Социальная политика США в период правления администрации Б. Клинтона
90-е годы большинство американцев было обеспокоено существованием в их стране бедности Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека. - М.: Аспект Пресс, 1995. - С. 142.. В конце концов, Соединенные Штаты известны именно своим богатством, изобилием продовольствия и возможностями каждому создать себе хорошую жизнь. Целью является поддержание экономической системы свободного предпринимательства, в которой каждый, желающий трудиться, может найти себе работу, способную принести достаточный доход для безбедной жизни. Однако всегда существует какое-то количество людей, стремящихся, но не сумевших найти себе занятие по способностям. Число безработных в стране колеблется в зависимости от общей экономической конъюнктуры. По официальным данным в 90-е годы безработица составила от семи до восьми процентов.

Бедным и безработным было бы куда тяжелее, если бы они не получали помощи от федерального правительства и правительств штатов. Система социального обеспечения в США столь широка, что в начале и середине 1960-х годов почти половину всех расходов федеральной казны составляли выплаты на «социальные нужды», то есть на оказание помощи людям. Это в два раза больше, чем в 60-х годах, когда на обеспечение социальных программ расходовалось лишь около 25 процентов федерального бюджета Moynihan D.P. Miles to go: A personal history of social policy. - Cambridge, 1997. - Р. 145.. Помимо федеральных программ правительства всех пятидесяти штатов проводят свои собственные программы помощи нуждающимся. Программы помощи бедным включают:

- Пособия по социальному обеспечению -- ежемесячные суммы, выплачиваемые государством тем, чей доход не обеспечивает таких основных потребностей, как пища, кров и одежда.

- Медикейд -- оказание бесплатной медицинской помощи и госпитализации.

- Продовольственные купоны -- книжечки специальных талонов, действительных для приобретения продуктов в любом магазине.

- Школьное питание -- бесплатные завтраки и обеды для школьников.

- Распределение избытков продовольствия -- в рамках этой программы правительство скупает огромное количество продовольственных продуктов и бесплатно распределяет их среди бедных семей Согрин В.В. США в XX веке // США. - 1999. - № 9. - С. 29..

В дополнение к этому существует программа предоставления муниципального жилья бедным -- да и не только бедным -- семьям в домах, построенных за счет бюджетных средств. Федеральные, штатные и городские власти следят за тем, чтобы квартиры в этих домах доставались семьям с низким уровнем доходов. Государственные организации обеспечивают содержание домов, оплачивая персонал, ремонт и отопление.

При отсутствии муниципальных домов бедных, не имеющих крова, иногда расселяют на частных квартирах или в гостиницах за счет государства.

1.3 Социальное страхование

Существовали в период правления администрации Б.Клинтона и многие другие программы государственной помощи нуждающимся. Самой обширной в 90-е годы оставалась программа социального обеспечения Сошиал секьюрити. Финансировалась она за счет налогообложения всех работающих американцев. Практически у каждого трудящегося американца вычиталось семь процентов заработка (по данным на 1995 год) на обеспечение программы социального страхования. Расходовались эти средства различными путями Dionne E.J. They only look dead: Why progressives will dominate the next political era. - N.-Y., 1996. - Р. 139..

По достижении пенсионного возраста -- не ранее 62 лет -- человек мог оставить работу и получить ежемесячную пенсию по социальному страхованию. (Однако в большинстве случаев американцы не выходят на пенсию раньше 65 лет).

Если рабочий или работница теряли трудоспособность в результате увечья, они обычно получали право на пособие по социальному страхованию. Также выплачивались пособия по социальному страхованию вдовам и детям рабочих, скончавшихся до достижения пенсионного возраста.

Пожилым американцам (старше 65 лет) предоставлялось содействие в медицинском обслуживании и госпитализации в рамках федеральной программы Медикэр. Хотя полностью расходы на лечение эта программа не покрывала, помощь она, тем не менее, оказывала значительную. В среднем она оплачивала около 74 % расходов на госпитализацию и около 55 % врачебных гонораров Heidenheimer A.J. Comparative public policy: the politics of social choice in America, Europe and Japan // Arnold J. Heidenheimer, Hugo Heclo, Caroryn Teich Adams. - 3rd ed. - N.-Y., 1998. - Р. 217..

Существовали и иные способы оказания людям помощи со стороны федерального правительства и правительств штатов.

Страхование по безработице: правительство каждого штата выделяет деньги для выплат трудящимся, потерявшим работу не по своей вине. Безработные получают еженедельные выплаты в течение шести месяцев, пока не найдут новое место. В периоды экономических спадов, когда работу найти чрезвычайно сложно, сроки выплат продлеваются, иногда до года. Суммы выплат меняются в разных штатах, привлекаются для их обеспечения и средства из федеральной казны. В штатах существуют также ведомства, занимающиеся профессиональной переориентацией рабочих и оказывающие им содействие в поисках новых рабочих мест на основе информации, предоставляемой частными компаниями Опыт США: государственное страхование на случай безработицы // Человек и труд. - 1999. - № 5. - С. 21..

Льготы ветеранам: бывшим военнослужащим предоставляется дешевое или полностью оплаченное обслуживание в специальных госпиталях для ветеранов. Ветераны, получившие ранения и увечья на службе стране в вооруженных силах, обеспечиваются также пенсией и бесплатной медицинской помощью.

Образование: Во всех штатах существует сеть государственных школ. В каждом городском микрорайоне их не менее чем по одной. Школу имеет каждый населенный пункт, независимо от размера, каждый отдельный сельский район. Все дети -- даже из семей, не имеющих американского гражданства -- пользуются правом на получение в этих школах полностью бесплатного образования. Срок обучения в школах --12 лет до возраста 17-18 лет. Высшее образование в колледжах и университетах по большей части платное, но каждый штат и многие города имеют собственные университеты, предоставляющие образование по ценам гораздо более доступным, чем частные США: Государство и социальное обеспечение. - М., ИСКР АН, 2000. - С. 210..

Молодые люди из семей с низким уровнем дохода могут получить субсидии в рамках государственных программ. Полученные субсидии должны быть возвращены, когда студент завершает обучение и начинает работать Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государст-ва.. - М.: Наука, 1999. - С. 97..

Во всех городах и штатах есть бесплатные публичные библиотеки, где каждый может читать или брать на дом книги, журналы и звукозаписи.

Деловая жизнь: Специальные государственные ведомства оказывают содействие предпринимателям, либо людям, желающим заняться предпринимательством, вплоть до предоставления кредитов на обзаведение делом. Считалось, что, помогая бизнесмену встать на ноги, государство помогало и многим другим людям, для которых будут таким образом создаваться новые рабочие места наряду с производством полезных товаров и услуг Согрин В.В. США в XX веке // США. - 1999. - № 9. - С. 34..

Профессиональное обучение: Правительственные программы предоставляют молодежи и взрослым из бедных семей и национальных меньшинств возможности обучения специальностям, с которыми легче получить хорошую работу. Эти программы, рассчитанные на оказание помощи молодежи, проявляющей способности к технике, искусству и некоторым другим сферам деятельности, дополняют систему бесплатного среднего образования.

1.4 Добровольческий труд и благотворительность

На всем протяжении развитие в США безвозмездного добровольческого труда было подвержено колебаниям, переживало подъемы и спады. Подобная картина наблюдается в стране и в последние два десятилетия: доля волонтеров величина непостоянная. Наибольший процент вовлеченных пришелся на 1983 г., когда он равнялся 55 % взрослого населения, а наименьший - на 1987 г. (45 %), в 1991 г. наметился подъем активности добровольцев (51,5 %) с некоторым снижением в дальнейшем до менее 50 % Statistical Abstract of the United States, 1998. - Washington, 1998. - Р. 97..

Сегодня жизнь в американских городах становится безопасней благодаря усилиям таких работающих на общественных началах добровольцев, как родителей, присматривающих за соседскими детьми, групп охраны общественного порядка по месту жительства, комитетов по контролю за чистотой улиц, природных парков, водоемов и проч. В последние годы силами добровольцев организуются строительные и коммунальные работы, создаются спортивные и рекреационные базы, центры дошкольного воспитания, дома ухода за престарелыми, осуществляется помощь молодым родителям по уходу за детьми и школьникам в учебе, обучение молодежи из бедных семей различным специальностям и бытовым навыкам, содействие в размещении бездомных.

Этот феномен заслуживает внимания, поскольку распространение добровольческого труда - несомненный показатель того, что в американском обществе набирают силу элементы, которые опираются не на меркантильные, а социально значимые ориентиры. Можно предположить, что данный феномен связан с повышенным интересом американцев к гуманитарной деятельности. В частности, на это указывают результаты общенациональных опросов, проведенных в 1997 г. среди 195 тыс. студентов из 382 колледжей и университетов: наивысший за последние два десятилетия процент студентов (43 %) назвали целью своей жизни участие в решении социальных проблем страны Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государст-ва.. - М.: Наука, 1999. - С. 130..

Особенно наглядно гуманизацию американского общества демонстрируют данные статистики о динамике роста добровольных ассоциаций, частных лиц и домохозяйств, участвующих в благотворительной деятельности. За последние четверть века темпы роста в США добровольных ассоциаций опережали темпы роста прибыльных и смешанных. Число добровольных ассоциаций всех типов возросло с 309 тыс. в 1967 г., 1,1 млн в 1977 г. и до более 1,5 млн в 1996 г. Одна из главных причин большого влияния добровольных организаций в США заключается в способности привлекать людей и деньги. Добровольческие организации опираются как на денежные пожертвования, вклады, сборы и плату за услуги, так и на труд работающих на общественных началах миллионов волонтеров Statistical Abstract of the United States, 1998. - Washington, 1998. - Р. 103..

В конце 80-х годов в благотворительной деятельности участвовало в общей сложности 70 млн семей (70 % от общего их числа), а в 1995 г. -свыше 73 млн. Добровольческим трудом было занято 48,8 % взрослого населения (45,1 % мужчин и 52,2 % женщин), из которых наибольшая часть приходилась на лиц в возрасте 45 - 54 лет (55,3 %), второе место занимали добровольцы 35 - 44 лет (55 %), третье - 25 - 34 лет (50,8 %), четвертое - 55 - 64 лет (47,9 %), пятое - 65 - 74 лет (44,7 %), шестое - в возрасте 75 лет и старше (33,7 %) Согрин В.В. США в XX веке // США. - 1999. - № 9. - С. 34..

По последним имеющимся данным за 1995 г., средний еженедельный показатель времени, которое американцы тратят на оказание всякого рода добровольных услуг, составляет 4,2 часа US News and World Report. - 1998. - Mar. 25. - Р. 51..

Число вовлеченных в добровольную гуманитарную деятельность взрослых американцев тем больше, чем выше их образовательный статус и уровень доходов, и наоборот: их доля от американских семей с начальным образованием в 1995 г. составляла 18,7 % по сравнению с 70,7 % от семей, где супруги закончили колледж. Соответственно наивысшая доля среди вовлеченных в добровольную деятельность наблюдается со стороны высокодоходных семей, получающих от 75 тыс. долл. до 100 тыс. долл. и выше в год), которая составляет 65 -- 70 % в своей категории по сравнению с 34 -- 35 % из семей с доходами не выше 20 тыс. долл. в год Statistical Abstract of the United States, 1998. - Washington, 1998. - Р. 105..

По масштабам участия в оказании добровольных услуг населению первое место занимают религиозные общины. В 1995 г. в них было сконцентрировано 25,8 % от всех занятых добровольческой деятельностью. Далее следуют добровольцы, оказывающие услуги от случая к случаю (20,3 %); в оказании бесплатного образования их работает 17,5 %, в воспитании молодежи - 15,4, медицинской помощи - 13,2, гуманитарных (социальных) услуг- 12,7 % добровольцев Statistical Abstract of the United States, 1998. - Washington, 1998. - Р. 106..

Если ранжировать направления, по которым участие добровольцев проявляется в форме выделяемых на благотворительные цели денежных средств, то порядок показателей, за исключением религиозных организаций, сохраняющих верхнюю строчку и по доле тех (48 %), кто отчисляет им взносы, делает вклады по завещаниям и другие пожертвования, будет иным: на втором месте по данному индикатору - оказание медицинской помощи (27,3 %), на третьем месте - социальные услуги (25,1 %), на четвертом - воспитание молодежи (20,9 %), на пятом - образование (20,3 %). Услуги в сфере охраны окружающей среды, занимающие по показателю масштаба трудового участия девятое место, оказываются на шестом месте по числу лиц, участвующих в ее финансировании Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государст-ва.. - М.: Наука, 1999. - С. 135..

В 1995 г. общая сумма пожертвований благотворительных фондов, корпораций, отдельных граждан и семей составила 144 млрд долл. в сравнении с 46 млрд долл. в 1980 г. За 1991 - 1995 гг. доля от общего числа американских семей, добровольно отчислявших из своих доходов средства на различные виды некоммерческой деятельности, колебалась от 68,5 до 73,5 %. В среднем доля отчислений на благотворительные цели в объеме годового дохода американской семьи равняется 2,1 - 2,2 %, при этом разброс по взрослым группам составляет от 0,7 до 3,7 % Statistical Abstract of the United States, 1998. - Washington, 1998. - Р. 107..

Добровольные ассоциации, будучи гетерогенными социально и профессионально, отличаются отсутствием твердой иерархической структуры. В своей деятельности они не подчиняются партиям, федеральным и штатным ведомствам. Примером может служить фонд "Крупным планом", самая крупная в США неправительственная, внепартийная организация гражданского воспитания. Фонд предоставляет возможность людям, в основном учащимся старших классов средней школы, путешествовать по стране, знакомиться с работой государственных учреждений, чтобы лучше понять себя и свою страну.

Добровольные организации могут создаваться небольшими группами населения на местах, которые стремятся оказывать такие виды общественных услуг, которые не готово поддерживать большинство населения. Многие добровольные организации совсем невелики и работают в масштабах жилого района, как, например, "Аюда" (в пер. с исп. - "помощь"), насчитывающая 19 штатных работников. Каждую неделю штатным работникам помогает примерно 15 -- 20 добровольцев Бизнес Уик. - 1997. - № 8. - С. 57..

Глава 2. Социальная политика в отношении семьи

2.1 Экономические и социальные характеристики американской семьи в 90-е годы

Семья - один из основных социально-экономических укладов американского общества. Пройдя определенный путь исторического развития, в ходе которого совершились серьезные структурные и функциональные изменения, институт семьи продолжает играть ключевую роль в процессе воспроизводства. В 1997 г. в США н
асчитывалось более 70 млн семей Statistical Abstract of the United States, 1998. - Washington, 1998. - Р. 104.. Динамика структуры домашних хозяйств свидетельствует о том, что на протяжении последних десятилетий прирост числа традиционных семей постоянно оказывается ниже прироста общего числа домашних хозяйств. В результате их доля в структуре домашних хозяйств уменьшается. Особенно резко эта тенденция проявилась в 70-х годах, когда число домашних хозяйств выросло за десятилетие на 27 %, традиционных семей увеличилось на 16 %, а нетрадиционных - на 78 %; число одиноких людей увеличилось на 69 %. После 1980 г. изменения происходили более плавно, однако тенденция пока остается прежней. В середине 90-х годов на традиционные семьи (полные и неполные) приходилось менее 70 % всех домашних хозяйств, на полные семьи - только 53 %. Среди остальных 82 % составляли одинокие люди, прочие же выбирали, по данным американских социологов, совместную жизнь с кем-либо, не являющимся супругом или родственником (одним или несколькими) American families and the future: Analyses of possible destinies / Ed. B.H. Settles, R.S. Hanks, M.S. Sussman. - N.-Y., 1993. - Р. 120 - 121..

Есть основания предполагать, что такая же тенденция сохранится и в ближайшее десятилетие в связи с тем, что нетрадиционные формы организации домашнего хозяйства характерны в первую очередь для молодежи. В 1997 г. среди супружеских пар, проживающих вместе, почти половину составляли лица в возрасте от 35 до 54 лет. В младших возрастных группах отношение к семье и браку совершенно иное. Во всяком случае, спешить с созданием семьи юноши и девушки не склонны. Доля лиц, ни разу не вступавших в брак, в младших возрастных группах постоянно растет. В 1997 г. она достигла беспрецедентных ранее цифр: 66,5 % мужчин в возрасте 20 - 29 лет ни разу не были женаты, а 53,6 % их ровесниц ни разу не выходили замуж Statistical Abstract of the United States, 1998. - Washington, 1998. - Р. 121..

Изменение существовавшего еще несколько десятилетий назад взгляда на традиционную семью как на наиболее предпочтительную для большинства населения форму организации жизни обусловлено в значительной степени утратой многих функций, ранее ей принадлежавших. Прежде всего семья в подавляющем большинстве случаев уже не является производственной единицей, не обеспечивает работой своих родственников, а ее взрослые члены заняты профессиональной деятельностью вне дома, за исключением владельцев ферм, которых не так много (в сельском хозяйстве занято лишь около 3 % населения страны). Кроме того, семейный бизнес сохраняется в сфере услуг (рестораны, магазины, авторемонтные мастерские, мелкие банки), главным образом, среди американцев азиатского происхождения.

Для среднего класса в 90-е годы было характерно и то, что не только профессия, но и социальный статус не передавался по наследству (хотя первичный социальный статус ребенка, конечно, определялся семьей), братья и сестры могли занимать разное социальное положение, так как оно определялось не занятостью, а собственными заслугами. Влиять на профессиональное, финансовое, социальное будущее своих детей большинство американских семей могло лишь одним путем - воспитанием и образованием. Сказанное не относится к семьям правящего слоя, выходцы из которого наследовали значительную собственность в различных ее формах, политические связи, и, следовательно, социальный статус. По наблюдениям американских социологов, такие семьи сохраняют прочные связи не только в пределах нуклеарной семьи, но и с более широким кругом родственников США глазами американских социологов. - М.: Наука, 1995. - С. 153..

В прошлом такие потребности, как помощь в случае болезни и старости, возможность получения финансовых средств и т.д., также обеспечивалась семьей. С развитием сферы услуг, социального страхования, банковской сети эти функции постепенно отмирают. Все названные потребности в 90-е годы практически полностью выполнялись другими институтами. Соответственно изменился и характер связей между индивидом и обществом. Если раньше такая связь осуществлялась опосредованно, через семью, то теперь каждый взрослый гражданин, безотносительно к принадлежности (или не принадлежности) к семье стал иметь самостоятельные, независимые от родственников и супруга связи с другими социальными институтами.

Сужение круга потребностей, удовлетворяемых в рамках семьи, наряду с сокращением числа традиционных семей привело и к серьезным внутрисемейным деформациям, прежде всего к росту числа разводов и неполных семей. В 70-х и 80-х годах США принадлежало мировое лидерство по числу разводов на 1000 заключенных браков. В 90-х годах уровень разводов продолжал оставаться высоким: более половины заключенных браков распадаются. Неполные семьи (один из супругов отсутствует) составляли в 1970 г. 15 % всех семей, в 1980 г. - 21, а в 1997 г. - уже 31 % Statistical Abstract of the United States, 1998. - Washington, 1998. - Р. 126..

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты