Социальная политика в специальной (коррекционной) школе-интернате

Социальная политика в специальной (коррекционной) школе-интернате

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Социологический факультет

Дипломная работа

Социальная политика в специальной (коррекционной) школе-интернате

Самара-2008

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические и практические основы формирования и реализации социальной политики бюджетных организаций
  • 1.1 История становления и развития социальной политики
  • 1.2 Основные понятия и предметное поле социальной политики бюджетных организаций
  • 1.3 Механизмы и эффективность социальной политики в бюджетных организациях Российской Федерации
  • Глава 2. Исследование особенностей социальной политики в специализированных коррекционных школах-интернатах
  • 2.1 Обоснование программы и методов исследования особенностей социальной политики в специализированных коррекционных школах-интернатах
  • 2.2 Интерпретация и анализ тестирования и анкетирования особенностей социальной политики в специализированных коррекционных школах-интернатах
  • 2.3 Основные выводы и рекомендации по результатам исследования особенностей социальной политики в специализированных коррекционных школах-интернатах
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения
Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время проблемы социальной политики являются наиболее актуальными для страны в контексте социально-экономического реформирования, осуществляемого в России. Любые решения, прямо или косвенно отражающиеся на уровне жизни населения, являются объектом критического внимания со стороны различных его категорий.

Развитие социальной политики в современном обществе пронизано различными взаимодействиями между государством, экономикой и гражданским обществом. Это регулируемые государством через установление правовых норм отношения собственности, занятости, налогообложения, реализация прав человека и т.д. [1, с. 3]

На уровне государства предстоит принять конкретные действия по решению серьезных социальных проблем, главными из которых являются:

· высокий уровень бедности и значительная дифференциация денежных доходов населения;

· неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся низкими уровнями рождаемости, ожидаемой средней продолжительностью жизни, что приводит к демографическому старению, а также естественной убыли населения;

· широкое распространение льгот и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей;

· недофинансирование организаций социально-культурной сферы [2, с.3-4].

В последнее время ряд крупных коммерческих организаций относятся к социальной политике не как к затратам, а как к инвестициям в человеческий капитал. Статьи расходов крупных компаний в разделе «социальная политика» содержат от 5 до 20 разделов. Здесь и поддержка социальных инициатив местных администраций, и оплата обучения в вузах, и «спонсирование» отпусков сотрудников и отдыха их детей, и многое другое. При этом не более 5% организаций подсчитывают отдачу на эти инвестиции.

В других компаниях (а таких на российском экономическом пространстве, к сожалению, большинство), если прямыми затратами на персонал (ФОТ, расходы на подбор и обучение сотрудников и т.п.) большинство организаций стараются управлять, то расходы на «социалку» воспринимаются как неизбежные и неуправляемые потери. В бюджетных организациях дело обстоит еще плачевнее.

Почему так происходит? Чаще всего социальная политика в России мыслится стереотипами еще советских времен. Вместо прицельных усилий, направленных на решение задач конкретного предприятия, компании используют высоко затратные проекты, дублирующие функции, выполняемые государством.

На фоне стремления крупных компаний действовать в соответствии с национальными проектами в области соцобеспечения и образования «социалка» грозит превратиться в бездонную «черную дыру» для современного российского бизнеса.

Однако взвешенная социальная политика жизненно необходима всем организациям, в том числе и бюджетным, заинтересованным в:

· снижении затрат на непроизводственные расходы.

· повышении лояльности персонала.

Степень разработанности проблемы. По своему количеству публикаций в прессе, тема, при описании которой используется термин «социальная политика», занимает лидирующие позиции. Однако, несмотря на то, что количество научных и учебных работ, посвященных вопросам развития социальной политики современной России, сегодня постепенно растет, серьезных обобщающих исследований, посвященных данной проблематике, в отечественной литературе еще явно недостаточно, за исключением работ И.А. Григорьевой, С.Н.Смирнова, Т.Ю.Сидориной, П.В. Романова, Е. Р. Ярской-Смирновой, Е.А. Тарасенко, Е.Н. Холостовой.

Дня современной социологии характерен интерес к различным теоретическим конструкциям и идеям, позволяющим определить или уточнить характер взаимодействия человека и общества в современном мире рыночной экономики. Радикальные экономические и социальные реформы последних лет породили в России глубокие социальные изменения. Российское общество около двадцати лет находится в процессе преобразований и перехода к иному качественному состоянию, что заставляет социологов и других ученых-обществоведов снова обращаться к вопросу о его специфике, с одной стороны, и о типичных чертах переходного общества, с другой.

Вследствие ускорения процесса имущественной дифференциации, резко обозначилось социальное расслоение общества, поляризовались возможности и интересы различных групп.

Социальная политика в современных российских исследованиях чаще всего рассматривается как набор неких разрозненных кейсов или как феномен, который можно изъять из контекста конкретных условий государства и представить как следствие политических построений. Многие авторы традиционно ограничивают область социальной политики мероприятиями, проводимыми в социальной сфере. Но веянием сегодняшнего дня является все же попытка переосмыслить социальную политику государства как целостный, системный феномен, имеющий универсальный набор собственных методологических конструкций.

Несколько лет назад в России были начаты масштабные реформы в социальной сфере. То, как они шли, вызывало и вызывает у общества массу нареканий.

По данным социологов [3] процесс преобразований в области социальной политики остался на уровне национальных проектов, о которых сейчас много говорят. Безусловно, национальные проекты позволили «влить» деньги в наиболее проблемные области социальных преобразований российского общества. Однако без ответа остался важный вопрос: что делать со структурными преобразованиями в социальной сфере, стоит ли их вообще продолжать? Реализация национальных проектов в общероссийском масштабе фактически затормозила эту перестройку. Российская власть после массового неприятия монетизации льгот решила не форсировать проведение социальных реформ, полагая, что это может обойтись слишком дорого и привести к потере социальной стабильности. Согласно исследованию «Федеральный центр и региональная власть: взаимодействие на поле социальной политики в современной России», проведенному Институтом социологии РАН в июне-октябре 2006 г. в Ярославской, Свердловской, Ивановской, Пензенской областях и Пермском крае, в регионах преобразования происходят «по желанию» властей при минимальном содействии центра.

В ходе исследования было обнаружено шесть моделей социальной политики на региональном уровне в зависимости от экономического положения региона и взглядов его лидеров: модель «взаимных договоренностей» (в Свердловской области), «модернизации» (Самарская область и Пермская область до слияния с КПАО), а также экстенсивный путь (Якутия, Коми), социал-демократическое развитие (Татарстан). Какой путь более эффективен - покажет время.

На уровне предприятий механизмы социальных выплат и гарантий представляют собой примеры адаптационных стратегий российских предприятий в новых условиях. Среди них преобладающей является стратегия сочетания элементов, как советской компенсационной системы, так и типичных западных социальных программ. Необходимость такого сочетания на современном этапе оправдывается необходимостью действовать в соответствии с рыночными механизмами и укоренившимися в сознании работников представлениями о предприятии как экономическом субъекте, «производящем» социальные услуги. Существующие практики предоставления социальных выплат во многом носят эклектичный, несистематизированный характер.

Если говорить о финансировании социальной сферы бюджетных организаций, то, несмотря на некоторое увеличение выделяемых финансов, обеспечивающих развитие, воспроизводство и функциональную поддержку человеческого потенциала населения страны отраслей социальной сферы, в бюджете 2007, в проекте бюджета 2008г. эти ресурсы не соответствуют уровню социального государства и трудно сравнимы структурой бюджета даже развивающихся стран.

Бюджетная политика по-прежнему ведется без понимания смысла и целей деятельности современного государства, в отрыве от интересов граждан и задач социально-экономического развития страны [4, с. 23].

Социальная политика и экономическое неравенство в бюджетной сфере определены двумя факторами: во-первых, тем, что распределение доходов формируется в результате взаимодействия многообразных механизмов, обусловливающих движение денежных потоков, во-вторых, институционально обусловленными преимуществами положения одних работников бюджетных организаций по отношению к другим. Различия в дифференциации зарплат и социальных компенсаций работников бюджетной сферы, вызывают много противоречий.

На сегодняшний день мы имеем не только избыточное социально-экономическое расслоение нашего общества, но и распределительные механизмы, которые его создали, систематически поддерживают, и препятствуют преодолению социальных диспропорций в бюджетной сфере. Без переналаживания этих механизмов в сторону разумного ограничения роста самых высоких доходов, мы никуда в лучшую сторону не двинемся, - даже если сегодня мы все разделим поровну, неравенство очень быстро вернется на круги своя. Многое, копируя у западных стран, стоило бы скопировать и их методы регулирования неравенства доходов в бюджетной сфере [5, с.83].

Актуальность темы дипломной работы определила объект и предмет исследования.

Предмет исследования: социальная политика в специальной (коррекционной) школе-интернате.

Объект исследования: бюджетное специальное (коррекционное учреждение).

Цель исследования: выявление особенностей социальной политики в специальных (коррекционных) бюджетных учреждениях

Задачи исследования:

1. Исследовать становление и развитие социальной политики.

2. Определить основные понятия и предметное поле социальной политики бюджетных организаций.

3. Проанализировать механизм и эффективность социальной политики в специальных коррекционных школах-интернатах;

4. Подобрать инструментарий исследования особенностей социальной политики коррекционных школ-интернатов для эмпирического исследования социальной политики.

5. Проанализировать результаты эмпирического исследования.

6. Обосновать рекомендации по результатам исследования социальной политики в специальных коррекционных школах-интернатах.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфах, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

В первой главе дипломной работы, посвященной теоретическим и практическим основам формирования и реализации социальной политики бюджетных организаций, рассматривается история становления и развития социальной политики, исследуется механизм реализации социальной политики.

Во второй главе дипломной работы на основе эмпирического исследования особенностей социальной политики в специальной (коррекционной) школе даны рекомендации по совершенствованию механизма социальной политики бюджетной организации.

Глава 1. Теоретические и практические основы формирования и реализации социальной политики бюджетных организаций

1.1 История становления и развития социальной политики

Развитие социальной политики в современном обществе пронизано различными взаимодействиями между государством, экономикой и гражданским обществом. Это регулируемые государством через установление правовых норм отношения собственности, занятости, налогообложения, реализация прав человека.

Развитие буржуазного общества, развитие прав и свобод всех членов общества, провозглашенных в 1789 году в «Декларации прав человека и гражданина» привели к оформлению целого ряда идей, связанных с защитой социальных прав человека. Защита социальных прав понимается как защита от потери доходов на тех этапах жизни или в тех жизненных ситуациях, когда человек становится нетрудоспособным. Хотя индивиды предполагаются свободно взаимодействующими в рамках, установленных обычаями и законом, фактически их взаимодействие подразумевает наличие институтов права и государства как гарантов выполнения взаимных обязательств. Отсутствие правового поля парализовало бы «невидимую руку» рынка.

На Западе давно стало привычным распределение «социальных обязанностей», связанное с тем, что за разработку и реализацию социальной политики отвечает не только государство, но и экономические актеры, т.е. работодатели и работополучатели / собственники и наемные работники. Такое распределение обязанностей складывалось столетиями и называется социальным партнерством. Модель социальной политики, базирующуюся на системе социального страхования, организуемой и финансируемой «социальными партнерами», часто называют по месту возникновения германской или по имени родоначальника, моделью Бисмарка. Поскольку система социального страхования является основой различных моделей социальной политики, а социальные государства Западной Европы добились очевидных успехов в решении ее задач, исторический опыт Германии заслуживает серьезного анализа.

Обновление подходов к развитию экономики, предложенное «школой Ойкена» и развитие «социального рыночного хозяйства (СРХ), по оценке зарубежных ученых, оставило практически без изменений подходы к социальной политике. Безусловно, введение пособий социальной помощи для малообеспеченных в начале 1970-х годов говорит о либерализации подхода Бисмарка, но он остается основой даже в «Повестке до 2010 г.» - последнем плане социального реформирования германского государства [6, с. 54-62].

До середины XIX века семья являлась основным институтом поддержки нетрудоспособных лиц (детей, стариков, длительно болеющих), а дополнением ей выступали частные и общественные (в том числе церковные) благотворительные учреждения, опекавшие одиноких лиц (нищих и убогих).

Распад в связи с индустриализацией и урбанизацией многопоколенной семьи и сопутствующих ей социальных обязательств уменьшили семейные ресурсы, а наемный труд на промышленных предприятиях принес и новые возможности, и новые риски, которых не знал доиндустриальный уклад жизни.

Идея семейной солидарности, как базового типа социальной солидарности, помогла оформить идею «предприятия (корпорации) - большой семьи» и «государства - большой семьи». Речь шла о становлении механизмов финансовой ответственности через специальные виды страхования всех членов этих «новых семей» друг за друга. В социальном страховании был найден механизм, с помощью которого традиционные семейные механизмы солидарности были заменены другими, поддержанными и легитимированными государством системами безопасности и защищенности. Конечно, государству пришлось объяснять гражданам, почему целесообразно аккуратно платить взносы в систему социального страхования. Технически сохранность взносов и право собственности на внесенные суммы всегда обеспечивалось системой индивидуального учета внесенных сумм, без которой страховая система, по европейским канонам, просто не может существовать [1, с. 7-8].

Социальное страхование предложило убедительный ответ на вопрос, каким образом необходимые и желаемые гражданами социальные гарантии можно трансформировать в задачи государства, как и где государство изыскивает средства для этих целей, как их расходует и т.п. Ресурсы государства, как правило, формируются за счет законного изъятия части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.

Налогообложение - чрезвычайно важная связь между государством, рынком и гражданами, не менее древняя, чем нормы закона. Особые формы налогов, которые называются «социальные отчисления» (введенное российским законодателем понятие «единого социального налога» плохо согласуется с этой традицией, но об этом ниже), направляются в специальные, уполномоченные государством же финансовые организации для управления. Поэтому более чем столетняя традиция называет средства социального страхования «корпоративными», то есть вносимыми работниками и работодателями, и характеризуется тем, что аккумулируются эти средства не в бюджете государства, а в специально созданных целевых финансовых организациях (фондах, больничных кассах), государственных, но внебюджетных.

Уже в XVII-XVIII веках у теоретиков «общественного договора» обосновывается «неестественный» характер социальных отношений, базирующихся не на традиционных связях, а на добровольных соглашениях. Договоры страхования рассматривались как один из видов подобных соглашений, ограждавших от рисков потери имущества или товаров. Идея распространения страховых соглашений на людей в связи с риском потери дохода возникает в конце XVIII века. Однако она сразу столкнулась с возражением, что применение принципа страхования к людям будет подрывать чувство личной ответственности и провоцировать беззаботное отношение к своему будущему. Роль государства в системе социального страхования связана с решением тех задач, которые не удается решать на основе добровольного обмена между независимыми друг от друга обладателями прав собственности. Государство как бы напоминает обладателям прав собственности, что они все являются обладателями неотчуждаемых гражданских прав, в то время как собственность может увеличиваться или уменьшаться.

Подробно дискуссия между либералами, настаивавшими на личной ответственности каждого гражданина и собственника, и социалистами, апеллировавшими к социальной солидарности, описана французским исследователем П. Розанваллоном [7, с.18-31].

В настоящее время во всех развитых странах мира можно увидеть развитые системы национальной и корпоративной солидарности и соответствующие им финансовые механизмы. Участие в них носит обязательный характер, никакой работодатель и работополучатель (наемный работник) не может от него уклониться, и регулируется государством. «Государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе закона. Этим преимуществом в отношении своих партнеров не располагают никакие другие участники рыночного обмена. Их законные права устанавливаются и защищаются государством» [8, с.11].

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты