Социальная политика США в период правления администрации Б. Клинтона
ема защиты семейных ценностей, роли семьи, координации усилий семьи и государства в воспитании детей проходит красной нитью практически через все выступления Клинтона. Он любит напоминать, что первым подписанным им законопроектом был закон о неоплачиваемых отпусках по болезни и семейным обстоятельствам. Вступив в должность на второй срок, президент сразу же призвал конгресс увеличить на 24 часа ежегодный неоплачиваемый отпуск по болезни и семейным обстоятельствам, "чтобы люди могли отвести своих детей или престарелых родственников к врачу или побывать на родительском собрании в школе". Economic Report of the President. - Washington, 1997. - Р. 162.

Администрация выступила с инициативами практически по всем больным вопросам, касающимся подрастающего поколения, либо внося специальные предложения, либо выделяя молодежные проблемы особой строкой в широкомасштабных законопроектах. Так, излагая основы своей стратегии по борьбе с наркотиками, президент подчеркнул, что главное из пяти основных направлений, на которых предполагается сконцентрировать усилия, - это здоровье и безопасность детей. Программа рассчитана на длительный период и предполагает активное участие в ее реализации федеральных и местных властей. В 1998 фин. г. администрация планировала выделить на это 16 млрд долл., что на 800 млн больше, чем в бюджете 1997 г Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государст-ва.. - М.: Наука, 1999. - С. 158..

В январе 1997 г. специальное радиообращение президента было посвящено одной из самых острых проблем в современном американском обществе - подростковой беременности. "Ничто так не препятствует достижению поставленных нами для Америки целей, как эпидемия подростковой беременности, - отметил президент. - Хорошо известно, что дети, рождающиеся у несовершеннолетних родителей, чаще других бросают школу, связываются с преступностью и в конце концов оказываются в нищете" Бизнес Уик. - 1997. - № 8. - С. 41.. Что же касается несовершеннолетних родителей, то, по словам президента, "слишком многие из них так и не заканчивают школу и в итоге не получают необходимых навыков для того, чтобы добиться успеха в жизни" Бизнес Уик. - 1997. - № 8. - С. 42.. В последние годы наметилась тенденция к снижению "нетерпимо высокого" уровня подростковой беременности: с 1991 по 1995 г. этот показатель в общенациональном масштабе сократился на 8 % Statistical Abstract of the United States, 1998. - Washington, 1998. - Р. 104.. Во второй срок пребывания на посту президента Клинтон пообещал приложить все силы к тому, чтобы искать дальнейшие пути решения этой проблемы. В частности, он намерен резко расширить федеральное субсидирование программ по воспитанию у молодых людей чувства ответственности, подобных тем, которые уже организованы в Атланте Университетом Эмори. К решению проблемы президент намерен подключить религиозные и общественные организации. Большую роль сыграет и введение в практику нового законодательства о социальном вспомоществовании. Согласно подписанному в 1996 г. закону несовершеннолетние матери могут получать федеральное пособие только в том случае, если они живут с родителями и регулярно посещают школу.

Мысль о том, что государство считает своим долгом помогать семьям работающих граждан, подчеркивается постоянно и присутствует практически в каждом социальном документе. В дополнение к действующему в течение последних 20 лет и значительно расширенном в 1993 г. Закону о налоговых льготах, согласно которому 15 млн малообеспеченных семей уже имели право на льготное налогообложение, в 1997 г. был одобрен новый закон о специальных налоговых льготах для семей, имеющих детей до 17 лет (Child Credit). Теперь уже 26 млн американских семей, где подрастают 40 млн детей, платят налоги по льготному тарифу The Budget for Fiscal Year 1999. - Washington, 1999. - P. 66..

На состояние семьи, безусловно, влияют не только специальные, но и общеэкономические меры, предпринимаемые правительством, например, такие, как создание новых рабочих мест или повышение минимальной заработной платы, планируется постепенное доведение этой ставки до 6 долл. в час. Социологи отмечают, что увеличение дохода не просто повышает материальное благосостояние, но и улучшает психологический климат в семье, так как безработные или имеющие низкий доход родители, как правило, не пользуются уважением в семье и не могут оказать серьезного влияния на детей.

Другим важным направлением помощи семье становится забота о детях, чьи родители работают. Прежде всего это совершенствование сети дошкольных детских учреждений. Уже в начале 90-х годов более половины американских малышей находились не на родительском попечении (главным образом, посещали детские учреждения). Для того чтобы сделать эти услуги более качественными и доступными, финансирование государственных программ содержания дошкольных учреждений увеличивается за 1996 - 2002 гг. на 4 млрд долл США: Государство и социальное обеспечение. - М., ИСКР АН, 2000. - С. 186.. Одновременно предусматриваются налоговые льготы для работодателей, которые либо создают собственные детские центры для детей сотрудников, либо заключают контракты с уже существующими дошкольными учреждениями о предоставлении услуг своим работникам. Родители также имеют право не платить налоги с субсидий (не превышающих 5 тыс. долл.), которые предоставляются им работодателями для оплаты детских дошкольных учреждений.

Сочетание кратко- и долгосрочных целей, характерное для нынешней социальной политики в целом, обнаруживается и в подходе к дошкольным учреждениям: они рассматриваются не только как возможность для родителей в рабочие часы оставить ребенка под присмотром, но и как инструмент раннего развития. В апреле 1997 г. в Белом доме состоялась специальная конференция по проблемам раннего развития. В соответствии с ее рекомендациями, правительство увеличивает средства на все программы, связанные с интеллектуальным и физическим развитием детей 2-5 лет. Предусматривается финансирование научных исследований в этой области, подготовка персонала для работы с детьми младших возрастов. На помощь семьям с маленькими детьми ориентирована государственная программа "Хэд Старт", существующая уже много лет и имеющая с 1995 г. специальную подпрограмму для семей с детьми до трех лет. В 1998 г. в рамках данной программы помощь получали 830 тыс. детей из малообеспеченных семей (в том числе 40 тыс. детей до трех лет). Правительство планирует дальнейшее увеличение финансирования, в результате чего к 2002 г. число малышей, получающих помощь, достигнет миллиона Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государст-ва.. - М.: Наука, 1999. - С. 153..

В пакете мер, осуществляемых правительством, важное место уделяется помощи семьям с детьми-инвалидами. Установлены налоговые льготы для тех, кто согласится усыновить сирот из приютов на территории США. Размер льгот резко возрастает для семей, усыновляющих детей с физическими и умственными недостатками. В 1998 г. были восстановлены и некоторые программы, сокращенные а 1996 г., в частности, речь идет о предоставлении продовольственных талонов детям легальных иммигрантов.

Важным направлением общенациональных усилий становится также забота о том, чтобы дети работающих родителей не оставались без присмотра после школы. На это направлена объявленная в октябре 1997 г. новая федеральная программа "Дети после школы", в соответствии с которой в 1998 г. 400 начальных и средних школ организовали у себя "группы продленного дня". В ближайшие годы намечено довести число школ, проводящих такую работу, до 4 тыс., что позволит охватить такими "группами" примерно полмиллиона детей США: Государство и социальное обеспечение. - М., ИСКР АН, 2000. - С. 216..

В последние годы в США поистине огромное значение придается проблемам образования. Развитие системы образования превратилось в своего рода национальную идею, способную объединить представителей разных партий, расовых групп, слоев с различным уровнем дохода. Именно в этой сфере могут и должны эффективно сотрудничать семья и государство. Такое сотрудничество, по мнению американской администрации, позволит подготовить общество к вступлению в XXI в. и поставить достижения науки и технологии на службу всем гражданам. Для этого в первую очередь намечается достичь следующих целей: каждый 8-летний ребенок должен уметь читать, каждый 12-летний - уметь подключаться к системе Интернет, каждый 18-летний человек - иметь возможность учиться в колледже, а каждый взрослый американец - обладать возможностью продолжать обучение и образование на протяжении всей своей жизни Перспективы социально-эконо-мического развития США (2000 - 2015). - М.: ИМЭМО, 1998. - С. 168..

Большинство родителей прекрасно понимают, что только хорошие знания могут обеспечить будущее их детей. В этой ситуации государство признает необходимость "социализации" значительной части расходов на обучение: не только семья, но общество в целом ответственно за состояние и оснащение школ, разработку общенациональных стандартов, подготовку педагогических кадров, проведение исследовательских работ и внедрение новых образовательных технологий. Государственная поддержка оказывается на всех этапах обучения - от детского сада до вуза; существует специальная программа студенческих займов для оплаты обучения в вузе (средства перечисляются либо студентам, либо непосредственно администрации учебных заведений), в рамках которой только в 1996/1997 уч. г. поддержку получили 1,9 млн студентов Economic Report of the President. - 1997. - P. 187.. Такой подход делает более твердым и уверенным положение семьи, позволяет ей сконцентрироваться на "своей части пути" процесса образования детей.

По данным 1998 г., 40 % 8-летних американцев совершенно не умеют читать Statistical Abstract of the United States, 1998. - Washington, 1998. - Р. 131.. В связи с этим президент уже выдвинул идею создания новой общенациональной программы "Америка читает". Одна из ее основных идей заключается в привлечении большого числа помощников из числа студентов университета, которые станут добровольными репетиторами для своих маленьких соотечественников. Эта идея уже нашла широкую поддержку как в студенческой среде, так и среди преподавательского и административного персонала вузов, готового оказывать всяческую поддержку новому начинанию. Однако решение данных проблем невозможно без участия семьи. Неудачи последнего десятилетия, видимо, объясняются именно отсутствием координации усилий родителей, школы и администрации. Такого мнения сегодня придерживаются не только специалисты, но и рядовые американцы. По данным социологов, подавляющее большинство считает основными причинами провалов средней школы отнюдь не недостаточное финансирование или нехватку компьютеров, а плохую дисциплину учеников, насилие и наркоманию в школах (эти причины называют в качестве основных около 86 % опрошенных), а также неучастие родителей в учебных делах своих детей и распад семей США глазами американских социологов. - М.: Наука, 1995. - С. 201..

Одновременно подавляющее большинство считает правильными и необходимыми те меры, которые правительство предпринимает для улучшения положения дел в школе: повышение квалификации учителей, улучшение технической базы школ, сокращение числа детей в классе. 70 % взрослых американцев даже готовы платить больше налогов при условии, что эти средства будут направлены на решение указанных проблем. Интересно, что чернокожие американцы обнаруживают, согласно данным социологов, даже большую заинтересованность в совершенствовании системы образования, чем белые (для них более остро стоит проблема повышения социального статуса, увеличения доходов и т.п.). Таким образом, комплекс "семья-воспитание-обризование" действительно является той узловой точкой, вокруг которой правительство может сплотить нацию и получить поддержку общества при проведении "непопулярных мер" в процессе реформирования социальных программ.

Не менее важно и то, что не только образование, но и воспитание детей в США ныне уже не рассматривается как частное дело семьи. Это очень четко сформулировано в послании президента "О положении страны в 1997 г.", с которым он выступил на совместном заседании обеих палат конгресса. Примечательно, что президент определенно высказался в поддержку жестких административных мер: «...Школа должна воспитывать характер. Мы должны научить наших детей быть хорошими гражданами. Мы должны продолжать и впредь содействовать упрочению порядка и дисциплины, поддерживать те общины, где введены школьная форма, "комендантский час", наказание за прогулы, удаление из класса учеников, мешающих учебному процессу, и проявляется полная нетерпимость к оружию и наркотикам в школах» US News and World Report. - 1998. - Mar. 25. - Р. 41.. Президент не случайно упомянул общины и местные органы власти. Именно на таком уровне в последние годы (а число общин за последние два десятилетия возросло, по разным оценкам, в 10-15 раз) предпринимаются активные меры для блокирования негативных тенденций и обуздания последствий проникновения рынка во все сферы человеческой жизни. При этом применяется целый комплекс мер, включая административные и даже чисто полицейские. К ним относится установление времени дня, в течение которого дети и подростки не могут появляться на улице без сопровождения взрослых. Так в Лос-Анджелесе теми, кто пропускает школьные занятия, занялась полиция. За появление на улице с 8.30 до 13.30 прогульщики могут быть наказы штрафом в 135 долл., который сопровождается повесткой в суд по делам несовершеннолетних. Обычно судья предоставляет двухмесячный срок, и если за это время от учебного заведения не поступает никаких нареканий на поведение учащегося, штраф аннулируется. Однако при повторном задержании на улице в школьные часы штраф может составить 600 долл. За несколько месяцев действия программы посещаемость в школах заметно улучшилась, а число преступлений в указанное время сократилось на 10 %. Разумеется, долгосрочный эффект такие программы могут дать только в случае, если они встроены в более широкий контекст мероприятий, направленных на помощь семье, развитие школьных и дошкольных учреждений, создание рабочих мест и т.п Заведин А.Р. США: Историческое развитие // США. - 2000. - № 11. - С. 19..

В заключение следует подчеркнуть, что оценка положения и перспектив развития семьи в США в 90-е годы возможна лишь в рамках широкого социально-экономического контекста. Современное состояние данного института не может рассматриваться как некий изолированно существующий "кризис", который может быть преодолен при помощи комплекса хорошо продуманных и финансово обеспеченных мер. Такой подход был бы ошибочным, ибо ликвидация кризиса означает восстановление статуса, возвращение к прежним нормам. В данном же случае речь идет об изменении статуса, об эволюции самих норм. Если на предыдущих этапах развития американской цивилизации единственно нормальной, естественной и устойчивой считалась моногамная семья, включающая в себя разнополых супругов и их детей, и эта норма в течение длительного времени действительно могла рассматриваться как оптимальная, то на так называемой постиндустриальной стадии потребность в этой форме организации жизни значительно сокращается. Одновременно растет число нетрадиционных домашних хозяйств, заменяющих собой прежние привычные формы.

Заключение

В ходе данной работы мы рассмотрели социальную политику США в период правления администрации Клинтона. В результате мы можем сделать следующие выводы:

1. В ходе работы мы выяснили, что все исследования и дебаты вокруг бедности и программ социального обеспечения ясно демонстрируют обеспокоенность американцев нерешенной проблемой. Расходятся они лишь в вопросе о необходимой степени участия правительства в ее решении. Одни верят, что сокращение пособий заставит бедных активнее стремиться стать на ноги и упорнее искать работу. Они считают, что снижение налогов и, следовательно, расходов на содержание правительства, повысит покупательную способность населения и стимулирует рост деловой активности. Оживление деловой активности обеспечит работой всех -- или почти всех. Другие считают такой подход нереалистичным. С их точки зрения, правительство, будучи гарантом общественного благосостояния, обязано сделать все возможное для ликвидации бедности. Только время и искренние всенародные усилия обеспечить наивысший возможный уровень жизни каждому жителю страны определят, какой подход окажется более эффективным.

2. Эволюция института семьи диктуется рядом цивилизационных и технологических факторов, среди которых на первое место следует поставить развитие таких фундаментальных черт американской цивилизации как индивидуализм и рыночный механизм. Генезис индивидуализма с неизбежностью приводит к изменениям межличностных связей, к деформации семейной психологии. Сбывается прогноз Дж. Сороса о том, что "в таком обществе друзья, соседи, мужья и жены станут если не взаимозаменяемыми, то по крайней мере легко заменяемыми на практически равноценные альтернативы; они будут выбираться на основе конкуренции. Отношения между родителями и детьми предположительно останутся стабильными, но узы, их соединяющие, могут ослабнуть. Личное общение может совсем утратить свое значение по мере того, как более эффективные средства коммуникации будут снижать потребность в физическом присутствии" Сорос Дж. Советская система: к открытому обществу. - М., 1991. - С. 91 - 92.. В таком предельно индивидуализированном обществе традиционная семья оказывается неустойчивой, а "нетрадиционные" формы организации домашнего хозяйства, напротив, проявляют высокую жизнеспособность и становятся обычными и нормальными (т.е. соответствующими новым нормам). Широкое распространение таких форм объясняется именно их соответствием современным психологическим и моральным потребностям общества.

3. Существенное влияние на состояние и перспективы института семьи оказывает развитие рыночных механизмов, которые в рамках американской цивилизации не только постоянно совершенствуются в экономических и финансовых отраслях, но прорастают и в другие сферы общественной жизни. Происходит своеобразное переплетение принципов laissez faire и нравственных категорий, в результате чего система ценностей претерпевает значительные изменения. Поведение человека в семье оказывается жестко детерминировано экономически. В полном соответствии с законами рынка экономический человек сокращает инвестиции в семью, если ее "продукты" не приносят должной прибыли.

4. Объективный характер изменения форм домашнего хозяйства отнюдь не отменяет того факта, что современное состояние института семьи служит источником многих негативных явлений общественной жизни. Существующие проблемы четко осознаются и широко обсуждаются в США. Путь их решения, выбранный американским правительством Б. Клинтона, базируется на принципах плюрализма и демократии. Принимаемые меры ни в коем случае не имеют своей задачей всеобщего возвращения к прежней "традиционной" модели семьи. Государственная политика основана на реалиях современной жизни и имеет своей целью адекватное реагирование на негативные последствия происходящих изменений и их минимизацию. Другая важнейшая цель заключается в том, чтобы средствами бюджетной, кредитной и налоговой политики помочь гражданам, которые выбирают традиционные формы семейной жизни и занимаются воспитанием детей, так как на данном этапе развития роль этого института в сохранении стабильности общества все еще весьма велика. И, наконец, еще одно направление деятельности правительства - максимальное развитие всех сфер, выполняющих наряду с семьей функцию социализации членов общества.

Список использованных источников и литературы

1. Источники

1. Бизнес Уик. - 1997. - № 8.

2. Бизнес Унк. - 1994. - № 3.

3. Перспективы социально-экономического развития США (2000 - 2015). - М.: ИМЭМО, 1998. - 298 с.

4. Приоритетные направления развития воспроизводственных сил США. - М.: ИМЭМО, 1991. - 318 с.

5. США-ЭПИ. - 1997. - №9.

6. Census Brief. US Dept. of Commerce. - 1997. - Sept.

7. Challenge. - 1995. - Sept./Oct.

8. Economic Report of the President. - Washington, 1997. - 267 p.

9. Statistical Abstract of the United States, 1998. - Washington, 1998. - 156 p.

10. The Budget for Fiscal Year 1999. - Washington, 1999. - 189 p.

11. Training and Development Journal. - 1997. - Dec.

12. US News and World Report. - 1998. - Mar. 25.

13. Wall Street Journal. - 1995. - Apr. 9.

2. Литература

14. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 256 с.

15. Бедность по-американски (методика измерения) // Человек и труд. - 1999. - № 12. - С. 26 - 38.

16. Бекер Г. Выбор партнера на брачном рынке // Thesis. - 1994. - Вып. 6. - С. 10 - 27.

17. Григорьева И. Модели социальной политики в современном обществе: одна, две или больше? // Новый мир. - 1998. - № 4. - С. 38 - 49.

18. Заведин А.Р. США: Историческое развитие // США. - 2000. - № 11. - С. 10 - 23.

19. Лебедева Е.А. Инновационный бизнес в США. - М.: ИМЭМО, 1995. - 351 с.

20. Марцинкевич В.И. США: Человеческий фактор и эффективность экономики. - М.: Наука, 1991. - 289 с.

21. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 318 с.

22. Опыт США: государственное страхование на случай безработицы // Человек и труд. - 1999. - № 5. - С. 18 - 25.

23. Смелзер Н. Социология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 452 с.

24. Согрин В.В. США в XX веке // США. - 1999. - № 9. - С. 28 - 42.

25. Сорос Дж. Советская система: к открытому обществу. - М.: Изд-во политической литературы, 1991. - 281 с.

26. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государства.. - М.: Наука, 1999. - 273 с.

27. США глазами американских социологов. - М.: Наука, 1995. - 295 с.

28. США: Государство и социальное обеспечение. - М., ИСКР АН, 2000. - 351 с.

29. Цивилизационный процесс и социальные итоги развития США. - М.: Фонд "За экономическую грамотность", 1993. - 351 с.

30. Человек в "инновационной экономике" XX века / Отв. ред. Ю.А. Васильчук. - М.: ИМЭМО РАН, 1994. - 318 с.

31. Яровая Е.В. Социальная наука в контексте общественно-исторического и научного процесса (на примере США). - М.: ИМЭМО, 1995. - 341 с.

32. American families and the future: Analyses of possible destinies / Ed. B.H. Settles, R.S. Hanks, M.S. Sussman. - N.-Y., 1993. - 313 p.

33. Becker G.A. Treatise on the Family. - Cambridge (Mass.), 1991. - 381 р.

34. Dionne E.J. They only look dead: Why progressives will dominate the next political era. - N.-Y., 1996. - 352 p.

35. Faux G.P. The party's not over: a new vision for the Democrats. - N.-Y., 1996. - 260 p.

36. Heidenheimer A.J. Comparative public policy: the politics of social choice in America, Europe and Japan // Arnold J. Heidenheimer, Hugo Heclo, Caroryn Teich Adams. - 3rd ed. - N.-Y., 1998. - 416 p.

37. Moynihan D.P. Miles to go: A personal history of social policy. - Cambridge, 1997. - 245 p.

38. Roberts P.G. The new color line: How quotas and privilege destroy democracy. - Washington, 1995. - 247 p.

39. Rosenthal A. Drawing the line: Legislative ethics in the states. - Lincoln and London, 1996. - 268 p.

40. Weisberg J. In defense of government: The fall and rise of public trust. - N.-Y., 1996. - 209 p.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты