Каппадийская. В VI веке папа Пелагий учредил первый дом для пре-старелых в Риме. С этого времени во всех монастырях стали открывать специальные помещения и комнаты для престаре-лых бедняков. Большие приюты для старых матросов впервые были созданы в Лондоне в 1454 г. и в Венеции в 1474 г. Первый закон об ответственности государства перед неимущими и не-мощными старыми людьми был принят в Англии в 1601 г.

Старые люди, проживающие в пансионатах для ветеранов труда, имеют право на:

• обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

• уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь;

• бесплатную специализированную помощь, зубопротезную и протезно-ортопедическую;

• социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

• добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с уче-том состояния здоровья;

• медико-социальную экспертизу для установления или из-менения группы инвалидности;

• свободное посещение их адвокатом, нотариусом, священ-нослужителем, родственниками, представителями законода-тельных органов и общественных объединений;

• предоставление помещений для отправления религиозных обрядов;

• направление, при необходимости, на обследование и лече-ние в государственные или муниципальные учреждения здра-воохранения.

При желании и трудовой необходимости проживающие в пансионатах для ветеранов труда могут быть приняты на рабо-ту, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудо-вого договора. Они имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Специальные жилые дома для старых людей - это совершен-но новая форма стационарного социального обслуживания. Она предназначена для одиноких и супружеских пар. Эти дома и их условия рассчитаны на старых людей, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаю-щихся в создании облегченных условий для реализации своих основных жизненных потребностей.

Основная цель этих социальных учреждений - обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе и посильной трудовой деятельности. Пенсия проживающим в этих домах выплачивается полностью, кроме того, они полу-чают определенную сумму доплаты. Обязательным условием для поступления на жительство является передача старыми людьми своего жилища в муниципальный жилищный фонд города, региона и т.д., в котором они проживают.

Специализированные дома-интернаты для престарелых предназначены для постоянного проживания граждан, частич-но или полностью утративших способность к самообслужива-нию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, из чис-ла освобождаемых из мест лишения свободы, особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с дей-ствующим законодательством установлен административный надзор. Сюда же направляются престарелые, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответ-ственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемые из учреждений органов внутренних дел. Старики, проживаю-щие в пансионатах для ветеранов труда и постоянно нарушаю-щие порядок проживания в них, установленный Положением об учреждениях социального обслуживания, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании предоставления документов администрацией этих учреждений, переведены в специализированные дома-интернаты.

В дом для престарелых старые люди поступают в результате различных причин, но основной, вне всякого сомнения, являет-ся беспомощность или страх перед надвигающейся физической беспомощностью. Практически все старые люди страдают от раз-личных соматических заболеваний, которые имеют хроничес-кий характер и обычно уже не поддаются активной терапии.

В то же время эти старые люди несут и различные мораль-ные, социальные и семейные потери, которые в конечном сче-те являются поводом для добровольного или принудительного отказа от привычного образа жизни. Решение переселиться в дом для престарелых старый человек принимает в результате затруднений при самообслуживании. Боязнь еще большей фи-зической слабости, надвигающаяся слепота и глухота способ-ствуют принятию такого решения.

Состав домов для престарелых очень неоднороден. И это по-нятно. Его определенная (с каждым годом все уменьшающаяся) часть - старые люди, обладающие достаточным физическим здо-ровьем, которые в состоянии обслуживать себя. В другом слу-чае поступление в дом для престарелых - проявление альтру-изма старого человека, желание освободить более молодых членов семьи от тягот, связанных с опекой и уходом за беспо-мощным стариком. В третьем - это следствие несложившихся отношений с детьми или другими родственниками. Однако все-гда это результат неспособности старых людей адаптироваться к новым условиям жизни в семье и в привычной домашней сре-де. Эти старые люди избирают социальную помощь и социаль-ное обслуживание как новый образ жизни.

И все-таки в любом случае кардинально изменить прежний образ жизни, поселившись в доме для престарелых, удается ста-рому человеку нелегко: 2/3 старых людей переселяются сюда крайне неохотно, уступая давлению внешних обстоятельств. Организация этих социальных учреждений, по существу, ко-пирует организацию медицинских учреждений, что нередко приводит к нежелательной и тягостной фиксации на чисто бо-лезненной стороне старческой немощи. Результаты социологического исследования, проведенного в 1993 г. Киеве показали, что подавляющее большинство обследованных - 92,3% - крайне отрицательно относятся к перспективе возможного переезда в дом для престарелых, в том числе и проживающие в коммунальных квартирах. Число желающих перейти на жи-тельство в дом для престарелых особенно заметно снизилось после создания отделений социального обслуживания на дому. В настоящее время в различных регионах и городах эта очередь составляет не более 10-15 человек, в основном это люди особо преклонного возраста, совершенно беспомощные и зачастую одинокие.

Различной психической патологией страдают 88% находя-щихся в домах для престарелых; у 62,9% - ограничение двига-тельной активности; 61,3% неспособны даже частично обслу-жить себя. Ежегодно умирают 25% проживающих.

Серьезную тревогу, особенно в последние 5 лет, вызывает неудовлетворительное бюджетное финансирование пансионатов для ветеранов труда и инвалидов. По этой причине многие дома для престарелых не могут проводить капитальный ремонт сво-их зданий, приобретать обувь, одежду, технологическое обору-дование для проживающих. В настоящее время темпы строитель-ства специальных домов резко снижаются из-за ограниченности средств местных бюджетов. Не менее острая проблема - укомп-лектованность домов для престарелых персоналом.

Полустационарное социальное обслуживание включает в себя социально-бытовое, медицинское и культурное обслужи-вание пожилых и старых людей, организацию их питания, от-дыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятель-ности и поддержание активного образа жизни.

На полустационарное социальное обслуживание принимают-ся нуждающиеся в нем граждане пожилого и старческого возра-ста, сохранившие способность к самообслуживанию и активно-му передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

Отделение дневного пребывания предназначается для под-держания активного образа жизни старых людей. В эти отде-ления зачисляются старые люди (независимо от их семейного положения), сохраняющие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии проти-вопоказаний к принятию на социальное обслуживание.

Срок пребывания в отделении обычно составляет месяц. По-сещающие отделение могут при добровольном согласии участвовать в трудотерапии в специально оборудованных мастерских. Она осуществляется под руководством инструктора и под на-блюдением медицинского работника. Питание в отделении может быть бесплатным или за плату, по решению руководства центра социального обслуживания и местной администрации возможно предоставление за плату отдельных услуг (массаж, мануальная терапия, косметические процедуры и т.п.). Эти отделения создаются для обслуживания не менее 30 человек.

Медико-социальное отделение предназначается для тех, кто испытывает серьезные трудности в организации своего быта, ведении собственного хозяйства, но по тем или иным причи-нам не желает проживать в домах для престарелых. На базе учреждений здравоохранения открыты специальные отделения и палаты, куда госпитализируются в первую очередь одиноко проживающие немощные пенсионеры по старости, утратившие мобильность и способность к самообслуживанию.

В этом случае направление в медико-социальное отделение дают центры социального обслуживания по согласованию с участковым врачом. В последние годы все большее распрост-ранение находит опыт по организации палат для планового ле-чения старых людей, где проводятся все виды медицинских процедур.

В медико-социальных отделениях и палатах одинокие не-мощные старые люди находятся на полном социальном обес-печении продолжительное время, а их пенсию, как правило, получают их близкие и родственники, которые зачастую даже не навещают стариков. Во многих регионах предпринимаются попытки хотя бы частичного возмещения затрат на содержа-ние лиц пожилого и старческого возраста. Делается это с лич-ного согласия старых людей распоряжением местной власти. На эти средства приобретают одежду и обувь, организуют дополнительное питание, часть средств идет на благоустройство палат и отделений.

Медико-социальные отделения получили широкое распро-странение в сельской местности. В зимнее время здесь живут старые люди, а весной они возвращаются в свои дома.

Нестационарные формы социального обслуживания созда-ны для оказания социальной помощи и обслуживания старых людей, предпочитающих оставаться в привычной для них до-машней обстановке. Среди нестационарных форм социального обслуживания на первое место следует поставить социальное обслуживание на дому.

Эта форма социального обслуживания впервые была органи-зована в 1987 г. и сразу же получила широкое признание со сто-роны старых людей. В настоящее время - это один из основных видов социального обслуживания, главная цель которого - мак-симально продлить пребывание старых людей в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить права и законные интересы.

Основные социальные услуги, оказываемые на дому:

• организация питания и доставка продуктов на дом;

• помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

• содействие в получении медицинской помощи, сопровож-дение в медицинские учреждения, поликлинику, больницу;

• содействие в организации юридической помощи и иных правовых форм помощи;

• поддержание условий проживания в соответствии с гигие-ническими требованиями;

• содействие в организации ритуальных услуг и в погребе-нии одиноких умерших;

• организация различных социально-бытовых услуг в зави-симости от условий проживания в городе или селе;

• помощь в оформлении документов, в том числе для уста-новления опеки и попечительства;

• помещение в стационарные учреждения социального об-служивания.

Кроме надомных социальных услуг старым людям могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Отделения социальной помощи на дому организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или мест-ных органах социальной защиты населения. Социальное обслуживание на дому может осуществляться постоянно или времен-но - до 6 месяцев. Отделение создается для обслуживания не менее 60 человек в сельской местности и не менее 120 человек в городе.

Социальное обслуживание на дому производится бесплатно:

• для одиноких старых людей;

• для проживающих в семьях, чей подушный доход ниже ус-тановленного для данного региона минимального уровня;

• для старых людей, имеющих родственников, которые про-живают отдельно.

Как показали исследования, из всех видов услуг наиболее важными для старых людей являются:

• уход во время болезни - 83,9%;

• доставка продуктов - 80,9%;

• доставка лекарств - 72,9%;

• услуги прачечной - 56,4%.

Дополнительные услуги, оказываемые отделением социаль-ного обслуживания на дому:

• наблюдение за состоянием здоровья;

• оказание экстренной доврачебной помощи;

• выполнение медицинских процедур по назначению леча-щего врача;

• оказание санитарно-гигиенических услуг;

• кормление ослабленных больных.

Порядок и условия зачисления на надомное социальное об-служивание: заявление на имя руководителя органа социаль-ной защиты рассматривается в недельный срок; проводится обследование условий проживания просящего. По результатам обследования составляется акт, запрашиваются данные о раз-мере пенсии, заключение о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний, принимается решение о за-числении на постоянное или временное обслуживание, о видах требуемых услуг.

Снятие с социального обслуживания производится на осно-вании приказа директора центра социального обслуживания в следующих случаях: по заявлению старого человека, по исте-чении срока обслуживания, при нарушении договорных усло-вий оплаты за услуги, выявлении медицинских противопока-заний, злостных нарушениях правил поведения старыми людьми, обслуживаемыми социальными работниками.

Социально-медицинское обслуживание старых людей на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах лиц, страдающих психическими расстрой-ствами в стадии ремиссии, туберкулезом, за исключением ак-тивной формы, тяжелыми соматическими заболеваниями, в том числе онкологическими.

В штат социально-медицинского обслуживания вводятся медицинские работники, профессиональная деятельность ко-торых регулируется законодательством Украины об охране здоровья граждан.

Социально-консультативное обслуживание (помощь) гражда-нам пожилого и старческого возраста направлено на их адапта-цию в обществе, ослабление социальной напряженности, созда-ние благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь людям старческого возраста, ориентированная на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем, предусматривает:

• выявление лиц, нуждающихся в социально-консультатив-ной помощи;

• профилактику различного рода социально-психологичес-ких отклонений;

• работу с семьями, в которых живут старые люди, органи-зацию их досуга;

• консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве;

• обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проб-лем граждан пожилого возраста;

• правовую помощь в пределах компетенции органов соци-ального обслуживания;

• иные мероприятия по формированию здоровых взаимоот-ношений и созданию благоприятной социальной среды для ста-рых людей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.
Социальная психология в современном мире. / Под ред. Алавидзе Л.А., Андреева Г.М. - М., 2002 г.

2. Холстова Е.И. Теория социальной работы. - М., 1999 г.

3. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2001 г.

4. Горкин А.П. и др. Социальная энциклопедия. - М., 2002 г.

5. Косалс Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. - Новосибирск, 1989 г.

6. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы. - М., 1994 г.

7. Теория и методика социальной работы: краткий курс -- М., 1994г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты